Научная статья на тему 'Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»'

Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Б. А.

Чего ожидать от принятого закона о развитии сельского хозяйства? Какой будет аграрная политика государства на ближайшее время? Станет ли легче от этого крестьянам?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What to expect from the accepted law on development of an agriculture? What will be an agrarian policy of the state on the near future? Whether it becomes easier from It to peasants?

Текст научной работы на тему «Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»»

Аграрная политика и право

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ЗАКОН

«О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА»

Б.А.ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой права, Уральская ГСХА

Чего ожидать от принятого закона о развитии сельского хозяйства? Какой будет аграрная политика государства на ближайшее время? Станет ли легче от этого крестьянам?

Правовой вакуум, создавшийся в системе аграрного законодательства после отмены Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 года [1] в конце декабря 2006 года, заполнил Федеральный закон № 246-ФЗ от 29.12.06 «О развитии сельского хозяйства» [2].

Судьба этого законодательного документа в течение трех последних лет волновала ученых, аграрных специалистов, политиков. Рассматривалось множество проектов, проводились научные конференции, «круглые столы», заседания правительственных комиссий и депутатских групп, много публикаций было в различных научных и иных изданиях.

Сегодня вся эта суета позади. Закон принят, и его нормы надо воплощать в жизнь. Что же позитивного вносит этот законодательный акт? Прежде всего закон «О развитии сельского хозяйства» урегулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселен-ных территорий. В законе присутствует конкретный понятийный аппарат. Так, в ст. 3 дано

What to expect from the accepted law on development of an agriculture? What will be an agrarian policy of the state on the near future? Whether it becomes easier from it to peasants?

определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Ими признаются:

1. Организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и последующую (промышленную) переработку (в том числе, на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции не менее 70 процентов в течение календарного года;

2. Сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

- крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Поскольку закон «О развитии сельского хозяйства» по юридической силе является головным законодательным актом в системе аграрного законодательства, то и понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» будет способствовать улучшению правопонимания, ибо раньше это понятие в разных законах трактовалось по-разному.

Например, в ст. 4 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.95 № 193-Ф3 «сельскохозяйственный товаропроизводитель» - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов, в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 09.07.02 № 83-ФЗ «сельскохозяйственные товаропроизводители» - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реали-

Аграрная политика и право

зации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 №127-Ф3 устанавливает понятие не сельскохозяйственного товаропроизводителя, а сельскохозяйственной организации как юридического лица, разделяя процедуру признания несостоятельным (банкротом) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Под «сельскохозяйственными организациями» в соответствии со ст. 177 понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки. Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.

В соответствии со ст. 346.2 ч. 2 Налогового Кодекса РФ «сельскохозяйственными товаропроизводителями» признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%. Данные правила также распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Ясно, что такой разброс в определении понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» вносил путаницу и не способствовал эффективному правоприменению.

В ст. 4. п. 1 дано понятие сельскохозяйственного производства. Под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переботке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

В п. 2 дано понятие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия под которым признается сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В законе также (ст. 5) дано определение понятий «государственная аграрная политика» и «устойчивое развитие сельских территорий».

Государственная аграрная политика пред-

ставляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Основными целями государственной аграрной политики ФЗ-264 определил:

1. Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров. Конкурентоспособность и качество российских продовольственных товаров взаимосвязанные цели современной аграрной политики. Без решения этих задач российским сельскохозяйственным товаропроизводителям будет проблематично удержаться на агропродовольственном рынке, особенно после вступления Российской Федерации в ВТО. Только производство качественного, биологически полноценного, с заданными оздоровительными свойствами сельскохозяйственного сырья и продовольствия, на основе ресурсосбережения, внедрения научных достижений, новой техники и технологий, в целом инновационного развития аграрной экономики, позволит отечественному сельскому хозяйству выжить в условиях ужесточающейся конкуренции.

2. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.

Сегодня в сельской местности проживает свыше 38 млн. человек (27% россиян). Например, в Свердловской области в 1850 селах и деревнях проживает 707 тысяч человек. Где сохранились и успешно функционируют сельскохозяйственные организации и предприятия, там сельские жители заняты в аграрном производстве и имеют средства для жизни. Но в значительном количестве сельских населенных пунктов аграрное производство отсутствует, и по этой причине жители не имеют необходимых доходов. Не везде созданы условия для обеспечения жизнедеятельности в сельских поселениях. Устойчивое, динамичное развитие сельских территорий позволит сберечь и приумножить кадры для аграрной экономики, а так же будет способствовать решению демографической проблемы в государстве.

3. Сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов.

Аграрная политика и право

В сельском хозяйстве в качестве основного средства производства является земля. Аграрное производство не может существовать без воды. Используется сельскохозяйственными товаропроизводителями лес, нелесная растительность, недра для добычи общераспространенных (нерудных) материалов. Рациональное использование природных ресурсов, сбережение и воспроизводство этих объектов природы, сохранение биологического разнообразия в природной среде, экологизация отечественного аграрного производства - важная задача сельскохозяйственных товаропроизводителей. Особенного внимания требует земля, плодородие которой за последние годы снижается, и около 40 млн га уже находится в стадии деградации, и по этой же причине выбыло из аграрного производства.

4. Формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка. В условиях рыночной экономики одним из важнейших факторов стабильной и устойчивой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей является реализация произведенной продукции. При кажущейся свободе, продовольственный рынок развивается по своим законам, и сельскохозяйственным организациям и предприятиям, фермерским хозяйствам, владельцам личных подсобных хозяйств не всегда удается занять свою нишу. В этой сфере имеется и монополизм перерабатывающих организаций, и перекупщики, и невозможность продать свой товар на городских рынках и т.д. От своевременной реализации продукции зависит возврат оборотных средств, стабильность финансового положения сельскохозяйственного товаропроизводителя. Необходимо создать систему оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынков, где (как раньше на колхозных рынках) основным продавцом был бы сельскохозяйственный товаропроизводитель. На территории такого рынка можно регулярно проводить ярмарочную торговлю всеми видами продукции растениеводства и животноводства, здесь же могут работать биржи, консультативные центры и другие структуры аграрного рынка. Важно, чтобы государство в качестве опосредованной экономической поддержки аграрного производства взяло на себя определенные расходы по содержанию агропродовольственных рынков. Принятый 30 декабря 2006 года Федеральный закон № 271-ФЗ «О розничных товарных рынках и о внесении дополнений в Трудовой Кодекс Российской Федерации» (Российская газета 10.01.07), на наш взгляд, в полном объеме не решает проблему реализации сельскохозяйственной продукции и государству необходимо еще раз вернуться к этой проблемы.

5. Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства.

Несмотря на увеличение государственного бюджетного финансирования сельского хозяйства (в Свердловской области, например, на 2007 год объем финансирования свыше двух миллиардов руб.) в целом для резкого увеличения количества сельскохозяйственной продукции отечественного производства и возрождение российского села денежных средств явно не хватает. В связи с этим налицо проблема привлечения инвестиций в сфере сельского хозяйства. Аграрный сектор должен стать более привлекательным для частных инвесторов. В какой-то части проблема инвестиций в аграрное производство решается через создание холдинговых компаний во главе с организацией-инвес-тором. Но в целом эта задача далека от решения, и здесь открывается большое поле деятельности для предпринимателей, как коллективных, так и индивидуальных. Возможны и иностранные инвестиции.

6. Наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Ни для кого не является секретом, что именно диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и на промышленную продукцию и услуги стал для отечественного сельского хозяйства основным фактором его кризисного состояния. Если за последние 15 лет цена на зерно увеличились в 10 раз, то цена на дизельное топливо за тот же период - более чем в 120 раз. Только за 2002-2005 гг. цена на электроэнергию и газ выросла на 72,4 % при росте потребительских цен на 38,7%. Таким образом, рост цен на энергоносители, другую продукцию приводит к изъятию из сельского хозяйства значительных средств, что не позволяет прибыльно работать большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей и не способствует позитивному развитию аграрной экономики в целом. Проблема диспаритета цен является ключевой, не решив ее - невозможно рассчитывать на успех в решении всего спектра задач в сельском хозяйстве страны.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей особую важность представляют основные направления государственной аграрной политики, так как именно эти направления будут в первую очередь финансироваться государством (ст. 7. закона).

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

- обеспечение доступности кредитных ре-

Аграрная политика и право

сурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

- развитие племенного животноводства;

- развитие элитного семеноводства;

- обеспечение производства продукции животноводства;

- обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

- обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

- обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих многочисленные населенные пункты автомобильные дороги;

- предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

- информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Федеральным законом № 264-ФЗ предусмотрена (ст. 8) разработка Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на пятилетний период. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации уже летом 2007 года обязано представить на утверждение в Правительство РФ первую пятилетнюю программу. Стратегическое и индикативное планирование позволит упорядочить развитие аграрной отрасли. В нашем государстве стране наконец-то пришло понимание, что и план и рынок - оба могут быть и являются средством развития производства. Законом установлено (ст. 10) , что Мин-сельхоз РФ ежегодно до 15 мая готовит и опубликовывает Национальный доклад о ходе реализации пятилетней государственной программы. Для оценки результатов реализации подпрограмм государственной программы создается экспертная комиссия, в состав которой входят независимые эксперты, представители отраслевых ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и других некоммерческих организаций, представители органов исполнительной власти, представители органов государственной власти субъектов российской Федерации. Число государственных служащих в составе экспер-

тной комиссии должно быть не менее трети общей численности членов комиссии.

Новацией в правовом регулировании сельскохозяйственной деятельности является принятие норм об участии союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики (ст. 16). Реально действующие в аграрной сфере союзы и ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданных, как правило, по продуктовому признаку (зерновой, молочный, птицеводов и т.д.), до сих пор не имели ясности в области их полноправного участия в реализации аграрной политики. ФЗ № 264 определил, что формами участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики могут быть:

- участие в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, национального доклада;

- участие в обобщение и распространении достижений науки и техники, российского и иностранного опыта в сфере развития сельского хозяйства;

Аграрная политика и право

- предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной аграрной политики;

- выработка рекомендаций для органов государственной власти;

- иные формы участия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Санкционирование и делегирование отдельных полномочий союзам и ассоциациям сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет привлечь их к активному процессу управления отечественным сельских хозяйством с учетом их коммерческих интересов, что свидетельствует о заинтересованности государства в консолидированной совместной деятельности по развитию сельского хозяйства.

Закон «О развитии сельского хозяйства» вступил в силу с 11 января 2007 года. Для сельскохозяйственных организаций и предприятий, фермеров, владельцев ЛПХ, всех субъектов сельскохозяйственной деятельности и аграрного рынка - это главнейший юридический документ. Естественно, что надо изучить его содержание и строить свою предпринимательскую деятельность строго по нормам этого важного для аграрного сектора экономики законодательного документа.

Использованные источники

1. СЗ РФ 1997 № 29 ст. 3501 /Отменен ФЗ № 122 от 22.08.04

2. Российская газета. 11 января 2007 г.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.