Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН «ХОНЧОК» КАК НОВОЕ СОЦИАЛЬНО,КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ'

ФЕНОМЕН «ХОНЧОК» КАК НОВОЕ СОЦИАЛЬНО,КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
28
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Южная Корея / социальнокультурное явле ние / Хончок / молодое поколение / Хон экономика / современное общество / семья / South Korea / sociocultural phenomenon / Honchok / young generation / Hon economy / modern society / family

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сухорукова Валерия Сергеевна

В статье рассматривается феномен «Хончок» как новый образ жизни, быстро распространившийся на территории Южной Кореи. Резкое увеличение одиноких людей характерно для всех развитых государств мира и Республика Корея не является ис ключением. Однако в отличие от других стран в Корее образ жизни в одиночестве быстро стал социально приемлемым. Данный фено мен можно рассматривать как празднование индивидуальности над группой и начало культурного перехода корейского общества от коллективизма к индивидуализму. Было рассмотрено корейское общество в целом, которое на протяжении всей истории развивалось в рамках культуры внимания к окружающим и подавлением собственной индивидуальности. Также были проанализированы традиционные ценности Южной Кореи. В ходе работы, дано определение домохозяйств, состоящих из одного человека, а также дано определение понятию «Хон эконо мика». В данной работе сделан вывод о том, что культурное движение «Хончок» в первую очередь означает ослабление традиционно кол лективных способов социального взаимодействия в Корее. Моло дежь больше всего ценит свое личное время и сосредотачиваются только на настоящем, не жертвуя собственным временем на покуп ку дома, брак или подготовку к пенсии. Поскольку это ведет к ос лаблению семейных ценностей, личное время и жертвы во имя дру гого человека не считаются само собой разумеющимся. Так усили вается дух индивидуализма. Таким образом, общество становится на путь принятия индивидуалистической культуры Запада, посте пенно вытесняя традиционный вертикальный коллективизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Honchok Phenomenon as a New SocioCultural Phenomenon in South Korea

The article discusses the phenomenon of “Honchok” as a new form of lifestyle that quickly spread across the territory of South Ko rea. The sharp increase in single people is typical for all the developed co untries all over the world and the Republic of Korea is not an exception. However, unlike other countries, living alone quickly became socially ac ceptable in Korea. This phenomenon can be considered as the beginning of the cultural transition of Korean society from collectivism to individu alism. The study examined Korean society as a whole, which has histori cally developed within the culture that required attention to others and suppression of own individuality. The traditional values of South Korea were also analyzed. This work also gives a definition to a single house hold, as well as the definition of the concept of “Hon economy”, mea ning “Single Economy”. The author concludes that the Honchok cultu ral movement can be considered as a weakening position of traditional collective ways of social interaction in Korea. Young people value their personal time and they prefer to focus only on the present moment. The young generation prefers not to sacrifice their own time to buy a house, get married, or prepare for retirement. Since this leads to an elimination of family values, personal time and acts of goodwill for the sake of anot her person are not taken for granted anymore. Therefore, the spirit of in dividualism is strengthened. Thus, society is taking the path of accepting the individualistic culture of the West, gradually replacing traditional ver tical collectivism

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН «ХОНЧОК» КАК НОВОЕ СОЦИАЛЬНО,КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ»

DOI: 10.48647/IFES.2021.44.60.029

В.С. Сухорукова ФЕНОМЕН«ХОНЧОК»

КАК НОВОЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ

Аннотация. В статье рассматривается феномен «Хончок» как новый образ жизни, быстро распространившийся на территории Южной Кореи. Резкое увеличение одиноких людей характерно для всех развитых государств мира и Республика Корея не является исключением. Однако в отличие от других стран в Корее образ жизни в одиночестве быстро стал социально приемлемым. Данный феномен можно рассматривать как празднование индивидуальности над группой и начало культурного перехода корейского общества от коллективизма к индивидуализму.

Было рассмотрено корейское общество в целом, которое на протяжении всей истории развивалось в рамках культуры внимания к окружающим и подавлением собственной индивидуальности. Также были проанализированы традиционные ценности Южной Кореи. В ходе работы, дано определение домохозяйств, состоящих из одного человека, а также дано определение понятию «Хон экономика».

В данной работе сделан вывод о том, что культурное движение «Хончок» в первую очередь означает ослабление традиционно коллективных способов социального взаимодействия в Корее. Моло-

дежь больше всего ценит свое личное время и сосредотачиваются только на настоящем, не жертвуя собственным временем на покупку дома, брак или подготовку к пенсии. Поскольку это ведет к ослаблению семейных ценностей, личное время и жертвы во имя другого человека не считаются само собой разумеющимся. Так усиливается дух индивидуализма. Таким образом, общество становится на путь принятия индивидуалистической культуры Запада, постепенно вытесняя традиционный вертикальный коллективизм.

Ключевые слова: Южная Корея, социально-культурное явление, Хончок, молодое поколение, Хон экономика, современное общество, семья.

Автор: Сухорукова Валерия Сергеевна, выпускница магистратуры Соганг.

Sukhorukova V.S.

The Honchok Phenomenon as a New Socio-Cultural Phenomenon in South Korea

Abstract. The article discusses the phenomenon of "Honchok" as a new form of lifestyle that quickly spread across the territory of South Korea. The sharp increase in single people is typical for all the developed countries all over the world and the Republic of Korea is not an exception. However, unlike other countries, living alone quickly became socially acceptable in Korea. This phenomenon can be considered as the beginning of the cultural transition of Korean society from collectivism to individualism. The study examined Korean society as a whole, which has historically developed within the culture that required attention to others and suppression of own individuality. The traditional values of South Korea were also analyzed. This work also gives a definition to a single household, as well as the definition of the concept of "Hon economy", meaning "Single Economy". The author concludes that the Honchok cultural movement can be considered as a weakening position of traditional collective ways of social interaction in Korea. Young people value their personal time and they prefer to focus only on the present moment. The young generation prefers not to sacrifice their own time to buy a house, get married, or prepare for retirement. Since this leads to an elimination of family values, personal time and acts of goodwill for the sake of another person are not taken for granted anymore. Therefore, the spirit of individualism is strengthened. Thus, society is taking the path of accepting

the individualistic culture of the West, gradually replacing traditional vertical collectivism.

Keywords: South Korea, socio-cultural phenomenon, Honchok, young generation, Hon economy, modern society, family.

Author: Valeria S. SUKHORUKOVA, graduate of the Master's program Sogang.

Традиционные ценности Южной Кореи и социальная атмосфера в первую очередь основана на истории Корейского полуострова, где долгое время существовали большие семьи, деревенская община, а также практика совместного сотрудничества в сельскохозяйственной жизни.

Коллективистское сознание укрепилось c VI века, когда конфуцианство стало внедряться в Корее в качестве государственной идеологии. Одно из ценностей, которые особенно подчеркиваются в конфуцианстве является взаимная ответственность членов общества и важность семейных уз.

Корейский язык также отражает ориентированность общества на группы, что особенно заметно в специфике употребления местоимений. Особый акцент уделяется «чувству ури» («-j-e|»), что означает «мы». В разговорной и письменной речи редко используются слова «я» и «моё», они заменяются фразами «наша страна» «-г tí] Ц-^}-». «наша школа» «-t-ü| íj-jil», «наша семья» «-т-г] «наш

муж» «-f-5] у!"Щ», «наша жена» « ^МК Особенно удивительным кажутся последние два примера, однако таким образом подчеркивается неотделимость семьи от рода, а также прочность внутрисемейных связей.

Таким образом чувство принадлежности к группе было неотъемлемой частью мироощущения корейцев, так через совместную деятельность они развивали собственное чувство идентичности как часть коллектива.

Определение домохозяйств, состоящих из одного человека

Сегодня молодое поколение все меньше отождествляет себя с коллективом и не разделяет традиционные семейные ценности, от-

давая предпочтение собственным интересам. Такой сдвиг в сторону индивидуализма связывают с резким увеличением количества домо-хозяйств, состоящих из одного человека.

Термин «домохозяйство из одного человека» было введено Национальным статистическим управлением Кореи в 2005 г. К одиноким домохозяйствам относятся те, кто живет один без законного супруга по таким причинам, как развод, тяжелая утрата или не состояние в браке. По данным Национального статистического управления Южной Кореи количество одиноких домохозяйств, в 2019 г. составило около 6,15 млн, а в 2020 г. достигло рекордно высокого уровня 8,5 млн человек. Основная причина увеличения числа одиноких людей являются сложные условия жизни и труда в Южной Корее.

Сегодня для описания социально-экономической ситуации в Корее используют слово — «Хэл Чосон» — что дословно

означает «Адский Чосон». Данный термин является производным от английского слова «Hell», то есть «ад» и названия древнего Корейского королевства — Чосон. Смысл данного выражения заключается в том, что современные условия жизни и труда в Корее являются такими же сложными, как и в эпоху 14—20 веков. Эта фраза часто используется с целью критики политики, которая способствует безработице, экономическому неравенству и распространению нищеты. Данный термин свидетельствует о трудностях и отчаянии молодого поколения в связи с чем они встают на путь добровольного одиночества.

Таким образом, современные социально-экономические условия Южной Кореи обуславливают сознательный отказ молодых мужчин и женщин от создания семьи. Данный феномен эволюционировал и приобрел форму крупного культурного движения «жизни в одиночестве» или «Хончок».?

Феномен Хончок («^щ»)

Слово «Хончок» образовано сочетанием китайских иероглифов «хон» («-J») — один, «чок» («Щ») — семья, племя. Данный термин описывает образ жизни людей, которые предпочитают жить вне со-

циальных структур и просто оставаться в одиночестве. Культура «Хончок» — в своей основе хранит противостояние или отречение от социальных устоев и отдает приоритет собственным желаниям и потребностям.

Как было сказано ранее, такой образ мышления связан с тем, что многие корейцы сталкиваются с различными экономическими трудностями такие как — растущая нехватка рабочих мест и отсутствие финансовой безопасности. Соответственно, люди сознательно предпочитают оставаться в одиночестве и отвергают ожидаемый путь свиданий, брака и семейной жизни. Пребывание в одиночестве кажется предпочтительнее, чем изо всех сил искать спутника жизни, бороться с непомерными издержками, связанными с наличием партнера и воспитанием детей, и бороться с условностями, которые все еще сохраняются в южнокорейском обществе. Идея о том, что что мужчина должен обеспечивать все для семьи, а женщина должна служить по дому воспринимается как пережитки исторического прошлого. Можно сделать вывод, что «Хончок» ознаменовал резкий переход от традиционных ценностей Кореи, основанных на интересах группы.

В контексте развития и распространения данного феномена не стоит недооценивать роль информационных технологий. Сегодня виртуальный мир предоставляет новые форматы общения, физически изолируя людей друг от друга. Современные средства коммуникации позволяет одиноким людям решить проблему отсутствия общения с другими.

Более того, анонимность, обеспечиваемая технологиями, позволяет свободно выражать свое мнение, не боясь общественного осуждения. Такая социальная самоизоляция, поддерживаемая соц. сетями воспитывает у людей чувство индивидуальности и свободы выражения.

Примером небольшого кибер пространства поощряющая индивидуалистов-одиночек является сайт honjok.me. На данном сайте публикуются информационные материалы о местах развлечения для одного, мотивирующие и образовательные тексты, рассказывающие о пользе семьи состоящей из одного человека — например, как единицы, ориентированной на осознанное потребление.

Именно за счет высокоразвитой кибер среды в Южной Корее и высокой скорости интернета, данная культура быстро распространилась на онлайн пространстве и приобрело различные формы — «Хонпап» («-5^) — еда в одиночестве, «Хонсуль» («&.<£■») — алкоголь в одиночестве, «Хонко» («-Е-Я») — кофе в одиночестве, «Хонён» _ просмотр фильма в одиночестве, и «Хонхэн» («^®<3») — путешествия в одиночку.

«Хонпап» является самой распространенной активностью среди одиночек и поэтому представляется наиболее интересным явлением. Стоит отметить, что традиционное корейское общество придавало большое значение совместным семейным обедам, что также было наглядно отражено в языке. Для обозначения слова «члены семьи» используется слово «щикку» (« -] :|1»), где «щик» («¿1») обозначает слово еда, а иероглиф «ку» («п1») означает рот. Более того, традиция совместной трапезы наглядна видна в особенностях корейской кухни, где одно главное блюдо делится между несколькими людьми.

Предположительно, из-за влияния корейских ценностей, ориентированных на группы, «Хонпап» должен воспринимается как негативная тенденция, разрушающая дух сообщества. Однако сегодня «Хонпап» уже стал новой нормой, позволяющая людям наслаждаться едой, не обращая внимания на окружающих. Можно сделать вывод, что новая форма семьи (семья из одного человека) устанавливает новые стандарты путем постепенного отказа от традиций во имя собственных интересов.

Сначала тенденция «Хонпап» стала популярной среди студентов университетов, которые испытывали высокий уровень стресса из-за конкуренции на рынке труда. Они часто слишком заняты, готовясь к тестам, улучшая свои языковые навыки и участвуя в общественной деятельности, которая является основным требованием для трудоустройства. Многие студенты начали считать, что обед с друзьями — это пустая трата времени и денег.

Корейские офисные работники сталкиваются с аналогичными проблемами. Даже получив работу, они находятся в условиях жесткой конкуренции и вынуждены бороться за продвижение по службе или за выживание на рабочем месте. Некоторые из них хотят использовать время обеда для повышения своего профессионального уровня, например для изучения английского языка, повышения на-

выков, связанных с их профессиональной областью. Профессиональное развитие стало настолько важным, что некоторые языковые институты предлагают ланч-классы с легким обедом.

По словам профессора Квак Кымджу из Сеульского национального университета, люди находят встречи друг с другом достаточно обременительными, поэтому предпочитают проводить больше времени в одиночестве. Это связано с тем, что, когда они вместе обедают, выпивают или проводят досуг, они должны учитывать предпочтения, распорядок дня и даже финансовое положение других. Корейцы устали не только от своей напряженной жизни, но и от коллективистской культуры Кореи.

Хо н экономика («^з.^]»)

Сегодня корейцы предпочитают не тратить свое время и деньги, чтобы слепо поддерживать группы, вместо этого они проводят больше времени наедине с собой. Одинокие люди всячески расширяют свой досуг и теперь не только едят одни, но и учатся, ходят в кино, поют в караоке и т. д. Все это формирует «Хон экономику», где наиболее активными субъектами потребления являются одинокие домохозяйства.

Домохозяйства, состоящие из одного человека, появились на потребительском рынке как наиболее активные экономические игроки и возможно поэтому воспринимаются позитивно. Потребительские расходы одиноких намного выше, чем у классических семей. Одинокие люди стимулируют рост объема туристических, косметических, медицинских, образовательных услуг, поскольку они больше наслаждаются жизнью.

Корейские компании постепенно признали культуру «Хончок» и уступили ей дорогу: рестораны намеренно устанавливают одноместные столы, в кинотеатрах появляются изолированные места для одного, а бренды делают упор на инновационные продукты для семей, состоящих из одного человека, например, предметы мебели с множеством функций.

Ожидается, что дальнейший прирост одиноких домохозяйств сыграет положительную роль на потребительском рынке.

Хончок — обратная сторона

Некоторые источники говорят о «жизни в одиночестве» как о новой острой проблеме, которая не только провоцирует дальнейший сдвиг в системе ценностей корейского общества, но также вызывает серьезные социальные последствия.

Согласно исследованиям, одинокие люди более уязвимы к разнообразным болезням из-за нерегулярного питания и вредных привычек. Люди в возрасте от 20 до 30 лет, которые пьют и едят в одиночестве, часто посещают больницы из-за проблем с желудком, изжоги, боли в животе и нередко им диагностируют рак желудка. Самая главная причина в том, что еда в одиночку — это скорее «одноразовое решение», соответственно, выбор падает на фаст-фуд и еду быстрого приготовления.

Все большее количество людей умирают в одиночестве и остаются без внимания со стороны окружающих, так как не представляется возможным сразу же передать сигнал в больницу в случае внезапного обострения какой-либо болезни.

Смерть в одиночестве — одна из самых больших проблем на сегодняшний день. Под одиночной смертью понимается случай, когда человек, который жил один, умер и оставался без внимания более трех дней. Поскольку число домохозяйств, состоящих из одного человека, увеличивается по мере старения населения, увеличивается количество пожилых людей, умирающих в одиночку.

Правительство Республики Корея оказывает большую поддержку для решения таких проблем, как смерть в одиночестве. В Сеуле был создан «патруль по районам» в 26 автономных округах в 17 автономных регионах для контроля состояния людей среднего и пожилого возраста, живущих в одиночестве. Были созданы сообщества соседей, которые должны посещать такие изолированные домохозяйства, чтобы восстановить их связь с обществом.

С каждым днем увеличивается количество преступлений против одиноких пожилых людей и женщин. Столичное правительство Сеула в целях поддержки одиноких женщин, предоставили малогабаритное арендуемое жилье студийного типа. Более того, были сформированы «безопасные зоны» — жилые районы, заполненные небольшими студиями вокруг университетских городков. В районах,

наиболее уязвимых для преступности уличные фонари были заменены на светодиодные, сделав их вдвое ярче, были расширены переулки, чтобы создать безопасную среду для женщин. Также было назначено несколько круглосуточных магазинов в качестве «дома комфорта для женщин», чтобы помочь женщинам эвакуироваться в магазины в чрезвычайных ситуациях.

В качестве поддержки одиноких пожилых людей в Корее работает центр социального обеспечения, где они могут проводить свободное время. Люди в возрасте 60 лет и старше, которые проживают в одиночестве, могут воспользоваться социальным жильем для престарелых.

Более того, Национальное медицинское страхование предоставляет возможность бесплатного медицинского осмотра (один раз в два года) для раннего выявления заболеваний и предоставления соответствующих медицинских пособий.

Заключение

Сегодня социально-экономические условия жизни в Республике Корея можно рассматривать как причину, по которой люди стали более организованными, автономными и индивидуалистическими, а акт отказа от совместного времяпрепровождения и выбор в пользу одиночества стал восприниматься в обществе положительно. Данные тенденции идут в разрез с традиционными ценностями, основанными на культуре внимания к окружающим и подавлением индивидуальности.

Культурное движение «Хончок» в первую очередь говорит нам об ослаблении традиционно коллективных способов социального взаимодействия в Корее. Молодежь больше всего ценит свое личное время и сосредотачиваются только на настоящем, не жертвуя собственным временем на покупку дома, брак или подготовку к пенсии. Поскольку это ведет к ослаблению семейных ценностей, личное время и жертвы во имя другого человека не считаются само собой разумеющимся. Так усиливается дух индивидуализма. Таким образом, общество становится на путь принятия индивидуалистической культуры Запада, постепенно вытесняя традиционный вертикальный коллективизм.

Библиографический список

Ahn,D .(2011). Individualism and Collectivism in a Korean Population. URL: http://scholarship.claremont.edu/scripps_theses/107 (дата обращения: 20.11.2020)

Baek, J., & Baek, S. (2018). Societal Phenomenon of'Single-Person Household', Media Representations and Cultural Implications: A Semiotic and Discourse Study on <Drinking Solo> of tvN. Sungkyunkwan University.

Han, S., & Ahn, C. (1994). Psychology of the Korean People (pp. 301—315). Dong-A Publishing & Printing Co., Ltd.

Honjok: South Korea's 'loner' movement. (2020). URL: https://theindependent. sg/honjok-south-koreas-loner-movement/ (дата обращения: 19.11.2020).

Initiative for Single Woman Household. Seoul Solution.(2020). URL: https:// www.seoulsolution.kr/en/content/2070 (дата обращения: 19.11.2020).

Kim, Y. (2020). [News Focus] 8.56 million people reside alone in Korea.Koreahe rald.com. URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20200322000055 (дата обращения: 17.11.2020).

Korea Economic Institute. (2020). URL: http://keia.org/table-one-how-dining-culture-changing-south-korea (дата обращения: 20.11.2020).

Lee, Y., & Han, J. (2020). The Rise of Single-Person Households and Changes in Consumption Patterns. URL: http://www.kiet.re.kr/ (дата обращения: 16.11.2020).

Shim, K. (2019). Differences between One-Person and Multi-Person Households on Socioeconomic Status, Health Behavior, and Metabolic Syndrome Across Gender and Age Groups. KJFP. URL: https://www.kjfp.or.kr/journal/view.html?uid=902& vmd=Full (дата обращения: 20.11. 2020).

Хончокдатком. [Сайт хончок точка ком] (2020). URL: httpA||honjok/me (дата обращения: 20.11.2020) (на кор).

Иринкагу. [Домохозяйства, состоящие из одного человека] Easylaw. 2020). URL: https://easylaw.go.kr/CSP/CnpClsMain.laf?popMenu=ov&csmSeq=717&ccfN o=1&cciNo=1&cnpClsNo=1 (дата обращения: 19.11.2020) (на кор).

References

Ahn, D. (2011). Individualism and Collectivism in a Korean Population. URL: http://scholarship.claremont.edu/scripps_theses/107. (accessed: 20.22.2020)

Baek, J., & Baek, S. (2018). Societal Phenomenon of'Single-Person Household', Media Representations and Cultural Implications: A Semiotic and Discourse Study on <Drinking Solo> of tvN. Sungkyunkwan University.

Han, S., & Ahn, C. (1994). Psychology of the Korean People (pp. 301—315). Dong-A Publishing & Printing Co., Ltd.

Honjok: South Korea's 'loner' movement. (2020). URL: https://theindependent. sg/honjok-south-koreas-loner-movement/ (accessed: 19 November, 2020).

Initiative for Single Woman Household. Seoul Solution. (2020). URL: https:// www.seoulsolution.kr/en/content/2070. (accessed: 19.11.2020)

Kim, Y. (2020). [News Focus] 8.56 million people reside alone in Korea. Koreaherald.com. URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20200322000055 (accessed: 17 November, 2020).

Korea Economic Institute. (2020). URL: http://keia.org/table-one-how-dining-culture-changing-south-korea (accessed: 20 November, 2020).

Lee, Y., & Han, J. (2020). The Rise of Single-Person Households and Changes in Consumption Patterns. URL: from http://www.kiet.re.kr/ (accessed: 16 November, 2020).

Shim, K. (2019). Differences between One-Person and Multi-Person Households on Socioeconomic Status, Health Behavior, and Metabolic Syndrome Across Gender and Age Groups. URL: https://www.kjfp.or.kr/journal/view.html?uid=902&vmd=Full. (accessed: 20 November, 2020)

Honjokdatcom [Honjok website]. (2020). URL: http://honjok.me. (accessed: 20 November, 2020) (in Korean).

Irinkagu [Single households in Korea] Easylaw.go.kr.(2020). URL: https:// easylaw.go.kr/CSP/CnpClsMain.laf?popMenu=ov&csmSeq=717&ccfNo=1&cciNo= 1&cnpClsNo=1. (accessed: 19 November, 2020). (in Korean).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.