Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 7-17. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2022, vol. 5 (223), pp. 7-17.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.14
https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-7-17
ФЕНОМЕН «АДАПТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ» В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Наталия Александровна Маркова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия, markovana@tpu. ги
Аннотация
Введение. Разница между вузовским образованием и школьным, заключающаяся в ином содержании и условиях организации учебно-воспитательного процесса, в возникновении новых социальных отношений, зачастую становится причиной того, что студент-первокурсник не готов к новым условиям обучения в вузе. Наряду с психофизиологической адаптацией, исследователи выделяют академическую (учебную) адаптацию студентов, которая может стать причиной низкой успеваемости по различным дисциплинам вуза. При этом отметим, что первоначальная (базовая) подготовка студентов практически не принимается во внимание в начале обучения в вузе: вузовская программа не рассчитана на очень слабых студентов. Как следствие, студенты первого курса приспосабливаются к особенностям учебной деятельности (к новому содержанию, методам и средствам), но обучающиеся также влияют на образовательную среду вуза: преподавателю приходится искать новые методические подходы и более совершенные методы обучения. Как следствие, в вузах возникло адаптационное обучение, которое призвано ликвидировать главную причину слабой успеваемости студентов из-за низкой первоначальной подготовки абитуриента. Успешная интеграция в базовую программу обучения и успешное овладение учебной программой вузовской дисциплины в дальнейшем - главный критерий эффективности адаптационного обучения.
Цель - выявить и описать природу феномена «адаптационное обучение», устранить двусмысленность в обосновании данного термина, представить его надлежащее научно обоснованное определение.
Материал и методы. Применены общенаучные когнитивные инструменты: метод контент-анализа определений, существующих в педагогической и методологической литературе; анализ и сравнение, классификация, формально-логический метод определения понятия.
Результаты и обсуждение. Представлено краткое описание развития дидактического подхода к понятию «адаптация». Сделан анализ имеющихся в научной литературе определений адаптационного обучения (адаптационная подготовка, адаптационный практикум, адаптационный курс, адаптационная работа) и понятий смежных, но не тождественных с ним (корректирующее обучение, корректировочный курс, курс выравнивания). Определения классифицированы в сводной таблице. Проведен краткий анализ значимых определений и выделены сущностные характеристики, признаки изучаемого понятия: «успешное освоение учебной программы», «достаточный уровень знаний», «восстановление», «дополнение», «совершенствование знаний и умений». Анализ смежных понятий позволил определить значимость «первоначальной подготовки» и «краткосрочности» исследуемого вида обучения. Проведенный контент-анализ выявил, с одной стороны, разнообразие подходов исследователей к вопросам адаптационной подготовки в вузе, а с другой - подчеркивает неопределенность и несогласованность в исследованиях, посвященных выявлению сущности феномена. Большое количество предлагаемых определений понятия говорит о недостаточной разработанности методологического поля. В связи с этим выявлена потребность в определении, которое будет адекватно отражать сущностные характеристики адаптационного обучения. Сконструированное в результате формально-логического определения выглядит следующим образом: адаптационное обучение - это подготовка специалистов, имеющих первоначально разный уровень сформированности компетенций (от нулевого до низкого) с целью достижения в определенный период времени требуемого базового уровня (минимально необходимого) для дальнейшего обучения.
Заключение. Результаты исследования вносят вклад в развитие феномена «адаптационное обучение», в частности в решение проблемы вариативности в номинации данной педагогической области. Выявление дифференцирующих признаков сделало возможным отделить понятие «адаптационное обучение» от сходных в научно-педагогической и методической литературе понятий. Сконструированное определение «адаптационного обучения» может стать основой для определения содержания и разработки программ адаптационных курсов по разным дисциплинам, изучаемых в вузе.
Ключевые слова: адаптационное обучение, адаптация к обучению в вузе, первоначальная подготовка студентов, формально-логический метод, подготовка высококвалифицированных специалистов
© Н. А. Маркова, 2022
Для цитирования: Маркова Н. А. Феномен «адаптационное обучение» в высшем образовании: анализ и конструирование определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 7-17. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-7-17
HIGHER EDUCATION
THE PHENOMENON OF "ADAPTATION LEARNING" IN HIGHER EDUCATION: ANALYSIS AND DEFINITION CONSTRUCTION
Nataliia A. Markova
National Research Tomsk Polytechnic University, Russian Federation, [email protected]
Abstract
Introduction. The difference between higher education and school education, which consists in a different content and conditions of the organization of the educational process, in the emergence of new social relations, often becomes the reason that the first-year student is not ready for the new conditions of study at the university. Along with psychological and physiological adaptation, researchers single out the academic (educational) adaptation of students, which can cause poor academic performance in various university disciplines. At the same time, we note that the initial (basic) training of students is practically not taken into account at the beginning of their studies at the university: the university program is not designed for very weak students. As a result, first-year students "adapt" to the peculiarities of educational activities (to new content, methods and means), but students also influence the educational environment of the university: the teacher has to look for new methodological approaches and more advanced teaching methods. As a result, adaptive training has emerged in universities, which is designed to eliminate the main reason for the poor academic performance of students due to the low initial preparation of the applicant. Successful integration into the core curriculum and successful mastery of the curriculum of the university discipline in the future is the main criterion for the effectiveness of adaptive learning.
The purpose of the article is to identify and describe the nature of the phenomenon of "adaptation learning", to eliminate ambiguity of this term, and to present its proper scientifically grounded definition.
The materials and methods of the study are the method of content analysis of definitions, analysis and comparison, classification, formal-logical method of concept definition.
Results and discussion. A brief description of the development of the didactic approach to the concept of "adaptation" is presented. An analysis of the definitions of adaptation education available in the literature (adaptation training, adaptation workshop, adaptation course, adaptation work) and concepts related, but not identical to it (corrective training, corrective course, alignment course) are made. The conducted content analysis revealed the diversity of researchers' approaches to the issue and emphasizes the uncertainty and inconsistency. In this regard, the need for a definition that will adequately reflect the essential characteristics of the issue has been identified. The result of formal-logical definition: adaptation learning is the training of specialists having initially different level of competence formation (from zero to low), in order to achieve in a certain period of time the required basic level (minimum necessary) for further training.
Thus, basically, it can be concluded that the study contributes to the development of the phenomenon. The identification of differentiating features made it possible to separate the concept of "adaptation learning" from similar concepts. The constructed definition can become the basis for determining the content and developing programs of adaptation courses in different disciplines studied in universities.
Keywords: adaptation learning, adaptation to higher education, initial training of students, formal-logical method, training of highly qualified specialists
For citation: Markova N. A. Fenomen "adaptatsionnoye obucheniye" v vysshem obrazovanii: analiz i konstru-irovaniye opredeleniya [The Phenomenon of "Adaptation Learning" in Higher Education: Analysis and Definition Construction]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2022, vol. 5 (223), pp. 7-17 (In Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-7-17
Введение показывает, что зачастую абитуриенты подтвержда-
Поступление в высшее учебное заведение - осо- ют хорошие знания только по профильным предме-
бый этап в жизни молодого человека. Этап взросле- там, так как правила поступления в вузы определя-
ния и становления личности в новых условиях, как ют выбор ЕГЭ по профилю выбранной специально-
правило, сопровождается определенными трудно- сти. При изучении непрофильных дисциплин в
стями как бытового, социального, так и учебного рамках общей базовой подготовки первокурсники,
характера. Не секрет, что программы обучения в как правило, демонстрируют начальный или до-
вузах рассчитаны на абитуриентов со средней базо- вольно низкий уровень знаний. Таким образом,
вой подготовкой по предметам. Однако практика первый или иногда первые два года обучения, на— 8 —
пример в техническом вузе, по причине повышенных требований к системе подготовки высококвалифицированных инженеров «преимущественно затрачиваются на компенсацию дефицита знаний и образовательных умений вчерашних школьников» [1, с. 58]. Многие исследователи сходятся во мнении, что нарушение преемственности программ школы и вуза приводит к низкому уровню социально-психологической и академической (учебной) адаптации первокурсников. Так, А. И. Сурыгин отмечает, что в образовательных стандартах вузов не учитывается адаптационный компонент цели обучения: первоначальная (базовая) подготовка студентов практически не принимается во внимание в начале обучения в вузе [2, с. 32]. Бывшие школьники приступают к освоению вузовских дисциплин с тем багажом школьных знаний, которого им было достаточно, чтобы поступить в вуз. Однако требования ФГОС для высшей школы определяют довольно высокий уровень начальных знаний по предметам школьной программы (как профильных, так и непрофильных дисциплин).
В попытках разрешить обозначенное противоречие университеты организуют дополнительные курсы довузовской подготовки абитуриентов, вводят в учебные планы факультативы, курсы по выбору, которые расширяют теоретические знания и практические навыки вчерашних школьников, а значит, позволяют снизить негативные проявления адаптации к обучению в вузе и повысить адаптационный потенциал личности к новым формам учебной деятельности [3, с. 209]. Многообразие форм и непосредственно выбор такой формы подготовки обучающихся определяются условиями вуза, его задачами и целями, поэтому проблема недостаточного уровня начальной подготовки студентов первого курса может быть решена частично или совсем не решена, если формат обучения выбран неверно. Эти положения определили проблему исследования.
Таким образом, сложившиеся к настоящему моменту обстоятельства (несоответствие уровня подготовки школьников требованиям вуза) меняют принципы и подходы к внедрению эффективных форм обучения на начальном этапе. Эта проблематика находит свое отражение в последних работах некоторых российских исследователей: возникло понятие «адаптационное обучение», которое они все чаще включают в свою теоретическую базу исследований. Гипотеза исследования предполагает, что под адаптационным обучением (АО) следует понимать внедрение в учебный процесс таких форм и методов организации работы, которые позволят эффективно восполнить недостающие знания в соответствующей предметной области, сформировать необходимые учебные знания и умения, что в свою очередь облегчит усвоение вузовской
дисциплины в дальнейшем. Прежде всего речь идет о создании основ для будущего успешного обучения в вузе.
Вопросы академической адаптации студентов-первокурсников не новы: теоретические исследования многих отечественных авторов посвящены решению этого вопроса, тем не менее обзор библиографических источников выявил многообразие определений и некоторую несогласованность в интерпретации исследуемого феномена. Так, необходимо отметить, что в педагогической практике широко используются понятия «адаптационный курс», «адаптационная подготовка», «адаптационная работа», «адаптационный практикум» и др. Также можно предположить, что по своему содержанию эти дефиниции близки, поскольку в основании имеют однокоренное слово «адаптационный». Однако в педагогической литературе можно встретить различные не только по содержанию суждения о сути «адаптационного обучения», но и подразумевающие одни и те же сущностные характеристики, но имеющие отличное от «адаптационный» название, например, «интеграционный», «корректирующий», «выравнивающий» и пр. В связи с этим целесообразность изучения феномена «адаптационное обучение» очевидна, что обусловливает актуальность данного исследования. В настоящее время возникла проблема осознания базовых аспектов категории «адаптационное обучение»: что определяет ее сущность и содержание?
Мы считаем, что поиск содержательно однозначных определений педагогических категорий и понятий является основой культуры настоящего исследователя, так как неопределенность методологической базы исследования не позволяет получить качественный научный результат исследования. Непротиворечивость понимания дефиниций - один из главных критериев формулировки искомых определений. Учитывая потенциал исследуемого феномена, необходимо провести анализ имеющихся научных представлений об исследуемом объекте и уточнить его основные характеристики.
Таким образом, все вышесказанное определило цель исследования - выявить и описать природу феномена «адаптационное обучение», устранить двусмысленность в обосновании данного термина, представить его надлежащее научно обоснованное определение.
Материал и методы
Изучение предмета исследования основано прежде всего на применении научных методов. Новый словарь методических терминов и понятий Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина определяет метод как «способ достижения цели, определенным образом
упорядоченная деятельность» [4, с. 135]. Для достижения цели, поставленной в исследовании, на первом этапе был применен метод контент-анализа педагогической и методологической литературы. Каждому научному явлению присуща неисчерпаемая совокупность свойств и признаков [5, с. 162]. Получить обоснованные знания о такой совокупности у изучаемого явления, выявить конкретные формы его проявления позволил такой научный инструмент, как классификация. Она помогла выявить содержательные характеристики исследуемого объекта, сопоставив различные сходные понятия и выделив ключевые характеристики феномена. Методами анализа и синтеза были выделены сходные, но не тождественные по содержанию определения адаптационного обучения, проанализированы и определены сущностные элементы трактовок рассматриваемого феномена.
Процедура научного познания не ограничивается методом классификации, так как она, например, не раскрывает системообразующие связи изучаемых объектов. Таким образом, в исследовании необходимо применять как можно более широкую совокупность современных методов познания. В связи с тем что изучение теоретического материала по теме адаптационного обучения не выявило примеров реализации методологических разработок и подходов в конструировании определения этого понятия, на втором этапе исследования был использован один их эффективных способов познания в науке и одновременно универсальный (из числа общенаучных методов познания) - формалъно-логиче-ский метод определения понятий. Включение такого инструмента категориально-системной методологии позволило выявить дифференцирующие признаки изучаемого явления и построить соответствующее определение исследуемой категории.
Формально-логический метод обладает значительным эвристическим потенциалом, что подтверждается достаточным количеством примеров его применения [6, с. 102]. Метод позволяет выявить сущность изучаемого объекта и отделить его от схожих, но не тождественных в ряду объектов, получив таким образом научно обоснованное определение понятия. Под понятием в дальнейшем исследовании понимается «мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков» [7, с. 122].
Метод формально-логического определения понятия основан на абстрактно-логическом выделении триады категорий: универсум (многообразие объектов, в пределах которого выделяется определяемое понятие), класс (объект исследования) и дополнение к классу (остальные элементы универсума, не вошедшие в класс) [8, с. 91]. Процесс аб-
стракции в этом случае «делает возможным отход от рассмотрения предмета в данных конкретных условиях его восприятия: при изменении условий, в которых находится изучаемый предмет, становится ясным, что принадлежит предмету самому по себе» [9, с. 44]. Логическое выделение необходимых и достаточных признаков исследуемого объекта (класса) из совокупности сходных, но не тождественных признаков - следующий этап применения формально-логического научного метода.
Результаты и обсуждение
Контент-анализ словарей, научных публикаций и исследований по теме статьи выявил следующие положения.
Развитие дидактического подхода к понятию «адаптация» имеет многолетнюю историю и своими истоками уходит в формирование самой теории адаптации, которая основана прежде всего на становлении двух естественных наук, таких как биология и медицина. Дальнейшее развитие вопросов адаптации связано с последующим развитием физиологии и психологии, социологии и педагогики. В связи с этим определение понятия «адаптация» характеризуется разнообразием трактовок.
Так, в философском словаре «адаптация» представлена как описание общих принципов диалектического единства организма и условий среды: изменение и неизменность, динамика и стабильность, пассивность и активность, открытость и закрытость1. В словаре психологии «адаптация» (от лат. adaptare - приспособлять) - это процесс приспособления живого организма к окружающим условиям2 . Словарь С. И. Ожегова определяет понятие «адаптация» как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям3. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин изменяющиеся условия называют «новыми» и выделяют сенсорную и социальную адаптацию [4, с. 9].
Таким образом, представленный в этих определениях общенаучный взгляд на проблему исследования имеет ряд значимых для проведения исследования ограничений, которые, по нашему мнению, можно устранить, обратившись к Словарю понятий методологии А. М. Новикова, Д. А. Новикова: «адаптация - процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается приспособленность системы при изменении условий внешней и внутренней среды» [7, с. 7]. В совокупности представленные определения позволяют выделить
1 Новейший философский словарь / сост. и гл. ред. А. А. Грица-нов. 3-е изд., испр. Минск: Книжный Дом, 2003. 1280 с.
2 Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь. 3-е изд., 2002 г.
3 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28-е изд. перераб. М.: Мир и образование, 2014. 1376 с.
Таблица 1
Определения феномена «адаптационное обучение», включающие понятие «адаптационный»
Используемое (рассматриваемое) понятие Авторское определение понятия (ФИО автора) Ключевые характеристики понятия
Адаптационная подготовка Процесс приспособления студентов к новым формам, методам работы, изучению новых предметов, новой социальной среде через восстановление, дополнение и совершенствование знаний и умений (Байдак, 2000; Чернышева 2007) [10, с. 125; 11, с. 27] Приспособление к новым формам работы, восстановление, дополнение, совершенствование знаний и умений
Адаптационный практикум Форма организации педагогического сопровождения для успешного преодоления адаптационных затруднений в условиях обучения в вузе через учет уровня подготовки абитуриентов (Корчинская, Щукина, 2012) [12, с. 88] Успешное освоение программы обучения
Адаптационное обучение Обучение дисциплине по мотивационно-побудительной стратегии адаптации, при котором используется потенциал личности студента для скорейшего преодоления трудностей и достижения адаптированности (готовности) к учебной деятельности в новой образовательной среде предметной области (Мифтахова, 2013) [13, с. 11] Г отовность - один из главных факторов успешного освоения программы и критерий оценки уровня подготовленности к дальнейшему обучению; скорейшее преодоление трудностей - один из положительных результатов обучения
Адаптационный курс Процесс непрерывного восстановления утраченных знаний, необходимых для изучения дисциплин вуза, изучаемых ранее либо в средней школе, либо на предшествующих курсах обучения, по причине несоответствия знаний абитуриентов требованиям высшей школы. Курс особенно продуктивен для студентов со слабыми способностями и неровной успеваемостью (Юшкова, Лукичева, 2015) [14, с. 28] Несоответствие знаний абитуриентов требованиям высшей школы
Адаптационная работа Работа по созданию и реализации организационно-педагогических условий формирования личности студента, адаптировавшегося к профессиональному образованию в вузе (Виноградова, 2016) [15, с. 34] Организационно-педагогические условия, позволяющие адаптироваться к образованию в вузе
Адаптационный курс .. .так как абитуриент приходит в вуз с низким, практически нулевым уровнем подготовки по дисциплине, целесообразно организовать интегративный курс обучения дисциплине до уровня, достаточного для содержательного освоения этой дисциплины в вузе (Белько и др., 2017) [16, с. 119] Интегративность курса, необходимый и достаточный уровень знаний
Адаптационный курс Дополнительные занятия по элементарным основам предмета с учетом принципа преемственности в изучении материала с целью выравнивания знаний как один из способов адаптации к обучению в вузе (Галимова и др., 2017) [17, с. 33] Создание необходимой основы, базы для освоения программы вуза и дальше в рамках преемственности учебного материала обучать
Адаптационный подход Эффективная система адаптивного обучения, которая определяет успешность учебного процесса, обеспечивает легкое усвоение представленного материала, а также личностное развитие, гарантирует успех образовательного процесса в целом (Ослякова и др., 2021) [18, с. 44] Успешность обучения
содержательную характеристику понятия, входящего в состав исследуемого объекта: «адаптационный» - значит относится и связан с «адаптацией».
Анализ существующих в педагогической и методологической литературе определений феномена «адаптационное обучение» (АО) и смежных с ним понятий позволил выделить следующие закономерности. Для удобства разделим их на две группы:
1) определения, отражающие специфику изучаемого явления и включающие в себя понятие «адаптационный» (табл. 1);
2) номинации, позволяющие получить представление об объекте, но не имеющие в составе интересующего нас понятия (табл. 2).
Анализ определений сводной табл. 1 показывает, что такие критерии, как «успешное освоение учебной программы», «достаточный уровень знаний», являются определяющими в трактовках авторов. Кроме того, среди основных и значимых качеств (признаков) понятия необходимо выделить: «восстановление», «дополнение», «совершенствование знаний и умений», поскольку, по нашему мнению, в адаптации, имеющей дидактический характер, прежде всего речь должна идти о достижении положительного образовательного результата. Особый интерес с позиции предстоящего моделирования понятия «адаптационное обучение» представляет определение, предложенное Н. Ш. Мифта-
ховой в докторской диссертации, посвященной исследованию вопросов АО билингвальных студентов химии в высшей школе. Она утверждает, что основой конструирования АО должен служить «адаптационный подход, который позволяет реализовать мотивационно-побудительную стратегию адаптации студентов к учебной деятельности в определенной предметной области» [13, с. 9]. По ее мнению, система АО на двуязычной основе - «совокупность средств, методов, процессов, которые гарантируют успешную адаптацию студентов к учебной деятельности в вузе» [13, с. 22].
О «мотивационно-ценностном критерии в оценке эффективности адаптации первокурсников» обучающихся в педагогическом вузе говорит в своем исследовании и коллектив авторов под руководством З. И. Тюмасевой: [19, с. 84]. Исследователи убеждены, что адаптационный процесс требует комплексного педагогического сопровождения [19, с. 78].
Исследование теоретического материала по тематике адаптационного обучения показало, что понятия и термины сформулированы в разных контекстах научного познания. Так, в табл. 2 представлены определения из научных публикаций, смежные, на наш взгляд, с АО, но выделяющие его как «корректирующее обучение», для которого также важны уровень «первоначальной подготовки» и определение «краткосрочности» обучения.
Понятие, предложенное И. Н. Беляниной, обращает на себя внимание тем, что ликвидация расхождения в школьных и вузовских программах, которая все чаще наблюдается в последнее время в образовании, возможна в условиях личностно ориентированной модели в корректирующем курсе обучения [1, с. 60]. Автор предлагает схему организации учебного процесса, который включает в себя
подобный курс по физике и математике для студентов первого семестра технического вуза.
Отметим, что действительно в основном вопросы АО обсуждаются в области вокруг причин снижения довузовской подготовки студентов-первокурсников по профильным/фундаментальным дисциплинам (подготовка абитуриентов к вузовским программам по физике, математике, химии, информатике). В настоящее время исследователи все чаще говорят о тенденции развития идей АО именно по естественным и математическим дисциплинам, так как эти предметы являются профильными в технических вузах. По их мнению, в целях обеспечения преемственности школьных программ и программ высшего профессионального образования АО позволяет провести корректировку этих программ, а значит, ликвидировать пробелы в знаниях школьного курса. Мы согласны с этим мнением и еще раз подчеркнем, что вузовская программа не рассчитана на очень слабых студентов: преподаватель не может ориентироваться на них в силу небольшого количества часов, определенных на изучение дисциплины.
О. Л. Добрынина в своем исследовании также выявляет факт несоответствия программных требований вуза к конечному результату эффективной профессиональной подготовки специалиста и считает, что именно интегративный курс (иностранного языка для магистров) может помочь преодолеть обозначенные проблемы [23, с. 194]. Об «ин-тегративности» адаптационного курса говорит и коллектив авторов под руководством Е. С. Белько [16, с. 118]. Однако в нашем понимании интегра-тивным следует считать один из подходов к обучению, который основан на комплексном использовании методологических средств и поэтому выходит за рамки данного исследования.
Таблица 2
Схожие по содержанию определения феномена «адаптационное обучение»
Используемое (рассматриваемое) понятие Авторское определение понятия (ФИО автора) Ключевые характеристики понятия
Корректировочный курс Краткосрочный курс обучения, предусматривающий коррекцию уже сформированных навыков и умений на основе выявленных типичных ошибок учащихся (Азимов, Щукин, 2009) [4, с. 115] Краткосрочность
Корректирующее обучение Корректировка знаний по дисциплине, коррекция первоначальной подготовки первокурсников до необходимого в вузе уровня (Григорьев, 2009) [20, с. 12] Корректировка первоначальной подготовки
Корректирующий курс Организация (на основе входного тестирования) студентов в гомогенные группы с учетом их реального усвоения учебного материала с целью ликвидации пробелов в знаниях или их систематизации (Белянина, 2010) [1, с. 60] 1 омогенные группы, ликвидация пробелов в знаниях
Курс выравнивания (Выравнивающий курс) Призван решить проблему разнородности уровня подготовки первокурсников по дисциплине и повысить качество освоения учебного материала, восполняя пробелы школы в формировании базовых знаний и подчиненный принципу преемственности (Сыромясов и др., 2017; Мещерякова, 2017) [21, с. 395; 22, с. 135] Разнородность уровня, подчинение принципу преемственности учебных программ
Интересной представляется еще одна точка зрения на исследуемый вопрос: А. И. Сурыгин, рассматривая теоретические и практические основы обучения на неродном языке, также говорит об адаптационном подходе, но на этапе (довузовской) предвузовской подготовки студентов. Его подход демонстрирует значимость академической адаптации и подчеркивает важность обеспечения преподавателей методической поддержкой «первых шагов студентов в изучении общенаучных и общепрофессиональных дисциплин: успех движения студентов по курсу во многом зависит от того, насколько удается решить задачи начального этапа изучения дисциплин» [2, с. 57].
Обзор выделенных в табл. 1, 2 определений необходимо дополнить анализом некоторых других выделенных в ходе контент-анализа характеристик, которые добавляют неопределенности и несогласованности в исследование сущности феномена АО.
Так, некоторые исследователи в своих работах рассматривают адаптированную образовательную программу [24, с. 176]. Однако следует отметить, что в этом случае речь идет о содержании инклюзивного образования и механизмах реализации федерального государственного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В фокусе внимания настоящего исследования -низкий уровень учебной (академической) подготовленности абитуриентов к обучению в вузе, не связанный никаким образом с нарушениями развития и здоровья.
Неоднозначным в педагогической доктрине является и вопрос об интенсивном обучении, которое также не следует путать с адаптационным, поскольку речь идет об организации обучающего общения, при котором активные методы и формы работы активизируют учебную деятельность учащихся в минимальный период времени [25, с. 12]. При адаптационном обучении очень низкий уровень подготовленности выпускников школ к требованиям вуза означает недостаточный базовый уровень знаний. Тем не менее, несомненно, элементы интенсификации в АО должны присутствовать и могут способствовать успешному усвоению вузовской программы.
Несмотря на достаточное разнообразие подходов исследователей к вопросам адаптационной подготовки в вузе, выделить доминирующий подход в настоящее время не представляется возможным. Очевидно, что контекст рассмотрения понятия «адаптационное обучение» зависит в первую очередь от фокуса исследователя и от конкретных условий данного явления (среды его существования). Подчеркнем, неопределенность и неоднозначность понятия могут привести к ошибочным выво-
дам и суждениям в оценке роли и потенциала АО. Поскольку границы понятия АО размыты, считаем, это может негативно сказываться на педагогической практике высшей школы: вузы самостоятельно определяют характер проводимой подготовки первокурсников, несмотря на то, что задача у всех одна и та же: «привести всех разноуровневых студентов» к одному уровню знаний и владению компетенциями. На это в своих работах указывают Е. Ю. Юшкова, С. В. Лукичева и другие авторы, отмечая тем не менее эффективность таких форм организации учебного процесса [14, с. 28; 26, с. 36].
Итак, проведенный контент-анализ литературы позволил не только составить сводные таблицы, содержащие сущностные аспекты исследуемого объекта, на которых исследователи акцентируют свое внимание и которые определяют феномен АО. Очевидным стал тот факт, что теоретики не ослабляют фокус своего внимания и ищут ответы на вопросы, связанные с исследованием главных характеристик и специфических особенностей АО и до сих пор задают научному сообществу самые актуальные вопросы в надежде выявить исчерпывающие определения искомой категории.
Приведенные определения демонстрируют, с одной стороны, динамику развития феномена АО. С другой стороны, содержательная неоднозначность понятий, приводимых представителями науки, выявленная на сегодняшний день характерная несогласованность в представлениях понятия АО указывают на изменчивость их представлений об исследуемом объекте, так как процесс изменения научного знания постоянно сопровождается развитием и уточнениями формулировок понятий.
Большое количество предлагаемых определений понятия говорит о недостаточной разработанности методологического поля. Таким образом, вопросы категориально-понятийного аппарата АО открыты, потребность в определении, которое будет адекватно отражать сущностные характеристики АО, выявлена, а значит, исследование характеристик методологических аспектов рассматриваемого феномена актуально в настоящее время.
Представим следующий результат данного исследования. Контент-анализ существующих определений предоставил возможность предпринять попытку раскрыть и уточнить логическое содержание понятия АО, применив эффективный научный метод для конструирования научных определений. Мы предполагаем, что полное определение понятия АО позволит исследователям выделить значимые критерии объекта, что в свою очередь обеспечит системный подход к исследованию, а также получить качественные практические результаты, например, в виде разработанной методики адаптационного обучения.
Применение формально-логического метода и указанного в методах исследования алгоритма его применения позволило получить следующие результаты.
Исследуемое понятие входит в универсум, который формулируется как самая общая категория или родовое понятие. Под родовым понятием мы понимаем подготовку квалифицированных специалистов в соответствии с требованиями рынка труда. Искомое понятие (объект исследования) «адаптационное обучение» - как часть универсума является его классом объектов. Все, что выходит за пределы класса, принято считать дополнением к классу. В данном исследовании - это любая основная образовательная программа обучения, учитывающая различные существующие стандарты подготовки специалистов (стандарты ФГОС, профессиональные стандарты), например, такие как базовая программа обучения, повышение квалификации, переподготовка специалистов и пр. Данная триада образует устойчивую конструкцию и дает возможность показать объект исследования в виде четкой структуры. Модель полученного краткого определения «адаптационное обучение» представлена на рисунке.
УНИВЕРСУМ
ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ в соответствии с требованиям рынка труда (инженер)
Класс (объект) Дополнение к классу
АДАПТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ограниченный срок)_ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Необходимые условия: разноуровневая начальная подготовка Достаточные условия: достижение требуемого уровня знаний, умений и навыков (минимально необходимого) в ограниченные сроки
Формально-логическое определение понятия «адаптационное обучение» Далее алгоритм применения выбранного научного метода предполагает поиск необходимого условия определения объектов к классу: все без исключения элементы класса (объекты) отвечают этому условию, иногда некоторые элементы дополнения к классу могут удовлетворять этому условию. Проведенный раннее анализ научных определений позволяет считать «адаптационное обучение» именно «адаптационным обучением» при выявлении у обучаемых разноуровневой начальной подготовки, уровень сформированности компетенций к началу обучения не соответствует пререквизитам рабочей программы ФГОС и в показателях оценивается как нулевой или низкий начальный уровень. Отметим, что на практике необходимым условием формирования курса АО является именно сильно разный уровень первоначальной подготовки.
Тем не менее необходимое условие не является достаточным, поскольку все объекты подготовки квалифицированных специалистов входят в основ-
ную образовательную программу обучения. Поэтому достаточным условием принадлежности объектов к классу, когда некоторые или все элементы класса (объекты), но ни один из элементов дополнения, отвечают условию, можно считать достижением требуемого уровня знаний, умений и навыков (минимально необходимого) в ограниченные сроки. Учет конкретных временных границ, направленность всего образовательного процесса на скорейшую адаптацию к освоению новых навыков и умений, расширение диапазона знаний и, как следствие, рост академической успеваемости - дифференцирующие признаки адаптационного обучения.
Итак, краткое определение, сконструированное в результате формально-логического определения, выглядит следующим образом: адаптационное обучение - это подготовка специалистов, имеющих первоначально разный уровень сформированности компетенций (от нулевого до низкого) с целью достижения в определенный период времени требуемого базового уровня (минимально необходимого) для дальнейшего обучения.
Заключение
Результаты проведенного исследования вносят вклад в развитие феномена «адаптационное обучение», в частности в решение проблемы вариативности в номинации данной педагогической области. Контент-анализ показал, что большинство отечественных исследователей единогласны в том, что причиной возникновения этого феномена стала разноуровневая подготовка учащихся на предыдущих этапах обучения (как правило, вследствие разрыва между высшей и общеобразовательной школой). Однако совсем небольшое количество трудов охватывает все многообразие исследуемой совокупности явления. Обобщения логического содержания искомой дефиниции представлены в табл. 1 и 2. В своем большинстве авторы сходятся во мнении, что адаптационное обучение - это один из способов адаптации первокурсников к новой образовательной среде, обучению в вузе, который поможет существенно повысить эффективность их учебной деятельности на начальном этапе обучения в вузе, а значит, повысить учебные показатели. Таким образом, вопрос терминологической четкости АО не прост и остается дискуссионным.
В качестве результатов отметим также выявление дифференцирующих признаков, что сделало возможным отделить понятие «адаптационное обучение» от сходных в научно-педагогической и методической литературе понятий, таких как, например, «корректировочный курс», «разноуровневое обучение», «выравнивающий курс».
Применение в исследовании категориального метода «формально-логическое определение понятия» позволило сделать следующие выводы:
1) родовым понятием АО можно рассматривать ня (минимально необходимого) для дальнейшего подготовку высококвалифицированных специали- обучения.
стов с учетом современных стандартов образова- По нашему мнению, проведение дальнейших
ния; исследований перспективно, так как анализ полу-
2) необходимым условием для определения АО ченного определения позволит более подробно и можно считать разноуровневую начальную подго- детально изучить выделенные на следующем этапе товку по изучаемой дисциплине; сущностные, отличительные признаки обозначен-
3) достаточным условием для идентификации ного класса объектов, например с помощью мето-феномена АО среди других форм и видов обучения да двухуровневой триадической дешифровки кате-можно определить достижение требуемого уров- горий. Мы полагаем, что изучение отдельных ком-ня знаний, умений и навыков (минимально необхо- понентов АО не приведет к учету всех его особен-димого) в ограниченные сроки; ностей, поэтому необходимо в дальнейшем вы-
4) выделенные условия позволяют отделить АО явить состав, структуру и цели АО. Кроме того, от остальных программ обучения, представленных открываются возможности применения методов основными образовательными программами учре- системной методологии для анализа «адаптацион-ждений высшего образования. ного обучения» как управляемой деятельности.
Применение метода позволило сконструиро- Очевидны, на наш взгляд, и эмпирические пер-
вать дефиницию категории «адаптационное обуче- спективы применения результатов исследования.
ние»: адаптационное обучение - это подготовка Предлагаемое определение может стать основой
специалистов, имеющих первоначально разный разработки методики АО различным дисциплинам,
уровень сформированности компетенций (от ну- которая будет применима на практике, в частности
левого до низкого) с целью достижения в опреде- при организации учебного процесса в техническом
ленный период времени требуемого базового уров- вузе.
Список источников
1. Белянина И. Н. О реализации преемственности обучения «школа-технический вуз» // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 1. С. 58-62.
2. Сурыгин А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 233 с.
3. Абрамова М. А. Образование как фактор социокультурной адаптации учащейся молодежи к условиям современных трансформаций // Вопросы образования. 2010. №. 3. С. 195-213.
4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с. URL: http://leamteachweb.ru/articles/azimov.pdf (дата обращения: 20.02.22).
5. Щедровицкий Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г., Непомнящая Н.И. Педагогика и логика: сборник. М.: Касталь: ТОО «Международный журнал „Магистериум"», 1993. 41 с.
6. Васильева А. В. Конструирование дефиниции категории «интерактивное обучение» методом двухуровневой триадиче-ской дешифровки категории // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 101-113.
7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. 208 с.
8. Боуш Г. Д. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях): учебник. М.: ИНФРА-М, 2020. 227 с.
9. Синелева А. В. Формально-логическое представление семантики и системности терминов философии и логики: дис. ... д-ра филол. наук. Н. Новгород, 2014. Т. 384.
10. Байдак В. Ю. Содержание и методика адаптационной подготовки студентов-первокурсников математических специальностей вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2000. 24 с.
11. Чернышева Т. Н. Учебная адаптация первокурсников: исследования и перспективы // Дальневосточный аграрный вестник. 2007. № 1. С. 27-32.
12. Корчинская О. В., Щукина Н. В. Особенности преподавания математики в аграрном вузе с учетом уровня подготовки абитуриентов. 2012. С. 87.
13. Мифтахова Н. Ш. Система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2013. 341 с.
14. Юшкова Е. Ю., Лукичева С. В. Анализ эффективности адаптационных курсов дисциплин в контексте повышения качества образования // Перспективы науки. 2015. №. 6. С. 28-34.
15. Виноградова О. М. Некоторые вопросы организации адаптационной работы в процесс обучения русскому языку как иностранному // Вестник научных конференций. 2016. № 10-5. С. 34-35.
16. Белько Е. С., Зыкова Т. В., Кытманов А. А., Тихомиров С. А. Технология обучения математике с синергетическим эффектом в процессе освоения адаптационных курсов в вузе // Ярославский пед. вестник. 2017. № 4. С. 118-121.
17. Галимова Л. А., Мышлявцева М. Д., Панченко Е. И., Чурашева Н. Г. Опыт проведения адаптационного курса элементарной математики для первокурсников технического вуза // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе: материалы второй межвуз. науч.-метод. конф. 2017. № 5. С. 33-39.
18. Ослякова И. В., Кудинова Т. В., Каппушева И. Ш., Эркенова Д. И. Стратегия преподавания иностранного языка в группах студентов с нулевым уровнем: адаптационный подход в обучающем процессе // Человеческий капитал. 2021. № 10. С. 44-49.
19. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Яковлева Н. О. Адаптационный этап процесса профессиональной социализации студентов педагогического вуза // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 1. С. 75-95.
20. Григорьев А. В. Повышение качества математической подготовки студентов технического вуза с помощью корректирующего обучения: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань. 2009. 243 с.
21. Сыромясов А. О., Егорова Д. К., Козлов М. В., Чучаев И. И., Федосин С. А. Выравнивающие курсы по математике для студентов естественно-научных и инженерных направлений и специальностей // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20, № 1. С. 393-399.
22. Мещерякова С. И. Из опыта проведения выравнивающих курсов по математике в вузе // XLV Огарёвские чтения. 2017. С. 134-137.
23. Добрынина О. Л. Интегративный курс иностранного языка для магистров неязыковых специальностей // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 9. С.193-197.
24. Курбангалеева Е. Ш., Веретенников Д. Н. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 1. C. 169180.
25. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М.: Фило-матис, 2008. 188 с.
26. Маркова Н. А., Ануфриева Т. Н. Этапы языковой подготовки в техническом вузе на примере Томского политехнического университета // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 28-39. DOI:10.23951/2307-6127-2021-3-28-39
References
1. Belyanina I. N. O realizatsii preemstvennosti obucheniya "shkola-tekhnicheskiy vuz" [On the implementation of the continuity of education "school-technical university"]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2010, no. 1, pp. 58-62 (in Russian).
2. Surygin A.I. Osnovy teorii obucheniya na nerodnom dlya uchashchihsyayazyke [The basis of the theory of learning in a non-native language for students]. Saint Petersburg, Zlatoust Publ., 2000. 233 p. (in Russian).
3. Abramova M. A. Obrazovaniye kak faktor sotsiokul'turnoy adaptatsii uchashcheysya molodezhi k usloviyam sovremennykh transformatsiy [Education as a factor of socio-cultural adaptation of young students to the conditions of modern transformations]. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies, 2010, no. 3, pp. 195-213 (in Russian).
4. Azimov E. G., Schukin A. N. Novyy slovar'metodicheskikh terminov iponyatiy (teoriya ipraktika obucheniyayazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow, IKAR Publ., 2009. 448 p. (in Russian). URL: http://learnteachweb.ru/articles/azimov.pdf (accessed 20 February 2022).
5. Shchedrovitskiy G. P., Rozin V. M., Alekseyev N. G., Nepomnyashchaya N. I. Pedagogika i logika: sbornik [Pedagogy and logic]. Moscow, Kastal', TOO "Mezhdunarodnyy zhurnal "Magisterium" Publ., 1993. 41p. (in Russian).
6. Vasil'eva A. V. Konstruirovaniye definitsii kategorii "interaktivnoye obucheniye» metodom dvukhurovnevoy triadicheskoy deshi-frovki kategorii [Constructing a definition of the category "interactive learning" by the method of two-level triadic decoding of the category]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2021, no. 200, pp. 101-113 (in Russian).
7. Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologiya: slovar'sistemy osnovnykhponyatiy [Methodology: a dictionary of the system of basic concepts]. Moscow, Librokom Publ., 2013. 208 p. (in Russian).
8. Boush G. D. Metodologiya nauchnogo issledovaniya (v kandidatskikh i doktorskikh dissertatsiyakh): uchebnik [Methodology of scientific research (in candidate and doctoral theses): tutorial]. Moscow, INFRA-M Publ., 2020. 227 p. (in Russian).
9. Sineleva A. V. Formal'no-logicheskoye predstavleniye semantiki i sistemnosti terminov filosofii i logiki. Dis. dokt. filol. nauk [Formal-logical representation of semantics and systematics of terms of philosophy and logic. Diss. doct. philol. sci.]. Nizhniy Novgorod, 2014. Vol. 1. 384 p. (in Russian).
10. Baydak V. Yu. Soderzhaniye i metodika adaptatsionnoy podgotovki studentov-pervokursnikov matematicheskikh spetsial'nostey vuzov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Content and methodology of adaptation training of first-year students of mathematical specialties of higher education institutions. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Orel, 2000. 24 p. (in Russian).
11. Chernysheva T. N. Uchebnaya adaptatsiya pervokursnikov: issledovaniya i perspektivy [Educational adaptation of first-year students: research and perspectives]. Dal'nevostochnyy agrarnyy vestnik - Agricultural Journal in the Far East Federal District, 2007, no. 1, pp. 27-32 (in Russian).
12. Korchinskaya O. V., Shchukina N. V. Osobennosti prepodavaniya matematiki v agrarnom vuze s uchetom urovnya podgotovki abiturientov [Peculiarities of teaching mathematics in agrarian higher educational institutions taking into account the level of preparation of the applicants]. Aktual'nye problemy prepodavaniya matematiki v tekhnicheskom vuze: materialy vtoroy mezhvuzovskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Actual problems of teaching mathematics in a technical university: materials
of the second interuniversity scientific and methodological conference]. Omsk, Poligraficheskiy tseentr KAN Publ., 2012. P. 87 (in Russian).
13. Miftakhova N. Sh. Sistema adaptatsionnogo obucheniya studentov na dvuyazychnoy osnove v tekhnologicheskom vuze. Dis. dokt. ped. nauk [The system of adaptation teaching of students on a bilingual basis in a technological universit. Diss. doct. ped. sci.]. Kazan', 2013. 341 p. (in Russian).
14. Yushkova E. Yu., Lukicheva S. V. Analiz effektivnosti adaptatsionnykh kursov distsiplin v kontekste povysheniya kachestva obrazovaniya [Analysis of the effectiveness of adaptation courses of disciplines in the context of improving the quality of education]. Perspektivy nauki - Science Prospects, 2015, no. 6, pp. 28-34 (in Russian).
15. Vinogradova O. M. Nekotorye voprosy organizatsii adaptatsionnoy raboty v protsess obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Some issues of organizing adaptation work in the process of teaching Russian as a foreign language]. Vestnik nauchnykh konferentsiy - Bulletin of Scientific Conferences, 2016, no. 10-5, pp. 34-35 (in Russian).
16. Bel'ko E. S., Zykova T. V., Kytmanov A. A., Tikhomirov S. A. Tekhnologiya obucheniya matematike s sinergeticheskim effektom v protsesse osvoyeniya adaptatsionnykh kursov v vuze [The technology of teaching mathematics with a synergetic effect in the process of mastering adaptation courses in higher education]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2017, no. 4, pp. 118-121 (in Russian).
17. Galimova L. A., Myshlyavtseva M. D., Panchenko E. I., Churasheva N. G. Opyt provedeniya adaptatsionnogo kursa elementarnoy matematiki dlya pervokursnikov tekhnicheskogo vuza [The experience of conducting an adaptation course in elementary mathematics for first-year students of a technical university]. Aktual'nye problemy prepodavaniya matematiki v tekhnicheskom vuze, 2017, no. 5, pp. 33-39 (in Russian).
18. Oslyakova I. V., Kudinova T. V., Kappusheva I. Sh., Erkenova D. I. Strategiya prepodavaniya inostrannogo yazyka v gruppakh studentov s nulevym urovnem: adaptatsionnyy podkhod v obuchayushchem protsesse [The strategy of teaching a foreign language to groups of zero-level students: an adaptation approach in the teaching process]. Chelovecheskiy kapital - Human Capital, 2021, no. 10, pp. 44-49 (in Russian).
19. Tyumaseva Z. I., Orekhova I. L., Yakovleva N. O. Adaptatsionnyy etap protsessa professional'noy sotsializatsii studentov pedagogicheskogo vuza [Adaptation stage of professional socialization of pedagogical students]. Obrazovaniye i nauka -Education and Science Journal, 2018, vol. 20, no. 1, pp. 75-95 (in Russian).
20. Grigor'ev A. V. Povysheniye kachestva matematicheskoy podgotovki studentov tekhnicheskogo vuza s pomoshch'yu korrektiruyushchego obucheniya. Dis. kand. ped. nauk [Improving the quality of mathematical training of technical university students through remedial teaching. Diss. cand. ped. sci.]. Astrakhan, 2009. 243 p. (in Russian).
21. Syromyasov A. O., Egorova D. K., Kozlov M. V., Chuchayev I. I., Fedosin S. A. Vyravnivayushchiye kursy po matematike dlya studentov estestvenno-nauchnykh i inzhenernykh napravleniy i spetsial'nostey [Mathematics leveling up courses for students of science and engineering fields and specializations]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo, 2017, vol. 20, no. 1, pp. 393-399 (in Russian).
22. Meshcheryakova S. I. Iz opyta provedeniya vyravnivayushchikh kursov po matematike v vuze [The experience of mathematics leveling up courses at higher education institutions]. XLVOgaryovskiye chteniya, 2017. Pp. 134-137 (in Russian).
23. Dobrynina O. L. Integrativnyy kurs inostrannogo yazyka dlya magistrov neyazykovykh spetsial'nostey [The integrative course of foreign language for Masters in non-linguistic specializations]. Obucheniye i vospitaniye: metodiki i praktika, 2013, no. 9, pp.193-197 (in Russian).
24. Kurbangaleyeva E. Sh., Veretennikov D. N. Dostupnost' vysshego professional'nogo obrazovaniya invalidam i litsam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (OVZ) [Accessibility of higher vocational education to persons with disabilities and persons with special needs]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye, 2017, vol. 22, no. 1, pp. 169-180 (in Russian).
25. Shchukin A. N. Sovremennye intensivnye metody i tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam: uchebnoye posobiye [Modern intensive methods and technologies of teaching foreign languages: tutorial]. Moscow, Filomatis Publ., 2008. 188 p. (in Russian).
26. Markova N. A., Anufriyeva T. N. Etapy yazykovoy podgotovki v tekhnicheskom vuze na primere Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Stages of language training in technical university by the example of Tomsk Polytechnic University]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2021, vol. 3 (37), pp. 28-39. DOI:10.23951/2307-6127-2021-3-28-39 (in Russian).
Информация об авторе
Маркова Н. А., аспирант, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050).
Information about the author
Markova N. A., postgraduate student, National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050).
Статья поступила в редакцию 07.05.2022; принята к публикации 01.08.2022 The article was submitted 07.05.2022; accepted for publication 01.08.2022