Научная статья на тему 'Феномен «Этническая преступность» и его криминолого-социологическая характеристика'

Феномен «Этническая преступность» и его криминолого-социологическая характеристика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1423
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МИГРАЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Писаренко Аксинья Петровна

Российское уголовное законодательство не закрепляет понятие «этническая преступность», равно как и наука криминология, которая также предметно не рассматривает это понятие, его причины и признаки. В статье предпринята попытка проанализировать такие понятия, как «этническая идентичность», «этническая преступность», «миграционная преступность», «толерантность», с точки зрения криминологического и социологического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен «Этническая преступность» и его криминолого-социологическая характеристика»

А.П. ПИСАРЕНКО

ФЕНОМЕН «ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ» И ЕГО КРИМИНОЛОГО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Российское уголовное законодательство не закрепляет понятие «этническая преступность», равно как и наука криминология, которая также предметно не рассматривает это понятие, его причины и признаки. В статье предпринята по-

пытка проанализировать такие понятия, как «этническая идентичность», «этническая преступность», «миграционная преступность», «толерантность», с точки зрения криминологического и социологического подходов.

Толерантность, этническая идентичность, этническая преступность, миграционная преступность, экстремизм.

В политических кругах любого государства особую озабоченность вызывает повышение уровня организованной преступности. Влияние глобализации на миграционные процессы в современном мире всё более возрастает, в связи с чем актуализировалось неравенство в части экономических условий и политических особенностей. Эти процессы привели к естественному перемещению населения стран мира и позволили сформировать новый научно-политический взгляд на миграционную ситуацию в мире. Проблема организованной преступности и преступности этнической как ее условного вида напрямую связана с национальной безопасностью государств и сохранением этнической идентичности. Рассмотрим основной понятийный аппарат проблематики и проанализируем его.

Этническая идентичность - это осознание индивидом принадлежности к определенному этносу, наличие типичных для его представителей качеств. Понятие этнической идентичности не эквивалентно понятиям «этничность» и «этническая принадлежность». Если этничность (или этническая принадлежность) - это приписываемая обществом категория на основе объективных критериев, то этническая идентичность - это результат самокатегоризации, достигаемой индивидом в итоге конструирования образа окружающего мира и своего места в нем [1]. Этническая идентичность может не совпадать с официально предъявляемой или приписываемой этнической принадлежностью.

Под организованной преступностью понимается совокупность преступлений, совершаемых в виде промысла организованными группами и преступными организациями (преступными сообществами), имеющими свою структуру и иерархию, связь с чиновничьим аппаратом, что позволяет этим группам и организациям (сообществам) господствовать на определенной территории, извлекать доходы, контролировать внутренние и внешние рынки посредством насилия, запугивания, преступных махинаций или подкупа, проникая в легальную экономику и даже политику [2]. Профессор Ю.М. Антонян указывает на потенциальную опасность организованной преступности для любого государства и её транснациональный характер.

В современном российском государстве актуальна и проблема понимания и восприятия этнической

преступности. Это понятие довольно редко используется в правовом обороте. Этническая преступность - это весьма сложное криминологическое явление, которое не охватывается каким-либо определенным перечнем составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. К проявлениям этнической преступности относятся терроризм, экстремизм, преступления против личности, экономические преступления и преступления против государственной власти, совершаемые, как правило, организованными этническими преступными группами. Понятие так называемой этнической преступности не определяется в отечественном законодательстве, оно остается без внимания и как отдельная отрасль отечественной криминологии. Это вполне объяснимо, так как Россия является многонациональным государством, что закреплено в Конституции РФ, и её населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку и культуре. Так, по данным Всероссийской переписи 2010г. национальный состав России составляют 194 народа и этно -группы. Кроме того, возможными причинами игнорирования вопроса изучения этнической преступности является некая шовинистическая направленность этого феномена. Нельзя не вспомнить слова Президента РФ В.В. Путина, который подчеркнул: «Что касается этнической преступности, то её не существует, как известно. Есть добропорядочные люди, законопослушные, а есть преступники, и это не зависит от национальности или вероисповедания» [3]. В этой связи видится верным лаконичная позиция Д.М.Коломытца, который указал, что употребление термина «этническая преступность» не совсем корректно, можно лишь говорить об отдельных этнических преступных группировках [4]. С другой стороны, Л.С. Арутюнов выделяет отдельную дефиницию - клановую преступность по признаку этнической идентичности [5].

Как уже говорилось ранее, в российском законо -дательстве отсутствует легальное понятие «этническая преступность», но употребляется понятие «этнические преступные группировки». Этнические преступные группировки - это группы, сообщества (организации), представляющие собой специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному (этническому) признаку, то есть объединяющие в своем составе лиц одной или

нескольких родственных национальностей (этнических образований). Отнесение преступной группировки к этнической не определяется однородностью её национального состава, он может быть и смешанным. Этническая принадлежность определяется этносом, занимающим в ней лидирующее положение.

Важно также отметить, что так называемая этническая преступность не является синонимом миграционной преступности. Миграционная преступность - это общественно опасное, относительно массовое социально-правовое явление, состоящее из совокупности преступлений, совершаемых мигрантами в сферах обеспечения безопасности жизни граждан, экономики, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества. Стоит отметить, что рост преступности при росте миграции является естественным процессом, обусловленным социально-психологическими и культурными особенностями мигрантов. Во-первых, основная часть мигрантов представляет собой трудоспособных мужчин в возрасте 18-40 лет, которые, с одной стороны, желают повысить уровень и качество жизни, а с другой - в большинстве своем обладают низкими квалификацией и уровнем образования либо их профессии невостребо -ваны. Во-вторых, большая часть мигрантов оставляет страны со слабой экономикой, а прибыв в другую страну, они сталкиваются с иными условиями.

Вероятно, уровень роста экстремистских проявлений связан с ростом миграционной преступности. Подтверждением такого предположения может являться анализ статистики. К примеру, за 2015 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено более 39 тыс. преступлений, что на 3,4% больше, чем за январь -октябрь 2014г., в том числе гражданами государств -участников СНГ - 34,2 тыс. преступлений (+4,1%). Их удельный вес составил 86,9%, при этом в январе -октябре 2015 г. было совершено 1109 преступлений экстремистской направленности (+26,9%) [6].

Исходя из цифр статистики европейских государств, можно проследить следующую закономерность: миграция, в особенности нелегальная, подпитывает рост преступности. Многими европейскими учеными данная проблематика исследуется точечно и довольно критично, например, в работе Т. Саррацина «Германия самоликвидируется», посвященной проблеме негативного влияния миграционных процессов на социальное развитие современной Германии. Французский политолог Р. Гольдберг указывает, что число мигрантов в отдельных районах Парижа составляет 50% населения, а пригороды фактически представляют собой анклавы проживания нелегальных переселенцев из арабских и африканских стран. С наступлением вечера там сбывают краденое, торгуют наркотиками, занимаются проституцией, и каждый третий вызов на пульт полиции поступает именно из мест расселения приезжего населения. В погоне за удешевлением труда как вспомогательного элемента экономики Франция приобрела обязательства, выражающиеся в миллиардах евро на пособия иммигрантам, в погромах по всей стране и резком скачке уровня преступности. Р. Гольдберг полагает,

что развитым (принимающим) государствам необходимо в должной мере скорректировать свою миграционную политику в сторону четких границ легального пребывания и недопущения проникновения преступныхэлементов [7].

К определению причин так называемой этнической, миграционной преступности можно отнести и тезисы итальянского криминолога и социолога Наполеона Колаянни, по мнению которого, важнейшим источником преступности является бедность. Именно бедность и явная социальная поляризация общества рождают социальные противоречия и, как следствие, толкают человека на преступный путь. Кроме того, обществу свойственна такая антропологическая особенность: людям кажется, что где-то на новом месте жизнь будет легче, лучше материально и в целом беспроблемнее. В давние времена люди все время кочевали в поисках лучших условий для жизни. Когда условия оказывались наиболее подходящими, племя оседало на этом месте надолго. Однако обжиться в новых условиях мог далеко не каждый, и это обстоятельство вызывало неудовлетворенность и разочарование, что, в свою очередь, нередко приво-дило к совершению преступлений.

Миграция как социально-экономическое явление известна с давних времен. Социологи полагают, что стимулом к массовому перемещению населения стали, главным образом, великие географические открытия, а позже - движение капитала. Миграция населения вызывает не только положительные последствия в виде заполнения «пустующих» позиций на рынках труда или решения демографических проблем, но и определенные негативные тенденции. Рост преступности - одно из первоочередных следствий миграции, обусловленное, в первую очередь, социальными, психологическими и социокультурными проявлениями мигрантской среды. Оказываясь в новом социальном пространстве, мигранты могут кардинально изменить свое привычное поведение. Прежде всего, речь идет о демонстрации преступного и противоправного поведения теми лицами, которые в месте своего изначального проживания не проявляли криминальных наклонностей. Статистически установлено, что зачастую страны и регионы, откуда прибывают мигранты, отличаются более низким уровнем общеуголовной преступности, чем принимающие общества. Например, в северокавказских республиках РФ стабильно более низкий уровень преступности, чем в крупных городах РФ [8]. Наиболее активно преступность мигрантов проявляет себя именно в крупных городах, так как переселения, как правило, совершаются именно в мегаполисы. Город-мегаполис - благоприятная среда для проявления всевозможных форм преступного поведения. Как правило, мигранты расселяются на определенной (зонированной) территории, где формируются молодежные группировки, создаются уличные банды, которые впоследствии могут трансформироваться в иные преступные организации.

Понятие этнической, миграционной преступности зачастую соседствует с понятием толерантности. Это популярное ныне слово употребляется, к сожалению, не всегда с должным пониманием и к месту. В связке

с осмыслением проблемы этнической компоненты важно понимать, что суть толерантности как терпимости - это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Толерантность имеет разные формы: личную, общественную (отраженную в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственную (отраженную в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры - свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений, лояльное, терпимое, невраждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличающихся от собственных.

В настоящее время такие понятия, как «экстремизм», «этническая преступность», «толерантность», приобретают все большую актуальность, все чаще упоминаются в СМИ и в сети Интернет. Вопрос межэтнических отношений в современном мире является общей проблемой, не имеющей на данный момент определенных однозначных способов урегулирования. Попытки противостояния негативному социальному процессу, такому как рост экстремистских настроений, преимущественно сводятся к мерам налаживания правового механизма. Безусловно, это имеет немаловажное значение, но не решает проблему как таковую. В этой связи выработка толерантности в российском обществе была бы эффективным орудием борьбы с экстремизмом, этнической преступностью и иными негативными проявлениями подобного характера.

Таким образом, феномен этнической преступности, о котором ведутся научные и околонаучные споры, пока что существует не на бумаге в виде буквы закона, а именно как криминологическая дефиниция, требующая к себе более пристального внимания с точки зрения верного её понимания. В настоящее время отсутствует целостная криминологическая тео -рия, которая учитывала бы национально-этнические проблемы современной России как многонационального государства. Для выработки верного курса уголовно-правовой корректировки национально-этнической политики необходимо развитие этнокри-минологии. При этом основной акцент в исследованиях в указанной области следует делать на особенности преступности в целом и конкретного лица, от которого исходит преступное посягательство, ибо именно личность преступника является центральным звеном в процессе изучения феномена преступности в целом, а отнюдь не принадлежность преступника к какой бы то ни было национальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. A.A. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011.

2. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М.: Логос, 2004.

3. Встреча Президента РФ с активом партии «Единая Россия» 3.10.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19356 (дата обращения: 3.03.2016).

4. Отчет по конференции «Организованная преступность, терроризм и этнические проблемы», г. Москва (13.11.2003) // Электронный каталог библиотеки юридического факультета СПбГУ [Электронный ресурс]. URL: http://lib.law.spbu.ru.

6. Арутюнов Л.С. О причинах формирования клановой преступности по признаку этнической идентичности в Северо-Кавказском ФО // Российский следователь. 2011. № 4.

7. Состояние преступности в России за 2015 [Электронный ресурс]. URL:https://mvd.ru/folder/101762/ item /6765514/ (дата обращения: 5.03.2016).

8. Законность: состояние и тенденции в 2010-2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению: науч. докл. / под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2015.

9. Медиа-портал «Военное обозрение» (СМИ). Вопросы геополитики [Электронный ресурс.] URL: http://topwar.ru/ (датаобращения: 5.03.2016).

10.Коваленко В.И., Серый Ф.Г. Этническая преступность и незаконная миграция: криминологическая оценка состояния и тенденций // Вестник Волго-градскойакадемии МВДРоссии. 2014. № 4 (31).

11. Зюков A.M. Место и роль этнокриминологии в уголовной политике // Современное право. 2010. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.