Научная статья на тему 'Феномен адаптации как предмет научной рефлексии'

Феномен адаптации как предмет научной рефлексии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1010
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ADAPTATION OF LABOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никонова Лидия Павловна

В статье анализируются различные точки зрения на проблему и понятие адаптации. Рассматриваются факторы, влияющиена процесс адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен адаптации как предмет научной рефлексии»

Феномен адаптации как предмет научной рефлексии Никонова Л. П.

Никонова Лидия Павловна / Nikonova Lidia Pavlovna - студент, профиль подготовки: «Психология организационно-управленческой деятельности», квалификация (степень): магистр,

психолого-педагогический факультет заочного отделения,

Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируются различные точки зрения на проблему и понятие адаптации. Рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации.

Abstract: this article analyzes the different perspectives on the problem and the concept of adaptation. The factors influencing the process of adaptation.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, трудовая адаптация.

Keywords: adaptation, social and psychological adaptation, adaptation of labor.

Впервые понятие адаптации появилось в 19 веке и было использовано в биологии. Проблему адаптации рассматривали ученые Ч. Дарвин, Ж. Б. Ламарк, Ж. Сент-Илером. В Большом Энциклопедическом словаре понятие адаптация описывается так: «адаптация (лат. adaptatio — приспособление), в биологии — совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды». Так как наука не стоит на месте, проблема адаптации стала рассматриваться не только в биологии, но и в таких науках, как медицина, социальная психология и социология.

Философская энциклопедия описывает определение адаптации так: «Адаптация - это приспособление, т. е. нахождение соответствия (а также процесс, приводящий к такому соответствию) между живой системой (или ее частью) и внешним по отношению к ней условиям» [9].

Большая советская энциклопедия дает определение такое: «От позднелат. adaptation - приспособление, прилаживание - это процесс приспособления функций и строения организма (особи, популяции, виды) и их органов к условиям среды».

Понятие адаптации отражает основные закономерности, обеспечивающие существование и развитие различных систем при определенном взаимодействии внутренних и внешних условий их существования.

Существует несколько форм проявления феномена «адаптация», которые позволяют утверждать, что адаптация, с одной стороны - динамическое образование, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды, а с другой - свойство любой живой саморегулируемой системы [3].

Адаптация долгое время рассматривалась как односторонний процесс приспособления личности, группы к социальным условиям. Сейчас исходят из того, что одновременно происходит и преобразующее влияние личности на социальную среду. Под этим понимается, что человек при поступлении на работу занимает определенную позицию в организации, соглашаясь с предъявляемыми к нему требованиями, ценностями, нормами, правилами поведения и согласовывая свои цели и задачи с целями и интересами организации [3].

Трудовая адаптация — многоаспектное явление, которое включает:

1. Социальную адаптацию, т. е. получение информации о ценностях, нормах организации, ее формальных и неформальных группах, лидерах, знакомство и включение в систему деловых и личных взаимоотношений в коллективе.

2. Организационную адаптацию, при которой происходит осознание служащим своей роли в общем производственном процессе.

3. Профессиональную адаптацию, которая характеризуется освоением определенного уровня профессиональных знаний, умений, навыков сотрудничества, формированием необходимых качеств и позитивного отношения к своему труду.

Производственная адаптация — процесс включения работника в новую для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между работником и производственной средой.

Профессиональная адаптация. Это адаптация к рабочему месту, орудиями и средствами труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектом труда, предмету труда, характеру взаимодействия между работниками в процессе труда. Другими словами, профессиональная адаптация - это адаптация к самой трудовой деятельности со всеми обеспечивающими ее предметными и временными составляющими.

На процесс профессиональной адаптации оказывают влияния три следующих фактора:

- факторы среды, к которой осуществляется адаптация (это рабочее место, технологический процесс и т. д.);

- факторы, которые могут быть названы индивидуально-личностными, т. е. связанные с особенностями самого адаптанта;

- факторы управления процессом адаптации [7].

Некифоров Г. С. пишет: «Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда». После завершения образования каждому субъекту профессиональной деятельности предстоит пройти этап первичной адаптации, под которым понимается первоначальное (после специальной подготовки) вхождение в профессиональную деятельность».

А. Я. Кибанов выделяет два направления трудовой адаптации:

- первичная - когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;

- вторичная - при последующей смене работы.

Виды адаптации:

1. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.

2. Психофизиологическая адаптация - происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различные психофизиологические воздействия на работника во время труда.

3. Социально-психологическая адаптация - происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

4. Организационно-административная адаптация - работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целой и в организационной структуре.

5. Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.

Санитарно-гигиеническая адаптация - работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распорядка [5].

Согласно учебному пособию «Управление персоналом» под редакцией Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина, условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.

1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.

2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.

3. Действенная адаптация. Этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами.

4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе [1].

Для психологов важную роль имеет определение психической адаптации человека, т. е. такие процессы взаимодействия с социальной и физической средой, которые затрагивают все уровни существования личности.

Исследования адаптации человека в последнее время приобретают особую актуальность в связи с возрастанием интенсивности действия и увеличением числа факторов, которые усиливают динамичность соотношения человека и окружающей его среды и обуславливают повышенные требования к адаптационным механизмам [4].

При анализе профессиональной эффективности адаптация оценивается на уровне той микросоциальной среды, в которой непосредственно реализуется поведение. В этом случае четко проявляется адаптационное значение адекватности микросоциального взаимодействия [4].

Основной средой взаимодействия человека является социальная среда, часто в отношении вопроса об адаптации человека говорят о социально-психологической адаптации.

Филипов А. В. описывает социально-психологическую адаптацию. Как вид адаптации связан с вхождением нового работника в первичный коллектив.

Управлением социально-психологической адаптацией в равной мере заняты и руководитель первичного коллектива, и сам первичный коллектив, причем именно первичный коллектив оказывает наиболее сильное социально-психологическое влияния на адаптанта.

Среди качеств коллектива, выполняющих роль регуляторов адаптационного процесса, следует отметить:

• морально-психологический климат;

• идейную общность;

• сплоченность вокруг общественно значимых целей;

• взаимную требовательность и ответственность;

• взаимопомощь [8].

При рассмотрении социально-психологической адаптации О. И. Зотов и И. К. Кряжев говорят о взаимодействии личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

Из всего сказанного можно выделить, что адаптация можно трактоваться в различных концепциях как в

динамическом, так и в статическом аспекте. При рассмотрении различных концепций можно сделать вывод,

что адаптация человека это поддержание равновесия личности с требованиями внешнего окружения, другие

исследователи понимают адаптацию как положение об оптимальном взаимодействии личности и среды.

Можно говорить, что если развитие личности это стратегия жизни, то адаптация это тактика.

Литература

1. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с

3. Гулина М. А. Психология социальной работы: Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. М. А. Гулиной. — СПб.: Питер, 2010. — 384 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

4. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. - Новосибирск, 1980. - 190 с.

5. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 695 с.

6. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебник дл я вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. Питер, 2006. — 60.

7. Турчинова А. И. Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. А. И. Турчинова. — М.: Изд-во РАГС, 2009. - 488 с.

8. Филиппов А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. - М.: Экономика, 1990. - 168 с.

9. Фролова И. Т. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.