УДК 080
Филологические науки
Марачева Алла Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет
им. К.Э. Циолковского» Молодцова Алина Максимовна, студентка 3 курса Института филологии и массмедиа направления подготовки «Журналистика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет
им. К.Э. Циолковского»
ОСОБЕННОСТИ ФЕЛЬЕТОНА КАК ЖАНРА САТИРИЧЕСКОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ
Аннотация: В статье исследуются этимология термина и классические жанровые признаки фельетона, его сатирические средства выразительности, а также специфика фельетонного образа. Рассматривается история фельетона как сатирического жанра журналистики, обзорно представлены русские писатели, которые начинали свой творческий путь с фельетона, а также прославились как великие фельетонисты.
Ключевые слова: фельетон, жанровые признаки фельетона, сатирический жанр, фельетонный образ, фельетонный герой.
Annotation: The article examines the etymology of the term and the classic genre features of the feuilleton, its satirical means of expression, as well as the specificity of the feuilleton image. The history of the feuilleton as a satirical genre of journalism is considered, Russian writers are reviewed, who began their career with a feuilleton, and also became famous as great feuilletonists.
Keywords: feuilleton, feuilleton genre features, satirical genre, feuilleton
image, feuilleton hero.
Название фельетона происходит от французского слова feuille, что в переводе в переводе означает «лист», «листок». Так называли приложение к газете, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией. Эта часть газетной полосы называлась подвалом [3]. Здесь располагались не только материалы, которые напоминают по своему типу современные фельетоны, но и отчеты, рецензии, обзоры литературы и т.п. До определенного момента термин «фельетон» употреблялся только в значении «места печатания материала», развлекательной рубрики в газете, призванной привлекать внимание читателей.
Фельетон как жанр формируется в XIX веке и обозначает художественно -публицистический и сатирический жанр журналистики, задача которого -обличение каких-либо общественных пороков с помощью специфических, «фельетонных» средств. Фельетон вобрал в себя приметы трех направлений: публицистического (конкретность, актуальность и злободневность факта, оперативность оценки, эффект воздействия), художественного (использование средств художественной выразительности при создании сатирического образа), сатирического (присутствие комизма) [2].
Классическим жанровым признаком фельетона считается доведение ситуации в сатирической истории до логического абсурда. Практически всегда фельетонисты используют принцип парадокса, так как именно ситуация «перевертыш» помогает выявить истинную сущность отрицательного героя. Как жанр сатирической журналистики фельетон не может не использовать такие сатирические средства выразительности, как ирония, гипербола, литота. Зачастую повествование в фельетоне ведется в виде сказки, былины, притчи. Читатель вовлекается в особый мир, где так увлекательно следить за фельетонным героем в русле фантастического сюжета.
Отдельно хочется сказать о специфике фельетонного образа. Фельетонный герой -собирательный образ. Как правило, он обладает одной
доминантной отрицательной чертой. Герой в фельетоне всегда анонимен. Настоящие имя и фамилия фельетонного прототипа в тексте не называются, однако читатель должен узнать героя по сатирическому описанию, речевой характеристике, диалогу, говорящей фамилии, детали.
С фельетона начинали свой творческий путь Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров. Их фельетоны критически описывали нравы эпохи, быта, литературно-театральную жизнь. В начале XIX века фельетон переквалифицировался из буржуазно-развлекательного в революционный, с ярким характером политического дискурса, основным автором которого был М. Е. Салтыков-Щедрин. Фельетон появляется в таких демократических изданиях, как «Будильник», «Гудок», «Искра», «Свисток».
Крупными фельетонистами рубежа веков XIX-XX веков были В.М. Дорошевич и А.В. Амфитеатров. Талантливым фельетонистом был А.П. Чехов. Свои юмористические рассказы и фельетоны, к числу которых относятся «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», он публиковал под различными псевдонимами. Максим Горький под псевдонимом Иегудиил Хламида в 1895-1896 годах публиковал политические фельетоны на страницах «Самарской газеты». Мастером советского фельетона был Михаил Кольцов. Вершиной его сатирического мастерства по праву считается фельетон «Иван Вадимович - человек на уровне», в котором Кольцов создал обобщенный «монументальный» образ ответственного чиновника Ивана Вадимовича.
Писал фельетоны М.А. Булгаков, разрабатывая в них, как и во многих своих художественных произведениях, тему «маленького человека» российского захолустья. М.М. Зощенко в своих фельетонах отображал реалии времени, рассуждал о проблемах литературной и журналистской деятельности, о культуре, об общечеловеческих пороках и недостатках. Например, в фельетонах «Стихийное бедствие» и «О пользе грамотности» автор высмеивал тех, кто ликвидировал неграмотность непродуманными методами. Зощенко беспокоили перегибы, допускаемые новой властью при проведении своей политики. Одним из таких было вмешательство в частную жизнь граждан, что
нашло отражение в фельетонах «Социальная грусть» и «Сельская идиллия».
Илья Ильф и Евгений Петров в своих фельетонах вскрывали «новейшие» модификации обывателя и бюрократа: «идейный» мещанин, «выдержанный» совчиновник, «барабанный» активист. В 1932-1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет «Правда», «Литературная газета» и журналов «Чудак», «Крокодил».
Приемы и средства комического, сатирическое остроумие в фельетонах Ильфа и Петрова анализировал выдающийся русский литературовед Борис Галанов, который, в частности, отмечал, что писатели «не уставали напоминать, что правило, которое делает жизнь советских людей неудобной и «которое выглядит нужным и важным только на канцелярском столе, рядом с чернильницей, а не с живыми людьми», следует поскорее отменить, пересмотреть, улучшить, потому что его, без сомнения, создала костяная нога» [1].
В советское время главенствующей площадкой для размещения смелых сатирических произведений, содержащих критику, выступал журнал «Крокодил». В 2017 году было объявлено о возобновлении издания журнала и представлен специальный номер, получивший название «Тот самый «Крокодил»».
Роль фельетона в советское время была исключительной. Это было мощное оружие в руках журналистов, призванное формировать общественное мнение, участвовать в становлении нового государства и общества. Сила влияния фельетона на воззрения людей объясняется его тесной связью с жизнью, оперативностью отклика на актуальные темы, простотой формы и доступностью широкому кругу читателей. После распада Советского Союза популярность жанра резко идет на спад.
В XXI веке классический фельетон практически не публикуется на страницах печатных изданий, редко встречается в интернете. По этому поводу одни исследователи утверждают, что жанр лишь претерпел изменения в форме, но его дело продолжается, другие, что жанр уже отжил свое и постепенно
трансформировался в другие сатирические формы. Но, несмотря на общую тенденцию, стоит отметить, что отдельные образцы жанра все-таки встречаются на страницах современных газет.
Например, существует книга Л.Е. Кройчика с названием «Куды бечь?», в которой собраны фельетоны, написанные и опубликованные автором в 20102012 гг. в различных газетах России и зарубежья. Сборник представляет собой цикл фельетонов, тематика которых затрагивает не только политические явления, но и социальные конфликты, основываясь на видении ситуации Л.Е. Кройчиком. Для сатирического анализа автор выбрал самые важные, самые животрепещущие явления. Вместе с иронией, гиперболой в текстах фельетонов много каламбуров, встречаются окказионализмы.
Журнал «Эксперт», «Русский курьер», «Литературная газета» - вот те несколько российских изданий, которые еще публикуют на своих страницах фельетоны. В период с 1998 по 2015 известный публицист Максим Соколов был автором своей колонки в журнале «Эксперт». Главная задача его фельетонов - осмеять существующую действительность, зарубежных политиков, их решения и поступки. Профессиональный обозреватель и комментатор, Соколов часто вводит в структуру текста фельетона свое четко выраженное скептическое или ироническое мнение. Этим фельетоны Максима Соколова напоминают колонку колумниста.
Подводя итог, скажем, что фельетон - сильное оружие в руках профессионального журналиста. С помощью него автор может влиять на мнение людей, подмечая и высмеивая проблемы общества и тем самым способствуя их искоренению. Фельетон должен быть написан качественно, ярко, образно, с использованием арсенала всех художественно-выразительных средств языка, он должен создаваться как авторский взгляд на проблему, тогда он способен пережить свое время. Это часто недооценивают современные авторы, обходя сложный жанр стороной, зачастую заменяя его сатирической корреспонденцией, авторской колонкой, сатирической миниатюрой.
Библиографический список:
1. Галанов Б. Илья Ильф и Евгений Петров. Жизнь. Творчество. - М.: Советский писатель, 1961. URL: http://ilf-petrov.ru/books/item/fD0/s00/z0000002/st004.shtmI_ (дата обращения: 17.06.2022).
2. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 272 с.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с.