Научная статья на тему 'Феномен коммуникации: социально-философские подходы осмысления в условиях информационного общества'

Феномен коммуникации: социально-философские подходы осмысления в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1204
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ACTION / MASS COMMUNICATION / TECHNOLOGY / VIRTUALITY / INFORMATION SOCIETY / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пурынычева Галина Михайловна, Баданова Надежда Михайловна

В статье рассмотрен феномен коммуникации через призму современного общества. Анализ научной литературы позволил авторам сделать вывод, что коммуникация как социальный акт претерпевает значительные трансформации под воздействием информационных технологий. Возникшие трансформации несут в себе как положительный потенциал, так и отрицательный, что доказывает актуальность темы исследования и необходимость ее дальнейшего развития. Примером служит так называемая виртуализация, с одной стороны позволяющая расширить границы коммуникации, но с другой подвергающая участников коммуникативных действий неоднозначной информационной нагрузке. Разделяя позиции ряда ученых, авторы статьи акцентируют внимание на важности философского осмысления данного феномена, поскольку проблема коммуникации входит в число глобальных проблем человечества и ее успешное разрешение даст возможность выстроить коммуникативные стратегии, направленные на преодоление кризисов глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of communication: social and philosophical approaches of understanding in the information society

This article examines the phenomenon of communication through the prism of modern society. Based on the analysis of the scientific literature, it is concluded that communication as a social act is being transformed under the influence of information technologies. The emerging transformations have both positive and negative potential. It proves the relevance of the research topic and the importance of its further development. An example is the so-called virtualization, which allows expanding the boundaries of communication, on the one hand, and has a huge informational impact on the participants of communicative actions, on the other hand. Sharing the positions of a number of scientists, the authors emphasize the significance of philosophical understanding of this phenomenon, as the problem of communication is among the global problems of mankind. The philosophical understanding will provide an opportunity to develop communicative strategies in order to overcome the crises of globalization.

Текст научной работы на тему «Феномен коммуникации: социально-философские подходы осмысления в условиях информационного общества»

УДК 101.1:316.77

https://doi.org/10.24158/fik.2017.9.3

Пурынычева Галина Михайловна

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Поволжского государственного технологического университета

Баданова Надежда Михайловна

Purynycheva Galina Mikhaylovna

D.Phil., Professor, Head of the Philosophy Department, Volga State University of Technology

Badanova Nadezhda Mikhaylovna

аспирант кафедры философии Поволжского государственного технологического университета

ФЕНОМЕН КОММУНИКАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ ОСМЫСЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

PhD student, Philosophy Department, Volga State University of Technology

THE PHENOMENON OF COMMUNICATION: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL APPROACHES OF UNDERSTANDING IN THE INFORMATION SOCIETY

Аннотация:

В статье рассмотрен феномен коммуникации через призму современного общества. Анализ научной литературы позволил авторам сделать вывод, что коммуникация как социальный акт претерпевает значительные трансформации под воздействием информационных технологий. Возникшие трансформации несут в себе как положительный потенциал, так и отрицательный, что доказывает актуальность темы исследования и необходимость ее дальнейшего развития. Примером служит так называемая виртуализация, с одной стороны позволяющая расширить границы коммуникации, но с другой - подвергающая участников коммуникативных действий неоднозначной информационной нагрузке. Разделяя позиции ряда ученых, авторы статьи акцентируют внимание на важности философского осмысления данного феномена, поскольку проблема коммуникации входит в число глобальных проблем человечества и ее успешное разрешение даст возможность выстроить коммуникативные стратегии, направленные на преодоление кризисов глобализации.

Ключевые слова:

коммуникация, коммуникативное действие, массовая коммуникация, технология, виртуальность, информационное общество, информатизация.

Summary:

This article examines the phenomenon of communication through the prism of modern society. Based on the analysis of the scientific literature, it is concluded that communication as a social act is being transformed under the influence of information technologies. The emerging transformations have both positive and negative potential. It proves the relevance of the research topic and the importance of its further development. An example is the so-called visualization, which allows expanding the boundaries of communication, on the one hand, and has a huge informational impact on the participants of communicative actions, on the other hand. Sharing the positions of a number of scientists, the authors emphasize the significance of philosophical understanding of this phenomenon, as the problem of communication is among the global problems of mankind. The philosophical understanding will provide an opportunity to develop communicative strategies in order to overcome the crises of globalization.

Keywords:

communication, communicative action, mass communication, technology, virtuality, information society, informatization.

Коммуникация как социальный акт сегодня претерпевает серьезные и неоднозначные изменения. Доступ к мировым информационным ресурсам и использование их в коммуникативных целях расширяют коммуникативные возможности человека, но одновременно сопряжены с рисками негативного воздействия на человеческую природу в форме информационной перегрузки, способной спровоцировать множественные деформационные личностные процессы. Кроме того, информационные потоки, применяемые людьми, могут оказать неоднозначное влияние и на общественное развитие.

Природа и сущность коммуникации являются предметом изучения крупнейших представителей современных наук - социальной философии, социологии, культурологии, психологии, тех-никознания. По мнению ряда ученых, коммуникация представляет собой ключевой компонент коммуникативного пространства, обеспечивающий связи социальных объектов [1]. Большой вклад в понимание данной проблемы внесен следующими исследователями: социологами Н. Луманом и П. Бурдье, психологами А. Маслоу и Э. Берном, философами К. Ясперсом, Ю. Хабермасом и др.

В экзистенциальной философии К. Ясперса выражен акцент на том, что коммуникация необходима человеку для его существования. В процессе коммуникации происходит «ценностное восприятие другого» [2]. Ю. Хабермас рассматривает коммуникацию как социальное действие, направленное на преодоление разногласий, как подсистему «жизни социума», способной объединить прошлое, настоящее и будущее [3]. Особенно значимой, по мнению Ю. Хабермаса, в коммуникативном действии является согласованность между субъектами относительно как ситуации, так и «ожидаемых последствий» [4]. Таким образом, оба исследователя едины во мнении, что посредством коммуникации возможно разрешение важных проблем человеческого бытия, что обеспечивает существование и развитие человека и общества.

Философское осмысление проблемы коммуникации представляется весьма актуальным в условиях информационного общества. Активно развиваются межкультурные и транснациональные взаимодействия, основанные на достижениях технологизации. Степень их интенсивности усиливается под воздействием расширяющейся глобализации [5].

Коммуникация сегодня охватывает все сферы человеческой деятельности и выражается в реальных и виртуальных формах социального взаимодействия. Анализ литературы позволяет выделить в осмыслении коммуникации как феномена несколько подходов: технократический, ин-теракционный, лингвистический.

В рамках технократического подхода коммуникация анализируется с точки зрения исторических реалий конкретного периода общественного развития. Частью данного подхода является теория информационного общества. Коммуникация и ее средства технологизированы. Технологии, технические средства выступают средствами достижения коммуникативных целей. Яркий представитель данного подхода - Г.М. Маклюэн. Согласно его мнению, коммуникации меняются под воздействием технологий, что приводит к изменению структуры социума. Представляется, что чрезмерное использование подобной интерпретации несет в себе риск «потери» человека как ценности.

В рамках интеракционного подхода проблема рассматривается на основе роли субъектов коммуникации. Коммуникативные действия призваны способствовать установлению взаимопонимания и взаимосвязей. Подход связан с концепцией социального обмена, характерной для социологии и психологии. К его приверженцам относятся Дж. Хоманс, П. Блау, Д. Тибо, Г. Келли. Углубляясь в понимание роли человека как основного коммуницирующего субъекта, нельзя не учитывать место и роль технологий, проникающих во все сферы жизнедеятельности. Современная интеракция несет на себе отпечаток технологизации. Ее социальный контекст значительно трансформирован посредством технологий.

Приверженцы лингвистического подхода центральной проблемой коммуникации считают язык как социальное явление. Сторонники подхода подчеркивают диалогическую природу слова как такового. Русский ученый М. Бахтин полагал, что личность способна раскрыться только в диалоге. Монолог противопоставлялся диалогу. Все высказывания не могут быть нейтральными. Характер их определяется лексикой, грамматическими особенностями их построения, интонацией [6]. Безусловно, осмысление коммуникации в данном направлении значительно углубляет понимание ее сути, но не является исчерпывающим. В информационном обществе основные свойства коммуникации обусловлены как степенью «присутствия» в ее структуре технологий, так и уровнем владения человеком этими технологиями в коммуникативных целях.

Междисциплинарный характер существующих на настоящий момент научных исследований требует синтеза обозначенных подходов, поскольку необходимо переосмысление проблем коммуникации в новых социально-исторических контекстах, определения социально-онтологических оснований феномена коммуникации, изучения его эволюционных форм. Реалии обусловливают комплексное рассмотрение феномена коммуникации.

Стоит отметить, что сегодня количество форм и способов коммуницирования увеличилось. Наряду с «прямыми коммуникациями» [7], когда участники находятся в непосредственной близости друг с другом, стремительно набирают обороты виртуальные, или опосредованные, коммуникации. Коммуникация приобретает «виртуальное измерение», что свидетельствует не только об изменении ее структуры, но и о трансформации форм социального бытия человечества. Происходит так называемая виртуализация социальной реальности [8].

Возникает парадоксальная ситуация. В эпоху информатизации коммуникация, с одной стороны, призвана преодолевать временные, культурные, пространственные барьеры, с другой - в силу виртуализации провоцирует риски и проблемы, сопряженные с информационной безопасностью, информационным неравенством, развитием зависимостей.

Феномен виртуализации, ставшей формой социального бытия современной личности, требует особого внимания. Посредством виртуализации можно заниматься разными видами деятельности, не зависеть от времени, местоположения и иных факторов. Вместе с тем, несмотря

на реализацию социальных практик в рамках виртуальных коммуникаций, возникают реальные риски десоциализации человека [9].

Виртуальность находится в фокусе научных исследований с конца прошлого столетия. Для социально-философского анализа феномена целесообразно учитывать основные постулаты инженерно-семиотической и символической концепций. Для первой характерно рассмотрение виртуальности через «символические реальности», возникающие на базе техники. В рамках второй развивается идея присутствия в любой реальности признаков виртуальности в силу ее восприятия через символы и знаки [10].

Ключевой особенностью виртуальной коммуникации является ее опосредованность, поскольку взаимодействие ее участников происходит при помощи технических устройств через специализированные каналы. Любой коммуникатор может выступать в роли как реципиента, так и источника информации [11]. Кроме того, нередки случаи анонимного коммуницирования, что можно классифицировать как трансформацию коммуникативного акта.

В настоящее время в структуре коммуникации выделяются внешние и глубинные составляющие. К внешним относят взаимодействие индивидов, культур, человека и природы. Глубинными компонентами принято считать индивидуальные характеристики человека, оказывающие влияние на коммуникацию.

Более детально коммуникацию можно представить как совокупность следующих элементов: участники, их мысли, чувства, сообщения, каналы, коды. Конфигурация элементов подвижна [12]. Учитывая тот факт, что все элементы не могут существовать вне процессов, присущих информационному обществу, характеристиками коммуникации являются следующие: изменчивость, открытость, технологизация, виртуализация. Одним из проявлений обозначенных особенностей можно назвать развивающиеся средства массовой коммуникации (СМК), позволяющие преодолевать пространственные, временные, культурные барьеры.

Существование феномена массовой коммуникации равно существованию человечества, так как обмен информацией среди общностей людей происходил всегда [13]. Активно феномен исследовали представители социологических наук. Акцент в этом направлении приходится на взаимодействие средств массовой коммуникации и общественного мнения. Среди зарубежных публикаций особую значимость имеют работы Г.М. Маклюэна, Д. Гербнера, Э. Ноэль-Нойман. Из отечественных ученых большой вклад в развитие анализа проблематики массовой коммуникации внесли Б.А. Грушин, Ю.А. Шерковин, В.А. Ядов и др. В основе философского подхода к массовой коммуникации лежат концепции американского социолога Т. Парсона и немецкого философа Ю. Хабермаса, рассматривавших взаимосвязь обмена информацией с социальным развитием общества.

Массовая коммуникация невозможна вне социального контекста, выражающегося через взаимодействие человека и общества [14]. Это не просто разновидность коммуникации, это особый социальный институт, подверженный влиянию существующих реалий и одновременно оказывающий особое оценочное воздействие как на разные социальные образования, так и на отдельных индивидов [15].

Особая роль принадлежит средствам массовой коммуникации. В силу нарастающего технического прогресса их количество постоянно увеличивается. Они особым образом воздействуют на все человеческие каналы восприятия, одновременно охватывая большие аудитории. СМК являются сосредоточием огромного потенциала, который в зависимости от условий может быть как положительным, так и отрицательным.

Таким образом, коммуникация современного общества развивается под влиянием информационных технологий и активно «впитывает» их в свою структуру.

Исследования феномена противоречивы. Наряду с констатацией положительных тенденций в развитии коммуникации ряд ученых полагает, что коммуникации информационного общества присуща «социальная близорукость». Технологизация провоцирует так называемое «быстрое взаимодействие». Катастрофически сокращается время коммуникативного акта за счет использования новейших технических средств. Это, с одной стороны, экономит временные затраты участников коммуникации, а с другой - может негативно сказаться на ее продуктивности [16]. Исходя из неоднозначности феномена коммуникации, правомерно констатировать, что данная проблема входит в число глобальных, поскольку от ее полноценного функционирования зависит существование человечества.

Мировое развитие тесно связано с многообразием. Очевидно, что в мире различны интересы как индивидов, так и государств. Следовательно, мировой прогресс возможен через поиск путей «обретения общности при сохранении различий» [17]. Представляется, что одним из таких путей является философское осмысление феномена коммуникации в контексте трансформаций современного социума. Важно стремиться к исследованию всех элементов коммуникации для

формирования адекватных коммуникативных стратегий, направленных на минимизацию рисков и преодоление негативного воздействия технологий на ход социально-общественного развития.

Ссылки:

1. Минуллина Э.Б. Коммуникативное пространство в контексте трансформации философии [Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4 (42) : в 2 ч. Ч. 2. С. 131-134. URL: http://scjoumal.ru/articles/issn_1997-292X_2014_4-2_33.pdf (дата обращения: 03.09.2017).

2. Белозеров А.Б. Понятие коммуникации в экзистенциальной философии К. Ясперса // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. № 3. С. 58.

3. Чекушкина Е.Н. Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного общества // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 26-27.

4. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. С. 198-199.

5. Пурынычева Г.М., Билаонова М.Ю., Шигаева М.И. Нотициация или информатизация: проблемы ответственности в языковой коммуникации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 213.

6. Заморкин А.А. Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2013. URL: http://www.ncfu.ru/uploads/doc/dissert_zamorkin_aa.pdf (дата обращения: 03.09.2017).

7. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1984. № 3. С. 4-13. URL: http://old.virtualcoglab.ru/html/TVA_4.html (дата обращения: 03.09.2017).

8. Смирнова Н.М. Коммуникация и интерсубъективность [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.rU/pdf/Philos_nauki/2012_17/3.pdf (дата обращения: 03.09.2017).

9. Пшегусова Г.С. Социальная коммуникация: сущность, типология, способы организации коммуникативного пространства [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2003. URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/31129/738239.pdf (дата обращения: 03.09.2017).

10. Гримов О.А. Социокультурные практики личности в социальных сетях [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2015. URL: http://cheloveknauka.com/sotsiokulturnye-praktiki-lichnosti-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 03.09.2017).

11. Заморкин А.А. Социально-философские подходы к изучению виртуальной коммуникации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 40-43.

12. Тухватулина Л.Р. Роль коммуникативного пространства в деформациях культуры [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2006. URL: http://www.tspu.edu.ru/files/dissertation/1191570199.pdf (дата обращения: 03.09.2017).

13. Науменко Т.В. Философия массовой коммуникации [Электронный ресурс]. URL: http://www.rumvi.com/products/ebook/философия-массовой-коммуникации/1 b3dceca-82ea-4b7d-a2ce-282267407fea/preview/preview.html#T0C_E6B (дата обращения: 03.09.2017).

14. Шеремет А.А. Социально-философский анализ коммуникативных технологий // Омский научный вестник. 2008. № 4 (69). С. 86.

15. Науменко Т. В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия и общество. 2004. № 1. С. 100-103.

16. McFarlane D.A. Social communication in a technology driven society: a philosophical exploration of factor impacts and consequences [Электронный ресурс] // American Communication Journal. 2010. Vol. 12. URL: http://www.ac-journal.org/journal/pubs/2010/McFarlane.pdf (дата обращения: 03.09.2017).

17. Шаповалов В.Ф. Коммуникация как глобальная проблема современного мира // Философия и общество. 2010. № 4. С. 5-20.

References:

Akhutina, W 1984, 'The theory of speech communication in the works of M.M. Bakhtin and L.S. Vygotsky', Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Ser. 14: Psikhologiya, no. 3, pp. 4-13, viewed 03 September 2017, <http://old.virtualco-glab.ru/html/TVA_4.html>, (in Russian).

Belozerov, AB 2011, 'The concept of communication in the existential philosophy of K. Jaspers', Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova, no. 3, p. 58, (in Russian).

Chekushkina, EN 2014, 'Communicative theory of J. Habermas and culture of the information society', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 1, pp. 26-27, (in Russian).

Grimov, OA 2015, Sociocultural practices of the personality in social networks, PhD thesis abstract, Moscow, viewed 03 September 2017, <http://cheloveknauka.com/sotsiokulturnye-praktiki-lichnosti-v-sotsialnyh-setyah>, (in Russian). Habermas, J 2000, Moral consciousness and communicative action, St. Petersburg, pp. 198-199, (in Russian). McFarlane, DA 2010, 'Social communication in a technology driven society: a philosophical exploration of factor impacts and consequences', American Communication Journal, vol. 12, viewed 03 September 2017, <http://www.ac-journal.org/jour-nal/pubs/2010/McFarlane.pdf>

Minullina, EB 2014, 'Communicative space in the context of the philosophical transformation', Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki, no. 4 (42), in 2 parts, part 2, pp. 131-134, viewed 03 September 2017, <http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2014_4-2_33.pdf>, (in Russian).

Naumenko, W 2004, 'Mass communication and methods of its influence on the audience', Filosofiya i obshchestvo, no. 1, pp. 100-103, (in Russian).

Naumenko, W 2017, Philosophy of mass communication, viewed 03 September 2017, <http://www.rumvi.com/prod-ucts/ebook/философия-массовой-коммуникацииЛ b3dceca-82ea-4b7d-a2ce-282267407fea/preview/pre-view.html#TOC_E6B>, (in Russian).

Pshegusova, GS 2003, Social communication: essence, classification, ways of communicative space management, D.Phil. thesis abstract, Rostov-on-Don, viewed 03 September 2017, <http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/han-dle/net/31129/738239.pdf>, (in Russian).

Purynycheva, GM, Bilaonova, MYu & Shigayeva, MI 2014, 'Notitiazation or informatization: issues of responsibility in linguistic communication', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 16, pp. 213, (in Russian).

Shapovalov, VF 2010, 'Communication as a global problem of the modern world', Filosofiya i obshchestvo, no. 4, pp. 5-20, (in Russian).

Sheremet, AA 2008, 'Social and philosophical analysis of communicative technologies', Omskiy nauchnyy vestnik, no. 4 (69), p. 86, (in Russian).

Smirnova, NM 2017, Communication and intersubjectivity, viewed 03 September 2017, <http://www.in-telros.ru/pdf/Philos_nauki/2012_17/3.pdf>, (in Russian).

Tukhvatulina, LR 2006, The role of communicative space in the deformations of culture, PhD thesis abstract, Tomsk, viewed 03 September 2017, <http://www.tspu.edu.ru/files/dissertation/1191570199.pdf>, (in Russian).

Zamorkin, AA 2013, Virtual communication as a sociocultural phenomenon of modernity, PhD thesis, Stavropol, viewed 03 September 2017, <http://www.ncfu.ru/uploads/doc/dissert_zamorkin_aa.pdf>, (in Russian).

Zamorkin, AA 2014, 'Social and philosophical approaches to virtual communication study', Teoriya ipraktika obshchestven-nogo razvitiya, no. 1, pp. 40-43, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.