Научная статья на тему 'Федеральный закон РФ от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «о внесении изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «о прокуратуре Российской Федерации»'

Федеральный закон РФ от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «о внесении изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «о прокуратуре Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
717
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волосевич Галина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный закон РФ от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «о внесении изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «о прокуратуре Российской Федерации»»

Волосевич Галина Ильинична

адъюнкт кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД Росии

Федеральный закон РФ от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

ВЩ связи с переходом в новые условия уголовного судопроизводства, установленные Федеральным законом от 05 июня 2007 г. № № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу, считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.

В этой связи были внесены изменения в полномочия органов прокуратуры, которые изложены в следующей редакции:

Прокурор (ст. 37 УПК РФ).

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным Кодексом РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1)проверять исполнениетребований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; в связи с изменением уголовно-процессуального законодательства в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законности при приеме, регистрации, разрешения сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, особое внимание уделено незамедлительному реагированию на выявленные нарушения закона, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Приказом № 140 от 10 сентября 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при регистрации, разрешения сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенные в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного ре-

215

шения;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные и необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решения;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателем, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

11) изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ (подследственность), изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

3. В ходе судебного производства по уго-

ловному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Принцип состязательности и равноправия сторон в уголовном процессе находит свое проявление в требовании закона (ч. ч. 1, 2 ст. 246 УПК РФ) об обязательном участии государственного обвинителя в судебном разбирательстве по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения. Выполнение этого требования возложено на прокурора: согласно ч. 4 ст. 37 УПК именно он поддерживает государственное обвинение в суде, обеспечивая его законность и обоснованность.

В порядке, установленном законом, прокурор мог поручить, т.е. делегировать, выполнение своих обвинительных полномочий в суде должностному лицу органа дознания — дознавателю (п. 6 ст. 5 УПК), но с принятием Федерального Закона № 87 от 05 июня 2007 г. данная статья изменена, поддерживает обвинение от имени государства в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры.

4. Прокурор вправе и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями. Приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованиями об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителю следственного органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обра-

216

титься к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Статья 25 УПК РФ.

Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон.

До принятия ФЗ №-87 уголовные дела прекращались судом, прокурором, а также следователем и дознавателем с согласия прокурора. В новой редакции это трактуется так: суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой и средней степени тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 76 Уголовного кодекса Российской Федерации (освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим), если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Статья 28 УПК РФ. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием.

В старой редакции ч. 1 данной статьи (судом, прокурором, а также следователем и дознавателем с согласия прокурора), в новой редакции суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления небольшой и средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 75 Уголовного кодекса РФ (Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием).

1) Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления. Основание прекращения уголовного преследования, предусмотренного данной статьей не относится к числу реабилитирующих оснований в соответствии с ч. 2 ст. 133 УПК РФ.

Часть 2 данной статьи в старой редакции: прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу иной категории по основаниям, указанным в ч. 2 данной статьи, возможны только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уго-

ловного кодекса Российской Федерации.

Новая редакция: прекращение уголовного преследования по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Хочу остановиться подробнее на особом порядке проведения судебного заседания и постановлении приговора при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Предусмотренный гл. 40 УПК РФ особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением не является «сделкой» о признании вины, поскольку между прокурором и обвиняемым не заключается соглашение ни об объеме обвинения, ни о правовой оценке содеянного, ни о наказании. Вместе с тем особый порядок судебного разбирательства стал важнейшей новеллой уголовного процесса.

Согласие обвиняемого с предъявленным ему обвинением при особом порядке судебного разбирательства не требует обязательного признания вины обвиняемым и означает, что он не оспаривает предъявленное ему обвинение. Это положение закона имеет важное значение, поскольку в случае прекращения особого порядка судебного разбирательства и назначения рассмотрения уголовного дела в общем порядке у участников судебного разбирательства не должно быть каких-либо предубеждений о виновности подсудимого.

Применение особого порядка судебного разбирательства возможно по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы. Первоначально закон ограничивал возможность применения этой процедуры только по делам о преступлениях, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы.

Условиями применения особого порядка судебного разбирательства также являются: наличие ходатайства обвиняемого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства и согласие на это государственного или частного обвинения и потерпевшего. При этом суд должен удостовериться в том, что ходатайство заявлено обвиняемым после консультации с защитником, консультации были достаточными, ходатайство обвиняемого является добровольным и обвиняемый осознает, что в случае поста-

217

новления приговора в особом прядке судебного разбирательства он не вправе обжаловать его в апелляционном и кассационном порядке по основаниям несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Стимулом для такого ходатайства является безусловное сокращение срока наказания при постановлении обвинительного приговора на одну треть.

В соответствии с ч. 2 ст. 315 УПК РФ обвиняемый вправе заявить ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в момент окончания предварительного расследования либо на предварительном слушании, когда оно является обязательным.

Впервые в новом Кодексе закреплен принцип, которому никогда не находилось места в советском уголовно-процессуальном законодательстве, но без которого нельзя рассчитывать

всерьез на справедливое и гуманное правосудие. Этот основополагающий правовой принцип - презумпция невиновности. В соответствии с этим принципом подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения.

Существенно поменялись роль и процессуальные положения прокурора. Из органа надзора за законностью, в том числе и в деятельности суда, прокурор становится стороной государственного обвинения, отвечающим за качественное, обоснованное уголовное преследование. По новому Кодексу - прокурор своеобразный «адвокат» для потерпевшего, ибо от него (насколько законным и обоснованным будет выдвинутое им обвинение) зависит, будет ли восстановлена справедливость и возмещен ущерб потерпевшему.

218

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.