Научная статья на тему 'Троллинг в социальных сетях: возникновение и развитие'

Троллинг в социальных сетях: возникновение и развитие Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7043
1019
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТРОЛЛИНГ / ТРОЛЛЬ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL TROLLING / A TROLL / INTERNET-COMMUNICATIONS / SOCIAL NETS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы —

В современном обществе развитие Интернета сопровождается возникновением таких новых явлений, как троллинг. Определение особенностей и основных характеристик этого феномена, выявление направленности и тенденций его развития относятся к числу важных задач для современных социальных и гуманитарных наук. В статье данная проблематика рассматривается с позиций социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trolling in Social Nets: Emergence and Development

In contemporary society the development of the Internet sees the emergence of new phenomena, such as trolling. The specific features and main characteristics of this phenomenon, together with its trends and development tendencies are today in the focus of modern social and humanitarian sciences. These issues are considered in the article in terms of sociology.

Текст научной работы на тему «Троллинг в социальных сетях: возникновение и развитие»

ТРОЛЛИНГ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

М.М. Акулич

Кафедра социологии и социального управления Тюменский государственный университет ул. Семакова, 10, Тюмень, Россия, 625003

В современном обществе развитие Интернета сопровождается возникновением таких новых явлений, как троллинг. Определение особенностей и основных характеристик этого феномена, выявление направленности и тенденций его развития относятся к числу важных задач для современных социальных и гуманитарных наук. В статье данная проблематика рассматривается с позиций социологии.

Ключевые слова: социальный троллинг, тролль, интернет-коммуникации, социальные сети.

Развитие социальных сетей и интернет-коммуникаций способствует появлению новых феноменов. В современной интернет-терминологии активно используются такие понятия, как «троллинг» и «тролль». Анализ троллинга в социальных сетях и интернет-коммуникациях осуществлен автором посредством изучения более 200 различных источников, посвященных троллингу и размещенных в Интернете. Практически все источники начало зарождения данного феномена относят к 1980—1990-м гг. «Одна из самых ранних ссылок на слово „тролль", которую можно найти в архиве конференции Google Usenet, принадлежит пользователю „Mark Miller", обращавшемуся к пользователю „Tad" 8 февраля 1990 года. Тем не менее, остается не ясным, было ли это использованием понятия „тролль" в том значении, в котором оно известно сегодня, или же это был случайно выбранный эпитет» [1]. «Словосочетание „форумный тролль" предположительно появилось в конце 80-х годов, но само явление столь же старо, как DDS и Usenet. Считается, что термин был позаимствован из рыболовства, где „троллем" называют приманку на крючке. Троллинг на форуме также напоминает рыбалку. Наивным юзерам подкидывается провокационный пост (приманка), те эмоционально на его реагируют и тем самым напоминают пойманную рыбешку в сетях флеймера. 8 февраля 1990 года некий Mark Miller упомянул термин „тролль" в своем посте на Usenet, обращаясь к юзеру Tad: „ты просто не способен понять, что тебе тут все пытаются втолковать, тебе бесполезно что-то вообще объяснять. Но самое печальное — это то, что ты еще и абсолютно уверен в своей правоте. Ты просто наглядный пример ошибки природы — сделай нам одолжение, закончи свой путь в пищевой цепочке. Умри, бездумный, напыщенный тролль". Это было первое зафиксированное упоминание слова „тролль" по отношению к флеймерам. С тех пор оно стало применяться все чаще...» [5].

Последующая практика использования троллинга в социальных сетях показала, что даже если троллинг и тролль — это «случайно выбранные эпитеты», они оказались удачными и нашли широкое распространение в языке виртуальной реальности. Истоки троллинга в социальных сетях укоренены в самой социальной

реальности, хотя в реальной практике человеческих отношений социальный троллинг менее откровенен и в большей мере сдерживается господствующей культурой и действующим законодательством. Кстати, примеров социального троллинга в реальной жизни общества можно привести довольно много. Они касаются общения, взаимодействия, взаимоотношений между людьми. В юриспруденции имеется даже термин, отражающий действия тролля и понимаемый как «доведение до самоубийства». Однако при исследовании общества понятие социального троллинга не используется, а применяются такие термины, как манипулирование, шантаж, подстрекательство, провокация и т.д. Хотя следует отметить, что в интернет-источниках троллинг иногда рассматривается как «психологическая манипуляция, основанная на публичном высмеивании или унижении убеждений (в основном заблуждений, предубеждений, радикальных взглядов и т.д.) оппонентов, приводящая к эмоциональной нестабильности последних, к срывам в той или иной форме, проявление которых называется „заглотнул блесну" и обычно является конечной целью» [6].

Троллинг в социальных сетях — это относительно новое, недостаточно исследованное явление. Что же такое социальный троллинг и как происходит его осуществление в интернет-коммуникациях? Приведем пример одной из версий происхождения троллинга в социальных сетях. «Более вероятно происхождение понятия „троллинг" от фразы „trolling for newbies" (англ. Newbies — новичок), популяризированное в начале 90-х годов в одной из групп сети Usenet alt.folklore.urban. Употребление там несколько отличалось от современного значения — это была относительно мягкая шутка, понятная для „своих", применяемая старыми пользователями к настолько утрированным вопросам или темам, что только новичок отреагировал бы на них искренне. В дальнейшем термин включил в себя также ситуацию, когда некто умышленно изображал из себя крайне неверно информированного или введенного в заблуждение пользователя... — чаще всего это воспринималось не агрессивно, а в качестве шутки» [1. C. 5]. Примером социального троллинга — шутки в реальной жизни и виртуальном пространстве — является «первоапрельский троллинг» [2. C. 1].

Троллинг изначально был «бесхитростным и прямолинейным. Кто-то бросил наживу (безобидный вопрос, утверждение, не имеющее под собой никаких оснований) и ждал того, кто ее схватит. Наблюдатели, хотели они того или нет, невольно становились соучастниками тролля, получая лулзы наравне с авторами розыгрыша» [4. C. 1]. Троллинг в социальных сетях развивался, получал все более широкое распространение, но «долгое время ... считался безобидным занятием спорщиков, игрой аргументов. Только во второй половине 90-х годов появилась новая разновидность троллей, которые ставят своей целью целенаправленное уничтожение выбранной конференции или ньюс-группы. Достигается это массивным флудом бессмысленных сообщений или переписок, не интересных постоянным читателям. Когда количество такого спама начинает превышать 75% всех постов, читатели обычно просто отписываются и трафик конференции сходит на нет. Примерами могут служить Usenet-конфы uk.lokal. Birmingham и alt.astrology.metapsych, полностью прекратившие свое существование из-за этих

форумных троллей» [5. С. 2]. Безобидный троллинг в форме шутки и розыгрыша сохраняется и используется до настоящего времени, хотя параллельно развились и более жесткие формы троллинга.

Интерес, любопытство, желание самоутвердиться, поспорить, проявить остроумие могут служить причиной появления и развития троллинга в социальных сетях. В статье «Что такое троллинг» читаем: «Многие люди один или два раза пробовали публиковать провокационные сообщения во Всемирной паутине просто из любопытства» [1. С. 2]. Не оценивая данное суждение с психологических и культурологических позиций как норму или девиацию, отметим, что такой мотив социального троллинга возможен. В другом интернет-источнике отмечается, что мотивы тролля могут быть разными, «некоторым просто доставляет удовольствие поспорить и развлечь за счет других себя и аудиторию; другие пытаются таким образом помешать дискуссии на неугодную тему; есть люди, для которых троллинг — это самоутверждение, игра, борьба интеллекта. Существует представление, что троллингом занимаются только закомплексованные детишки, но в действительности все далеко не так. Порой среди лучших троллей попадаются взрослые серьезные люди, занимающие солидные должности ... и предпочитающие таким образом давать разрядку своим мозгам» [5. С. 2].

По мере формирования и развития троллинга как явления, присущего социальным сетям, происходит его трансформация с явным трендом агрессивности. В современных интернет-источниках социальный троллинг начинает рассматриваться уже не как безобидное явление, агрессивное высказывание, но и как вид атаки: троллинг — это «размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, в вики-проектах, ЖЖ и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками, взаимные оскорбления и т.п. ... » [3. С. 1].

Задача тролля состоит в том, чтобы «превратить спокойный тред в ярый спор, конфликт, в который ввяжется как можно большее количество читателей, а изначальная тема разговора будет забыта напрочь» [5. С. 2]. Троллинг — это «написание провокационных сообщений (реплик) с целью вызвать флейм, конфликты между участниками ... оскорбления... и т.п. Технологий и стилей троллинга существует огромное множество, но все они ведут к главной цели — дестабилизации сетевого общения» [7. С. 1]. Пользователи Интернета задаются вопросом: как правильно вести себя, если приходится реагировать на высказывания тролля? Приведем некоторые варианты ответов интернет-пользователей: «Не спорить!» «Конечно, не спорить не всегда получается... Я не знаю ответа. В большинстве своем научилась обходить стороной конфликтных людей, но бывает, что и не получается... Я просто проживаю, надо научиться ими пользоваться, а не позволять собой манипулировать... Я тоже учусь управлять своими эмоциями... Я троллей не боюсь. Я хочу их понять и помочь им справиться со своей зависимостью... Зачем понять? Да еще помогать, если не просят! Вам совсем заняться нечем?.. Чем отличается пессимист от оптимиста? Когда пессимист говорит „хуже не бывает", оптимист ему радостно отвечает: „Наверное, и в таких случаях надо гово-

рить себе „бывает хуже. Хорошо, что не в реале""» [6. С. 1—3]. Выше приведен результат общения из одного интернет-источника, отличающийся относительно приемлемой культурой речи и социально приемлемыми советами. Хотя следует отметить, что многие пользователи испытывают серьезные психологические затруднения и проблемы, оказавшись в поле деятельности тролля.

Что побуждает человека заниматься троллингом? Не претендуя на то, чтобы дать научно обоснованную классификацию источников троллинга в социальных сетях, отметим, что они могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, могут существовать социально-политические условия и факторы появления и развития троллинга в социальных сетях, связанные в первую очередь с несовершенством действующего законодательства в части регулирования интернет-коммуникаций. Социально-экономические условия и факторы обусловлены рыночной экономикой и, следовательно, экономическими интересами и целями, реализуемыми с помощью троллинга в социальных сетях. Социально-культурные источники этого явления во многом детерминированы тем, что происходит смена ценностных ориентаций и приоритетов, формируются и получают распространение новые, нетрадиционные субкультуры, формируется язык сетевых коммуникаций, который далеко не всегда соответствует языку, принятому в данной культуре. Социально-психологические источники троллинга в социальных сетях, с одной стороны, могут быть во многом объяснены с помощью идей, содержащихся в работах Г. Лебона, З. Фрейда, Г. Тарда и других ученых, а с другой — непосредственно связаны с особенностями психического и социокультурного развития той или иной личности. Семейно-бытовые особенности, в которых социализируется личность, также оказывают существенное влияние на то, формируется или не формируется у человека потребность в том, чтобы проявить интерес и тем более заняться троллингом. Можно также привести классификацию троллей по субъектам и объектам троллинга, форумам и т.д.

Троллем становится и может стать далеко не каждый человек, как, впрочем, и объектом (а нередко и жертвой) троллинга. «Процесс коммуникации в Интернете достаточно свободен, но определенные правила в нем все же есть. А значит, есть и те, кто стремится эти правила нарушить, или, что еще почетнее, заставить нарушить их других. Интренет-тролли ... портят кровь на просторах Сети и простым гражданам, и сильным мира сего, пользуясь тем, что наказать их нельзя» [9. С. 1]. Представляется, что интернет-тролли относятся к числу коммуникаторов, которые активны, мобильны, способны активизировать интернет-аудиторию и актуализировать проблемы, давая свою интерпретацию, применяя собственные методы и реализуя собственные цели. «Основная масса троллей использует ограниченный набор приемов, хорошо известных опытным пользователям Сети. Однако, помимо „толстых" троллей, которые открыто нарушают правила ресурса, оскорбляют его участников, разжигают конфликты и т.д., существуют так называемые „тонкие" тролли. Последние отличаются глубокими познаниями в области психологии, что позволяет им воздействовать на людей с использованием более изощренных методов. Во многих случаях жертвы „тонкого" троллинга даже не

осознают того, что „попались на крючок"» [14. С. 1]. Недостаток общения и коммуникативного опыта, неразвитость коммуникативных способностей и реализации их в социальной реальности могут способствовать тому, что человек начинает осуществлять свои коммуникативные компетенции, выстраивать коммуникативные стратегии и тактики в виртуальной реальности, становясь при этом и троллем. В связи с этим отметим, что у разных типов троллей имеются разные цели и способы их достижения.

Приведем некоторые высказывания из интернет-источников о целях и потребностях троллей.

«Целью тролля не является доказательство его правоты или какой-то точки зрения. Цель тролля — привлечение к себе внимания и повышение собственной известности. Причем не важно количество отрицательных и положительных мнений насчет личности тролля. Настоящий тролль знает, что главное — это популярность, главное — привлечь внимание, стать знаменитым, узнаваемым и популярным. У любого успешного тролля появляются фанаты, как любящие и уважающие его, так и ненавидящие и презирающие его. Причем ненавидящие своими выступлениями еще больше разжигают полемику вокруг личности тролля, тем самым делая его еще известнее» [7. С. 1].

Из приведенного примера видно, что данный вид троллей ориентирован на «звездную жизнь» и стремится осуществить в сетевом общении то, что ему не удается в реальной жизни. При этом на завоевание популярности и известности не требуется вкладывать деньги и усиленно развивать какие-либо способности, признаваемые и одобряемые в реальной жизни.

«Главной целью троллинга является каким-то образом внести разлад в общество. Подстрекательское, саркастическое, провокационное или юмористическое содержание сообщений тролля направлено на то, чтобы склонить других пользователей к вовлечению тролля в бесполезную конфронтацию. Чем более бурно реагирует общество, тем более вероятен дальнейший троллинг со стороны инициатора, поскольку это утверждает его уверенность в том, что определенные действия достигают его цели вызвать хаос. Так родилась часто употребляемая в интернет-культуре фраза: „не кормите троллей"» [1. С. 3].

Возможно, это действительно главная цель тролля.

«Сетевая анонимность» — один из важных источников появления и распространения троллинга. «Форумы, чаты и сообщества регулярно посещаются людьми, единственная цель которых в том, чтобы кого-нибудь обругать или с кем-то поссориться, причем все это, не выходя из уютной тени полнейшей сетевой анонимности» [8. С. 1]. Анонимность сетевого общения позволяет троллю получать эмоциональную разрядку, проявлять низменные качества и чувства, вызывая негативную реакцию других людей безнаказанно. И это ведет к тому, что тролль чувствует себя уверенно, ощущает свою значимость и превосходство в сравнении с другими людьми, что позволяет ему быть самим собой без каких-либо социокультурных ограничений.

По мнению тех, кто пишет о троллинге и троллях в Интернете, «человеку просто нужна своеобразная отдушина, которую он находит в издевательстве над другими людьми», а «любые карательные меры для таких людей как красная тряпка для быка... Наиболее действенным способом борьбы с данным явлением считается игнорирование провокаторов» [9. С. 1—2]. Это действительно достойный способ для пользователя, но это не означает, что данное явление не нуждается в социальном, правовом регулировании и обеспечении безопасности интернет-коммуникаций.

Троллинг в сетевом общении — «это своеобразная тренировка для ума... Довести десятки людей до исступления, заставить их возненавидеть вас не так-то просто, нужно знать, что сказать им. Придумывание аргументов и формулировок для ответов требует определенного умственного напряжения, ради которого все и затеваю», — признается один тролль [9. С. 1]. В реальной жизни кто-то занимается наукой и чувствует себя неординарной личностью, кто-то признает себя выдающимся композитором, полководцем, певцом и т.д., тем более если это признается и обществом. Своеобразное стремление обрести значимость реализуется троллем в сети Интернет, доставляя ему удовольствие.

В интернет-источниках встречаются сообщения, в которых тролли пишут, поясняя, для чего они занимаются троллингом. Например, тролли объясняют свое поведение так: безобидно — «Мне скучно» или агрессивно — «А что нельзя?». Один из троллей признается: «Я понимаю, что поступаю неправильно: сначала воздействую на болезненные точки человека, а потом хлопаю ресницами: „А что я? Я ничего!"» [8. С. 2]. Эти отдельные высказывания троллей показывают, что есть две категории троллей: первые действуют неосознанно, потому что им именно так захотелось проявить свой характер, свое настроение, вторые понимают, что поступают неправильно, но делают то, что делают. Можно выделить и третью категорию троллей, которые умышленно, целенаправленно стремятся вызвать у людей негативные эмоции и реакции.

Американские ученые в ходе эксперимента пришли к выводу, что троллинг доставляет чувство эйфории, схожее с алкогольным опьянением. Другой вывод, сделанный в ходе эксперимента, заключается в том, что сами тролли «в большей степени склонны поддаваться на манипуляции других веб-пользователей» [10. С. 1]. «Всего ученые выделяют три состояния, вызывающие экстремальное поведение: алкогольное опьянение, анонимность и чувство власти... Когда снимаются запреты, люди начинают вести себя в соответствии с их истинным характером. Хотя в таком состоянии они наиболее подвержены влиянию и легко поддаются убеждению» [12. С. 1]. Результаты данного эксперимента еще раз подтвердили необходимость правового регулирования сетевого общения.

Троллинг в социальных сетях постепенно «накапливает опыт», развивается и в своем роде совершенствуется, появляются новые механизмы и способы его осуществления, троллинг усиливает свою значимость и влияние на общество. «Пока не существует серьезных исследований того, может ли такой стиль общения у заядлых троллей перейти в реальную жизнь и в живое общение с людьми, но, очевидно, потенциально такая опасность может существовать. С начала XXI века

интернет-тролли стали образовывать собственные сообщества и организации, делясь опытом по наиболее эффективному разжиганию конфликтов. Сейчас любой популярный форум, группа новостей и вики-проект рано или поздно сталкиваются с троллями и троллингом» [1. С. 2]. В настоящее время имеются значительные ресурсы, «на которых виртуальные нарушители спокойствия обмениваются информацией, делятся опытом, организовывают совместные акции» [9. С. 2].

Может ли троллинг в социальных сетях уже в настоящее время иметь свои юридические последствия? Троллинг, вызывая сильные отрицательные эмоции и настроения, провоцирует другого человека на ответные реакции, которые могут быть еще более сильными в эмоциональном плане. «Причем поведение тролля может еще поддаваться цензуре, а объекту провокации приходится нарушать различные цензурные барьеры», — пишет один из пользователей Интернет [13. C. 1]. Действительно, в условиях несовершенства современного законодательства тролль находится в более выгодной ситуации, нежели его жертва. Вместе с тем, отдельные прецеденты правового регулирования этих процессов уже имеются. Так, «безработный 25-летний житель Великобритании Шон Даффи (Sean Duffy) был приговорен к 18 неделям тюремного заключения за троллинг в Интернете, сообщает Guardian» [11. C. 1]. Двенадцатилетней американской школьнице за троллинг в социальной сети грозит 30-дневный арест [15. C. 1].

В заключение отметим, что троллинг в социальных сетях, виртуальной реальности отчасти подобен процессам, происходящим в социальной реальности, но троллингом не называемых (манипулирование и т.п.). Поэтому понятие социального троллинга требует уточнения. В современных условиях нужно такое понятие социального троллинга, которое отражало бы специфику данного явления и данных процессов как в объективной социальной реальности, так и в виртуальной. Попытаемся сконструировать такое понятие, не претендуя на абсолютную его точность: социальный троллинг — это преднамеренное провоцирование негативных эмоций и настроений личности и социальных общностей, осуществляемое в объективной социальной и виртуальной реальности, сопровождающееся неустойчивостью и дестабилизацией социальных систем.

ЛИТЕРАТУРА

[ 1] Что такое троллинг // sprunet.ru

[2] Первоапрельский троллинг // aniclub.co

[3] Троллинг — вид атаки // Lurm.ru

[4] Интернет-троллинг два-в-одном: краткая энциклопедия и инструкция // semempire.info

[5] Так делать нельзя. Троллинг и его признаки (учебное пособие) // fightnews.ru

[6] Форум «диких» хозяек // forum/wild — mistress.ru

[7] Что такое троллинг // eve-online.fatal.ru

[8] Что такое троллинг // www.cosmo.ru

[9] Это же троллинг, братюнь // info.sibnet.ru

[10] Американские ученые сравнили «троллинг» в Интернете с алкогольным опьянением // www.gazeta.ru

[11] За троллинг в тюрьму // nnm.ru

[12] «Интернет-троллинг» — свидетельство раздвоения личности // psyvision/ru

[13] Троллинг // loom.Ru

[14] Конструктор Jtmni // www.jimm-info.ru

[15] Американских школьниц судят за троллинг в фейсбуке // vrednovosti.com

TROLLING IN SOCIAL NETS: EMERGENCE AND DEVELOPMENT

M.M. Akulich

Chair of Sociology and Social Management

Tyumen State University Semakov str., 10, Tyumen, Russia, 625003

In contemporary society the development of the Internet sees the emergence of new phenomena, such as trolling. The specific features and main characteristics of this phenomenon, together with its trends and development tendencies are today in the focus of modern social and humanitarian sciences. These issues are considered in the article in terms of sociology.

Key words: social trolling, a troll, Internet-communications, social nets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.