Научная статья на тему 'ФЕДОР БУГАЕНКО - ГОРДОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОМСКА'

ФЕДОР БУГАЕНКО - ГОРДОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОМСКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИК ФЁДОР ДМИТРИЕВИЧ БУГАЕНКО / СКУЛЬПТУРА / ИСТОРИЯ / АРХИТЕКТУРА / ОМСК / МЕМОРИАЛ / ПЕРСОНАЛИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бугаенко Татьяна Фёдоровна

Статья посвящена творчеству заслуженного художника РСФСР Фёдора Бугаенко, жителя Омской области. Скульптор создал ряд монументальных произведений, значимых и в современном архитектурно-художественном облике города Омска. Представлены биография, основные этапы творчества художника, его общественная и педагогическая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDOR BUGAENKO - THE HONOR OF OMSK ART

The article is devoted to the Honored Artist of the Russian Federation Fedor Bugaenko, a citizen of the Omsk Region. The artist created monumental sculptures that influenced the formation of the modern architectural and artistic style of Omsk. The author of the article analyzes some aspects of the creation architectural and plastic ensembles of the city in the context of historical events, provides bibliographic information of the sculptor, shows the main stages of the Fedor Bugaenko’s artistic carrier, as well as his social and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ФЕДОР БУГАЕНКО - ГОРДОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОМСКА»

УДК 7.071.1 ГРНТИ 18.31.21

ФЕДОР БУГАЕНКО — ГОРДОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОМСКА

Т. Ф. Бугаенко

Институт дизайна, экономики и сервиса

Омского государственного технического университета

Россия, 644050, г. Омск, просп. Мира,11

Статья посвящена творчеству заслуженного художника РСФСР Фёдора Бугаенко, жителя Омской области. Скульптор создал ряд монументальных произведений, значимых и в современном архитектурно-художественном облике города Омска. Представлены биография, основные этапы творчества художника, его общественная и педагогическая деятельность.

Ключевые слова: художник Фёдор Дмитриевич Бугаенко, скульптура, история, архитектура, Омск, мемориал, персоналия.

FEDOR BUGAENKO — THE HONOR OF OMSK ART T.F. Bugaenko

Institute of Design, Economics and Service Omsk State Technical University Russia, 644050, Omsk, ul. Mira, 11

The article is devoted to the Honored Artist of the Russian Federation Fedor Bugaenko, a citizen of the Omsk Region. The artist created monumental sculptures that influenced the formation of the modern architectural and artistic style of Omsk. The author of the article analyzes some aspects of the creation architectural and plastic ensembles of the city in the context of historical events, provides bibliographic information of the sculptor, shows the main stages of the Fedor Bugaenko's artistic carrier, as well as his social and pedagogical activities.

Keywords: the artist Fedor Dmitrievich Bugaenko, a sculpture, history, architecture, Omsk, a memorial, a personalia.

Фёдор Дмитриевич Бугаенко родился 11 марта 1929 года в селе Бобринка Нововаршавского района Омской области. Семья многодетная, Фёдор — младший, восьмой ребёнок в семье переселенцев с Украины. Отец, мастер на все руки, был участником и сильно пострадал во время Первой мировой войны. Феде шёл второй год, когда не стало отца. Осиротевшая, но дружная семья с трудом выживала. Все дети старались хоть чем-то помочь матери, Фёдор научился рыбачить на Иртыше в четыре года. Началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг., старшие братья ушли на фронт, Фёдор был вынужден оставить учебу, помогать по хозяйству. Уже тогда, в период тяжёлого военного детства, формируется характер будущего творца.

© Бугаенко Т.Ф., 2021

Руками скульптора-поэта Мгновенье врезано в гранит...

Борис Яркое, композитор и поэт

Встреча с художником в возрасте семнадцати лет перевернула жизнь Фёдора. Увидев живописные полотна, он твёрдо решил, что станет художником. Это потом выяснится, что предки в Киеве занимались художественным ремеслом, ковкой, дизайном мебели, изготовлением фаэтонов.

Первые рисунки, наброски карандашом, этюды маслом на ватманской бумаге, картоне. Рисовать приходилось тем, что удалось раздобыть. Знаний явно не хватало, хотелось учиться. Ближайшее художественное заведение — Алма-атинское художественное училище, куда Фёдор поступил в 1947 году на отделение живописи, но в общежитии ему было отказано. Старший брат помог уехать на Украину в Черновицкую область, и там, в городе Вижнице,

в 1948 году Фёдор был принят на отделение художественного текстиля в училище декоративного и прикладного искусства, которое с отличием окончил в 1951 году [1, с. 5].

Творчество Фёдора привлекло к себе внимание на втором курсе училища, его проект получил высокую оценку преподавателей. Тематический гобелен с изображением буковин-ского поэта был куплен в коллекцию литературного музея, что очень поддержало студента. Выпускная квалификационная работа — сюжетная композиция «Сталин и Молотов с детьми» — выполнена в технике гладкого ткачества. Это большое многофигурное произведение тоже стало музейным экспонатом в Вижнице [1, с. 7].

Основные дисциплины изобразительного искусства: академический рисунок, скульптура и академическая живопись — в училище преподавались на высоком уровне. Прекрасная база и огромное желание двигаться дальше позволили Фёдору поступить в высшее учебное заведение во Львове. Бугаенко был зачислен на декоративно-прикладное отделение Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства. Основной костяк преподавательского коллектива составляли профессора европейской изобразительной школы. В институте обучение велось по нескольким творческим направлениям: текстиль, декоративное стекло, монументальная скульптура, монументальная живопись и реставрационные работы. Фёдор видел, как происходит обучение скульптуре, много общался со студентами и преподавателями, увлёкся лепкой. На втором курсе решился сменить направление, перевёлся на отделение монументальной скульптуры, сдавая экстерном экзамены за первые годы обучения.

Учился он очень увлечённо, жадно впитывая знания по истории искусств, пластической анатомии, сознательно выбирая сложнейшие ракурсы на занятиях по рисунку и живописи. Освоил все виды пластики: барельеф, горельеф, мелкую, станковую и монументальную. Обладая прекрасной памятью, он никогда не вёл конспектов, мог только сделать небольшие рисунки или наброски в блокнотик. Обучение в вузе длилось шесть лет, приходилось подрабатывать. По ночам и в выходные Фёдор работал художником в Львовском оперном театре — расписывал задники, создавал декорации, слушая репетиции и спектакли. Сам часто пел во время работы, исполняя оперные партии и романсы. Его красивый тенор заметил

худрук театра и пригласил в труппу, но страсть к скульптуре была сильнее всего! Фёдор уже осознал, что, что хочет работать с пластическими формами, объёмами, реализуя задуманное в материале.

Стоит отметить, что на протяжении всей истории обучения изобразительному искусству, насчитывающей более пятисот лет, ещё со времён Возрождения, существовала практика приобретения лучших работ выпускников музеями изобразительных искусств. В 1957 году дипломная работа Бугаенко была куплена в коллекцию Львовского музея. По стечению обстоятельств эту работу увидела сестра Валериана Куйбышева, Елена Куйбышева. Она была поражена талантом молодого скульптора, написала ему письмо с просьбой вылепить портрет брата для музея в г. Кокчетаве. Фёдор откликнулся, и при встрече в Москве Куйбышева предоставила ему много фотографий из семейного архива, а коллеги поделились посмертной маской революционера. Бу-гаенко исполнил бюст Куйбышева для музея. К этому образу автор будет возвращаться в своём творчестве не один раз (рис. 1-2).

После окончания вуза Фёдор, чувствуя необходимость помочь матери и семье, уехал вместе с женой на родину в Сибирь, в Омск.

Сегодня город Омск — крупный промышленный и сельскохозяйственный центр в Сибири. А к концу пятидесятых годов прошлого века архитектурный облик города только начинал формироваться. Город активно строился, в отсутствие сильных традиций монументального зодчества, всё было впервые. Единственным монументальным сооружением советского Омска был памятник Парижской коммуне работы Н.Н. Виноградова, воплощавший идею преемственности первой пролетарской революции и революции в России [3].

Бюст В.В. Куйбышеву. Чугун Рис. 1. В Кокчетаве Рис. 2. В Омске

В Омске Фёдору сразу пришлось решать много задач [1, а 5]. Сложности были большие, с заказами, жильём, мастерской, не было даже глины...

Молодой скульптор К. Словаков пригласил Фёдора первое время поработать в своей мастерской, а тот берёт его в соавторы своей первой монументальной работы в Омской области — памятника «Борцам революции» на станции Марьяновка. Сто пятьдесят рабочих из Омска выдвинулись навстречу белогвардейцам, чтобы защитить город и жителей, все они отдали свою жизнь на станции в 1919 году. Скульптурная группа рабочих-революционеров, напряжённая и замершая в ожидании боя, скомпонована вокруг обелиска с развивающимся знаменем — символом свободы. Фигуры выступают вперёд, лица спокойны и сосредоточены, готовы идти до конца, (рис. 3). Чугунный монумент контрастирует с красным гранитом постамента, подчёркивающим напряжённость момента [2, а 19].

Омский краевед И.Ф. Петров писал: «К началу 60-х годов складываются исторические условия для принципиального переосмысления творческих позиций, поисков новых путей в изобразительном искусстве. Эта миссия выпадает на долю молодого поколения омских

художников, творческая личность которых сформировалась в конце 50-х, начале 60-х годов. В ту пору им было в среднем по 30 лет» [3, с. 215]. Одна из первых крупных работ Ф. Буга-енко — скульптурная группа «Авиация» — смелое композиционное и пространственное решение на территории Омского моторостроительного объединения имени П.И. Баранова (рис. 4). Монументальная скульптура поражает легкостью исполнения, свободой владения объёмами и организацией открытого архитектурного пространства площади перед проходной предприятия. Пластичная фигура девушки, ассоциирующаяся с полётом, расправившая руки, её шарф легко взмыл в воздух и петлёй завершил движение на постаменте рядом с фигурой молодого рабочего, взгляд которого также устремлён в небо.

Прекрасное владение техникой лепки, опыт работы в создании архитектурно-планировочных решений в масштабе города в соавторстве с ведущими архитекторами, позволяли скульптору осуществлять грандиозные проекты. Одним из наиболее значимых произведений Бугаенко является мемориальный сквер «Борцам революции» на площади им. В.И. Ленина, архитектор Б.Б. Алхимов, в историческом центре города.

В I

Рис. 3. Монумент борцам революции на станции Марьяновка, Омская область. 1960. Чугун

Первая реконструкция сквера произведена в 1966 году, площадь сквера увеличили, здесь перезахоронили тринадцать венгров, членов интернациональной бригады, отдавших жизнь за власть Советов в 19181919 годах. Бугаенко создаёт памятник-монолит погибшим венграм-интернационалистам в 1967 году. Скульптура отвечает всем законам монументальности — лаконична и вместе с тем эмоциональна. Мы не видим лица героя полностью, но чувствуем его силу и уверенность, твёрдость духа. Монумент высечен из цельного гранитного блока. Фигура бойца словно выступает из камня, в кулак сжата его крепкая рука (рис. 5). В монументе генералу Д.М. Карбы-

Рис. 4. Авиация. 1966. Чугун

шеву, 1969, скульптор применил иное решение: фигура героя словно выходит из белоснежного, как лёд, мрамора.

Монумент «Красному мадьяру» Карою Лигети был создан Федором Бугаенко в 1979 году по заказу венгерского правительства. Художника волновала трагическая судьба поэта и революционера, расстрелянного белочехами в Омске. Фигура Лигети вырисовывается тёмным силуэтом на фоне каскадов розового итальянского мрамора. Поэт стоит в порванной гимнастёрке, босиком, руки жёстко связаны за спиной, смотрит прямо на зрителя. Это образ сильного человека, в его взгляде ни капли страха, торжество духа и веры в светлое будущее (рис. 6).

На постаменте фрагмент стихотворения венгерского поэта-революционера Кароя Ли-гети: «Взрастили вас края иные, но в памяти признательной своей вас бережно хранит Советская Россия, как мать любимых сыновей». [3, с. 240]. На родине героев, в Венгрии была выпущена марка с изображением омского монумента.

Определённой смелостью и уверенностью в своём творческом решении нужно было обладать авторам, решившимся на реконструкцию центральной площади города, спроектированную около двухсот лет назад английским архитектором В. Гесте. В 1967 году мемориальный ансамбль был дополнен барельефом с изображением военных действий, а также знамёнами, отделившими пространство сквера от территории памятника Парижской коммуне, созданного на полвека ранее [4]. Пластическое решение этих знамён позволяет произвести зонирование территории, не перекрывая сквер плотной перегородкой. Так появилась лёгкая, пропускающая свет решётка — красиво падающие складки склонённых знамён, сквозь которые виден вечный огонь (см. рис. на 4-й с. обложки).

Неожиданное решение Бугаенко использует в своей следующей работе в районном центре Лузино. Он создаёт мемориальный ансамбль «Воинам-сибирякам, погибшим во время Великой Отечественной войны», архитектор М.М. Хахаев, 1975 г. Серия чугунных барельефов с изображениями сцен проводов на фронт, встречи победителей, доминирующая фигура Родины-матери, не имеющей высокого пьедестала, создают единый архитектурно-скульптурный комплекс. Торжественный и жизненный ансамбль, понятный зрителю и гармонично вписанный в окружающую среду.

Значимость монументальных произведений в архитектурном пространстве города определяется способностью формировать особую индивидуальность городской среды, степенью воздействия и силой эмоционального отклика у зрителя. Искусствовед Нина Моро-ченко писала: «В истории омской городской скульптуры имя Фёдора Бугаенко сыграет существенную роль» [5, с. 19]. Монументальным произведениям Бугаенко свойственно редкое чувство масштаба, соотношение пропорций монумента к окружающей архитектуре. Работы мастера соразмерны человеку, не огромны, ни в коем случае не подавляют и не принижают человека, автор абсолютно лишён гиганто-

мании. Ярким примером этого является памятник М.Ф. Фрунзе, 1975. Образ командарма — обобщённый, внешне сдержанный, но внутренне эмоционально-напряжённый, несмотря на скупые изобразительные средства. Искусствовед Л.П. Елфимов считал эту работу скульптора одной из лучших (рис. 7).

Рис. 7. Памятник М.Ф. Фрунзе, 1975. Омск

Бугаенко был человеком очень общительным, с большим кругом интересов. Им создана целая галерея портретов современников. Это портреты художников К. Белова и Н. Брюханова, поэта Т. Белозерова, артиста П. Некрасова, певицы Людмилы Зыкиной. В музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля хранится несколько произведений Бугаенко. В скульптурных работах много внутреннего темперамента. Художник тяготеет к психологическому раскрытию образа [7]. Среди портретов П.С. Некрасова, Б.Я. Яркова, В.Г. Веселовского и других есть два женских образа — «Материнство» (1959) и «Ася» (1962) (рис. 8, 9). Созданные в период расцвета «сурового стиля», они трогают душу внутренней теплотой и нежностью [6, с. 110].

В 1978 году Федор Бугаенко принял участие в организации площади перед Омским Дворцом Пионеров ныне — Дворец детского и юношеского творчества. Скульптурная группа «Пионерия на марше» встречает ребят у входа в городской Дворец творчества [8]. Динамичная, эмоциональная работа наполнена юноше-

ским азартом и любознательностью, создавая иллюзию движения (рис. 10).

Рис. 7. Материнство. 1963. Мрамор

Рис. 8. Ася. 1959. Мрамор

Рис. 9. Пионерия на марше. 1978. Чугун. Омск

Большой вклад Ф. Бугаенко внёс в сохранение уникальных сооружений, в культурное наследие архитектуры Омска. В конце 1980-х годов в руки Бугаенко попадает открытка Серафимо-Алексеевской часовни, построенной на народные деньги, но уничтоженной во время революции. Художнику удалось убедить мэра города Ю.Я. Глебова восстановить часовню на её историческом месте.

В студии Бугаенко было всегда многолюдно, здесь собирались художники, артисты и поэты, корреспонденты и спортсмены, общественные деятели. Руководители области и города всегда интересовались и были в курсе, над чем работал ваятель. Высоко ценил работу Ф. Бугаенко искусствовед Леонид Петрович Елфимов, отмечая его общественную и педагогическую деятельность, он подчёркивал, что главное для художника — скульптура, любовь, мука, смысл жизни....

Скульптор работал много, до изнеможения, вновь и вновь проходя по глине, пока не добьётся совершенства. Монументальная скульптура — это зона повышенной ответственности. Она представляется на суд миллионам зрителей, возможно, многим поколениям. Причём смотреть будут со всех сторон, так как это трёхмерное изображение. Фёдор Бугаенко считал, что «работать» произведение должно с любой точки. Поэтому был столь требователен к себе, не позволял оставлять «мёртвых» зон.

Бугаенко работал с различными материалами, часто лично участвуя в отливке в чугуне, бронзе, нержавеющей стали, алюминии. Он рубил в мраморе и граните, ковал медь, резал из дерева. Скульптором были созданы замечательные станковые портреты современников, многие из которых находятся в музеях страны, серия жанровых композиций, медали, барельефы, а также ряд произведений в технике малой пластики. Художник помог сохранить архитектурные памятники Омска: Сибирский казачий собор, пожарную каланчу и др. [9].

Вклад Бугаенко в изобразительное искусство велик. Во все времена признанных героев ваяли лучшие мастера. Фёдор Бугаен-ко — гордость художественного Омска. Каждая его работа заслуживает внимания и сохранения [10]. Думаю, что истинный масштаб творца ещё предстоит оценить по достоинству.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бугаенко Т.Ф. Фёдор Бугаенко. Скульптура : монография. Омск : ИП Загурский С.Б., 2019. 90 с.

2. Елфимов Л.П. Статья в каталоге. Омск : Омская правда. 1980. С. 5.

3. Петров И.Ф. В камне и бронзе. Омск : Омское книжное издательство, 1981. 320 с. ; С. 215-216, 240-242.

4. Омские муниципальные библиотеки : сайт. URL : http://lib.omsk.ru/libomsk/node/1191 (дата обращения: 12.05.2021). Текст: электронный.

5. Мороченко Н.П. Омские художники-шестидесятники : каталог. Внешнеэкономическая ассоциация сибирский центр. Омск : ИПК «Омич», 1995. С. 19, 21.

6. Киберленинка : сайт. URL : https://cyberleninka.ruartide/nAiricheskaya-gran-talanta-fedora-bugaenko (дата обращения: 12.05.2021). Текст: электронный.

7. Особенности развития искусства провинции. Искусство Омска 60-х. URL : https:// present5.com/osobennosti-razvitiya-iskusstva-provincii-iskusstvo-omska-60-x/. Текст: электронный.

8. Детство в скульптуре // Омские муниципальные библиотеки : сайт. URL : http:// Hb.omsk.ru/Hbomsk/node/11271 (дата обращения: 12.05.2021). Текст электронный.

9. БК55.ру : сайт. URL : https://bk55.ru/ news/article/159401 31.10.2019 (дата обращения: 18.05.2021). Текст электронный.

10. Трамплин. Омск : сайт. URL : https://трамплиномск.рф/news/category/istoriya-omska/ chto-ostanetsya-ot-pionera-omichi-obespokoeny-rekon-strukciey (дата обращения: 20.05.2021). Текст электронный.

Татьяна Фёдоровна Бугаенко — член Союза художников России, доцент Омского государственного технического университета; artistan@bk.ru.

REFERENCES

1. Bugaenko T.F. Fedor Bugayenko. Skul'ptura : monografiya. Omsk : IP Zagurskiy S.B., 2019. 90 s.

2. Elfimov L.P. Stat'ya v kataloge. Omsk : Omskaya pravda. 1980. S. 5.

3. Petrov I.F. V kamne i bronze. Omsk : Oms-koye knizhnoye izdatel'stvo, 1981. 320 s. ; S. 215-216, 240-242.

4. Omskie munitsipal'nye biblioteki : sajt. URL : http://lib.omsk.ru/libomsk/node/1191 (data obrascheniya: 12.05.2021). Tekst: elektronny.

5. Morochenko N.P. Omskiye khudozhniki-shestidesyatniki : katalog. Vneshneekonomicheskaya assotsiatsiya sibirskiy tsentr. Omsk : IPK «Omich», 1995. S. 19, 21.

6. Cyberleninka : sajt. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/liricheskaya-gran-talan-ta-fedora-bugaenko (data obrascheniya: 12.05.2021). Tekst: elektronny.

7. Osobennosti razvitiya iskusstva provintsii. Iskusstvo Omska 60-kh URL : https://present5. com/osobennosti-razvitiya-iskusstva-provincii-iskusst-vo-omska-60-x/ Tekst: elektronny.

8. Detstvo v skul'pture // Omskie municipal'nye biblioteki : sajt. URL : http://lib.omsk.ru/lib-omsk/node/11271 (data obrascheniya: 12.05.2021). Tekst: elektronny.

9. BK55.ru : sajt. URL : https:// bk55.ru/news/article/159401 31.10.2019. (data obrascheniya: 18.05.2021). Tekst: elektronny.

10. Tramplin. Omsk : sajt. URL : https://tramplinomsk.rf/news/category/istoriya-omska/ chto-ostanetsya-ot-pionera-omichi-obespokoeny-rekon-struktsiey (data obrascheniya: 20.05.2021). Tekst: el-ektronny.

Tatyana Fedorovna Bugaenko — Member of the Union of Artists of Russia, Associate Professor, Omsk State Technical University; artistan@bk.ru.

Статья поступила в редакцию 05.05.2021 г.

Цитаты

Творенье может пережить творца: Творец уйдёт, природой побеждённый, Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца. Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не прах, И смертное меня не тронет тленье.

Микеланджело

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.