Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ХАРИЗМЫ КАК ПРЕДМЕТ ДИСКУССИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ФЕНОМЕН ХАРИЗМЫ КАК ПРЕДМЕТ ДИСКУССИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИЗМА / ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР / ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гроза Ирина Владимировна

Статья посвящена исследованию феномена харизмы в зарубежной и отечественной психологии. Использован метод анализа научной литературы по проблеме исследования. Сделан вывод о необходимости дальнейшего теоретического и экспериментального изучения харизматических качеств представителей различных социальных сфер (экономики, науки, политики, искусства, спорта, медицины, образования и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARISMA PHENOMENON AS A MATTER OF DEBATES IN THE DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY

The article investigates the phenomenon of charisma in foreign and domestic psychology. The author uses scientific literature analysis method on the study, and comes to conclusion that there is a tremendous need for further theoretical and experimental study of the charismatic qualities of representatives in different social spheres (economy, science, politics, arts, sports, medicine, education, etc.).

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ХАРИЗМЫ КАК ПРЕДМЕТ ДИСКУССИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

ФЕНОМЕН ХАРИЗМЫ КАК ПРЕДМЕТ ДИСКУССИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Гроза Ирина Владимировна,

кандидат пс. наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина (ЗФ)

CHARISMA PHENOMENON AS A MATTER OF DEBATES IN THE DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY Groza Irina, Candidate of Science (psychology), Assistant professor of Pushkin Leningrad State University (PD)

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию феномена харизмы в зарубежной и отечественной психологии. Использован метод анализа научной литературы по проблеме исследования. Сделан вывод о необходимости дальнейшего теоретического и экспериментального изучения харизматических качеств представителей различных социальных сфер (экономики, науки, политики, искусства, спорта, медицины, образования и др.).

ABSTRACT

The article investigates the phenomenon of charisma in foreign and domestic psychology. The author uses scientific literature analysis method on the study, and comes to conclusion that there is a tremendous need for further theoretical and experimental study of the charismatic qualities of representatives in different social spheres (economy, science, politics, arts, sports, medicine, education, etc.).

Ключевые слова: харизма; харизматический лидер; харизматическая одаренность.

Keywords: charisma; charismatic leader; charismatic talent.

Психологическая трактовка феномена харизмы в зарубежной и отечественной психологии характеризуется разночтением и недостаточной операционализацией. Вероятно, это и обусловливает остроту и длительность дискуссий о природе, детерминантах и психологических проявлениях харизматических личностей в различных социальных сферах. Харизматическая проблематика в настоящее время обрела статус модной и востребованной, она украшает научные и публицистические статьи, выступления публичных лидеров, специалистов по рекламе, имиджу, пиару.

Дискуссии являются показателем не только сложности и многозначности харизмы, но и свидетельством ее возрастающей востребованности в науке и в массовом сознании. Дискуссии выполняют функцию психологического средства, актуализирующего научный интерес харизмы как психологического явления.

М. Вебер - один из первых исследователей харизмы - трактовал ее как незаурядное качество личности, которая обладает особыми силами и свойствами, недоступными для других. Содержательным элементом понятия харизмы он считал нечто исключительное и образцовое. М. Вебер трактовал харизму, прежде всего, как продукт воображения окружающих. Вероятно, поэтому, в течение длительного времени к харизматическим личностям относили лишь основателей мировых религий, великих государственных и военных деятелей. Харизматический лидер обладает особыми дарованиями, в частности, способностями и исключительными волевыми качествами [2;8]. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и морально-этическому содержанию этой деятельности: это с равным успехом может быть и признаваемый святым пророк, и человек, ответственный за массовые военные преступления [6].

Некоторое представление о харизме дает работа Э. Кречмера «Строение тела и характер» [4]. Разбирая особенности различных конституций, которые присутствовали у описанных им личностных типов, он систематизировал их, выделяя ряд пропорций, свойственных харизматическим лидерам. Первая харизматическая пропорция -эманативное/эремитическое (етапа^о - лат. истечение,

eremita - лат. отшельник). Он считал, что в харизматическом облике сочетаются движение вовне - агрессивно-пропагандистское, направленное на завоевание новых последователей и пространств, с движением внутрь, связанным с неким тайным знанием, особого рода умудренностью, недоступной нехаризматическим лицам. Другой контекст для пропорции эманативное/эремитическое составляет ситуация двойственности бойцовской позиции. С одной стороны, харизматический лидер - всегда боец, с другой, желательно, чтобы при этом он был бы еще и жертвой. Всегда неплохо, когда есть потребность сплотиться не только вокруг идей и проектов лидера, но и еще ради защиты его от экзистенциального врага. Без эпизодов гонений и преследований в биографических повествованиях, иначе говоря, без персекуторной (persecutio -лат, преследование) части харизмы никак не обойдешься, если заботишься о завершенности и полноте харизматической ситуации [4;8].

С.Московичи считал, что популярность харизмы связана с неточностью и неясностью этого феномена, она «будит в нас таинственные отзвуки». По его мнению, харизматический дар действует как «символическое плацебо», которое производит желаемый эффект на того, кто входит в контакт с его носителем. Харизма придает ее обладателю знак чрезвычайной значимости, исключительности и неистовой силы. Сохраняют научную значимость и выделенные С.Московичи психологические паттерны «харизматического вождя». Среди них: одновременная привлекательность и угроза, способность защищать и пугать, способность вызывать противоречивые чувства любви и ненависти, вызова и отвращения, эмоционального подъема, возбуждения, высокой активности, а также высокая ценность личностных качеств харизматической личности [5;8].

Вместе с позитивным влиянием все исследователи указывали на способность харизматической личности подчинять себе остальных. При этом подчинение целостное, не требующее ни награды, ни оплаты, отказывающееся от собственной воли в пользу воли харизматической личности.

К числу работ, непосредственно посвященных харизме, относятся исследования А.И.Сосланда, М.Вебера, А.Вебера, С.Московичи, А.Швейцера, А.Уиллнера, Т.Дом-бровского, И.Шиффера, Н.Энкельмана, Г.Тарда и др.

Незначительное количество исследований, непосредственно направленных на изучение харизмы, значительно расширяется за счет ее контекстного осмысления внутри проблем психологии личности, межличностных отношений, карьерной успешности, психологии свободы, психологии успеха, авторитета, власти, честолюбия, лидерства, и др. Вероятно, это закономерно, так как согласно мнению большинства исследователей, маргиналь-ность самого феномена харизмы и кризисная ситуация, сложившая в мире в целом, повышает интерес к харизматическим личностям.

Таким образом, харизматической личностью становится тот, кто может убедить других в том, что он таковым является. Харизматическая одаренность может проявляться в разной степени. Действия человека, обладающего, харизмой, непременно должны быть успешны и приводить к эффективному результату [7;9]. Харизма - это власть, построенная на силе личных качеств или способностей лидера. Это значит, что харизматическое влияние является целиком личностным. Создается впечатление, что харизматическая личность излучает энергию и заряжает ею окружающих людей. Харизматический лидер, не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится, проявляя при этом независимость характера, незаурядные риторические способности, достойную и уверенную манеру держаться, умение общаться, привлекать внимание и восхищать своей личностью. Он чувствует себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие. При этом он выглядит собранными и владеющими ситуацией [1;9].

Если харизматическому лидеру продолжительное время изменяет успех, то его харизматический авторитет может исчезнуть. Успех формирует харизму, порождает ожидания, которые способствуют новым успехам. Таким образом, возникает то, что называют харизматическим кругом: успех - харизма - успех - усиление харизмы -успех и т.д. Этот круг, конечно же, прерывается, когда выпадает звено успеха [3].

Характер харизмы таков, что главное для его обладателя - ее публичный характер, поскольку именно публичность способствует возникновению харизмы. К сожалению, случаются и неудачи, которые порой невозможно скрыть, поэтому харизматический лидер должен уметь любое поражение обращать себе на пользу, то есть владеть процедурой, которую можно обозначить как харизматическая утилизация.

Весьма важный аспект харизмы - временная и пространственная избирательность. Почти всегда на лидерскую роль есть большое количество претендентов, из которых, так или иначе, отбираются немногие. К сожалению, нельзя быть харизматическим всегда и для всех. Существует нечто такое, что можно обозначить метафорой «харизматическая волна», на которую потенциальный последователь может настроиться, но может этого и не сделать. Без определенного созвучия носителя харизматических черт и его возможных последователей все разговоры о каком-либо влиянии становятся невозможными.

Другую метафору, которая могла бы кое-что прояснить, можно обозначить как «харизматическая ниша». Как идеология, так и образ нового лидера должен отвечать на определенный вызов времени, предлагая решение актуальных задач. Потенциально харизматические свойства и идеи, жадно воспринимаемые в какой-либо одной (исторической или корпоративной) ситуации, могут оказаться совершенно невостребованными в другой. Выбор идей и стратегий точно так же ограничен конкретной ситуацией, как выбор маски и имиджа своеобразием конкретной личности. Границы ниши очерчены порой достаточно жестко, и многое зависит от умения хорошо в них вписаться. Итак, волна и ниша - это метафоры, определяющие довольно приблизительно пространственные и временные рамки функционирования харизмы. Надо ясно понимать, что харизма - это не навсегда. В сущности, харизматический лидер - это тот, кто смог оказать ограниченное влияние на некую группу людей в определенный ограниченный отрезок времени.

Харизматический охват может быть микросоциальным и макросоциальным. Иначе говоря, лидер может вести за собой большую группу последователей, скажем, в государственном масштабе - целую нацию, но также можно считать харизматическим человека, признаваемого исключительно одаренным небольшой по размерам группой [8]. Таким образом, харизма - это то знамя, которое несет в руках человек, возглавляющий какое-то массовое шествие людей. Подчинение лидеру основывается на личном доверии и определяется рамками представления индивида о харизме. Подчиняясь, люди идут не столько за человеком, сколько за харизмой, которая осеняет их своим влиянием и авторитетом. Власть харизматического лидера - это власть символа и, одновременно, того момента, когда этот символ поднят над толпой. Это власть человека яркого, но такая яркость идет не столько от человека, сколько от идущих за ним масс, наделяющих своей любовью и его, и несомое им знамя. Такая власть ситуативна: изменится ситуация, наступит иной момент, и такой лидер может быстро поблекнуть, утратить свое влияние [2;5; 8]. Таким образом, можно выделить две главные составляющие харизмы: удаленность от подчиненных (влияние возрастает пропорционально дистанции); наличие чего-то необычного, что порождает эмоциональное возбуждение последователей. У харизматического лидера нет равнодушных: его или любят, или ненавидят. Со времен М. Вебера, разделяются три варианта харизмы: харизма как символическое решение внутренних проблем; как защита от чужой власти через агрессию; как приписывание лидеру атрибутов, способствующих удовлетворению своих интересов. Власть харизмы может и не опираться на какие-либо «объективные» средства и возможности [2].

Сила харизматической личности заключается в том, что она обладает необыкновенными возможностями и привлекательностью в глазах публики, что она имеет в себе нечто, заставляющее других повиноваться. Нигде эта власть невозможна без языка. В данном случае лидер использует язык не только для того, чтобы отдавать приказы, но и для того, чтобы строить свой образ, который публика могла бы уважать и любить, которому могла бы подчиняться.

Образ харизматического лидера - это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Существует три группы таких составляющих. Прежде всего, это персональные характеристики лидера. К ним относятся его физические, психофизиологические особенности, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т.д. Другая составляющая образа лидера - социальная характеристика, т.е. статус лидера, который связан не только с занимаемой позицией, но также и с происхождением, богатством и т.д. Со статусом тесно связаны модели ролевого поведения [9]. Кроме того, социальные характеристики включают связь лидера с различными социальными группами, с теми, интересы которых он представляет, с теми, которые поддерживают его и являются союзниками, а также с теми, которые являются его оппонентами и открытыми врагами. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается лидер. Образ лидера несет большую символическую нагрузку. Лидеры становятся знаками определенных идеологий, того или другого возможного будущего, определенного курса действий [8].

Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние, особенно в случаях непосредственного контакта. Г.Лебон [6], назвал - это «обаянием», М.Вебер [2] -харизмой. Это качество пытаются понять и объяснить многие ученые.

Социальные характеристики - достаточно подвижная часть имиджа лидера, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз они конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. Символические характеристики, напротив, являются крайне устойчивым и неизменным компонентам. Конструирование имиджа как символа занимает при этом первостепенное место и в силу своего постоянства легче, чем другие составляющие, поддается теоретическому обобщению. Черты и качества личности лидера, которые он должен демонстрировать публике, должны быть однозначны, четко определены, ярко выражены и довольно постоянны [1; 5].

Чтобы действия, которые лидер предпринимает или действительно провозглашает, были восприняты публикой с энтузиазмом, они должны отвечать двум условиям: быть достаточно решительными и поражать воображение. Помимо конструирования врагов и трудностей, лидеры имеют в своем распоряжении еще один способ продемонстрировать решительность своих действий. Это могут быть грандиозные планы и проекты, которые они либо воплощают в жизнь, либо же нет. Слушая обещания лидера, публика чувствует себя участницей истории, а лидер выглядит действительно исторической фигурой. [7].

Важнейшим качеством лидера является действенность. Однако ряд авторов подчеркивает, что центральным моментом здесь является не просто действие, но демонстрация того, что лидер видит проблемы, хочет с ними справиться и принимает на себя ответственность за положение дел. Руководитель только выигрывает от принятия ответственности, поскольку убеждает этим других, что он - лидер, что он способен справиться с проблемами. Действия лидера всегда должны оцениваться как успешные,

правильные и победоносные. Людям свойственно подражать тому, кто достиг успеха [2].

По мнению, М. Вебера, лидер должен постоянно доказывать свою харизматическую миссию. Если он долгое время терпит неудачи, его авторитет может исчезнуть. Для этого типа лидерства характерна фанатичная преданность последователей руководителю. Ближайшие соратники лидера действуют исключительно от его имени и опираются на его авторитет. Харизматическое лидерство, таким образом, носит сугубо личностный характер [2]. А. Уиллнер, последовательница М.Вебера, выявила харизматические черты, которые свойственны харизматической власти. Она перечисляет четыре измерения: имидж лидера, согласие, сплочение и эмоции. А. Уиллнер определяет каждую из этих черт и выявляет то, каким образом каждая из них проявляет отношения харизматического лидера и его последователей [8].

Диапазон качеств, входящих в понятие харизма, достаточно широк. Ответ на вопрос, кого можно считать харизматической личностью, во многом зависит от субъективного восприятия. Харизматическая личность запрограммирована на успех. Ее мысленный настрой на достижение успеха становится привычкой. Харизма есть не что иное, как притягательная сила, излучаемая личностью, искусство завораживать других людей. Это объясняет, почему так расходятся мнения людей о том, кто обладает харизмой, а кто - нет. Человек, в присутствии которого мы чувствуем себя комфортно, к словам которого мы прислушиваемся, который нас вдохновляет и увлекает за собой, обязательно наделен харизматическими качествами. Личность, обладающая сильной энергетикой, умеющая убеждать, воодушевлять и мотивировать, вызывающая доверие, может оказывать воздействие на самые тонкие струны человеческой души [9].

Харизматический человек наделен властью. Это означает, что он оказывает влияние на мысли и действия других людей. Он может их воодушевлять, мобилизовать, оказывать им поддержку в достижении целей и решении проблем. В тесной связи с властью находится авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без угрозы санкций или убеждения. Альфред Вебер предложил различать должностной, деловой и личный авторитеты. Должностной и деловой авторитеты являются частями личного авторитета, они могут усиливать последний, но не заменять его. Все харизматические лидеры обладают авторитетом. Человек, обладающий естественным авторитетом, воздействует на окружающих благодаря своим личным качествам. Достоинства лидера измеряются исключительно результатами. Неудачи в каком-либо деле, серия поражений и ошибок в его действиях - и сразу его авторитет слабеет. Харизма, потерпевшая поражение, уже не харизма [5].

Харизматические личности «изобретают» собственные «суперстратегии», позволяющие в ситуации дефицита времени рационально им распорядиться. Если бы харизматические личности не успели использовать свои психические и временные ресурсы, то они бы не имели столь высокого статуса. Изучение харизматических личностей связано с целым рядом сложных проблем. Среди

них: трудность, а зачастую невозможность получения информации непосредственно от этих личностей;

необходимость отделения объективных данных, связанных с особенностями жизненного пути харизматических личностей от лидеров, создаваемых конкурентами, поклонниками, друзьями, болельщиками и т.д. или ими самими; отсутствие однозначных критериев, позволяющих выявить меру (степень) харизматичности той или иной личности; недостаточное количество исследований, объясняющих природу возникновения харизмы, как социально-психологического феномена; невыявленность основных паттернов харизматической личности; отсутствие специальных исследований, направленных на изучение психических особенностей харизматических личностей. Время реального существования харизмы может не совпадать со временем реальной жизни человека, так как многие из харизматических лидеров получают свой статус за пределами своей жизни. Это чаще всего касается людей науки, политики, искусства.

В отличие от традиционных подходов, в настоящее время харизма рассматривается как социально-психологический феномен, который может быть сформирован и развит как усилиями собственной личности, так и представителями того сообщества, в которое она реально включена. Чаще всего это касается профессиональных групп, в которых харизматическая личность может проявить себя. Харизматическая личность имеет ряд психологических качеств, позволяющих ей занять наиболее высокий ранг и приобрести авторитет среди субъектов социального взаимодействия.

Основными детерминантами возникновения харизматической личности являются: социально-психологическая ситуация, в которой осуществляются основные этапы ее жизни и деятельности; наличие высокого уровня харизматических способностей или харизматической одаренности, дающие возможность личности выделиться; высочайший уровень профессионального мастерства в «своей» области (политике, экономике, искусстве, спорте, предпринимательстве, образовании, медицине и т.д.);

культивирование исключительных личных качеств, дающих возможность создавать миф или легенду о себе.

Сегодня перспективным является понимание харизмы не как врожденной способности или заданных изначально свойств личности, а как совокупности психологических качеств, поддающихся коррекции и развитию. Это обусловливает необходимость дальнейшего теоретического и экспериментального изучения харизматических качеств успешных современников; выявление харизматических особенностей представителей различных социальных сфер (экономики, науки, политики, искусства, спорта, медицины, образования и др.), разработку психологических технологий и тренинговых программ, способствующих развитию харизматических качеств личности.

Список литературы

1. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися? - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 287 с.

2. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Изд-во Смысл, 1988. - 340 с.

3. Домбровский Т. Харизма. - Спб: Питер, 2002. -192 с.

4. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 512с.

5. Курбатов В. Магия власти: харизма и реалии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 544 с.

6. Лебон Г. Психология народов и масс. - Спб: Питер,

1995. - 540с.

7. Менегетти А. Психология лидера - М.: Агроконсалт,

1996. - 146 с.

8. Сосланд А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии. - М: Логос, 1999. - 368 с.

9. Энкельманн Николаус Б. Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни. - М.: АО «Интерэксперт», 2000. - 272 с.

ПРОБЛЕМА КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Зудилина Ирина Юрьевна

кандидат псх. наук, доцент, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кинель

THE PROBLEM OF CLIP THINKING WHILE TEACHING STUDENTS IN HIGH SCHOOL Zudilino Irina, Candidate of Sciences, assistant professor, Samara state agricultural Academy, Kinel АННОТАЦИЯ

Целью исследования явилось изучение особенностей клипового мышления в процессе обучения. Дана характеристика мышления как психологического процесса. Проведено сравнение особенностей клипового мышления с понятийным и ассоциативным мышлением. В ходе наблюдения обнаружены признаки клипового мышления у студентов. Сделан вывод о том, что наличие у студентов признаков клипового мышления создаёт значительные препятствия для формирования профессиональных знаний и не способствует качественной подготовке в вузе. ABSTRA^

Research objective was studying of features of clip thinking in the course of training. The characteristic of thinking as psychological process is given. Comparison of features of clip thinking with conceptual and associative thinking is carried out. During supervision signs of clip thinking are found in students. The conclusion that existence at students of signs of clip thinking creates considerable obstacles for formation of professional knowledge is drawn and doesn't promote high-quality preparation in higher education institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.