Научная статья на тему 'О приоритетах военного образования в России'

О приоритетах военного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / СТРУКТУРА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корабельников Александр Андреевич, Федоров Андрей Эдуардович, Коровин Сергей Дмитриевич, Соловьев Анатолий Алексеевич

Статья посвящена подготовке и оценке последней версии Закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Госдумой 21 декабря 2012 г.). Авторы делают попытку обозначить пути реализации закона применительно к военному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О приоритетах военного образования в России»

Социогуманитарные проблемы современности

СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОСТИ

УДК 351.858

О ПРИОРИТЕТАХ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

А. А. Корабельников, А. Э. Федоров, С. Д. Коровин, А. А. Соловьев

Академия военных наук, Омский филиал Военного учебно-научного центра Академии

сухопутных войск РФ

Статья посвящена подготовке и оценке последней версии Закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Госдумой 21 декабря 2012 г.). Авторы делают попытку обозначить пути реализации закона применительно к военному образованию.

Ключевые слова: система образования, типы образовательных организаций, структура военного образования, комплексный подход, модернизация.

Федеральный закон «Об образовании» должен заменить два документа - законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые в 1992 и 1995 гг.

Сосредоточим внимание на последней версии законопроекта (рис. 1).

Общее положение

Система образования

Экономика

системы образования

^^ Главы

Управление системой образования

Социальные гарантии реализации прав

граждан на образование

Международная деятельность в образовании

Рис. 1. Структура законопроекта

Основополагающими в обсуждаемом проекте являлись предложения по массовому проведению реконструкции высших учебных заведений.

типы образовательных организаций (учебных заведений)

Существующие В перспективе

Институт Колледж

Академия Институт

Университет Университет

Совершенно циничным является объявление образования сферой услуг. Образование и воспитание являются той сущностной средой, в которой происходит формирование человека и восхождение нации. Образовывать нужно вовсе не для того, чтобы на этом зарабатывать, а для того, чтобы нация процветала.

Сегодня, рассматривая текст законопроекта, нам важно оценить, насколько подготовленная редакция законопроекта соответствует приоритетам современной образовательной политики, как обеспечена возможностью удовлетворения образовательной потребности различной категории российских граждан и в первую очередь молодежи, как в ней учтены текущие и перспективные потребности экономики страны.

С точки зрения любых сторонников рыночной экономики надо признать, что конкуренция привела к движению нашего законодательства

Рис. 2. Содержание законопроекта «Об образовании в Российской Федерации»

вперед. Результат дискуссии - название законопроекта более приемлемое. Кроме того, структура законопроекта стала более четкой, содержание правовых норм лаконичным и ясным. Обеспечена необходимая систематизация норм, регулирующих сферу образования. Как следует из содержания, законопроект состоит уже из пятнадцати глав (рис. 2).

Четко закрепляются основополагающие принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, среди которых можно отметить такие важнейшие для общества, как признание приоритетности сферы образования, обеспечение права каждого на образование, в том числе образование в течение всей жизни, единство образовательного пространства, защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, а также демократический государственно-общественный характер управления образованием. Поэтому законопроект отвечает стратегическим целям и задачам повышения доступности и качества образования, требованиям инновационного развития страны. При доработке законопроекта были учтены рекомендации о закреплении в законопроекте семейного образования, вызвавшего жаркие дискуссии.

Дошкольное образование рассматривается сейчас как самостоятельный уровень, но, конечно же, остается открытым вопрос об обязательности прохождения этого уровня.

В новой версии урегулированы вопросы реализации возможности выборов школы для обучения, на нечеткость изложения которых указывалось в предыдущих версиях законопроекта. Однако требуют дальнейшего совершенствования вопросы регламентации, разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и, прежде всего, позиции, связанные с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ, правового регулирования предоставления качественного общего образования на удаленных и труднодоступных территориях.

В законопроекте разработчиками предлагается исключить начальное профессиональное образование как самостоятельный уровень и решать проблемы подготовки квалифицированных рабочих на уровне среднего профессионального образования, сделав его общедоступным и бесплатным в соответствии с Конституцией Российской Федерации. До сих пор не все разделяют этот подход, хотя и признают, что сегодняшняя модель организации начального профессионального образования уже давно не отвечает современным требованиям и не обеспечивает реальный сектор экономики необходимыми рабочими кадрами. Это действительно факт. Нам необходимо в этом вопросе поставить точку, и та норма, которая предусматривается в законопроекте, не уничтожает его, а делает начальное профессиональное образование лишь первым уровнем

среднего профессионального образования. Там два уровня: первый уровень - это подготовка рабочих кадров, и второй - подготовка специалистов среднего звена.

Что касается сети начального профессионального образования (НПО), то оно должна сохраниться, а поскольку теперь НПО входит в полномочия субъектов Российской Федерации, то ответственность за него несут законодательные собрания и исполнительная власть регионов. Самое главное при этом - не допустить той «бездумной оптимизации», при которой будет ликвидирован самостоятельный уровень НПО, все профтехучилища и профучилища закроются, и регионы будут готовить только специалистов со средним профессиональным образованием (СПО).

Еще один блок вопросов, который вызвал наибольший резонанс в предыдущих дискуссиях, касается социального статуса педагога, его материального положения. Высказанные замечания в законопроекте были учтены, причем в полном объеме.

В тексте сформирована самостоятельная глава, которой в прежних законах никогда не было. Называется эта глава «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность», в которой детально прописан правовой статус педагогических работников и руководителей образовательных учреждений и закрепляется положение о том, что средняя заработная плата педагога не должна быть ниже средней заработной платы по экономике конкретного региона. То есть эта норма, отражающая высокий социальный статус нашего педагога, закреплена в данном законопроекте.

Отрадно отметить, что в рассматриваемом законопроекте установлены социальные стипендии и другие нормы социальной поддержки студенчества, которые были частично упущены в предыдущих версиях, в которых не было социальной стипендии и других положений социального статуса.

Расширяется возможность и студенческого самоуправления. Закладывается соответствующая сегодняшнему времени модель стипендиального обеспечения студентов, основанная на наращивании размера стипендиального фонда и предоставления вузам большей самостоятельности в определении мер академической и социальной поддержки студентов.

В предложенной версии законопроекта решен вопрос о регламентации видов образовательных организаций, который вызывал много нареканий в предыдущих обсуждениях, когда появлялись опасения, что исчезнут академии,

институты и другие виды образовательных учреждений.

Исключено само деление образовательных организаций на виды как не имеющие правовых последствий. При этом образовательным организациям в рамках одного типа дается право использовать наименование, специальное название в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности и дополнительно осуществляемыми функциями.

Сейчас начинается согласование базовых положений законопроекта с новой редакцией «Стратегии-2020», подготовка которой идет в рамках созданных правительством рабочих групп. Одновременно готовятся изменения более чем в 110 федеральных законах, кодексах, нормативно-правовых актах. Принятие этого закона вызовет массу изменений, которые должны вноситься в законодательную базу Российской Федерации.

Следует отметить, что претензий к обсуждаемому законопроекту «Об образовании в Российской Федерации» предостаточно. Однако необходимо исходить из того, что политическое решение уже принято. Поэтому остается основная задача, а именно: изыскивать оптимальные пути реализации данного закона в целях повышения эффективности образования. Следовательно, лучшее решение - корректировать тот документ, который имеется в настоящее время. При этом необходимо создавать конкурентную среду в образовании и науке, а также равные условия на первых порах для государственных и негосударственных высших учебных заведений.

Общие положения концепции об образовании

Целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития образования является технологическое обновление учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений на основе передовых научно-технических разработок. Однако для достижения этой цели необходимо формирование конкурентоспособного национального сектора педагогической технологии, исследований и разработок, обеспечивающих развитие, формирование у обучающихся и органов управления не только модели инновационного поведения, но и реальной поддержки процессов создания и распространения инноваций во всех учебных заведениях, а, следовательно, и во всех структурных элементах экономики.

Таким образом, необходимым условием для формирования инновационной технологии обучения в сети образовательных учреждений является модернизация системы образования,

являющейся основой в реализации положений «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Система образования должна представлять собой совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования. Например, система образования должна включать в себя:

- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, устанавливаемые университетами; образовательные программы различного вида, уровня и направленности;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители;

- органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;

- организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

- объединения юридических лиц работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее: бакалавриат, подготовка специалиста, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации. Важное значение имеет создание сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Одним из главных условий дальнейшего развития системы высшего образования является не формальная, как сейчас, а практически значимая вовлеченность слушателей, курсантов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение уровня качественного образования, соответствующего

требованиям инновационного развития и современным требованиям. Её реализация предполагает решение целого ряда приоритетных задач.

Первая из них - это обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе, обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития. Устанавливаются следующие типы образовательных организаций: дошкольная образовательная организация; общеобразовательная организация; профессиональная образовательная организация; образовательная организация высшего образования. Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: организация дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования.

Устанавливаются категории образовательных организаций высшего образования, а именно: «федеральный университет», «национальный исследовательский университет». Кроме того предусматривается создание социальных образовательных комплексов, центров квалификации, и ресурсного центра.

Известно, что образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня или его направленность. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение обучающимися профессии (специальности) и (или) соответствующей квалификации.

Пристального внимания заслуживают требования, предъявляемые к содержанию образования. Эти требования сводятся к следующему: содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого, формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

При этом предусматривается реализация основных и дополнительных образовательных программ. К основным образовательным программам относятся:

- основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и образовательные программы среднего общего образования;

- основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки

специалистов среднего звена); высшего образования, т. е. программы бакалавриата (академического и прикладного), программы подготовки специалиста и программы магистратуры и программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки, подготовки управленческих кадров высшей квалификации;

- основные образовательные программы профессионального обучения: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

- дополнительные образовательные программы: дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные профессиональные программы); дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки).

- примерные образовательные программы, которые должны обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения основных образовательных программ с содержанием образования (направленности образовательной программы, профессии, специальности или направления подготовки), основными социальными особенностями.

Нельзя оставить без обсуждения вопросы, касающиеся форм получения образования. Образование может быть получено в очной, очно-заочной или заочной формах - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; в формах семейного образования и самообразования - вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Образовательные организации могут быть государственными, муниципальными и частными.

К организациям, осуществляющим обучение, относятся научные организации, организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и оздоровление детей, организации, осуществляющие социальное обслуживание детей, а также юридические лица.

Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации программ магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, подготовки управленческих кадров высшей квалификации, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

Для нас особый интерес представлять положения пятой главы закона «Педагогические, ру-

ководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В данной главе достаточно профессионально и глубоко проработаны правовой статус педагогических работников, их обязанности и ответственность, статус научно-педагогических работников и т. д. По-новому представлена регламентация деятельности педагогических работников. Так, в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, мониторинговая работа, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий с обучающимися.

Мы, военные педагоги, должны представлять масштабность предстоящих задач по реализации положений обсуждаемого закона об образовании. Мы не имеем права быть сторонними наблюдателями в решении этой задачи по следующим моментам. Как граждане мы обязаны участвовать на всех этапах создания и реализации положения данного закона. Обязаны следить за тем, чтобы наши дети, внуки получили настоящее образование, а это возможно лишь посредством реализации положений базового закона - закона об образовании. И, наконец, военные педагоги, обязаны изыскивать пути по реализации закона об образовании в военном учебном заведении.

Направления реализации приоритетных задач концепции и законопроекта в военном образовании

Необходимым условием для формирования инноваций в военном деле является модернизация системы военного образования, являющегося основным фактором в обеспечении безопасности страны.

Необходимо исходить из того, что в законе не должна закрепляться дискриминация военного образования. На рис. 3 представлены роль и место военного образования в сфере жизнеобеспечения человека, семьи, общества и государства. В связи с этим предлагается уточнить сущность понятий «военное образование», «военное обучение» и других.

Военное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений,

Рис. 3. Место военного образования в общей системе образования

навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов в целях обороны и безопасности государства.

Военное обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельностью, развитию способностей, приобретение ими опыта применения научных знаний в повседневной жизни, формирование у обучающихся мотивации к получению военного образования на протяжении всей жизни в интересах обороны и безопасности государства.

В статье нет возможности представить варианты других базовых понятий, относящихся к военному образованию. Однако актуальность данного подхода несомненна и вполне рельефно проявляется масштабность научных исследований в этом направлении, даже если исходить из потребности только согласования терминологии гражданского и военного образования.

Целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития военного образования является технологическое обновление учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений на основе передовых научно-технических разработок. Однако для достижения этой цели необходимо формирование конкурентоспособного национального сектора педагогической технологии, исследований и разработок, обеспечивающих развитие, формирование у офицеров и органов военного управления не только модели инновационного поведения, но и реальной поддержки процессов создания и

распространения инноваций во всех военных учебных заведениях, а, следовательно, и во всех структурных элементах военного дела.

Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования и реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере военного образования.

Инновационная деятельность ориентирована на совер-шенствованиенаучно-педагоги-ческого, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения системы образования.

Таким образом, необходимым условием для формирования инновационной технологии обучения в сети военных образовательных учреждений является модернизация системы военного образования, являющейся основой в реализации положений военной доктрины по обеспечению национальной безопасности. Система военного образования должна представлять собой совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования.

Применительно к военному образованию структура системы образования может иметь следующий вид:

- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты Национального университета обороны; образовательные программы различного вида, уровня и направленности;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники (обучающиеся и их родители);

- органы государственной власти и органы управлений элементов военной организации, осуществляющие управление в сфере образования;

- организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой военного образования, оценку качества образования.

Не менее важное значение имеет создание сети образовательных учреждений и научных организаций, а также органов управления и государственно-общественных объединений в сфе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4.

ре образования. Структура сети образовательных организаций представлена на рис. 4.

Одним из главных условий дальнейшего развития системы высшего военного образования является не формальная, как сейчас, а практически значимая вовлеченность слушателей, курсантов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования.

Стратегическая цель государственной политики в области военного образования - повышение уровня качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития военного дела и современным требованиям для всех структурных элементов военного искусства. Реализация этой задачи предполагает решение целого ряда приоритетных задач.

Первая из них - это обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе, обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития. Первым шагом в реализации данной задачи является создание Национального университета обороны и Национального исследовательского университета обороны.

Они относятся к образовательным организациям высшего образования, осуществляющим образовательную деятельность по программам высшего образования и научной деятельности: магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, подготовки управленческих кадров высшей квалификации.

Военные институты целесообразно создавать как образовательные организации высшего образования, осуществляющие научные исследования и образовательную деятельность по программам подготовки специалиста, дополнительным профессиональным программам (образовательным программам послевузовского профессионального образования, подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации офицеров, других военнослужащих, государственных гражданских служащих гражданского персонала).

В рамках общеобразовательной организации целесообразно создавать кадетские корпуса и суворовские училища. Применительно к общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации

Структура сети образовательных организаций

типовых образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образование военное образование целесообразно осуществлять в рамках программ военно-патриотического воспитания.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психологического здоровья, развития индивидуальных способностей необходимо создавать сеть дошкольных образовательных учреждений. Не следует исключать создания специальных классов при типовых кадетских корпусах для обучения детей в более раннем возрасте (от четырёх до шести лет шести месяцев). Вполне естественно возникнет вопрос, где их создавать, каковы подходы к подбору и набору кандидатов для кадетских школ данного типа? Положительный опыт в данном вопросе уже есть, однако это предмет особого обсуждения. В рамках статьи достаточно поставить вопрос о целесообразности дальнейшего совершенствования учреждений дошкольного образования, являющихся основой для формирования военной элиты государства.

В рамках профессиональной образовательной организации целесообразно создавать социальные образовательные комплексы, центры квалификации и ресурсные центры.

Социальные образовательные комплексы целесообразно создавать для реализации программ бакалавриата (академического и прикладного), программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, а также дополнительных образовательных программ для обеспечения задач морально-психологического обеспечения соединений, воинских частей и подразделений в различных условиях обстановки.

Центры квалификации целесообразно создавать как организации дополнительного профессионального образования по реализации

дополнительных профессиональных программ высшего образования, программ подготовки научно-педагогических кадров, программ подготовки управленческих кадров высшей квалификации для видов Вооруженных Сил Российской Федерации

Ресурсные центры целесообразно создавать как профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных профессиональных программ и программ профессионального обучения.

Профессиональное обучение имеет целью осуществлять предварительную военную подготовку военнослужащих срочной службы преимущественно в ресурсных центрах в объеме трехмесячной программы. Необходимость осуществления первичного профессионального военного образования обусловлена переводом срочной службы на один год. Создание сети ресурсных центров данного типа обусловлено также потребностью в реализации задач мобилизационной подготовки страны. Поэтому ресурсных центров профессионального обучения на начальном этапе реализации Закона об образовании целесообразно создавать по одному в военном округе с последующим развертыванием их по регионам и административным центрам.

Обучение военнослужащих для выполнения обязанностей сержантов (прапорщиков) целесообразно осуществлять в образовательных организациях начального профессионального образования - школах подготовки младших командиров, а также в образовательных учреждениях среднего военного профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Начальное профессиональное образование может быть получено путем интеграции различных образовательных программ и применения их в специальных условиях в соответствии с особыми потребностями обучающихся.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку военных специалистов среднего звена для удовлетворения потребностей войск (сил) в замещении офицерских должностей командно-технического профиля. Как правило, оно основано на углублении и расширении имеющегося образования на базе основного общего, среднего общего или начального профессионального (военного) образования. Среднее военное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях особого типа - центрах квалификации, а также в образовательных организациях высшего военного профессионального образования.

Высшее военно-профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, для удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении имеющегося образования. Что касается подготовки лиц с высшим военным профессиональным образованием, то для получения квалификации «бакалавр» и квалификации «специалист» его целесообразно осуществлять на базе среднего общего и среднего профессионального образования, а для получения квалификации «магистр» - на базе специалитета (бакалавариата).

При этом высшее военное профессиональное образование может быть получено только в образовательных организациях высшего профессионального образования. В Национальном университете обороны с присвоением академической степени магистр, а в военном институте - специалист, в социальном образовательном комплексе - бакалавр. По результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре присваивается квалификация «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь», в случае защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук.

Офицеры, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавариата, могут получать высшее профессиональное образование по соответствующим программам. Такой подход целесообразно применить в переходный период, то есть на этапе формирования сети образовательных военных организаций. Так, если в текущем году начать подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» в военных институтах, то только через пять-семь лет можно начинать основательную подготовку этих офицеров для получения квалификации (степени) «магистр» в Национальном университете обороны. В этот промежуток времени наиболее перспективные офицеры могут получать квалификацию «бакалавр» по ускоренным программам. Недопустимо получение профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста. А с созданием Национального университета обороны не должно допускаться получение высшего профессионального образования по сокращенным программам магистратуры.

Необходимо предусмотреть для офицеров, прежде всего для тех, у кого заканчивается срок

прохождения военной службы, получение образования по вышеперечисленным образовательным программам высшего профессионального образования. Получать они его могут в образовательных организациях гражданского профиля. В этом случае получение высшего профессионального образования может рассматриваться как получение второго высшего профессионального образования. При этом получение образования по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста предусматривается для офицеров, не имеющих диплома бакалавра, диплома специалиста или магистра; по программам магистратуры - офицерам, имеющим диплом специалиста, диплом магистра.

В военном образовании ключевые позиции должна занимать подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре. Она должна предоставлять возможность офицерам повышать уровень образования, прежде всего в области научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Именно на этом направлении органам управления военного образования целесообразно сосредоточить особое внимание. Реализация вышеизложенных мероприятий в рамках первой приоритетной задачи создаст условия по обеспечению инновационного характера базового военного образования.

Комплексный подход при модернизации системы военного образования предполагает не только обновление структуры сети образовательных учреждений, но и обеспечение компетент-ностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений, увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в образовательных учреждениях, развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата, обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений. Ввиду ограниченности объема статьи в ней не будут рассматриваться остальные три приоритетные задачи модернизации военного образования. Однако надеемся, что их реализация не допустит дискриминации военного образования, повысит его конкурентоспособность, станет критерием высокого качества.

В данной статье нельзя не коснуться системы комплектования офицерского состава. Именно она позволяла обеспечивать боевую мощь русской армии. Характерными чертами российского офицера являлись долг, достоинство, честь, мужество, верность присяге, честолюбие, любовь

к оружию, религиозность, патриотизм, готовность жертвовать собой ради Отечества.

Офицерский корпус считался наиболее престижной социальной группой, наиболее образованной частью общества. Дети офицеров шли по стопам отцов, они служили в тех полках, которыми командовали отцы.

Характерными чертами русского солдата были верность клятве, храбрость, честолюбие, жажда славы, честь, великодушие.

Опыт последних десятилетий свидетельствует, что оружие и количество войск - важные факторы победы, но решающим фактором в войне является ментальное отношение воина к своему долгу. Воспитание вышеуказанных черт как у офицерского, так и рядового состава в современных условиях вряд ли возможно без изоляции их от общества потребления. Подразделения, воинские части и соединения должны жить моралью воинского коллектива (в прежние времена - полка), а не современного общества, ориентированного на потребление. Батальон, воинская часть - это семья, традиции. Невозможно побеждать, если боевой дух солдат «разбавлен моралью» потребительского общества. Открытость воинской части (бригады) для общества неизбежно будет заражать его корыстными, «грязными ценностями». Поэтому места дислокации воинских частей целесообразно иметь вне пределов городов. Это же должно напрямую относиться и к образовательным военным учреждениям.

Для военно-учебных заведений целесообразно создавать образовательные комплексы вблизи административных центров и при этом обеспечивать им полную автономность. Только в таких условиях можно сформировать и воспитать офицерский корпус, составляющий элиту Российского государства и общества. Что касается воинских частей, то они в этих условиях будут подготовлены к выполнению задач как для предотвращения внутренних угроз, так и внешних. Данная точка зрения вызовет негодование. Однако другого пути по возрождению национальных боевых традиций и воинской славы для вооруженных сил нет. Об этом убедительно свидетельствует история последней четверти века, свидетельствующая о том, что офицерский корпус и в целом вооруженные силы США и всех европейских стран не оправдали надежд ни своих правительств, ни народов в предотвращении, прежде всего, внутренних угроз. В нашей стране не менее остро стоит вопрос о способности выполнения военной присяги.

В заключение хотелось отметить, что в данной статье не только поставлен вопрос «Что делать?» в условиях вялотекущей модернизации военного образования. Нами сделана попытка

обозначить пути реализации закона «Об образовании в Российской Федерации» применительно к военному образованию. Авторы надеются, что не только политические и военные деятели, но также военные педагоги и ученые приложат

все усилия, для того чтобы настойчиво направлять «реформу» военного образования на подготовку широко образованных военных специалистов и воинов-патриотов, преданных своему Отечеству.

Еорабельников Александр Андреевич - доктор военных наук, профес- Статья поступила в редакцию

сор, заслуженный деятель науки РФ, главный ученый секретарь АВН. 15 ноября 2012 г.

федоров андрей Эдуардович - генерал-майор, начальник Омского филиала Военного учебно-научного центра Академии сухопутных войск РФ. Еоровин Сергей дмитриевич - кандидат технических наук, профессор, заместитель начальника Омского филиала Военного учебно-научного центра Академии сухопутных войск РФ.

Соловьев анатолий алексеевич - кандидат физико-математических наук, профессор, член-корреспондент АВН, ученый секретарь Сибирского отделения Академии военных наук.

© А. А. Корабельников, А. Э. Федоров, С. Д. Коровин, А. А. Соловьев, 2012

УДК 329.013

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И НЕМЕЦКОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ

Е. АШапошникова

ГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина»

Автор рассматривает современные модели организации местного самоуправления, изучает способы избрания муниципальных представительных органов и глав местного самоуправления в России и Германии. Актуальность исследования высока в связи с введением на всех уровнях власти в России пропорциональной избирательной системы. В Германии система выборов по партийным спискам до настоящего момента не проявила каких-либо серьезных недостатков. Автор делает вывод, что в Германии о муниципальные избирательные процессы более направлены на развитие демократии и на включение населения в них, чем в России.

Ключевые слова: местное самоуправление, представительные органы, глава местного самоуправления, выборы, пропорциональная избирательная система, политические партии.

6 октября 2003 года был принят Федеральный закон № 131-Ф3 «Об общих принципах организа-

ции местного самоуправления в Российской Федерации», который создал для всего Российского государства единую модель местного самоуправления, жестко закрепившую принцип муниципальной автономии в государстве [4]. Новый Закон о местном самоуправлении перенес основной объем правового регулирования местного самоуправления с уровня субъектов РФ на федеральный

и муниципальный уровни. Теперь общие правила организации местного самоуправления в стране устанавливает Конституция РФ, а Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополняет эти правила конкретным законодательным содержанием. Для субъектов и муниципальных образований Российской Феде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.