Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ИТАЛЬЯНСКОГО "ТЕАТРАЛЬНОГО" ОРГАНА И ТВОРЧЕСТВО ПАДРЕ ДАВИДЕ ДА БЕРГАМО'

ФЕНОМЕН ИТАЛЬЯНСКОГО "ТЕАТРАЛЬНОГО" ОРГАНА И ТВОРЧЕСТВО ПАДРЕ ДАВИДЕ ДА БЕРГАМО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛЬЯНСКИЙ ОРГАН / ОПЕРА / ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР / ЛИТУРГИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бочкова Татьяна Рудольфовна

В статье рассматривается процесс формирования специфической разновидности романтического органа - итальянский «театральный» орган, а также причины появления особого типа литургической органной композиции, базирующейся на языковой стилистике итальянской оперы первой половины XIX века. В качестве наиболее яркого композитора, в творчестве которого отражены характерные черты заявленной органной традиции, представлен Падре Давиде да Бергамо.Phenomenon of the Italian «theatrical» organ and creativity of Padre Davide da Bergamo (by Bochkova T. R.) deals with the formation of a particular species of romantic organ - the Italian "theatrical" organ, as well as emergence causes of a particular type of liturgical organ compositions based on the linguistic style of Italian opera of the first half of the XIX century., Padre Davide da Bergamo is represented as the most brilliant composer, whose works reflect the most characteristic features of the claimed organ tradition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ИТАЛЬЯНСКОГО "ТЕАТРАЛЬНОГО" ОРГАНА И ТВОРЧЕСТВО ПАДРЕ ДАВИДЕ ДА БЕРГАМО»

возможность убедиться в том, что для художников Arte povera эти традиции не утратили актуальности. Иногда традиции живут в работах опосредованно, иногда можно встретить почти прямое цитирование шедевров прошлого.

В качестве опосредованной переработки классического материала можно привести в пример композицию Лучано Фабро, названную художником «Паоло Уччелло 1450-1989». Сочетая в объекте фиксированные и мобильные элементы, Фабро моделирует пространственно-перспективные решения, характерные для композиций мастера эпохи Возрождения. Как пример прямого цитирования нельзя не вспомнить ироничные композиции Микелан-джело Пистолетто. В «Венере в лохмотьях» автор сочетает скульптурный образ прекрасной богини с грудой тряпья, напоминающего о свалке, а скульптурная же копия древнегреческого «Оратора», поставленная художником перед зеркалом, становится одним из символических отражений современности. Для создания своих скульптурных цитат художник также использует «бедные» материалы: цемент, слюду, гипс и др.

Как видим, используя и традиционную технику, и необычные, «нехудожественные» материалы, художники Arte povera сумели найти новые средства выразительности, для того чтобы воплотить новые идеи, новое понимание действительности. Но удалось ли им решить поставленные некогда задачи и победить в войне с коммерциализацией искусства? Увы, нет!

Теперь их «бедные» композиции тоже в высокой цене. Но ценна и их попытка сохранить в искусстве значимость так называемых простых вещей, попытка дать современной художественной культуре импульс в поисках гармонии, построенной по законам природы и соразмерности человеку.

Литература

1. Муратов П. П. Образы Италии. М.: «Республика», 1994.

2. Jannis Kounellis // Tate modern [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tate.org.uk/modern/exhibitions/artepovera/kounellis.htm. Дата обращения: 12.12.2011.

УДК 78

© Бочкова Т. Р., 2011

ФЕНОМЕН ИТАЛЬЯНСКОГО «ТЕАТРАЛЬНОГО» ОРГАНА И ТВОРЧЕСТВО ПАДРЕ ДАВИДЕ ДА БЕРГАМО

В статье рассматривается процесс формирования специфической разновидности романтического органа — итальянский «театральный» орган, а также причины появления особого типа литургической органной композиции, базирующейся на языковой стилистике итальянской оперы первой половины XIX века. В качестве наиболее яркого композитора, в творчестве которого отражены характерные черты заявленной органной традиции, представлен Падре Давиде да Бергамо.

Ключевые слова: итальянский орган, опера, театральный оркестр, литургическая музыка.

Италия и опера — понятия нерасторжимые даже для человека не вполне сведущего в искусстве, Италия и орган — сопоставимые, т.к. этот инструмент олицетворяет звуковую традицию римско-католической церкви, оплотом коей с давних пор является Апеннинский полуостров. Но каким непостижимым образом в художественной практике соединились опера, орган и Италия — попытаемся ответить на этот вопрос.

«Золотым веком» органного искусства Италии принято считать первую половину XVII столетия — эпоху Джироламо Фрескобальди, блистательный инструментальный «взлет» которого подготовила многочисленная плеяда итальянских органистов, начиная с Ф. Ландино, развитая и продолженная Дж. Кавацонни, К. Меруло, А. и Дж. Габриэли и многими

другими. В XVIII веке органно-клавирную «эстафету» подхватили Д. Циполи, отец и сын Скарлатти, Б. Галуппи, Д. Чимароза.

Что касается дальнейшего развития органного и клавирного искусства в XIX столетии — здесь русскоязычные источники не многословны. Однако вряд ли можно предположить, что неизменно-католическая Италия неожиданно «повернулась спиной» к своему духовному звуковому символу, тем более что религиозных потрясений, равных реформаторскому движению в Англии XVI века (когда инструменты разрушались и выбрасывались из церквей, а органисты изгонялись из страны), в Италии не было.

Но очевидно одно, начиная с начала XVIII века, опера с непреклонной властностью захватила умы и сердца итальянских музыкантов и публики. После расцвета скрипичного искусства А. Корелли, Т. Альбинони, А. Вивальди, Ф. Джеминиани музыкальная культура Италии превратилась в культуру опероцентризма. Г. Галь в монографии о Верди не без удовольствия пишет: «Итальянское певческое искусство на протяжении трех столетий оставалось ведущим в Европе. Наслаждение звучанием красивого голоса, распеваемой мелодией было основой любви итальянцев к музыке, а опера — самым существенным объектом этой любви» [2, с. 356]. Л. Кириллина развивает эту мысль и доводит ее до логического конца: «Поскольку Италия являлась бесспорной родиной оперы, опера рассматривалась здесь как национальная святыня, в жертву которой в XVIII-XIX веках приносилось многое (инструментальная и церковная музыка, драматический театр)» [4].

Это справедливо и по отношению к органной музыке, которая уже в XVIII веке «пала» перед натиском музыкального театра, продолжая развиваться по «инерции» в лоне комфортно-апробированного церковного музыкального пространства, сосредоточившись исключительно в прикладной сфере. А в XIX столетии она пережила удивительную метаморфозу, соединив традиционную религиозную жанровость с оперной стилистикой, и нашла свое органичное воплощение в звучании особенного типа инструмента, каковым можно считать «театральный» или «оперный» орган.

Флюиды проникновения оперности в сферу церковной музыки были заметны в Италии уже в середине XVIII столетия. Многочисленные свидетельства этого то и дело попадаются на страницах путевых дневников известного английского музыковеда и путешественника Ч. Берни в 1770 году: «Когда я вошел в церковь, Феррарезе произносила великолепно аккомпанируемый речитатив так, как редко услышишь; он закончился арией bravura с патетической второй частью в стиле ораторий Йомелли [...] Пение, слышанное мною вечером в этом приюте (Оспедале делла Пьета в Венеции — Т. Б.), я уверен — заслужило бы бурные аплодисменты в лучшей европейской опере» [1, с. 85].

Или другое наблюдение: «Увертюра, как и вся эта последняя композиция, была для двух оркестров. В увертюре, полной красивых пассажей, оба оркестра перекликались друг с другом. Участвовали также два органа и две пары валторн [...] Музыка эта, которая в лучшем театральном стиле, но не смешивалась с церковной службой, и слушатели все время сидели, как в концерте, и это вполне уместно назвать Concerto Spirituale» [1, с. 76].

Заслуживает внимания и тот факт, что в Италии довольно распространенным явлением была традиция совмещения музыкантом двух должностей — церковного капельмейстера (Maestro di cappella) и оперного композитора. Почти все итальянские авторы XVIII с успехом работали над жанрами духовной (по преимуществу хоровой) музыки и оперой. Такое положение дел объясняет стилистическое воздействие более популярной и востребованной оперной музыки на духовные композиции.

Так, Б. Галуппи занимал высший музыкальный пост в Венеции — был капельмейстером собора Св. Марка и в то же время автором ста двенадцати опер, большую часть которых составляли оперы-buffa. Берни в своих дневниковых записках отмечает: «Его церковных композиций в Англии почти не знают: мне они кажутся превосходными, несмотря на то, что многие арии написаны в оперном стиле, он при случае показывает себя весьма умелым композитором в истинном церковном стиле, отличающемся серьезностью, хорошей гармонией, хорошей модуляцией и хорошо разработанными фугами» [1, с. 87].

И позже, в следующем столетии, судьба могла сложиться также и для многих итальянских музыкантов, в частности, для великого Верди. «... в 1836 году Верди был дирижером Филармонического общества (в Буссето — Т. Б.), однако место церковного органиста перешло к другому. Цепочка благоприятных обстоятельств решила тогда его судьбу в пользу оперы» [2, с. 314].

Притягательность главного объекта любви итальянцев в Европе в XIX веке становится столь бесспорной, что влияние оперы на себе испытывают не только разные страны, но и разные жанры. Так, в культуре парижских салонов отчетливо кристаллизуется своего рода «правило хорошего тона» — играть парафразы на популярные темы излюбленных спектаклей. Бравурные пьесы на мотивы из «Ломбардцев», «Эрнани», «Трубадура», «Риголетто» Верди становятся приметой сольных фортепианных вечеров Листа сначала в аристократических салонах, а потом и в концертных залах. Фантазии для фисгармонии или органа на мелодии «Сомнамбулы» Беллини, «Вильгельма Телля» Россини появляются в творчестве французского композитора и органиста Луи Лефебюра-Вели.

Внедрение итальянской оперы в область инструментальной музыки — черта своего времени, которую можно объяснять разными причинами — например, связывать с вульгаризацией вкуса слушательской аудитории и определенной музыкальной модой. «Не отягощенная образованием публика желала прежде всего слышать запоминающиеся мелодии.» [2, с. 376]. Конечно, эта ситуация более очевидно проявляла себя в романских странах с их южным темпераментом, представить себе подобную ситуацию и в таком культурном масштабе в интеллектуально-философской Германии вряд ли возможно.

К тому же в области инструментальной музыки Германия и Австрия сохраняли за собой незыблемый многовековой авторитет, в Италии традиции инструментальной культуры были почти забыты. Пластичная и завораживающая, услаждающая и влекущая мелодика bel canto иссушила интерес итальянцев к чистому инструментализму. Дарование композиторов в области симфонической музыки проявлялось разве что в сочинении увертюр, да и оно после ухода от оперных дел Россини было утрачено. Как свидетельствуют многие исследователи, «производство» увертюры сводилось к созданию попурри на темы оперы, коего удалось избежать лишь «позднему» Верди. Развитие музыкальной мысли, представленное инструментальной темой, не стало сильной чертой музыкального искусства Италии в XIX веке.

А какое место в этом музыкальном пространстве занимает орган? Это — другая тенденция в европейской музыке романтического столетия. Уже с конца предшествующего

XVIII века, по крайней мере, в трех континентальных странах — Германии, Франции и Италии, а также в островной Англии стал формироваться новый тип инструмента, соответствующий эстетическим принципам романтизма. И в первую очередь, это соответствие было направлено на приближение звучности «короля инструментов» к тембровым и динамическим возможностям оркестра. Этот процесс коснулся как художественно-эстетических позиций органостроения, так, конечно, и технологических.

В результате примерно к 1830-м годам были представлены четыре типа нового органа — немецкий, французский, итальянский, английский. Конечно, эта эволюция имела ряд общих признаков, но в каждой стране обладала и рядом специфических особенностей. В Германии, Франции, Англии орган более тяготел к звучанию симфонического оркестра, а иногда, например, в Англии заменял практику симфонического музицирования в тех местах, где не было оркестрового коллектива. В Англии это было тем более позволительно, что с начала

XIX века орган там развивался не только (а главным образом, не столько) как церковный, как концертный инструмент [см.подробнее: 3, с. 547-548].

В ситуации активной секуляризации культуры XIX века традиционная хоровая и органная итальянская музыка получает мощную «театральную инъекцию». Совмещение духовного и светского музицирования осуществлялось и в итальянских храмах, с той разницей, что орган там не вышел за пределы церкви и не стал в полной мере концертным инструментом, что было невозможно в силу историко-религиозных причин. А, кроме того, он потерял свою художественную автономию и значимость уже в XVIII столетии. Церковная служба,

осуществляемая только хором и органом, считалась предельно аскетичной. В крупных городах, церквях и соборах службы уже с середины XVIII века проводились с привлечением оркестровых инструментов.

У Ч. Берни читаем: «После обеда я вновь пошел во францисканскую церковь. Присутствовала вся консерватория Пьета в количестве ста двадцати юношей, одетых в синюю униформу. Когда я прибыл туда, только что началась симфония [...] затем последовал очень хороший хор, после которого шли арии [...] Молодой человек сыграл сольный концерт на фаготе в [...] неверной и неумелой манере, которая вынудила меня уйти из церкви, до окончания вечерни» [1, с.133].

Оперный театр, столь любимый итальянцами, тоже был привилегией крупных городов, поэтому услышать и увидеть любимые театральные сочинения имели возможность не все жители Апеннинского полуострова. Даже в жизнеописаниях Верди исследователи подчеркивают такие факты. «Музыка проникала в такие деревни, как Ронколле (родина Верди -Т. Б.), только благодаря церковному органу, поющим служанкам да бродячим музыкантам» [2, с. 312].

В силу совмещения таких столь разных, на первый взгляд, факторов в Италии формируется обширный музыкальный пласт, связанный с интерпретацией оперной музыки органными средствами. Во многих географических точках Италии орган становится своего рода эрзацем оперного театра. Практически все мастера оперы начинали процесс своего обучения у церковных органистов (Дж. Россини, А. Понкьелли, В. Беллини, Дж. Пуччини) и прошли через процесс интенсивного влияния языка оперы на церковную практику. В монографии о Дж. Пуччини находим следующее замечание: «В свои импровизации он нередко вплетал тосканские народные темы или мелодии из популярных опер, наполняя ими свободные интерлюдии, которыми церковные органисты обычно «прослаивают» традиционные канонические части мессы» [5, с. 54]. Начало этих явлений связано с именами С. Майра, Д. Чимарозы, Н. Дзингарелли.

В 1830-40-х г.г. обозначенная тенденция нашла устойчивую реализацию в создании оперных транскрипций для органа, а затем и сочинении собственно культовых композиций в оперной манере. Эта особенность наиболее заметно проявилась в северной Италии, в таких центрах как Милан, Кремона, Бергамо. Удивительным художественным результатом этого направления в итальянской органной музыке стала деятельность Падре Давиде да Бергамо, церковный псевдоним Феличе Моретти (Б.МогеА!, 1791 — 1863). Отец Давид из Бергамо, несомненно, одна из самых известных фигур итальянской органной музыки первой половины XIX века. Он считается, по праву, инициатором так называемой «молодой школы». Школы, которая в течение почти ста лет характеризует итальянскую органную музыку как «оперную», со всеми позитивными и негативными последствиями, которые следуют за этой тенденцией.

Он начинает изучать искусство органной игры в 1806 году под руководством А. Гон-салеса — органиста церкви Санта-Мария Маджоре в Бергамо, затем переходит к Дж. С. Майру в Филармонический лицей для изучения композиции. Среди однокурсников Ф. Моретти выделяются фигуры Г. Доницетти и Дж. Б. Рубини. С 1808 по 1812 год он занимает пост органиста в приходской церкви Торре ВоЫоие (Бергамо). Движимый религиозным призванием, в середине 1818 года Моретти поступает в монастырь францисканцев, а в следующем году происходит его рукоположение в священнический сан. Это не мешает ему продолжать заниматься творческой деятельностью. Репутация великого органиста (именно так характеризуют Ф. Моретти итальянские биографы) привела его к должности органного эксперта. На этом поприще он вступает в тесный контакт с органостроительной фирмой 8егавв1 из Бергамо, с который его будет связывать прочная дружба.

В хрониках того времени Падре Давиде из Бергамо описывается как блестящий органист и музыкант, абсолютно владеющий инструментом, что объясняется его упорными занятиями в юности1. Он также поражает слушателей своим умением играть на педальной клави-

атуре, что было действительно не главным достоинством итальянских органистов того времени.

Он оставил большое число сочинений. В итальянских источниках упоминается внушительная цифра — в архиве Отца Давида после его смерти осталось порядка двух тысяч четырехсот фрагментов музыки ^м. подробнее: 6]. Здесь хоровая, оркестровая и, в первую очередь, органная музыка для церкви — версетты, оффертории, elevazione, но в его наследии есть и светские сочинения — симфонии, сонаты, сонатины для органа.

Звуковой образ органных сочинений Падре Давиде подразумевает не только безусловную ориентацию на оперную стилистику — мелодический стиль бельканто, инструментальную изобретательность увертюр опер-буффа, но и на использование определенных тембров, характеризующих театральную природу этих опусов.

Потому композиторское творчество отца Давида теснейшим образом соприкасается с итальянским «театральным» органом, кристаллизация которого связана с деятельностью семьи ломбардских органных мастеров Серасси (Serassi), авторитет которых в Италии был сопоставим со значимостью органостроительной деятельности А.Кавайе-Колля во Франции .

В первой половине XIX века братья Серасси - Андреа, Алессандро, Карло, Джузеппе, Джакомо и Фердинандо образовали органостроительную фирму - Fabbrica Fratelli Serassi (Serassi Brothers), где центральные позиции занимал Карло Великий - «трудолюбивый, терпеливый, успешный гений» [7]. В 1838 году фирма Серасси закончила установку нового органа в Basilica di Santa Maria в Пьяченце (Piacenza), где служил в сане священника Падре Давиде.

Органы Серасси при сохранении классических приемов североитальянского органо-строения венецианской школы значительно приблизили звучание инструмента ко вкусам и музыкальной моде своего времени. Так, существенно разрастаются голоса «da concerto» — регистры-имитаторы инструментов оперного оркестра — и увеличивается их участие в диспозиции органа. Чаще появляются регистры, приближающиеся к звучанию медных духовых инструментов — Tromba, Tromboncini, Corni da Caccia. Увеличивается группа schtreiher'ных регистров3 — Violone, Viola, Violetta, педаль все чаще получает собственные регистры такого рода - Contrabassi. Второй мануал имел характер эхо; он был слабее оснащен регистрами, чем главный мануал, и имел характерное название «organette» (органчик), его трубы помещались в отдельном корпусе с жалюзи-швеллером. Здесь более многочисленно представлены регистры «da concerto».

Помимо этого в диспозиции органов Серасси вводились различные добавочные шумовые и звучащие регистры, характерные для оперного оркестра, так называемые «per l'alelimento e bizzarie» (регистры для украшения и своеобразия). Среди самых популярных были Timpani (тремоло литавр) — несколько низкозвучащих труб с незначительной расстройкой относительно друг друга и создающих биение, довольно точно имитирующее настоящее оркестровое тремоло литавр; Tamburo (называемый rollante) — барабан, регистр, сходный по техническому устройству с тремоло; Campanelli — колокольчики; Piatti — тарелки; птичьи голоса — регистр, работающий по принципу детской свистульки. Были включены и новые механические устройства, например, Tiratutti — рычаг, посредством которого органист мог включить все оркестровые регистры сразу, благодаря чему достигался мгновенный эффект сопоставления solo и tutti.

В «театральных» органах нередки были случаи применения разделенной клавиатуры на басовый и сопрановый регистры. Это позволяло играть дуэты (прежде всего, гомофонного характера — мелодию и аккомпанемент) с двойной тембровой и динамической окраской на одном мануале, либо использовать эту возможность для смены звука в верхнем или нижнем регистре. Менее развитой все еще оставалась педаль, она была укороченной, имела лишь шесть-восемь самостоятельных регистров, а ее форма напоминала лежащий под углом в 30° пюпитр (pedal e leggio).

Сочинения Падре Давиде да Бергамо используют весь арсенал звуковых и декоративных эффектов, которые предлагает «театральный» орган. Конечно, нельзя однозначно гово-

рить о художественной ценности его сочинений. Сегодня трудно представить, что его композиции могли звучать в церкви в то время или сегодня. Опусы Падре Давиде кажутся довольно непочтительными и странно напоминают музыку цирка, карнавала или шарманки. Но эта музыка есть отражение витализма итальянского духа, она полна здорового юмора, жизнерадостности, лучезарности и задора. Падре Давиде да Бергамо, безусловно, самая известная фигура этого периода итальянской органной музыки. В этой же стилистике работали младшие современники Ф. Моретти — П. Фумагалли и В. А. Петрали.

Сочинения «веселого священника», забытые после реформы Cécilienne, апологеты которой стремились вернуться к более сдержанному стилю литургической музыки, были вновь открыты в 1970-х годах, быстро вошли в органную итальянскую и европейскую исполнительскую практику и завоевали любовь публики.

Примечания

1 Вероятно, не стоит вполне доверять этим мнениям, поскольку гастрольный процесс в Италии с приглашением исполнителей из значительно более развитых органных школ Германии и Франции не был налажен в первой половине XIX века, а сольное органное исполнительство в стране в течение XVIII века активно не развивалось

2 Об этом, в частности, упоминает P. Williams [см.: 8, р. 173].

3 Мягкие, «шуршащие» регистры, имитирующие звучание струнных инструментов оркестра.

Литература

1. Берни Ч. Музыкальные путешествия. (Дневник путешествия 1770 г. по Франции и Италии). Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961.

2. Галь Г. Три мастера - три мира. Верди. М.: «Радуга», 1986.

3. Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков. М.: Музиздат, 2008.

4. Кириллина Л. Итальянская опера первой трети XX века: не только веризм. [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://www.21israel-music.com/opera-xx.htm

5. Левашова О. Пуччини и его современники. М.: Музыка, 1980.

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://it.wikipedia.org/wiki/Padre_Davide_Maria_da_Bergamo

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.provincia.bergamo.it/OrganiStorici/out/eng/storia.htm

8. Williams P. Organ from the Greeks to the Present Day. London, Boston: Faber and Faber, 1980.

УДК 78

© Буслаева Н. В., 2011

ОБРАЗЫ ИТАЛИИ В ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЯХ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

В статье рассматриваются явления «синтеза искусств» и «симфонической трактовки» инструмента в фортепианных сочинениях Ференца Листа, навеянных образами Италии. Подчеркивается значение итальянского периода творчества (1837-1839) в реализации новаторских идей композитора. Ключевые слова: Италия; Ференц Лист; фортепианное творчество; синтез искусств; реформа пианизма.

В своей литературной работе «Путевые письма бакалавра музыки», которую в 18341840 годы публиковала «Парижская музыкальная газета», Ференц Лист замечает: «Если есть на земле место, куда не доходит шум света, если существует уединение, оставшееся неоскверненным суетной враждой и ничтожными людскими стремлениями — то это лишь то место, откуда я тебе пишу.» (к Гектору Берлиозу, 1839) [4, с. 148]. Эти строки посвящены Италии, стране, в которой композитор подолгу жил, в которую неоднократно возвращался и из которой уехал навсегда лишь в год своей кончины (1886). Особое отношение к Италии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.