Оригинальная статья
УДК 343.7 © И.В. Холиков, П.Ю. Наумов, В.М. Большакова, И.А. Мамедова, В.Ю. Савченко-Бельский 2022
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области обеспечения безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса: новый этап регулирования и правоприменения
Р01: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2022-10-66-71 -
ХОЛИКОВ И.В.
Доктор юрид. наук, профессор,
главный научный сотрудник
отдела международного права,
профессор кафедры международного
и европейского права
ФГНИУ «Институт законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации»,
117218, г. Москва, Россия,
e-mail: [email protected]
НАУМОВ П.Ю.
Канд. педагог. наук, помощник начальника госпиталя по правовой работе - начальник отделения правового обеспечения
ФГКУЗ «Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации», 111250, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
БОЛЬШАКОВА В.М.
Канд. юрид. наук, доцент,
доцент кафедры конституционного
и административного права
ФГБОУ ВО «Российская академия
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
(Нижегородский институт управления - филиал),
адвокат Нижегородской областной
коллегии адвокатов,
603950, г. Нижний Новгород, Россия,
e-mail: [email protected]
Топливно-энергетический комплекс является важнейшей промышленной и социальной подсистемой страны, от уровня развития которой зависят экономическое благосостояние и комфорт граждан, а также устойчивость различных кластеров экономики. Для защиты таких объектов от незаконного вмешательства обеспечение их безопасности возложено на различные государственные органы и иные организации. Поскольку объекты топливно-энергетического комплекса - это явные источники повышенной опасности, критически важные или потенциально-опасные объекты, то обеспечение их безопасности должно быть организовано максимально эффективным образом, чтобы гарантировать в полном объеме их рабочее функционирование и защищенность от различных опасностей и угроз. Правовое регулирование обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса предполагает и федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в этой области. При этом в 2016 г. по решению Президента России был образован новый правоохранительный орган - Росгвардия, на который было помимо прочего возложено осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Метод и методология:решение задач концептуального исследования федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса на новом этапе регулирования и правоприменения (с 3 июля 2016 г.) было произведено на основании комплекса современных методов научного исследования: анализа и синтеза; системного и функционального познания; классификации и обобщения; абстрагирования и аналогии; сравнения и дедукции. Новизна исследования и основные выводы: в работе концептуализированы и результативно обобщены научные и правовые данные об осуществлении войсками национальной гвардии федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и раскрыты основные тенденции правоприменительной практики по данному вопросу.
Ключевые слова: безопасность, войска национальной гвардии, топливно-энергетический комплекс, федеральный государственный контроль (надзор), осуществление функций, установленная сфера деятельности, государственные полномочия, принуждение, ответственность.
Для цитирования: Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: новый этап регулирования и правоприменения / И.В. Холиков, П.Ю. Наумов, В.М. Большакова и др. // Уголь. 2022. № 10. С. 66-71. 001: 10.18796/0041-5790-2022-10-66-71.
ВВЕДЕНИЕ
Законодательное усмотрение как формально определенное установление особого порядка обеспечения безопасности различных критически важных или потенциально опасных объектов является социально оправданным действием со стороны государства. Указанное в полной мере относится и к объектам топливно-энергетического комплекса. Топливно-энергетический комплекс является важнейшей промышленной и социальной подсистемой страны, от уровня развития которой зависят экономическое благосостояние и комфорт граждан, а также устойчивость различных кластеров экономики. Защита его объектов от незаконного вмешательства, обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса возложены на различные государственные органы и иные организации. Поскольку объекты топливно-энергетического комплекса - это явные источники повышенной опасности, критически важные или потенциально опасные объекты, то обеспечение безопасности должно быть организовано максимально эффективным образом, позволяющим обеспечить в полном объеме их рабочее функционирование и защищенность от различных опасностей и угроз. Правовое регулирование обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса предполагает, помимо прочего, федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в этой области, который законом возложен на соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Таковым органом с апреля 2016 г. является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвар-дия). Данный орган создан по решению Президента РФ и имеет силовой и правоохранительный характер, в структуре федеральных органов исполнительной власти, входя в блок органов, которые подчинены напрямую Президенту РФ - наряду с Минобороны России, МЧС России, Минюстом России, МВД России, ФСБ России, СВР, ГУСП и иными органами. На Росгвардию принятым 3 июля 2016 г. Федеральным законом № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» официально возложено, помимо прочего, и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Проведение мероприятий федерального государственного контроля (надзора) в любой сфере деятельности предполагает издание целого комплекса нормативных актов, которые позволили бы, с одной стороны, эффективно осуществить любую из предусмотренных проверок и установить нарушения обязательных требований, а с другой стороны - обеспечить в полном объеме соблюдение прав и предоставляемых свобод, имеющихся у проверяемого лица. Также поручение осуществления федерального государ-
МАМЕДОВА И.А.
Канд. экон. наук, доцент,
доцент кафедры «Международный
транспортный менеджмент
и управление цепями поставок»
ФГАОУ«Российскийуниверситет транспорта»,
127994, г. Москва, Россия,
e-mail: [email protected]
САВЧЕНКО-БЕЛЬСКИЙ В.Ю.
Доктор экон. наук, профессор кафедры «Управление транспортными комплексами» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 109542, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса новому федеральному органу исполнительной власти потребовало интеграции норм из различных сфер законодательства и согласования их требований между собой. Эту сложную задачу федеральный законодатель постарался решить путем внесения изменений в ранее изданные нормы и утверждения новых нормативных правовых актов различного уровня и характера.
Тенденции последнего времени, формирующие угрозы со стороны незаконного вмешательства в сферы деятельности ключевых секторов экономики, необходимость борьбы с пандемией и последствиями ее наступления актуализируют внимание к эффективности законодательства различного уровня и предназначения [1, 2, 3, 4]. Следовательно, государственное определение особого законодательного порядка действий в наиболее социально значимых сферах жизни выглядит со стороны власти законным и обоснованным [5].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование нормативного правового регулирования, порядка и особенностей осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса проведено с применением системного подхода как традиционного и эффективного эвристического средства познания явлений правовой реальности. Реализация в исследовании идей системного подхода предполагает структурный, компонентный, генетический, прогностический и функциональный анализы и синтез их результатов. Также в исследовании применялись традиционные для права сравнительно-правовой и формально-юридический методы познания, а кроме того, аналогия, сравнение, дедукция, классификация и концептуализация.
Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, правовое регулирование его деятельности, федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности указанной сферы, складывающаяся по этим вопросам правоприменительная практика государственных органов и судов вызывают соответствующий исследовательский интерес теоретиков и практиков. Этой проблематике посвящены соответствующие научные работы [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. С древнейших времен известно изречение: «Напрасно законы писать, коли их не исполнять». Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего [17]. Еще философ-позитивист Карл Поппер отмечал, что воплощение в жизнь хорошего законодательства с последующим превращением его в высшую власть еще сложнее, чем его создание [18].
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росгвардии, утвержденного Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии РФ» Росгвардия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны [19].
В силу статьи 2 Федерального закона «О войсках национальной гвардии РФ» (части 1 и 2) на войска национальной гвардии возлагаются различные задачи, в том числе федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Несмотря на то, что данная норма введена относительно недавно, она уже повлекла за собой принятие большого количества нормативных актов и соответствующую правоприменительную практику как органов исполнительной власти, так и судебных органов.
Ключевую системообразующую конструкцию в структуре правовых норм, регулирующих обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и федеральный государственный контроль (надзор) в этой сфере, составляют федеральные законы (от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Нормативными свойствами по отношению к обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса обладают указы Президента РФ и акты Правительства РФ (Указы от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 06.05.2018 № 198 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации», распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года»).
Ключевыми нормативными документами в области осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, помимо Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», являются Постановление Правительства РФ от 20.10.2016 № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой во-
йск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Административный регламент Росгвардии по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (утвержден приказом Росгвардии от 26 ноября 2020 г. № 466, который введен в действие взамен действовавшего ранее Административного регламента, утвержденного приказом Росгвардии от 3 октября 2017 г. № 418), Приказ Росгвардии от 10 декабря 2016 г. № 431 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых при осуществлении Росгвардией и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Следует выделить основные существенные признаки федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, содержащиеся в приведенных документах. Для данного вида контроля характерны проверки, проведение профилактических мероприятий и наблюдение за выполнением обязательных требований. Проверки, проводимые в рамках данного вида контроля (надзора), бывают документарные и выездные, носящие плановый и внеплановый характер. Проверка проводится на основании плана и приказа (распоряжения) о ее проведении, срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней, но при необходимости проведения сложных мероприятий (экспертиз, исследований, испытаний) он может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней, результаты проверки оформляются актом по форме, установленной Росгвардией.
В ходе проведения данного вида государственного контроля (надзора) должностн ые л и ца, осуществляющие его, имеют право истребовать документы и материалы, входить в помещения и на территории, получать доступ к документам, выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований, получать объяснения и образцы для исследований, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (статья 20.30 «Кодекса РФ об административных правонарушениях»). Лица, в отношении которых проводится проверка, имеют право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью, знакомиться с результатами проверки и представлять на них возражения, подлежащие обязательному рассмотрению.
Стоит отметить, что помимо прочих, к объектам топливно-энергетического комплекса предъявляются обязательные требования по антитеррористической защищенности, выполнение которых также проверяется в ходе осуществления государственного контроля (надзора). Ключевые из этих требований приведены в «Правилах по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458дсп.
Что касается правоприменительной практики в отношении оспаривания результатов федерального государ-
ственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса или действий должностных лиц в ходе его проведения, то она складывается в подавляющем большинстве случаев в пользу контрольно-надзорных органов. В качестве примера можно привести Постановление Верховного Суда РФ от 11 декабря 2018 г. № 50-АД18-7, Определение от 26 августа 2019 г. № 309-ЭС19-13873, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 сентября 2018 г. по делу № А33-29595/2017, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 сентября 2020 г. № Ф03-3670/2020, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2022 г. № Ф09-10688/21: предметами этих споров являлось обжалование предписаний, вынесенных должностными лицами Росгвардии или постановлений о привлечении к административной ответственности.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Исследование нормативного правового регулирования федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и задач войск национальной гвардии позволяет утверждать, что с созданием Росгвардии решение указанной задачи повлекло масштабные изменения законодательства, которые не остались без внимания со стороны ученых и практиков. При этом последовательный и системный анализ установленных сфер деятельности Росгвардии свидетельствует о том, что в законодательстве сферы деятельности Росгвардии указываются не всегда верно, что требует совершенствования отдельных правовых норм. Это детерминирует и предложения по изменению законодательства.
В целях согласования норм обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с Федеральным законом «О войсках национальной гвардии РФ» и Положением о Росгвардии предлагается в Федеральном законе от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (в части 5 Статьи 6, части 4 Статьи 9, части 1 Статьи 9.2) сферы деятельности Росгвардии указать следующим образом: «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны». В настоящее время указанные нормы по сферам не согласованы.
Внесение указанных изменений позволит устранить юридико-технические неточности и снять юридико-лингвистическую неопределенность того, какие именно сферы деятельности Росгвардии приведены в законодательстве об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Это повысит согласованность норм федерального законодательства между собой и упростит понимание этих норм гражданами и организациями в практической деятельности.
Список литературы
1. Гребенюк А.Н., Холиков И.В. Усилия НАТО по противодействию химическим, биологическим, радиологическим и ядерным угрозам // Военно-медицинский журнал. 2013. Т. 334. № 3. С. 91-93.
2. Холиков И.В. Правовые знания для будущих транспортников // Мир транспорта. 2020. Т. 18. № 1 (86). С. 260-264.
3. Lisitsyn-Svetlanov A.G., Romanova V.V. Legal Aspects of Atomic Power Regulation as an Integral Part of a Low-Carbon Energy Agenda // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2022. Vol. 92. No 1. P. 35-39.
4. Problems of Ensuring Security of Transport Infrastructure Facilities / A. Zemlin, I. Kholikov, I. Mamedova et al. / IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Vladivostok, 06-09 october 2020. Vladivostok, 2021. P. 042002.
5. Большакова В.М., Холиков И.В., Наумов П.Ю. Медицинское обеспечение судебной системы Российской Федерации // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. Т. 14. № 1. С. 103-127.
6. Установленные сферы деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: комплексный подход к законодательным пробелам нормативного правового регулирования / А.Г. Асеев, В.М. Большакова, Л.Ю. Наумова и др. // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2020. № 1. С. 83-89.
7. О полномочиях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по оказанию платных услуг: специфика нормативного правового регулирования / А.Г. Асеев, В.М. Большакова, О.В. Бабарыкин и др. // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2020. № 6 (275). С. 52-57.
8. Правовое регулирование случаев, когда военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы, и взаимосвязь их материальной и дисциплинарной ответственности / В.М. Большакова, В.В. Калашников, П.Ю. Наумов и др. // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2021. № 11 (292). С. 37-42.
9. Концептуальные аспекты производства медицинских экспертиз при обжаловании в судебном порядке заключений по итогам проведения военно-врачебной экспертизы / П.Ю. Наумов, В.М. Большакова, А.И. Землин и др. // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. Т. 13. № 6. С. 283-306.
10. Романова В.В., Бикмурзин А.Ф. Особенности правового регулирования угольной отрасли: тенденции развития энергетического законодательства // Юрист. 2013. № 21. С. 32-37.
11. Романова В.В. Современные задачи энергетического права как науки и как учебной дисциплины // Правовой энергетический форум. 2020. № 2. С. 24-29.
12. Романова В.В. Стратегические задачи развития топливно-энергетического комплекса и подготовки кадров высшей квалификации по энергетическому праву // Правовой энергетический форум. 2021. № 1. С. 20-25.
13. Impact of the spread of epidemics, pandemics and mass diseases on economic security of transport / N.N. Chernogor, A. Zemlin, I. Kholikov et al. / E3S Web of Conferences, Blagoveshchensk, 23-24 september 2020. Blagoveshchensk, 2020. P. 05019.
14. Romanova V.V. On Priority Areas of Legal Research on Energy Law Taking into Account the Modern Low-Carbon Agenda // Energy Law Forum. 2021. № 4. P. 88-93.
15. Romanova V.V. Strategic Tasks of the Development of the Fuel and Energy Complex and Training of Top Qualification Energy Law Specialists // Energy Law Forum. 2021. № 1. P. 74-78.
16. Zemlin A., Mamedova I., Kholikov I. Current issues of metro safety technical regulations // Lecture Notes in Civil Engineering. 2021. Vol. 130 LNCE. P. 236-247.
17. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: к проблеме правового регулирования соответствующих обязанностей федеральных судов общей юрисдикции / В.М. Большакова, П.Ю. Наумов, Г.В. Енгибарян и др. // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2021. № 5 (286). С. 83-91.
18. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. 525 с.
19. К новой реформе правоохранительных структур? (комментарий к проекту закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти») / А.Г. Асеев, В.М. Большакова, П.Ю. Наумов и др. // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2020. № 4 (273). С. 79-85.
LEGISLATION AND RIGHTS
Original Paper
UDC 343.7 © I.V. Kholikov, P.Yu. Naumov, V.M. Bolshakova, I.A. Mamedova, V.Yu. Savchenko-Belsky, 2022 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2022, № 10, pp. 66-71 DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2022-10-66-71
Title
FEDERAL STATE CONTROL (SUPERVISION) OVER COMPLIANCE WITH LEGISLATION IN THE FIELD OF ENSURING THE SAFETY OF FUEL AND ENERGY COMPLEX FACILITIES: A NEW STAGE REGULATION AND ENFORCEMENT
Authors
Kholikov I.V.1, Naumov P.Yu.2, Bolshakova V.M.3, Mamedova I.A.4, Savchenko-Belsky V.Yu.5
1 Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, 117218, Russian Federation
2 Main Military Clinical Hospital of the National Guard Troops of the Russian Federation, Moscow, 111250, Russian Federation
3 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Nizhny Novgorod Institute of Management), Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation
4 Russian University of Transport (MIIT), Moscow, 127994, Russian Federation
5 State University of Management, Moscow, 109542, Russian Federation
Authors Information
Kholikov I.V., Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Research Associate
at the International Law Division, Professor at the Department of International
and European Law, e-mail: [email protected]
Naumov P.Yu., PhD (Pedagogics), Assistant to the Hospital Chief
for Legal Work - Head of the Legal Support Department,
e-mail: [email protected]
Bolshakova V.M., PhD (Juridical), Associate Professor, Associate Professor at the Department of Constitutional and Administrative Law, Attorney-at-Law at the Nizhny Novgorod Bar Council, e-mail: [email protected] Mamedova I.A., PhD (Economic), Associate Professor, Associate Professor at the Department of International Transport and Supply Chain Management, e-mail: [email protected]
Savchenko-Belsky V.Yu., Doctor of Economic Sciences, Professor
of the Department ofTransport Complex Management, e-mail: [email protected]
Abstract
The fuel and energy complex is the most important industrial and social subsystem of the country, the level of development of which determines the economic well-being and comfort of citizens, as well as the stability of various economic clusters. To protect such facilities from unlawful interference, their security is entrusted to various government agencies and other organizations. Since the objects of the fuel and energy complex are obvious sources of increased danger, critically important or potentially dangerous objects, ensuring their safety should be organized in the most efficient way in order to guarantee their full operation and protection from various dangers and threats. Legal regulation of ensuring the safety of fuel and energy complex facilities also implies federal state control (supervision) over compliance with legislation in this area. At the same time, in 2016, by decision of the President of Russia, a new law enforcement agency, the Russian Guard, was formed, which, among other things, was entrusted with the implementation of federal state control (supervision) over compliance with legislation in the field of ensuring the safety of fuel and energy complex facilities. Method and methodology: the solution of the tasks of a conceptual study of federal state control (supervision) over compliance with legislation in the field of ensuring the safety of fuel and energy complex facilities at a new stage of regulation and law enforcement (since July 3, 2016) was carried out on the basis of a set of modern methods of scientific research: analysis and synthesis; systemic and functional knowledge; classification and generalization; abstraction and analogy; comparisons and deductions. The novelty of the study and the main conclusions: the work conceptualizes and effectively summarizes the scientific data and legal framework for the exercise by the National Guard troops of federal state control (supervision) over compliance with legislation in the field of ensuring the safety of fuel and energy complex facilities and reveals the main trends in law enforcement practice on this issue.
Keywords
Safety, Troops of the national guard, Fuel and energy complex, Federal state control (supervision), Implementation of functions, Established field of activity, State powers, Compulsion, A responsibility.
References
1. Grebenjuk A.N. & Kholikov I.V. NATO's efforts to address chemical, biological, radiological and nuclear threats. Voenno-medicinskijzhurnal, 2013, Vol. 334, (3), pp. 91-93. (In Russ.).
2. Kholikov I.V. Legal knowledge for future transport specialists . Mir Transporta, 2020, Vol. 18, (1), pp. 260-264. (In Russ.).
3. Lisitsyn-Svetlanov A.G. & Romanova V.V. Legal Aspects of Atomic Power Regulation as an Integral Part of a Low-Carbon Energy Agenda. Herald of the Russian Academy of Sciences, 2022, Vol. 92, (1), pp. 35-39.
4. Zemlin A., Kholikov I., Mamedova I. & Zemlina O. Problems of Ensuring Security of Transport Infrastructure Facilities. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Vladivostok, 06-09 october 2020. Vladivostok, 2021, pp. 042002.
5. Bol'shakova V.M., Kholikov I.V. & Naumov PJu. Medical support of the judicial system of the Russian Federation. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2022, Vol. 14, (1), pp. 103-127. (In Russ.).
6. Aseev A.G., Bol'shakova V.M., Naumov PJu. et al. Designated spheres of activity of the National Guard Troops Federal Service of the Russian Federation (ROSGUARD): a comprehensive approach to legislative gaps in normative legal regulation. Pravo v Vooruzhennyh Silah - Voenno-pravovoe obozrenie,
2020, (1), pp. 83-89. (In Russ.).
7. Aseev A.G., Bol'shakova V.M., Babarykin O.V. & Naumov PJu. On the authorities of the National Guard Troops Federal Service of the Russian Federation (ROSGuARD) to render paid services: specific features of statutory regulation. Pravo v Vooruzhennyh Silah - Voenno-pravovoe obozrenie, 2020, (6), pp. 52-57. (In Russ.).
8. Bol'shakova V.M., Kalashnikov V.V., Naumov PJu. & Zelepukin R.V. Legal regulation in cases where servicemen are considered to be performing military service and the relationship between their material and disciplinary responsibilities. Pravo v Vooruzhennyh Silah - Voenno-pravovoe obozrenie,
2021, (11), pp. 37-42. (In Russ.).
9. Naumov PJu., Bol'shakova V.M., Zemlin A.I. & Kholikov I.V. Conceptual aspects of conducting medical examinations when appealing in court against the conclusions of a military physician examination . Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2021, Vol. 13, (6), pp. 283-306. (In Russ.).
10. Romanova V.V. & Bikmurzin A.F. Specific features of legal regulation of the coal industry: development trends in energy legislation. Jurist, 2013, (21), pp. 32-37. (In Russ.).
11. Romanova V.V. Current tasks of energy law as a field of science and as an educational subject. Pravovojjenergeticheskij forum, 2020, (2), pp. 24-29. (In Russ.).
12. Romanova V.V. Strategic tasks in development of the fuel and energy complex and training of highly qualified personnel in energy law. Pravovoj jenergeticheskij forum, 2021, (1), pp. 20-25. (In Russ.).
13. Chernogor N.N., Zemlin A., Kholikov I. & Mamedova I. Impact of the spread of epidemics, pandemics and mass diseases on economic security of transport. E3S Web of Conferences, Blagoveshchensk, 23-24 september 2020. Blagoveshchensk, 2020, pp. 05019.
14. Romanova V.V. Strategic Tasks of the Development of the Fuel and Energy Complex and Training ofTop Qualification Energy Law Specialists. Energy Law Forum, 2021, (1), pp. 74-78.
15. Romanova V.V. On Priority Areas of Legal Research on Energy Law Taking into Account the Modern Low-Carbon Agenda. Energy Law Forum, 2021, (4), pp. 88-93.
16. Zemlin A., Mamedova I. & Kholikov I. Current issues of metro safety technical regulations. Lecture Notes in Civil Engineering, 2021, (130) LNCE, pp. 236-247.
17. Bol'shakova V.M., Naumov P.Ju., Engibarjan G.V. & Laptev A.A. Implementation of legal and social protection measures for servicemen, citizens dismissed from military service, and members of their families: on the issue of legal regulation of the relevant duties of federal courts of general jurisdiction. Pravo v Vooruzhennyh Silah - Voenno-pravovoe obozrenie, 2021, (5), pp. 83-91. (In Russ.).
18. Popper K.R. The Open Society and its enemies. Moscow, Fenix Publ., 1992, 525 p. (In Russ.).
19. Aseev A.G., Bol'shakova V.M., Naumov PJu. et al. Towards a new reform of the law enforcement structures? (A comment on the Draft Law of the Russian Federation on Amendment of the Constitution of the Russian Federation "On improvement of regulation of particular issues of organization of public authorities"). Pravo v Vooruzhennyh Silah - Voenno-pravovoe obozrenie, 2020, (4), pp. 79-85. (In Russ.).
For citation
Kholikov I.V., Naumov P.Yu., Bolshakova V.M., Mamedova I.A. & Savchenko-Belsky V.Yu. Federal state control (supervision) over compliance with legislation in the field of ensuring the safety of fuel and energy complex facilities: a new stage regulation and enforcement. Ugol', 2022, (10), pp. 66-71. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2022-10-66-71.
Paper info
Received July 15,2022 Reviewed August 18,2022 Accepted September 26,2022