Rashidov Temur Makhmudovich, Doctor philosophy (PhD), Professor Uzbekistan State Institute of Arts and Culture (UzSIAC)
E-mail: [email protected]
PHENOMENON OF VARIETY ART
Abstract. variety art as a complex phenomenon, combining the word, music, singing, dancing, pantomime, tricks, scenery, is remarkable from the point of view of formal structural organization, and from the point of view of content, as well as genre-specific identification. By its nature, active, offensive, transforming, variety art retains its most valuable quality - autonomy, subj ect to the synthesis of the arts, which determines the figurative and stylistic richness, entertainment, color, integrity of reproduction and perception.
Keywords: art, variety, phenomenon, theater, synthesis, genre, creativity, style, spectacle, development prospects.
Рашидов Темур Махмудович, доктор философии в области искусствоведения (PhD), профессор Государственный институт искусств и культуры Узбекистана E-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. Эстрадное искусство как явление многосоставное, сочетающее слово, музыку, пение, танец, пантомиму, трюки, декорации, примечательно и с точки зрения формально-структурной организации, и с точки зрения содержания, а также жанрово-видовой идентификации. По своей природе активное, наступательное, трансформирующееся, эстрада сохраняет самое ценное свое качество - самостоятельность при условии синтеза искусств, который и определяет образно-стилевое богатство, зрелищность, красочность, целостность воспроизведения и восприятия.
Ключевые слова: искусство, эстрада, феномен, театр, синтез, жанр, творчество, стиль, зрелище, перспективы развития.
Эстрадное искусство в силу демократичности, страстиям публики, что объясняет сложность его
развлекательности, общедоступности и, главное, социального бытования, этических, профессио-
способности осмыслить и художественно запечат- нальных и оценочных критериев. леть время занимало и занимает в системе потре- Как явление многосоставное, сочетающее
бительских приоритетов особое место, привлекая слово, музыку, пение, танец, пантомиму, трю-
внимание разной по социальному, возрастному, ки, декорации, эстрада примечательна и с точки
образовательному составу и эстетическим при- зрения формально-структурной организации,
и с точки зрения содержания, а также жанрово-видовой идентификации. По своей природе активное, наступательное, трансформирующееся, она сохраняет самое ценное свое качество - самостоятельность при условии синтеза искусств, который и определяет образно-стилевое богатство, зрелищность, красочность, целостность воспроизведения и восприятия.
Многие методологические постулаты создания эстрадного представления, структура которого, при всей кажущейся простоте и легкости, сложна и многообразна, опираются на общие фундаментальные принципы и закономерности драматического и музыкального театра. Однако на общем фундаменте выстраиваются всякий раз новые конструкции со своими изобразительно-выразительными приемами, обуславливающими специфику эстрадного искусства как явления целостного и многоаспектного одновременно.
В эстрадоведении термин «жанр» связан с основными выразительными средствами, посредством которых создается художественный образ (слово, пение, танец, гимнастика, фокусы).
Основные эстрадные жанры (разговорный, вокальный, оригинальный и эстрадно-цирковой, инструментально-музыкальный, танцевальный) имеют выразительные комплексы со своими доминантами, которые обуславливают методологические принципы создания того или иного номера. Жанры делятся на поджанры.
Во всех случаях структурной приметой эстрады является сосуществование разнообразных искусств (театрального, музыкального, танцевального, циркового, певческого, инструментального, пантомимического и других его видов и жанров), вступающих в «художественный союз» независимо от доли их участия в реализации творческой идеи. Это актуализирует проблему синтеза, что является важнейшим условием эстрадно-сценического образа, жанровая сущность которого определяется главным выразительным средством
в тесном взаимодействии с другими синтетическими элементами произведения.
Театральная школа, в рамках которой идет освоение актерско-драматического мастерства, играет основополагающую роль в воспитании синтетического артиста эстрады. Вооруженный широким арсеналом средств драматической сцены, он становится главной фигурой эстрадного номера или представления. Немаловажное значение при этом имеют его профессиональные, личностные качества, которые неизбежно отражаются на идейно-художественном уровне эстрадно-сценического произведения.
Современная эстрада с ее обостренным интересом к театрализации не может сегодня обходиться только своими силами. Для того чтобы быть востребованным, идти в ногу со временем, ей необходимо овладевать наряду с новыми технологическими и художественными достижениями отечественной и мировой эстрады богатейшим теоретическим наследием в области театральной практики и педагогики. И этот процесс начинается уже в специализированных средних и высших учебных заведениях, где обучение актерскому мастерству ведется на основе методологических и художественно-эстетических принципов К. С. Станиславского, которые не только не потеряли своего значения, но и приобрели в условиях эстрадно-сценических форм новую жизнь. Помогая всесторонне организовать и раскрыть роль, школа драматического искусства спасает её от «затейничества», наигрыша, трюкачества; того, что называется банальностью, набором штампованных гэгов, неприличных анекдотов, неумело и неуместно поданных реприз.
Блистательные образцы синтеза театра и эстрады на узбекской сцене - актеры Ходжи Си-дык Исламов, Юсуф-кызык Шакарджанов, Мир-шохид Мирокилов, Соиб Ходжаев, Эргаш Каримов, Хасан Юлдашев, Бахтиёр Ихтияров, Хусан Шарипов и др. успешно претворяли, благодаря универсальности своего дарования, способность
посредством минимума средств (одним жестом, позой, мимическим выражением, походкой или интонацией) к мгновенному перевоплощению.
Если в драматическом театре первоисточником является драматургический материал (пьеса, инсценировка), то на эстраде многое решает индивидуальность артиста. Драматургия номера создается для конкретного исполнителя. Потому попытка продублировать чей-либо эстрадный номер практически обречена: он рождается с актером и умирает вместе с ним.
Эстрада - это всегда праздник, а юмор и ирония, зрелищность и лаконичность, эксцентричность и контакт с публикой - её природа. Маска требует не только высокой одаренности, профессионального владения актерским мастерством, но и личностных качеств, яркого игрового начала.
Для большинства студентов эстрадное искусство - сознательный выбор. Поступают в Государственный институт искусств и культуры Узбекистана уже имеющие опыт работы на эстраде или желающие под натиском тех впечатлений, которые обрушиваются на них с телеэкранов, Интернета.
Итоговая дипломная работа студентов-эстрадников практически целиком состоит из театрализованных эстрадных номеров, будь то вокальный, разговорный или оригинальный жанр, что позволяет проявиться актерской природе и артистическим данным исполнителя, свидетельствуя о внедрении в учебный процесс новых методов обучения.
Очевидно, что творческие и педагогические установки в зависимости от общественных потребностей тоже меняются, как меняется жизнь. Формируются новые интерактивные формы существования и общения с залом, рождаются новые эстрадные коллективы, способные выдержать конкуренцию в жестких условиях рыночных отношений, тогда как изжившие свои ресурсы сворачиваются и умирают.
Будущее, безусловно, за художественными и экономически стабильными образованиями,
способными к творческим инновациям, открытиям, взявшими курс не на массовый «ширпотреб», а на произведения высокого образца. Не сиюминутный коммерческий успех, а формирование устойчивого контингента подготовленных зрителей, для которых эстрада - духовная потребность, носитель извечных ценностей, место преломления здоровой душевной, эмоциональной энергии, делают этот вид творческой деятельности сильным, социально-активным институтом.
Факторами развития эстрады являются: дальнейшие комплексные исследования эстрадного искусства; повышение статуса и художественно-эстетических критериев эстрадной продукции, транслируемой СМИ; создание специализированного журнала «Искусство эстрады» и Интернет сайта, освящающих различные аспекты данного творчества, включая жизнедеятельность отдельных коллективов и мастеров; создание «Театра эстрады» из выпускников соответствующих отделений ВУЗов культуры и искусства.
Приблизить решение этих вопросов поможет тщательный отбор на уровне ВУЗов, а также профессиональной сферы деятельности творческих кадров, изначально отвечающих требованиям обязательной музыкальной, вокальной, хореографической и речевой подготовки.
И это очевидно, поскольку эстрадное представление - всегда есть продукт своего времени, а синтез искусств как ничто другое определяет его жизнеспособность.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающий охват и анализ материала. Оно поднимает проблему, актуализируя необходимость дальнейшего всестороннего изучения данного феномена, включая аспекты социального функционирования, тактики, стратегии и перспектив развития, а также сохранения лучших традиций, что придает национальной эстраде не только привлекательность, но и уникальность в системе мировой культуры.
Список литературы:
1. Уварова Е. Д. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945).- М.: Искусство, 1983.- 320 с.
2. Уварова Е. Д. Аркадий Райкин.- М.: Искусство, 1986.- 301 с.
3. Уварова Е. Д. Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон.- М.: Искусство, 2000.- 684 с.
4. Умаров М. Б. Эстрада ва оммавий томошалар санъати.- Т.: Янги аср авлоди, 2009.- 324 с.