Научная статья на тему 'Феномен экономического пространства: от концепта к моделям'

Феномен экономического пространства: от концепта к моделям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен экономического пространства: от концепта к моделям»

тптпттт ттттпт тттттт тт тптттттт тпттт

ттптттт ттппттт ттт тт. тттттттт: тт ттттттпттттт ГTITTTПГTГ ттпт

ттттт Гттнпптпт ГTIППTTГГ г

тптт» (тттттттт..., 1926), Т! тптнптт ттП-тттпттттт ттттттттттттт тттттттт тттттттт.

Х.Х. ВРлиуллин

ттпттт ттттттт ттт ттттттптттттт ттптт ттптттпп тттт ттпттт т ттгтптптттттт ттт-

ттпт т тпттттт т ттттт ттттттт тттттт ттттттт

ттттт ттпттт, тттттттт тттт тпттпт

т тттпптт TTГГTГT1TT Гптттттт-тптптптпт тттпттт пттптп ттттт ттттттт ттттттттптт т

ттттт т '

ЛитерРтурР

ЛукРшов P.E.

T., 1926. тт. 113.

Шерер Ф., Росс Д.

ттт Т .: TTTTT-Т

2005. Т 2 (8).

1997. т. 55.

т. Т .т: ттт. т

ттт т ттпттптт тттттттт '

тттт т тптпттт. тптптт птпттт ттпттт-

т

ттттттт ттптпттш 1 т ттттттт тттттттт ттттттт ттттттттттттт тптптпт тпттт-ттпт-тттттт тттттттттт ттпттптпт т ттттттт тт-

тттт

ттттт ттттттттттт ттттттт ттттттттттт ттттт-

'тт, 2000).

Т тттттт тттттГт тптгптшштт ттттттттттттт тттттттттттт тттттттт1 тттттт тттт-тттттттт,

ттттттт тттттттттттт ттттттт тпттптптт ттттттттттт т ттттттттттт, тт, т ттттттт тттттттттт, тттттттттт тттттттттттт, т ттттттт тт

ттттпт TШTriШTTШTT ттттптттт ттттт-

ттпт тт ттттттт ттттт ««тт ттттт тт ттттттттттт тттттт, тт ттпттптт, тт тттттттттттт ттт-ГттТОтПтт. тт ттттт т тптттптттт тттттттт тт ттттттп тттттпт TTTГTT1TTTIT ттттт-тттт» (Reich, 1991).

птттпттп т ттптпттгттптп тттттттт-

ттт тттттптт'ттт 'пштпттттт пттттт тттт-птттпт. тттттт ттттттттптт ттштттттттттт т ттттттттттттттт, т тттттттттттт ттттт ттттт-

ЭНСР Экспресс-выпуск № 1 (13) 2008

J4

ле оно сворТчивТется в относительно ограниченное число линейных подпрострТнств, связующими координТтТми которых выступТют клТссичес-кие фТкторы экономики - труд, земля и кТпитТл. Между тем оно имеет более высокие формы своего проявления, когдТ добТвляются новые рТзмер-ности, придТющие ему специфические формы и ценности.

ПознТние сущности феноменТ экономическое пространство не может быть огрТничено «ме-хТнической» экстрТполяцией нТ него свойств со-стТвляющих его физических, биологических и иных прострТнственно дислоцируемых в нем объектов и систем. ДТнное понятие имеет скорее конвенционТльное, нежели Тбсолютное смысловое содержТние. Под ним преимущественно пони-мТется прострТнство экономики определенной общности людей того или иного мТсштТбТ, глТв-ным обрТзом - стрТнового, т.е. конкретное прострТнство экономики отдельно взятой стрТны. С другой стороны, понятие экономического прос-трТнствТ кТк никогдТ ТктуТлизируется в нТстоя-щее время по причине ускоряющегося технического процессТ, особенно в сфере высокотехнологических производств - информационных, коммуникационных и т.д. ДТнное обстоятельство делТет экономическое прострТнство информТционно более прозрТчным, проницТемым и смещТет фТкторы физической протяженности нТ второй плТн, освобождТя место ТнТлогичным фТкторТм экономической природы, в чТстности экономическому рТсстоянию.

КТк рТнее отмечТлось Твтором, эволюция гносеологических подходов к исследовТнию экономического прострТнствТ постоянно отслеживТ-ет достижения нТучно-технического процессТ, непрерывно пополняющего перечень Ттрибутов этого прострТнствТ и, следовТтельно, его феноменологическую «емкость» (ВТлиуллин, 1995, с. 52-56). Морфогенез экономического прос-трТнствТ длился нТ плТнете в целом и нТ ее отдельных территориях многие и многие тысячелетия под воздействием кТк естественных, тТк и Тнтропогенных фТкторов и привел к создТнию нТблюдТемой сегодня устойчивой прострТнствен-ной общности мТтериТльного мирТ, к формировТ-нию хозяйственной сошшипю 8раШ (соттишо 8раШ (лТт.) - общность, связь в прострТнстве).

Экономическое прострТнство трТктуемо не только в контексте своей геогрТфической Тссоци-Ттивности, но и кТк гипотетическое многомерное

прострТнство, состоящее из рядТ взТимопересекТ-ющихся мТкро- и микроуровней. В тТком прострТнстве с рТзличной степенью синхронизировТн-ности происходят многочисленные экономические процессы, отождествляющие собой межрегиональные, межотрТслевые, межкорпорТтивные, межгрупповые, межперсонТльные хозяйственные отношения. ТрТдиционными для современной экономики формТми подобных межсубъектных отношений и связей являются, в чТстности, средТ B2B (Business-to-Business), В2С (Business-to-Consumer), Т тТкже пиринговТя технология P2P (Peer-to-Peer) и т.д.

ЛитерРтурР

Бодрийяр Ж. ПрозрТчность злТ: Пер. с фр. М.: Доброс-вет, 2000.

ВРлиуллин Х.Х. Экономическое прострТнство в философском измерении // Сборник XI МеждунТродной конференции «ЛогикТ, методология, философия нТуки». Т. IV МосквТ-Обнинск: ИФ РТН, 1995. Reich R. The Work of Nations: Preparing Ourselves for 21st Century Capitalism, Knopf, N.Y., 1991.

ЭНСР Экспресс-выпуск № 1 (13) 2008

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.