Научная статья на тему 'ФЕМИНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ'

ФЕМИНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
феминизм / женщины / права женщин / общественные движения / эмансипация.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Турк Светлана Нальбиевна, Михайлова Дарья Константиновна

в статье анализируются история возникновения и развития феминистических движений, сформировавшихся в арабских странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕМИНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ»

ФЕМИНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АРАБСКИХ СТРАНАХ Турк С.Н.1, Михайлова Д.К.2

1Турк Светлана Нальбиевна - кандидат исторический наук, доцент, кафедра история и политология;

2Михайлова Дарья Константиновна - студент, факультет агрохимия и защита растений, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар

Аннотация: в статье анализируются история возникновения и развития феминистических движений, сформировавшихся в арабских странах

Ключевые слова: феминизм, женщины, права женщин, общественные движения, эмансипация.

Феминизм - движение за свободу, выступающее за ликвидацию всякого неравенства между мужчинами и женщинами, защищающее политическое, экономическое и общественное равенство полов. Благодаря этому движению женщины пытаются устранить дискриминацию женского пола. Они хотят, чтобы с ними считались, чтобы их мнение тоже учитывалось. Оно преследует цели ликвидации дискриминации женщин, всякого рода давления на нее и ее эксплуатации. Особенно сильные потоки этого общественного явления можно наблюдать в арабских странах [5].

Шагаль в своём труде напоминает о том, что слово «феминизм» в самом арабском языке не используется. Понятие «ниса», что в переводе означает женщина, часто употребляется именно в этом смысле. Синонимичный феминизму термин «эмансипация» в арабском языке обозначается двумя терминами: тахрир, который переводится как "освобождение" от чьей-либо зависимости, и суфур, что буквально означает "снятие чадры" [6].

Турк говорит, что первые открытые упоминания о феминизме в исламе были в конце 80-х. Однако в VII веке в исламском обществе были проведены реформы, которые значительно улучшили положение мусульманок. Они касались бракоразводного процесса и вопросов наследования. Так 1400 лет назад ислам предоставил женщинам право голоса, добровольного вступления в брак и возможность свободно получить образование [3].

Челик, изучая понятие «феминизм» вспоминает примеры из истории, когда большой вклад в развитие образовательных учреждений вносила именно женская часть населения. В 859 году дочь богатого купца Фатима аль-Фихри основала один из старейших в мире университетов аль-Каравин, а в XVIII веке дочь реформатора того времени Нана Асмау выступала за увеличение грамотности среди мусульманок [5].

Феминизм на Западе, который начался с требований прав и свобод, со временем распространился по всему земному шару, и в настоящее время продолжает свою борьбу в разных культурах, в разных версиях. Феминизм представлен в разных формах его проявления в зависимости от культурной среды и условий, но во всех этих версиях сохраняется единое для них положение-требование равенства.

Феминизм в Турции, как и на Западе, прошел, свои этапы развития и изменился под влиянием времени. В Турции, где господствует исламская культура, к феминизму относятся более осторожно, и требования феминисток более сосредоточены не на равенстве мужчин и женщин, а на сходстве [4].

Турк в своей статье подмечает, что феминизм, распространившийся на волне новых социальных движений в мировых масштабах, оказал свое влияние и на Турцию. Женщины заставили общество слышать свои голоса, высказывая свое мнение в разных мусульманских журналах, печатных органах и общественных собраниях. Эти женщины, собравшиеся под лозунгом: «Не женщина, а человек», выступали с требованием открыть им дорогу. И хотя они, считая феминизм порождением Запада, предполагали, что он не сможет вписаться в турецкое общество, в своих требованиях прав для женщин за основу они брали это движение [1].

Включение арабских стран в процессы глобализации, проникновение в регион информационно -коммуникативных технологий открыли арабским женщинам путь к тендерному равенству. В 2000 г. египетский парламент в ходе ожесточенных дебатов принял закон, в соответствии с которым египетские женщины получили право инициировать бракоразводный процесс. Они получили паспорта, и Верховный суд поддержал право замужних женщин выезжать за границу без согласия и сопровождения супруга. С этого и зародилось феминистское движение, у женщин появились права, стали создаваться новые дискриминационные законы [2].

Египет в начале ХХ века стал родиной феминистского движения на Арабском Востоке. Права женщины, признанные Всеобщей Декларации прав человека от 1948 года, реализуются в Египте с различной степенью эффективности. Египет относится к числу стран арабского мира, которые признали установленные в Декларации права, хотя реальное участие египетских женщин в политической жизни общества находится на очень низком уровне. На самом деле, за всю историю Египта насчитывается только 6 женщин, занимающих определенную должность в политике страны. Стоит отметить, что в современном мире, относительно прав женщин, происходит сближение законодательства Египта. Однако, необходимо отметить тот факт, что права и свободы, которые предоставлены женщинам, довольно часто могут быть игнорированы самими

женщинами, по той причине, что в рассматриваемом государстве довольно большое влияние оказывают религиозные обычаи [1].

Подводя итог, можно сказать, что современные феминистки арабского мира активно борются за законное признание своих гендерных прав как необходимое условие модернизации страны, что представляется оптимистичным на фоне общей ситуации в арабском мире. Стоит отметить, что в современном мире, относительно прав женщин, происходит сближение законодательства Египта. Однако нужно упомянуть тот факт, что права и свободы, которые предоставлены женщинам, довольно часто могут быть игнорированы самими женщинами, по той причине, что в рассматриваемом государстве довольно большое влияние оказывают религиозные обычаи.

Успеха в борьбе за права женщин можно достигнуть, только в том случаи, если лично они будут проявлять активные действия, воздействуя на жизнь. В арабских странах женщины активнее участвуют в выступлениях за признание своих гендерных прав как необходимого условия модернизации страны.

Список литературы

1. Турк С.Н. Правовой статус женщин арабского востока // Заметки ученого. 2018. № 5 (30). С. 75-77.

2. Турк С.Н. Феминистское движение в Египте во второй половине ХХ - начале ХХ! в.: проблемы и перспективы // Общество: философия, история, культура. 2017. № 2. С. 69-71.

3. Турк С.Н., Беджанова Э.К Мусульманское семейное право // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: в 3 ч.. 2017. С. 162-164.

4. Хоружая С.В., Турк С.Н. История феминистского движения в Египте: генезис и современные тенденции // Научный журнал КубГАУ. 2017. №128.

5. ЧеликА. Опыт женского мусульманского движения в Турции. Minbar. Islamic Studies. 2011;4(2):78-83

6. Шагаль В.Э. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.