5. Быстров С.А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой. М.: ФОРУМ; НИЦ ИНФРА-М, 2017.- С.10
6. И.Ф.Игнатьева. Организация туристской деятельности.- СПб.: Питер, 2015.-- С.21-22
7. http://biozvezd.ru/valter-huntsiker. Дата обращения 05.01.2018
8. Конференция ООН по международному туризму и путешествиям. Развитие туризма (общая резолюция). Рим (Италия), 21 августа - 5 сентября 1963 года. (http://docs.cntd.ru/document/901813699 - дата обращения 25.01.2018); Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 г. принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. (http://docs.cntd.ru/document/901813698 - дата обращения 25.01.2018); Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год. Организация Объединенных Наций. Департамент по экономическим и социальным вопросам. Статистический отдел. Мадрид и Нью-Йорк, 2010. (ttps://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesM/Se-riesm_83rev1r.pdf - дата обращения 25.01.2018); ФЗ«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в редакции от 28.12.2016 N 465-ФЗ) (http://legalacts.ru/doc /federalnyi-zakon-ot-24111996-n-132-fz-ob/ дата обращения 25.01.2018г.)
9. См.И. Ф.Игнатьева. Организация туристской деятельности.- СПб.: Питер, 2015.-С.32-35.
References
1. Podrobno ob ob"yekte i predmete nauki o turizme. F.M.Safin, R.S.Garifullina. Turizm kak nauka: kont-septual'nyy podkhod. - Vestnik Natsional'noy Akademii Turizma. №1 (45), 2018.- S.14-16.
2. Kuskov A.S., Dzhaldyan YU.A Osnovy turizma. [Electronic resource]. - Access mode: https: / /www.litres.ru/ ale-ksey-kuskov/osnovy-turizma (application date: 22.12.2017).
3. Putrik YU.S., Dolzhenko G.P., Pervunin S.N. Turizmovedeniye - nauchnaya sostavlyayushchaya chast' turistskoy deyatel'nosti. Teoriya i istoriya kul'tury //Vestnik MGUKI. 2015. № 3 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tu rizmovedenie-nauchnaya-sostavlyayuschaya-chast-turist (application date: 17.02.2018).
4. Chudnovskiy A.D. Upravleniye industriyey turizma Rossii v sovremennykh usloviyakh. /A.D.Chudnovskiy, M.A. Zhukova.- M.: KNORUS.-2017.- S.9
5. Bystrov S.A Organizatsiya turistskoy deyatel'nosti. Upravleniye turfirmoy. M.: FORUM;NITS INFRA-M, 2017.- s.10
6. I.F.Ignat'yeva. Organizatsiya turistskoy deyatel'nosti.- SPb.: Piter, 2015.-S.21-22
7. http://biozvezd.ru/valter-huntsiker. Data obrashcheniya 05.01.2018
8.Konferentsiya OON po mezhdunarodnomu turizmu i puteshestviyam. Razvitiye turizma (obshchaya rezoly-utsiya). Rim (Italiya), 21 avgusta - 5 sentyabrya 1963 goda. (http://docs.cntd.ru/document/901813699 - appli cation date: 25.01.2018); Manil'skaya deklaratsiya po mirovomu turizmu ot 10 oktyabrya 1980 g. prinyata Vsemirnoy konfe-rentsiyey po turizmu, prokhodivshey v Manile (Filippiny) s 27 sentyabrya po 10 oktyabrya 1980 goda. (http: //docs. cntd.ru/document/901813698 - application date: 25.01.2018); Mezhdunarodnyye rekomendatsii po statistike turizma, 2008 god. Organizatsiya Ob"yedinennykh Natsiy. Departament po ekonomicheskim i sotsial'nym voprosam. Statis-ticheskiy otdel. Madrid i N'yu-York, 2010. (ttps://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesM/Seriesm_83rev1r.pdf - application date: 25.01.2018); Federal'nyy zakon «Ob osnovakh turistskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii» ot 24. 11.1996 N 132-FZ (v redaktsii ot 28.12.2016 N 465-FZ) (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111996-n-132-fz- ob/ application date: 25.01.2018g.)
9. Sm.I.F.Ignat'yeva. Organizatsiya turistskoy deyatel'nosti.- SPb.: Piter, 2015.-S.32-35.
УДК 130.2
АЛ.Федяев, О.Ю.Голубева
ФЕНОМЕН ДУШИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В статье рассмотрены культурно-исторические и теоретические аспекты феномена души человека, ее качественные отличия от души животных и растений. Приводятся философско-логические и научные аргументы в пользу доказательства существования данного феномена, показана его сущность и основные характеристики. Делаются выводы о необходимости использования новой теоретико-методологической платформы для изучения данного явления, приоритете философско-культурологического понимания этой проблемы над естественно-научным знанием.
Ключевые слова: душа, связь ума и тела, интуиция, духовность.
Alexander P. Fedyaev, Olga Yu Golubeva THE SOUL PHENOMENON IN THE CONTEXT OF POST-NON-CLASSICAL PHILOSOPHICAL-AND-CULTURAL ANALYSIS
The author states that the first ideas about the human soul appeared in ancient times. Plato already proved that the soul is invisible, immortal, intelligible and indivisible. The matter was of particular interest in the Middle Ages (Aure-lius Augustine). However, since the Renaissance and until the second half of the 20th century the European culture studied the phenomenon of « consciousness» and «reason». But the problem of correlation between the soul and the body has not been solved so far and today we have a number of different concepts: a) denying the very possibility of the soul existence (Marxist philosophy); b) recognizing this phenomenon as a sum of mental characteristics of a person (psychological science); c) recognizing the substantiality of the human soul (N. Berdyaev); d) ignoring the spiritual origin of the phenomenon reducing it to the physiological aspects of the body (Z. Freud); e) recognizing that the emergence of consciousness from the mind also presupposes presence of something else that goes beyond the physical aspects (J. Chalmers). In
the context of modern post-non-classical philosophy, it was possible to define the soul as a special formation in the inner world of man that is responsible for his autonomy, uniqueness of being in the universe; as the core of human essence, his own «Self» in the general «Self» of the whole human psyche (G.P. Menchikov). The authors of the article believe that further study of this phenomenon should take (as the basis) the recognition of equality of all aspects of Being (including spiritual), as well as the application of the so-called method «Interpretation of interpretation» which will allow us to go beyond «simple description» of facts and move on to a deeper «understanding» of this phenomenon.
Keywords: soul, connection between mind and body, intuition, spirituality.
Еще в древние времена у всех первобытных народов Земли сложилось представление об анимизме [лат. anima - душа), т.е. вере во всеобщую оду-шествленность явлений природы (включая человека) как некую первопричину мира. При этом душа человека обычно рассматривалась в виде крошечного человечка, живущего внутри тела данного индивида, либо птицы, всегда готовой улететь из тела [1, с.193,196]. Затем в период античности сторонники Пифагора и Сократа утверждали, что душа - бессмертна по своей сути и обосновывали идею метемпсихоза (т.е. предсуществования и переселения душ), а Платон в своем труде «Федон» доказывал, что душа -незрима, бессмертна, умопостигаема, неразложима на части и что после смерти человек уносит с собой лишь накопленные им знания и навыки [2, с.35-38]. В свою очередь Аристотель полагал, что хотя душа и является безтелесой и обладает возможностью жизни, тем не менее она не может существовать без тела, выступая носителем таких качеств, как мудрость, отвага, благородство и т.д. В эпоху средневековья (V-XV вв.) интерес к изучению души резко возрос. Считалось, что философия как наука должна заниматься двумя основными вопросами - душой (как возможностью познания внутреннего мира человека) и Богом (как возможностью познать внутреннюю гармонию вещей во Вселенной). Именно поэтому в данный период времени появилось множество работ по данной тематике, имеющих ценность и в наши дни.
Начиная с Эпохи Возрождения и вплоть до второй половины XX в. в европейской культуре наблюдается резкое снижение интереса к изучению феномена «человеческой души», когда ученые и философы вместо феномена «души» стали изучать феномены «сознания» и «разума». В данном аспекте сущность сознания (души) человека до сих пор не могут объяснить ни сторонники материализма (редукционизма) и холизма, ни представители дуализма, которым не удалось ответить на вопрос: носит ли такой дуализм тела и души субстанциональный характер или речь идет о параллельном существовании некоторых их свойств (где возможно существует случайная корреляционная связь, либо их полная тождественность, либо отношения конституирования, либо каузально-номологи-ческие отношения). Все это ведет к тому, что феномен души человека не рассматривался должным образом ни в среде естественных наук, ни в области социально-гуманитарного познания. И только со второй половины XX в. за рубежом и в России стали появляться исследования, пытавшиеся «реанимировать» данную проблему в контексте новых социокультурных и эпистемологических реалий (В.Франкл, Н. Бердяев и др.).
Несмотря на все имеющиеся трудности ряду современных авторов все же удалось сформулировать вполне философское определение данного феномена. Одно из них гласит: «Душа - это особое образование во внутреннем мире человека, отвечающее за его автономность, единственность и неповторимость пребывания в этом мироздании; это ядро человеческой сущности, его собственное «Я» в общем «Я» всей психики человека»[3,с.81]. Мы полагаем, что на основе данного определения возможно попытаться преодолеть устаревшие стереотипы мышления и начать изучение данной проблемы в контексте современных стандартов научности с целью выявления и понимания характера ее субстанциональности и основных свойств.
Рассмотрим, к примеру, концепцию души человека одного из крупнейших мыслителей эпохи средневековья Аврелия Августина (V в.н.э.). В 10 книге своей «Исповеди»[4] он рассматривает душу как сложное духовно-идеальное образование, которое может представать перед нами одновременно в самых разных проявлениях: как некое «Я» или Самость человека (с.172); как особая жизненная сила, оживляющая тело (с.159); как память, в которой скрыты глубины пространства и времени, открываемые через воображение (с.160); как воля, стремящаяся осуществить внутренние желания (с.165); как разум, различающий и сравнивающий окружающие тела (с.162); как чувственная сторона телесной организации, выражающая радость, страх, печаль и др. (с.165); как совесть человека, вспоминающая о своем моральном долге в мире (с.156); как некое духовное начало в человеке, способное осознавать Благо, Красоту и т.д. (с.163, 173); как нечто неосознаваемое в человеке, стремящееся к злу, удовольствию, любопытству (с.179, 185). Этот же автор в следующем своем труде «О бессмертии души»[5] отмечает, что душа - это не качество (как цвет); что она -
бессмертна (с.249) и состоит из особой божественной энергии, отличной от энергии таких первоэлементов как земля, воздух, вода, огонь (с.289); что душа имеет форму тела и, что если эта душа под влиянием трудов и страстей будет изменяться, то это может привести к ее деформации и даже смерти (с.270, 275, 277); что душа не имеет веса, длины и ширины, и хотя она находится и внутри тела, и покрывает его сверху, то это не означает, что душа имеет малые размеры, т.к. величину души нельзя определить мерою физического тела (с.291,294, 297).
Трансцендентальная жизнь души была хорошо известна многим древним индийским мудрецам и греческим философам - Плотину, Порфирию, средневековым мыслителям Парацельсу, Ван Гельмонту, Лютеру и т.д. Все они образно полагали, что у души имеется как-бы два глаза (один может созерцать вечное, а другой только временное и сотворенное), которые не могут действовать одновременно, а только по очереди. У недосягаемого по глубине мысли И. Канта наш трансцедентальный субъект (т.е. душа), несомненно, тоже был признан. К этому выводу он пришел, сопоставив многочисленные мистические факты, содержащиеся в концепции известного ученого XVIII в. Э. Сведенборга, с собственной теорией о трансцендентальной природе человека, почерпнутой из области чистого разума. В «Грезах духовидца» и «Розенкранце» Кант утверждал о существовании наряду с физическим миром мира нематериальных существ, к разряду которых принадлежат души людей. Кант там же пишет, что человеческую душу следовало бы считать одновременно связанной уже в настоящей жизни человека с двумя мирами, из которых она, пока образует со своим телом одно целое, воспринимает ясно только мир материальный. Из этого высказывания великого философа и ученого следует, что физический мир людей сосуществует с параллельным миром идеальных существ, и что влияние последнего на состояние нашего мира весьма велико, хотя нами часто это не осознается.
Говоря о феномене человеческой души, невозможно не затронуть вопрос о наличии души у представителей растительного и животного мира и их возможной специфике. Подобная постановка вопроса будет уместна, поскольку представители анимизма, гилозоизма, витализма, теории отражения и синергетики небезосновательно утверждают, что способность к отражению присуща не только живой, но и неживой природе. В контексте аристотелевских взглядов о сходстве и различии растительной, животной и человеческой душ, Б.Войно-Ясенецким была выдвинута следующая классификация. Растения души не имеют и обладают только жизнью физической (телесной), сводимой к органическим ощущениям. Животные обладают и телом, и душой (под последним понимается: объединенный самосознанием - умом у высших животных - комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей, чувств, следов воспоминаний и т.д.). Наличие души у животных доказывается тем, что они могут быть злыми и добрыми, смелыми и трусливыми, веселыми и угрюмыми и др. Души животных (особенно высших) часто содержат в себе зачатки любви, альтруизма, нравственно-эсте-тической оценки (многочисленные свидетельства этому имеются в этологии КЛоренца). Однако им не свойственны высшие формы духовности - религиозное и нравственное чувство, научное мышление, тонкая художественная или музыкальная одаренность. В отличие от животных человеку характерно наличие тела, ума, души, духовности (под которой понимаются высшие достижения человеческой души - вера, смысл жизни, понимание добра, зла, гармонии, красоты и т.д.). Заметим, что при жизни человека его душа и дух составляют единое целое, обозначаемое как «душа». При этом люди по своей внутренней организации души не одинаковы и делятся на духовных, душевных и телесных (Павел, 1 Кор. 2:14). Телесные люди руководствуются в своей жизни в большей мере материальными интересами, а их души похожи на души животных. Люди душевного типа более склонны к проявлениям доброты, сочувствия, альтруизма и т.д. При этом их души представляют собой совокупность объединенных самосознанием и личностью органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без проявлений духовных элементов. А люди духовные в наибольшей степени склонны к осознанию, принятию духовных ценностей и их максимальной социализации[6, с73-74].
Существует ли душа как единое целое или ее можно рассматривать как совокупность отдельных элементов (воля, память, эмоции, самость, разум, неосознаваемое и т.д.), выступающих предметом изучения таких частных наук, как психология, нейрофизиология, психиатрия и др.? На наш взгляд, данная проблема может быть решена в контексте известного парадокса (когда «за отдельными деревьями не видно леса») и с учетом применения различных уровней научного анализа ситуации. Известно, что на эмпирическом уровне исследования ученые имеют дело с т.н. «абстрактными объектами», полученными в процессе абстрагирования (т.е. «вырывания» из взаимосвязи с другими телами) и выступающими в глазах исследователя отдельными объектами изучения (например, на прямой линии мысленно вычленяется отдельная точка для
непосредственного анализа ее свойств). На теоретическом же уровне научного познания исследователи имеют уже дело с т.н. «идеальными объектами», полученными в процессе преобразования абстрактных тел методом «преде-льного подхода» (например, абстрактная точка путем максимального расширения ее возможного континуума превращается в «идеальный объект», вобравший в себя все возможные свойства и качества точек во Вселенной). При этом известно, что подобные «идеальные объекты» имеют большую эпистемологическую ценность, т.к. их изучение дает представление не о единичном объекте, а о свойствах бытия в целом. И тот факт, что отдельные элементы психической организации человека (например, воля, память и др.) являются предметом изучения ряда частных наук, не отрицает (а наоборот, подтверждает) возможность существования более цельного, единого идеального образования, выступающего предметом изучения уже философского или общенаучного анализа. Следовательно, в контексте современных стандартов научности существование такого идеального объекта исследования, как «душа» (вобравшего в себя все свойства, качества и отношения элементов внутреннего мира человека), вполне допустимо, хотя бы в качестве научной гипотезы.
Но возникает другой вопрос: является ли этот феномен только свойством биологического тела (например, как цвет) или речь может идти о наличии в нем некой субстанциональности? Сегодня в теоретической биологии широко представлена концепция Ч. Дарвина о видообразовании живых организмов, выступающая уже более 150 лет основой научного мировоззрения и проведения теоретико-методологических разработок. Но обратим внимание на такую важную деталь: Дарвин выдвинул идею саморазвития живых организмов путем таких механизмов, как изменчивость, наследственность и естественный отбор. Однако эти факторы прилагаются к уже существующим биологическим системам и не ясно: за счет каких энергетических ресурсов шла биологическая эволюция? Как известно, еще в 1935 г. немецкий ученый Э. Бауэр открыл, что в процессе эволюции происходит рост удельной энергоемкости живого организма, что, cлeдoвaтeльнo, ведет к возрастанию объема и качественных характеристик энергетического потенциала всех высших животных и особенно человека, которому необходима колоссальная энергия на осуществление социальной, интеллектуальной и духовно-преобразующей деятельности. Возникает вопрос: каким образом возникает в человеке энергия нематериальная - социальная, духовно-нравственная, эстетически-преобразующая, творческая и т.д., и что она собой представляет в субстанциональном виде? (Нельзя же серьезно полагать, что потребляемая людьми материальная еда с ее физическими энергетическими свойствами прямо в желудке каким-то чудесным образом превращается в энергию идеально-духовного плана). Поэтому учитывая, что человек как биосоциальное существо является открытой диссипативной системой, то, скорее всего, люди ежесекундно получают эту колоссальную нематериальную, недоступную для чувственного и научного восприятия энергию, способную преобразовывать окружающий мир и самого человека из некого «нечто, имеющего ярко выраженный интенциональный характер, заданность цели и волю»[7, с.151] и что внутри каждого человека, животного или растения также имеется нематериальная энергия (субстанция), оживляющая тело и дающая человеку способность к духовности, творчеству и самопреобразованию. О том, что наше предположение имеет под собой веские обоснования, свидетельствуют успехи современной медико-биологической науки. Так, с одной стороны, многочисленные эксперименты, проведенные в конце XX в. такими известными исследователями, как Р. Моуди-мл., Э. Кюблер-Росс и др. ясно свидетельствуют, что «уход» идеального сознания (души) из тела ведет вначале к состоянию клинической смерти, затем к «смерти мозга» больного и умиранию его физического тела. С другой стороны, знание того факта, что в нашем организме структуры ДНК хранят в себе колоссальную информацию (т.е. идеальный план) о физическом строении тела и его каждого органа, обязательно приводит нас к мысли: а какая сила способна осуществить данную работу по формированию структуры тела согласно уже имеющегося плана? (Если у вас имеется подробный план строительства загородного дома и все необходимые стройматериалы, то обязательно нужна еще какая-то сила, способная выполнить намеченную работу согласно имеющегося плана). Все эти данные если не прямо, то косвенно указывают на то, что каждом биологическом организме присутствует душа, обладающая жизненной силой, разумом, высокой активностью и избирательностью.
На основании вышеизложенного можно прийти к следующим основным результатам исследования:
1) к постижению феномена души нельзя подходить только с позиции идеализма или материализма, т.к. изучаемый объект включает в себя как материальное, так и идеально-духовное;
2) постижение феномена души должно, на наш взгляд, происходить на стыке двух основных типов рациональности: естественно-научного (цель которого состоит в познании фактов внешней среды) и социально-гуманитарного (направленного на глубинное понимание фактов внутреннего мира человека).
3) в процессе постижения сущности данного явления необходимо одновременно использовать методы непосредственного восприятия внутреннего мира человека (метод интроскопии, саморефлексии и др.), методы интерпретации данных естественно научных дисциплин, а так же методы философско-культурологического дискурса, вписывающие полученное знание в социокультурный фон эпохи.
Литература
1. Фрезер Дж. Дж Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж Дж Фрезер; Пер. с англ. М.К. Рыклина. - М.: ООО Изд-во ACT: ЗАО НПП Ермак 2003. - 781 с.
2. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид/Под общ. Ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, ААТахо-Годи; Пер. с др. греч.- М.: Изд-во «Мысль», 1999. - 528 с.
3. Меньчиков Г.П. Основы антропологии: традиции и инновации. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 240 с.
4. Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского / Аврелий Августин. - М.: Изд-во ACT, 2003. - 440 с.
5.Августин А. О бессмертии души / Блаженный Августин. - М.: Изд-во ACT, 2004. - 511 с.
6. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Дух, душа и тело. - Киев, 2002. - 149 с.
7. Чадов Б.Ф. Цикличность живого и сущего / / Философские науки. - Новосибирск, 2008, - №2 (37) - С.134-161
References
1. Frezer Dzh. Dzh. Zolotaya vetv': Issledovanie magii i religii / Dzh. Dzh. Frezer; Per. s angl. M.K. Ryklina. - M.: OOO Izd-vo AST: ZAO NPP Ermak 2003. - 781 s.
2. Platon. Fedon, Pir, Fedr, Parmenid/Pod obshch. Red. A.F. Loseva, V.F. Asmusa, A.A. Taho-Godi; Per. s dr.grech.-M.: Izd-vo «Mysl'», 1999. - 528 s.
3. Men'chikov G.P. Osnovy antropologii: tradicii i innovacii. - Kazan': RIC «SHkola», 2006. - 240 s.
4. Avgustin A. Ispoved' Blazhennogo Avgustina, episkopa Gipponskogo / Avrelij Avgustin. - M.: Izd-vo AST, 2003. - 440 s.
5.Avgustin A. O bessmertii dushi / Blazhennyj Avgustin. - M.: Izd-vo AST, 2004. - 511 s.
6. Svyatitel' Luka (Vojno-YAseneckij) Duh, dusha i telo. - Kiev, 2002. - 149 s.
7. Chadov B.F. Ciklichnost' zhivogo i sushchego / / Filosofskie nauki. - Novosibirsk, 2008, - №2 (37) - S.134-161
УДК 930:001.83(100)
Рафаэль М.Валеев, АМ.Мустафина
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РУКОВОДСТВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНВЕНЦИИ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО В ПОДГОТОВКЕ НОМИНАЦИОННЫХ ДОСЬЕ
Подготовка номинации объекта Всемирного наследия трудоёмкий процесс, который занимает несколько лет. Комитетом всемирного наследия подготовлен ряд Руководств, призванных сделать процедуру оформления пакета документов наиболее ясной и эффективной. В данной статье рассматривается Практическое Руководство по выполнению Конвенции всемирного наследия и информационное Руководство по подготовке ретроспективной Формулировки выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия.
Ключевые слова: охрана памятников, объекты Всемирного наследия, выдающаяся универсальная ценность (ВУЦ), ретроспективная формулировка ВУЦ, Практическое Руководство.
Rafael M. Valeev, A. Mustaflna THE ROLE OF THE GUIDELINE TO THE IMPLEMENTATION OF THE UNESCO WORLD HERITAGE CONVENTION IN THE PREPARATION OF A NOMINATION DOSSIER
The preparation of the World Heritage site nomination is a laborious process that takes several years. The World Heritage Committee has prepared a number of guidelines designed to make the procedure for issuing a package of documents clear and effective. This article reviews The Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention and the Guidelines for the preparation of a retrospective statement of the outstanding universal value of a World Heritage Site
Keywords: protection of monuments, World Heritage sites, Outstanding Universal Value (OUV), retrospective statements OUV, the Operational Guidelines.
На сегодняшний день значимость памятников истории и культуры не вызывает сомнения. В каждой стране ведётся активная работа по охране, реставрации и использованию культурного наследия региона. В основном законе Российской Федерации прописано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»[1]. Как отмечают АИ.Дайнеко и Д.В.Дайнеко в своей статье [2, c.140-148] вопросы в сфере охраны культурного наследия регулирует нормативно-правовая база государства, а также международные документы, главным из которых является Конвенция о всемирном наследии.