пеппгогичесннн ЖЫРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 3-4(46-47), 2013OSBS
М.В. Михайлов, Н.А. Арсентьева, Э.М. Даянова ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)
Ключевые слова: федеральный закон, образование, комментарии.
Аннотация: В статье приводятся комментарии, акцентирующие внимание работников образования на новых и важных аспектах Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
В современных условиях система образования должна обладать возможностью динамичного развития, что требует закрепления в нормативных конструкциях образовательного законодательства. Система правового регулирования образования включает в себя значительное число нормативных актов различного уровня и направленности. Так, в настоящее время действуют вступивший в силу с 1 сентября 2013 года Федеральный закон (ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также акты различных отраслей права в части, в какой они регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением образовательной деятельности, что во многом является следствием специфики многообразных правовых связей в рассматриваемой сфере. В образовательном законодательстве велик удельный вес подзаконных и инструктивных актов. Подзаконная нормативная база представлена большим массивом актов Правительства РФ, в основном постановлений, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Необходимость реформирования образовательного законодательства в настоящий период вызывается объективными противоречиями в образовательной сфере. Динамичное развитие и процессы модернизации системы образования (наряду с разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением) являются основными факторами, определяющими на современном этапе необходимость содержательной корректировки институтов образовательного права. В числе прочих указанные причины послужили основанием для разработки и принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Принятый после длительных обсуждений Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отражает накопленный опыт правового регулирования образовательной сферы за последние два десятилетия и призван решить накопившиеся в системе образования проблемы. Идеологической основой образовательной политики Российской Федерации на современном этапе можно считать Национальную доктрину образования в Российской Федерации на период до 2025 года. В ней определены основные направления образовательной отрасли и ожидаемые результаты от их реализации.
Целевая составляющая любого нормативного акта опирается на основные направления государственной политики, в известной степени отражающей интересы и приоритеты развития государства и общества в определенной сфере. В качестве основных целей закона следует выделить:
пеппгогичесннн журнал Башкортостана м 2013оэвг
- создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства; немаловажными представляются также потребности развития инновационной экономики, учет международных обязательств России в сфере образования;
- комплексную модернизацию законодательства об образовании, учитывающую запросы современного развития страны, потребностей общества и отдельной личности;
- установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;
- повышение эффективности механизма правового регулирования за счет адекватных приемов юридической техники конструирования правовых норм, исключения возможности их дублирования, различного толкования, максимального сокращения подзаконной нормативной базы и одновременного обеспечения прямого регулятивного действия положений законодательного акта;
- обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ за счет сохранения образовательных и правовых институтов, зарекомендовавших себя на практике.
При этом базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством, расширяются основными перспективными направлениями, воспринятыми современными запросами глобальной экономики, развития информационного общества.
В частности, к таким базовым установкам можно отнести:
- обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями;
- признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе образовательных организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей; реализация данного принципа предполагается и через обеспечение равного доступа государственных, муниципальных и частных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному финансированию образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов;
- открытость системы образования внешним запросам - имеется в виду развитие механизмов общественного участия в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности, в частности, в проведении общественной и общественно-профессиональной аккредитации; в подготовке федеральных государственных образовательных стандартов и др.
Кроме того, к перечисленному добавляется информационная открытость образовательных организаций для потребителя услуг - закрепляется обязательное ведение интернет-сайта образовательной организации; устанавливается перечень информации, обязательной для размещения и опубликования; публикуются отчеты о самообследовании и др.
В качестве негативных тенденций следует назвать отсутствие в законопроекте гарантии бесплатности образования как базового принципа, закрепленного в статье 43 Конститу-
пеппгогичесннн журнал Башкортостана м 2013оэвг
ции РФ. Здесь следует учитывать требования международных документов, в частности, положения «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» 1998 года отражают стремление мирового сообщества к развитию доступности образования с учетом расширения спектра бесплатных образовательных услуг и обеспечения потребности обновления знаний на протяжении всей жизни человека. Представляется, что первичное значение такого постулата следовало отразить в преамбуле законодательного акта и обеспечить его самостоятельное регулирование в специальной норме, посвященной основным принципам образования и образовательной деятельности.
Практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс, а современные условия развития общества и государства также требуют, чтобы новый закон не только решал проблемы образования как отрасли экономики, но и стал основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации в целом.
Касаясь непосредственных новаций, можно выделить ряд принципиальных положений, впервые увидевших свет. Например, законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями. Отдельные главы в законопроекте посвящены регламентации правового положения образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в законе подробно урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.
Одной из новелл закона является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения («образование», «воспитание», «образовательная программа», «квалификация», «образовательная деятельность» и другие). В частности, впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц; сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; обучению по интегрированным об-
пеппгогичесннн журнал Башкортостана м 2013оэвг
разовательным программам; образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе.
В законе на основе положений Конституции Российской Федерации и с учетом Болон-ской декларации, Международной стандартной классификации образования уточняется система уровней образования в Российской Федерации, а также корректируются названия отдельных уровней.
В законе закрепляются следующие уровни образования:
общего
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование;
профессионального
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Одновременно закон предлагает осуществлять профессиональное обучение не только
в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве (в том числе в структурных подразделениях «необразовательных» организаций), в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования и в ряде случаев в общеобразовательных организациях - на третьей ступени общего образования. Кроме этого, вводится еще один уровень высшего образования - «высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации»; к ним будут отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Введение подготовки кадров высшей квалификации в качестве самостоятельного уровня высшего образования соответствует также и принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования. При этом докторантура рассматривается как форма подготовки научных кадров и, соответственно, выведена из перечня образовательных программ и уровней образования.
С учетом требований практики, рынка труда, а также изменения уровней образования, в законопроекте систематизируется и расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы, а также программы профессионального обучения. В частности, помимо предусмотренных действующим законодательством в области образования, к числу образовательных программ высшего образования законопроектом также отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. В программах бакалавриата выделяют-
пеппгогичесннн журнал Башкортостана м 2013оэвг
ся программы прикладного и академического бакалавриата. К таким образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы. В рамках дополнительных общеобразовательных программ выделены новые виды программ - общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
В законе введено новое понятие - «организации, осуществляющие образовательную деятельность», к каковым относятся собственно образовательные организации и иные организации, осуществляющие обучение. Это связано с тем, что законопроектом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. В частности, предусматривается, что научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ.
Одной из значительных новаций закона является упорядочение типологии образовательных организаций. В законопроекте реализована попытка более четко разграничить различные типы образовательных организаций, снять избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации. С учетом этого в законе закреплено деление образовательных организаций на типы по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации, исходя из того, что образовательная организация может реализовы-вать также основные образовательные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы. Вместо этого предусматривается возможность использования в наименовании образовательной организации специальных названий, исходя из осуществляемой образовательной деятельности (уровни и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, специальные условия их реализации и (или) особые потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемых функций, связанных с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).
Особое внимание в законе уделено формам участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов участия работодателей в оценке качества образования вводится институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Таким образом, вводимые Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» новации направлены на формирование эффективного механизма правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на
пеппгогичесннн журнал Башкортостана м 2013оэвг
реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно усилит защиту интересов личности в области образования.
педагогический журнал Башкортостана ы з-*(#б-47), 201 зosbs