Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / TRAFFIC POLICE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / STATE SUPERVISION / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / TRAFFIC / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молчанов Павел Витальевич

В статье говорится о федеральном надзоре и специальных разрешительных функциях Госавтоинспекции в области безопасности дорожного движения, о предложениях, направленных на повышение эффективности выполнения Госавтоинспекцией надзорных и разрешительных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Молчанов Павел Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal State supervision and special permitting traffic functions in the field of road safety

The article speaks about the federal supervision and special licensing and Inspection Department functions in the field of road safety, on proposals aimed at improving the effective implementation of State supervisory and licensing functions.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Административное право

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

МОЛЧАНОВ Павел Витальевич,

кандидат юридических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник ФКУ НИЦ БДД МВД России.

E-mail: pavelmolchanov@mail.ru

Краткая аннотация: в статье говорится о федеральном надзоре и специальных разрешительных функциях Госавтоинспекции в области безопасности дорожного движения, о предложениях, направленных на повышение эффективности выполнения Госавтоинспекцией надзорных и разрешительных функций.

Abstract: The article speaks about the federal supervision and special licensing and Inspection Department functions in the field of road safety, on proposals aimed at improving the effective implementation of State supervisory and licensing functions.

Ключевые слова: Госавтоинспекция; государственный надзор; дорожное движение; безопасность дорожного движения.

Keywords: traffic police; State supervision; traffic; road safety.

В деятельности по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, снижению тяжести его последний важные место и роль занимают реализация полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (далее - федеральный надзор.) и специальных разрешительных функций в данной сфере общественных отношений. И это не случайно. Общеизвестно, что нарушения обязательных требований безопасности в области дорожного движения его участниками, юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями гибнут десятки тысяч человек и сотни тысяч получают ранения. Так, только в 2015 г. произошло 184 тыс. дорожно-транспортных происшествий (далее -ДТП), в которых погибло 23 114 и более 231 тыс. человек ранено. В то же время в прошлом году выявлено более 82 млн. нарушений в области дорожного движения[1]. Почти две трети таких нарушений (53 млн.) зафиксированы в процессе осуществления федерального надзора, оставшиеся - средствами объективного контроля (средства фото-видео-фиксации, рабо-

тающие в автоматическом режиме).

В настоящее время рассматриваемые виды деятельности в качестве основных направлений деятельности Госавтоинспекции закреплены в нормативном правовом акте, определяющем статус службы[2]. Подробнее остановимся на их характеристике.

Правовой статус «федерального надзора» кроме указанного нормативного правового акта определяется и в других актах, регламентирующих деятельность полиции. Так, в п. 20 Положения о МВД России[3] он фигурирует в качестве полномочия. Кроме того, во исполнение ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Правительство Российской Федерации определило порядок осуществления федерального надзора, утвердив Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. № 716 (далее - Положение о федеральном надзоре).

Сам термин «федеральный надзор» введен в законодательство Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изме-

нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[4]. Им внесены изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения»), который является базовым для регламентации общественных отношений, возникающих в области безопасности дорожного движения.

Новый правовой институт заменил институт «государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения». При этом сменилось не только название этого вида проверочной деятельности, но и ее содержание, о чем будет сказано ниже. Таким образом, рассматриваемый вид надзора приобрел не только статус «федерального», но и стал именоваться исключительно как «надзор», а не как синоним «контроля». Кроме того, федеральный надзор закреплен в качестве одного из двенадцати основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения, а его организация и осуществление отнесены к полномочиям (предметам ведения) Российской Федерации.[5] Все это свидетельствует о его значимости в решении задач по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и снижению тяжести его последствий. Однако действующее законодательство не содержит его легальное определение[6].

Вместе с тем, составить представление о рассматриваемом правовом институте можно путем сравнительного анализа понятия государственного контроля (надзора) и специфических особенностей федерального надзора, которые нашли отражение в законодательстве в области безопасности дорожного движения.

Так, универсальное понятие государственного контроля (надзора) приводится в ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[7], где оно определяется как «деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Фе-

дерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных федеральным законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования безопасности.) посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В свою очередь в законодательстве нашли отражение и особенности федерального надзора в области безопасности дорожного движения. Так установлено, что он «осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения[8]. Необходимо отметить, что в п. 2 Положении о федеральном надзоре также приводятся характерные особенности рассматриваемого вида деятельности, которые по сути дела скомпонованы из универсального понятия государственного контроля (надзора) и целевого назначения федерального надзора, изложенного выше. Именно формулировка целевого назначения в подзаконном акте вызывает определенные возражения,

поскольку в нем речь идет не о цели как таковой, а о способах ее достижения. Более верным, по нашему мнению, является определение цели как обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, которое зафиксировано в ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В отношении субъектов, уполномоченных осуществлять федеральный надзор можно констатировать следующее. В п. 2 Положения о федеральном надзоре установлено, что данная разновидность государственного надзора «осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами». Одновременно в п. 8 данного документа определено, что федеральный надзор включает в себя осуществление ряда административных процедур в рамках исполнения обязанностей возложенных на Госавтоинспекцию. А в п. Положения о службе этот вид деятельности определен в качестве одного из основных направлений деятельности (функций) службы. Таким образом, имеются все правовые основания для утверждения, что основным субъектом, непосредственно осуществляющим федеральный надзор[9].

В качестве предметов проверок, осуществляемых в рамках федерального надзора, определено соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной:

а) с эксплуатацией автомобильных дорог;

б) с эксплуатацией транспортных средств;

в) с выполнением работ и предоставлением услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Общие требования безопасности при осуществлении указанных видов деятельности изложены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Кроме того, в качестве предмета федерального надзора задекларировано и соблюдение гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Механизмы реализации соответствующих надзорных полномочий установлены в административных регламентах[10]. Следует отметить, что регламент по реализации надзорных полномочий за соблюдением требований безопасности при эксплуатации транспортных средств до настоящего времени находится в стадии разработки.

Особый интерес для уяснения сущности федерального надзора представляет краткий ретроспективный анализ понятий надзора представленных в научной литературе. Р.И. Денисов, исследуя содержание деятельности Госавтоинспекции, отмечал, что оно сводится в основном к «функции надзора за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения»[11]. Более расширенное понятие надзора предлагал М.И. Еропкин, который определял надзор как системное наблюдение органов милиции за точным исполнением должностными лицами и гражданами законов и иных нормативных актов в целях обеспечения общественного порядка, предупреждения и пресечения нарушений, выявления нарушителей и принятие к ним мер общественного и административного воздействия[12]. Более детальное определение надзора дано в учебной литературе, где данная научная дефиниция понимается как «особого вида государственная управленческой деятельности, осуществляемого специальными органами исполнительной власти в отношении не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановление установленного порядка и привлечения виновных к ответственности»^]. Представленные научные дефиниции вполне приемлемы для характеристики рассматриваемого федерального надзора.

Таким образом, изложенные выше особенности федерального надзора позволяют сформулировать его понятие как основанную на прогнозировании деятельность Госавтоинспекции по обеспечению соблюдения юридическими

и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения обязательных требований безопасности, а также применению к нарушителям данных требований мер административного принуждения.

Наряду с федеральным надзором в компетенцию Госавтоинспекции входит и осуществление разрешительной функции[14]. Под разрешительной системой в классическом ее виде принято понимать урегулированную правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешительной деятельности[15]. Целью разрешительной системы является обеспечение безопасности граждан, общества, государства в различных сферах общественной жизни. Некоторые виды общественно полезной деятельности, если они осуществляются не профессионально, без соблюдения установленных правил, могут причинить вред обществу. Как правило, в разрешительной системе выделяют следующие главные элементы:

- наличие относительного запрета, который может быть установлен правовой нормой косвенно. Так, например, установлено, что определенным видом деятельности можно заниматься только при наличии соответствующего разрешения;

- выдача соответствующего разрешения является центральным элементом разрешительной системы;

- надзор за соблюдением правил и условий, предусмотренных в разрешении;

- применение мер принудительного воздействия к нарушителям правил и условий при осуществлении соответствующей деятельности.

Говоря о разрешительной деятельности Госавтоинспекции необходимо подчеркнуть, что речь идет, прежде всего, о транспортных средствах - источнике повышенной опасности. Его безопасное функционирование связано с наличием соответствующих разрешений. Фор-

мы разрешений на участие в дорожном движении, в зависимости от специфики деятельности могут быть различны (право на управление транспортным средством, разрешение на перевозку грузов, согласование маршрутов передвижения транспортных средств и др.).

Для полного и всестороннего рассмотрения специфики этого направления деятельности Госавтоинспекции проведем классификацию разрешительных действий. В качестве критерия такого разграничения правомерно использовать элементы системы «дорожное движение», также виды деятельности, осуществляемые в его процессе.

Одной из форм реализации права граждан на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам[16] является получение права на управление транспортным средством. Допуск водителей к участию в дорожном движении осуществляется посредством приема Госавтоинспекцией экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Условия получения права на управление транспортными средствами и основные требования по подготовке водителей транспортных средств изложены в ст. 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», соответственно. Подготовка водителей транспортных средств соответствующих категорий осуществляется организациями, имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности на основе типовых программ, которые разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

В компетенцию Госавтоинспекцию сегодня входят обязанности по согласованию программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а так же выдаче заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям[17]. Кроме того, на Госавтоинспекцию возложены обязанности по принятию экзаменов на право управления автомототранс-портными средствами, трамваями, троллейбусами и выдаче водительских удостоверений»^]. Правила проведения экзаменов на

право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097[19]. Указанный документ устанавливают порядок проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий[20], определяют состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требования к указанным техническим средствам и условия их применения, а также устанавливают порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений и обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений.

Порядок организации работы Госавтоинспекции по приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Госавтоинспекции регламентируется соответствующим Административным регламентом, который утвержден приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 782[21]. Инструкция регламентирует порядок организации работы подразделений Госавтоинспекции, связанной с приемом у граждан квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, оформлением и выдачей водительских удостоверений, а также производством иных действий в соответствии с указанными выше Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений. К сдаче экзаменов допускаются лица, желающие получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий при соблюдении условий и представлении документов, предусмотренных настоящей Инструкцией. Кандидату в водители, сдавшему экзамены, при предъявлении документа об оплате за изготовление и (или) выдачу водительского удостоверения оформляется водительское удостоверение, серия и номер которого заносятся в реестр выдачи водительских удостоверений и временных разрешений на право управления транспортным средством.

Следует отметить, что статистика свидетельствует, что каждое шестое ДТП с уча-

стием молодых водителей происходит по их вине. И, это, при том, что в целом по стране с первого раза экзамены на права категории «В» сдает только 49% выпускников автошкол, а на категорию «А» - 41%[22].

Приведенные данные свидетельствуют о наличии определенных просчетов в работе с кандидатами в водители, а также правового обеспечения этой деятельности. В этой связи в настоящее время разработан Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденным приказом МВД России от 20 октября 2015 г. № 995[23]. Данный нормативный правовой акт вступает в силу с 1 сентября 2016 г. Интересно, что по этому поводу отдельные СМИ уже «предупреждают» граждан, что «ГАИ долгие годы безрезультатно пытаясь бороться с аварийностью, хочет значительно повысить число провалившихся кандидатов в водители»[24].

Попытаемся разобраться, насколько подобного рода опасения обоснованы. Анализ документа показывает, что в целом, правила приема теоретического и практического экзаменов станут несколько строже. Однако делать трагедию из этого не следует, поскольку «лишних» знаний, умений и навыков в таком серьезном вопросе как обеспечение личной безопасности и безопасности окружающих в процессе дорожном движении не бывает. При этом, представленные в документе новации достаточно обоснованы и объективно необходимы для обучения водителей безопасному управлению автомобилем и не выглядят как чисто количественное увеличение вопросов по знанию ПДД в билетах или фигур, подлежащих исполнению на практическом экзамене. Что касается предположений, так называемых правозащитников о коррупционной направленности документа, то возьмем на себя смелость утверждать, что любой нормативный правовой акт, регламентирующий взаимоотношения представителей власти и граждан, при наличии желании и определенной юридической подготовки можно «заподозрить» в создании тепличных условий для коррупции.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и существующие правовые, организацион-

ные, технические и иные механизмы противодействия этому явлению. Это, и анти коррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта, проводимая Минюстом России, и институт общественного контроля[25] и принятие экзаменов при помощи технических средств, исключающих возможность субъективной оценки знаний и навыков, приобретенных кандидатом в водители и видеосъемка процесса приема экзаменов и др.

Что касается обучения иных категорий участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров) правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах, то на законодательном уровне они в концентрированном виде изложены в ст. 29 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». При этом к компетенции органов внутренних дел и государственных средства массовой информации названный закон относит обязанность по оказанию помощи органам исполнительной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах[26]. В свою очередь в Федеральном законе «О полиции» эта обязанность закреплена как «участие в пропаганде правовых знаний»[27]. А в статусном документе Госавтоинспекции сказано, что в ее компетенцию входит обязанность по оказанию содействия соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения[28].

Как известно, допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов^]. Соответствующая обязанность предусмотрена в Федеральном законе «О поли-ции»[30], а непосредственное ее выполнение возложено на Госавтоинспекцию[31]. Эта обязанность предусматривает регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по авто-

мобильным дорогам общего пользования, выдачу регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдачу паспортов транспортных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранс-портных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федера-ции»[32] предусматривается обязательная государственная регистрация автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, а также прицепов к ним, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. При этом регистрация ав-томототранспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (за исключением воинских), относится к исключительному ведению Госавтоин-спекции[33]. Одновременно на службу возложена и обязанность по выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспорт-ные средства и прицепы к ним, а также выдаче паспортов транспортных средств (п/п. в) п. 11 Положения о Госавтоинспекции).

Правила регистрации автомототранс-портных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним) утверждены Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»[34].

Приказ устанавливает единый порядок государственной регистрации в Госавтоинспекции автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и макси-

мальной конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям независимо от организационно-правовых форм, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства, включая транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок более 6 месяцев. Кроме того, в названном приказе определяется порядок приема, оформления и выдачи документов, регистрационных знаков, заполнения учетных форм и производства иных действий, совершаемых регистрационными подразделениями Госавтоинспекции.

Госавтоинспекция вправе не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним:

- изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения;

- имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки;

- владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности (п/п. «з» п. 11 Положения о Госавтоинспекции).

Свидетельством о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении являются регистрационные документы и государственные регистрационные знаки на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также паспорта транспортных средств (п/п. «в» п. 11 Положения о Госавтоинспекции).

Целевое назначение названных документов различно. Так, например, установлено, что паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены

для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию[35].

Рассматривая разрешительную функцию по допуску водителей и транспортных средств к участию в дорожном движении нельзя не назвать ряд вспомогательных обязанностей по реализации этого направления деятельности Госавтоинспекции. Так, на Госавтоинспекцию возлагается ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении[36]. Кроме того, к компетенции службы отнесена выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации[37]. К полномочиям Госавтоинспекции также относятся: предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения; выдача в установленном порядке разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов) [38].

На основании изложенного можно сделать ряд выводов и предложений, направленных на повышение эффективности выполнения Госавтоинспекцией надзорных и разрешительных функций.

1. Система нормативного правового регулирования осуществления федерального надзора и разрешительной деятельности еще не получила логического завершения (регламент по реализации надзорных полномочий за соблюде-

нием требований безопасности при эксплуатации транспортных средств до настоящего времени находится в стадии разработки, третий год в Государственной Думе Федерального Собрания на рассмотрении находится проект Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств»). Скорейшее принятие соответствующих нормативных правовых актов позволит повысить эффективность деятельности Госавтоинспекции по реализации надзорных и разрешительных полномочий.

2. Термин «федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения» фактически заменил термин «государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения». Наряду со сменой названия надзорной деятельности несколько изменилось и ее содержание. Отличие федерального надзора от названной выше деятельности заключается в специфике организации и проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанных соблюдать требования безопасности в области дорожного движения. Жесткая регламентация и ограничения в проведении соответствующих проверок обусловлены, объективной необходимостью обеспечения соблюдения прав и законных интересов объектов надзора, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К сожалению, термин «федеральный государ-

Библиография:

ственный надзор в области безопасности дорожного движения» не фигурирует в ряде законодательных актов (ФЗ «О полиции», КоАП РФ). В них используются старое наименование этого вида проверочной деятельности.

3. Анализ элементов теоретической конструкции понятия надзор через призму нормативного правового регулирования этой деятельности в области безопасности дорожного движения, а также, мнений ученых по этому вопросу, позволяет предложить следующее понятие федерального государственного надзора, осуществляемого Госавтоинспекцией в области безопасности дорожного движения как «деятельность уполномоченных лиц Госавтоинспекции по обеспечению соблюдения юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения обязательных требований безопасности, а также применению к нарушителям данных требований мер административного принуждения».

4. Представляется, что избежать перегибов и издержек, а они, вне сомнения, имеют место в надзорной деятельности Госавтоинспекции (как собственно и в других надзорных и контрольных органах) можно только путем создания прозрачного механизма реализации полномочий органами надзора, а не только путем введения очередных ограничений при проведении проверок.

1. Данные взяты с официального сайта ГИБДД МВД России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения - 15 августа 2016 г.).

2. Пункт 1 Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее - Положение о Госавтоинспекции) // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897 (с посл. изм. и доп.).

3. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334 (с посл. изм. и доп.).

4. СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4590 (с посл. изм. и доп.).

5. Абзац 13 ст. 5, абз. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

6. Антонов С.Н. Понятие федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения: лекция. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2015.

7. СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249 (с посл. изм. и доп.). Далее - Федеральный закон № 294-ФЗ.

8. Часть 1 ст. 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

9. Незначительный объем таких полномочий возложен на старших участковые уполномоченных полиции, участковых уполномоченные полиции (п/п. «л» п. 3 Положения о Госавтоинспекции).

10. Административные регламенты Министерства внутренних дел Российской Федерации: по исполнению

государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения/утв. приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185, исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог / утв. приказом МВД России от 30 марта 2015 г. № 380. // http://www.pravo.gov.ru от 08.05.2015.

11. Денисов Р.И. Административный надзор в сфере дорожного движения. М.: ВНИИБД МВД СССР, 1981. С. 97.

12. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М.: Юрид. лит-ра, 1965. С. 88.

13. Административное право: учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юрист, 2002. С. 458; Административное право: учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М.: Норма, 2008. С. 411.

14. Пункт 1 Положения о Госавтоинспекции.

15. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000. С. 224.

16. Часть 3 ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

17. Подпункт «б» п. 11 Положения о Госавтоинспекции.

18. Пункт 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», п/п. «б» п. 11 Положения о Госавтоинспекции.

19. СЗ РФ. 2014. № 44. Ст. 6063 (с посл. изм. и доп.).

20. Пункт 1 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

21. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. 28 августа. № 35 (с посл. изм. и доп.).

22. Данные взяты с официального сайта ГИБДД МВД России: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения -15 августа 2016 г.).

23. Росс. газ. 2016. 30 марта. № 66.

24. За каждую ошибку добавят пять вопросов. «МК» 1 февраля 2013 г.

25. Антонов С.Н., Миронов С.С., Попов М.И. К вопросу об общественном контроле за деятельностью Госавтоинспекции». Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов. Вып. 12. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2012. С. 5-18.

26. Статья 29 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

27. Подпункт 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Подпункт «р» п. 11 Положения о Госавтоинспекции.

29. Часть 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

30. Подпункт 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции».

31. Подпункт «в» п. 11 Положения о Госавтоинспекции.

32. СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 1999 (с посл. изм. и доп.).

33. Подпункт «в» п. 11 Положения о Госавтоинспекции.

34. Росс. газ. 2009. 16 января. № 5 (с посл. изм. и доп.).

35. Пункт 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденных совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, МЭРТ России № 496/192/134 от 23 июня 2005 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. 8 августа. № 32.

36. Подпункт «м» п. 11 Положения о Госавтоинспекции.

37. Подпункт «у» п. 11 Положения о Госавтоинспекции.

38. Подпункты «г» и «ф» п. 12 Положения о Госавтоинспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.