Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ТРОЛЛИНГА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ'

ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ТРОЛЛИНГА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
196
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРОЛЛЬ / ТРОЛЛИНГ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михайлова А.Д.

В статье рассматриваются определения понятия «троллинг». Выявлены этапы зарождения феномена и первые упоминания о нём в сети «Usenet». Рассмотрены темпы развития троллинга в коммуникативном пространстве Интернета и цели пользователей троллей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ТРОЛЛИНГА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ»

А.Д. Михайлова

ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ТРОЛЛИНГА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ

В статье рассматриваются определения понятия «троллинг». Выявлены этапы зарождения феномена и первые упоминания о нём в сети «Usenet». Рассмотрены темпы развития троллинга в коммуникативном пространстве Интернета и цели пользователей троллей.

Ключевые слова: тролль, троллинг, виртуальное общество, интернет-сообщество, интернет-форумы, интернет-коммуникация, социальные сети.

Феномен, когда человек подписан на социальные сети другого (часто — известную личность), пристально следит за обновлениями и не делает ничего иного, кроме как пишет негативные комментарии, но не отписывается, в английском языке имеет свое специальное название — троллинг (trolling). Тема троллинга обсуждается на так часто, однако это крайне распространенная практика, хотя по ней вряд ли можно собрать официальную статистику. Сегодня общение в сети Интернет стало неотъемлемой частью жизни, в связи с этим, продолжает сохранять актуальность и тема троллинга на просторах интернет-форумов и в социальных сетях. Троллинг — размещение в интернете провокационных сообщений с целью вызвать негативную эмоциональную реакцию или конфликты между участниками интернет-общения.

В 2019 году компания Microsoft опубликовала результаты исследования, посвящённого культуре общения в интернете. Россия заняла в рейтинге 19 место из 23, что не может считаться хорошим показателем. Выяснилось, что 75% россиян в возрасте от 13 до 74 лет хотя бы раз сталкивались с агрессивным отношением в интернете. Также было выявлено, что в России намного чаще, чем в других странах, пользователи сталкивались с буллингом в соцсетях. Среди опрошенных 71% сталкивались с оскорблениями в Интернете. И это не самый лучший результат, если учесть, что общемировой показатель составил 51%. 40% участвовавших в опросе рассказали, что сталкивались с тем, что их намеренно пытались как-то скомпрометировать. Были также жертвы ложной публикации, их всего 18% [1].

Как показывает статистика, эта проблема является актуальной для обсуждения и требует особого внимания для изучения. Развитие социальных сетей и интернет-коммуникаций способствует появлению новых феноменов. В современной интернет-терминологии активно используются такие понятия, как «троллинг» и «тролль». Троллинг в социальных сетях — это относительно новое, недостаточно исследованное явление.

В «Новейшем толковом словаре русского языка XXI века» Шагалова дала следующее определение вышеуказанному понятию: троллинг — это размещение провокационной информации в Интернете (на форумах, блогах и т.д.), чтобы вызвать конфликты между участниками [2]. Исследователь Р.А. Внебрачных в свою очередь дает более широкое определение этого термина в статье «Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах», называя троллинг формой социальной провокации или издевательства в сетевом общении. Эту форму используют как персонифицированные участники интернет-коммуникации, цель которых прославиться, повысить свою узнаваемость, стать публичными, так и анонимные пользователи, которые регистрируются «под ником», чтобы их не могли идентифицировать [3]. Стоит отметить, что на сегодняшний день есть немалое количество определений понятия «троллинг». Все они описывают феномен троллинга — как инструмент коммуникации, который выходит за рамки онлайн-обще-ния, что означает затрагивание острых социальных тем, выходящих за рамки грязных шуток и личных оскорблений для достижения следующих целей: —привлечь внимание;

—призвать к возмездию в форме насильственного ответа; —унизить получателя; —повысить свою самооценку;

© А.Д. Михайлова, 2023.

Научный руководитель: Малаканова Ольга Александровна — доцент кафедры социологии и культурологии, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Россия.

—развлечение.

Сегодня троллинг в интернете прогрессирует. Свою грязную работу Интернет-тролли выполняют в онлайн-сообществах: группы новостей, форумы, чаты, блоги и соцсети. Пользователи интернета порой и не замечают, как попадаются на уловки троллей. Как правило, дискуссии, в которых участвует вредитель, уходят в сторону от обсуждаемой изначально темы. Возникает агрессия, конфликты между подписчиками, психологическая атмосфера в сообществе портится.

По словам Ирины Ксенофонтовой, сотрудницы Института социологии РАН, это слово популярно из-за его значения — «тролль» как существо, упоминаемое в скандинавской мифологии. Тролли — мифические сказочные существа. Чаще всего они фигурировали в детских сказках. Это уродливые, неприятные существа, созданные для того, чтобы причинять вред и творить зло. Приписывая эти качества людям, практикующим троллинг, использование термина «тролль» стало общепринятым. Троллинг буквально означает «ловля рыбы блесной», но эта гармония укоренилась настолько, что люди в целом принимают идентичность мифических существ, и название «тролль» утвердилось [4].

С начала 21-го века (а именно 1980—1990-м гг.) интернет-тролли начали создавать свои собственные онлайн-сообщества и организации для обмена опытом по наиболее эффективному разжиганию конфликтов. Термин «троллинг» изначально произошел не от названий мифических существ, а от сленга участников виртуального сообщества Usenet alt.folklore.urban. Это стало известно благодаря тому, что в феврале 2001 года компания Google выложила в сеть полный архив конференций «Usenet» за 20 лет. Некий пользователь под ником «Mark Miller» обращался к другому участнику под ником «Tad». 8 февраля 1990 года «Mark Miller» написал: «Ты просто не понимаешь, что тебе здесь пытаются объяснить и тебе бесполезно что-то вообще говорить. Самое грустное, что ты считаешь, что действительно прав. Ты ошибка природы. Пожалуйста, сделай нам одолжение и заверши свой долгий путь в пищевой цепочке. Умри, бездушный тролль». Таким образом, это было первое упоминание тролля в интернете [5].

Тогда употребление слова «троллить» намного отличалось от современного понятия. Троллить — значит употреблять негрубые шутки, которые будут понятны только «своим».

Первое упоминание о «троллинге» в академической литературе появилось в 1996 году и принадлежало Джудит Донат. Она — автор исследований, которые связаны с различными аспектами психологии пользователей интернета. Донат посвятила множество работ анализу устройства интернет-сообщества, изучению проблем, связанных с виртуальными образами, но основная часть её исследований посвящена феномену сетевого троллинга. В работе «Identity and Deception in the Virtual Community» она использовала описания нескольких странных примеров встреч в сети «Usenet». Донат выяснила истинную природу и двусмысленность этой идентичности в свободном «виртуальном обществе». В исследовании было выявлено, что тролли используют злонамеренную ложь, они способствуют тому, что в онлайн сообществе происходит быстрое снижение доверия и терпимости к посторонним. Благодаря им в онлайн-сообществе развивается паранойя [6].

По мере формирования и развития троллинга как явления, присущего социальным сетям, происходит его трансформация с явным трендом агрессивности. Если изначально тролли — это безобидные спорщики, то во второй половине 90-х появилась их новая более злобная разновидность, главная задача которых — целенаправленное уничтожение выбранного онлайн-сообщества.

Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что троллинг, зародившийся в интернет-пространстве в 1990-х годах, приобрел статус важного психосоциального явления. Глобальная виртуализация современных средств коммуникации привела к тому, что Интернет становится наиболее привлекательным ресурсом для манипулирования большими сообществами. В этой стратегии троллинг считается спусковым крючком для жесткой провокации, создающим скандальную ситуацию.

Троллинг в интернете — не безобидное явление, он представляет собой грубую атаку. Человек, который занимается троллингом, размещает свои высказывания и сообщения, провокации в сети, чтобы спровоцировать конфликты между пользователями.

Задача тролля состоит в том, чтобы «превратить спокойный тред в ярый спор, конфликт, в который ввяжется как можно большее количество читателей, а изначальная тема разговора будет забыта напрочь» [7]. Существует множество методов и способов тролинга, но всё же главная цель всегда одна — подорвать спокойствие сетевого общения.

С каждым годом происходит «приумножение опыта», троллинг развивается, совершенствует свои методы, механизмы, он усиливает своё значение и влияние на общественность.

Библиографический список:

1 .Официальный сайт news.microsoft.com [Электронный ресурс] / URL: https://news.microsoft.com/ru-ru/dci2019/ (дата обращения 29.03.2023)

2. Шагалова Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века: ок. 1500 слов. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 413 с.

3. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. — Вып. 1. — С. 48—51.

4. Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникаций в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор: сб. ст. М.: Гос. респ. Центр рус. фольклора, 2009. C. 290.

5. Мельникова А.Ю. Троллинг как новая форма остранения в молодежной культуре // Человек. Культура. Образование. 2018. N»1 (27). URL: https://cvberleninka.ru/article/n/trolling-kak-novava-forma-ostraneniva-v-molodezhnov-kul-ture (дата обращения: 30.03.2023).

6. Judith S. Donath, Identity and Deception in the Virtual Community. London, 2010.

7. Троллинг в социальных сетях: возникновение и развитие // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2012. №3. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/trolling-v-sotsialnvh-setvah-vozniknovenie-i-razvitie (дата обращения: 29.03.2023).

МИХАЙЛОВА АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА — магистрант, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.