Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА'

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / FUEL AND ENERGY COMPLEX / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ANTI-TERRORIST PROTECTION / ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА / DEPARTMENTAL SECURITY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спицына Т. А.

Актуальность статьи связана с необходимостью обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации посредством организации деятельности субъектов, осуществляющих их физическую защиту, что требует детальной регламентации их полномочий в этой сфере, начиная с Правительства Р Ф и заканчивая негосударственными структурами. Цель статьи - рассмотреть систему государственных и негосударственных субъектов, уполномоченных применять административно-правовые средства обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. Анализируя законодательные и иные нормативные правовые акты, автор пришел к выводу о том, что регулирование деятельности субъектов обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса не имеет должной систематизации, поскольку роль отдельных субъектов, призванных ее обеспечивать, регламентирована фрагментарно, не позволяя определить их полномочия в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE-LEGAL PROTECTION OF OBJECTS OF FUEL AND ENERGY COMPLEX

The relevance of article is connected with necessity of safety of objects of fuel and energy complex in the Russian Federation through the organization of activities of entities involved in their physical protection, which requires detailed regulation of their powers in this area, starting with the Government of the Russian Federation and ending with non-state actors. The purpose of this article is to review the system of state and non-state actors authorised to apply administrative-legal means of ensuring safety of objects of fuel and energy complex. The tasks were implemented with the help of scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method), and formal-legal method. Analyzing legislative and other regulatory legal acts, the author came to the conclusion that the regulation of subjects of safety of objects of fuel and energy complex has systematised as the role of individual subjects, designed to provide regulated fragmentary, not allowing them to define their powers in this area.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА»

8. URL: https://stroi.mos.ru/interviews/plotno-zastroiennyi-ghorod-okazyvaietsia-komfortnieie (дата обращения: 08.10.2017).

9. URL: http://rusrand.ru/analytics/renovaciya-v-moskve-prichiny-posledstviya-alternativnye-scenarii (дата обращения: 08.10.2017).

Т.А. Спицына, T.A. Spitsyna,

соискатель кафедры applicant, Saratov State Academy of Law

административного и муниципального [email protected] права Саратовской государственной юридической академии

Субъекты административно-правового обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

Аннотация: актуальность статьи обусловлена необходимостью обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации посредством организации деятельности субъектов, осуществляющих их физическую защиту, что требует детальной регла-х ментации их полномочий в данной сфере. Цель статьи — рассмотреть систему государственных § и негосударственных субъектов, уполномоченных применять административно-правовые средства ^ обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Поставленные задачи к были реализованы при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и m формально-юридического метода. Анализируя законодательные и иные нормативные правовые § акты, автор приходит к выводу о том, что регулирование деятельности субъектов обеспечения gj безопасности объектов топливно-энергетического комплекса не имеет должной систематизации, с поскольку роль отдельных субъектов, призванных ее обеспечивать, регламентирована фрагментарно. s Ключевые слова: безопасность, топливно-энергетический комплекс, антитеррористическая

< защищенность,ведомственная охрана, государственное управление.

5

с

к <

m

The subjects of administrative-legal protection of objects of fuel and energy complex

Abstract: the relevance of article is connected with necessity of safety of objects of fuel and energy O complex in the Russian Federation through the organization of activities of entities involved in their physical <C protection, which requires detailed regulation of their powers in this area, starting with the Government of c the Russian Federation and ending with non-state actors. The purpose of this article is to review the system of state and non-state actors authorised to apply administrative-legal means of ensuring safety of objects of fuel and energy complex. The tasks were implemented with the help of scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method), and formal-legal method. Analyzing legislative and other regulatory legal acts, the author came to the conclusion that the regulation of subjects of safety of objects of fuel and energy complex has systematised as the role of individual subjects, designed to provide regulated fragmentary, not allowing them to define their powers in this area. O Keywords: safety, fuel and energy complex, the anti-terrorist protection, departmental security, public

w administration.

48

oo

Об еспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса имеет стратегическое значение для организации бесперебойного снабжения энергоресурсами потребителей продукции данного комплекса. В механизме обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического

о

комплекса первоочередную роль играют субъекты, которые гарантируют защищенность указанных объектов. От надлежащего нормативно-правового регулирования их деятельности и организации их взаимодействия зависит нормальное функционирование магистральных трубопроводов, газораспределительных станций и сетей, а также иных элементов системы топливно-энергетического комплекса. Слаженная работа указанных субъектов должна обеспечить антитеррористическую защищенность и защищенность от иных актов незаконного вмешательства.

В общем виде субъекты обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса указаны в Федеральном законе от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ (в ред. от 6 июля 2016 г.) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»[1]. Единого систематизированного перечня этих субъектов в данном законе нет, однако, если исходить из его содержания, их можно подразделить на государственно-властные субъекты; субъекты, наделенные публично-властными полномочиями по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; коллегиальные органы по противодействию терроризму, создаваемые в субъектах РФ.

К государственно-властным субъектам относятся: 1) Правительство Российской Федерации; 2) подразделения и организации федерального § органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (Министерство экономического развития Российской Федерации); 3) подразделения и организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны (Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации); 4) федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности Российской Федерации); 5) К У федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение | б задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций § К (МЧС России). а О

Негосударственными субъектами, уполномоченными обеспечивать безопасность в данной сфере, являются сами субъекты топливно- 49 энергетического комплекса, а также частные охранные организации. -

Правительство Российской Федерации наделено многочисленными нор-мотворческими полномочиями в сфере обеспечения безопасности объектов 2 топливно-энергетического комплекса. Несмотря на то, что указанный орган 0 непосредственно не осуществляет физическую защиту объектов нефтедо- | бывающей, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, угольной, газовой, £ торфяной и сланцевой промышленности, а также электроэнергетики, его следует относить к субъектам обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, поскольку он организует внешнеуправленческую деятельность субъектов исполнительной власти, координирует их взаимодействие с иными публично-властными субъектами, определяет организаци-

? го

г о\ го го

го а о о

онные основы деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса по обеспечению антитеррористической защищенности объектов. Реализация таких полномочий является системообразующим фактором для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса, поскольку в систему обеспечения антитеррористической защищенности этих объектов входит не только собственно физическая защита, но и в первую очередь осуществление определяемой государством системы правовых, организационных, экономических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (п. 8 ст. 2 указанного Закона), что отчасти входит в сферу компетенции Правительства Российской Федерации.

Оно устанавливает порядок проведения и критерии категорирования данных объектов в зависимости от степени потенциальной опасности; порядок формирования и ведения реестра этих объектов; порядок осуществления федерального государственного контроля и надзора за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; порядок и сроки актуализации паспорта безопасности данных объектов; порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ^ субъектов топливно-энергетического комплекса при проверке информации об д. угрозе совершения акта незаконного вмешательства; порядок информирования субъектами топливно-энергетического комплекса компетентные государ-§ ственные органы об угрозах совершения и о совершении актов незаконного 2: вмешательства; требования обеспечения безопасности линейных объектов

топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей. < Реализация изложенных полномочий является непременным условием ^ формирования устойчивого и эффективного механизма обеспечения безопас-^ ности объектов топливно-энергетического комплекса. Нормотворческая дея-о тельность Правительства РФ призвана детализировать функции субъектов, к призванных осуществлять их физическую защиту.

т Правовое положение Министерства энергетики РФ в исследуемой сфере ш имеет разнонаправленное содержание. Во-первых, Минэнерго России осуществляет нормотворческую деятельность, направленную на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Во-вторых, для 50 него характерно осуществление деятельности в области стратегического пла-- нирования по обеспечению их безопасности. В-третьих, ему присущи полномочия регистрационного характера, и, в-четвертых, его органы и организации непосредственно осуществляют физическую защиту указанных объектов.

К нормотворческим полномочиям Минэнерго России относится утверждение перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Функции стратегического планирования предполагают разработку программ перспективного развития электроэнергетики с учтом требований по обеспечению безопасности Российской Федерации [2, п. 4.4.1], включая безопасность объектов топливно-энергетического комплекса. Регистрационная деятельность Минэнерго

оо

о

сч

о

России включает ведение реестра указанных объектов, формируемого по окончании их категорирования.

Важным направлением деятельности Минэнерго России является непосредственное осуществление охраны объектов топливно-энергетического комплекса. Для этого формируются специальный орган управления в структуре центрального аппарата данного Минэнерго России, а также предприятие ведомственной охраны. К числу основных задач последней относятся: обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; их защита от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на указанных объектах [3, п. 4]. Министерством энергетики Российской Федерации утверждн Перечень охраняемых ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса [4]. Работники ведомственной охраны Минэнерго России наделены полномочиями по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия согласно положениям Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О ведомственной охране» [5].

Изменение в последние годы международной обстановки, которое характеризуется увеличением числа террористических угроз, в том числе на объектах топливно-энергетического комплекса, потребовало от законодателя принять § меры по расширению перечня субъектов государственного управления, уполномоченных обеспечивать их защиту. Непосредственно после воссоединения 3 б Республики Крым с Российской Федерацией на подразделения полиции были и о возложены обязанности по обеспечению охраны указанных объектов. В настоя- 0 2 щее время в связи с последними мероприятиями по реформированию органов Н | внутренних дел и созданием войск национальной гвардии Российской Федерации данные полномочия переданы подразделениям Росгвардии. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. .№ 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [6, п. 7 ч. 1 ст. 2] к задачам этих войск отнесено осуществление федерального государственного контроля и надзора за обеспече- К У нием безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, а также за |б деятельностью подразделений ведомственной охраны, в том числе на объектах 2 К топливно-энергетического комплекса. Вневедомственная охрана Росгвардии на оо основе договоров с субъектами топливно-энергетического комплекса может привлекаться для обеспечения безопасности объектов данного комплекса. 51

Что касается негосударственных субъектов охраны, то в 2014 г. в законода- -

тельство о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса были внесены дополнения, согласно которым субъекты данного комплекса вправе 2 создавать собственную ведомственную охрану. Принятие такого законода- 0 тельного решения было призвано обеспечить недопущение монополизации | деятельности на рынке охранных услуг со стороны вневедомственной охраны | и ведомственной охраны Минэнерго России и, соответственно, роста цен на такие услуги. Вместе с тем перечень субъектов топливно-энергетического комплекса, которым такое право предоставлено, ограничен всего тремя организациями ввиду того, что отсутствие подобного ограничения может

г о\ го го

о

о о

обусловить существенный рост военизированных формирований, способных создать угрозу безопасности Российской Федерации. Речь идет о стратегическом акционерном обществе, ведущем деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, стратегическом акционерном обществе, осуществляющем управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепро-дуктопроводов, и организации-собственнике Единой системы газоснабжения, которые имеют право на создание ведомственной охраны для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса. При этом на подзаконном уровне определяется структура должностей ведомственной охраны указанных организаций, замещение которых связано с обеспечением охраны объектов топливно-энергетического комплекса (начальник отряда, в том числе по охране объекта, по охране линейной части магистрального трубопровода, и его заместитель; проводник служебной собаки; работник, обеспечивающий пропускной и внутриобъектовый режимы на внутренних постах на охраняемом объекте, выполняющий обязанности старшего наряда охраны, у пульта технических средств охраны; работник, обеспечивающий пропускной и внутриобъектовый режимы на внешних постах на охраняемом объекте, выполняющий обязанности по охране периметра объекта или охране ^ линейной части магистрального трубопровода; и др.) [7]. ^ Что касается осуществления физической защиты объектов топливно-к энергетического комплекса иных компаний, то конкурентная среда на рынке охранных услуг поддерживается за счет привлечения частных охранных органи-ш заций к реализации данной функции, что гарантируется ч. 4 ст. 9 Федерального 2 закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». ^ Помимо права на создание (или привлечение) охранных структур субъ-< екты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собствен-¡Е ности или ином законном праве объектами системы газоснабжения, обязаны ^ обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объ-^ ектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по к безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшено нию последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций на таких объектах. ^ Коллегиальные органы по противодействию терроризму, которые создаем ются в субъектах РФ и в состав которых входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта 52 РФ, а также органов местного самоуправления, имеют существенные полно— мочия в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Их роль в осуществлении данной деятельности выходит за рамки ? совещательной коллегиальности, поскольку перечень объектов топливно-° энергетического комплекса, подлежащих категорированию, может быть утвержден высшим должностным лицом субъекта РФ только на основании представления указанного коллегиального органа. Кроме того, паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса после осуществления процедур согласования с названным коллегиальным органом.

Следует отметить недостаточно четкую систематизацию норм, регулирующих перечень субъектов, призванных обеспечивать безопасность объ-

ектов топливно-энергетического комплекса. Положения, устанавливающие полномочия тех или иных публично-властных и иных субъектов, содержатся в различных нормах Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а также в иных нормативных правовых актах. При этом в названном законе фрагментарно определяется роль в этой деятельности органов ФСБ России и МЧС России. Наличие соответствующих полномочий вытекает из содержания п. 2 ч. 1 ст. 12 данного Закона, где указано, что субъекты топливно-энергетического комплекса вправе вносить в эти органы предложения об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического 0 комплекса, однако не регламентированы правовые возможности этих органов б по реализации названных предложений. Как известно, полномочия ФСБ к России включают в себя помимо прочего борьбу с терроризмом, т.е. деятель- ü ность по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследо- ММ ванию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и | иных мероприятий [8, ст. 9.1]. Осуществление функций по предупреждению Т террористических актов распространяется и на обеспечение антитеррористи- ТТ ческой защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. |

Необходимо предметное разграничение функций и полномочий ФСБ п России, МЧС России и Росгвардии в нормах Федерального закона «О безопас- "g ности объектов топливно-энергетического комплекса», отсутствие определен- g ности в законодательном регулировании данного вопроса может привести к § осуществлению однородной деятельности одновременно несколькими феде- 3 б ральными органами исполнительной власти, что может негативно сказаться на эффективности государственного управления. С точки зрения юридической техники, на наш взгляд, в названный Закон целесообразно включить ст. 4.1 «Субъекты обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», в которой следовало бы детально регламентировать полномочия в этой сфере всех обозначенных субъектов, начиная с Правительства Российской Федерации и заканчивая негосударственными структурами.

го

S 3

5 го

г о\ го го

го а о о

о

Список литературы:

1. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса : федеральный | Ъ закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ (в ред. от 6 июля 2016 г.) // Собр. законодательства К Т Рос. Федерации. - 2011. - № 30, ст. 4604; 2016. - № 28, ст. 4558. g g

2. О Министерстве энергетики Российской Федерации:постановление Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400 (в ред. от 22 марта 2017 г.) // Собр. за- 53 конодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 22, ст. 2577; 2017. — № 13, ст. 1947. _

3. Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства энергетики Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 11 марта 2008 г. № £ 160 (в ред. от 10 марта 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008.

— № 11, ст. 1028; 2009. — № 12, ст. 1429. £

4. Об утверждении перечня охраняемых ведомственной охраной Министерства || энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса S : приказ Минэнерго России от 4 июля 2016 г. № 637. — URL: www.pravo.gov.ru.

5. О ведомственной охране: федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1999.

— № 16, ст. 1935; 2016. — № 27, ст. 4221.

01

6. О войсках национальной гвардии Российской Федерации : федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2016.

— № 27, ст. 4159.

7. О некоторых вопросах деятельности ведомственной охраны по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса : постановление Правительства РФ от 4 июня 2015 г. № 551 // Собр. законодательства Рос. Федерации.

— 2015. — № 24, ст. 3472.

8. О Федеральной службе безопасности : федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. от 18 июня 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

— 1995. - № 15, ст. 1269; 2017. - № 1, ст. 46.

.0 X

го

о; <

ш О ш

£ с

Л.В. Ткачева, L.V. Tkacheva,

старший преподаватель кафедры Senior lecturer of Department of civil and гражданского и корпоративного corporate law of Institute of management in права Института управления в economical, ecological and social systems экономических, экологических и of South Federal University (SFedU) социальных системах Южного федерального университета

Особенности административно-правового регулирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью изучения современных методов < административно-правового регулирования экономической деятельности посредством особых ^ административно-правовых режимов. Цель статьи - на основе анализа отечественного опыта ^ регулирования экономической деятельности провести исследование для изучения правовой составил ляющей введения и оценки перспектив функционирования таких особых административно-правовых с режимов в России. В исследовании использовались общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и о; частнонаучные методы (сравнительно-правовой). Автором делается вывод о том, что необходимо 2Í ввести некоторые изменения в законодательство об особых экономических зонах и унифицировать О ряд правовых понятий в исследуемой сфере. Данные меры позволят повысить эффективность <С правоприменительной деятельности, а также увеличить приток инвестиционного капитала для с модернизации экономики регионов применения особых режимов.

Ключевые слова: административно-правовой режим, особая экономическая зона, свободная

54 экономическая зона, правовое регулирование, инвестиции, экономическая деятельность.

Specificity of Free economic zone's administrative-co legal regulation in territory of Crimea Republic and

о the City of Federal significance Sevastopol

Abstract: topicality of the article bases on the importance of the research modern methods of economic activity's administrative-legal regulationby special administrative-legal regime. The goal of the article is to analyze based on domestic experience of regulation economic activity for review on legal component establishment and assessment of perspectives this special administrative-legal regime in Russia. The implementation of the research objectives was achieved with the help of general scientific (dialectical method, analysis, synthesis) and special scientific methods (comparative-legal methods). The author comes to the conclusions about necessity modification in special economic zone's Law and unification some legal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.