Научная статья на тему 'ФЕЛЬЕТОН: ХАРАКТЕРНЫЕ ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СМИ'

ФЕЛЬЕТОН: ХАРАКТЕРНЫЕ ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фельетон / жанры журналистики / жанр дискурса / публицистические тексты / feuilleton / genres of journalism / genre of discourse / journalistic texts

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Харченко Т.П.

В работе раскрываются характерные особенности фельетона как актуального жанра общественно-политической прессы, его историческое и современное применение авторами общественно-важных журналистских материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUILLETON: CHARACTERISTIC GENRES FEATURES IN CONTEXT SOCIAL AND POLITICAL MEDIA

The work reveals the characteristic features of the feuilleton as a current genre of the socio-political press, its historical and modern use by the authors of socially important journalistic materials.

Текст научной работы на тему «ФЕЛЬЕТОН: ХАРАКТЕРНЫЕ ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СМИ»

УДК 80

Харченко Т.П.

студент кафедры теории и практики перевода института международных отношений, высшая школа иностранных языков и перевода Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия)

ФЕЛЬЕТОН: ХАРАКТЕРНЫЕ ЖАНРОВЫЕ

ОСОБЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СМИ

Аннотация: в работе раскрываются характерные особенности фельетона как актуального жанра общественно-политической прессы, его историческое и современное применение авторами общественно-важных журналистских материалов.

Ключевые слова: фельетон, жанры журналистики, жанр дискурса, публицистические тексты.

В современных политических изданиях фельетон играет значительную роль как форма социально-критической журналистики. Изначально имея краткую форму, жанр всегда привлекает внимание читателя остроумной игрой слов и необычным построением фраз.

Журналисты также используют яркие и запоминающиеся заголовки, юмористические зарисовки и метко подмечают социальные проблемы, высмеивая их на страницах изданий.

Происхождение названия этого жанра лингвисты связывают с французским словом «feuille», что означает «лист». Фельетон начал свое формирование в XIX веке. Со временем жанр развивался, вбирая в себя черты трех направлений: публицистического (конкретность, актуальность и злободневность факта, оперативность оценки, эффект воздействия),

художественного (использование средств художественной выразительности при создании сатирического образа), сатирического (присутствие комизма).

Цель журналистов, публикующих материалы в жанре фельетона -привлечь внимание читателей к общественным проблемам. Для этого хороши специфические «фельетонные» средства: к ним относят сатиру, логический абсурд и юмористические парадоксы.

Герой фельетона, как правило, анонимен, но его черты часто раскрываются через сатирическое описание и диалоги. Как правило, он обладает единственной, но отличительной отрицательной чертой. Настоящие имя и фамилия реального прототипа в тексте не называются, однако читатель легко сможет узнать героя по сатирическому описанию, речевой характеристике, диалогу, говорящей фамилии, деталям. Исследователи жанра отмечают, что практически всегда фельетонисты используют принцип парадокса, так как именно ситуация «перевертыш» помогает выявить истинную сущность героя.

Такой подход к высмеиванию и обличению общественных проблем позволяет читателям не только развлечься, читая общественно-политическую прессу, но и самостоятельно прийти к глубокому выводу о событиях - ведь через юмор раскрываются новые аспекты происходящего в мире. Между тем, фельетонисты выстраивают собственную образную систему, тем самым привнося в текст авторскую индивидуальность, повышают узнаваемость издания у аудитории разных поколений и социального статуса.

Ярким примером такой популярности следует считать журнал «Крокодил» - его читатели жили в разных республиках СССР, но тексты стали актуальны для каждого. Тогда фельетон играл в журнале исключительную роль. Авторы, используя смелую сатиру и критику, привлекали к своей работе внимание и читателей, и цензоров.

На страницах современных СМИ классический фельетон почти не публикуется, хотя его отдельные образцы все же можно встретить в печатных

газетах. Новые издания активно разрабатывают и внедряют модели, которые сосредоточены либо на массовом, либо на аналитическом формате.

Так, аналитические издания ориентированы на аудиторию, интересующуюся глубоким анализом и серьезными информационными материалами. Эти издания, как правило, включают подробные репортажи, исследования и комментарии экспертов.

В случае массовых изданий акцент делается на развлекательный контент, рассчитанный на широкую аудиторию. Именно в них журналисты часто используют сенсационные и скандальные материалы для привлечения внимания - в таких публикациях нередко встречаются и сатирические заголовки с игрой слов, свойственные жанру фельетона.

Таким образом, современные тенденции в развитии универсальной прессы демонстрируют разнообразие подходов к созданию контента. Традиционные общественно-политические издания сохраняют свою универсальность, комбинируя различные функций, в то время как новые игроки на рынке стремятся к специализации и выбору конкретной аудитории. Эти изменения отражают эволюцию информационного пространства и показывают, как пресса адаптируется к изменяющимся запросам и потребностям общества.

Несмотря на это, фельетон остается мощным оружием в руках профессионального журналиста. Этот жанр позволяет авторам писать небанально о существующей действительности и влиять на общественное мнение посредством художественных средств. Даже спустя десятки лет фельетон продолжает оставаться актуальным, хотя его форма может изменяться авторами для создания новых, самобытных материалов.

Жанр фельетона имеет особое место в журналистике. Фельетонисты продолжают развивать жанр и выражают свое мнение относительно актуальных событий, не прибегая к их формальному пересказу.

В разное время авторы использовали характерные жанровые черты фельетона, чтобы рассмешить читателя, но при этом раскрыть для него общественно-важную информацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А.А. Котов. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ: автореферат. - 2003;

2. А.Е. Истомина. ФЕЛЬЕТОН КАК ЖАНР ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА. - 2008;

3. А.Е. Истомина. Характеристика жанра политического фельетона. Известия ВГПУ. - 2007. - № 5. - С. 52-55;

4. А.Н. Васильева. Газетно-публицистический стиль речи. - 2005;

5. Б. Егоров. Фельетон меняется, развивается // Журналист. - 1970. - № 8;

6. В.П. Мингинос. Характеристика общественно-политической прессы как типа издания, повествующего об экономике // Соверменная филология: материалы III Междунар. науч. конф. - 2014. - С. 139-143;

7. Г.Г. Слышкин. Речевой жанр: перспективы концептологического анализа // Жанры речи. — 2005. — Выпуск 4. — С. 34—50

Kharchenko T.P.

Kazan Federal University (Kazan, Russia)

FOUILLETON: CHARACTERISTIC GENRES FEATURES IN CONTEXT SOCIAL AND POLITICAL MEDIA

Abstract: the work reveals the characteristic features of the feuilleton as a current genre of the socio-political press, its historical and modern use by the authors of socially important journalistic materials.

Keywords: feuilleton, genres of journalism, genre of discourse, journalistic texts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.