Научная статья на тему 'Град обречённый – антиутопия XXI века'

Град обречённый – антиутопия XXI века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2494
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИУТОПИЯ / УТОПИЯ / ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / DYSTOPIA / UTOPIA / CULTURE TEXT / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бубнихин Алексей Андреевич

В статье рассматривается произведение А.Н. Стругацкого и Б.Н Стругацкого «Град Обречённый» как антиутопия XXI века, изучается происхождение антиутопии как культурного текста, её связь с утопией. Автор исследует и называет признаки антиутопии в романе. «Град Обречённый» характеризуется автором как опыт внедрения массовой культуры в локальное сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The Doomed City” – a dystopia of the 21st century

The article studies the work by Arkady and Boris Strugatsky “The Doomed City” as a dystopia of the 21st century. In the beginning of the article, dystopia's origin as a cultural text, its connection with utopia are studied. The author researches and names dystopia signs in the novel. “The Doomed City” is characterized by the author as experience of introduction of mass culture into a local community.

Текст научной работы на тему «Град обречённый – антиутопия XXI века»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 882.09

Бубнихин Алексей Андреевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

rinaldo89@mail.ru

ГРАД ОБРЕЧЁННЫЙ - АНТИУТОПИЯ XXI ВЕКА

В статье рассматривается произведение А.Н. Стругацкого и Б.Н Стругацкого «Град Обречённый» как антиутопия XXI века, изучается происхождение антиутопии как культурного текста, её связь с утопией. Автор исследует и называет признаки антиутопии в романе. «Град Обречённый» характеризуется автором как опыт внедрения массовой культуры в локальное сообщество.

Ключевые слова: антиутопия, утопия, текст культуры, глобализация, эксперимент.

Антиутопия, как следует из названия, образованного при помощи приставки . «анти» - противоположность, искажённая форма Утопии. Существуют также два альтернативных названия этого явления: «дистопия», образованное от греческого «dus» - «неотделяемая приставка, означающая нечто противное, трудное или дурное (против. eu)» и «topos» - «место», а также «какотопия» от греческого «kakos» - «дурной, злой».

Сам термин «антиутопия» был впервые создан Д.С. Миллем в XIX веке для характеристики художественных и просто полемических произведений, рисующих вымышленное общество, пороки которого должны служить предостережением нравственности или политике. Антиутопии присущ технократический путь развития, что, вероятно, связано с механистическим характером её сообщества. Антиутопия, как разновидность культурного текста, имеет больше различных форм проявления, чем Утопия. По нашему мнению, подобное многообразие жанра Антиутопии связано с его актуальностью, приближенностью к реалиям современного общества, пережившего первый крах утопий социализма, капитализма и потому представляющему интерес для научного сообщества. Изучение первых Антиутопий таких авторов как Оруэлл, Хаксли, Замятин, Олеша существенно затруднялось ввиду труднодоступности этих текстов, которые подвергались жёсткой критике и цензуре. В. Новиков описывает антиутопизм как определённую черту различных произведений, таких как, например, философская сказка Ф. Искандера «Кролики и удавы», «Мы» Е. Замятина, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, а также романы братьев Стругацких. В настоящее время феномен Антиутопии изучен не так основательно, в отличие от породившей её Утопии. Исследователи описывают Антиутопию не только как текст, но и как образ мышления. Изучению феномена утопии посвящена работа К. Мангейма «Идеология и утопия», где утопия рассматривается в качестве типа психологии, М. Ласки «Утопия и революция», в котором, признавая единство происхождения утопии и революционной иде-

ологии, выдвигается требование обязательного разделения понятий «утопист» и «революционер». Здесь мы поясним, что названия этих работ не несут в себе самого термина «антиутопия», однако он приводится в них совместно с утопией. Нужно отметить, что во многих работах зарубежных исследователей - как, впрочем, и отечественных - анализ феномена антиутопии проводится в сочетании с анализом утопии, жанр антиутопии представлен как один из вариантов развития утопического. При изучении текстов Утопий и Антиутопий возникает вопрос о принципах их взаимосвязи: является ли Антиутопия особым видом Утопии, или она - самостоятельный, но родственный ей жанр? Исследователи по-разному отвечают на этот вопрос.

Дж. Оруэлл, один из первых антиутопистов, пишет, что Утопия безжизненна сама по себе, что она лишь может стремиться к совершенству, но никогда его не достигнет. Т. Чернышёва считает Антиутопию генезисным продолжением Утопии, её логическим завершением, когда Утопия приобретает аналитический и экспериментальный облик [5, с. 49]. Однако некоторые исследователи считают Антиутопию самостоятельным культурным текстом. В. Чаликова считает антиутопию самостоятельным жанром, описывающим сатирически любые попытки сотворения идеального общества [4, с. 82]. Э. Баталов говорит об антиутопии как о новом способе полемики с Утопией. По Баталову, утопия - это жанр, существование которого служит отрицанию самой возможности такого явления как Утопия, общества, по природе своей совершенного [1, с. 28].

Мы считаем, что Антиутопия и Утопия - два родственных жанра. Один из них послужил причиной порождения другого. С другой стороны, два этих начала как бы противостоят одно другому: Утопия описывает идеальное сообщество, Антиутопия описывает сообщество, построенное по принципам Утопий, но с аналитической точки зрения. Антиутопия, подобно некоторым текстам фантастики (И. Ефремов, «Час Быка»), показывает нам, как будет развиваться общество, где статика, неподвижность и покой Утопии будут приведены

196

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

© Бубнихин А.А., 2013

в движение, и при этом вектор развития будет учитывать «погрешности», обусловленные человеческой натурой - чувствами, мыслями, желаниями, эмоциями. Антиутопия словно вырастает из некоторых утопических особенностей: статика превращается в динамику, герои обретают лица и чувства, кроме того, они не «случайные гости», а жители, вовлечённые в антиутопическое общество, однако же, сохраняются до определённой степени, транс-цендентальность, ритуальность и, разумеется, механистическое построение общества. Как правило, два противоборствующих начала образуют единое целое, общность, порождающую в своём противостоянии гармонию, движение: Инь и Янь, Явь и Правь у древних славян, Асгард и Нифльхейм у скандинавов. В случае с текстами Утопий и Антиутопий мы не можем говорить о такой гармоничности, ведь с точки зрения современного человека, гражданина XXI века, Утопия, в её понимании деятелями Ренессанса, - насилие над свободой и нравственностью. Таким образом, можно сделать вывод о взаимодополняемости этих жанров или об эволюции утопических культуры и сознания в ан-тиутопические. И здесь мы также наблюдаем странное явление: развитие ведёт к совершенствованию объекта, его жизнеспособности, а в случае с антиутопией совершенствование - не совсем верное определение, скорее, речь здесь идёт о практикопрагматическом преображении утопии, статичность которой была нарушена и выведена из равновесия авторами-антиутопистами.

Антиутопия появилась как культурный текст середины ХХ века, однако, принимая во внимание сам факт того, что антиутопизм - образ мышления и свойство текста, мы можем причислить к ряду антиутопий и произведение А. и Б. Стругацких -«Град обречённый». Авторы пишут, что на это произведение их вдохновила работа Н. Рериха с одноимённым названием. На картине изображён змей, пламенем из пасти обжигающий город, вокруг которого он обвивает свои кольца. Антиутопию характеризует наличие главного героя, противостоящего сообществу антиутопии. В «Граде обречённом» главный герой - Андрей Воронин, гражданин СССР, человек своего времени. Андрей попадает в странный город, где проходит так называемый «эксперимент», который проводят таинственные «Наставники», незримые для участников эксперимента, но время от времени вступающие с жителями в диалог. Жители Города примечательны тем, что все они - выходцы из различных народов и временных эпох XX века: проститутка из послевоенной Европы, сам Андрей, гражданин СССР и офицер вооружённых сил Вермхата. В подобном этническом и социальном составе мы видим не только задумку таинственных Наставников по устройству идеального сообщества из абсолютно разных индивидуумов, но и образ современного об-

щества массовой культуры, где грань между этносами стирается. Сцена игры в шахматы с Великим Стратегом, где на доске вместо фигур стоят люди, эпизод, где молодой человек из СССР времён Второй мировой Войны и офицер Вермахата пьют водку, и прочие эпизоды взаимодействия индивидов различных народов и социального статуса - рефлексия появления массовой культуры, общества глобализации. В искусственно созданных условиях, где могло сформироваться общество потребления, оно, вероятнее всего, и будет реализовано. В случае с романом Стругацких мы видим, как элементы различных культурных общностей, оказавшись в одном «котле», превратились в действительно глобалистическое сообщество, - сообщество эпохи, которую эти люди, не будь они частью «Эксперимента», не смогли бы увидеть в силу временных рамок. И.А. Едошина в своей работе «Человек в пространстве культуры» пишет: «Вот почему, думается, любая эпоха творится людьми бессознательно, но в то же время целостно. В структуру эпохи должны быть включены не только телесность, предметность, пространство, но и художественные образы, воспоминания, сюжеты, знания, впечатления» [2, с. 11]. Жители города Стругацких, сами того не ведая, бессознательно построили общество культуры потребления, в итоге рухнувшее, и приведшее к тирании. Вероятно, такой финал «Града Обречённого» - предупреждение об опасности гло-балистического сообщества, ведь глобализация -стихийный и неподконтрольный человеку процесс.

Фантастичность Града и его различие с анти-утопическими текстами в том, что герои не знают до конца сути «Эксперимента», не знают всех тайн Града - почему солнце в нём словно включается и выключается, почему так различна местность за пределами Города - к югу лежат плодородные земли с фермерскими хозяйствам, а к северу - необитаемые руины, где нет воды. Природа Града искусственная, сакральная. Антиутопии как тексту культуры свойственно, подобно утопии, наличие особых признаков, черт сообщества. В «Граде», например, жителей объединяет тот факт, что для вступления в «Эксперимент» они должны соответствовать ряду признаков, среди которых их сложная жизненная ситуация в «прошлой жизни», которая характеризуется также кризисом в государстве, где участники проживали.

Все жители Города получают назначение на профессию с помощью распределительной машины, не учитывающей полученного изначально образования и предпочтений конкретного человека. Главные герои в первой части предстают перед нами в роли мусорщиков, и лишь затем они получают иные профессии.

У каждого жителя есть свой Наставник, роль которого заключается скорее в помощи адаптироваться к новым условиям жизни. Наличие Настав-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

197

ника не скрывается, но общение с ним относится к сфере интимного. Наставники не раскрывают секретов Города и Эксперимента. Вероятно, Наставники не являются отдельной от подопечного личностью, так как в предпоследнем разговоре со своим Наставником Андрей говорит ему: «Поддакиваете много, господин Наставник. Слишком уж беспардонно поддакиваете мне, господин Воронин-второй, совесть моя желтая» [3, с. 139].

Время от времени в Городе происходят глобальные процессы, природу и смысл которых Наставники жителям не сообщают. Эрозия построек или превращение воды в желчь, нашествие агрессивных приматов - детали «Эксперимента», которые, на наш взгляд, проверяют, как созданный Наставниками социум реагирует на различные факторы. Культура глобализации, культура XX века порождает принципы существования фантастического города, описанного Стругацкими. Как и в других антиутопиях, мы видим борьбу главного героя с системой, которую представляет собой Город - он начинает жизнь в рамках «Эксперимента» как мусорщик, потом становится следователем, чиновником. Система Града ассимилирует его жителей, невзирая на пол, возраст, национальность, убеждения. Город Стругацких - культурно - социальный эксперимент по внедрению идей глобалистики,

массовой культуры в локальном очаге. Сама название «Град Обречённый» символично. Конец «Эксперимента» плачевный: к власти приходит диктатор, власть Наставников подорвана. Стругацкие, по нашему мнению, провели определённое родство экспериментов над человеческим социумом и ситуацией с экспансией глобализации в нашем мире. Антиутопия и антиутопическое мышление остаются актуальными и в XXI веке, когда инструментом внедрения принципов механики в человеческое сообщество является массовая культура, культура глобализации.

Библиографический список

1. Баталов Э.Я. В мире Утопии. Пять диалогов об Утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. - М.: Политиздат 1989. - 319 с.

2. Едошина И.А. Человек в пространстве культуры. - Кострома: КГУ, 1994. - 135 с.

3. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Град обречённый. - М.: Сталкер, 2004.

4. Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. - М.: Весть, 1994. - 184 с.

5. Чернышева Т.А. Природа фантастики. Гносеологические и эстетические аспекты фантастической образности. - Иркутск: Изд-во Иркут. унта, 1985.

УДК 130.02(477)+111.852

Дудник Валентина Александровна

Национальная музыкальная академия Украины имени П.И. Чайковского, г. Киев, Украина

kisinkin@gmail. com

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

В статье рассмотрена сущность украинского культурного пространства как объекта научного исследования и его влияние на процессы формирования национальной идентичности, проанализированы трансформационные процессы в социокультурной сфере Украины.

Ключевые слова: общенациональное культурное пространство, национальная идентичность, украинская культура, социокультурная сфера, политическая нация.

Трансформационные процессы в социокультурной сфере Украины периода независимости побуждают к научному осмыслению такого актуального понятия, как общенациональное культурное пространство. Перспективы развития социокультурной сферы рассматривают многие современные исследователи на основе разных концептуальных подходов к этой научной проблеме. Идея формирования единого культурного пространства является особенно важной для современной Украины, поскольку от её реализации в духовно-культурной и практической плоскостях зависит утверждение национальной идентичности и украинской политической нации.

В современных гуманитарных науках проблема пространственного измерения социума и культуры является одной из ведущих. Её исследовали

как зарубежные (П. Бурдье, Е. Гидерс, А. Лефевр, М. Фуко), так и отечественные ученые, русские (А. Быстрова, И. Гуткин, С. Иконникова, В. Тиш-ков, Ю. Лотман, Е. Орловская, И. Свирида) и украинские (С. Бабенко, О. Гриценко, О. Сулименко, О. Кравченко и др.).

Цель статьи - раскрыть сущность украинского культурного пространства как объекта научного исследования в контексте процессов государственного созидания и международного опыта.

Многозначность категории пространства и длительный исторический период ее осмысления, берущий начало в античности, ставит перед исследователями важное задание в условиях Украины: сформулировать национальную модель создания единого полномасштабного культурного пространства.

198

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

© Дудник В.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.