Макроэкономика
федеральный и региональные бюджеты
в первом полугодии 2017 г.*
Александр ДЕРЮГИН
Директор Центра исследований региональных реформ, руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Е-таН; [email protected] Татьяна ТИЩЕНКО
Старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук. Е-таН; [email protected]
Динамика основных параметров федерального бюджета по итогам первого полугодия 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года характеризуется ростом доходов на 1,8 п.п. ВВП и снижением расходов на 0,8 п.п. ВВП. Это позволило сократить дефицит бюджета до 1,0% ВВП. Относительно неплохие темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом полугодии 2017 г. стимулировали опережающий рост бюджетных расходов в обеспеченных регионах. В то же время менее обеспеченные субъекты РФ продолжают экономить, сдерживая увеличение расходов.
Ключевые слова: федеральный бюджет, бюджеты регионов, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетное сальдо, государственный долг регионов.
Федеральный бюджет
По данным Федерального казначейства, объем доходов федерального бюджета за первое полугодие 2017 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1253,3 млрд. руб., или на 1,8 п.п. ВВП. Это было обусловлено увеличением как нефтегазовых - на 780,4 млрд. руб. (+1,4 п.п. ВВП), так и ненефтегазовых -на 472,9 млрд. руб. (+0,4 п.п. ВВП) поступлений. Доля нефтегазовой компоненты в структуре доходов федерального бюджета увеличилась соответственно с 35,9 до 40,6%.
Расходы федерального бюджета по итогам января-июня текущего года относительно того же периода предыдущего сократились на 0,8 п.п. ВВП, при этом в абсолютном выражении был отмечен их рост на 232,0 млрд. руб. - прежде всего за счет увеличения непроцентных расходов на 218,4 млрд. руб.
Дефицит федерального бюджета составил за рассматриваемый период 1,0% ВВП (407,9
млрд. руб.) против 3,6% ВВП (1429,2 млрд. руб.) годом ранее. (См. табл. 1.)
Налоговые доходы выросли за первое полугодие текущего года к уровню аналогичного периода предыдущего на 1291,4 млрд. руб., или на 2,1 п.п. ВВП. Улучшение динамики в номинальном выражении и в долях ВВП было отмечено по всем видам налоговых доходов, за исключением НДС на товары, ввозимые на территорию РФ (соответствующие доходы сократились на 0,2 п.п. ВВП, что, вероятнее всего,связано с укреплением рубля). Рост налоговых поступлений был обусловлен преимущественно благоприятной динамикой поступлений от НДПИ, которые увеличились относительно января-июня 2016 г. на 1,4 п.п. ВВП, или на 684,7 млрд. руб. Это было вызвано как увеличением цен на нефть марки ига^ (с 37,8 долл./барр. за первые шесть месяцев 2016 г. до 50,3 долл./барр. за тот же период 2017 г.), так и повышением
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 15 (53) (сентябрь 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Итоги исполнения бюджетов за первое полугодие 2017 г.; консолидация продолжается»).
базовой ставки НДПИ (с 857 руб./т нефти в 2016 г. до 919 руб./т в 2017 г.).
За рассматриваемый период выросли все налоговые доходы, связанные с внутренним производством и спросом. Так, поступления налога на прибыль организаций увеличились на 0,2 п.п. ВВП - до 359,4 млрд. руб. (59,9% от прогнозируемого годового объема). Их рост был обусловлен тем, что при расчете авансовых налоговых поступлений на 2017 г., как и при окончательном вычислении обязательств по налогу за прошлый год, учитывалась база
2016 г. (5968,9 млрд. руб. в первом полугодии
2017 г. против 6680,8 млрд. руб. в первом полугодии 2016 г.). Но если сохранится тенденция падения прибыли успешных предприятий, сформировавшаяся в январе-июне текущего года, то поступления по налогу на прибыль по итогам 2017 г. могут сократиться по сравнению с предыдущим годом.
Доходы федерального бюджета по внутреннему НДС и акцизам также выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 0,3 и 0,2 п.п. ВВП соответственно.
Увеличение доходов по внутренним акцизам объясняется поступлениями акцизов на этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья и на автомобильный бензин (прирост здесь составил 71,5 и 61,9 млрд. руб. соответственно, что в основном связано с индексацией с 2017 г. ставок на эти виды подакцизной продукции). Положительная динамика внутреннего НДС обусловлена тем, что снижение розничного товарооборота пришлось на категории товаров, облагаемых по льготной ставке, а его расширение - на товары, облагаемые по основной ставке. Согласно данным Росста-та в первом полугодии 2017 г. розничный оборот по продовольственным товарам составил 6,7 трлн. руб. против 6,6 трлн. руб. за тот же период прошлого года, по непродовольственным товарам - 7,2 трлн. руб. против 7,1 трлн. руб. годом ранее.
Поступления в федеральный бюджет доходов от внешнеэкономической деятельности, как и в первом полугодии 2016 г., составили 2,9% ВВП при незначительном росте в абсолютном выражении (на 98,7 млрд. руб.).
Таблица 1
Основные параметры исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2016 и 2017 гг.
Первое полугодие 2016 г. Первое полугодие 2017 г. Изменение
млрд. руб. %ВВП в % от фактического объема млрд. руб. %ВВП в % от планируемого объема млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 5868,7 15,0 43,6 7122,0 16,8 52,8 1253,3 1,8
втом числе:
Нефтегазовые 2108,2 5,4 43,5 2888,6 6,8 57,2 780,4 1,4
Ненефтегазовые 3760,5 9,6 43,6 4233,4 10,0 50,2 472,9 0,4
Расходы 7297,9 18,6 44,5 7529,9 17,8 45,6 232,0 -0,8
втом числе:
Процентные 314,0 0,8 50,5 327,6 0,8 45,0 13,6 0,0
Непроцентные 6983,9 17,8 44,2 7202,3 17,0 45,6 218,4 -0,8
Профицит (+)/Дефицит (-) -1429,2 -3,6 37,7 -407,9 -1,0 13,5 1021,3 2,6
Ненефтегазовый профицит (+)/дефицит (-) -3537,4 -9,0 -3296,5 -7,8 -240,9 1,2
Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд. руб. 39245 42390
* - Предварительная оценка Источник: Минфин России, Росстат, Федеральное казначейство, расчеты авторов.
Следует также отметить, что, несмотря на снижение в 2017 г. предельной ставки вывозной пошлины на нефть до 30% вместо 42% в 2016 г., в результате роста курса рубля и повышения базовой ставки по НДПИ доходы от вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, поступившие в федеральный бюджет в размере 1,7% ВВП, оказались выше на 0,2 п.п. ВВП, чем за аналогичный период 2016 г. (См. табл. 2.)
Если говорить о функциональной классификации расходов федерального бюджета, то за первое полугодие 2017 г. относительно аналогичного периода 2016 г. были отмечены следующие изменения;
• увеличение расходов как в относительном, так и в абсолютном выражении зафиксировано по двум разделам - «Социальная политика» (+0,1 п.п. ВВП, или +234,9 млрд. руб.) и «Межбюджетные трансферты» (+0,1 п.п. ВВП, или +49,4 млрд. руб.);
• снижение финансирования по разделам «Национальная оборона» (-0,5 п.п. ВВП,
или -116,3 млрд. руб.), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (-0,2 п.п. ВВП, или -26,5 млрд. руб.), «Образование» и «Здравоохранение» (-0,1 п.п. ВВП по обеим статьям, или -2,8 и -35,7 млрд. руб. соответственно); • сокращение расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» на 0,1 п.п. ВВП, или на 18,7 млрд. руб. Ритмичность кассового исполнения расходов федерального бюджета по итогам первого полугодия 2017 г. составила 45,6% (на 1,1 п.п. лучше показателя за соответствующий период 2016 г.). Таким образом, темп использования бюджетных средств приблизился к равномерному режиму расходования их годовых объемов. При этом сравнительно низкий уровень кассового исполнения бюджета был отмечен по следующим разделам; «Национальная экономика» (36,4%), «Культура и кинематография» (36,7%), «Здравоохранение» (39,4%) и «Физическая культура и спорт» (29,3%). (См. табл. 3.)
Таблица 2
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в первом полугодии 2016 и 2017 гг.
Первое полугодие 2016 г. Первое полугодие 2017 г. Изменение
млрд. руб. %ВВП в%от фактического объема млрд. руб. %ВВП в%от планируемого объема млрд. руб. п.п. ВВП
Налоговые доходы - всего 5199,6 13,2 46,2 6491,0 15,3 54,0 1291,4 2,1
в том числе:
Налог на прибыль организаций 240,4 0,6 49,0 359,4 0,8 59,9 119,0 0,2
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1341,0 3,4 50,5 1570,5 3,7 54,2 229,5 0,3
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 892,9 2,3 46,7 910,8 2,1 45,6 17,9 -0,2
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 301,1 0,8 47,6 436,3 1,0 54,0 135,2 0,2
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 25,5 0,1 41,1 31,9 0,1 50,3 6,4 0,0
НДПИ 1270,8 3,2 44,4 1955,5 4,6 58,9 684,7 1,4
Доходы от внешнеэкономической деятельности 1127,9 2,9 43,3 1226,6 2,9 52,5 98,7 0,0
Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты авторов.
В разрезе статей отставание в ритмичности исполнения федерального бюджета наблюдалось в основном по направлениям, связанным с софинансированием расходов, а именно: топливно-энергетическому комплексу (23,8%), дорожному хозяйству (25,3%), жилищному хозяйству (26,1%), общему образованию (22,1%), молодежной политике (14,4%), прочим межбюджетным трансфертам общего характера (20,5%).
Для покрытия дефицита федерального бюджета в первом полугодии 2017 г. было направлено 521,3 млрд. руб. из средств, полученных за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. При этом общий объем внутренних государственных
заимствований составил 853,5 млрд. руб., или 45,4% от запланированного объема на текущий год. Накопленный на 01.07.2017 г. объем государственного внутреннего долга составил 8469,1 млрд. руб. - на 465,6 млрд. руб. выше показателя начала года.
Объем государственного внешнего долга за январь-июнь 2017 г., напротив, сократился на 653,2 млн. долл., в основном в результате погашения задолженности по внешним облигационным займам на 619,5 млн. долл. За счет средств, полученных от размещения ценных бумаг на внешнем рынке, и привлеченных там же кредитов на погашение дефицита бюджета в первом полугодии 2017 г. было направлено 180,4 млрд. руб. из запланированного годово-
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета в первом полугодии 2016 и 2017 гг.
Первое полугодие 2016 г. Первое полугодие 2017 г. Изменение
млрд. руб. %ВВП кассовое исполнение, в% млрд. руб. %ВВП кассовое исполнение, в% млрд. п.п. руб. ВВП
Расходы - всего 7297,9 18,6 44,5 7529,9 17,9 45,6 232,0 -0,8
в том числе:
Общегосударственные вопросы 478,2 1,2 43,6 459,5 1,1 35,3 -18,7 -0,1
Национальная оборона 1471,4 3,7 39,0 1355,1 3,2 47,8 -116,3 -0,5
Национальная
безопасность и 834,5 2,1 44,0 808,0 1,9 42,5 -26,5 -0,2
правоохранительная
деятельность
Национальная экономика 787,5 2,0 34,2 863,7 2,0 36,4 76,2 0,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 31,4 0,1 43,5 61,9 0,1 47,8 30,5 0,0
Охрана окружающей среды 43,3 0,1 68,6 55,9 0,1 72,1 12,6 0,0
Образование 321,0 0,8 53,7 318,2 0,7 50,8 -2,8 -0,1
Культура и кинематография 34,6 0,1 39,6 37,3 0,1 36,7 2,7 0,0
Здравоохранен ие 209,9 0,5 41,5 174,2 0,4 39,4 -35,7 -0,1
Социальная политика 2398,8 6,1 52,3 2633,7 6,2 52,0 234,9 0,1
Физическая культура и спорт 17,1 0,0 28,7 28,7 0,1 29,3 11,6 0,0
СМИ 31,2 0,1 40,7 31,6 0,1 40,8 0,4 0,0
Обслуживание государственного долга 314,0 0,8 50,5 327,6 0,8 45,0 13,4 0,0
Межбюджетные трансферты 324,8 0,8 48,3 374,2 0,9 49,3 49,4 0,1
Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.
го объема в 472,5 млрд. руб. (38,1%). При этом на погашение внешнего долга было направлено 148,2 млрд. руб. (38,2% от запланированного годового объема).
За первое полугодие текущего года объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния вследствие курсовой переоценки активов увеличился в рублевом эквиваленте на 15,1 и 31,9 млрд. руб. соответственно, и на 1 июля 2017 г. объем средств Резервного фонда составил 987,3 млрд. руб., а Фонда национального благосостояния - 4385,5 млрд. руб. Расходование средств суверенных фондов в рассматриваемый период не осуществлялось.
В целом ситуацию с исполнением федерального бюджета за первое полугодие 2017 г. можно охарактеризовать как более сбалансированную по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поддержание сложившейся динамики роста нефтегазовых доходов и способность правительства отказаться от перераспределения дополнительных нефтегазовых доходов снижают существующие бюджетные риски, улучшая устойчивость всей бюджетной системы.
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
По итогам первого полугодия 2017 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 9,4%. Относительно высокие показатели роста региональных бюджетных доходов были достигнуты в основном за счет первого квартала, когда их рост (в годовом выражении) составил 116,8%. Во втором квартале он замедлился до 103,7%. Впрочем, предварительные данные об исполнении региональных и местных бюджетов за июль показывают увеличение бюджетных доходов, превышающее средние результаты января-июня, что опровергает гипотезу о резком изменении тренда в динамике доходов региональных бюджетов, а скорее свидетельствует о ее высокой волатильности в течение года. (См. рис. 1.)
Основными источниками роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в исследуемый период стали налог на прибыль организаций1 (112,4% к первому полугодию 2016 г.), налоги на имущество (111,9%), а также неналоговые доходы (111,0%).
Рис. 1. Темпы роста общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в % к соответствующему периоду предыдущего года
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства.
1 Несмотря на передачу с 1 января 2017 г. 1 п.п. ставки данного налога с регионального на федеральный уровень.
Относительно низкими темпами увеличивались межбюджетные трансферты от бюджетов других уровней (105,8%), а поступления акцизов снизились (94,5%). Темпы роста НДФЛ - основного источника доходов региональных и местных бюджетов (30,4% всех доходов консолидированных бюджетов в 2016 г.) - составили 108,2%.
Как и в случае с объемом доходов региональных бюджетов, их динамика во втором квартале 2017 г. существенно отличалась от первого (104,6% против 115,5% соответственно), что было обусловлено прежде всего снижением темпов роста поступлений налога на прибыль (98,5% против 130,5%). В территориальном разрезе ситуация в рассматриваемом аспекте также весьма различалась: лидерами роста оказались Южный (темп роста за первое полугодие 2017 г. составил 118,9%) и Центральный (114,1%) федеральные округа, а в отстающих - Дальневосточный (90,5%), Уральский (104,4%) и Северо-Кавказский (105,6%).
Рост доходов консолидированных бюджетов 14 регионов-доноров, не получающих в последние два года дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, за первое полугодие 2017 г. оказался практический равным среднему росту доходов менее обеспеченных
регионов (109,2% против 109,5% соответственно), что говорит об отсутствии каких-либо заметных тенденций снижения или усиления фискальной дифференциации между богатыми и бедными регионами.
За первую половину 2017 г. общий рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 106,3% к аналогичному периоду предыдущего года. Но, в отличие от доходов, темпы роста которых за тот же период у регионов-доноров и у остальных субъектов РФ в целом совпадали, темпы роста расходов у этих двух групп регионов различались. Если регионы-доноры позволяли себе больше тратить (рост их расходов составил 110,3%), то менее обеспеченные придерживались более жесткой политики в отношении расходов, которые увеличились у них лишь на 3,2%, т.е. сократились в реальном выражении. Причиной подобной дифференциации также являлась волатильность динамики бюджетных доходов, увеличивающая неопределенность в отношении финансовых результатов по итогам года.
С 1 июля 2016 г. по 1 июля 2017 г. региональный долг уменьшился на 3,4% - до 2,2 трлн. руб., чему в немалой степени способствовали высокие темпы роста доходов региональных и местных бюджетов, меры Минфина РФ по
Рис. 2. Динамика государственного долга субъектов РФ, млрд. руб.
2500
-Субъекты РФ без 14 регионов-доноров -14 регионов-доноров -Итого
Источник: рассчитано по данным Минфина России и Федерального казначейства.
стимулированию региональных властей к проведению жесткой бюджетной политики, а также фискальная политика регионов-доноров, направленная на дальнейшее ослабление долговой нагрузки на свои бюджеты. Сравнение динамики государственного долга регионов-доноров и остальных субъектов РФ показывает, что сокращение общего объема регионального долга обусловлено исключительно снижением госдолга регионов-доноров. Долг остальных регионов за рассматриваемый период практически не изменился, сохранившись на уровне в 1,7 трлн. руб. (См. рис. 2.)
В структуре государственного долга регионов по-прежнему преобладают кредиты из
федерального бюджета, составляющие на 1 июля текущего года 47,6% общего объема госдолга регионов.
Тем не менее относительно высокие темпы роста доходов региональных бюджетов будут способствовать снижению их долговой нагрузки. Так, при сохранении до конца года темпов роста доходов бюджетов субъектов РФ на уровне первого полугодия 2017 г. отношение государственного долга регионов к их доходам в июне 2017 г. по сравнению с июнем 2016 г. снизится с 33,2 до 29,1%. Следовательно, можно говорить о сохранении в текущем году тенденции сокращения долговой нагрузки регионов, наблюдаемой с 2016 г. ■