Научная статья на тему 'Дискурсивное пространство текста: троллинг как элемент некооперативной речевой стратегии современной интернет-коммуникации'

Дискурсивное пространство текста: троллинг как элемент некооперативной речевой стратегии современной интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
955
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ТРОЛЛИНГ / РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ / DISCOURSE / INTERNET-COMMUNICATION / TROLLING / SPEECH STRATEGIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Немыка Анна Анатольевна, Ушаков Александр Алексеевич

Статья связана с определением и функционированием троллинга в различных типах текста современной интернет-коммуникации. Также рассматриваются графические формы троллинга и типы троллей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discursive space of the text: trolling as a part of noncooperative speech strategies in a modern Internet communication

The article deals with the definition of trolling in contemporary internet-communication and explores various aspects of its functioning. The research also describes graphical forms of trolling and types of trolls.

Текст научной работы на тему «Дискурсивное пространство текста: троллинг как элемент некооперативной речевой стратегии современной интернет-коммуникации»

ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА: ТРОЛЛИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ НЕКООПЕРАТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

А.А. Немыка, А.А. Ушаков

Кафедра русского языка как иностранного

Филологический факультет Кубанский государственный университет ул. Ставропольская, 149, Краснодар, Россия, 350040

Статья связана с определением и функционированием троллинга в различных типах текста современной интернет-коммуникации. Также рассматриваются графические формы троллинга и типы троллей.

Ключевые слова: дискурс, интернет-коммуникация, троллинг, речевые стратегии.

Широкий спектр жанровых форм, представленных в рамках современного виртуального дискурса, обусловливает наличие различных стратегий и тактик коммуникативного поведения, применяемых участниками интернет-общения [4. С. 110]. Используя понятие речевой стратегии, мы опираемся на определение Е.В. Клюева, рассматривающего коммуникативную стратегию как «совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели» [2. С. 18].

По отношению участников диалога к принципу организации речевого общения речевые стратегии можно разделить на кооперативные и некооперативные. К кооперативным стратегиям относятся разные типы информативных и интер-претативных диалогов (например, сообщение информации, выяснение истинного положения вещей и др.). К некооперативным стратегиям относятся диалоги, в основе которых лежит нарушение правил речевого общения: доброжелательного сотрудничества, искренности (например, конфликты, ссоры, угрозы, проявление агрессии) [3].

Одним из характерных элементов некооперативной речевой стратегии, нарушающих благоприятный микроклимат диалогового (полилогового) пространства и активно применяемых в рамках современной интернет-коммуникации, является т.н. «троллинг» (от англ. trolling — ловля рыбы на блесну) — способ сетевого поведения, в основе которого лежит создание провокационных, издевательских, оскорбительных сообщений с целью нагнетания конфликтной атмосферы.

Важно отметить, что «каждая речевая стратегия характеризуется набором речевых тактик. Речевая тактика — это конкретный речевой ход (шаг, поворот, этап) в процессе осуществления речевой стратегии, речевое действие (речевой акт или совокупность нескольких речевых актов), соответствующее тому или иному этапу в реализации речевой стратегии и направленное на решение част-

ной коммуникативной задачи этого этапа. Реализация совокупной последовательности речевых тактик призвана обеспечить достижение коммуникативной цели речевого общения (конкретной интеракции)» [5. С. 6].

Представленная конфронтационная направленность сообщений различного рода в рамках троллинг-атак (посты в блогах, комментарии к статье, новости) определяется набором речевых тактик, реализующих систему троллинга: издевка, угроза, оскорбление, провокация, колкость и др.

К изучению явления троллинга впервые обратилась исследователь Джудит Донат, описавшая примеры из конференций в сети Usenet.

На современном этапе развития интернет-коммуникации перспективными платформами для анализа и основными жанровыми формами реализации трол-линга являются блоги, социальные сети, форумы, новостные сайты.

Напрямую связанный с фактором анонимности, вседозволенности, трол-линг с успехом применяется именно в виртуальном дискурсе. В результате успешной троллинг-атаки, меняющей тональность дискуссии, превращающей ее в место спора, часто с использованием обсценной лексики, волной агрессии оказываются охвачены многие участники интернет-общения в данном сегменте коммуникативного пространства, что приводит к потере изначальной кооперативной стратегии полилога и, как следствие, основной темы общения.

Пользователи, применяющие троллинг, т.н. «тролли», способны нанести существенный вред коммуникации, разрушив чувство взаимного доверия в сообществе. Р.А. Внебрачных выделяет несколько основных типов троллей: тролль-провокатор, тролль-комментатор, тролль герой-любовник, тролль-советчик [1. С. 50].

Тролль-провокатор активно вступает в дискуссию, провоцирует участников общения на проявление агрессии, унижая, оскорбляя оппонентов, грубо отвергая их точку зрения. Автор-тролль в результате пытается получить удовлетворение от создавшейся в процессе тематического обсуждения негативной атмосферы.

Тролль-комментатор публикует объемные комментарии по обсуждаемой проблеме с целью привлечения внимания. Данные типы троллей пытаются подавить других участников коммуникации своей псевдоэрудицией и авторитетным мнением. Доминирование тролля приводит, в таком случае, к снижению популярности интернет-ресурса, утрате участников, распаду ветки, конференции или сообщества.

Тролль герой-любовник фокусируется на получении острых ощущений от последовательного заигрывания и онлайн-интриг с женщинами интернет-группы, что приводит к внутрисообщностному конкурированию и выбору агрессивных форм взаимодействия.

Тролль-советчик под видом совета или помощи другому участнику коммуникации публикует комментарий или пост, содержащий намеренно неточные, необъективные данные по тому или иному вопросу, а часто — бессмысленную информацию, что является частной формой провокации. За счет данной манипу-

Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2012, № 4

лятивной тактики разрушается коммуникативная целостность дискуссии, возникает напряженность, приводящая к конфликтной ситуации.

Явление троллинга в большинстве случаев можно рассматривать как агрессивную форму социального коммуникативного взаимодействия в рамках виртуального дискурса. Однако некоторые лексические единицы, участвующие в построении троллинг-атаки, обретают большую популярность, приобретая статус интернет-мема — информации или фразы, часто бессмысленной, спонтанно приобретшей популярность в интернет-пространстве посредством распространения в Интернете всеми возможными способами (по электронной почте, в социальных сетях, на форумах, в блогах и др.). В таком случае набор лексических единиц, используемых для троллинга, теряет явно выраженную негативную нагрузку. При этом определение первоисточника становится непростой задачей.

Так, например, в российском сегменте Интернета большую популярность получила фраза «Давай, до свидания», ставшая мемом после публикации ролика «Ты кто такой? Давай, до свидания!», а также скандала в сети микроблогов «Твит-тер» с участием Филиппа Киркорова и рэпера Тимати.

К категории мемов можно отнести не только лексические единицы, но также любые аудиальные или визуальные сегменты Интернета. Так, одним из наиболее популярных изображений, получивших статус мема, стало изображение лица, выражающего злорадство и лицемерие и символизирующее эмоции успешного тролля.

Созданное пользователем Whynne сайта www.deviantart.com, данное изображение положило начало распространенному в рамках современной интернет-коммуникации серии комиксов, объединенных ключевым понятием «Тролл-фейс» (от англ. troll — тролль; face — лицо).

Развитие интернет-коммуникации на современном этапе обусловливает появление новых аспектов в лингвориторической парадигме, связанных со спецификой функционирования языковых единиц в рамках виртуального дискурса. Перспективы изучения данной сферы напрямую связаны с вопросами расширения жанровой специфики интернет-коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Внебрачных Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. — Вып. 1. — 2012. — С. 48—51.

[2] Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. — М., 2002.

[3] Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К. Граудина. — М., 2004.

[4] Немыка А.А., Ушаков А.А. Жанровые особенности блогов в рамках современного виртуального дискурса // Материалы международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Перспектика-2008». Т. IV. — Нальчик, 2008. — С. 110—112.

[5] Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика—Лингвистика. — Вып. 5: Сб. статей. — Смоленск: СГПУ, 2004. — С. 5—11.

DISCURSIVE SPACE OF THE TEXT: TROLLING AS A PART OF NONCOOPERATIVE SPEECH STRATEGIES IN A MODERN INTERNET COMMUNICATION

A.A. Nemyka, A.A. Ushakov

Department of Russian language as a foreign Filology faculty Kuban State University Stavropolskaya str., 149, Krasnodar, Russia, 350040

The article deals with the definition of trolling in contemporary internet-communication and explores various aspects of its functioning. The research also describes graphical forms of trolling and types of trolls.

Key words: discourse, Internet-communication, trolling, speech strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.