УДК 130.3
О СОДЕРЖАНИИ КАТЕГОРИЙ «ДУША» И «ДУХ» В ФИЛОСОФСКОЙ
ТРАДИЦИИ
© 2012 г П.А. Пономарёв, В.Н. Белогорцев
Пономарёв Пётр Андреевич —
доктор философских наук, профессор,
кафедра психологии и педагогики,
Южно-Российский государственный университет
экономики и сервиса,
ул. Шевченко, 147, г. Шахты, 346500.
E-mail: ponomarev_p@mail. ru.
Ponomaryov Pyotr Andreevich — Doctor of Philosophical Science, Professor, Department of Psychology and Pedagogy, South-Russian State University of Economics and Service, Shevchenko St., 147, Shakhty, 346500. E-mail: [email protected].
Белогорцев Виктор Николаевич —
доктор философских наук, доцент,
кафедра социальных технологий,
Южно-Российский государственный университет
экономики и сервиса,
ул. Шевченко, 147, г. Шахты, 346500.
E-mail: [email protected].
Belogortsev Viktor Nikolaevich —
Doctor of Philosophical Science, Associate Professor,
Department of Social Technologies,
South-Russian State University
of Economics and Service,
Shevchenko St., 147, Shakhty, 346500.
E-mail: [email protected].
Рассматриваются исторически изменяющиеся воззрения на важнейшие компоненты духовного мира человека - духа и души. Эти термины до последнего времени в научной литературе практически не употреблялись. Анализируются различные взгляды на содержание категорий «душа» и «дух» и интерпретация данных феноменов в религиозном и светском аспектах. Выделяются основные направления научных исследований в области изучения духовной сферы человека. Делается анализ функционального качественного различия души и духа.
Ключевые слова: дух, душа, сознание, психика, ум, чувства.
Historically changing views on the most important components of spiritual world of a man, spirit and soul are considered. Until recently these terms practically have not been used in scientific literature. Different points of view on the contents of concepts «spirit» and «soul» are analyzed. An interpretation of these phenomena in religious and secular aspects is examined. The main directions of scientific investigations in the field of study of a man's spiritual sphere are singled out. The analysis of the functional qualitative difference of «soul» and «spirit» is made.
Keywords: spirit, soul, consciousness, mentality, intellect, feelings.
Понятийно-категориальный аппарат проблемы духовности включает такие важнейшие категории, как «душа» и «дух». До последнего времени в научной литературе эти понятия практически не употреблялись. В работах ученых широко использовались в качестве их синонимов термины «психика» и «сознание». Между тем душа, дух в совокупности являются основой духовного мира человека, поэтому в условиях расширения и углубления внимания к проблеме духовного объективное рассмотрение категорий «душа» и «дух» с учетом современных реалий представляется необходимым и актуальным.
Следует отметить, что эти понятия имеют различную интерпретацию в трудах ученых. В истории философии «душа» осмыслялась через противопоставление телу как вещи (душа как динамическая сила), органическому телу (душа как активное жизненное начало), духу (душа как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное Богом неповторимое личностное начало), внешним социальным формам человеческого пове-
дения (душа как внутренний мир человека, его самосознание).
Термин «душа» использовался с глубокой древности в анимистических верованиях. Постепенно складывалась традиция осмысления феномена души, в становление которой большой вклад внесли мыслители эпохи Античности. Одним из первых основателей этой традиции был Сократ, понимавший под душой разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это «я сознающее», т.е. совесть и интеллектуальная моральная личность.
Древнегреческие философы рассматривали душу как двойник тела, его копию, тень. Они считали, что душа живет и после смерти человека, сохраняя его желания. Вместе с тем к объяснению природы души они подходили по-разному.
Так, Демокрит и Эпикур считали, что душа телес-на и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Пифагорейцы полагали, что душа является особой бестелесной и бессмертной сущностью. Их взгляды
получили развитие в учении Платона и неоплатони-стов (Плотин, Прокл). Платон отождествлял душу с вечной идеей, развивая учение о мировой душе как одном из универсальных принципов бытия, выступающей в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей.
Аристотелем душа понималась как активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него и представляющее собой способность чувствования, деятельность переживания, состояния испытываемых чувств. Он выделяет три разновидности души - вегетативную (растительную), чувственную (животную), разумную (специфически человеческую) [1, с. 333]. В период Античности сформировалось душевно-духовное направление в исследовании природы духовности человека, в котором доминантой духовного мира являлись чувства.
Учение античных философов о душе было воспринято в средние века схоластикой и переработано в соответствии с христианскими представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере души. В соответствии с воззрениями христианских мыслителей Августина Аврелия, Фомы Аквинского душа рассматривается сквозь призму представлений о сыновности человека Богу, обусловленности душевной жизни волей высшего существа, необходимости восхождения к духовным высотам, о возможности вечной жизни. По их мнению, душа является искрой Божьей, в процессе взращивания которой может возвыситься человек.
Душа в религиозном и светском аспектах отождествляется с внутренним миром человека, но его устройство понимается и представляется различно.
В религии под душой понимается данная Богом бессмертная и независимая от тела сущность человека, его «двойник», активное начало, которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет его, а покидая - приносит смерть, сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа [1, с. 333].
В новоевропейской философии термин «душа» употреблялся для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. Характерно, что в этот период возникает рационалистическое направление в понимании духовного мира человека. Так, Декарт считал, что душа объединяет качественно разнородные психические и физиологические процессы питания, роста, движения, ощущения, желания, с одной стороны, и рассуждения и умозаключения - с другой. По его мнению, надо отнести ощущение, желание, питание к телу человека, а формы мышления, разум (как главную часть души) трансформировать в «мыслящую субстанцию», объединяющую все, что относится к сознанию. Постепенно в философии рационально-духовного направления понятие души заменяется термином «сознание». Представители этого направления отождествляли внутренний духовный мир человека с «чистым сознанием», включающим рассудок, разум, процедуры и формы рационального мышления [2, с. 21].
И. Кант душу помещает за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. К способностям души он относит ум, волю, чувства.
У Гегеля душа понимается как низшее, чувственное проявление духа по отношению к материи (чувствующая и деятельная душа).
В связи с развитием представлений о духовной природе человека в XX - XXI вв. в научных исследованиях преобладающей становится реалистически-духовное направление, в котором душа и сознание интегрируются и представляются в качестве диалектического единства противоположностей.
С.Л. Франк писал, что душа - это «единство, объемлющее всё множество сменяющихся душевных состояний, весь временный поток душевной жизни человека от его рождения до смерти» [3, с. 16].
В настоящее время душу рассматривают как мир чувств, переживаний человека, образующий целостное единство, которое постигается методом самонаблюдения над внутренней самосознающейся жизнью субъекта. Таким образом, душа человека является формой интеграции чувств в единую, целостную систему, имеет мировоззренческий и духовно-нравственный уровни, которые хотя и взаимодействуют, но существуют автономно. Она является локализацией творческого потенциала личности, определяет отношение человека к реальной действительности, подсказывает ему линию поведения в той или иной ситуации, создает устойчивость личности человека и идентичность его индивидуальности. Душа отвечает за связь духа с телом, выступая как голос совести, определяет чувства, эмоции, неосознаваемое ощущение гармонии, стремление к истине. Понятие «душа» можно раскрыть через такие характеристики, как внутреннее, целостное, духовное, активное.
Категория «дух» в трудах античных мыслителей активно используется наряду с понятием «душа». Так, в философских теориях неоплатоников дух рассматривается наряду с такими понятиями, как «материя», «форма», «душа», и соотносится с ними как самостоятельная категория.
В средние века античные представления о духе использовались для создания концепции духовного абсолюта в религиозных учениях. Так, в христианстве Святой Дух рассматривался как синтетическое начало мироздания. Согласно христианской антропологии, дух - это не что иное, как Бог, сверхъестественная сущность, которая может быть лишь предметом веры.
В философии нового времени получает развитие рационалистическое понимание духа прежде всего как разума, мышления (Декарт, Спиноза и др.).
В то же время в материалистической философии XVII - XVIII вв. дух рассматривался как комбинация ощущений, как нечто вторичное по отношению к природе.
Представители немецкого классического идеализма подчеркивали активность духа, под которым понимали деятельность самосознания. Категория «дух» занимает важное место в учении Гегеля. Первоосновой всего
мироздания он считал абсолют как некое духовное начало, существовавшее до появления реального мира и обозначаемое разными понятиями: мировой дух, мировой разум, абсолютная идея. Дух для Гегеля - единство самосознания и сознания. Бытие духа есть деяние. Дух выступает в трех формах: субъективный (личность), объективный (общество, государство) и абсолютный (культура). Только человек может подниматься от единичности к всеобщности мысли, постигать свою духовную сущность [4, с. 25 - 26].
Диалектический материализм духовное связывает с человеческой деятельностью, рассматривая мыслящий дух как «высший цвет материи».
С середины XIX в. в научной литературе категория «дух» часто отождествлялась с понятиями «сознание», «мышление». В XX в. большой вклад в развитие концепции духа внесли русские религиозные философы. В.С. Соловьёв писал: «Дух - это проявление любви. Одной из целей человеческого духа должно стать установление истинного любовного отношения человека не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде» [5, с. 128].
Русский философ-педагог И.А. Ильин человеческому духу отводил роль самостоятельного творческого центра. По его мнению, «дух человека есть личная энергия и притом разумная энергия» [6, с. 95]. Другой известный русский философ Н.А. Бердяев, подчёркивая особое значение свободы для проявления духа, утверждал, что «дух есть свобода и свободная энергия» [7, с. 321].
Один из основоположников современной философской антропологии М. Шеллер (1874 - 1929) верил, что духовная энергия, которая делает человека человеком, находится вне его самого. По его мнению, такой созидательной энергией является трансцендентный дух. Он противостоит абсолютно всему, ибо сверхприроден [1, с. 1218].
Обобщая вышеприведенные высказывания о духе М. Шеллера, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьёва, можно заключить, что человек - это дух, дух -подлинная сущность человека. Дух проявляется в любви к качеству и воле, к совершенству во всех областях жизни.
Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности» как таковой. В понятии духа отражается не только феномен «духовности» как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально значимых качеств, преломленных в фокусе «я», самосознания.
В научной литературе понятие «дух» выступает как дух индивида, как общий коллективный дух и как объективированный дух. Носителем личного духа
является психический склад отдельного индивида, носителем объективного духа - какая-либо общность (группа, народ и т.д.). Объективированный дух - это совокупность завершённых творений духа. Объем понятия «дух» в первом значении охватывает разум, совесть, чувство долга, милосердие, стыд, справедливость, добродетель, любовь, сердечность, раскаяние и др. В настоящее время дух определяется как психическое явление. Он наделяется следующими признаками: не есть видимая вещь; раскрывается в личности, наполняя ее сверхличным содержанием; реальность духа не от объекта, а от Бога.
В отличие от души дух свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любую границу; поэтому он способен доходить до вершин мироздания (т.е. быть совершенным), творить любую предельную целостность и привносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию [8, с. 165]. Если душа признается имманентным началом человеческой субъективности, то дух - трансцендентным. Дух есть сущность духовного так же, как духовное - сущность душевного.
Таким образом, дух прежде всего является освобождающей и преобразующей силой, воздействующей на душу человека посредством духовных ценностей. Смысловое содержание понятий «душа» и «дух» соотносится со стремлением человека к истине, познанию окружающей действительности на основе высших ценностей, организации своей жизнедеятельности в соответствие с нравственными и эстетическими критериями, с чем-то внеличностным.
Литература
1. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. Москва; Минск, 2001. 1312 с.
2. Катунина Н.С. Философские и научные предпосылки исследования природы духовности человека // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития / под ред. О.И. Кирикова. Кн. 15. Воронеж, 2008.
3. Франк С.Л. О понятии и задачах философской психологии / С.Л. Франк // Душа человека. URL: http://russo-phos.ru/katalog/f/frank-semen-lyudvigovich/dusha-cheloveka/ (дата обращения: 02.04.2012).
4. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. М., 1997. 422 с.
5. Соловьёв В.С. Критика отвлеченных дел. СПб., 1880. 282 с.
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч.: в 10 т. М., 1993. Т. 1. 243 с.
7. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. 286 с.
8. Современный философский словарь / под ред. В.В. Кемерова. М., 1996. 608 с.
Поступила в редакцию 23 апреля 2012 г.