Научная статья на тему 'Федерация и федерализм в современной России'

Федерация и федерализм в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федерация и федерализм в современной России»

ние "удельных князей" после того, как Грозный захватил их вотчины. В результате действия механизма царского террора царь Иоанн IV сосредоточил в своих руках, помимо "земских" бояр, распоряжение доходнейши-ми местами государства и его торговыми путями и землями, располагал своей опричной казной и опричными слугами, которые впоследствии переросли в новое поколение служилых людей и именно на этой основе Петр I вырастил свое дворянство: в духе преданности царю и государству.

Подводя итог, хочется сказать, что деятельность Ивана Грозного по достижению целей правления можно оценивать по-разному и с разных точек зрения. Но всегда необходимо рассматривать дела любого государственного деятеля во взаимосвязи с тем временем, в котором он действовал и теми результатами, которые были им достигнуты.

В. Семенов

Федерация и федерализм в современной России

Федерализм — понятие, традиционно относимое в теории государственного права к разряду политико-правовых. Это так, если иметь в виду лишь территориальный принцип организации государства. Однако уже с момента его возникновения (связанного с созданием федерации США), оно в большой степени несло в себе и политолого-управленческий смысл.

В последние годы содержание понятия "федерация" становится размытым, что происходит не без влияния североамериканских политологов.1 К федерациям в западной литературе в настоящее время считают возможным относить ООН. Федерализм видят в отношениях этнических групп и другого населения некоторых скандинавских стран (Швеции, Норвегии), в структуре политической системы общества и т.д. Смешивается государственный и негосударственный федерализм, из понятия федерации исключается главное — сочетание двух государственных (хотя и неодинаковых) властей.2

По нашему мнению, современный федерализм — это национально-территориальная форма разделения власти и объектов управления между центральным (общегосударственным) субъектом и региональными субъектами, обеспечивающая самостоятельное управление ими делами регионов в рамках единого (государственного) союза, наделенного полномочиями для защиты и реализации интересов всего общества. Федеративная система представлена несколькими государственными субъектами, объединившимися в единый политический союз для реализации общих целей. Субъекты образуются по территориальному или национально -тер-

1 См.: Lijphart A. Consotiation and Federation: Conceptual and Empirical Links // Canadian Journal of Political Science. 1979. N XII. P. 499-515; Lijphart A. The Strategy of Non-Territorial Autonomy // International Political Science Review. 1994. N 3. P 297-314.

2 См.: Чиркин В. E. Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. 2000. N 10. С. 5.

риториальному признакам.

Являясь исторически необходимой формой государственного устройства многих государств, федерализм, вместе с тем, есть и принцип функционирования специфической системы государственного управления в полисоставном обществе, в котором субъекты федеративных отношений выступают самостоятельными полюсами разделенной власти и одновременно как части целого, как основные составляющие единой системы управления. Специфика федерализма как формы организации государственной власти и принципа управления заключается в способе разделения полномочий (властных и управленческих функций) между государственными субъектами различных уровней управленческой системы, в территориальном разграничении объектов (сфер) их деятельности и в сочетании централизации и децентрализации власти. Федерализм означает усиление демократии в государственном управлении, где процесс принятия решений распределяется между несколькими уровнями системы, не со -средотачиваясь в одном месте.

Таким образом, современная политико-правовая доктрина под федерализмом понимает не только структуру органов власти и способы размежевания их компетенции, а федерация рассматривается не только как способ децентрализации государства (хотя это по-прежнему остается предметом анализа), но федерализм трактуется как процесс управления и принятия политических решений в сложном государстве.3 Прежде всего, речь идет о создании эффективного правового механизма, который мог бы реально обеспечить права и ответственность федерации и ее субъектов.

Также как и другие территориальные воплощения федерализма, современный российский федерализм исходит из экономического, политического и иного единства федерального общества и территориальной целостности государства, из оптимального сочетания централизма и децентра-лизма в управлении делами общества и государства, из необходимости и возможности самовыживания (но не автаркии!). Слабость и неразвитость сегодняшней российской демократии среди прочего во многом объясняется тем, что провозглашенные в Конституции федеративная система государственно-территориального устройства и институтов местного самоуправления находятся пока в стадии становления.

Одна из особенностей ранней российской федерации состояла в том, что она создавалась и развивалась на основе национально-территориального принципа. И рассматривая проблемы укрепления вертикали власти на современном этапе существования российского государства, следует помнить, что отношения между федеральными органами и субъектами традиционно строились в СССР, а потом и в России на довольно жесткой, централизованной основе. До недавнего времени доминирующими принципами таких взаимоотношений были демократический, а по сути бюрократический централизм, строго плановый характер развития, формали-

3 См.: Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В. Е. Чиркин. М. 1996. С. 483.

зованные законность и конституционность. Многие из этих принципов сохраняют фактическое влияние и поныне, а это, в свою очередь, позволяет утверждать, что существующий в России федерализм реально проявляется как формально-юридический.

Между тем, было бы ошибкой отрицать и отбрасывать советский опыт федерализации. Он значим и в том отношении, что "...учит, как нельзя строить федеративные отношения, и как важно соблюдать конституционные установления о разграничении полномочий федерации и ее субъек-тов".4

Современный российский федерализм в центр внимания должен ставить, прежде всего, такие кардинальные вопросы, как правовой статус Федерации и каждого ее субъекта; характер отношений между субъектами Федерации, с одной стороны, и Федерацией в целом — с другой; характер отношений между самими субъектами федерации.

Формально на конституционном и договорном уровне правовая основа равноправия субъектов Российской Федерации строго определена. Практика же говорит о том, что будучи в формально-юридическом плане равноправными, фактически они таковыми не являются. Одни из них (в основном, республики) являются "более равными", чем все остальные субъекты Российской Федерации. В определенной мере это проявляется даже на конституционном уровне. В частности, когда ст. 68 Конституции Российской Федерации закрепляет за республиками — субъектами Рос -сийской Федерации право "устанавливать свои государственные языки", употреблять их "наряду с государственным языком Российской Федерации" в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик, а в отношении всех остальных субъектов Федерации подобные положения не фиксируются.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что преобразования в системе государственного управления должны и могут производиться с учетом двух факторов: во-первых, исторически сложившейся централист-ской традиции российской государственности как таковой, и, во-вторых, возрастающей роли регионов как в политике, так и в решении конкретных вопросов жизни на местах.

Существует позиция, опирающаяся на убеждение, что принцип федерализма ведет к ослаблению государства. Рассмотрение данной точки зрения представляет особый интерес именно в настоящий момент, характеризующийся возросшей актуальностью идей "сильного государства" (хотя подобная дефиниция в теории государства отсутствует), становления в России "патронируемой", "управляемой" демо кратии, трансформации федерализма в исполнительный. Нам представляется, что федерализм и различные его проявления должны и могут способствовать укреплению госу-

4 Козлов А. Е. К вопросу о концепции российского федерализма// Федерализм в России и Бельгии / Отв. ред. Ф. Делмартино, Л. Насырова. Лейвен. 1996 С. 43.

дарства. Для достижения подобного результата необходимо грамотное использование данного принципа на практике. Показателем может послужить современный опыт федеративного строительства в таких государствах, как США и Германия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.