Научная статья на тему 'Закон принят. Что дальше?'

Закон принят. Что дальше? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЗОВЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ ЗАКОН / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛЬГОТЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / BASIC BRANCH LAW / LEVELS OF EDUCATION / BENEFITS AND PREFERENCES / EFFECTIVE CONTRACT / STANDARD ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бердашкевич Анатолий Петрович

Оценка основных положений принятого закона об образовании. Льготы и гарантии в новой редакции закона. Новшества и совершенствование законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закон принят. Что дальше?»

Образовательная ЮЛИТИКА

ЗАКОН ПРИНЯТ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Анатолий Петрович Бердашкевич,

государственный советник Российской Федерации 1-го класса,

помощник председателя Комитета Государственной Думы по образованию,

кандидат юридических наук

Принят новый закон «Об образовании в Российской Федерации», но не меньшего внимания общественности требует работа над законопроектом о введении в действие нового закона, о согласовании его норм и положений с национальной правовой системой России.

• базовый отраслевой закон • уровни образования • льготы и преференции

• эффективный контракт • нормативные акты

О

бсуждение изменений законодательства об образовании вызвало широкий общественный интерес: Россия — лидер по доле образованных граждан среди населения: как минимум, 88% россиян имеют среднее образование (73% в странах ОЭСР) и 54% россиян имеют высшее образование (30% в странах ОЭСР).

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в августе 2012 года был внесён Правительством РФ для

рассмотрения в Государственной Думе, а в декабре 2012 года новый закон был уже подписан Президентом РФ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон № 273-Ф3) вступит в силу с 1 сентября 2013 года и станет основным базовым отраслевым законом в области образования.

После вступления в силу нового закона будут признаны не действующими

на территории Российской Федерации: Закон СССР от 19 июля 1973 года № 4536-УШ «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании»; Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «О народном образовании»; Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266Л «Об образовании»; Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Закон №273-ФЗ содержит 111 статей, объединённых в 15 глав.

Основные положения нового закона

Закон №273-ФЗ определяет уровни общего образования (дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации). Вводится ещё один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Наряду с основными образовательными программами в образовании выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учётом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации учащихся.

Закон №273-ФЗ расширил круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвящённая регламентации правового положения индивидуальных пред-

принимателей, ведущих образовательную деятельность. Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение учащихся образовательных организаций профессионального образования.

Закон №273-ФЗ закрепил положение о том, что Правительство РФ ежегодно в рамках единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на официальном сайте Правительства РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В ранг государственной политики возведено выявление, поддержка и сопровождение лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказание им содействия в получении образования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, теперь могут получать общественную и профессионально-общественную аккредитацию в различных российских и международных организациях, в том числе организуемых работодателями и их объединениями, на предмет признания качества и уровня подготовки выпускников, их соответствия требованиям профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля, обеспечивая при этом полную открытость процедур и результатов аккредитации.

В процессе подготовки Закона №273-ФЗ существенно переработаны положения по сетевой форме реализации образовательных программ, которая позволяет наиболее эффективно использовать собственные ресурсы образовательных организаций и привлекать ресурсы других организаций. Доработана статья, посвящённая реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; уточнены вопросы семейного образования и самообразования. Расширены возможности использования электронных учебников и электронных учебных пособий при реализации образовательных программ. Наконец, приобретает легитимные формы мониторинг системы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

образования, который, как сказано в статье 97, представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов.

В Законе №273-ФЗ выделены положения, посвящённые кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачётных единиц, а также обучению по интегрированным образовательным программам.

Льготы и преференции

Все существующие льготы и преференции для научно-образовательного сообщества и для учащихся, студентов и аспирантов сохранены в новом тексте закона.

В ходе работы над законопроектом были учтены многие предложения Общероссийского Профсоюза образования, поправки внесены в текст закона на основании поступивших предложений и рекомендаций наших сограждан. Социальные гарантии сельским учителям поддержали 375 440 человек; за досрочное назначение трудовой пенсии педагогам выступили 263 905 человек; за учёт мнения граждан при принятии решения о реорганизации школ — 169 111 человек; за уровень зарплаты педагогам не ниже средней по экономике региона — 119 139 человек. Предложения также касались вопросов выделения субвенций из региональных бюджетов местным бюджетам, с указанием конкретного направления расходования этих средств (оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды) и закрепления права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.

В соответствии с Законом расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов РФ в нормативы, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребёнка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребёнка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребёнка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта РФ. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. Финансовое

обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, является расходным обязательством субъектов РФ.

Что касается размера платы за пользование учащимися жилыми помещениями в общежитии, то предложено полностью освободить от взимания платы льготные категории учащихся (их много и они расширены), причём предоставлять им жилые помещения в первоочередном порядке; разрешить самой образовательной организации принимать решение об установлении взимаемой платы с остальных с учётом мнения советов учащихся и соответствующих представительных органов.

Предложения

За 20 лет, прошедших с момента принятия Закона РФ «Об образовании», правовая система страны существенно изменилась, отраслевое законодательство в области образования стало не в полной мере соответствовать Конституции РФ, финансовому, гражданскому, административному праву. Цель нового закона — гармонизация правовой системы, юридико-техническая коррекция норм отраслевого закона в образовании и включение в новый текст всех нововведений последних лет.

Разработчики нового текста закона не ставили целью разрешить все конфликты и противоречия действующей системы образования. Но в современных экономических условиях можно и нужно адаптировать законодательство к грядущим переменам. Так, Президент РФ поставил цель кардинально повысить эффективность использования средств, которые государство выделяет на образование, обеспечить переход к эффективному трудовому контракту. Внедрение эффективного контракта позволит увеличить заработную плату научных сотрудников, преподавателей, работников школ. Понятие «эффективного контракта» пока не установлено нормативным актом, что не мешает Минфину России оценивать общий объём увеличения расходов бюджетной системы в связи с переходом на эффективный контракт в социальной сфере,

то есть на оплату труда, в зависимости от качества и эффективности работы, в 2-3% ВВП к 2020 году.

Работа над законодательством в области образования и науки не завершена. Для приведения правовой системы РФ в соответствие с текстом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в августе 2012 года Правительство РФ внесло проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Этот нормативный акт предусматривает внесение изменений более чем в 100 федеральных законов, в том числе в Бюджетный, Гражданский, Семейный, Трудовой кодексы РФ, Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 26 сентября 1997 г. № 76-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и службе», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», другие федеральные законы. Также предусмотрено дополнение Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» нормами, регулирующими вопросы подготовки научных кадров в докторантуре. Большинство изменений, вносимых в указанные законодательные акты, обеспечивает приведение их терминологии в соответствие с понятиями и терминами в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.