Научная статья на тему 'ФОТОГРАФИЯ И ИМПРЕССИОНИЗМ: АНАЛИЗ ВЗАИМОВЛИЯНИЙ В КОНТЕКСТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТОЛКНОВЕНИЕ'

ФОТОГРАФИЯ И ИМПРЕССИОНИЗМ: АНАЛИЗ ВЗАИМОВЛИЯНИЙ В КОНТЕКСТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТОЛКНОВЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФОТОГРАФИЯ / ЖИВОПИСЬ / ИМПРЕССИОНИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна, Грошева Василиса Александровна

Статья посвящена специфике развития и места фотографии в визуальной культуре. Предметом данного исследования выступает влияние фотографии с момента ее зарождения на традиционную европейскую живопись и генезис импрессионизма. Появление фотографии существенно изменило восприятие искусства и проложило путь новым художественным течениям, которые, в свою очередь, изменили наши представления об искусстве. Поскольку фотография могла изображать мир точнее, чем живопись, последней пришлось изобретать себя заново. Внимание художников сместилось с изображения действительности на изображение эмоций и впечатлений, что стало одной из причин развития нового художественного течения. Фотографию в контексте визуальной культуры можно рассматривать как великий стимул к переосмыслению живописи, которое произошло в конце XIX и на протяжении всего XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTOGRAPHY AND IMPRESSIONISM: AN ANALYSIS OF MUTUAL INFLUENCES IN THE CONTEXT OF VISUAL CULTURE. PART ONE. COLLISION

The article is devoted to the specifics of the development and place of photography in visual culture. The subject of this study is the influence of photography since its inception on traditional European painting and the genesis of impressionism. The advent of photography significantly changed the perception of art and paved the way for new artistic movements, which, in turn, changed our understanding of art. Since photography could depict the world more accurately than painting, the latter had to reinvent itself. The attention of artists shifted from depicting reality to depicting emotions and impressions, which became one of the reasons for the development of a new artistic movement. Photography in the context of visual culture can be seen as a great stimulus to the rethinking of painting, which took place at the end of the 19th and throughout the 20th centuries.

Текст научной работы на тему «ФОТОГРАФИЯ И ИМПРЕССИОНИЗМ: АНАЛИЗ ВЗАИМОВЛИЯНИЙ В КОНТЕКСТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТОЛКНОВЕНИЕ»

4. Кутайсов, В. А. Евпатория: Древний мир. Средние века. Новое время / В. А. Кутайсов, М. В. Кутайсова. - Киев : Стилос, 2007. - 284 с.

5. Объекты «Малого Иерусалима». - Текст : электронный // Малый Иерусалим. Культурно-этнографический центр : сайт. - 2022. - URL : https: //little -jerusalem.ru/marshrut/ (дата обращения: 22.01.2023).

6. Приднева, Т. Е. Памятники архитектуры Евпатории / Т. Е. Приднева // Материалы науч.-практ. конф. - Симферополь : Центр музейных технологий и этно-культурного туризма, 2006. - С. 108-127.

7. Эрлих, К. Крым. Армяне. Десять веков созидания : [фотоальбом] / Константин Эрлих ; [пер. : Инга Игнатова, Анаит Арутюнян, Галина Ныркова]. - Киев : Энергия+, информ.-изд. бюро ; [Симферополь] : Крымское армянское о-во, 2006. - 191 с.

УДК: 008:77:75.03

ФОТОГРАФИЯ И ИМПРЕССИОНИЗМ: АНАЛИЗ ВЗАИМОВЛИЯНИЙ В КОНТЕКСТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТОЛКНОВЕНИЕ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь);

Грошева Василиса Александровна, студентка 3 курса направления подготовки «Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена специфике развития и места фотографии в визуальной культуре. Предметом данного исследования выступает влияние фотографии с момента ее зарождения на традиционную европейскую живопись и генезис импрессионизма. Появление фотографии существенно изменило восприятие искусства и проложило путь новым художественным течениям, которые, в свою очередь, изменили наши представления об искусстве. Поскольку фотография могла изображать мир точнее, чем живопись, последней пришлось изобретать себя заново. Внимание художников сместилось с изображения действительности на изображение эмоций и впечатлений, что стало одной из причин развития нового художественного течения. Фотографию в контексте визуальной культуры можно рассматривать как великий стимул к переосмыслению живописи, которое произошло в конце XIX и на протяжении всего XX вв.

Ключевые слова: визуальная культура, фотография, живопись, импрессионизм, художественные техники.

Annotation. The article is devoted to the specifics of the development and place of photography in visual culture. The subject of this study is the influence of photography since its inception on traditional European painting and the genesis of impressionism. The advent of photography significantly changed the perception of art and paved the way for new artistic movements, which, in turn, changed our understanding of art. Since photography could depict the world more accurately than painting, the latter had to reinvent itself. The attention of artists shifted from depicting reality to depicting emotions and impressions, which became one of the reasons for the development of a new artistic movement. Photography in the context of visual culture can be seen as a great stimulus to the rethinking of painting, which took place at the end of the 19th and throughout the 20th centuries.

Key words: visual culture, photography, painting, impressionism, artistic techniques.

Постановка проблемы. Явление «визуального» долгое время представлялся проблемой искусствоведения. Тем не менее, классическая теория и история искусства сложились в структурированную научную область, в основе которой находится представление об эстетической ценности предмета исследования.

Наука ХХ в. отличается рождением спектра новых междисциплинарных направлений, среди которых для нашего исследования особо важны «визуальные штудии» (visual studies). Генезис этой академической сферы обусловлен появлением (в основном, в западной науке) концепта «визуальная культура» (visual culture). Интерес нему активизируется в начале 1970-х гг. По этой причине то время зачастую называют «визуальным поворотом», что детерминировано проведением исследований, в которых проявился оригинальный взгляд на «изображение». Весьма авторитетными в данном направлении считаются работы следующих исследователей: С. Альперс [11], М. Баксандалл [12], Н. Брайсон [13; 14], Т. Дж. Кларк [15], Г. Поллок [17] и других, в которых была обозначена новая проблемная область и поставлены важные методологические и дисциплинарные задачи.

Существование разновекторных направлений, детерминирующих генезис визуальных исследований с середины ХХ в., имеет место и сегодня в гуманитаристике. Более того, специалисты отмечают, что и концепт «визуальное» на современном этапе развития визуальной культуры характеризуется терминологической неопределенностью, обусловленной множественностью исследовательских позиций в этой сфере.

В этом контексте особый интерес представляет феномен фотографии, который мы рассматриваем в качестве одного из ключевых факторов генезиса, а также и продукта визуальной культуры [4; 5; 6; 8].

Цель данной работы - рассмотрения фотографии как фактора развития визуальной культуры, для чего авторами были поставлены следующие задачи: выявить влияние на визуальное искусство фотографии с момента ее возникновения как явления культуры; обозначить ситуацию парадигмального столкновения художественной традиции с фотографической техникой; определить роль фотографии в генезисе импрессионизма как художественного течения.

Изложение основного материала. Учитывая специфику развития современной нам культуры и социума визуальную культуру необходимо понимать, как один из необходимых компонентов среды обитания каждого человека как члена общества. Сегодня мы априори функционируем в пространстве визуального, постоянно осознанно или бессознательно производя и потребляя зримые образы в ходе повседневного и профессионального своего существования. В процессе работы с данными разного рода первостепенным становится не текстовый символ, а визуальный образ. Само мировосприятие уже трансформировалось в «визуальное».

В таком контексте визуальная культура стала специфичным явлением. Как отмечает Г. Дженкс, «процессы глобализации обусловили потребность в кросскультурных контактах, что сформировало потребность в релевантных формах обмена информацией, а визуальная информация оказалась наиболее удобной формой донесения смысла с минимизацией информационных потерь и скорости восприятия, обработки и обратной связи» [16, с. 288]. В свою очередь И. Мальковская отмечает, что «резко возросла доступность видов и объектов информации; интернет-коммуникации меняют представления о пространстве и времени; развернулась универсализация шоу-культуры, рождающей новые представления о досуге, свободном времени, самореализации, самопрезентации; смешение культур создает транскультурное

мышление и т. д.» [9, с. 46].

Во многом состояние визуальной культуры зависит от развития постиндустриального общества, которое тоже трансформируется непрерывно. Современному человеку сложно представить себе мир, в котором, благодаря развитию технических возможностей появилась легкость в производстве, тиражировании и распространении, то есть, когда реальность можно создавать и воспроизводить более интенсивно.

Однако почти два столетия назад мир (а особенно - искусство!) столкнулись с изобретением, которое положило начало длительному и сложному процессу трансформации и художественной культуры, и нашей реальности, в целом.

В 1839 г. изумленному миру было объявлено о новом средстве визуального представления - фотографии. В то время как сами фотографы провели последующие десятилетия, экспериментируя с методами и обсуждая природу этого нового изобретения, его влияние на современное общество оказалось огромным.

Сегодня, может быть, трудно оценить, насколько революционной и сложной была фотография, но, когда она впервые вышла на сцену, мир искусства быстро обратил на нее внимание. То, что началось как соревнование, вскоре превратилось в «визуальный союз», навсегда изменивший то, как мы видим. Это радикально изменило то, как художники, особенно художники-импрессионисты, смотрели на мир и изображали реальность.

Фотография оказала значительное влияние на общество XIX в., и ее восприятие в художественных кругах было разным. В то время как некоторые приветствовали фотографию и использовали ее в качестве вспомогательного средства для своего художественного творчества, другие критиковали это изобретение и отказывались считать его полезным для художников, как, например, Г. Курбе.

Несмотря на различия в восприятии фотографии, это изобретение произвело революцию в Европе XIX в. Впервые искусство стало доступным не только для высших, но и для низших классов. Семьи среднего и низшего класса могли почти мгновенно сделать свои портреты в фотостудии по относительно доступным ценам.

Можно сказать, что впервые произошла демократизация искусства и имиджа. В то время как одни положительно отреагировали на это и доступность искусства для всего общества, другие увидели в этом банализацию художественного творчества. Многие критически относились к фотографии и видели в ней только промышленную имитацию искусства в коммерческих целях.

Художникам потребовались годы, чтобы признать фотографию художественным проявлением. В 1862 г. несколько художников подписали в г. Париже манифест, протестуя против приравнивания фотографии к искусству. Они считали, что в любом случае новое изобретение должно служить распространению произведений великих художников, но отрицали художественные свойства фотографии.

В 1859 г. Ш. Бодлер сказал, что истинная обязанность фотографии - скромно служить науке и искусству. И сегодня есть художники как, например, Д. Хокни, которые продолжают поддерживать эту теорию.

Потребовалось время, чтобы усовершенствовать фотографию, какой мы ее знаем сегодня, но уже в середине 1800-х гг. уникальные характеристики негативов заинтриговали художников того времени, которые изменили свой стиль, используя новые перспективы, свет и тени, типичные для фотографии.

Художественное признание фотографии пришло с фотографическим течением, называемом пикториализмом. В его рамках фотографию рассматривали как искусство на уровне живописи, гравюры или скульптуры. Пикториализм также опровергал критическое восприятие фотографии, которое делало акцент на ее «механической» сущности.

Безусловно, в истоках фотографии лежит влияние живописи, чьи коды фотографы переняли от кадров и композиции до планов и точки зрения.

Кроме того, первые фотографы были художниками, начиная с Л. Дагера, который представил в 1839 г. самый ранний широко доступный фотографический процесс, обойдя своего конкурента Н. Ньепса.

Популяризация фотографии вызвала большой резонанс в мире искусства и привела к значительным изменениям в восприятии искусства. Поскольку фотография могла изображать мир точнее, чем живопись, последней пришлось изобретать себя заново. По этой причине внимание художников сместилось с изображения действительности на изображение эмоций и впечатлений.

Мир живописи был «перевернут вверх дном» с изобретением фотографии, и многие художники использовали это новое художественное средство для создания произведений, которые сегодня бесценны.

Одной из самых известных картин, рожденных благодаря использованию камеры, является «Танцовщицы за кулисами» Э. Дега - импрессиониста, увлеченного этим новым изобретением. Для создания работы, где изображены девушки, готовящихся к выходу на сцену, Э. Дега сначала изготовил три пластины, которые он затем объединил. Это

позволило ему получить изображение, ставшее основой его работы, которую мы знаем сегодня как один из признанных шедевром мирового искусства.

Это не единственная картина Э. Дега, созданная по фотографиям. Картина «После купания», датированная 1896 г, также выполнена в той же технике, что и картина, на которой мы видим Ж.-Ж. Перро. Затем последовали другие работы, выполненные таким же способом, и кажется, что Э. Дега был почти одержим фотографической техникой, вплоть до того, что посвятил себя изучению света, теней, перспективы и других типичных деталей фотографии.

Э. Дега был лишь одним из первых, кто использовал фотографии в некоторых своих работах. П. Гоген также в некоторых случаях использовал фотографические изображения, и картина «Мать и дочь» - лишь один из примеров, работа, созданная благодаря наличию фотографии, сделанной А. Лемассоном, под названием «Две женщины».

Даже П. Сезанн не остался равнодушным к этому новому искусству. Всегда в поисках совершенства, любопытный и готовый экспериментировать с новыми техниками, П. Сезанн нашел вдохновение для картины «Большой Беньер», созданной между 1885 и 1890 гг. по фотографии.

Очень интересны также работы А. Тулуз-Лотрека: «Труппа», «Жан Авриль» и «Пара в баре», сделанные по трем фотографиям, а также знаменитые картины В. ван Гога, созданные на основе тематики персонажей, уже существующей в фотографиях. Можно вспомнить картину, на которой художник запечатлел свою мать (1888 г.), а также портретное изображение бельгийского живописца Э. Боша.

Г. Курбе и Э. Делакруа также использовали фотографии, чтобы создать некоторые из своих работ, особенно обнаженных женщин. Э. Дюрье сфотографировал модель, которая служила Э. Делакруа для его знаменитой «Одалиски», а фотограф Р. Гренье запечатлел в фотографии моделей А. Тулуз-Лотрека, таких как К. Годен и Э. Вари, А.-Л. Годе делал снимки для художника Э. Мане.

Это лишь некоторые из художников, которые черпали вдохновение в искусстве фотографии для создания некоторых из своих самых важных работ, но техника рисования все еще иногда зависит от фотографии.

Импрессионизм был первым движением, сформированным фотографией и отклонившимся от реализма, который был нормой в европейском искусстве. Это движение стало мостом между предыдущими движениями и модернизмом. В различных художественных течениях модернизма исследовали бесчисленное количество новых способов самовыражения. Художники стали сосредотачиваться на человеческом опыте, различных способах восприятия реальности и создавали революционные произведения. Фотография следовала тенденции к субъективизму и абстракции, что способствовало ее признанию в качестве самостоятельной формы искусства.

В настоящее время искусство понимается не только как точное отображение реальности, но и как нечто, что вызывает мысли и эмоции. Многие зрители интересуются значениями и чувствами, которые произведение искусства передает или представляет, или социальной критикой, которую оно содержит. Реализм, хотя и по-прежнему ценимый некоторыми, утратил свое приоритетное место в художественных кругах и у самих художников. Это особенно ясно, когда мы думаем об художественных течениях, которые дистанцировались от реальности, таких как абстрактный экспрессионизм.

Выводы. В результате рассмотрения фотографии как фактора развития визуальной культуры нами были сделаны следующие выводы.

Выявлено влияние на визуальное искусство фотографии с момента ее возникновения как явления культуры. Появление фотографии существенно изменило восприятие искусства и проложило путь новым художественным течениям, которые, в свою очередь, изменили наши представления об искусстве.

Обозначена ситуация парадигмального столкновения художественной традиции с фотографической техникой. Поскольку фотография могла изображать мир точнее, чем живопись, последней пришлось изобретать себя заново.

Определена роль фотографии в генезисе импрессионизма как художественного течения. Внимание художников сместилось с изображения действительности на

изображение эмоций и впечатлений, что стало одной из причин развития нового художественного течения.

Таким образом, фотографию в контексте визуальной культуры можно рассматривать как великий стимул к переосмыслению живописи, которое произошло в конце XIX и на протяжении всего XX вв.

Список литературы:

1. Аджави, Я. Х. Основные теоретические подходы к интерпретации феномена визуальная культура / Аджави Яна Хуссейновна, Темкин Виктор Александрович. - Текст : электронный // Universum: филология и искусствоведение. - 2020. - № 7 (74). - URL : http://7universum.com/ru/philology/archive/item/9997 (дата обращения: 12.02.2022).

2. Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Барт Ролан ; пер. с фр. М. Рыклина. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2011. - 272 с.

3. Бурдье, П. Общедоступное искусство : опыт о социальном использовании фотографии / П. Бурдье. - М. : Праксис, 2014. - 456 с.

4. Грошева, В. А. Коммуникативный аспект визуального текста фотографии: авторство и соавторство) / Грошева В. А. // Информация и общество : тезисы докладов научно-практической конференции с международным участием молодых ученых, аспирантов, маги-странтов и студентов (13-14 апреля 2021 г.) / Редкол. : Л. В. Савченко,

A. Г. Шилина, О. А. Субботина, Е. В. Вовк, Е. Р. Кравчук. - Симферополь : КФУ имени В. И. Вернадского; ИММиД, 2021. - С. 218-222.

5. Грошева, В. А. Роль фотографии в развитии визуальной культуры / В. А. Грошева // Молодая культурология: материалы V студенческой научной конференции (1314 апреля 2022, Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2022. - С. 6-8.

6. Грошева, В. А. Фотография в контексте современной визуальной культуры /

B. А. Грошева // Молодая культурология : материалы IV студенческой научной конференции (13-15 апреля 2021, г. Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2021. - С. 9-11.

7. Зонтаг, С. О фотографии / Зонтаг Сьюзен ; пер. с англ. В. Голышева. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2013. - 272 с.

8. Кокорина, Е. Г. Феномен фотографии в условиях современной визуальной культуры // Кокорина Екатерина Георгиевна, Грошева Василиса Александровна // МедиаУектор. - Научный журнал: - Новосибирск-Симферополь : Изд. АНС «СибАК», 2022. - Вып. 3. - С. 46-50.

9. Мальковская, И. А. Визуальная культура: проблемы самоидентичности / Мальковская И. А. // Гуманитарные науки : теория и методология. - 2008. - № 4. - С. 46.

10. Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования : учебник / П. Штомпка ; пер. с польск. Н. В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. - М. : Логос, 2007. - 168 с.

11. Alpers, S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century / S. Alpers. -London : John Murray / University of Chicago, 1983. - 302 p.

12. Baxandall, M. Painting and experience in fifteenth-century Italy. A primer in the social history of pictorial style / M. Baxandall. - Oxford ; New York : Oxford Univ. Press, 1989. -183 p.

13. Bryson, N. Vision and Painting : the Logic of the Gaze / N. Bryson. - New Haven : Yale University Press, 1983. - 192 p.

14. Bryson, N. World and Image : French Painting of the Ancien Regime / N. Bryson. -New York : Cambridge University Press, 1981. - 300 p.

15. Clark, T. J. Image of the People : Gustave Courbet and the 1848 Revolution / T. J. Clarck. - Berkeley : University of California Press, 1999. - 208 p.

16. Jenks, Ch. Visual Culture / Chris Jenks // London : Routledge, 1995. - 269 p.

17. Pollock, G. Old Mistresses: Women, Art and Ideology / R. Parker, G. Pollock. - New York : Pantheon, 1981. - 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.