Научная статья на тему 'РАЗНОГЛАСИЯ В ПОДХОДАХ РОССИИ И ЯПОНИИ ПО ВОПРОСУ ДЕНУКЛЕАРИЗАЦИИ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА'

РАЗНОГЛАСИЯ В ПОДХОДАХ РОССИИ И ЯПОНИИ ПО ВОПРОСУ ДЕНУКЛЕАРИЗАЦИИ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ракетно-ядерная программа КНДР / ядерное оружие / ядерное разоружение / Россия / Япония / Корейский полуостров / North Korea's nuclear and missile programs / nuclear we apons / nuclear disarmament / Russia / Japan / the Korean Peninsula

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Попова Валерия Олеговна

В статье рассматриваются противоположные под ходы России и Японии по вопросу денуклеаризации Корейского полуострова и урегулирования кризисной ситуации на долгосроч ную перспективу. Для эффективной защиты государства, Япония проводит жёсткую санкционную политику в отношении КНДР, которая должна способствовать полному её разоружению. Являясь союзни комСШАв военнополитической сфере, Япония не может быть аб солютно самостоятельным участником в переговорном процессе, направленном на решение кризиса на Корейском полуострове. В условиях военных угроз со стороны КНДР, Япония вынуждена полагаться на военные возможности своего союзника в деле защиты от ракетноядерного удара со стороны КНДР. Являясь государством, граничащим с КНДР, Россия видит ре шение корейского кризиса в использовании политикодипломати ческих средств в рамках международного права, так как очевидно заинтересована в том, чтобы не допустить развязывания крупного вооружённого конфликта вблизи своих границ. Мир на Корейском полуострове экономически выгоден для России. Снятие санкций и ослабление напряжённости позволит реализовать трёхсторонние проекты между Россией, Южной и Северной Кореями. Исходя из проведенного анализа позиций двух государств, ав тором делается вывод о перспективности российского подхода с применением политикодипломатических средств. Обеспечить раз рядку на Корейском полуострове и региональную безопасность, возможно благодаря шестистороннему формату переговоров по де нуклеаризации Северной Кореи, с участием Южной Кореи, России, Китая, Японии и США, а также совместной инициативе России и Китая в виде «дорожной карты». Жёсткое санкционное давление, подразумевающее изоляцию и экономическую блокаду КНДР, не позволит в обозримом будущем решить проблему ракетноядерной программы КНДР, а может лишь усугубить в дальнейшем ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differences in the approaches of Russia and Japan on the issue of denuclearization of the Korean Peninsula

The article examines the opposite approaches of Russia and Japan on the issue of denuclearization of the Korean Peninsula and the longterm settlement of the crisis situation. To effectively protect the state, Japan is pursuing a tough sanctions policy against the DPRK, which should contribute to its complete disar mament. As an ally of the United States in the militarypolitical sphere, Japan cannot be an absolutely independent participant in the negotiation process aimed at resolving the crisis on the Korean Peninsula. In the face of military threats from the DPRK, Japan is forced to rely on the military capabilities of its ally to defend against a nuclear missile strike from the DPRK. As a state bordering on the DPRK, Russia sees the solution to the Korean crisis in the use of political and diplomatic means within the fra mework of international law, since it is obviously interested in preventing the outbreak of a major armed conflict near its borders. Peace on the Ko rean Peninsula is economically beneficial for Russia. The lifting of sanc tions and the easing of tensions will allow the implementation of trilateral projects between Russia, South and North Korea. The author based on the analysis of the positions of the two States concludes that the Russian approach to resolving this issue, namely thro ugh predominantly political and diplomatic methods is promising. The sixparty talks on the denuclearization of North Korea, involving South Korea, Russia, China, Japan, and the USA, as well as the implementati on of the joint initiative of Russia and China in the form of the road map could ensure detente of the Korean Peninsula and provide regional secu rity. The harsh sanctions pressure, which implies isolation and economic blockade of the DPRK, could not solve the problem of the DPRK's nuc lear and missile programs in the foreseeable future, and may only worsen the situation in the future.

Текст научной работы на тему «РАЗНОГЛАСИЯ В ПОДХОДАХ РОССИИ И ЯПОНИИ ПО ВОПРОСУ ДЕНУКЛЕАРИЗАЦИИ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА»

DOI: 10.48647/IFES.2021.29.58.011

В.О. Попова

РАЗНОГЛАСИЯ В ПОДХОДАХ РОССИИ И ЯПОНИИ ПО ВОПРОСУ ДЕНУКЛЕАРИЗАЦИИ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Аннотация. В статье рассматриваются противоположные подходы России и Японии по вопросу денуклеаризации Корейского полуострова и урегулирования кризисной ситуации на долгосрочную перспективу.

Для эффективной защиты государства, Япония проводит жёсткую санкционную политику в отношении КНДР, которая должна способствовать полному её разоружению. Являясь союзником США в военно-политической сфере, Япония не может быть абсолютно самостоятельным участником в переговорном процессе, направленном на решение кризиса на Корейском полуострове. В условиях военных угроз со стороны КНДР, Япония вынуждена полагаться на военные возможности своего союзника в деле защиты от ракетно-ядерного удара со стороны КНДР.

Являясь государством, граничащим с КНДР, Россия видит решение корейского кризиса в использовании политико-дипломатических средств в рамках международного права, так как очевидно заинтересована в том, чтобы не допустить развязывания крупного вооружённого конфликта вблизи своих границ. Мир на Корейском полуострове экономически выгоден для России. Снятие санкций и ослабление напряжённости позволит реализовать трёхсторонние проекты между Россией, Южной и Северной Кореями.

Исходя из проведенного анализа позиций двух государств, автором делается вывод о перспективности российского подхода с применением политико-дипломатических средств. Обеспечить разрядку на Корейском полуострове и региональную безопасность, возможно благодаря шестистороннему формату переговоров по де-нуклеаризации Северной Кореи, с участием Южной Кореи, России, Китая, Японии и США, а также совместной инициативе России и Китая в виде «дорожной карты». Жёсткое санкционное давление, подразумевающее изоляцию и экономическую блокаду КНДР, не позволит в обозримом будущем решить проблему ракетно-ядерной программы КНДР, а может лишь усугубить в дальнейшем ситуацию.

Ключевые слова: ракетно-ядерная программа КНДР, ядерное оружие, ядерное разоружение, Россия, Япония, Корейский полуостров.

Автор: Попова Валерия Олеговна, аспирант исторического факультета, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». E-mail: valeria.popova12@mail.ru

Popova V.O.

Differences in the approaches of Russia and Japan on the issue of denuclearization of the Korean Peninsula

Abstract. The article examines the opposite approaches of Russia and Japan on the issue of denuclearization of the Korean Peninsula and the long-term settlement of the crisis situation.

To effectively protect the state, Japan is pursuing a tough sanctions policy against the DPRK, which should contribute to its complete disarmament. As an ally of the United States in the military-political sphere, Japan cannot be an absolutely independent participant in the negotiation process aimed at resolving the crisis on the Korean Peninsula. In the face of military threats from the DPRK, Japan is forced to rely on the military capabilities of its ally to defend against a nuclear missile strike from the DPRK.

As a state bordering on the DPRK, Russia sees the solution to the Korean crisis in the use of political and diplomatic means within the framework of international law, since it is obviously interested in preventing the outbreak of a major armed conflict near its borders. Peace on the Korean Peninsula is economically beneficial for Russia. The lifting of sanctions and the easing of tensions will allow the implementation of trilateral projects between Russia, South and North Korea.

The author based on the analysis of the positions of the two States concludes that the Russian approach to resolving this issue, namely through predominantly political and diplomatic methods is promising. The six-party talks on the denuclearization of North Korea, involving South Korea, Russia, China, Japan, and the USA, as well as the implementation of the joint initiative of Russia and China in the form of the road map could ensure detente of the Korean Peninsula and provide regional security. The harsh sanctions pressure, which implies isolation and economic blockade of the DPRK, could not solve the problem of the DPRK's nuclear and missile programs in the foreseeable future, and may only worsen the situation in the future.

Keywords: North Korea's nuclear and missile programs, nuclear weapons, nuclear disarmament, Russia, Japan, the Korean Peninsula.

Author: Valeria O. POPOVA, Graduate Student of the Faculty of History, SCE HPE "Donetsk National University" (e-mail: valeria.popova12@mail.ru).

Современная военно-политическая обстановка в Северо-Восточной Азии характеризуется нарастанием противостояния региональных государств, формированием коалиций по причине наращивания военной мощи Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). Вопрос ядерного разоружения Корейского полуострова остаётся в международной повестке на протяжении последних лет с момента первого официального объявления лидера КНДР о проведении работ по разработке оружия с применением ядерных технологий. Мир балансирует на грани войны, ввиду того, что попытки наладить диалог мирового сообщества с Северной Кореей оканчиваются провалом.

В переговорном процессе по денуклеаризации КНДР, в частности принимают активное участие Россия и Япония. Проблема Корейского полуострова непосредственно касается России, граничащей с северокорейским государством, и Японии, в сторону которой неоднократно производились запуски ракет. Однако на современном этапе существуют разногласия в подходах России и Японии по вопросу денуклеаризации Корейского полуострова.

Ракетно-ядерная программа КНДР в Голубых книгах по дипломатии Японии обозначена одной из ключевых угроз в сфере безопасности [Diplomatic Bluebook ]. Токио осуждает наращивание

Пхеньяном своего ядерного и ракетного потенциала. Постоянные запуски ракет в сторону японских островов вызывают серьёзную озабоченность Японии, вследствие чего программа КНДР рассматривается как угроза национальной безопасности страны. Наряду с ядерной угрозой, существует проблема похищений японских граждан спецслужбами Северной Кореи в конце 1970-х — начале 1980-х гг., которая существенно осложняет диалог между двумя государствами [Гринюк, ^ 47—66]. Японское руководство в стремлении вернуть на родину своих соотечественников, часто увязывает данную проблему с прогрессом в переговорах по северокорейской ракетно-ядерной программе.

Для эффективной защиты государства, Япония проводит жёсткую санкционную политику в отношении КНДР, которая должна способствовать полному её разоружению. Являясь союзником США в военно-политической сфере, Япония не может быть абсолютно самостоятельным участником в переговорном процессе, направленном на решение кризиса на Корейском полуострове. В условиях военных угроз со стороны КНДР, Япония вынуждена полагаться на военные возможности своего союзника в деле защиты от ракетно-ядерного удара со стороны КНДР. Парадоксально, что как страна, испытавшая на себе последствия атомных бомбардировок со стороны США, где ещё живы хибакуся (жертвы атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки), имеющие проблемы со здоровьем передающиеся последующим поколениям, Япония продолжает опираться на «ядерный зонтик» США. В случае если Япония подвергнется атаке со стороны КНДР, США обязаны принять все необходимые меры и нанести ответный удар по позициям противника. Следует отметить, что в Японии отсутствует прямой законодательный запрет на обладание ядерным оружием. Идея создания такого рода вооружений крайне непопулярна среди населения, однако в силовом истеблишменте довольно много сторонников «ядерного выбора» страны. В случае соответствующего политического решения, Япония в кратчайшие сроки может самостоятельно разработать ядерные вооружения, так как имеет все экономические и технические возможности для этого [Муратшина, с. 6—23]. На принятие подобного решения может повлиять утрата доверия Японией в отно-

шении американского «ядерного зонтика», вызванного ослаблением американо-японского альянса.

В настоящее время противоракетная оборона Японии многоуровневая. Система Aegis, развёрнутая на кораблях ВМС США и Японии, позволяет перехватить ракеты в высоких слоях атмосферы. Уничтожение ракет в низких слоях атмосферы осуществляется благодаря наземным зенитным комплексам Patriot [Белая книга обороны ].

Защита государственной безопасности, вынуждает японское руководство пристально следить за ходом событий по денуклеариза-ции Корейского полуострова, а именно соблюдением США в полном объёме обязательств в рамках альянса с Японией. Находясь в непосредственной близости от государства, обладающего ядерным оружием и проводящего недружелюбную политику, Япония опасается заключения сделки без учёта её интересов. Прямой угрозой для Японии является ликвидация Северной Кореей только межконтинентальных баллистических ракет (МБР) при сохранении ракет средней и малой дальности, радиус действия которых полностью охватывают территорию японских островов. Не остались без внимания и недавние встречи лидеров США и КНДР. Так в июне 2018 г. в Сингапуре впервые прошли прямые переговоры между президентом США Дональдом Трампом и высшим руководителем КНДР Ким Чен Ыном. По условиям переговоров Пхеньян взял на себя обязательства по денуклеаризации полуострова, в обмен на предоставление гарантий безопасности. В феврале 2019 г. в Ханое между лидерами США и КНДР снова прошли переговоры о сокращении ракетно-ядерного арсенала КНДР, но разногласия в подходах сторон стали причиной досрочного завершения саммита [Трамп и Ким Чен Ын...]. Для КНДР ядерное оружие служит щитом своей безопасности и отказ от такой защиты в обмен на международные гарантии сохранения неприкосновенности своих границ и независимости будет серьёзным шагом.

Являясь государством, граничащим с КНДР, Россия видит решение корейского кризиса в использовании политико-дипломатических средств в рамках международного права, так как очевидно заинтересована в том, чтобы не допустить развязывания крупного вооружённого конфликта вблизи своих границ. Кроме того, мир на

Корейском полуострове экономически выгоден для России. Например, снятие санкций и ослабление напряжённости позволит реализовать трёхсторонние проекты между Россией, Южной и Северной Кореями. Президент России Владимир Путин во время пресс-конференции по итогам встречи с лидером КНДР Ким Чен Ыном в апреле 2019 г. упоминал о прямом железнодорожном сообщении, прокладке трубопровода [Пресс-конференция по итогам...]. Как следствие появление в перспективе единой Кореи, готовой поддерживать с Россией отношения добрососедства и сотрудничества, отвечает интересам Москвы. Объединение Кореи в обозримом будущем создало бы условия для налаживания ситуации и способствовало бы формированию многополярного баланса сил в Северо-Восточной Азии. Другой вопрос заключается в том, под чьим началом произойдёт данный процесс. Сценарий, в котором создание единой Кореи, под преобладающим влиянием США, не может устроить Россию. Идеальным вариантом стала бы суверенная Корея, не находящаяся в сфере влияния ни одной из держав. Идея объединения двух государств отличает позицию России от Японии, которая не заинтересована в возникновении сильного в экономическом и военном отношении единого государства возле своих границ.

Выступая против жёсткого санкционного давления, подразумевающего изоляцию и экономическую блокаду КНДР, Москва считает недопустимыми какие-либо односторонние шаги в этом вопросе. В целях урегулирования кризисной ситуации на долгосрочную перспективу в переговорном процессе, по мнению Москвы должны принимать участие все заинтересованные стороны. Так, обеспечить разрядку на Корейском полуострове и региональную безопасность, возможно благодаря шестистороннему формату переговоров по де-нуклеаризации Северной Кореи, с участием Южной Кореи, России, Китая, Японии и США. Созданный ещё в 2003 г. шестисторонний формат позволял Северной Корее ощущать себя более уверенно, ввиду того, что устанавливал механизм «сдержек и противовесов» государств в Северо-Восточной Азии [Лукин, с. 32—40]. Это отличает дипломатию двусторонних саммитов, которой придерживаются США, существенным недостатком которой является дефицит доверия между сторонами. Двусторонние переговоры могут привести к подозрениям о скрытых мотивах сторон и в должной мере не спо-

собны гарантировать выполнение достигнутых договорённостей, как это было бы обеспечено многосторонним форматом.

Заинтересованные в установлении мира на Корейском полуострове Россия и Китай выдвигают совместные инициативы по урегулированию кризисной ситуации на Корейском полуострове. В 2017 г. в Совместном заявлении МИД России и Китая были обнародованы основные положения «дорожной карты» корейского урегулирования. План предусматривает на первом этапе добровольный мораторий КНДР на ядерные испытания, сокращение масштабов или приостановление американо-южнокорейских учений, на втором — заключение двусторонних соглашений между КНДР и США, КНДР и РК об общих принципах взаимоотношений, и на третьем — начало многосторонних переговоров с целью создания системы региональной безопасности в Северо-Восточной Азии [Совместное заявление...]. Следует отметить успехи, несмотря на известные трудности на первых двух этапах плана. По мнению России и Китая, они позволяют перейти к третьему этапу, предусматривающего многостороннее взаимодействие по урегулированию всего спектра проблем Корейского полуострова. В связи с этим Москва и Пекин в 2019 г. приступили к разработке нового документа — «плана действий» [Лавров: план РФ и Китая...].

Между Россией и Японией установлен постоянный диалог по вопросам безопасности на высоком уровне. Проводятся встречи не только глав государств, но и министров иностранных дел и обороны в формате «2+2». Сотрудничество государств в области безопасности показывает общность интересов относительно ситуации на Корейском полуострове, несмотря на расхождения во мнениях по данному вопросу. Предложенный Россией шестисторонний формат переговоров не может быть осуществлен без присутствия Москвы и Токио. Россия и Япония обладают достаточными рычагами для урегулирования ситуации на Корейском полуострове, следовательно, их сотрудничество в рамках такого формата может оказаться довольно продуктивным, а также позволит улучшить свои позиции в регионе. Однако, Япония в настоящее время, полагаясь на США в деле решения корейского кризиса, действия которых направлены, прежде всего, на установление региональной гегемонии в Северо-Восточной Азии для сдерживания Китая, рискует попасть в ситуацию, когда переговорный процесс по денуклеаризации КНДР будет проходить без

учёта её позиции. Жёсткое санкционное давление, нежелание идти на уступки без создания системы международных гарантий безопасности КНДР, вынуждает Пхеньян продолжать наращивать военную мощь страны. Более того, в случае реальной опасности у КНДР могут появиться основания для превентивного удара и целями в данном случае, в первую очередь, станут военные базы США в Японии и Южной Корее. Такой удар может обернуться катастрофой не только для граничащих с Северной Кореей государствами, но и для региона в целом. Японии необходимо отойти от политики давления на КНДР, а также поддержание США в деле демонстрации силы может привести к необратимым последствиям. За действиями США и Японии не просматривается долгосрочная стратегия в отношении урегулирования корейского кризиса. Следовательно, для нормализации отношений с Пхеньяном перед японским руководством стоит задача пересмотреть свою позицию относительно Северной Кореи, выстроив разумный баланс между соблюдением своих союзнических обязательств и следованием национальных интересов.

В то же время, Россия выступает за установление прочного и стабильного мира на Корейском полуострове. В отличие от США, которые стремятся установить гегемонию в Северо-Восточной Азии, российские геостратегические планы направлены на формирование многополярного баланса сил в данном регионе.

Российский подход с использованием политико-дипломатических средств и применением трёхступенчатого плана действий, изложенного в «дорожной карте», позволит начать процесс разоружения и снять военную напряжённость. Для достижения результата потребуется длительное время, однако именно российский подход, предусматривающий уважение интересов сторон и позволит избежать военного решения кризиса и эскалации конфликта. Ядерная программа КНДР требует решения, поскольку в дальнейшем может дестабилизировать ситуацию в Северо-Восточной Азии и привести как к военному столкновению на Корейском полуострове, так и к гонке ядерных вооружений регионе.

Противоречия в подходах заинтересованных государств в урегулировании сложившейся кризисной ситуации, в частности России и Японии, осложняют и тормозят процесс урегулирования корейского кризиса.

Библиографический список

Белая книга обороны Японии. 2019. URL: https://www.mod.go.jp/e/index. html (дата обращения: 19.11.2020).

Гринюк В.А. Япония—КНДР: попытка возобновить диалог // Япония наших дней. 2014. № 4(22). М.: ИДВ РАН, 2015. С. 47—66.

Лавров: план РФ и Китая по корейской проблеме рассматривается заинтересованными странами // ТАСС. 08.11.2019. URL: https://tass.ru/politika/7092755 (дата обращения: 19.11.2020).

Лукин А.Л.Урегулирование ракетно-ядерного кризиса на Корейском полуострове: интересы России и перспективы многостороннего формата // Известия Восточного института. 2018. № 2. С. 32—40. DOI: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/ 2018-2/32-40.

Муратшина К.Г. Япония и Договор о запрещении ядерного оружия // Японские исследования. 2019. № 4. С. 6—23. DOI: 10.24411/2500-2872-2019-10025.

Пресс-конференция по итогам российско-северокорейских переговоров // Президент России. 25.04.2019 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 60370 (дата обращения: 21.11.2020).

Совместное заявление Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики по проблемам Корейского полуострова от 04.07.2017 г. URL: https://www.mid.ru/ru/ maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/2807662 (дата обращения: 19.11.2020).

Трамп и Ким Чен Ын не достигли договорённости в Ханое // Ведомости. 28.02.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/02/28/795242-kim (дата обращения: 20.11.2020).

Diplomatic Bluebook of Japan, 2020. URL: https://www.mofa.go.jp/index.html (дата обращения: 20.11.2020).

References

Belaya kniga oborony Yaponii (2019) [Japan Defense White Paper] // Ministry of Defense URL: https://www.mod.go.jp/e/index.html (accessed: November 19, 2020) (In Russian).

Diplomatic Bluebook of Japan, 2020. URL: https://www.mofa.go.jp/index.html (accessed: November 19, 2020).

Grinyuk, V.A. (2015) Yaponiya-KNDR: popytka vozobnovit' dialog [Japan-DPRK: Attempt to Resume Dialogue] / V.A. Grinyuk // Yaponiya nashikh dney. № 4(22), 2014. M.: IDV RAN, 47—66 pp. (In Russian)

Lavrov: plan RF i Kitaya po koreyskoy probleme rassmatrivayetsya zaintere-sovannymi stranami [Lavrov: the plan of the Russian Federation and China on the Korean problem is being considered by interested countries] //TASS. 8.11.2019. URL: https://tass.ru/politika/7092755 (accessed: November 19, 2020) (In Russian).

Lukin, A.L. (2018) Uregulirovaniye raketno-yadernogo krizisa na Koreyskom poluostrove: interesy Rossii i perspektivy mnogostoronnego formata [Settlement of the nuclear missile crisis on the Korean Peninsula: Russia's interests and prospects for a multilateral format] / A.L. Lukin // Izvestiya Vostochnogo instituta. № 2. 32—40 pp. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-2/32-40 (In Russian).

Muratshina, K.G. (2019) Yaponiya i Dogovor o zapreshchenii yadernogo oruzhiya [Japan and the Treaty on the Prohibition of Nuclear Weapons] // Yaponskiye issledovaniya. № 4. 6—23 pp. DOI: 10.24411/2500-2872-2019-10025 (In Russian).

Press-konferentsiya po itogam rossiysko-severokoreyskikh peregovorov [Press conference following Russian-North Korean talks] // Prezident Rossii. 25.04.2019. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60370 (accessed: 21.11.2020) (In Russian).

Sovmestnoye zayavleniye Ministerstva inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii i Ministerstva inostrannykh del Kitayskoy Narodnoy Respubliki po problemam Koreyskogo poluostrova ot 4.07.2017 [Joint statement of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation and the Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China on the problems of the Korean Peninsula dated July 4, 2017]. URL: https:// www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/2807662 (accessed: November 19, 2020) (In Russian).

Tramp i Kim Chen Yn ne dostigli dogovoronnosti v Khanoye [Trump and Kim Jong Un haven't reached an agreement in Hanoi] // Vedomosti. 28.02.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/02/28/795242-kim (accessed: November 19, 2020) (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.