DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10029
А.Ф. Синякова
ДОМОХОЗЯЙСТВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, МЕНЯЮТ СТРУКТУРУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
Аннотация. В статье анализируются социальные перемены в южнокорейском обществе, которые оказывают непосредственное влияние на структуру спроса и потребления. Новым и нетипичным для Республики Корея, как, впрочем, и для всего восточного общества является возникновение и устойчивый рост числа несемейных людей, которые и не намереваются создавать семью, а проживают самостоятельно, не стремясь обзавестись парой. Статистически такие граждане относятся к домохозяйствам, состоящим из одного лица, то есть холостяка или незамужней девушки. Также в эту категорию попадет ставший одиноким пожилой человек, который не проживает со своими уже взрослыми детьми. В модели потребления всех их объединяет склонность жить для себя, а когда такие стремления подкрепляются финансовыми возможностями, продавцы товаров и услуг чутко реагируют на них. Например, доставка готовых блюд для одного человека, при этом реклама убеждает, что и без традиционных для корейского стола закусок будет вкусно. В структуре потребления одиночек высоки затраты на спорт, путешествия, досуг, здоровый образ жизни. Социальная активность, которая выше, чем у семейной пары и семьи с детьми, является предпосылкой для роста расходов на различные виды досуга и хобби. Одновременно
одиноко живущие люди пропорционально больше тратят на жилищно-коммунальные услуги, бытовую технику и различные устройства, но меньше на медицину, образование и подрастающее поколение. Рост безработицы и снижение реальных располагаемых доходов населения вносят свои коррективы в потребительские расходы, однако высокая склонность к потреблению у одиночек оказывает заметное влияние на структуру спроса.
Ключевые слова: Республика Корея, структура спроса, молодежь, безработица, социально-экономические изменения, потребление, одиноко проживающие люди, потребительские расходы, южнокорейская экономика.
Автор: Синякова Анна Филимоновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков МГИМО МИД России. E-mail: [email protected]
A.F. Sinyakova
South Korea: Singles Change Consumer Demand
Abstract. The article focuses on the social changes in the ROK that have direct impact on the structure of demand and consumption. South Korea, as well as other Eastern countries, is facing new and untypical trend of the growth of the number of singles living alone without any intention to start a family. This rapidly growing group of people is statistically referred to as single households i.e. bachelor or unmarried woman, widowed person. Their consumption pattern is assumed to be solvent and they all tend to do themselves well. Compared to family households singles spend considerable amounts on sports, travel, hobby, healthy lifestyle. They are the most welcomed by sellers who quickly provide services including food delivery for singles. Singles spend more on housing, white-line goods, different appliances and less on healthcare and children related issues. Though unemployment growth and decline of real disposable household income may influence consumer spending, nevertheless a high propensity to consume has an impact on demand pattern.
Keywords: Republic of Korea, demand pattern, youth unemployment, social and economic changes, consumption, singles, consumer spending, South Korea economy.
Author: Anna F. SINYAKOVA, PhD in Economics, Associate Professor, Department of Japanese, Korean, Indonesian and Mongolian languages (e-mail: [email protected]).
Корейское общество традиционно ассоциируется с семейными ценностями, конфуцианской этикой, несколькими поколениями, живущими под одной крышей. Но экономический анализ потребительских предпочтений свидетельствует о том, что социально-психологическая деформация приводит к постепенной утрате ценности семьи. Домохозяйства, большая часть которых прежде представляла собой нуклеарную семью, стали стремительно сокращаться до одного человека. Это явление стало настолько заметным, что вместо обычно используемого слова JL [михон], которое переводит-
ся как «неженатый», «незамужняя», «холостой» и означает, что человек пока еще не вступил в брак, подразумевая, что брак обязательно состоится в будущем, в употребление вошло слово [пи-
хон], которое переводится точно так же, но означает, что человек не рассматривает брак как нечто обязательное для себя и не намеревается вступать в него, осознанно предпочитая холостую жизнь. Холостая жизнь в таком смысле является синонимом свободной и независимой жизни, так называемой жизни для себя, и экономическая стратегия потребления холостяков, или одиночек (англ. singles), заметно отличается от потребительского поведения в семье.
В 2018 г. доля домашних хозяйств, состоящих из одного или двух человек, составила 56,5 %, что на 1,2 % выше, чем в 2017 г. При этом число домашних хозяйств, состоящих из одного человека, неуклонно растет с 1990-х годов: в 1990 г. их доля составляла 9 %, в 2010 г. - 23,9 % [OECD Family Database], в 2018 г. - 29,3 %, по темпам роста РК в этом опережает другие страны ОЭСР. В настоящее время одиноко проживающие люди являются самой большой группой среди всех типов южнокорейских семей, доля пар составила 27,3 %, семьи, состоящие из трех человек, составляют 21 %, из четырех человек — 17 %, из пяти и более человек — 5,4 %. Стоит отметить, что домохозяйства, состоящие из одного человека, представлены как молодыми людьми и девушками, не вступающими в брак, так и пожилыми людьми, вдовцами или вдовами, проживающими без детей и внуков. По данным 2018 г., среди несемейных домохозяйств доля людей в возрасте 20—29 лет составила 17,4 %, в возрасте 30—39 лет — 17 %, старше 70 лет — 18,3 % [2018 Population and Housing Census].
Причины, по которым люди отказываются вступать в брак, делятся на социально-психологические и экономические. Постепенно стало понятно, что этапы жизни, которые составляли жизненный путь практически каждого корейца: поступление и учеба в вузе, трудоустройство, вступление в брак, рождение детей, могут вдруг не состояться. Если высшее образование по-прежнему является устремлением каждого, трудоемким, но достижимым, то трудоустройство, тем более в хорошую компанию, даже с дипломом хорошего университета, превратилось в очень непростую задачу. Безработица среди молодежи растет, средний возраст первого трудоустройства достиг 27—28 лет, молодежь признается, что испытывает сильный стресс, даже депрессию, связанную с невозможностью устроиться на хорошую работу. Во время учебы в вузе и после его окончания большинство молодых корейцев дополнительно учится на различных тематических и профессиональных курсах, стремясь получить конкурентное преимущество при трудоустройстве.
Многие говорят, что настолько сосредоточены на учебе и нацелены на получение хорошей работы, что не хотят тратить время и силы на романтические свидания, не готовы к серьезным отношениям, не имея уверенности в завтрашнем дне. Они же отмечают, что романтические отношения только увеличат уровень стресса, который у них и без того есть, так как свадьба, семейная жизнь, дети лишь повышают уровень ответственности, которую надо нести. Девушки в Южной Корее не менее амбициозны в поиске работы в настоящее время. В возможности жить, не создавая семью, они видят, в первую очередь, возможность сделать карьеру, не прекращая ее в связи с браком и материнством, возможность избежать исторически традиционного для корейских женщин погружения в так называемый а] -Щн. (¿»[си] world), то есть жизнь совместно с семьей мужа, или проживание в доме мужа (а] й} [сидэк]). Брак у молодых женщин часто ассоциируется с жертвой карьерными устремлениями в угоду семье. Нельзя не отметить, что вестернизация общества также поддерживает тенденцию к отказу от брака в пользу жизни для себя.
Среди экономических факторов, которые являются аргументами для отказа от ведения семейного домашнего хозяйства, называют прежде всего высокие расходы на приобретение жилья и на жизнь в целом.
Устойчивый рост числа домохозяйств-одиночек привносит изменения в экономическую, социальную, политическую и культурную сферы жизни корейцев. С экономической точки зрения наиболее заметны перемены в структуре спроса, потребления и потребительских расходов, которые, в свою очередь, дают ясный сигнал производителям и приводят к изменениям в предложении. В среднем денежные траты семьи из одного человека на 8 % выше трат семейной пары. Доля расходов на аренду жилья, бытовую технику, мебель предсказуемо выше у одиночек. Очевидно, что для корпораций выгодно наличие спроса, так как бытовая техника является товаром длительного пользования, и при исправной работе потребители не склонны к ее частой замене. В рекламе бытовой техники в Южной Корее уже около десяти лет преобладают ролики, в которых основным персонажем является либо один мужчина, либо одна женщина, это касается и рекламы холодильников, и рисоварок, и стиральных машин, и посудомоечных машин, часто в рекламе снимается популярный актер из телесериалов. Рекламные ролики, в которых участвует семья с тремя детьми, тоже есть, но тогда, когда акцент делается на вместительность предмета техники. Посыл очень понятный: у одиноко живущего человека не возникнет никаких бытовых трудностей, он хорошо одет, хорошо выглядит, всем доволен, зачастую знаменит — практически идеальный образец для подражания, или ай-дол, как называют кумиров К-попа.
Большинству корпораций выгоден рост числа одиноко проживающих граждан, они будут стремиться его поддерживать, извлекая выгоду из растущего потребительского спроса. На рынке жилой недвижимости предлагают малогабаритные квартиры, подходящие для одного человека, производителям это чрезвычайно выгодно, так как это увеличивает продажи всей бытовой техники для квартиры, включая телевизор, чайник, различные современные гаджеты, которыми могли бы пользоваться одновременно двое человек в случае семейной пары. В какой-то степени такой спрос оживляет внутреннее потребление и благоприятен для экономики.
Одиноко проживающие люди склонны реже готовить дома, предпочитая либо полуфабрикаты быстрого приготовления, либо еду вне дома, в различных кафе, ресторанах, либо сервисы доставки
готовых блюд. Разнообразная лапша быстрого приготовления, так же как и другие полуфабрикаты, пользуется популярностью давно, количество кафе на любой вкус в городах Республики Корея тоже очень велико не первый год, а вот в сфере доставки еды изменения особенно заметны. Слоганы блюд, предлагаемых к доставке для одного человека, гласят: «Вкусно и без закусок», «Всё в одной тарелке», «Эксклюзивно для одиночек», в мобильных приложениях доставки еды отдельный раздел занимают заказы на одного. Таким образом, изменения затрагивают социальную сферу, меняют традицию совместного застолья, способа подачи и сервировки традиционных корейских блюд. Среди мобильных приложений сегмент сервисов доставки считается самым насыщенным, оперативно реагирующим на запросы пользователей, заказ еды на одного стал востребованной услугой.
Согласно опросам, траты на алкоголь и сигареты у одиноко проживающих людей выше на 50 %. Кроме того, они активно приобретают одежду и пропорционально больше тратят на услуги, связанные с красотой и социальной активностью для проведения досуга: кинотеатры, компьютерные клубы, кафе и рестораны, пикники, встречи и тому подобное. Большинство одиноко живущих людей, хотя и утверждают, что это их осознанный выбор, не стремятся к социальной изоляции, а, напротив, ищут интересного для себя общения. Они предпочитают использовать общественный транспорт, а не личный автомобиль.
Еще одной статьей расходов, которая преобладает у несемейных молодых людей и девушек, является спорт. Спортивные клубы, секции, здоровый образ жизни, спортивное питание, групповые и персональные тренировки, спортивная одежда и обувь — основными потребителями всего спектра товаров и услуг данного сегмента являются несемейные люди. Они же стремятся вести активный образ жизни, путешествовать, посещать культурные мероприятия. Развивается внутренний туризм и арендный бизнес: прокат спортивного инвентаря, включая велосипеды, рынок аренды недвижимости. Международные онлайн платформы аренды жилья, например Airbnb, предлагают варианты аренды по всей территории страны, преобладающее большинство арендаторов составляют сами же корейцы.
Для путешествия по стране проложены протяженные веломаршру-ты, можно проехать более 2000 км по основным из них [Bicycle Happy Sharing]. Такие путешествия являются достаточно бюджетными, особенно для молодых людей. Одиноко проживающие пожилые люди тоже путешествуют, выбирая в том числе групповые зарубежные туры, что развивает туристическую индустрию, включая авиаперелеты.
Основными потребителями товаров и услуг индустрии красоты также являются одиноко проживающие люди, и молодые, и пожилые. Если первые ориентированы на различные уходовые процедуры, пластические операции, приобретение декоративной косметики и различных мастер-классов по ее использованию, то последние являются целевой аудиторией для индустрии анивозрастных средств, от медицинских до косметологических.
Анализируя структуру спроса несемейных людей, можно отметить, что она достаточно типична для молодежи, особенно студентов, при этом, поскольку исследуемая возрастная группа представлена уже не учащимися, а вполне самостоятельными людьми, которые предъявляют устойчивый платежеспособный спрос, изменения в потреблении товаров и услуг становятся все более отчетливыми.
Несемейные люди по сравнению с семейными чаще и больше обращаются в аптеки, а не к врачам и в больницы. И в целом их расходы на медицину и здоровье невысоки, что, вероятно, компенсируется расходами на здоровый образ жизни.
В кратко- и среднесрочной перспективе можно ожидать продолжения сокращения потребительских расходов, связанных с рождением детей, покупкой товаров для детей, всех видов детского образования, что будет обусловлено продолжающимся снижением уровня рождаемости. Одновременно будут расти расходы на проживание: коммунальные платежи, питание, бытовая техника и различные электронные приборы. Несмотря на то что суммарный доход домохозяйства, состоящего из одного человека, может быть сравнительно невысоким, склонность к потреблению у такого человека очень высока и уже оказывает влияние и меняет структуру спроса. Корейская статистическая служба прогнозирует рост спроса со стороны одиноко проживающих людей в 2,1 % в 2020 г. [Тхонгечхон].
Библиографический список
OECD Family Database. URL: https://www.oecd.org/els/family/SF_1_1_Fam ily_size_and_composition.pdf (дата обращения: 11.11.2019).
2018 Population and Housing Census. Statistics Korea. URL: https://kostat.go.kr/ portal/eng/pressReleases/8/7/index.board?bmode=read&bSeq=&aSeq=378503&page No=1&rowNum=10&navCount=10&currPg=&searchInfo=&sTarget=title&sTxt= (дата обращения: 11.11.2019).
Bicycle Happy Sharing. URL: http://bike.go.kr/en (дата обращения: 11.11.2019)
Тхонгечхон [Статистическое агентство РК]: URL: http://kostat.go.kr/portal/ korea/index.action (дата обращения: 11.11.2019) (на кор. яз.).
References
OECD Family Database. URL: https://www.oecd.org/els/family/SF_1_1_Family _size_and_composition.pdf (accessed: 11 November, 2019).
2018 Population and Housing Census. Statistics Korea. URL: https://kostat.go.kr/ portal/eng/pressReleases/8/7/index.board?bmode=read&bSeq=&aSeq=378503&page No=1&rowNum=10&navCount=10&currPg=&searchInfo=&sTarget=title&sTxt= (accessed: 11 November, 2019).
Bicycle Happy Sharing. URL: http://bike.go.kr/en (Accessed 11 November, 2019).
Statistics Korea. URL: http://kostat.go.kr/portal/korea/index.action (accessed: 11 November, 2019) (in Korean).