Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ФОТОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФЕНОМЕН ФОТОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИАКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЙ ПРОДУКТ / ФОТОГРАФИЯ / ФОТОИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна, Грошева Василиса Александровна

Сегодня гуманитарные науки и, - конечно же, культурология как междисциплинарная отрасль знания - изучают множество феноменов, среди которых значимое место занимает визуальная культура, получившая в последние десятилетия широкое распространение в качестве предмета исследования. В современной нам действительности человек естественным образом живет в пространстве визуального. Само мировосприятие становится «визуальным», а необходимость тщательного исследования визуальной культуры вызвана актуальным бытием культуры и всего социокультурного пространства человечества. В данной работе рассматривается фотография как неотъемлемый феномен современной визуальной культуры. Делается вывод о том, что оба явления - визуальная культура и фотография - обоюдно детерминируют друг друга, находясь в неразрывном взаимовлиянии, начиная с процесса их генезиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTO PHENOMENON IN THE CONDITIONS OF MODERN VISUAL CULTURE

Today, the humanities and, of course, culturology as an interdisciplinary branch of knowledge, study many phenomena, among which visual culture occupies a significant place, which has become widespread in recent decades as a subject of research. In our contemporary reality, a person naturally lives in the visual space. The very perception of the world becomes “visual”, and the need for a thorough study of visual culture is caused by the actual existence of culture and the entire socio-cultural space of mankind. This work considers photography as an integral phenomenon of modern visual culture. It is concluded that both phenomena - visual culture and photography - mutually determine each other, being in an inextricable mutual influence, starting with the process of their genesis.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ФОТОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика) / Лосев А.Ф. ; вступ. ст.

A.A. Тахо-Годи. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. - 624 с.

7. Меренков А.В. Конструирование тела как трансформация биосоциальной природы человека: социологическая концептуализация и интерпретация / Меренков А.В., Антонова Н.Л. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. - 2018. - Т. 13. - № 1 (173). - С. 51-58.

8. Солдатов В.В. Тело как проект: культура татуировки (семиотический аспект) /

B.В. Солдатов // Молодая культурология: материалы IV студенческой научной конференции (13-15 апреля 2021, г. Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2021. - С. 77-79.

9. Торопова А.А. Агендерная эстетика: тело не образ, а поток / Торопова Анастасия Александровна // Corpus Mundi. - 2020. - Т. 1. - № 2. - С. 37-61.

УДК 008:778:003.62

ФЕНОМЕН ФОТОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Грошева Василиса Александровна,

студент

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Сегодня гуманитарные науки и, - конечно же, культурология как междисциплинарная отрасль знания - изучают множество феноменов, среди которых значимое место занимает визуальная культура, получившая в последние десятилетия широкое распространение в качестве предмета исследования. В современной нам действительности человек естественным образом живет в пространстве визуального. Само мировосприятие становится «визуальным», а необходимость тщательного исследования визуальной культуры вызвана актуальным бытием культуры и всего социокультурного пространства человечества. В данной работе рассматривается фотография как неотъемлемый феномен современной визуальной культуры. Делается вывод о том, что оба явления - визуальная культура и фотография - обоюдно детерминируют друг друга, находясь в неразрывном взаимовлиянии, начиная с процесса их генезиса.

Ключевые слова: визуальная культура, медиакультура, культурные индустрии, креативные индустрии, креативный продукт, фотография, фотоиндустрия.

Annоtation. Today, the humanities and, of course, culturology as an interdisciplinary branch of knowledge, study many phenomena, among which visual culture occupies a significant place, which has become widespread in recent decades as a subject of research. In our contemporary reality, a person naturally lives in the visual space. The very perception of the world becomes "visual", and the need for a thorough study of visual culture is caused by the actual existence of culture and the entire socio-cultural space of mankind. This work considers photography as an integral phenomenon of modern visual culture. It is concluded that both phenomena - visual culture and photography - mutually determine each other, being in an inextricable mutual influence, starting with the process of their genesis.

Key words: visual culture, media culture, cultural industries, creative industries, creative product, photography, photo industry.

Постановка проблемы. Человеку присуща способность зрительно воспринимать и

познавать окружающий мир. Визуальные виды искусства насчитывают многовековую историю своего существования (живопись, скульптура, архитектура). Каждая историческая эпоха характеризуется специфическими условиями культуры, которые отражаются на способе восприятия зрительных артефактов, способности их анализа и осмысления. Визуальная парадигма претерпела множество трансформаций, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Одним из наиболее динамично развивающихся визуальных искусств уже на протяжении века остается фотография, которая, в то же время, концептуализируется уже не только как искусство, а как полифункциональный феномен визуальной культуры: «Более того, наш мир можно назвать миром фотографии» [5, с. 11].

Целью данной статьи является выявление специфики феномена фотографии в современной визуальной культуре.

Изложение основного материала. В связи с интенсивной динамикой развития технологий в мире визуальная культура является общедоступной, человек обрабатывает, интерпретирует значительное количество зрительно воспринимаемой информации. Еще одна особенность современной культуры - это ее способность объединять несколько реальностей: видимую (мир предметов, который окружает нас), виртуальную, созданную человеком при помощи компьютерных технологий, и интуитивную, которая не приобрела материального воплощения. В основе визуальной культуры лежит знаковый характер: среда, в которой человек живет и работает, наполнена знаками и символами.

Значимость визуальных артефактов проявляется через динамичное развитие индустрии зрелищ, пристальное внимание к внешнему облику человека, смысловые коды, вызванные устройством его жизненного пространства. Визуальность - это качественно новое состояние современной культуры, в которой письменный текст вытесняется изображением (визуальный текст). В литературе до XX в. главенствующую позицию занимал роман со сложным сюжетом, подробным описанием характеров и жизни героев, а после их сменяют более короткие по объему тексты. Р. Барт определяет тексты модернизма и постмодернизма как «текст-удовольствие» и «текст-наслаждение» [2, с. 476-477]. Такие особенности были унаследованы и современным визуальным текстом.

Сегодня в медиапространстве в контексте изучения визуальной культуры обозначены его ключевые характеристики и специфика в целом. В нем, конечно, преобладает «зрелищный» компонент в процессе распространения совокупности данных, специфика визуального вокабуляра. К этому следует добавить, что в таких условиях фотография приобрела характеристики продукта как культурных, так и креативных индустрий. То есть феномен фотографии давно уже выходит за пределы исследовательского поля лишь искусствоведов, и к нему вполне применимо следующее высказывание Д. Хезмондалша: «начало индустриализации и внедрения в культурное производство новых технологий действительно привело к усилению коммодификации, а также создало новые возможности и направления» [9, с. 34].

Современная фотография рассматривается в контексте изучения культурных индустрий. Фотоискусство с момента зарождения данного явления прошло долгий и сложный путь в своем развитии, который, очевидно, еще не завершен из-за интенсивно развивающихся технологий.

В наши дни в фотографии выделяются два ключевых направления: художественная (некоммерческая) и коммерческая фотография. Также фотографию можно разделить на любительскую или бытовую. К первой относится фотография, создаваемая не для продажи: любительская, бытовая, уличная, жанровая и художественная. Некоммерческий фотограф свободен в самовыражении и воплощении творческих идей.

Коммерческая фотография - это производство фотографий для продажи. Здесь фотограф является исполнителем, а его задача - выполнить пожелания заказчика, а не воплотить собственные творческие идеи.

Рассматривая феномен фотографии в условиях визуальной культуры как креативный продукт, включенный в рыночные отношения, мы можем выделить такие его разновидности, как фотография в сфере рекламы, fashion-фототрафию, так называемая «концертная» фотопродукция, food-фото, фотография для «глянца», фотожурналистика, фотопортретирование, ландшафтную и интерьерную фотографию, стоковую и т.д.

В ходе развития техники, и из-за стремления человека к доступному и предоставляющему нужную точность изображений фотография через разные стадии в своем становлении. Сегодня одно из ключевых делений фотографии происходит на основании коммерческого или независимого ее характера. А технологии позволяют выделять в ней широкий спектр разновидностей, жанров, стилей фотографии как искусства, когда фотограф реализует свои идеи так же, как это делает и художник.

Очевидно, что даже коммерциализация фотоиндустрии оставляет пространство для творчества и самореализации фотографов художников. Фотография как искусство - это искусство создания фотоизображения, в котором выражается творческая направленность фотографа. В современной системе искусств фотоискусство, естественным образом, оказывается среди визуальных изобразительных искусств. Как искусство фотография отличается многообразием технических приемов и собственным богатым изобразительным арсеналом. Причем фотография может демонстрировать как фантазию фотографа-художника, так и представать документом как реалистичным изображением. Произведения фотоискусства противопоставляют бытовой и коммерческой фотографии. Р. Кристоферсон в 1974 г. дал следующее определение фотографу-художнику - это «человек, создающий и распространяющий фотографию как искусство» [1, с. 3].

В теории фотографии встречаются мнения о том, что фотография отличается от прочих видов искусства из-за не первостепенного значения стиля в отношении изображаемого, что должно влечь за собой ослабление авторской индивидуальности. Однако, на наш взгляд, одной из особенностей феномена фотографии является то, что он - вполне соответствуя парадигме современной визуальной культуры - предстает явлением текстуальным: «Фотография говорит с каждым зрителем индивидуально. Одна и та же фотография предстает разными текстами, в зависимости от специфики личности ее зрителя... Фотография дает читающему ее текст свободное слово. Он вправе увидеть и почувствовать все, что пожелает» [4, с. 219, 220]. Таким образом, фотография в условиях современной визуальной культуры выполняет еще и коммуникативную функцию как факт культуры, которая и сама по себе является условием, средством и следствием коммуникации, то есть открытой неравновесной системой трансляции и восприятия смыслов.

Процесс конструирования системы коммуникации в контексте визуальной культуры в большей степени определяется современными технологиями, которые направлены на создание и распространение изображений. Еще в начале XX в. немецкий теоретик культуры В. Беньямин определил проблему производства и распространения произведений искусства при помощи интенсивно развивающихся технических средств. То, что раньше было прерогативой высших слоев населения, теперь становится общедоступным. Массовое распространение визуальной продукции привело к тому, что искусство утратило свою ценность и стало частью экономики: «Репродукционная техника. выводит репродуцируемый предмет из сферы традиции. Тиражируя репродукцию, она заменяет его уникальное проявление массовым. А позволяя репродукции приближаться к воспринимающему ее человеку, где бы он ни находился, она актуализирует репродуцируемый предмет» [3, с. 22].

Слово уступает свою доминирующую позицию наглядному образу, визуальным формам коммуникации. Оптически данный образ не требует каких-либо сложных систем декодировки, что приводит к сокращению времени, необходимого для восприятия информации. Визуальный фотообраз в рамках современной культуры представляется саморепрезентативным и самодостаточным.

Массовое распространение фотографии произошло благодаря возможности тиражированию и ее массовому распространению. Американский исследователь и философ Ф. Киттлер отмечал, что: «Возможность неограниченного копирования: в последовательности сначала оригиналов, затем негативов, а затем негативов негативов, фотография превратилась в масс-медиа» [6, с. 147].

С развитием техники и технологии мы можем говорить о медиареальности как о социокультурном феномене, который использует новые возможности для репрезентации пространственно-временного континуума. По словам В. Флюссера фотография позволила по-новому взглянуть на окружающий мир, и этот взгляд отличался от предыдущего: «Технический образ - это образ, созданный аппаратом. Поскольку аппарат в свою

очередь - продукт приложения научного текста, то в случае технического образа речь идет о непрямой производной научного текста. Последний наделяет образ, исторически и онтологически, некоей отличной от традиционного образа позицией» [8, с. 13].

Медиареальность является новым типом социокультурного пространства и одним из коммуникативных каналов. Интернет, кинематограф, телевидение, фотография формируют мир визуальных образов, где выдуманное сосуществует с изображаемым предметом. Сегодня человек имеет возможность самостоятельно конструировать новые формы реальности. Глобальные процессы компьютеризации и информатизации охватили фотографию, которая непосредственно формирует у человека некоторое отношение к реальности через фотообразы.

Фотография и как искусство, и как технология все же остается в глобальном масштабе явлением не ставшим, а постоянно становящимся, находящимся в состоянии нестабильности так же, как явление визуальной культуры. В отношении нестабильных состояний верно то, что в них «заложено конструктивное начало, так как оно предоставляет равные возможности для «поворота» и свободу выбора направления с использованием сохранившихся, стойких элементов предыдущего состояния» [7, с. 384].

В завершение следует сказать, что сущность визуального (или иконического) поворота заключается в трансформации самой социокультурной реальности. Причем имеется в виду не только прогрессирующая имагинация социальной сферы, рост роли изображения в производстве и трансляции знания, а прежде всего то, что образ перестает восприниматься отдельно от реальности, но сам начинает включаться в реальность, сливаться с ней, «создавать» ее.

Выводы. Суммируя все вышесказанное, мы определили фотографию как способ конструирования новой реальности за счет использования современных технических возможностей, цифровых носителей, непосредственному переосмыслению и переработке уже имеющегося опыта предыдущих поколений фотографов. Фотография создает условный сюжет и персонажей, провоцирует зрителя додумывать развитие сюжетной линии фотоистории таким естественным способом, который возможен в условиях визуальной культуры.

Значимость проблемы исследования многомерных проявлений зрительного детерминирована визуальными образами (кинематографическими, медийными, но в ретроспективе дольше всего - именно фотографическими), которые в сегодняшних условиях являются не дополнением к тексту и вербальным формам репрезентации мира, а становятся базовым модусом существования современной визуальной культуры.

Одним из важнейших аспектов специфики современной фотографии является то, что данный феномен развивается в теснейшей связи с визуальной культурой: они взаимно обусловливают друг друга, находясь в неразрывном взаимовлиянии, начиная с процесса их генезиса; и в обозримой перспективе данные процессы будут иметь продолжение.

Список литературы:

1. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. / Кантен Бажак; перевод с французского А. Кавтаскина. - М.: ACT, Астрель, 2003. - 160 с.

2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Барт Р.; пер. с фр. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин; пер. с нем. С.А. Ромашко. - М.: «Медиум», 1996. - 240 с.

4. Грошева В.А. Коммуникативный аспект визуального текста фотографии: авторство и соавторство / Грошева В.А. // Информация и общество: тезисы докладов научно-практической конференции с международным участием молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов (13-14 апреля 2021 г.) / Редкол.: Л.В. Савченко,

A.Г. Шилина, О.А. Субботина, Е.В. Вовк, Е.Р. Кравчук. - Симферополь: КФУ имени

B.И. Вернадского; ИММиД, 2021. - С. 218-222.

5. Грошева В.А. Фотография в контексте современной визуальной культуры / В.А. Грошева // Молодая культурология: материалы IV студенческой научной конференции (13-15 апреля 2021, г. Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2021. - С. 9-11.

6. Киттлер Ф. Оптические медиа : Берлинские лекции 1999 г. / Фридрих Киттелр; пер. с нем. О. Никифорова, Б. Скуратова. - М.: Логос/Гнозис, 2009. - 271 с.

7. Кокорина Е.Г. «Нестабильность» как фактор развития творческого пространства / Кокорина Е.Г. // Политическое пространство и социальное время: Глобальные вызовы и цивилизационные ответы. Сборник научных трудов XXXVII Международного Харакского форума 5-7 ноября 2020 г., г. Симферополь. В 2-х т. Т. 1 / Под общ. ред. Т.А. Сенюшкиной; [науч. ред.: Е.А. Сенюшкин, А.А. Зоткин] - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2021. - С. 380-385.

8. Флюссер В. За философию фотографии / Флюссер В.; пер. с нем. Г. Хайдаровой. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 146 с.

9. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / Дэвид Хезмондалш; перевод с английского Инны Кушнаревой. - 2-е изд. - М.: Изд. дом Высшей шк. экономики, 2018. - 456 с.

УДК 008:130.123.3:332.145

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА «СОСЕДИ ВДОХНОВЛЯЮТ» КАК СИНТЕТИЧЕСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению творческой коллаборации как синтетического явления современной культуры. Творческая коллаборация эффективно реализуется в различных сферах деятельности, а также является актуальным и перспективным в инновационных процессах. Она может оказывать положительное воздействие на глобальное культурное пространство, преобразовывать социокультурную сферу регионов и влиять на развитие территорий, увеличивать потенциал культурных индустрий, различных областей науки и экономики. В качестве примера в работе предложена концепция синтетической творческой коллаборации «Соседи вдохновляют».

Ключевые слова: синтез, синтетичность, творчество, креативность, сотворчество, творческая коллаборация, социокультурное проектирование.

Annotation. The article is devoted to the consideration of creative collaboration as a synthetic phenomenon of modern culture. Creative collaboration is effectively implemented in various fields of activity, and is also relevant and promising in innovation processes. It can have a positive impact on the global cultural space, transform the socio-cultural sphere of the regions and influence the development of territories, increase the potential of cultural industries, various fields of science and economics. As an example, the work proposes the concept of a synthetic creative collaboration "Neighbors inspire".

Key words: synthesis, synthesity, creativity, co-creation, creative collaboration, sociocultural design.

Постановка проблемы. Множественность форматов реализации творческих коллабораций в различных сферах человеческой деятельности напрямую связана с явлением синтетичности, которое характеризует многие примеры творческого взаимодействия в современной культуре, когда происходит «смешение», «совмещение» культурно-информационных доминант как отображения авторского мышления в коллективе «соавторов». Это дает возможность реализовать необычные проекты, найти нестандартные решения для задач - «вызовов» современной культуры, произвести действительно инновационный синтетический творческий и социально значимый продукт, который будет оказывать влияние на разных уровнях культурного пространства малых территорий, регионов, стран и даже в глобальных масштабах.

Цель данной статьи - моделирование концепции социокультурного проекта как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.