- метода доступного изложения материала по проблемам - форм (коллективная и индивидуальная работа, парная и
развития креативной межкультурной коммуникации, метода групповая дискуссия, ролевая и деловая игра, лекция,
проектов, метода ролевых игр, проблемного и эвристического самостоятельная работа).
метода подачи учебного материала, метода самооценки, метода Разработанные нами частные методики реализации
«Портфолио»; каждого педагогического условия представляют собой
- приемов «Незаконченного предложения», «Мета-план», методическую систему. Под методической системой, мы вслед
«Проект», приема «Рефлексивной анимации», причинно- за В.И. Загвязинским, понимаем единство целей, принципов,
следственных цепочек, приемов « Социокультурный портрет», содержание, внутренних механизов, методов, средств
«Погружение в реальную ситуацию», «Shoulds» («шуддизмы»), определенного способа обучения-самообучения, воспитания-«Метаплан». самовоспитания, развития-саморазвития личности. Методы,
- средств (учебные пособия - Теория и практика приемы, сред-ства и формы методической системы выступают
межкультурной коммуникации, «Тренинг креативности для способами достижения цели и содержания на определенных
старшеклассников и студентов» (А.Г. Грецов), «Amusing Stories этапах педагогического процесса [11].
for Serious Discussion» (Н.М. Ольсен), «Brevity is the Soul of Wit. Разработанная нами методика реализации педагогических
Английские пословицы, поговорки, крылатые выражения» условий развития креативной межкультурной коммуникации
(Л. Васильева); мультимедийные средства и ресурсы сети нацелена на развитие творческой, социально активной и
Интернет); самостоятельной личности, способной к успешному
взаимодействию с представителями иных культур.
Библиографический список
1. Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М: Русский язык,1990.
2. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000.
3. Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1994.
4. Холл, Э. Как понять иностранца без слов. - М., 1995.
5. Шибутани, Т. Социальная психология / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1969.
6. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М.: Высш. школа, 1981.
7. Бодалев, А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
8. Кала, У.В. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению: дис. ... канд. пед. наук. - Тарту, 1982.
9. Осипова, Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технических вузов: на материалах спецкурса «Психология общения»: дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2000.
10. Желтова, Е.П. Развитие межкультурной компетенции студентов технического университета в процессе изучения иностранного языка: дис.
. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006.
11. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: Академия, 2001.
Bibliography
1. Vereshagin, E.M. Language and culture / E.M. Vereshagin, V.G. Kostomarov. - M. Russian language, 1990.
2. Ter-Minasova, S.G. Language and intercultural communication. - M.: Word, 2000.
3. Furmanova, V.P. Intercultural communication and cultural language pragmatics in the theory and practice of foreign language teaching: thesis of doctor of Pedagogic. - M., 1994.
4. Hall, E. How to understand an alien without the words. - M., 1995.
5. Shibutani, T. Social psychology / Translated from English. - M.: Progress, 1969.
6. Andreev, V.I. Heuristic programming teaching and research activities. - M.: Vysshaya shkola, 1981.
7. Bodalev, A.A. Personality and communication. - M.: International Pedagogical Academy, 1995.
8. Kala, U.V. Formation of a senior creative approach to communication: Thesis of Candidate of Pedagogical Sciences. - Tartu, 1982.
9. Osipova, T.Yu. Psychological conditions of the development of communicative creativity in students of technical universities: on the materials of a
special course “Psychology of communication": Thesis of Candidate of Psychological Sciences. - Tomsk, 2000.
10. Zheltova, E.P. Development of intercultural competence of students of technical university in the process of foreign language study: Thesis of Candidate of Pedagogical Sciences. - Magnitogorsk, 2006.
11. Zagvyazinskiy, V.I. Learning theory. Contemporary interpretation. - M.: Academy, 2001.
Article Submitted 04.02.11
УДК 37.035
С.В. Харченко, проф. Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова (КГУ), д-р полит. социологии, проф., г. Костанай, E-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН И ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ
В социальном настроении, как в целостной форме жизнеощущения, находят свое выражение весьма непростые социальные и социальнопсихологические процессы. Социальное настроение, будучи зависимым от психофизических элементов, складывается из непосредственного восприятия мира, мировоззренческих компонентов, личностных оценок социального опыта, социальных целей и интересов, а также духовных запросов и устремлений, что проявляется в социальных ожиданиях и социальной позиции его субъектов.
Ключевые слова: социальное настроение, общественное сознание, социальное самочувствие, социальные интересы, социальный опыт.
Сущность социального настроения следует рассматривать, мозга, вообще человеческого тела. Как ни искать, внутри
на наш взгляд, прежде всего, в контексте накопленного знания черепной коробки невозможно обнаружить не только
об общественном сознании и, особенно в его конкретном, идеальной мысли, но и даже простого образа восприятия. Это и
реально функционирующем обличии. есть загадочный парадокс человеческого мышления: живет и
Сущностные характеристики. Сознание есть особого рода мыслит именно тело человека, но само по себе «устройство»
нервная (психическая) деятельность, но «причина и уникальная тела, как и «механизм» пространственного взаимодействия его
сущность этой «особости» находится за пределами самого с внешними предметами природы, сущности сознания не
объясняют» [1]. Сознание имеет много конкретных форм проявления. Не описывая все многообразие этих проявлений, следует отметить, что для социолога особую важность приобретают его реально функционирующие конкретные сущностные характеристики, которые, с одной стороны, обогащают наши представления об общественном сознании, с другой, позволяют видеть конкретные формы его воплощения. К числу таких феноменов следует, например, отнести социальное самочувствие.
В этой связи хотелось бы напомнить следующее.
Единство и противоположность бытия и сознания, материального и идеального самоутверждается в социальной среде, в процессе предметной деятельности. Постоянно обогащающийся опыт социальной практики, накапливаясь и передаваясь в виде кристаллизированного опыта поколений, составляет не только основу исторического развития общества, но и формирует его жизнеощущение, конкретным воплощением которого является социальное самочувствие [2].
Соответственно социальное настроение как реальное социально-психологичес-кое образование является, прежде всего, продуктом духовно-практического освоения мира. Специфика этого духовно-психического восприятия состоит в том, что оно отоб-ражает действительность, реальность, исходя из содержания коренных интересов субъекта, его конечных целей и идеалов. Действительность, отраженная через социальное настроение, детерминирует целеполагающую деятельность субъекта, определение им важнейших целей социальной и духовной жизни. Именно поэтому социальное настроение как важнейшее проявление общественного сознания участвует в регулировании как отдельных поступков, действий людей, социальных групп, общественных институтов, так и демонстрирует их умонастроения и мироощущения, ценностные ориентации и установки.
Социальное настроение служит промежуточным звеном между объективным миром и человеческой деятельностью в процессе преобразования мира и самого субъекта деятельности. Оно формируется при воздействии различных факторов человеческой практики, вплетено в жизнедеятельность и фиксируется в психике, сознании человека в понятиях положительных и отрицательных, устойчивых и динамичных эмоциях, чувствах, ощущениях и представлениях. Социальное настроение, следовательно, проявляет себя как функциональная единица социального, психосоциального и психосознательного освоения действительности. Такие компоненты социального настроения, как эмоции, чувства, складывающиеся под воздействием социальной практики, формируют умонастроения, ценностные ориентации и убеждения, которые воплощают «те или иные представления о реальном объекте внешнего мира и выступают как устойчивый интерес и мотив действия по отношению к этому объекту, являющемуся для человека определенной ценностью» [3].
Функциональная дифференцированность социального настроения не означает, что следует искать некие отдельные его компоненты, одни из которых указывают на его социальное происхождение, а другие - на психологическое. Представляется более продуктивным выявить те общие характеристики социального настроения, которые не только указывают на его психофизиологическое и социальное происхождение, но и установить линии пересечения психики, знания, личного опыта, социальных и духовных интересов человека.
Г оворя о сущности социального настроения, следует иметь в виду, что наряду со статическим, оно обладает динамическим измерением, который определяет не только его изменяющиеся элементы, стадии и формы, но и его сущность. Социальное настроение порождается противоречиями в социальном бытии, специфически отражает социальные цели людей, вступающих нередко в конфликт с возможностями их удовлетворения.
Особую роль в достижении социальных целей играют интересы, являющиеся довольно сложным социологическим и одновременно психологическим феноменом. Социальные интересы ни в коем случае не являются чисто природной, «физиологической» категорией - они всегда изменяются под
влиянием исторических, политических, экономических и культурных условий.
Особенность социальных интересов состоит в том, что они вообще могут изменить свою природу перерасти в социальные чаяния, идеалы, мечты, надежды, иногда весьма смутные, иногда в разной степени обдуманные и осознанные. И тогда в социальном настроении проявляет себя не рациональное, а эмоциональное начало, связанное с осуществлением или неосуществлением тех или других надежд и чаяний, помыслов и намерений, запросов и устремлений. В таком случае социальное настроение выражает эмоциональное отношение к событиям или процессам, к программам и стилю деятельности тех, кто стоит на пути (или кто содействует) реализации социальных целей, способствует реализации социальных целей, способствует или сопротивляется воплощению желаемого в жизнь.
В зависимости от степени осознания причин происходящих событий, вызвавших то или иное настроение, оно может выступать в качестве нерасчлененного общего социальнопсихологического фона (приподнятое, подавленное настроение и т.д.), либо как четко идентифицированное состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, ликование, восторг и т.д.).
Учитывая, что одной из характерных черт феномена социального настроения является его трансформируемость от одного человека к другому, от одной группы людей к другой, можно констатировать некую социальную и психофизическую взаимосвязь и взаимозависимость индивидов одного настроения.
В социальном настроении опосредованно отражается социальный опыт людей, живущих в различных условиях и обладающих дифференцированными знаниями, привычками, стремлениями. Быстрое изменение настроения человека сначала может быть и не замечено окружающими его людьми, но повторяющиеся его проявления требуют к себе повышенного внимания, а затем и изучения причин, вызывающих эти изменения.
Анализируя социальное настроение следует обратить внимание и на то, что оно по своей сути представляет эмоционально-рациональное состояние, эмоциональнорациональный результат, реакцию на что-то, предполагающие взаимный обмен между участниками реального или предполагаемого события и зависящие от степени разрешаемости социальных проблем в интересах людей или социальных групп, организаций, институтов.
Социальное настроение может также рассматриваться, исходя из разных логических оснований, Во-первых, как характеристика основных элементов, из которых складывается, образуется настроение вообще: это простейшие
психофизические процессы (ощущение, эмоции, восприятие), а также чувства и умонастроение. В социальном аспекте уместно учитывать установки и мироощущение. Говоря о настроении, следует учитывать и воздействие таких компонентов сознания, как воля, воображение, память и т.д.
При определении сущности социального настроения возникает вопрос: какие его характеристики наиболее полно выявляют его роль, место и значение в общественном процессе? Что более всего влияет на социальное настроение?
Роль социального настроения, его способность выступать в одних случаях в качестве ускорителя, катализатора, а в других, наоборот, в качестве сдерживающего рычага социальной деятельности индивидов и социальных групп, в свою очередь, зависит от очень многих обстоятельств, охватывающих всю совокупность политических, экономических, социальных и духовных процессов, а также структуру психики личности и психосоциальных отношений между людьми.
Сущность социального настроения проявляется в ряде общих закономерностей: оно всегда имеет социальное
содержание; определенные условия и среда характеризует различные стадии его проявления; социальное настроение всегда имеет своих конкретных носителей.
Сущность социального настроения также обусловлена тем, что психофизическое, эмоциональное состояние людей, их поведение завияст от степени разрешаемости социальных проблем, противоречий, удовлетворения социальных интересов, преломляющихся через психику, сознание, и определяющих действия индивидов.
Социальное настроение формируется деятельностью в процессе освоения действительности и затем влияет на эту действительность, выражаясь через эмоциональное состояния, умонастроения, ценностные ориентации и убежденность индивидов.
Важнейшей сущностной характеристикой социального настроения является его способность аккумулировать в себе влияние и воздействие различных субъективных и объективных факторов, взаимодействие внешнего и внутреннего мира человека, сложный алгоритм взаимоотношений активных общественных сил с мироощущением индивида. В результате социальное настроение выступает как такое жизненное образование, которое концентрирует ведущие элементы (доминанту) сознания и поведения человека, актуализирует их и превращает в важнейшую, а иногда в главную основу, базу общественной и личной жизни.
Таким образом, выявляя сущность социального настроения, следует обратить внимание на то, что оно, по сути, представляет целостную характеристику, в которой в интегрированном виде воплощаются все или основные формы восприятия действительности с позиций определенной
Библиографический список
ценностной установки, что в свою очередь можно назвать жизнеощущением.
Итак, в социальном настроении, как целостной форме жизнеощущения, находят свое выражение весьма непростые социальные и социально-психологические процессы. Потому и походы современных исследователей к изучению понятия «настроение» весь-ма разнятся.
Имеющиеся разработки и исследования позволяют, учитывая опыт предшественников, предложить свое, социологическое, видение данного феномена. По нашему мнению, социальное настроение есть целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой и населением, различными организациями и институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуемых (или нереализуемых) в процессе практической деятельности. Социальное настроение, будет зависимым от психофизиологических элементов (состояния здоровья), складываться из непосредственного восприятия мира (чувств, эмоций), мировоззренческих компонентов (умонастроения, убеждений), личностных оценок социального опыта, социальных целей и интересов, а также духовных запросов и устремлений, что проявляется в социальных ожиданиях и социальной позиции субъектов.
1. Общественное сознание и его формы / под ред. В.И. Толстых. - М., 1986.
2. Дубинин, Н.П. Что такое человек. - М., 1983.
3. Соболева, Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. - Киев, 1989. Bibliography
1. Social consciousness and its forms / edited by V.I. Tolstyh. - M., 1986.
2. Dubinin, N.P. What is man. - M., 1983.
3. Soboleva, N.I. Worldview and life choice of personality. - Kiev, 1989.
Article Submitted 04.02.11
УДК 377.5
Н.В. Степанова, асп. Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского (ЮУрГИИ им. И. Чайковского), г. Челябинск, E-mail: [email protected]
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРТЕПИАННОЙ АНСАМБЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
В статье раскрываются педагогические возможности фортепианного ансамблевого музицирования в развитии умений межличностного взаимодействия партнеров-музыкантов, обосновывается комплекс педагогических методов обучения студентов музыкального колледжа, обеспечивающих успешное творческое общение в процессе совместной исполнительской деятельности.
Ключевые слова: фортепианная подготовка, ансамблевое исполнительство, межличностное взаимодействие, музыкальная коммуникация.
Одной из наиболее актуальных задач профессионального музыкального образования на современном этапе является подготовка специалиста, обладающего не только широким спектром музыкальных знаний, навыками исполнительского мастерства, но и умениями межличностного взаимодействия, позволяющими музыканту эффективно организовывать творческое общение в процессе профессиональной деятельности. Особенно необходимы умения межличностного взаимодействия музыкантам, ведущим активную ансамблевую деятельность, участвующим в различных по составу творческих коллективах: оркестровых и хоровых, камерно-вокальных и камерно-инструментальных ансамблях. Специфика взаимодействия в коллективном творчестве требует от исполнителя особых ансамблевых умений “со-учачтия, со-понимания и со-воображения” [1, с. 114].
Однако при всей важности ансамблевого исполнительства, в современной музыкально-педагогической практике основное внимание уделяется обучению искусству сольного исполнительства, где закладываются фундаментальные основы профессионально-исполнительского мастерства. Значимость данного аспекта подчеркивается многими музыкантами-исполнителями и педагогами (Г.Р. Гинзбург, Е.Я. Либерман, Г.Г. Нейгайз, Н.Е. Перельман, В.Х Разумовская и др.), поскольку “профессионализм - это обеспеченный средствами тыл художника, его основа и опора” [2, с. 94]. Именно поэтому в процессе многолетней работы у музыканта формируется “эгоизм” сольного исполнителя [1. с.266], преодолеть который ему позволяет участие в коллективных видах музыкальной деятельности. Данная точка зрения обоснована в ряде трудов по музыковедению и методике преподавания различных видов ансамблевой деятельности (Т.А. Воронина, А.Д. Готлиб, Т.А.