ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2015. № 3
Е.А. Галимзянова
(аспирантка кафедры истории России XIX — начала XX века исторического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
ФЕДОР ОЛЬДЕНБУРГ И ЕГО ДРУЗЬЯ:
У ИСТОКОВ ПРИЮТИНСКОГО БРАТСТВА
Кружок Ф.Ф. Ольденбурга и Приютинское братство — особые течения русского либерализма второй половины XIX в. «Ольденбургский кружок», а затем Приютинское братство уникальны своим отказом от политических вопросов и погружением в конкретную культурно-просветительскую работу на местах. Автор анализирует их идейные поиски и деятельность сквозь призму личности лидера кружка и братства — Ф.Ф. Ольденбурга.
Ключевые слова: русский либерализм, «Ольденбургский кружок», Приютинское братство, Ф.Ф. Ольденбург.
The circle of ЕЕ Oldenburg and the brotherhood of Priyutino represent the special trend of Russian liberalism at the second half of 19th century. The Oldenburg's circle and then the brotherhood of Priyutino are unique ones thanks to their refusal from political issues and immersion in the specific cultural and educational work in the provinces. The author analyzes their ideological search and their activities through the personality of ЕЕ. Oldenburg, the leader of the circle and the brotherhood.
Key words: Russian liberalism, the Oldenburg's circle, the brotherhood of Priyutino, ЕЕ. Oldenburg.
* * *
Федор Федорович Ольденбург (1861—1914), блестящий педагог, общественный и земский деятель, по праву считается духовным лидером «Ольденбургского кружка» и Приютинского братства.
Эти сообщества друзей можно назвать уникальным течением в рамках русского либерализма второй половины XIX — начала XX в. Разделяя земскую идеологию с ее принципами культурно-просветительской работы на местах, кружковцы сторонились политики и политического доктринерства. Они находились в постоянном духовном, религиозно-этическом поиске и не представляли собой строгой организации. Их основные духовные и практические задачи можно свести к двум простым положениям: постоянно духовно самосовершенствоваться и жить для других, служить людям.
* Галимзянова Евгения Александровна, тел.: 8-926-599-02-63; e-mail: egenie1990@ yandex.ru
Членами кружка и Братства были: знаменитый ученый Владимир Иванович Вернадский, известный земский деятель князь Дмитрий Иванович Шаховской, историки Александр Александрович Корнилов и Иван Михайлович Гревс, востоковед и глава Академии наук Сергей Федорович Ольденбург (брат Федора Федоровича), выдающийся географ и ботаник Андрей Николаевич Краснов, видный государственный деятель Сергей Ефимович Крыжановский.
Кружок и Братство являют собой интереснейший пример мирной и плодотворной культурной работы вне политики, вне борьбы правых и левых. Федор Ольденбург сыграл решающую роль в существовании и деятельности этих сообществ.
Федор и его брат Сергей происходили из старинного меклен-бургского рода, который переселился в Россию при Петре I. Отец, Федор Федорович, служил в чине полковника в лейб-гвардии Московском полку, а затем в Забайкальском казачьем войске. Мать, Надежда Федоровна, дочь офицера, окончила Смольный инсти-тут1. Желая посвятить себя всецело воспитанию сыновей, Федор Федорович оставил службу и, уехав с семьей за границу, поступил вольнослушателем в Гейдельбергский университет2. В 1873 г. Оль-денбурги поселились в Варшаве, где мальчиков отдали обучаться в I Варшавскую классическую гимназию. В ней царила здоровая нравственная обстановка, но все же «кошмар классицизма»3 — жесткая, закоснелая система образования в классических гимназиях — давал о себе знать.
Класс, где учился Федор, по словам А.А. Корнилова, члена кружка и Братства, «был образцовым во всех отношениях». Здесь гимназисты «учились серьезно и вели себя с достоинством, но... совсем не было. элемента подслуживания начальству». Ольден-бург был одним из первых в классе. Более того, его умственные запросы выходили далеко за рамки преподававшихся в гимназии предметов. Так, он отличался математическими способностями и посвящал много времени изучению древних языков. Приятное удивление вызывают сами причины обращения к последним: «Дело в том, что у него уже в это время явилась мысль основной реформы классической гимназии, но не в направлении уничтожения классицизма, а в направлении правильного его преобразования. чтобы древние языки и литература могли из ненавистных предме-
1 Кузьмина И.В., Лубков А.В. Князь Шаховской: Путь русского либерала. М., 2008. С. 63.
2 Гревс И.М. За культуру // Былое. 1918. № 12. С. 55.
3 Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века. Социально-историческая судьба. М., 1999. С. 24.
тов гимназического курса сделаться интересными и нравственно ценными в воспитательном отношении»4. Таким образом, уже юным гимназистом Федор Ольденбург показал себя цельной личностью, созревшей для серьезной деятельности. Более того, выбор в будущем историко-филологического факультета был также обусловлен идеями об улучшении средней школы5.
В Санкт-Петербургский университет он поступил в неспокойном 1881 г., окончив гимназию с золотой медалью. Именно в стенах университета произошло знакомство членов дружеского кружка, а впоследствии Братства. Личность Федора Федоровича никого не оставляла равнодушным. Кружковец Иван Гревс хорошо выразил это. Он писал, что Ольденбург был «немного нескладный и ...смущающийся, но обладающий славными, умными и добрыми глазами, приветливою душой». «Мягко ищущий слов для воплощения мысли», он привлекал своей терпимостью того, с кем только что спорил. «В Федоре, человеке большого ума, чувствовалась подлинная оригинальность и редкая глубина. Многие из находившихся в сфере влияния его молодого гения не отдавали себе отчета в наличности такого преобладания, потому что в нем не сказывалось никакого гнета. То был мягко светящийся луч, и он не замечался, как привычное благо, как доброе здоровье»6. Гревс следующим образом передал свое впечатление о Федоре, сложившееся еще до личного знакомства: «То был высокий, худенький студент подвижной, общительный. Его многие знали и равно выказывали симпатию и уважение. А он, видимо, отлично осведомлен был во всем, что касалось факультетского курса, и вносил в занятия деятельную, углубляющую мысль. Говорил он мягким, оживленным тенорком, который в минуту увлечения прорывался тонкими теплыми нотками. Лицо его при обращении к людям, озарялось приветливой лаской». Показывает Гревс и то, как воспринимали Ольден-бурга студенты левых убеждений: «доброжелательный оптимизм, благовоспитанность и совестливость в исполнении студенческих обязанностей худо принимались в кружках левых "реалистов", моих приятелей. — "Барчонок", "маменькин сынок", — так посмеивались они над моим новым приятелем». Иван Михайлович не мог с ними согласиться: «Громадный. ум и удивительная совесть, неустанный труд, постоянное искание, замечательное понимание вопросов науки, сплетений жизни, характеров людей.» отличали
4 Корнилов А.А. Воспоминания о юности Ф.Ф. Ольденбурга // Русская мысль. 1916. Кн. 8. С. 49-52.
5 Там же. С. 52.
6 Гревс И.М. Указ. соч. С. 56.
старшего из братьев. Еще в 10-12-летнем возрасте Федора называли Эразмом или Платоном за его глубокомысленность7. Университетских товарищей к нему влекло «живое и убежденное отношение. к научной работе. Вызывала почтение чувствовавшаяся в Федоре хорошая подготовка и активная энергия: видно было, он знал, что делать, с скромною легкостью это знание нес и благожелательно подносил другим. Приятно действовали на окружающих его дружественность, душевное стремление разделить с товарищами интерес. Такие свойства обвевали свежим воздухом того, кто с ним соприкасался. Еще особенностью создаваемого им настроения была доверчивая, молодая бодрость, подход к другому, как к хорошему, оценка жизни, как чего-то, манящего благом». «Тянуло к Федору в действиях и словах, манере и тоне, отсутствие, во-первых, грубости, а затем пустоты. Ни тени балагурства и пошлости, никакого намека на распущенность: содержательная серьезность в разговоре, внимательная вежливость в обращении с людьми, богатство затрачиваемых вопросов, безукоризненно замечательная чистота языка... Милою, изящною внутреннею порядочностью дышало от него». Он умел отказываться от необходимого, если того требовали обстоятельства: он «держался теории, что человеку должно переносить не одну нравственную, но и физическую боль, и он осуществлял ее тяжелой практикою над собою. Вообще в ту пору, и в последующую, он проявлял своеобразную склонность к юношескому аскетизму или стоицизму. Если чего-нибудь очень хочется из радостей жизни, значит, нельзя; и он умел, следуя такому велению — отказаться от многого. То было, может быть, наивное, но крепкое обострение моральной строгости, которую проникнута была его благородная душа». Федор Федорович «держал стяг рыцарственности и моральной чистоты», был настоящей душой кружка8. «Это был — синтезирующий, нас объединяющий гений, живой и живящий, животворный. Мы в различной степени были близки друг к другу. Но Федор был всем почти равно близок и нужен. Везде-присутствие, всенеобходимость Федора была особенностью жизни кружка, хотя, может быть, мы того не сознавали. Когда он был тут, мы могли этого не замечать, как здоровый организм себя не чувствует. Но когда он отсутствовал, сейчас становилось неладно, и его же бранили: зачем тебя нет? И, не стесняясь, призывали: будь с нами! — А он неизменно все приписывал другим, радовался за всех. Тихий пламень деятельной святости исходил от него неисся-
7 Там же. С. 49, 50, 56.
8 Там же. С. 50, 57, 43.
каемым источником света и тепла»9. Отношение к Федору Ольден-бургу как к лидеру было присуще всем членам кружка. Интересен тот факт, что Сергей Крыжановский, несмотря на свое идейное расхождение с Федором и остальными членами кружка, спустя годы очень достойно отзывался о нашем герое: «высокопорядочный во всех отношениях человек, строгий к себе и другим»10.
Федор Федорович пробыл в стенах Петербургского университета с 1881 по 1885 г. На третьем курсе он, в рамках историко-филологического факультета, выбрал отделение классической философии и стал изучать Платона. Работая над сочинением о теории воспитания по Платону, молодой студент продолжал мечтать о том, чтобы сделаться образцовым учителем средней школы11.
Неотъемлемой частью жизни Федора Ольденбурга и его друзей в это время становится кружок, через который они искали свое место в обществе и мире. Именно в университетские годы «оль-денбуржцами» были сделаны первые шаги на поприще практической деятельности.
Они собирались на квартире братьев Ольденбург на 6-й линии Васильевского острова. По воспоминаниям Гревса, этот дом был для товарищей миром науки, философии, поэзии и искусства, «родною и желанною стихией»12. Здесь читались доклады по политическим и экономическим вопросам.
Одним из первых проявлений кружка стала активная деятельность в рамках образовавшегося весной 1882 г. в стенах университета Научно-литературного общества. Само общество было попыткой «положить основу студенческой самодеятельности, сотрудничества и взаимопомощи именно на той почве, культура которой составляет истинное призвание учащейся молодежи», на почве расширения и углубления просветительской работы13. Оно должно было установить деятельное сотрудничество профессуры со студенчеством, устранив контраст между «официальной» наукой и вкусами юношества. Федор Ольденбург, активно поддерживающий идеи студенческого общества, сыграл важную роль в разрешении назревшего внутри него конфликта. В противовес так называемым студентам-аристократам, выступавшим за антинигилистическую направленность общества, он отрицал всякую политику в нем. После переговоров, которые вел с ними Федор Федорович, правые поки-
9 Там же. С. 64.
10 Крыжановский С.Е. Воспоминания. Берлин, 1938. С. 63.
11 Корнилов А.А. Указ. соч. С. 62.
12 Гревс И.М. Указ. соч. С. 54.
13 Там же. С. 58.
нули общество, которое благодаря этому было фактически спасено. Наш герой начал активно работать в его научном отделе вместе со своими товарищами по кружку. Здесь он проявил «крупнейшую инициативу и прекрасные организаторские силы»14. Деятельность в рамках общества стала первой пробой сил для кружка Ф.Ф. Оль-денбурга, первым приложением своих дарований, школой научной и отчасти общественной работы.
Значимыми для кружковцев стали университетские беспорядки осени 1882 г. Выступившие вместе против сходки студентов 10 ноября, друзья, оказавшись не в силах ее остановить, однако же не покинули своих товарищей по учебе и были вместе с ними препровождены полицией в соседний Манеж. Находясь там, сам Федор Ольденбург и его друзья ходили от группы к группе и подбадривали протестантов «в подъеме чувства товарищеского единства при общей беде»15. Характерно это неотделение себя от происходящих событий со стороны Федора и кружковцев, уважение к мнению своих идейных антагонистов. После сходки Федор Ольденбург активно помогал исключенным и арестованным студентам.
Эти события подтолкнули нашего героя к новым размышлениям. Он и его товарищи начинали осознавать, что не только в науке — труд и дело, что необходимо включаться в реальную общественную жизнь страны и вносить свой вклад в решение ее наболевших вопросов. В письме к друзьям Федор делился сокровенными мыслями: «Все эти сходки и споры произвели на меня очень глубокое впечатление: с одной стороны, во мне возникло определенное и сильное нерасположение к нашим революционерам, погубившим столько людей, столько сил, а с другой — чувство, которое часто доходило до боли, так что хотелось вскрикнуть, сжимая кулаки: "так неужели они правы, и мы, более теперь благоразумные, через несколько лет, когда действительно будем в состоянии что-нибудь сделать, до того опустимся, что и у нас «моя хата с краю!»", да насмешливая улыбка по адресу увлекающейся молодежи, да исполнение с грехом пополам своих служебных обязанностей (и более ничего?) — ужасно больное и горькое чувство.»16.
Именно с этого момента, совпавшего с окончанием «ольден-буржцами» университета и вступлением во взрослую жизнь, начинаются серьезные духовные поиски, поиски морального базиса для дальнейшей практической деятельности. Взяв что-то от учения Льва Толстого, встреча с которым вдохновила Федора и его друзей,
14 Там же. С. 77.
15 Там же. С. 53.
16 Корнилов А.А. Указ. соч. С. 60.
а что-то от религии человечества Вильяма Фрея, с которым наш герой вел переписку, «ольденбуржцы» обратились к делу народного образования.
В рамках кружка народной литературы, возникшего в 1886 г., велась активная работа: изучение издававшейся в то время литературы (для чего Федор Федорович проводил дни напролет в Публичной библиотеке), составление и издание новых книжек, открытие с помощью Комитета грамотности (где также деятельно трудился наш герой) двух первых публичных библиотек в Петербурге. Здесь Федор Ольденбург «играл. роль и рядового рабочего, и секретаря, и часто председателя собраний. Тут он приобрел первые основательные сведения и выработал первые идеи о народном образовании, которые легли зерном дальнейшего роста в уме его замечательной специальности, в которой он стал впоследствии лучшим в России знатоком, первоклассным хозяином и мастером»17.
Вскоре Федор Ольденбург смог воплотить свои идеи в профессиональной сфере, начав преподавать в школе Максимовича в Твери.
Деятельность же его в кружке народной литературы, привлекавшая все новых людей, способствовала расширению этого кружка и превращению его в подлинный духовный союз, с особым нравственным и общественным мировоззрением, превращению в настоящее Братство.
Утверждению идей Братства также способствовал Вильям Фрей, встреча с которым произошла в 1886 г. Он говорил: «Любовь — наш принцип, порядок — основание, а прогресс — цель нашей деятельности. Жить для других. Жить открыто»18. Эти основы полностью разделял Федор Ольденбург и его товарищи. К тому же, Братство, получившее название Приютино, стало необходимостью и по практическим соображениям — оно обеспечивало крепкую связь между разъехавшимися в разные уголки России друзьями. Сам руководитель писал о нем как о семье: «Семья — главное условие достижения своего идеала, а он заключается в достижении таких условий, чтобы человек был наивозможно счастлив, т.е. чтобы не было вражды между людьми, а было чувство братское, чувство любви. и чтобы люди могли свободно, безболезненно развиваться к. более совершенному типу»19. Братство действительно стало семьей для своих членов. По сути, оно продолжало действовать до конца жизни последнего из друзей-«ольденбуржцев». Сам
17 Гревс ИМ. За культуру // Былое. 1921. № 16. С. 150.
18 Рейнгардт Н.В. Необыкновенная личность. Казань, 1889. С. 9.
19 АРАН. Ф. 518. Оп. 3. Д. 1835. Л. 4-5.
Федор Федорович жил им до последнего вздоха, до самой своей кончины в 1914 г.
Идеи кружка Ф.Ф. Ольденбурга и Приютинского братства весьма плодотворны, духовный и практический опыт его членов бесценны. Их созидательный труд может служить примером последующим поколениям.
Вклад же их лидера, Федора Федоровича Ольденбурга, человека высокодуховного и цельного, неравнодушного к несчастьям своей страны, в развитие не только народного образования, но и самих идей культуры и прогресса, достоин самого пристального изучения.
Список литературы
1. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века. Социально-историческая судьба. М., 1999.
2. Кузьмина И.В., Лубков А.В. Князь Шаховской: Путь русского либерала. М., 2008.
3. Рейнгардт Н.В. Необыкновенная личность. Казань, 1889.
Поступила в редакцию 8 октября 2014 г.