Научная статья на тему 'Феномен коллективного запасания и перепрятывания корма у большой синицы Parus major в Бухтарминской долине на Южном Алтае'

Феномен коллективного запасания и перепрятывания корма у большой синицы Parus major в Бухтарминской долине на Южном Алтае Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
103
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен коллективного запасания и перепрятывания корма у большой синицы Parus major в Бухтарминской долине на Южном Алтае»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 967: 415-419

Феномен коллективного запасания и перепрятывания корма у большой синицы Parus major в Бухтарминской долине на Южном Алтае

Ф.И.Шершнёв, Н.Н.Березовиков

Фёдор Иванович Шершнёв. Казселезащита МЧС , пос. Катон-Карагай, Катон-Карагайский район,

Восточно-Казахстанская область, 070900, Казахстан Николай Николаевич Березовиков. Лаборатория орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 3 февраля 2014

Среди синиц бывшего Советского Союза запасание корма характерно для хохлатой синицы Parus cristatus, московки P. ater, пухляка P. montanus, джунгарской P. songarus, болотной P. palustris и сибирской гаичек P. cinctus, а также тиссовой синицы P. varius (Haftorn 1956; Свириденко 1957; Бардин 1975, 1983; Правосудов 1986; Бардин, Мар-ковец 1990; Vander Wall 1990; Harrap, Quinn 1996; Рябицев 2008; и др.). Считается, что для большой синицы P. major запасание корма не свойственно и это подчёркивается большинством исследователей, занимавшихся изучением её кормового поведения. Не приходилось прежде наблюдать запасания корма у большой синицы и одному из авторов этой статьи во время осенне-зимних наблюдений и отловов больших синиц с использованием кольцевания и индивидуального цветного мечения в 1979-1986 годах в Маркакольском заповеднике. Приводимые ниже наблюдения проведены в октябре-декабре 2013 и в январе 2014 года в Бухтарминской долине на Южном Алтае.

В одной из усадеб на восточной окраине посёлка Катон-Карагай утром 11 октября 2013 наблюдалось появление кочующей стайки из 23 больших синиц, обративших на себя внимание свежей окраской оперения и компактностью стаи. О существовании подобного осеннего движения больших синиц вниз по Иртышу нам уже приходилось сообщать (Березовиков и др. 2007).

Большие синицы задержались в саду и огороде и принялись кормиться, обследуя фруктовые деревья и густые заросли малины вдоль забора. Их появление и последующие наблюдения за ними стали импульсом для выявления в их кормовом поведении совершенно нового явления. Началось с того, что в 11 ч дня пчеловод в соседней усадьбе начал очистку и профилактическую обработку хранившихся у него с весны ульев с погибшими зимой семьями пчёл. При этом на землю была выброшена куча «подмора» — мумифицированных пчёл, скопившихся на дне улья. Синицы стали слетаться к ней, активно таскать и

прятать мёртвых пчёл в щелях бревенчатых стен дома и бани, совершая полёты с интервалом в 15-20 с. Расстояние их перелётов составляло от 20 до 35 м в один конец. В течение получаса от кучи подмора объёмом около 3 л остались лишь кусочки воска, остатки пчелиных лапок и крылышек. Произведённый осмотр стен построек показал, что многие пустоты, щели и пазы между брёвнами оказались заполненными мёртвыми пчёлами (см. рисунок). Причём спрятанными были в основном целые, без явных повреждений, высушенные пчёлы. После 13 ч, когда пчеловод стал производить очистку второго улья и была выброшена новая партия «подмора», заготовительная активность синиц возобновилась. Они дружно продолжили переноску пчёл, помещая их как в пустоты строений, так и в висевший на стене дома скворечник. При этом было замечено, что если прежде синицы уносили в клюве по одной пчеле, то теперь стали носить их пучками — сразу по несколько штук. До вечера пчеловодом была произведена очистка оставшихся четырёх ульев, из которых было выброшено в общей сложности полтора ведра «подмора», который был практически весь перетаскан и спрятан синицами в щелях и пустотах ближайших построек.

Слева — запасы мумий пчёл, устроенные большой синицей Parus major в пустоте бревна дома. 12 октября 2013. Справа — пчёлы, спрятанные большой синицей в трещине ствола яблони. 23 октября 2013. Катон-Карагай. Фото Ф.И.Шершнёва.

Наблюдения за действиями синиц показали, что запасание корма носило спонтанный характер дружного «спасения» неожиданно появившегося большого количества корма. К тому же их действия были явно стимулированы приближающимися холодами: понижением температуры и начавшимся снегопадом. После 21 ч температура воздуха упала ниже 0°С и начался обильный снегопад, продолжавшийся всю ночь. На следующее утро в Бухтарминской долине установился временный снежный покров. В усадьбе осталось 8 больших синиц из числа

тех, что вывелись здесь летом в скворечнике, а вчерашняя стая исчезла. В течение недели в усадьбе держалось до 10 -15 больших синиц и время от времени появлялись 2-3 поползня Sitta europaea. При осмотре 18 и 19 октября трёх щелей, ранее заполненных мёртвыми пчёлами, установлено, что в них осталось лишь по 3-4 пчелы, остальные исчезли. Съесть такое большое количество корма синицы за прошедшие дни не могли, поэтому у нас возникло предположение, что они перепрятали его в другие места, хотя этого мы не видели. Постоянное слежение за перемещениями синиц в последующие дни привело к неожиданному выводу: синицы действительно занимаются перераспределением сделанных коллективных запасов! В виду исключительного интереса более подробно приведём хронологию дальнейших событий.

20 октября. Взрослый самец, который визуально отличается от других синиц, время от времени переносил пчёл из запасника за ветровой доской в стене дома и прятал их в стогу сена у сарая, в котором он ночует. Занимался этим в течение дня, отгоняя от стога воробьёв и других синиц. В верхнем слое сена в соседней копне также обнаружены спрятанные мумии пчёл.

21 октября. 7 ч 00 мин - 7 ч 10 мин. Живущие в усадьбе большие синицы с утра посещали щели в стенах дома, поедали оставшихся пчёл, затем разлетелись. После их посещений пчёл в щелях практически не осталось. 18 ч 40 мин. Молодые синицы поочерёдно летали за кормом в скворечник, где был устроен основной склад. В соседнем дворе при вытряхивании бараньих и козьих шкур на снег высыпалось множество пупариев мух. Слетевшиеся синицы основную их часть съели, остальное унесли и спрятали. Взрослый самец продолжал ревностно охранять свои запасы корма в стоге сена. Осмотр мест, куда он чаще всего прилетал, показал, что в пустотах лежали небольшие россыпи пчёл.

22 октября. 7 ч 00 мин - 12 ч 00 мин. В поленнице, сложенной 2 дня назад, также найдены запасы — кучки по 5-10 пчёл. Обнаружены они и в ящике с рабочими инструментами под навесом. Во время колки на дрова берёзовых чурок под их корой и в отверстиях из-под сучков обнаружены припрятанные ранее пчёлы. Три синички подобрали их, унесли и спрятали в сеновале. Взрослый самец откуда-то принёс и спрятал в одной из пустот с пчёлами 6 кедровых орешков. Иногда он ловил цветочных мух, продолжающих летать, несмотря на холодную погоду.

23 октября. 7 ч 25 мин. Синицы проверяют не только свои, но и чужие запасы пчёл, украдкой растаскивая и перепрятывая их (!). Примечательно, что если прежде они запасали в основном целых пчёл, то теперь переносят и повреждённые мумии с отвалившимися ножками и крылышками, которые, возможно, пришли в такое состояние после многократных перепрятываний. 18 ч 03 мин. Взрослый самец с интервалом в 1 ч кормился на навозе едва шевелящимися жёлтыми мухами, после чего устроился на отдых у стога рядом со своими кормовыми тайниками. Остальные синицы выискивали в древесном мусоре короедов, оставшихся после колки берёзовых чурок.

24 октября. 8 ч 16 мин. Синицы сразу появились у только что сложенной поленницы и отыскивали ранее сделанные запасы в пустотах старой поленницы. Съев по одной-две мумии, каждая из синиц унесла ещё по две-три в другие места. 13 ч 08 мин. К дуплистому торцу бревна бани, где оставалось около 20 пчёл, прилетели 2 поползня, торопливо съели по 2-3 сухой пчелы и, взяв в клюв по одной,

быстро улетели в соседний сад. Как и в предыдущие дни, синицы предпринимали попытки их изгнания, явно защищая свои запасы.

25 октября. В усадьбе держится 8 синиц, поочерёдно молчком посещающих скворечник, в котором ещё остались запасы мумий пчёл.

26 октября. 19 ч 07 мин. Самец поедал заболонников и их личинок, извлечённых из-под коры берёзовых поленьев, а после этого вместе с другими синицами осматривал только, что сложенную поленницу.

27 октября. 8 ч 53 мин. Самец проводил тщательный осмотр пустот в поленнице. Позднее ловил жёлтых навозных мух.

28 октября. 10 ч 07мин. Самец разыскал в сарае 30 сухих тыквенных семян, часть расклевал и съел, часть перетаскал в стог сена и спрятал.

29 октября. В усадьбах посёлка начался традиционный осенний забой крупного рогатого скота, и почти все большие синицы переключились на питание мясом.

30 октября. 7 ч 40 мин. Похолодание, температура воздуха понизилась до минус 4°С. В соседнюю усадьбу, где хозяева завершили провеивание на решете кедровых орешков, слетелись 11 синиц и принялись обследовать оставшийся мусор, состоящий в основном из пустых или полупустых орешков. При этом синицы хватали их клювом и пробовали на качество, пустые тотчас бросали, полупустые зажимали в лапах, производя 3-4 удара клювом. Пробив отверстие, съедали ядрышко и отбрасывали остатки. При обнаружении целого орешка синица уносит его в клюве в сторону построек и прячет. В поисках орешков весь мусор проверен синицами несколько раз.

31 октября. 7 ч 10 мин. Самец обнаружил оставленную приоткрытой дверь на чердак, где на расстеленном брезенте сушились кедровые орехи, стал перетаскивать их по одному и прятать в щели за ветровыми досками сарая. Случай расхищения большими синицами кедровых орешков, сушившихся в решете, был известен и ранее. Птицы растаскали орешки и спрятали в хозяйственных постройках, где впоследствии их неоднократно находили в разных углах помещений, в том числе в ящике с инструментами и в складках лежащих рядом тряпок. Отмечались случаи расхищения синицами и выложенных на просушку плодов шиповника; у них они расклёвывали гипантии и извлекали семена, оставляя кожицу нетронутой.

2 ноября. 9 ч 22 мин. Обильный снегопад, выпало 120 мм снега. Синицы летают среди построек, обследуя щели, где ранее были спрятаны пчёлы. Запасы мумий в скворечнике закончились.

С 3 по 7 ноября 2013 в Бухтарминской долине установилась ранняя зима, температуры стали понижаться до -12°С. В усадьбе осталась зимовать пара взрослых и 6 молодых больших синиц из позднего летнего выводка. Птицы стали малоактивны и менее заметны. Прекратилось запасание корма и синицы стали использовать выложенную подкормку — кусочки сала. Возможно, птицы использовали в пищу и припрятанных ранее пчёл. При взятии вилами сена из стога несколько раз на снег высыпалось до 20-30 мумий пчёл из запасов, сделанных ранее синицами. Иногда среди них обнаруживались семена тыквы, которые могли попасть в их запасы только в конце октября. Подобное отмечалось в течение декабря и всего января. Синицы сразу же слетались к этому стогу, подбирая на снегу выпавший корм. Обследовали также пустоты самого стога, явно разыскивая сделанные ранее запасы.

Таким образом, можно констатировать, что явление коллективного запасания пищи у больших синиц имеет место и проявляется в осеннее время при обнаружении ими большого количества излюбленных кормов. Существует и последующее перераспределение сделанных запасов — перепрятывание кормов небольшими частями в разных местах и даже создание небольших индивидуальных запасов. Распространено и расхищение друг у друга этих запасов — многократное перепрятывание перепрятанного. Подобное явление рассредоточения большого количества запасённого корма из одного места в разные известно для других видов синиц (Бардин, Марковец 1990).

При анализе наблюдений сразу же возникает вопрос: почему же явление запасания корма у большой синицы — одной из самых наблюдаемых птиц в Евразии — не было выявлено ранее? Одним из объяснений этого может быть спонтанность и кратковременность проявления запасательной активности осенью. Не исключено, что у разных популяций больших синиц оно проявляется в разной степени.

Литер атур а

Бардин А.В. 1975. Поведение синиц и поползней при запасании корма // Вестн. Ле-нингр. ун-та 15: 8-14.

Бардин А.В. 1983. Семейство Синицы - Paridae // А.С.Пукинский, Ю.Б.Мальчевский. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 269-298.

Бардин А.В., Марковец М.Ю. 1990 (2008). Скорость расхищения запасов синиц: экспериментальное исследование // Рус. орнитол. журн. 17 (446): 1568-1575. Березовиков Н.Н., Самусев И.Ф., Хроков В.В., Егоров В.А. 2007. Воробьиные птицы поймы Иртыша и предгорий Алтая. Часть 3 //Рус. орнитол. журн. 16 (373):1099-1131.

Правосудов В.В. (1986) 2008. О связи оседлости с запасательным поведением птиц (на примере пухляка Parus montanus и сероголовой гаички P. cinctus) // Рус. орнитол. журн. 17 (447): 1612-1613. Рябицев В.К. 2008. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири. Справочник-определитель. Екатеринбург: 1-634. Свириденко П.А. (1957) 2003. Запасание корма птицами // Рус. орнитол. журн. 12 (211): 135-139.

Haftorn S. 1956. Contribution to the food biology of tits, especially about storing of surplus food. Part IV. A comparative analysis of Parus atricapillus L., P. cristatus L., and P. ater L. // Kgl. Norv. Vidensk. Selsk. Skr. 4: 1-54. Harrap S., Quinn D. 1996. Tits, Nuthatches and Treecreepers. London: 1-464. Vander Wall S.B. 1990. Food Hoarding in Animals. Chicago.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.