Научная статья на тему 'Скульптурные образы Петра Лукича малкова'

Скульптурные образы Петра Лукича малкова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
278
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАСТЕР / MASTER / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / СКУЛЬПТУРА / SCULPTURE / ПОРТРЕТ / PORTRAIT / ПАМЯТНИК / MONUMENT / РЕЛЬЕФ / RELIEF

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филиппова Ольга Николаевна

Для каждого художника его биографией является творчество. Многогранное творчество художника Петра Лукича Малкова (1924-2014 гг.) развивалось как в русле монументального, так и станкового искусства. Скульптор создал десятки памятников, ставших неотъемлемой чертой облика Волгограда и Волжского. Образы, созданные Петром Лукичом, ассоциируются с личностью их творца, мастера с большой буквы, создавшего самого себя вопреки всем обстоятельствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sculptural images of Peter Malkov

For each artist his biography is creativity. Many-sided creativity of the artist of Peter Lukich Malkov (1924-2014), was developed as in the line of monumental and easel painting. The sculptor has created dozens of monuments has become an integral feature of the appearance of Volgograd and Volzhskiy. The images created by Peter Lukich, are associated with the personality of their Creator, the master with a capital letter, created yourself despite all circumstances.

Текст научной работы на тему «Скульптурные образы Петра Лукича малкова»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.007

УДК 7.03;7:001.12

СКУЛЬПТУРНЫЕ ОБРАЗЫ ПЕТРА ЛУКИЧА МАЛКОВА

Филиппова Ольга Николаевна Искусствовед, член Ассоциации искусствоведов (г. Москва). Россия, г. Москва. [email protected]

Для каждого художника его биографией является творчество. Многогранное творчество художника Петра Лукича Малкова (1924-2014 гг.) развивалось как в русле монументального, так и станкового искусства. Скульптор создал десятки памятников, ставших неотъемлемой чертой облика Волгограда и Волжского. Образы, созданные Петром Лукичом, ассоциируются с личностью их творца, мастера с большой буквы, создавшего самого себя вопреки всем обстоятельствам.

Ключевые слова: мастер, творчество, скульптура, портрет, памятник, рельеф.

Библиографическое описание для цитирования:

Филиппова О.Н. Скульптурные образы Петра Лукича Малкова / / Искусство Евразии. — 2017. - № 1(4). - С. 117-128. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.007. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/640659/16/

Для каждого художника его биографией является творчество. Он измеряет созданными работами свои годы. Они, как вехи на жизненной дороге. А жизнь до творчества служит почвой, из которой потом вырастает его искусство. Петр Лукич Малков родился 23 октября 1924 года в селе Семаки Вятской губернии. Мать Петра Лукича, Василиса Григорьевна, объясняла как неизбежную данность художническую судьбу сына: «Земля такая. Вон сколько на Вятской земле художеств и ремесел» [7, с. 2].

Отец его, Лука Лукич, был мастером на все руки, был плотником и построил дом из бревен, был столяром и делал мебель, украшенную резьбой, колонками и балясинами, был кузнецом. Можно сказать, что имя сыну он дал пророчески. Петр — камень по-гречески. Всю жизнь сын имеет дело с камнем, да и характер — кремень. Родители были потомственными крестьянами, но малоземелье заставило их переехать, когда Пете был год, в Новосибирск. Так что П.Л. Малков считает себя сибиряком. От отца Петр Малков унаследовал любовь и умение все делать своими руками, любовь к музыке. При небольшом достатке отец купил патефон, пластинки, и сын с детства запомнил голос и пение Ф.И. Шаляпина.

О П.Л. Малкове можно сказать, что он был воспитан нуждой и бедами как семейными, так и бедой всей страны — войной. Когда ему не было и семи лет, под колесами паровоза погиб его отец, рабочий железнодорожного депо. С этих пор мужские заботы по дому легли на его плечи: заготовить топливо, отремонтировать что -то в доме и во дворе расчистить двор от обильного снега, заботиться о младшей сестренке... А мать стала проводницей в поездах дальнего следования, и, чтобы Петя не был без дела во время ее многодневного отсутствия,

Аннотация

его отправили в школу раньше, чем было принято в то время. А скучать ему было некогда. Первой мастерской был домашний чердак, где осталось после отца великое множество инструментов, и он мастерил коньки, лыжи, скворечники. Здесь он сделал первый детекторный приемник и слушал радио. Здесь написал первые картины, вызывавшие восхищение соседей. Жили на окраине города. Обь, тайга принадлежали ребятам. Он, как и все сибиряки, прекрасно ходил на лыжах, плавал.

В школе отмечали способности Петра Малкова к рисованию и черчению, к математике. Так что к окончанию школы сам он решил, и учителя советовали, выбрать в жизни дорогу архитектора. Хотя в детских мечтах представлял он себя артистом.

С шестого класса Петр стал заниматься музыкой, играл на домре в струнном оркестре клуба железнодорожников, оркестр выступал с концертами. Музыка его захватила, и он мог часами играть дома. А в десятом классе он уже играл в оркестре народных инструментов новосибирского радио. Но, видимо, карьера художника или артиста казалась сказочно высокой. Было решено поступать в Новосибирский инженерно-строительный институт («Сибстрин»). У него давно была мечта стать архитектором...

Но наступила война и разрушила его планы. Всем классом они, выпускники школы, пришли на машиностроительный завод, где до самых холодов вытачивали из болванок тяжелые артиллерийские снаряды, воплощая на деле боевой лозунг: «Все для фронта, все для победы!» [3, с. 1]. Но юноша, как и многие его сверстники, стремился на фронт. В военкомате же ему ответили: «Рано!» [3, с. 1]. В октябре 1941 года, когда П.Л. Малкову едва исполнилось семнадцать лет, пришлось добавить себе в анкетных данных еще один год. Его направили в радиошколу, где готовили стрелков -радистов. Как раз в это время на помощь осажденной Москве стали формироваться так называемые сибирские батальоны. Петр попросил, чтобы его зачислили именно туда. В составе 232-й Сибирской стрелковой дивизии рядовым связистом он и прошел всю войну.

Первый бой принял на Дону, под Воронежем. Затем Орловско-Курская дуга, Яссо-Кишиневская, Корсунь-Шевченковская операции... И так до конца войны, которую закончил в 1945 году в Праге. Фронтовик Петр Лукич Малков во время войны был награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, боевыми медалями. В дни войны П.Л. Малкова поразило обилие в западноевропейских странах скульптур. Этот вид искусства навсегда увлек его. В свободную минуту он лепил из воска и глины портреты своих сослуживцев.

С 1946 года начинается новая страница жизни П.Л. Малкова — овладение своей профессией. Трудная, радостная и длинная дорога познания творчества и ремесла скульптора. Неожиданно и закономерно сделала поворот судьба. После войны П.Л. Малков проходил службу в Одессе. Начальник узла связи капитан Н.П. Киселев, увидев однажды, как в свободное время рядовой П.Л. Малков лепит из стеарина фигурки, спросил, может ли он слепить его портрет. Портрет получился. Тогда он посоветовал: «У Вас талант (он называл Петра на «Вы»). Вам учиться надо. Здесь есть знаменитое художественное училище, сходите туда» [7, с. 3]. Почитав в городской библиотеке книги о скульптуре и ваятелях, П.Л. Малков решился пойти в училище с заявлением.

Учился П.Л. Малков только на «отлично». И в Одесском государственном художественном училище, и в Киевском государственном художественном институте, и на скульптурном факультете Ленинградского высшего художественно -промышленного училища им. В.И. Мухиной (б. Штиглица). Ему везло: рядом всегда были люди, готовые поддержать талант. Это был и школьный учитель, старый интеллигент В.И. Глубоковский, прививший

мальчику любовь к рисованию, и преподаватель Одесского училища Л.Н. Корниенко, и доцент из мухинского училища Р.К. Таурит. Может быть, поэтому художника больше всего и тянуло к скульптурному портрету — как дань людям, благодарность за их большие, добрые дела. Впрочем, если быть точным, то не только к портрету, а вообще к монументально -декоративной скульптуре.

После переезда в Волгоград в 1959 году П.Л. Малков принял участие в стройке века — возведении Волжской гидроэлектростанции. Декоративное панно на ГЭС

по первоначальному плану должны были делать москвичи. Но оставалось всего три месяца до открытия электростанции, и группа волгоградских художников, поставив палатку прямо в котловане, сдала работу в срок. И при этом они смогли сделать нечто принципиально новое: скупые обобщенные формы, повышенная декоративность, внутренняя экспрессия, образность без повествовательности — все это позволило работе войти в историю российского декоративно-прикладного искусства.

Волжская ГЭС свела П.Л. Малкова со многими мастерами своего дела. Так появился цикл портретов: рабочего Иванова, Н.Л. Кухаренко, «Волжаночка», молодого рабочего. Они выполнены в 1960-1970-е годы. Основные материалы — гранит, мрамор, бронза, гипс. Работы экспонируются в Волжской муниципальной галерее, в Волгоградском музее изобразительных искусств.

«Портрет знатного сталевара, депутата Верховного Совета СССР Трубникова» — работа конструктивно крепкая, лепка — тонкая, светотеневая, выявляет силу характера, энергию духа, значимость личности портретируемого и романтическое восприятие художником людей этой профессии.

Рис. 1. Малков П.Л. Портрет сталевара Трубникова. 1960 г. Гипс тон. 52,0 х 62,0 х 30,0 см.

Работа была принята на выставку «Советская Россия — 1960». Это давало право на вступление в члены Союза художников. В те годы существовал институт двухгодичного кандидатства в члены Союза художников СССР. С 1962 года П.Л. Малков — член Союза художников. «Портрет сталевара Трубникова» был приобретен Министерством культуры

№1(4)

РСФСР, а позже передан в создающийся музей изобразительных искусств в Волгограде [7, с. 7].

С 1966 года творческая мастерская П.Л. Малкова находится в Волжском. Здесь он и создал многие свои работы. Это и обелиск комсомольской славы, увековечивший память о молодых строителях города. Это и памятник первому строителю волжской ГЭС, основателю города Федору Георгиевичу Логинову (1968).

Рис. 2. Малков П.Л. Памятник Ф.Г. Логинову. 1968 г. Медь, гранит. Волжский. Архитектор Г.М. Коваленко.

Много времени заняла эта работа. Трудность заключалась в том, что скульптор никогда не видел и не знал первого начальника строительства гидроузла Ф.Г. Логинова. Пришлось расспрашивать тех, кто с ним работал, изучать фотографии, документы. Надо было восстановить внутренний облик этого большого строителя, руководителя, удивительного человека, о котором и по сей день ходят легенды, которого помнит, знает, любит половина города Волжского, если не больше. Скульптор правильно сделал, что остановился на большом размере — Федор Георгиевич был не только в поступках, но и внешне крупным человеком, и это мастерски передано скульптором. Широкий, прямой нос, крепко сжатые губы, большой лоб, упрямый подбородок и чуть прищуренные глаза, которые вот-вот улыбнутся.

Памятная стела Ф.Г. Логинова была заметным явлением в художественной среде города. Жаль, что время не сохранило этот памятник. Сейчас на въезде в Волжский стоит второй вариант памятника Ф. Логинову, исполненный тоже П.Л. Малковым. Он же и автор знака города, который встречает каждого въезжающего в Волжский (1972). Это не просто бетонная спираль, а всплеск волжской воды, волна на службе людей.

Рис. 3. Малков П.Л. Въездной знак г. Волжского. 1972 г. Декорированный бетон, металл. 5,0 х 8,0 х 2,0 м.

И все-таки, как ни значительны достижения П.Л. Малкова в области монументально -декоративного искусства, главным в его творчестве остаются памятники, связанные с военной, героико-патриотической тематикой. Личный опыт солдата-фронтовика помог П.Л. Малкову создать одну из достопримечательностей города — рельеф на Доме Павлова в г. Волгограде (1965), увековечивший в пластике подвиг защитников Сталинграда (рельеф был выполнен совместно со скульптором А.В. Головановым).

Рис. 4. Малков П.Л. Мемориальная стена на Доме Павлова. В соавторстве с А.В. Головановым. 1965 г. Декоративный бетон, кирпич. 10,0 х 6,0 м. Волгоград.

После долгих поисков соавторы пошли по пути монументального плаката. На красной кирпичной стене рельефно выделяются белые фигуры защитников и незабываемое лицо с суровыми глазами. Словно осыпавшаяся от снарядов штукатурка на фоне красной стены выделяет эти фигуры, достоверно воспроизводя обстановку военной поры. Это памятное панно стало визитной карточкой города и скульпторов, его создавших.

Интересен в художественном плане и монументальный памятник морякам-пехотинцам

Он создан в содружестве с архитектором Г. Коваленко по инициативе самих участников сражения, обратившихся к скульптору. Работа над памятником продолжалась с 1975 по 1977 год. Монумент должен быть установлен на фоне элеватора, его здание, огромное и объемистое, почти вплотную подходило к дороге и не оставляло места для скульптуры. Создавался эскиз за эскизом. Найден был окончательный вариант: фигура стоящего моряка с противотанковым ружьем. Крепкая, сильная фигура делалась более мощной и устойчивой благодаря вертикали ружья. В новом варианте появилась важная деталь — парус развевающейся плащ-палатки. И, как бы раздвигая пространство, за фигурой моряка вырастает архитектурный элемент — дугообразная стела, на которой из бронзы — стихи из «Реквиема» Р.И. Рождественского [7, с. 11].

Изгиб плащ-палатки вторит дуге стелы и цилиндрическим формам архитектуры элеватора. Памятник органично вошел в окружающее пространство. В окончательном варианте изменилось лицо воина. Оно повзрослело, стало мужественнее и суровее (в первоначальном варианте лицо бронебойщика имело юные черты военного друга

92-й бригады (1977).

Рис. 5. Маяков П.Л. Памятник североморцам. Волгоград. 1977 г. Кованая медь, декор. Бетон. В-10 м. Архитектор Г.М. Коваленко.

№1(4)

скульптора — связиста Андрея Пелымского). И вот перед нами образ защитника родины — неприступный, суровый и светлый. Всю зиму 1976-1977 годов в мастерской художественного фонда лепилась семиметровая фигура матроса-бронебойщика — модель в натуральную величину. В июне был открыт памятник североморцам, на котором присутствовали и выступали с речами ветераны, защитники элеватора.

В числе работ на военную тему можно назвать еще памятник генералу Д.Ф. Карбышеву в г. Волжском (1985).

Рис. 6. Малков П.Л. Памятник Д.Ф. Карбышеву. 1985. Кованый металл, бетон. В — 5 м. Волжский. Архитектор А.Ф. Григорьев.

Генерал Д.Ф. Карбышев — ученый, написавший свыше ста работ по вопросам фортификации, начальник инженерных войск Красной Армии. В начале войны он попал в плен. Памятник, четкий по силуэту, пластически наполненный и тонко смоделированный, представляет собой скульптурный портрет из кованого алюминия, установленный на трехметровом постаменте.

Работая над памятником, Петр Лукич стремился не изменить своему принципу: он до мельчайших подробностей изучил жизнь героя. Бывая в Москве, Ленинграде, встречался с дочерью Д.Ф. Карбышева, с представителями Академии инженерных войск, где до войны тот работал. Так высветился образ этого легендарного человека. Д.Ф. Карбышев — герой, человек железной, несгибаемой воли. Но в то же время он был удивительно скромным, доступным, простым и жизнерадостным. Все это и слил художник воедино, работая над памятником. На открытии, куда съехались сотни людей из разных мест страны, в том числе и бригады, носящие имя Д.Ф. Карбышева, дочь героя Елена Дмитриевна, глядя на памятник отцу, растроганно говорила: «Похож, очень похож...» [9, с. 4].

Особенно волнуют скульптора образы мыслителей, обгоняющих свое время. Образ средневекового мечтателя-утописта, грезившего о Городе Солнца, Томмазо Кампанеллы, был воплощен в жизнь (1986).

Создано несколько портретов Л.Н. Толстого, в которых скульптор стремился постичь масштаб личности великого русского писателя. Заинтересовала П.Л. Малкова и личность Порфирия Иванова, стихийного мыслителя, во многом верно угадавшего «больные» точки эпохи [6, с. 105].

П.Л. Малков всегда успешно сочетал творческую деятельность с преподавательской работой. С 1974 по 2000 год он активно преподавал в Волгоградской Государственной архитектурно-строительной академии основы скульптуры. В 1989 году ему было присвоено звание профессора по кафедре архитектуры, рисунка, живописи и скульптуры. Многие его студенты сегодня являются ведущими архитекторами Волгограда и Волжского. Работы П.Л. Малкова приобретались Волгоградским музеем изобразительных искусств, Министерством культуры России, Союзом художников России, Академией художеств СССР, Муниципальной картинной галереей г. Волжского.

^ I

Рис. 8. Маяков П.Л. Академик Г.Е. Листопад. Рис. 9. Маяков П.Л. Ермак. 1987 г. Ков. медь. 1980 г. Мрамор. 70,0 х 50,0 х 30,0 см. 65,0 х 60,0 х 30,0 см.

Рис. 10. Маяков ПЛ. Памятник Саше Филиппову. 1980 г. Рис. 11. Маяков ПЛ. Памятник

Кованый метаяя, бетон. В — 4,5 м. Воягоград. Я.М. Свердяову. 1974 г. Кованый

^ г„ ту. метаяя, декоративный бетон.

Архитектор Г.М. Коваяенко.

В — 6 м. Вояжский. Архитектор Б. Арзамазцев.

Рис. 12. Малков ПЛ. Памятник А.С. Пушкину. 1999 г. Мрамор. В — 4 м. Волжский. Архитектор А.Ф. Григорьев.

Рис. 13. Малков П.Л. Подвиг. 1969 г. Медь кованая, гранит. 81,5 х 148,0 х 70,5 См. ВМИИ КП-2327. с-207. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.

Рис. 14. Малков ПЛ. Отдыхающий спортсмен. 1959 г. Ракушечник. 57,0 х 35,0 х 42,0 см.

Рис. 15. Малков ПЛ. Памятник Г.К. Жукову. 2000 г. Иск. камень. В — 4 м. Волжский. Архитектор А.Ф. Григорьев.

Таким образом, многогранное творчество художника Петра Лукича Малкова (1924 -2014) развивалось как в русле монументального, так и станкового искусства. Скульптор создал десятки памятников, ставших неотъемлемой чертой облика Волгограда и Волжского. Образы, созданные Петром Лукичом, ассоциируются с личностью их творца, мастера с большой буквы, создавшего самого себя вопреки всем обстоятельствам.

Литература

1. Волжская картинная галерея. Каталог волжских художников. — Волжский: Изд-во «Полиграфист», 1994. — 63 с.

2. Головкин Г. «Война потом во мне очнулась...» // Вечерний Волгоград. — 1999. — 22 июня. - № 65(5210). - С.5.

3. Головкин Г. Мастер. Годы и судьбы // Градостроитель. - 1999. - № 6 (2049). - Май. -С.1-2.

4. Головкин Г. Грани вдохновения / / Градостроитель. - 1999. - № 9(2052). - Октябрь. -

С.1.

5. Гуммер И. Истоки. Проникновение в прекрасное, продолжаем разговор // Волгоградская правда. - 1974. - 31 июля. - №176(16851). - С.3.

6. Платонова Е. Человек, который сделал себя сам / / Отчий край. - 1994. - № 4. - С.101-

105.

7. Малков Петр Лукич. Народный художник России, профессор. Альбом избранных произведений. Скульптура. - Волгоград: Панорама, 2001. - 55 с.

8. Мишина В., Непокупная И. Поиск художника. Выставка «Большая Волга» // Волгоградская правда. - 1974. - 18 декабря. - № 293(16968). - С.3.

9. Непокупная И. Петр Лукич Малков. [Электронный ресурс] URL: http: / / www.mibs-vlz.ru/ virtualnaya-galereya-chudozhnikov-goroda-volzhskogo/petr-lukich-malkov (дата обращения: 10.11.2016).

10. Швецков Ю. Монумент на площади. В мастерской скульптора // Волгоградская правда. - 1987. - 5 февраля. - № 30(20618). - С.4.

Статья поступила в редакцию 15.11.2016 г.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.007

THE SCULPTURAL IMAGES OF PETER MALKOV

Olga Nikolaevna Filippova Art critic, the member of the Association of art critics (Moscow). Russia, Moscow. [email protected]

Abstract

For each artist his biography is creativity. Many-sided creativity of the artist of Peter Lukich Malkov (1924-2014), was developed as in the line of monumental and easel painting. The sculptor has created dozens of monuments has become an integral feature of the appearance of Volgograd and Volzhskiy. The images created by Peter Lukich, are associated with the personality of their Creator, the master with a capital letter, created yourself despite all circumstances. Keywords: master, creativity, sculpture, portrait, monument, relief.

Bibliographic description for citation:

Filippova O. N. The sculptural images of Peter Malkov. Iskusstvo Evrazji — The Art of Eurasia, 2017, No 1(4), pp. 117-128. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.007. Available at: https://readymag.com/u50070366/640659/16/ (In Russian).

References

1. Volzhskaya kartinnaya galereya. Katalog volzhskikh khudozhnikov [Volzhskaya Art Gallery. Catalog of Volga artists]. Volzhsky, Poligrafist Publ., 1994, 63 p.

2. Golovkin G. «The war then woke up in me ...». Vechernii Volgograd — The Evening Volgograd, 1999, 22nd of June, No 65 (5210), p. 5.

3. Golovkin G. Master. Years and Fates. Gradostroitel' — The Town-planner, 1999, No 6 (2049), May, pp. 1-2.

4. Golovkin G. Facets of inspiration. Gradostroitel' — The Town-planner, 1999, No 9 (2052), October, p. 1.

5. Gummer I. Origins. Penetration into the beautiful, we continue the conversation.

Volgogradskayapravda — The Volgograd truth, 1974, July 31, No 176 (16851), p. 3.

6. Platonova E. The man who made himself. Otchii krai — The fatherland, 1994, No 4, pp. 101105.

7. Malkov Petr Lukich. Narodnyi khudozhnik Rossii, professor. Al'bom izbrannykh proizvedenii. Skul'ptura [Malkov Petr Lukich. People's Artist of Russia, Professor. Album of selected works. Sculpture]. Volgograd, Panorama Publ., 2001, 55 p.

8. Mishina V., Nepokupnaya I. Artist search. Exhibition «Great Volga». Volgogradskaya pravda — The Volgograd truth, 1974, 18 December, No 293 (16968), p. 3.

9. Nepokupnaya I. Petr Lukich Malkov. Available at: http: // www.mibs-vlz.ru/virtualnaya-galereya-chudozhnikov-goroda-volzhskogo / petr-lukich-malkov (accessed 10.11.2016).

10. Shvetskov Yu. Monument in the square. In the sculptor's workshop. Volgogradskaya pravda — The Volgograd truth, 1987, February 5th, No 30 (20618), p. 4.

Received: November 15, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.