Научная статья на тему 'Влияние и политика сша по ядерной проблеме Корейского полуострова'

Влияние и политика сша по ядерной проблеме Корейского полуострова Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2976
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
ядерное оружие / КНДР / Южная Корея / США / переговоры / Д.Трамп / nuclear weapons / North Korea / South Korea / United States / negotiations / D. Trump

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хлопов Олег Анатольевич

В статье рассматриваются проблемы Корейского полуострова и политика США в отношении КНДР и Южной Кореи. Отношения между США и Северной Кореей развивались главным образом во время Корейской войны, но в последние годы во многом определялись угрозами и санкциями Соединенных Штатов в отношении ядерных программ Северной Кореи и восприятием Северной Кореей возможной военной атаки со стороны США. Автором раскрывается позицию США по ядерному статусу Северной Кореи на фоне двусторонних отношениях между США и Северной и Южной Корей и подчеркивается, что для решения этой проблемы США следует сократить свое военное присутствие и отменить санкции в отношении КНДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE AND POLICY OF THE USA ON THE NUCLEAR PROBLEM OF THE KOREAN PENINSULA

The article discusses the problems of the Korean Peninsula and the US policy towards the North Korea and the South Korea. Relations between the United States and North Korea developed mainly during the Korean War, but in recent years they were largely determined by the threats and sanctions by the United States against North Korea’s nuclear programs and North Korea’s perception of a possible military attack by the United States. The author reveals the position of the United States on the nuclear status of North Korea on the background of bilateral relations between the United States and North and South Korea, and argues that in order to solve this problem, the United States should reduce its military presence and lift the sanctions against the DPRK.

Текст научной работы на тему «Влияние и политика сша по ядерной проблеме Корейского полуострова»

MILITARY SCIENCE

УДК 327

Хлопов Олег Анатольевич

кандидат политических наук, доцент кафедры американских исследований Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Москва DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10198 ВЛИЯНИЕ И ПОЛИТИКА США ПО ЯДЕРНОЙ ПРОБЛЕМЕ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Khlopov Oleg Anatolyevich

PhD in Political Science, Associate Professor of the Department of American Studies, Russian State University for the Humanities (RSUH), Moscow

INFLUENCE AND POLICY OF THE USA ON THE NUCLEAR PROBLEM OF THE KOREAN

PENINSULA

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы Корейского полуострова и политика США в отношении КНДР и Южной Кореи. Отношения между США и Северной Кореей развивались главным образом во время Корейской войны, но в последние годы во многом определялись угрозами и санкциями Соединенных Штатов в отношении ядерных программ Северной Кореи и восприятием Северной Кореей возможной военной атаки со стороны США. Автором раскрывается позицию США по ядерному статусу Северной Кореи на фоне двусторонних отношениях между США и Северной и Южной Корей и подчеркивается, что для решения этой проблемы США следует сократить свое военное присутствие и отменить санкции в отношении КНДР.

Abstract:

The article discusses the problems of the Korean Peninsula and the US policy towards the North Korea and the South Korea. Relations between the United States and North Korea developed mainly during the Korean War, but in recent years they were largely determined by the threats and sanctions by the United States against North Korea's nuclear programs and North Korea's perception of a possible military attack by the United States. The author reveals the position of the United States on the nuclear status of North Korea on the background of bilateral relations between the United States and North and South Korea, and argues that in order to solve this problem, the United States should reduce its military presence and lift the sanctions against the DPRK.

Ключевые слова: ядерное оружие, КНДР, Южная Корея, США, переговоры, Д. Трамп

Keywords: nuclear weapons, North Korea, South Korea, United States, negotiations, D. Trump

Отношения между Северной Кореей и Соединенными Штатами исторически были враждебными и развивались главным образом во время Корейской войны. В последние годы отношения в значительной степени определялись ядерной программой Северной Кореи - шесть испытаний ядерного оружия, разработка ракет большой дальности, способных поражать цели за тысячи километров миль, и продолжающиеся угрозы поражения Соединенных Штатов и Южной Кореи. Во время своего президентства Джордж Буш-мл. в ежегодном обращении к Конгрессу в январе 2002 г. назвал Северную Корею частью «оси зла» наряду с Ираном и Ираком из-за угрозы их ядерного потенциала и оружия массового поражения [1].

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) занимает ключевое место во внешней политике и экономике США. Двухсторонние договоры США по безопасности с Японией и Южной Кореи позволяют им размещать в регионе военные базы, а также дают возможность расширить своё влияние. Одним из ключевых союзников США в регионе является Южная Корея, а один из главных противников - Северная Корея.

Соединённые Штаны резко выступают против ядерной программы КНДР, осуждают само существование режима Ким Чен Ына. США и Северная Корея не имеют дипломатических отношений. Интересы США в КНДР представляет Шведское посольство, которое оказывает некоторые консульские услуги гражданам США. В США существуют должности Специального представителя по Северной Корее и Специального представителя по вопросам прав человека в КНДР [2].

Северная Корея не имеет посольства, которое бы представляло интересы страны в США. Официальное представительство Северной Кореи в США ограничивается миссией КНДР в ООН. Есть лишь две международные организации, в которых Северная Корея и США состоят вместе: Организация Объединённых Наций и Региональный форум АСЕАН (Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии).

США и Южная Корея установили дипломатические отношения в 1949 г. США имеет посольство в столице Республики и консульство в г. Пусан. Республика Корея имеет посольство в Вашингтоне. Более того, США и Южная Корея состоят в ряде международных организаций, среди которых, ООН, Большая Двадцатка, ОСЭР (Организация экономического сотрудничества и развития), АТЭС

(Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), Региональный форум АСЕАН, Всемирный Банк, МВФ (Международный валютный фонд) и ВТО (Всемирная торговая организация) [2].

В корейской войне (1950-1953) США приняли сторону Юга, с целью про противодействия советскому влиянию на севере полуострова. Несмотря на окончание «холодной войны», Южная Корея по-прежнему занимает важное место в системе «оси и спиц», которая представляет собой америкоцен-тристскую модель безопасности в регионе. В роли «оси» выступают сами Соединённые Штаты, а в роли «спиц» - их союзники в регионе, в число которых входит и Южная Корея. Основой системы выступают двухсторонние договоры США с каждым отдельным государством. Такая система является полной противоположностью стратегического союза, где все участники равны, а решения принимаются консенсусом [3].

В современных условиях в регионе появились новые центры силы, способные пошатнуть устоявшуюся систему и сдвинуть США с места регионального лидера. Среди таких центров Китай, Россия, большим потенциалом также обладает Индия, которые состоят в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). В последнее время усилились позиции стран АСЕАН. В таких условиях, укрепление связей со «спицами» является приоритетной задачей США в регионе.

Главным инструментом сохранения влияния на Корейском полуострове остается военное присутствие США на территории Южной Кореи. Существует два основных института, которые осуществляют размещение войск и военной техники США в Южной Корее: Командование силами США в Корее и Командование военными силами ООН в Корее. Командование силами ООН в Корее было учреждено резолюцией 84 Совета Безопасности ООН в 1950 году для оказания военной помощи Южной Корее в Корейской войне. После окончания военных действий солдаты подразделения ответственны за контроль на демаркационной линии с южной стороны, они же фиксируют и контролируют все перемещения через границу двух Корей со стороны Республики Кореи [4].

Однако в ноябре 2018 г. была достигнута договоренность между Южной Кореей, КНДР и Командованием ООН о совместном патрулировании приграничной деревни Пханмунджом [5]. Хоть в названии института и фигурирует ООН, фактически в тексте резолюции говорилось о том, что ООН лишь рекомендует создать такой орган под командованием США, а также разрешает использовать флаг ООН в символике такого подразделения [6].

Важно также отметить, что именно представитель Командования военными силами ООН в Корее подписал соглашение о прекращении огня в 1953 году с южнокорейской стороны. В 1954 г. США и Южная Корея заключили Договор о взаимной обороне, по которому Республика Корея «добровольно» передала свои вооружённые силы под контроль Командования силами США в Корее. Позднее в 1978 г. были созданы совместные

вооружённые силы, которые до сих пор занимаются вопросами обороны и безопасности Южной Кореи. Управление совместными силами разделяется между двумя странами, но в случае войны США берут на себя контроль над вооружёнными силами.[4] Командование вооружёнными силами США в Корее было создано в 1957 г. для оказания помощи силам ООН. Подчиняется учреждение Тихоокеанскому командованию Вооружённых сил США. Командованию подчиняется около 28 тыс. человек, включая невоенный персонал. Из этого числа около 19 тыс. человек - солдаты на службе. 8 тыс. человек заняты в военно-воздушных силах, и примерно полторы тысячи человек задействованы в военно-морских силах. Больше военных обычно прибывает во время совместных учений. Большая часть войск размещена в городе Пхёнтхэк провинции Кёнгидо, Сеуле и Тэгю провинции Кёнсан-Пукто. Военно-воздушные базы расположены в г. Пхёнтхэк. Командование военно-морскими силами расположено в Пусане и Чханвоне. В последние годы США переносят свои вооруженные силы и военные базы на Юг Республики Корея, подальше от границы с КНДР [7].

В 2006 г. КНДР провела испытания ядерного оружия, а в 2009 и 2013 гг. прошли новые испытания, в 2016 г. была испытана водородная бомба. 3 февраля 2007 г. было подписано соглашение в рамках шестисторонних переговоров между Соединенными Штатами, двумя Кореями, Японией, Китаем и Россией, в котором провозглашалась цель - путь к безъядерному Корейскому полуострову. В нем также были намечены шаги по нормализации политических отношений с Пхеньяном, замене Соглашения о перемирии в Корее мирным договором и созданию региональной структуры мира для Северо-Восточной Азии.

В обмен на существенную помощь Северная Корея согласилась закрыть ядерный объект в Йон-бене. Соединенные Штаты также согласились начать обсуждение вопроса о нормализации отношений с Северной Кореей и начать процесс исключения Северной Кореи из списка государственных спонсоров терроризма. Реализация этого соглашения до сих пор была успешной, так как главный переговорщик США Кристофер Р. Хилл заявил, что Северная Корея выполнила свои обязательства.

США выступает резко против не только ядерной программы КНДР, но и против самого факта существования авторитарного северокорейского режима. США никогда не поддерживали наличия у КНДР ядерного оружия и постоянно выступают за полную денуклеаризацию полуострова. Широкая сеть военных баз и армия американских солдат сейчас вряд ли выполняют оборонительную роль. Их главное назначение - показать мощь и возможности США, а также их готовность нанести удар, в случае если Северная Корея (или любая другая страна региона) решиться на любого вида провокацию. Если США и пойдут на уменьшение военного присутствия на полуострове, то лишь в небольшом количестве.

Само американское военное присутствие является одним из фактор, который препятствует нормализации процесса переговоров и по ядерному разоружению, и по объединению двух Корей. Предложенная Китаем и Россией концепция «двойного замораживания» была одобрена КНДР и поддержана США. В соответствии с данным планом, Северная Корея постепенно отказывается от ядерного оружия, а США сокращает военное присутствие на полуострове и замораживает совместные масштабные военные учения с Южной Кореей. Очень важно, чтобы два процесса шли одновременно.

КНДР, со своей стороны, показала готовность к реализации обязательств по плану «двойного замораживания», заморозив свою ядерную программу и взорвав один из испытательных полигонов [8].

Последняя встреча лидеров США и КНДР в Ханое в феврале 2019 г. показала, что Вашингтон готов пойти на уступки только при полном ядерном разоружении, что противоречит как пунктам плана по «двойному замораживанию», так и планам Северной Кореи. Дональд Трамп заявил, что приостанавливает совместные учения с Южной Кореей, но делает он это из соображений экономии американского бюджета. Такая ремарка призвана показать Ким Чен Ыну, что данный шаг хоть и вписывает в план по «замораживанию», на деле обусловлен лишь экономией средств бюджета. США не считают предпринятые КНДР усилия по разоружению достаточными для продолжения диалога и уступок в виде снятия санкций [9]. Без совместных усилий с обеих сторон реализация этой концепции может провалиться, что было бы крайне нежелательно для всех сторон, чьи интересы каким-то образом попали в «корейский узел».

Президент США Дональд Трамп и лидер Северной Кореи Ким Чен Ын завершили свои переговоры на высшем уровне в Ханое на позитивной ноте, несмотря на неубедительные результаты. Но с тех пор появились негативные признаки для связей двух стран. Северная Корея указывает, что может возобновить ракетные испытания, в то время как Соединенные Штаты намекают на усиление санкций против страны. В настоящее время стороны находятся на важном этапе, который определит будущее их отношений.

Несмотря на то, что лидеры не достигли соглашения по итогам саммита во Вьетнаме, совместный обед двух лидеров был отменен, тем не менее, в Белом доме склонны оценивать результаты встречи позитивно.

Госсекретарь США Майк Помпео по итогам саммита заявил, что все еще надеется на полную де-нуклеаризации КНДР. «Я все еще настроен оптимистично. ... Надеюсь, когда мы будем работать в предстоящие дни и недели, мы добьемся прогресса и в конечном итоге достигнем того, чего хочет весь мир - денуклеаризации Северной Кореи».

Хотя трудно предсказать, в каком направлении в ближайшее время пойдут двусторонние отношения, но, очевидно, что, по крайней мере, два фак-

тора, которые сформировали переговорный процесс двух стран с начала 2018 года, будут продолжать влиять на дальнейшие результаты.

Первый фактор - важность роли лидеров. Больше, чем в прошлом, дипломатические отношения между Соединенными Штатами и Северной Кореей с начала 2018 года стала процессом, который управляется лидерами стран. Трамп и Ким отказались от традиционного метода тщательной проработки предварительных результатов на переговорах на рабочем уровне. Решения лидеров, вероятно, будут и впредь играть ключевую роль в определении следующих шагов. Придание большего внимания переговорам на более низком уровне может, конечно, привнести стабильность неустойчивому процессу, но это покажет время, произойдет ли это или нет.

Второе фактор - значение роли Южной Кореи. Южная Корея выступила в качестве посредника, сделав возможным первый саммит между США и Северной Кореи в Сингапуре 2017 г. и сгладив неровности на пути ко второму саммиту в Ханое. Южная Корея, похоже, стремится помочь США и Северной Корее вернуться на путь нормализации дипломатических отношений.

В лучшем случае Трамп и Ким могут остаться приверженными дипломатии после преодоления разочарования саммита в Ханое, возможно, с помощью Южной Кореи. Два лидера могли бы также дать должностным лицам рабочего уровня полномочия и возможность решить некоторые из многих различий между двумя странами до проведения следующего саммита.

В худшем случае Соединенные Штаты и Северная Корея могут снова вступить в полосу конфронтации, если один или оба лидера потеряют интерес к своим дипломатическим возможностям, то это может привести к напряженности и возможности конфликта, с которым мир столкнулись в 2017 г.

В тоже время На встрече в Сингапуре в июне 2018 г. президент Дональд Трамп и северокорейский лидер Ким Чен Ун выступили с совместным заявлением, в котором говорилось, что Север «обязуется добиваться полной денуклеаризации Корейского полуострова». Но с тех пор стало ясно, что Вашингтон и Пхеньян не согласны с определением «денуклеаризация».

Согласно оценкам командующего американскими и союзными силами в Южной Корее генерал армии Роберт Абрамс «работа Северной Кореи над ядерным оружием и ракетами "несовместима" с ее заявленным намерением двигаться в направлении ядерного разоружения на Корейском полуострове». В своем выступлении перед Комитетом по вооруженным силам палаты представителей в марте 2019 г. Р.Абрамс также заявил, что деятельность Северной Кореи, которую мы наблюдали, несовместима с денуклеаризацией». Абрамс предложил представить детали этой деятельности на закрытом заседании. Генерал также отметил, что его обнадеживает значительное снижение напряженности на Корейском полуострове за последний год. «Существует ощутимая атмосфера спокойствия», сказал Абрамс.

По его оценке за последние 14 месяцев США и Северная Корея «перешли от провокации к разрядке» [10].

На саммите в Ханое 2019 г. лидеры двух стран не смогли договориться о пути вперед. Впоследствии северокорейские официальные лица заявили, что Ким вскоре примет решение, продолжать ли переговоры с Соединенными Штатами по его ядерной программе и продолжать ли он добровольный мораторий на испытания ядерных устройств и запуск баллистических ракет. США имеют около 28 500 военнослужащих в Южной Корее и обязаны встать на защиту Юга в случае нападения со стороны Севера.

Что касается объединения, здесь США вряд ли могут выдвигать какие-то условия, поскольку вопрос разделенной Кореи, в первую очередь, затрагивает интересы Южной и Северной Корей. Тем не менее, вполне возможно, что южнокорейские политики могут прибегнуть к помощи США в вопросе принятия решений. Официальная позиция США по проблеме объединения двух Корей следующая: «Соединённые Штаты поддерживают мирное объединение Корейского полуострова на условиях приемлемых для народов Северной и Южной Кореи, а также признают, что будущее Корейского полуострова зависит исключительно от двухсторонних решений государств Корейского полуострова. США верят, что конструктивный и серьёзный межкорейский диалог необходим для улучшения отношений между Севером и Югом и для решения важнейших проблем полуострова» [2]. Однако военное присутствие США серьезно тормозит решение проблемы и процесса объединения.

Ядерная проблема на Корейском полуострове представляет серьезную угрозу безопасности в Северо-Восточной Азии и режиму нераспространения ядерного оружия.

Очевидно, что решение северокорейской ядерной проблемы нужно искать только на основе политического консенсуса шестистороннего переговорного процесса (КНР,США, Россия, КНДР, РК, Япония). Соединенные Штаты в одиночку не справятся с этой проблемой, а силовой вариант разрешения кризиса, на который они постоянно ссылаются, не сможет способствовать урегулированию кризиса. Сегодня США и КНДР необходимо сформировать «дорожную карту» по решения ядерной проблемы с привлечением других ключевых государств этого региона - Китая, России, Японии, Южной Кореи.

В тоже время Китая и России это проблему не решить, причем Китай является ключевым государством в урегулировании ядерной программы Северной Кореи. Китая играет конструктивную роль, предпринимая усилия, чтобы посадить за один стол переговоров американцев и северных корейцев. Россия также пытается убедить США, и Северную Корею в необходимости поиска дипломатических средств в разрешении ядерной проблемы.

Будущее Корейского полуострова сильно зависит от дальнейших действий США, Соединенные Штаты также должны начать отмену экономических санкций, санкции, в одиночку, не снимут изо-

ляцию с Северной Кореи, но другие страны с большей готовностью рассмотрят вопрос о займах и инвестициях в Северную Корею, если санкции будут сняты. США могут координировать участие Северной Кореи в сотрудничестве южнокорейскими и японскими копаниями. США должны сделать первые шаги по демилитаризации Азии, отменив свои планы противоракетной обороны, сократив количество войск, официально прекратив войну в Корее и подготовившись к возможному разъединению с Кореей, и сокращение их военного присутствия будет способствовать замораживанию ядерных испытаний.

Список литературы

1.President Delivers State of the Union Address Office of the Press Secretary. January 29, 2002 / White ouse Archive Gov. URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/re-leases/2002/01/20020129-11.html (дата обращения 02.04ю2019).

2.U.S Department of State: Bureau of East Asian and Pacific affairs. U.S. relations with North Korea: Fact Sheet. June 17 2019.- URL: https://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/2792.htm (дата обращения 10.04.2019).

3.Стрельцов Д.В. Case study: Регион Восточной Азии в мировых политических и экономических процессах.// Сравнительная политика . 2010. № 2.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/case-study-region-vostochnoy-azii-v-mirovyh-politich-eskih-i-ekonomicheskih-protsessah (дата обращения 12.03.2019).

4.Shorrok T. Can the United Nations Command Become a Catalyst for Change on the Korean Peninsula? // National Interest. November 1. 2018 - URL: https://nationalinterest.org/feature/can-united-nations-command-become-catalyst-change-korean-peninsula-34857?page=0%2C1 (дата обращения-04.03.2019).

5. Kame K .Koreas ready for joint guard duty as DMZ truce village gets new look.// Star and Stripes.No-vember 6 ,2108.- URL: https://www.stripes.com/news/pacific/koreas-ready-for-joint-guard-duty-as-dmz-truce-village-gets-new-look-1.555405

6.Resolution 84 // Security Counsel Resolution of 7 July 1950- URL: http://unscr.com/en/resolutions/84 (дата обращения 12.03.2019).

7.Vanden Brook T. Pentagon bases about 28,000 U.S. troops in South Korea // US Today. June 5.2018.-URL: https://amp.usatoday.com/amp/671126002 (дата обращения 02.02.2019).

8. Ким Чен Ын объявил о замораживании ядерных и ракетных испытаний // Интерфакс. 21.04.2018. - URL: https://www.mter-fax.ru/world/609496 (дата обращения 10.04.2019).

9. Мосесов А. Всё пропало? Почему саммит США-КНДР в Ханое нельзя считать провальным // ТАСС . 05.03.2019 .- URL: https://tass.ru/mezhdu-narodnaya-panorama/6186928

10.Burns R. US: North Korean nuke work 'inconsistent' with disarmament // ABS News. 27.03.2019.-URL:

https://abcnews.go.com/Politics/wireStory/us-north-korean-nuke-work-inconsistent-disarmament-61979796 (дата обращения 12.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.