УДК 371.08
С.В. Казакова
ФЕНОМЕН АУДИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Оно включает множество смысловых оттенков. Объясняется это прежде всего тем, что культура выражает глубину и необъятность человеческого бытия.
Культурологи выделяют в современном обществе такие виды культуры, как элитарная, народная и массовая; этническая и национальная; визуальная, аудиальная и аудиовизуальная и др.
Говоря об аудиальной культуре как о составной части культуры, отметим, что данный термин стал широко использоваться в культурологии, педагогике и педагогике музыкального образования. Однако четкого обоснования сущности, структуры, содержания и функций данного понятия нами обнаружено не было.
Следовательно, необходимо произвести анализ данного феномена, выявить сущность аудиальной культуры и уточнить формулировку понятия «аудиальная культура».
В переводе с латинского uudio — слушать. В последние десятилетия в повседневный и научный обиход все чаще входят понятия, в которых активно используется корень «audi»: аудиальный канал, аудиал, аудиоаппаратура, аудиовизуальная культура, аудиальная модальность, аудиальное развитие, аудирование, аудиовизуальное творчество, аудиальные формы обучения и др.
Термину аудиальная культура близки по значению термины «аудиальное развитие», «аудиовизуальная культура», «аудиовизуальное творчество».
Аудиальное развитие, по мнению А.Ф. Лобовой, характеризуется «высокой степенью дифференциации окружающей аудиальной информации, умением определить ее качество, способностью адекватно реагировать на нее и высокой степенью защищенности от негативного воздействия источников отрицательных шумов, звуков и даже музыки» [9, с. 37]. На наш взгляд, в основе аудиального развития лежит
способность человека принимать и перерабатывать звуковые сигналы из внешней среды, а также адекватно реагировать на них.
Аудиовизуальная культура, как считают Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и другие ученые, это область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими средствами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа). Вся современная культура построена на приоритете аудиовизуальной коммуникации.
В трудах Я.Б. Иоскевича, Ю.О. Оваки-мяна и В.П. Пустовойтова аудиовизуальная культура рассмотрена как качество личности: «Аудиовизуальная культура — это не только область предметной культуры цивилизации», но и «личностной культуры человека, связанная с восприятием, порождением, переработкой и передачей звуковой и визуальной информации» [Цит. по: 5, с. 3].
Одним из основных показателей сформиро-ванности аудиовизуальной культуры личности ученые считают аудиовизуальное творчество человека. По мнению Я.Б. Иоскевича, это творчество, направленное на совершенствование передаваемой «иллюзии реальности», преобразованной в интеграцию «человеческого» и «механического», «реального» и «виртуального» [7, с. 281].
Важным компонентом аудиовизуальной культуры, с нашей точки зрения, является аудиальная культура, которую можно представить как в широком (аудиальная культура общества), так и в узком смысле (аудиальная культура личности).
Аудиальная культура общества представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, связанных с восприятием, переработкой и передачей звуковой информации.
Аудиальная культура личности — интегратив-ное качество личности, в основе которого лежит
способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию.
Из трех составляющих звуковой информации как основы аудиальной культуры личности (звук, речь, музыка) наиболее значимым является звук. Он входит в состав слова и музыки и выступает как универсальное средство общения между людьми, способ познания себя и мира, способ постижения окружающей звуковой среды и вхождения в музыкальное искусство. Указывая на информационную природу музыкального звука, Е.В. Назайкинский отмечал, что звук содержится в информации, а информация — в звуке [11].
Культура как область человеческого познания включает сведения о свойствах тех или иных предметов и явлений природы, изучает способности человека, ценностные ориентиры личности. В сферу исследования аудиальной культуры входит изучение звука как физического явления и объекта слухового восприятия, а также свойства звука как моделирующего механизма, отражающего процессы, происходящие в эволюции природы и развитии человеческого общества и самого человека.
Существует множество научных подходов, раскрывающих разные стороны аудиальной культуры.
Проблемой изучения звука (главного компонента аудиальной культуры) как физического объекта и объекта слухового восприятия занимаются такие науки, как: акустика, рассматривающая основные физические параметры звука; биоакустика, занимающаяся проблемой восприятия звуков и их значением в мире животных; психоакустика, исследующая законы звукового воздействия на человека; психология, изучающая особенности звукового восприятия; музыкальная психология, рассматривающая специфику музыкального восприятия.
Так, с точки зрения физики звук есть колебательные движения частиц упругой среды. Физическая акустика разграничивает звуковые параметры в соответствии с принятой системой общенаучных физических представлений о движении, энергии, пространстве, времени, массе, упругости, скорости и т. д. К основным физическим характеристикам звука физики относят частоту и интенсивность колебания. Исходя из
представленных выше физических параметров, звуки подразделяются на высокие и низкие, громкие и тихие, продолжительные и короткие, слышимые и неслышимые, музыкальные и не музыкальные. Знания из области физики дают общее представление о звуке, позволяют дифференцированно подойти к шумам и звукам окружающей действительности, познать акустические основы музыки.
К наиболее известным подходам классификации звуковых сигналов, издаваемых и воспринимаемых животными (раздел биоакустика), можно отнести функциональный и экологофункциональный подходы и классификацию, рассмотренную с точки зрения синтаксиса свойства последовательности звука (А.И. Константинов, А.С. Мальчев-ский, В.Н. Мовчан, А.В. Панин, Г. Темброк) [8]. В соответствии с данными подходами предполагается, что звуки в жизни животных выполняют следующие функции: уведомляют о видовой или половой принадлежности партнеров, сообщают о возрасте и состоянии здоровья животного, предупреждают особей о неблагоприятных изменениях во внешней среде, уведомляют о занятости территории и др., т. е. помогают ориентироваться в пространстве, добывать пищу, увеличивать популяцию, реагировать на опасность, осуществлять простейшую коммуникацию. Сведения из области биоакустики позволяют сконцентрировать внимание на значимости шумов и звуков в мире живой природы, уяснить, что проявление звуковой активности у животных связано с процессом их адаптации и выживания. Иными словами, как и в человеческом обществе, в мире животных звуки имеют определенную «ценность».
Изучением особенностей строения слухового аппарата человека и механизмов звукового восприятия занимаются анатомия и физиология слуха. Аудиальная система человека представляет комплекс органов-рецепторов, воспринимающих звуковую энергию и преобразующих ее в нервный импульс. Благодаря этому человек воспринимает сложные колебания давления как звуки. Владение информацией из области анатомии и физиологии слуха позволяет уяснить специфику человеческого звуковосприятия, найти зависимость между
строением аудиальнои системы и возможностью «принятия» или «непринятия» звуковых сигналов.
Законы звукового воздействия на человека исследует психоакустика (раздел психологии). В отличие от физической акустики она изучает свойства звука, представляющие ценность в речи, музыке, восприятии различных звуков, с которыми человек встречается в природе, в быту: громкость, высота, тембр, длительность (продолжительность), пространственная локализация (В.А. Вахромеев, Е.В. Назайкинский, С.Л. Рубинштейн и др.) [11, 13]. В зависимости от частоты колебания звуки делятся на слышимые и неслышимые. Несмотря на то что некоторые звуки (инфразвуки, ультразвуки, гиперзвуки) не входят в границы диапазона слышимых звуков, их физическое и физиологическое воздействие на человека не прекращается.
Вопросы, связанные с музыкальным восприятием человека, изучает музыкальная психология. Ученые различают традиционно используемые понятия — «восприятие», «музыкальное восприятие», «восприятие музыки». Под восприятием большинство ученых-психологов понимают процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств (А.В. Запорожец, В.П. Зин-ченко, А.Н. Леонтьев). Восприятие музыки, по мнению Е.В. Назайкинского, — это прежде всего восприятие звуковых сигналов как нечто слышимое и действующее на органы чувств [12]. Музыкальное восприятие — прочувствованное и осознанное восприятие, направленное на постижение тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности (Б.В. Асафьев, В.К. Белоборо-дова, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов).
Изучением значения звука в составе слова занимается лингвистика. Согласно этой науке, звуками определяются различия смысла слов в каждом отдельном языке. Рассматриваемые в этом аспекте звуки называют фонемами, в каждом языке они образуют свою систему. Фонема (греч. рhonema — звук) как единица звукового строя языка служит для опознавания и различения значимых единиц — морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них — для опознавания и различение слов. В отличие от
нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка.
Проблему звукового восприятия и интерпретации звука разных цивилизаций, стран и народностей изучает такая наука, как искусствознание (музыковедение). Традиционно выделяют и сопоставляют между собой две культурные цивилизации — восточную и западную модели «слушания» и «слышания» мира.
В области культурологии развивается новое направление, связанное с феноменом аудиаль-ной культуры, — сонология, в основе которой лежит комплексное, всестороннее изучение звука как физического и психического явления, а также как явления культуры и искусства (Д. Михайлов) [10]. Комплексный подход к феномену звука позволяет исследовать его свойства как моделирующего механизма, отражающего многообразные процессы, происходящие в эволюции природы, развития человеческих обществ, акцентировать внимание на ценности звука для жизни человека.
Звуковая среда играет важную роль в жизни личности. Формирование аудиальной культуры в процессе познания звуков окружающего мира происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях.
Развитию разных сторон аудиальной культуры при обучении ребенка способствуют следующие дисциплины общеобразовательного цикла: русский язык, иностранный язык, литературное чтение, музыка. Таким образом, можно говорить о педагогическом подходе в формировании аудиальной культуры.
Одной из основных целей изучения русского языка является формирование коммуникативных компетенций учащихся, развитие устной и письменной речи. Содержание курса «русский язык» включает важные для формирования аудиальной культуры темы — фонетику, фонетику и графику, развитие речи, чтение.
В процессе обучения иностранному языку учащиеся приобретают важные умения и навыки, необходимые для формирования аудиаль-ной культуры: сообщать; рассказывать, выражая свое отношение; характеризовать, называя качества лица/предмета; читать наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен; пересказывать услышанный/прочитанный текст; составлять собственный текст по аналогии, т. е. воспринимать, интерпретировать и воспроизводить речевую информацию. При этом очень важно соблюдать нормы произношения звуков языка, использовать правильное ударение, произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей. Иностранный язык направлен на формирование коммуникативных умений школьников, которые развиваются через следующие виды деятельности: говорение, аудирование, чтение, фонетический разбор.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника. Содержание данного курса включает виды деятельности учащихся на уроках, способствующие аудиальному развитию школьников: аудирование (слушание); чтение, предполагающее соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания; передача смысловых особенностей текста с помощью интонирования и др.; участие в коллективном обсуждении того или иного текста; говорение (культура речевого общения).
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение важных для становления аудиальной культуры целей: формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки; развитие образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Итак, аудиальная культура способствует развитию фонетического и музыкального слуха человека, формированию его речевой и музыкальной культуры, развитию художественного вкуса, формированию ценностного отношения к звуковой среде вообще, и звуку в частности.
Изучение сущности феномена «аудиальная культура» требует конкретизации ее функций. Важными функциями аудиальной культуры, на наш взгляд, являются следующие: адаптационная, коммуникативная, знаково-семиотическая, информационно-когнитивная, функция исторической преемственности и трансляции социального опыта, аксиологическая, миромо-делирующая, человекотворческая.
Аудиальная культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде (лат. adaptatio — прилаживание, приспособление). Человек научился приспосабливать среду к себе, изменяя ее в соответствии со своими потребностями. Чтобы выжить, он создает вокруг себя искусственную (культурную) среду, могущую дать ему ту защиту, которой не снабдила природа. Например, появились чуткие приборы, улавливающие звуки различных частот, звуковоспроизводящая аппаратура, музыкальные инструменты, музыкальное искусство и т. д. Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт.
Говоря об адаптационной функции ауди-альной культуры, хочется отметить, что звуки способны воздействовать на человека, его состояние и поведение. А.Н. Бернштейн, С.П. Боткин, Л.С. Брусиловский, Л.А. Китаев-Смык, А.Н. Леонтьев, В.П. Морозов, И.П. Павлов, Ж. Порт, И.М. Сеченов, Р. Тейлор, Б.М. Теплов и другие ученые считают, что звуковые сигналы могут вызывать стресс, усталость, раздражительность, неадекватность поведения, оказывать разрушающее воздействие на слуховую систему, привести к снижению работоспособности, несчастным случаям, патологическим реакциям в организме. Но звуки могут оказывать и положительное воздействие на человека (Ю. Брюкнер, Ю.П. Жиляева, Е.П. Лисицын, Ю.А. Мерзляков, Е.И. Рогов, К. Ульбрих, М.И. Чистякова, К. Швабе и др.). Так, звуки природы лечат стресс, улучшают настроение и нормализуют обменные процессы в организме. Звуки музыки используются также в качестве фактора психологической поддержки с целью создания оптимальных условий для различных видов лечения, в том числе психотерапевтического [14, 15]. Ученые-медики (И.М. Догель, И.Р. Тарханов) утверждают, что музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное
давление, снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела, может улучшать память и обучаемость.
Аудиальная культура формирует условия и средства человеческого общения, т. е. выполняет коммуникативную функцию. К звукам коммуникативной направленности ученые (А.М. Кондратов, Е.В. Назайкинский, Б.М. Те-плов, Б.В. Якушин и др.) относят речь, музыку, неречевые звуки. Так, у некоторых народов существует язык барабанов, свиста или шепота. Основная задача этих языков — передача «последних известий».
Как и культура в целом, аудиальная культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря освоению культуры (в частности, музыкальной или речевой культуры) между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения; культура дает им и средства общения — знаковые системы, языки (условие); благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они научаются пользоваться знаковыми системами, фиксировать («опредемечивать») в них свои мысли и усваивать («распредмечивать») зафиксированные в них мысли других людей (результат).
Близкими к коммуникативной функции аудиальной культуры являются знаково-семиотическая и когнитивно-информационная функции.
Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Знаки и символы играли важную роль уже в архаичных культурах. Так, археологические данные, этнографические наблюдения, в частности фо-норасшифровки многих напевов ведда, свидетельствуют о том, что древние люди с помощью магических ритуалов пытались «умилостивить» зверя и путем волшебства заставить дичь угодить в руки охотника. Для этого в магическом танце имитировались движения и повадки животных, использовались звукоподражательные крики, возгласы и слоги, а также примитивные инструменты (звуковые агрегаты) [6].
Важнейшими являются вербальные знаковые системы — разговорные языки. Любой есте-
ственный язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Эта система складывается на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека (устройство мозга, гортани, органов слуха и т. д.). Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общения. Новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике запечатлеваются словами, пополняют словарный запас языка — лексику. Вместе с тем уходят из употребления или изменяют значение и стилевую окраску слова, связанные с уходящими в прошлое условиями жизни. Несмотря на подвижность, лексическое «ядро» языка сохраняется веками. Таким образом, язык в своей основе остается одним и тем же в течение столетий, и это является основой взаимопонимания поколений.
Аудиальная культура выполняет когнитивно-информационную функцию. Звуковые сигналы в виде щелчков, гудения, дребезжания и т. д., присущие определенным предметам, механизмам, устройствам, могут быть проявлением процессов, происходящих в них, а значит, несут информацию (В.П. Морозов, А.В. Никонов и др.). Обращение исследователей А.П. Мерриема, К.Р. Вахсмана, Б. Нетла, Р. Нидема, Д. Шток-ман, М. Шнейдера, Б. Лауэргрена, Д. Мазо-нович и других к истокам звуковой практики человечества и попытка реконструкции первичной звуковой ориентации человека в окружающем мире позволили сделать вывод, что уже в Древнем мире любой звук был семантичным, нес информацию о намерениях объекта по отношению к человеку: гремит ли гром, журчит ли ручей, хрустнет ли ветка в темноте, послышатся ли звуки горного камнепада — все вызывало к ответной реакции, побуждало к ответному действию, на которое человека настраивала его непосредственная эмоциональная реакция (реакция на звуковую информацию).
Говоря о когнитивно-информационных свойствах аудиальной культуры, следует отметить, что благодаря звукам человек получает информацию о содержании сообщения и его источнике. В речи, например, эти сведения заключены в тембре, интонации голоса. Через
интонацию можно составить представление о личности человека, его состоянии, характере, темпераменте, возрасте и других качествах. Характеристики голоса используют при диагностировании.
Когнитивно-информационную функцию выполняют не только отдельные звуки или речь, но и такой компонент аудиальной культуры, как музыка (А.Г. Антоненко, Л.С. Выготский, А.В. Гулыга, М.В. Нечкина, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Р.П. Шульга и др.). Музыка, как и другие виды искусства, способна вбирать и отражать все явления человеческой жизни: «Являясь выражением мысли композитора, интонация способна выражать в себе мировоззрение, миро-отношение, мироощущение, миропонимание, мирослышание не только одного конкретного человека, но и всей эпохи» [2, с. 97].
Аудиальная культура по своей природе ценностна, что позволяет выделить аксиологическую функцию. Рассмотреть эту функцию аудиальной культуры можно на примере музыкальной культуры разных эпох и разных культурных традиций. Так, музыкальная культура в эпоху барокко ввиду господствования религиозной традиции отличалась красотой и величием существующего мироздания. Музыка того времени носила характер торжественной радости и просветления. Картина мира в культуре Нового времени во многом базировалась на протестантском мировоззрении, что нашло свое отражение в классицизме и его эстетических ценностях. Музыкальная классика, представленная крупнейшей венской композиторской школой (И. Гайдн, В.А. Моцарт), явилась характерным примером и выразителем мировоззрения европейского Просвещения с его оптимизмом, верой в добро и разум. В контексте европейской музыкальной культуры Нового времени новые подходы к значимости науки и ее проявлению во всех сферах жизни выразились в стандартизации музыкального языка, в упорядочивании нотных записей и в появлении партитуры. Она позволила записывать и неоднократно воспроизводить сложное многоголосое произведение, давала наглядное представление о взаимодействии всех элементов музыкальных созвучий, структурных компонентов и смысловых акцентов, задуманных композитором.
Близкой к когнитивно-информационной и аксиологической функциям аудиальной культуры является миромоделирующая функция. По мнению Лейбница, музыка есть «подражание той универсальной гармонии, которую Бог вложил в мир» [Цит. по: 3, с. 40]. Значение звуков в античные времена было тесно связано с мифологическим представлением гармонии сфер. Музыка считалась частью проекции мира, самой душой мира. В понятие «мир» античные философы включали, во-первых, всеобъемлющий порядок, во-вторых, отношение к этому порядку [1].
Говоря о миромоделирующей функции аудиальной культуры, следует отметить, что большое значение звукам в устройстве мира придавалось в таких древних цивилизациях, как Индия и Китай. Согласно сочинению «Люйши чуньцю» («Весны и осени господина Люя»), музыка присутствовала в космосе с самого момента его зарождения. Суть музыки — в слаженности звуков, которая отвечает устройству мироздания. Поэтому, исследуя музыку, можно познать законы бытия [4].
С учетом фактора времени важнейшая функция аудиальной культуры, как и культуры в целом, — это историческая преемственность, передача (трансляция) социального опыта. Культура сохраняет социальный опыт поколений в словах и понятиях, символах, формулах, в языке музыки. К трансляции социального опыта человечества относятся образование и воспитание, обеспечивающие процесс культурной преемственности и исторического прогресса человечества.
Интегрирующей функцией аудиальной культуры является человекотворческая. Звуковое творчество как результат эмоционально-душевного состояния человека проявляется через интонацию, движение мелодии, ритма, гармонии. Человек — единственное существо, способное к непрестанному новаторству. Деятельность человека разнообразна, она может выражаться в творчестве композитора, поэта, писателя, исполнителя, слушателя. Разнообразны и продукты человеческой деятельности.
Итак, аудиальная культура — это сложное и многогранное явление. Данный феномен можно представить как в широком (аудиальная культура общества), так и в узком (аудиальная
культура личности) смысле. В широком смысле она определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, связанных с восприятием, переработкой и передачей звуковой информации. В узком смысле аудиальная культура — интегрированное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию.
Из трех компонентов звуковой информации как основы аудиальной культуры личности (звук, речь, музыка) наиболее значимым является звук, входящий в состав слова и музыки и выступающий как универсальное средство общения между людьми, способ познания себя и мира, постижения окружающей звуковой среды, важная составляющая которой музыкальное искусство.
На современном этапе имеется несколько научных подходов к раскрытию феномена «аудиальная культура» — физический, биологи-
ческий, физиологический, психологический, лингвистический, искусствоведческий, культурологический, педагогический. Несмотря на специфику каждого из них, можно выделить общую составляющую: в основе аудиальной культуры лежит способность субъектов не только «слушать» звуковую среду — улавливать звуковые сигналы, воспринимать весь спектр звуков (природных, бытовых, речевых, музыкальных и т. д.), но и осознавать полученную звуковую информацию, т. е. «слышать» и адекватно реагировать на нее.
К основным функциям аудиальной культуры можно отнести: адаптационную, коммуникативную, знаково-семиотическую, информационно-когнитивную, функцию исторической преемственности и трансляции социального опыта, аксиологическую, миро-моделирующую.
Интегрирующей функцией аудиальной культуры является человекотворческая.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Античная музыкальная эстетика [Текст] / сост. А.Ф. Лосев. - М.: Музгиз, 1960. - 304 с.
2. Асафьев, Б.В. Интонация [Текст] / Б.В. Асафьев // Методология педагогики муз. образ.: учебник для студентов вузов / под ред. Э.Б. Абдуллина. — М., 2006. — С. 94—106
3. Бессонова, Т.И. Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента (на примере классической музыки) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.И. Бессонова. — Липецк, 2002. — 141 с.
4. Васильченко, Е.В. Культура звука в традициях восточных цивилизаций: Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия [Текст]: дис. ... д-ра культурол. наук: 24.00.01 / Е.В. Васильченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М., 1997. — 500 с.
5. Ворохоб, Ю.А. Аудивизуальная культура будущего учителя и пути ее формирования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.А. Ворохоб. — Л., 1979. — 24 с.
6. Грубер, Р.И. Всеобщая история музыки [Текст] / Р.И. Грубер. — М.: Музгиз, 1960. — Ч. 1. — 487 с.
7. Иоскевич, Я.Б. Электронная революция: искусствоведческий аспект [Текст] / Я.Б. Иоскевич // Новые аудивизуальные технологии / отв. ред. К.Э. Разлогов. — М., 2005. — С. 281—283.
8. Константинов, А.И. Звуки в жизни зверей [Текст] / А.Н. Константинов, В.Н. Мовчан. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 304 с.
9. Лобова, А.Ф. Теория и практика музыкального воспитания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для педагогов / А.Ф. Лобова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2002. — 210 с.
10. Михайлов, Д. О возможности и необходимости универсальной терминологии в музыке [Текст] / Д. Михайлов // Вопр. филос. — 1999. — № 9. — С. 109— 120.
11. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] / Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1988. — 254 с.
12. Он же. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания [Текст] / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки. — М.: Музыка, 1980. — С. 91—111.
13. Он же. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
14. Полякова, В.Б. К вопросу о влиянии музыки на мышечную и сердечную деятельность человека [Текст] / В.Б. Полякова // Эксперимент. исслед. по физиологии, биофизике и фармакологии. — Пермь, 1967. — Вып. 7. — С. 111—114.
15. Она же. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности [Текст] / В.Б. Полякова // Физиолог. характеристики умств. и творч. труда. — М., 1969. — С. 103—104.