Научная статья на тему 'Аудиальная культура: многообразие исследовательских дискурсов'

Аудиальная культура: многообразие исследовательских дискурсов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
920
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / АУДИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / AUDIAL CULTURE / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / SPEECH CULTURE / ЗВУК / SOUND / ЗВУКОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / SOUND PERCEPTION / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / MUSICAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казакова Светлана Викторовна

В статье изложены различные научные подходы к раскрытию содержания понятия «аудиальная культура»: акустический, биоакустический, физиологический, психологический, культурологический, лингвистический, искусствоведческий, педагогический. Обосновывается авторское понимание данного явления. Представлена структура аудиальной культуры, обозначены функцииI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article various scientific approaches to disclosing the contents of concept «audial culture» are stated: acoustic, bioacoustic, physiological, psychological, cultural studies, linguistic, art criticism, pedagogical. The author's understanding of the given phenomenon proves. The structure audial cultures is presented, functions are designated.

Текст научной работы на тему «Аудиальная культура: многообразие исследовательских дискурсов»

5. Римашевская Н. М. Мы прошли точку невозврата / Н. М. Римашевская // Политика. - 2005. - № 43 (457).

6. Римашевская Н. М. Проблемы здоровья населения и демографический кризис в России: [доклад] / Н. М. Римашевская.

7. Стратегия социально-экономического развития Московской области / Издание подготовлено на основании Постановления Правительства Московской области от 15.12.2006, №1164/49. - М., 2007.

С. В. Казакова

АУДИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: МНОГООБРАЗИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДИСКУРСОВ

В статье изложены различные научные подходы к раскрытию содержания понятия «аудиальная культура»: акустический, биоакустический, физиологический, психологический, культурологический, лингвистический, искусствоведческий, педагогический. Обосновывается авторское понимание данного явления. Представлена структура аудиальной культуры, обозначены функции. Ключевые слова: теория и история культуры, аудиальная культура, речевая культура, звук, звуковое восприятие, музыкальное восприятие.

In article various scientific approaches to disclosing the contents of concept «audial culture» are stated: acoustic, bioacoustic, physiological, psychological, cultural studies, linguistic, art criticism, pedagogical. The author's understanding of the given phenomenon proves. The structure audial cultures is presented, functions are designated. Keywords: theory and history of culture, audial culture, speech culture, a sound, sound perception, musical perception.

Определение понятий конкретной науки — важнейший элемент ее методологии. Раскрытие сущности понятия «аудиальная культура», углубленный анализ этого термина позволяют наметить подходы к исследованию, установить критерии сформированности данного личностного качества, выявить структуру и функции феномена.

В научный и повседневный обиход последнего десятилетия все чаще входят понятия, в которых активно используется корень «AUDI»: аудиальный канал, аудиал, аудиоаппаратура, аудиовизуальная культура, аудиальная модальность, аудиальное развитие, аудиовизуальное творчество, аудиальные формы обучения и др.

При этом под аудиоаппаратурой понимают технику, способную передавать звук. «Аудиальный канал» в энциклопедических справочниках НЛП трактуется, как «то, что мы слышим» и «относится к органам слуха». «Аудиал», соответственно, человек более ориентированный на то, что он слышит: музыку, интонации, шорохи, тембр речи.

Близкими по значению являются термины: «аудиальная модальность», под которой ученые-психологи понимают способ восприятия информации человеком (Ю. Р. Юденко), и «аудиальное развитие», которое характеризуется высокой степенью дифференциации окружающей аудиальной информации, умением определить ее качество, способностью адекватно реагировать на нее и высокой степенью защищенности от негативного воздействия источников отрицательных шумов, звуков и даже музыки (А. Ф. Лобова) (4, 8).

Помимо «аудиальной модальности» и «аудиального развития» достаточно широко в науке стали использоваться такие термины, как «аудиовизуальное творчество», «аудиовизуальная культура».

«Аудиовизуальное творчество», по мнению ученого-искусствоведа Я. Б. Иоскевича, это творчество, которое направлено на совершенствование передаваемой «иллюзии реальности», преобразованной в интеграцию «человеческого» и механического, «реального» и «вирту-

ального» (2). Оно связано со зрительным и слуховым восприятием человека.

«Аудиовизуальная культура» - область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими средствами записи и передачи изображения и звука.

Проблему формирования аудиовизуальной культуры рассматривали в своих трудах Л. М. Баженова, Е. А. Бон-даренко, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров и др. Исследованию специфики аудиовизуальной культуры посвящены труды В. О. Вихалемма, С. С. Гинзбурга, С. Г. Кара-Мурзы, Н. Б. Кирилловой, М. Маклюэна, Ю. О. Овакимяно, В. П. Пустовалова, К. Э. Разлогова и др.

В силу того, что при использовании обозначения «аудиовизуальное» ученые имеют в виду прежде всего искусственно созданные объекты, в которых осмысленно объединены звук и изображение, предназначенные для тиражирования, трансляции, распространения на различных носителях и по разным каналам, отсюда аудиовизуальная («звукозрительная»), или экранная, культура понимается как новая коммуникативная парадигма, дополняющая традиционные формы общения между людьми -культуру непосредственного общения и культуру письменную (книжную). Вся современная культура построена на приоритете аудиовизуальной коммуникации (2).

Более широкая трактовка аудиовизуальной культуры, на наш взгляд, дается в исследовании Ю. О. Овакимяна и В. П. Пустовойтова, которые считают, что «аудиовизуальная культура - это не только область предметной культуры цивилизации», но и область «личностной культуры человека, связанная с восприятием, порождением, переработкой и передачей звуковой и визуальной информации» (цит. по: 1).

Итак, в результате изучения вопроса о специфике терминов с общим корнем «AUDI», можно сделать следующие выводы. В основе данных понятий ле-

жит способность человека слышать или особым образом воспринимать звуковую среду. Проблема «аудиальности», или «аудиовизуальности», связана с распространением информационных и коммуникативных технологий в современном обществе. Данный термин получил широкое распространение с появлением технических способов записи и передачи изображения и звука (кино, телевидения, видео, системы мультимедиа).

Говоря об аудиальной культуре личности, хочется отметить, что в последнее время данный термин стал достаточно часто использоваться такими науками, как психология, педагогика, педагогика музыкального образования, культурология. Однако четкого обоснования сущности, структуры, содержания данного понятия не существует.

В нашем понимании аудиальную культуру как часть общей культуры можно представить как в широком (аудиальная культура общества), так и в узком смысле (аудиальная культура личности).

«Аудиальная культура общества» -совокупность материальных и духовных ценностей, связанных с восприятием, порождением, переработкой и передачей звуковой информации.

Аудиальная культура личности есть интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую и музыкальную информацию.

Как и общая культура, аудиальная культура выполняет в обществе следующие функции: адаптационную, коммуникативную, когнитивно-информационную, знаково-семиотическую, социализирующую, преобразующую, трансляционную, человекотворческую.

По мнению психологов, звуковая информация формирует около одной пятой восприятия человеком окружающего мира. Вибрационная природа звука создает язык, который понимает

наш тело и сознание. При этом понятие «язык» связан с термином «информация», который происходит от латинского informare, что означает «форма». Иначе говоря, речь и музыка — это процесс смены акустических форм.

Из трех составляющих звуковой информации, лежащих в основе аудиаль-ной культуры личности, — звук, речь, музыка, — наиболее значимым является звук, который входит в состав слова и музыки и выступает как универсальное средство общения между людьми, способ познания себя и мира, способ постижения окружающей звуковой среды и вхождения в музыкальное искусство. Указывая на информационную природу музыкального звука, Е. Н. Назайкинс-кий отмечал, что звук содержится в информации, а информация содержится в звуке (5).

В сферу интересов аудиальной культуры входит изучение звука как физического явления и объекта слухового восприятия, а также свойства звука как моделирующего механизма, отражающего процессы, происходящие в эволюции природы и развитии человеческого общества и самого человека.

Исходя из этого можно отметить множество научных подходов, раскрывающих разные стороны аудиальной культуры.

Проблемой изучения звука (главного компонента аудиальной культуры) как физического объекта и как объекта слухового восприятия занимаются такие науки, как акустика, рассматривающая основные физические параметры звука; биоакустика, занимающаяся проблемой восприятия звуков и определением их значения в мире животных; психоакустика, исследующая законы звукового воздействия на человека; психология, изучающая особенности звукового восприятия; музыкальная психология, рассматривающая специфику музыкального восприятия.

Так, с точки зрения физики звук -есть колебательные движения частиц

упругой среды. Физическая акустика разграничивает звуковые параметры в соответствии с принятой системой общенаучных физических представлений о движении, энергии, пространстве, времени, массе, упругости, скорости и т.д. К основным физическим характеристикам звука физики относят частоту и интенсивность колебаний. Исходя из вышепредставленных физических параметров, звуки подразделяются на высокие и низкие, громкие и тихие, продолжительные и короткие, слышимые и неслышимые, музыкальные и немузыкальные. Знания из области физики дают общее представление о звуке, позволяют выделить в шумах и звуках окружающей действительности отдельные части, познать акустические основы музыки.

К наиболее известным подходам классификации звуковых сигналов, издаваемых и воспринимаемых животными, можно отнести функциональный подход, эколого-функциональный подход и классификацию, рассмотренную с точки зрения синтаксиса свойства последовательности звука (А. И. Константинов, А. С. Мальчевский, А. Н. Мовчан, А. В. Панин, Г. Темброк) (3).

В соответствии с данными подходами предполагается, что звуки в жизни животных выполняют следующие функции: уведомляют о видовой или половой принадлежности партнеров, сообщают о возрасте и состоянии здоровья животного, предупреждают особей о неблагоприятных изменениях во внешней среде, уведомляют о занятости территории и т.д., то есть помогают ориентироваться в пространстве, добывать пищу, увеличивать популяцию, реагировать на опасность, осуществлять простейшую коммуникацию. Сведения из области биоакустики позволяют сконцентрировать внимание на значимости шумов и звуков в мире живой природы; уяснить, что проявление звуковой активности у животных связано с процессом их адаптации и выживания.

Особенностями строения слухового аппарата человека и механизмами звукового восприятия занимаются такие разделы науки, как анатомия и физиология слуха. Аудиальная система человека представляет собой комплекс органов-рецепторов, воспринимающих звуковую энергию и преобразующих её в нервный импульс. Благодаря этому человек воспринимает сложные колебания давления как звуки. Владение информацией из области анатомии и физиологии слуха позволяет уяснить специфику человеческого звуковоспри-ятия, найти зависимость между строением аудиальной системы и возможностью «принятия» или «непринятия» звуковых сигналов.

Психология (раздел психоакустика) исследует законы звукового воздействия на человека. В отличие от физической акустики, психоакустика изучает те свойства звука, которые представляют ценность в речи, в музыке, в восприятии различных звуков, с которыми человек встречается в природе, в быту: громкость, высота, тембр, длительность (продолжительность), пространственная локализация (В. А. Вахромеев, Е. В. Назай-кинский, С. Л. Рубинштейн и др.) (5, 7).

В зависимости от частоты колебания звуки делятся на слышимые и не слышимые человеком. Несмотря на то, что некоторые звуки (инфразвук, ультразвук, гиперзвук) не входят в границы диапазона слышимых звуков, это не значит, что прекращается их физическое и физиологическое воздействие на человека. Оставаясь вне поля слышания, инфразвуки, например, являются причиной неосознанного страха, беспокойства, раздражения, усталости.

В русле интересов музыкальной психологии находятся вопросы, связанные с музыкальным восприятием человека. Ученые различают традиционно используемые понятия — «восприятие», «музыкальное восприятие», «восприятие музыки». Под восприятием большинство ученых-психологов понимают

процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев). «Восприятие музыки», по мнению Е. В. Назайкинского, это восприятие звуковых сигналов как нечто слышимого и действующего на органы чувств (6). И, наконец, «музыкальное восприятие» — прочувствованное и осознанное восприятие, направленное на постижение тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности (Б. В. Асафьев, В. К. Белобородова, Е. В. Назай-кинский, Б. М. Теплов). Кроме того, «музыкальное восприятие» трактуется как способность, связанная с другими музыкальными способностями (А. Л. Готсдинер, О. А. Апраксина), или как определенный процесс, который тесно связан с процессом протекания самого музыкального произведения (Л. А. Без-бородова, В. К. Белобородова, Л. В. Го-рюнова, Е. В. Назайкинский, Г. С. Тарасов). Во втором случае ученые обращают внимание уже не только на субъективную составляющую музыкального восприятия, но и на объективную — само музыкальное произведение.

Изучением значения звука в составе слова занимается лингвистика. В лингвистике звуки определяют различия смысла слов в каждом отдельном языке. Рассматриваемые в этом аспекте звуки получают название фонем, которые в каждом языке образуют свою систему. Фонема (от греч. РЬопеша — «звук»), как единица звукового строя языка, служит для опознавания и различения значимых единиц — морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них — для опознавания и различения слов. В отличие от нелингвистических дисциплин, фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение не-

возможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, то есть благодаря его связям со смысловыми единицами языка.

В целом язык и речь образуют единый феномен. Однако между ними есть некоторые различия. Так, язык представляет собой совокупность средств общения и правил, по которым употребляются эти средства. Речь - это реальное функционирование языка, использование имеющихся языковых средств и правил общения.

Говоря об информационной природе речи, отметим следующие ее функции: коммуникативную, обеспечивающую связь между людьми в обществе, обмен информацией; когнитивную - познавательную, фатическую - контакто-устанавливающую; эмоционально-экспрессивную, передающую субъективно-психологическое отношение автора к речи и ее содержанию; конативную -усвоение информации адресатом, носит сопереживающий характер; кумулятивную, направленную на хранение и передачу знаний о действительности, передачу культуры, традиций; апеллятив-ную, содержащую призыв, побуждение к действиям; метаязыковую, подразумевающую истолкование языковых факторов; эстетическую, воспитывающую понимание языковой фактуры и красоты языка говорящего.

Речь, будучи важным компонентом аудиальной культуры личности, служит средством общения людей и воздействия на их психику. Возможность этого вытекает из физически и биологически обусловленной связи звукопроявле-ний человека (как и многих других живых существ) с его психической жизнью и из активности звука как раздражителя и сигнала к действию.

Внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру выражаются с помощью интонации (с лат. Intonation - «громко произношу»),

включающей мелодику, интенсивность, длительность, темп речи и тембр произнесения. Интонация является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Вкупе с другими средствами выразительности, интонация способна не только передать смысл речи, но и диагностировать внутреннее состояние человека.

Проблему звукового восприятия и интерпретации звука разных цивилизаций, стран и народностей изучает такая наука, как искусствознание (музыковедение). Традиционно выделяют и сопоставляют между собой две культурные модели «слушания» и «слышания» мира — восточную и западную.

В области культурологии развивается новое направление, связанное с феноменом аудиальной культуры, — соно-логия, в основе которой лежит комплексное, всестороннее изучение звука как физического и психического феномена, а также как явления культуры и искусства (Дж. Михайлов).

Одной из самых важных задач педагогики, в частности — педагогики музыкального образования, становится разработка способов формирования ауди-альной культуры личности ребенка, формирование способности воспринимать и интерпретировать звуки окружающей действительности, слушать и слышать окружающий мир и себя в нем.

Аудиальная культура есть сложное, многогранное явление. Можно обнаружить множество подходов к раскрытию данного феномена, все они направлены на изучение разных сторон аудиальной культуры как части общей культуры человека. В то же время можно выделить общее - в основе аудиальной культуры лежит способность субъекта не только слушать звуковую среду, улавливать звуковые сигналы, воспринимать весь спектр звуков (природных, бытовых, речевых, музыкальных и т.д.), но и осознавать полученную звуковую информацию, то есть слышать и адекватно реагировать на нее.

Примечания

1. Ворохоб Ю. А. Аудиовизуальная культура учителя: актуальность проблемы ее формирования / Ю. А. Ворохоб // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 3. — С. 34—35.

2. Иоскевич Я. Б. Категории аудиовизуального / Я. Б. Иоскевич // Новые аудиовизуальные технологии / отв. ред. К. Э. Разлогов. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — С. 42—43.

3. Константинов А. И. Звуки в жизни зверей / А. И. Константинов, В. Н. Мовчан. — Л.: Ленинградский ун-т, 1985. — Вып.7. — 304 с. — [Жизнь наших птиц и зверей].

4. Лобова А. Ф. Теория и практика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие / А. Ф. Лобова. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. — 210 с.

5. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1988.

— 254 с.

6. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки. — М., 1980. — С. 91—111.

7. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский.

— М.: Музыка, 1972. — 382 с.

8. Юденко Ю. Р. Активизация аудиальных форм работы при изучении орфографии в начальных классах (на примере изучения глагольных орфограмм): монография / Ю. Р. Юденко — Красноярск: КГПУ, 2006. — 149 с.

В. А. Катаев, Е. А. Лишанкова

ИНТЕРАКТИВНАЯ КУКЛА КАК МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена интерактивной кукле, которая свои обликом напоминает человеческую фигуру, а тело человека является одной из форм предметного бытия культуры. На каждом историческом этапе, в разных этнокультурных системах существовали определенные образы кукол, с разными конструктивными особенностями. В данной работе особое внимание уделено анализу развития интеллектуальных кукол, начиная с зарождения и до рубежа XX-XXI веков. Выдвигается гипотеза о том, что наука находится в преддверии новых исследований взаимодействия человеческого тела и интерактивных кукол, в связи с чем мы можем уже в ближайшем будущем ожидать прогрессирующего влияния интерактивности на повседневность. Ключевые слова: теория и история культуры, интерактивность, кукла, искусственный интеллект, робототехника, эстетика, Античность, механические куклы, пластический образ, человек.

Article is devoted an interactive doll which the shape reminds a human figure, and the body of the person is one of forms of subject life of culture. At each historical stage, in different ethnocultural systems there were certain images of dolls, with different design features. In the given work the special attention is given the analysis of development of intellectual dolls, since origin and till a XXIst century boundary. The hypothesis that a science on the threshold of new researches of interaction of a human body and interactive dolls and we can expect in the near future already progressing influence of interactivity on daily occurrence is put forward. Keywords: theory and history of culture, interactivity, a doll, an artificial intellect, an aesthetics, antiquity, mechanical dolls, a plastic image, the person.

Интерактивная кукла своим обли- общества кукла являлась заменой чело-

ком напоминает человеческую фигуру, века и была неразрывно связана с его

ее пропорции. Тело человека является телом и одеждой.

одной из форм предметного бытия Постепенно кукла начинает играть

культуры. роль своеобразного зеркала, отражаю-

М. С. Каган считает: «... тремя кана- щего изменения человеческого облика и

лами - через игру, обряд и труд - чело- - одновременно - понимание человеком

веческое тело выходило из природы в своей внешности. Каждый историчес-

культуру» (5, с. 196). кий период диктовал свое соотношение

На самых ранних этапах развития физического и духовного, телесного и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.