Научная статья на тему 'Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)'

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ОБРАЗОВАНИЕ / КОММЕНТАРИИ / THE FEDERAL LAW / FORMATION / COMMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Максим Владимирович, Арсентьева Надежда Анатольевна, Даянова Эльза Мунавировна

В статье приводятся комментарии, акцентирующие внимание работников образования на новых и важных аспектах Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The FEDERAL LAW «ABOUT FORMATION In the Russian Federation» (from December, 29th, 2013 № 273-FZ)

In article the comments focusing attention of educators on new and prominent aspects of the Federal Law «About formation in the Russian Federation» are resulted.

Текст научной работы на тему «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)»

пеппгогичесннн ЖЫРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 3-4(46-47), 2013OSBS

М.В. Михайлов, Н.А. Арсентьева, Э.М. Даянова ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)

Ключевые слова: федеральный закон, образование, комментарии.

Аннотация: В статье приводятся комментарии, акцентирующие внимание работников образования на новых и важных аспектах Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

В современных условиях система образования должна обладать возможностью динамичного развития, что требует закрепления в нормативных конструкциях образовательного законодательства. Система правового регулирования образования включает в себя значительное число нормативных актов различного уровня и направленности. Так, в настоящее время действуют вступивший в силу с 1 сентября 2013 года Федеральный закон (ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также акты различных отраслей права в части, в какой они регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением образовательной деятельности, что во многом является следствием специфики многообразных правовых связей в рассматриваемой сфере. В образовательном законодательстве велик удельный вес подзаконных и инструктивных актов. Подзаконная нормативная база представлена большим массивом актов Правительства РФ, в основном постановлений, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Необходимость реформирования образовательного законодательства в настоящий период вызывается объективными противоречиями в образовательной сфере. Динамичное развитие и процессы модернизации системы образования (наряду с разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением) являются основными факторами, определяющими на современном этапе необходимость содержательной корректировки институтов образовательного права. В числе прочих указанные причины послужили основанием для разработки и принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Принятый после длительных обсуждений Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отражает накопленный опыт правового регулирования образовательной сферы за последние два десятилетия и призван решить накопившиеся в системе образования проблемы. Идеологической основой образовательной политики Российской Федерации на современном этапе можно считать Национальную доктрину образования в Российской Федерации на период до 2025 года. В ней определены основные направления образовательной отрасли и ожидаемые результаты от их реализации.

Целевая составляющая любого нормативного акта опирается на основные направления государственной политики, в известной степени отражающей интересы и приоритеты развития государства и общества в определенной сфере. В качестве основных целей закона следует выделить:

пеппгогичесннн журнал Башкортостана м 2013оэвг

- создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства; немаловажными представляются также потребности развития инновационной экономики, учет международных обязательств России в сфере образования;

- комплексную модернизацию законодательства об образовании, учитывающую запросы современного развития страны, потребностей общества и отдельной личности;

- установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

- повышение эффективности механизма правового регулирования за счет адекватных приемов юридической техники конструирования правовых норм, исключения возможности их дублирования, различного толкования, максимального сокращения подзаконной нормативной базы и одновременного обеспечения прямого регулятивного действия положений законодательного акта;

- обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ за счет сохранения образовательных и правовых институтов, зарекомендовавших себя на практике.

При этом базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством, расширяются основными перспективными направлениями, воспринятыми современными запросами глобальной экономики, развития информационного общества.

В частности, к таким базовым установкам можно отнести:

- обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями;

- признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе образовательных организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей; реализация данного принципа предполагается и через обеспечение равного доступа государственных, муниципальных и частных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному финансированию образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов;

- открытость системы образования внешним запросам - имеется в виду развитие механизмов общественного участия в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности, в частности, в проведении общественной и общественно-профессиональной аккредитации; в подготовке федеральных государственных образовательных стандартов и др.

Кроме того, к перечисленному добавляется информационная открытость образовательных организаций для потребителя услуг - закрепляется обязательное ведение интернет-сайта образовательной организации; устанавливается перечень информации, обязательной для размещения и опубликования; публикуются отчеты о самообследовании и др.

В качестве негативных тенденций следует назвать отсутствие в законопроекте гарантии бесплатности образования как базового принципа, закрепленного в статье 43 Конститу-

пеппгогичесннн журнал Башкортостана м 2013оэвг

ции РФ. Здесь следует учитывать требования международных документов, в частности, положения «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» 1998 года отражают стремление мирового сообщества к развитию доступности образования с учетом расширения спектра бесплатных образовательных услуг и обеспечения потребности обновления знаний на протяжении всей жизни человека. Представляется, что первичное значение такого постулата следовало отразить в преамбуле законодательного акта и обеспечить его самостоятельное регулирование в специальной норме, посвященной основным принципам образования и образовательной деятельности.

Практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс, а современные условия развития общества и государства также требуют, чтобы новый закон не только решал проблемы образования как отрасли экономики, но и стал основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации в целом.

Касаясь непосредственных новаций, можно выделить ряд принципиальных положений, впервые увидевших свет. Например, законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями. Отдельные главы в законопроекте посвящены регламентации правового положения образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в законе подробно урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.

Одной из новелл закона является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения («образование», «воспитание», «образовательная программа», «квалификация», «образовательная деятельность» и другие). В частности, впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц; сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; обучению по интегрированным об-

пеппгогичесннн журнал Башкортостана м 2013оэвг

разовательным программам; образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе.

В законе на основе положений Конституции Российской Федерации и с учетом Болон-ской декларации, Международной стандартной классификации образования уточняется система уровней образования в Российской Федерации, а также корректируются названия отдельных уровней.

В законе закрепляются следующие уровни образования:

общего

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

профессионального

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Одновременно закон предлагает осуществлять профессиональное обучение не только

в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве (в том числе в структурных подразделениях «необразовательных» организаций), в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования и в ряде случаев в общеобразовательных организациях - на третьей ступени общего образования. Кроме этого, вводится еще один уровень высшего образования - «высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации»; к ним будут отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Введение подготовки кадров высшей квалификации в качестве самостоятельного уровня высшего образования соответствует также и принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования. При этом докторантура рассматривается как форма подготовки научных кадров и, соответственно, выведена из перечня образовательных программ и уровней образования.

С учетом требований практики, рынка труда, а также изменения уровней образования, в законопроекте систематизируется и расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы, а также программы профессионального обучения. В частности, помимо предусмотренных действующим законодательством в области образования, к числу образовательных программ высшего образования законопроектом также отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. В программах бакалавриата выделяют-

пеппгогичесннн журнал Башкортостана м 2013оэвг

ся программы прикладного и академического бакалавриата. К таким образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы. В рамках дополнительных общеобразовательных программ выделены новые виды программ - общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

В законе введено новое понятие - «организации, осуществляющие образовательную деятельность», к каковым относятся собственно образовательные организации и иные организации, осуществляющие обучение. Это связано с тем, что законопроектом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. В частности, предусматривается, что научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ.

Одной из значительных новаций закона является упорядочение типологии образовательных организаций. В законопроекте реализована попытка более четко разграничить различные типы образовательных организаций, снять избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации. С учетом этого в законе закреплено деление образовательных организаций на типы по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации, исходя из того, что образовательная организация может реализовы-вать также основные образовательные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы. Вместо этого предусматривается возможность использования в наименовании образовательной организации специальных названий, исходя из осуществляемой образовательной деятельности (уровни и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, специальные условия их реализации и (или) особые потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемых функций, связанных с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Особое внимание в законе уделено формам участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов участия работодателей в оценке качества образования вводится институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Таким образом, вводимые Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» новации направлены на формирование эффективного механизма правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на

пеппгогичесннн журнал Башкортостана м 2013оэвг

реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно усилит защиту интересов личности в области образования.

педагогический журнал Башкортостана ы з-*(#б-47), 201 зosbs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.