Федеральные и региональные программы как инструмент сглаживания диспропорций социально-экономического развития Federal and regional programs as a tool for smoothing disproportions of social and
economic development
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 658.78: 332.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15120
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-010-01036 Article is prepared with support of the Russian Fund of Fundamental Researches, project No.
18-010-01036
Мамбетова Фуза Магометовна,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Шибзухова Рената Абубакировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Абанокова Эмма Барасбиевна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Шадуева Эльвира Черимовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик Fuza M. Mambetova,
Doctor of Economics, Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Nalchik Nalchik, [email protected]
Renata A. Shibzuhova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Nalchik, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5540-9311, [email protected] Emma B. Abanokova,
Senior Lecturer of the Department of Accounting, Analysis and Audit of "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Nalchik, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7636-8296, [email protected] Elvira Ch. Shadueva,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Nalchik, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы устранения межрегиональных различий, посредством разработки на государственном уровне научно и экономически обоснованных программ и стратегий развития регионов, основанных на разнообразии факторов, воздействующих на социально-экономическое развитие. Зачастую эти факторы усиливают дифференциацию регионов, что отрицательно сказывается на их социальном и экономическом положении, в связи с этим, проблема сглаживания такой дифференциации является актуальной. Реализуемые в настоящее время федеральные целевые программы не всегда охватывают весь спектр специфических региональных проблем и не способствуют максимально эффективному их решению, так как доступ к федеральным ресурсам у разных регионов достаточно сильно отличается. На основе анализа государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г.» выявлены основные недостатки программного регулирования регионального развития. В связи с этим сформулирован вывод о том, что программы регионального развития, разрабатываемые как базовые стратегические документы должны основываться на принципе «устойчивого развития», суть которого в том, что реальные значения размеров материального роста конкретного региона определяются не столько физическими причинами, сколько экологическими, биологическими факторами, а также факторами культурного, социального и психологического характера. Summary. The article deals with the problems of eliminating interregional differences, through the development at the state level of scientifically and economically sound programs and strategies of regional development based on a variety of factors affecting socio-economic development. Often, these factors enhance the differentiation of regions, which negatively affects their social and economic situation, and in this connection, the problem of smoothing
such differentiation is relevant. The federal target programs currently being implemented do not always cover the whole range of specific regional problems and do not contribute to their most effective solution, since access to federal resources differs from one region to another. On the basis of the analysis of the state program of the Russian Federation "Development of the North Caucasus Federal District for the period up to 2025", the main shortcomings of the program regulation of regional development are identified. In this regard, it was concluded that regional development programs developed as basic strategic documents should be based on the principle of "sustainable development", the essence of which is that the real values of the size of material growth of a particular region are determined not so much by physical reasons, but by environmental, biological factors, as well as cultural, social and psychological factors. Ключевые слова: регион, диспропорция, дифференциация, социально-экономическое развитие, программа, стратегия, концепция.
Key words: region, disproportion, differentiation, socio-economic development, program, strategy, concept.
Переход развитых западных стран в постиндустриальный этап развития стал причиной появления целого спектра новых экономических теорий, описывающих тенденции развития регионов. Возникновению этих теорий способствовала необходимость обоснования управленческих решений, которые могли бы приводить к экономическому росту одних и ухудшению ситуации в других регионах. Популярная в 60-х годах теория обострения диспропорций в условиях нормального развития рыночной экономики объясняла разный уровень экономического развития территорий влиянием поведенческих факторов индивидуумов на деловую активность.
Существующая федеративная модель государственного устройства России в своей основе содержит ключевые принципы системы советского федерализма, к которым можно отнести национально-территориальные автономии, иерархичность и дробность административно-территориального устройства. В 90-е гг. эффективность действующей политической системы уменьшилась из-за центробежных тенденций, и обострения борьбы субъектов РФ за расширение полномочий. Основой региональной постсоветской политики составлял принцип «берите суверенитета, сколько можете», что только обострило проблемы регионализации и федерализации. Такой подход привел к децентрализации государственного управления и усилению полномочий региональных органов власти. Противодействия такой подход не встречал, поскольку считалось, что формирование полноценной федерации даст возможность эффективнее использовать имеющийся у субъектов потенциал развития, а так же укрепит страну на время перехода к
рынку. Развитие федерализма для России того периода на фоне глубокого экономического спада и очень слабого федерального центра, обернулось реальным региональным сепаратизмом[5].
Большая часть субъектов Российской Федерации на сегодняшний день являются дотационными. Годы реформ привели к перераспределению природной ренты в интересах отдельных олигархо-бюрократических группировок, находящихся в основном в Москве. В уровне социально-экономического развития субъектов РФ имеются существенные различия, что является угрозой для национальной безопасности и целостности страны. По этой и многим другим причинам региональная политика имеет важное значение.
С.С. Артоболевский, взяв за основу зарубежный опыт, пришел к выводу, что региональная политика реально существует только в том случае, когда сформулированы четкие цели и инструменты ее реализации, обозначены ответственные органы власти[2]. Реалии же таковы, что на сегодняшний день в России так и не сформирована достаточная нормативно-правовая база региональной политики, нет четко обозначенных инструментов и механизмов финансового обеспечения[8].
Федеральные власти постоянно говорят о необходимости создания нормативно-правовой базы региональной политики, но задача так и остается нереализованной. Так, еще в середине 2014 г. был принят Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (№ 172-ФЗ от 28.06.2014), суть которого разработка Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Первоначальная редакция закона предполагала разработку полноценной стратегии к началу 2017 г., однако в 2016 г. поправки, внесенные в закон, отодвинули срок разработки стратегии до 1 января 2019 г., но и на данный момент подготовить стратегию пространственного развития страны так и не удалось[8].
Это не мешает разработке стратегий развития отдельных регионов страны, что в отсутствие общей концепции приводит к их неэффективности и недееспособности.
Выделим главные цели, стоящие перед федеральным центром при разработке стратегии развития регионов Северного Кавказа, а также способы достижения поставленной цели. Главным объектом анализа является госпрограмма Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г.»[1]. Данная программа включает в себя основные элементы «отраслевых» и локальных программ, является скорректированным продолжением реализованных ранее федеральных программ. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 г.», была принята
Постановлением Правительства РФ №309 от 15.04.2014 и уже видны ее первые результаты. Действие программы осуществляется в три этапа:
1. 2014 - 2015 гг. - «начальный этап», сформированы и введены в действие законодательные основы инвестиционной деятельности в регионах, завершилось действие федеральной программы «Юг России», реализация которой должна была сформировать условия обеспечения финансовой дисциплины и прозрачность государственной политики на Северном Кавказе, а так же способствовать более рациональному использованию федеральных ресурсов.
2. 2016 - 2020 гг. - «основной период», в течение которого планируется улучшить инвестиционную регионов СКФО, ввести в эксплуатацию объекты первой очереди строительства туристических кластеров Северного Кавказа, сформировать условия для перехода Северо-Кавказского федерального округа на инновационный, социально-ориентированный путь развития экономики[3].
3. 2021 - 2025 - «прогнозный этап», его детали будут определяться на основе итогов реализации основного этапа.
Кроме того Государственная программа Российской Федерации «Развитие СевероКавказского федерального округа» на период до 2025 г. включает 11 тематических подпрограмм, которые посвящены соответственно:
- 1 подпрограмма охватывает вопросы увеличения инвестиционной привлекательности субъекта;
- 2 подпрограмма охватывает развитие курорта КавМинВоды;
- 3 подпрограмма посвящается развитию туристического кластера в субъектах СКФО;
- 4-10 подпрограммы охватывают вопросы обеспечения устойчивого социального и экономического развития субъектов СКФО;
- 11 подпрограмма посвящена обеспечению реализации госпрограммы, а также «прочим мероприятиям в сфере сбалансированного развития территорий».
В качестве главных целей программы выделены следующие цели: 1. Создание условий для успешного развития реального экономического сектора региона, для чего необходимо привлекать новые инвестиции, способствовать развитию туристических кластеров, в которых повышать вместимость, а так же количество рабочих мест, диверсифицировать производство, перепрофилировать неиспользуемые производственные мощности оборонно-промышленного комплекса.
2. Улучшение качества жизни и уровня благосостояния граждан, за счет обеспечения роста доходов, снижения безработицы, развития социальной инфраструктуры, создание условия роста рождаемости и снижения смертности[3].
Изучив данную программу, сформулированные в ней цели и задачи развития СКФО, мы хотели бы отметить «традиционность» заявленных целей: улучшать экономическую ситуацию путем привлечения инвестиций, повышать качество жизни путем роста заработной платы и за счет строительства важной инфраструктуры.
Цели развития реальных секторов экономики на начальном этапе реализации программы не включают в себя ни одной, связанной с поддержанием и развитием малого бизнеса, такая цель появляется лишь на прогнозном третьем этапе. Первостепенной задачей власти считают увеличение инвестиционной привлекательности региона, и привлечение в экономику СКФО капиталов крупных компаний. При этом рабочие места должны, по их мнению, создаваться за счет этих компаний, а не путем развития малого бизнеса и увеличения самоорганизации граждан. По этой причине большие средства вкладываются в подпрограммы по развитию имиджевых мегапроектов, чаще всего в туристической сфере. Население СКФО от реализации такого рода проектов получает намного меньше, чем, в ситуации, если бы сопоставимые средства и усилия направлялись на улучшение предпринимательского климата.
Так же хотелось бы отметить нечёткий характер выбранных методов достижения установленных целей, который характерен для стратегий и госпрограмм: практически вся ответственность за достижение поставленных целей возлагается на региональные власти, которые при этом зачастую не имеют ни ресурсов для реализации задач, ни представлений о возможных способах их решения. То есть ключевым недостатком, как рассматриваемой госпрограммы, так большинства иных правительственных документов является отсутствие в них четких указаний, о том, какие меры и в какой последовательности необходимо предпринять для достижения четко сформулированных в программе результатов. Федеральная власть устанавливает фиксированные целевые показатели, которые на уровне регионов необходимо достичь, но методы достижения показателей при этом не конкретизируются[7].
Программа развития Северо-Кавказского федерального округа, которая лежит в основе региональной политики, присущи те же недостатки, что и стратегическому документу, который является ее основой. Необходимость формирование региональной политики в России обусловлена:
1. Потребностью учета специфики регионов для целей реорганизации экономики на основе различающихся стартовых условий в каждом, отдельно взятом регионе;
2. Противоречивостью и незавершенностью процессов разграничения полномочий между федеральными и региональными органами управления;
3. Межэтнической напряженностью и политической нестабильностью в некоторых регионах округа;
4. Нарастающими кризисными явлениями и острыми социальными проблемами в регионах.
Часто используемыми инструментами развития региональных систем являются директивное финансирование и институциональные меры, наиболее эффективными считаются «мягкие» меры: формирование и поддержка межрегионального партнерства, региональных институтов, государственно-частных ассоциаций и партнерств. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. уменьшение уровня региональной дифференциации социально-экономического развития необходимо осуществлять:
1. Через обеспечение экономического роста, основанного на конкурентных преимуществах конкретного региона.
2. Путем перераспределения инвестиционных ресурсов исходя из важности и приоритетности решаемых задач развития региональных социально-экономических систем.
3. Посредством снижения социальной напряженности через использование эффективных механизмов бюджетной и социальной политики.
Отмеченные инструменты являются общими и имеют универсальный характер. Действенным инструментом для устранения дифференциации является инвестирование, за счет инвестиционных ресурсов могут быть решены проблемы депрессивных территорий.
В экономике развитых стран инвестирование является основой прогрессивного развития, в то время как бюджетные ресурсы играют только поддерживающую роль.
Российская региональная экономика основана на обратном механизме, в котором основным действующим инструментом является бюджетное финансирование, а процесс привлечения инвестиций имеет второстепенный характер. Инвестирование должно обрести мультипликативный характер, стать межотраслевым и межтерриториальным.
Приоритетной целью экономической политики является нивелирование межрегиональных различий, что достигается посредством разрешения проблем тех
регионов, в которых по разным причинам наблюдается неблагоприятная социально-экономическая ситуация. Экономическая политика государства, проводимая в отношении сложных и проблемных регионов, зачастую имеет селективный характер, то есть, в основном связана с разработкой комплекса мер, которые не являются универсальными, и в дальнейшем могут быть применяемы только по отношению к данному конкретному региону.
Сложившаяся территориальная дифференциация является следствием не только неравномерного развития регионов за прошедшие исторические периоды, но и результатом современных процессов ее непрерывного воспроизводства, осуществляемых под воздействием внутренних и внешних факторов[4].
Потребность в разработке научно и экономически обоснованной стратегии развития регионов обусловлена воздействием на социально-экономическое развитие регионов различных факторов. К ним обычно относят:
1) внешние факторы: сверхцентрализация распределительного фискального механизма; поляризация регионов; неразвитость на региональном уровне институтов обеспечения социализации воспроизводственных процессов и т.п.;
2) внутренние факторы: растущая дифференциация доходов граждан; слабое обеспечение регионов объектами инфраструктуры; несоответствие уровней бюджетного финансирования и социально-экономических потребностей и т.д. [7]/
Эти факторы углубляют дифференциацию регионов, что негативно сказывается на социальном и экономическом положении российских регионов, поэтому проблема сглаживания такой дифференциации является весьма актуальной. Однако, на каждом уровне управления цели и причины необходимости создания механизма, позволяющего выравнить социально-экономическое положение российских регионов различны. Среди причин, обусловливающих необходимость сглаживания, отметим:
- на федеральном уровне: неравномерность социально-экономического развития регионов; сокращение количества предприятий; снижение качества жизни;
- на региональном уровне: возрастание конкуренции за инвестиционные и трудовые ресурсы; неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований.
Цели и инструменты функционирующего в настоящее время государственного механизма сглаживания дифференциации региональных социально-экономических систем (СЭС) представлены в таблице 1[9].
Таблица 1. Цели и инструменты государственного механизма сглаживания дифференциации региональных социально-экономических систем
Цели функционирования Инструменты реализации
выравнивание бюджетной государственная политика
о оеспеченностн перераспределения бюджетных средсть;
формирование территориальных социальные и межою джетные
пропорций; трансферты;
преодоление резких различий в инвестиции из федеральных и
с оциал ьно-экономическом положении региональных бюджетов.
регионов;
- снижение социальной напряженности.
Основной целью научного сообщества, на сегодняшний день, является разработка методологии формирования универсальной стратегии, пользуясь которой органы власти на местах могли бы формировать собственную стратегию развития уже адаптированную к условиям экономики и социальным потребностям населения конкретного региона.
Еще одной проблемой является и то, что в схему «вертикали исполнительной власти» не была вписана задача формирования специализированных институтов развития социально-экономических систем регионов, которые могли быть занятых мониторингом развития территорий, она так же не была предусмотрена в региональные концепции управления субъектов федераций. Реализуемые же на данный момент типовые федеральные целевые программы не могут способствовать эффективному решению имеющихся региональных проблемы, поскольку, как минимум, не все регионы имеют равный доступ к федеральным ресурсам, В действующих целевых программах так же не охвачен весь спектр конкретных региональных проблем специфических факторов социально-экономического развития.
К совокупности объективных факторов, которые непосредственно влияют социальные и экономические процессы региона можно отнести: природно-географические региональные различия, ресурсная обеспеченность экономического развития, производственная и технологическая специфика и специализация территории, степень экономической обособленности региона.
К субъективным факторам, которые вызывают усиление пространственной поляризации, можно отнести факторы институционального, инфраструктурного и функционально-организационного характера, такие как: тип политико-территориального устройства, специфика распределения властных и экономических полномочий, традиции, наличие и позиции крупных корпоративных структур[6].
Анализ факторов социальной и экономической дифференциации регионов (субъектов Федерации) позволил выделить среди них наиболее существенные, которые необходимо учитывать при формировании Концепции стабилизации регионального развития (рисунок 2).
Признаки дифференциации регионов
Экономические
Социальные
перемещение точек экономического роста в крупные экономически устойчивые регионы: неравномерность р а спр е д елення р е су рс об: обострение конкурентной борьбы субъектов с использование:.! критерия «близость к федерально:.!}7 центру».
Эхологически е
- ннзкнн уровень доходов и высокий уровень безработицы;
- рост социальной напряженности и возрастание протестных настроений.
А
А
- от су т ствне д енственных методов противостояния процесса:.! загрязнения окру жающ ей ср еды; -приоритетное развитие капиталоемких отраслей сырьевой ориентации в ущ ер б экол огни р егиона; -слабый общественный экол огич е скнй контроль.
Концепция стабилизации регионального развития
Рисунок 2. Факторы дифференциации, учитываемые при формировании
концепции регионального развития В экономическом пространстве России слишком мало регионов, имеющих диверсифицированную структуру экономики, способных создавать финансовые резервы, необходимые для противодействия негативным внешним возмущениям. Из общего числа российских регионов 87% являются монопромышленными и сельскохозяйственными территориями, 47% из которых депрессивные субъекты Федерации[9].
В то же время, анализ теорий и реалий современного регионального развития приводит к выводу о необходимости обеспечения устойчивого развития регионов на основе реализации их потенциала. В этой связи следует отметить важность классификации понятия «устойчивость» регионального развития в зависимости от базовых факторов, лежащих в его основе. Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 г.
В связи с этим, при формировании Концепции устойчивого развития регионов, как базового программного документа, необходимо исходить из следующих основных принципов:
1) развитие должно отвечать потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять потребности;
2) ограничения в области разработки и использования природных ресурсов должны быть обусловлены современным уровнем технологий и способностью биосферы восстанавливаться в связи с последствиями человеческой деятельности;
3) гражданам должна быть предоставлены возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь;
4) необходимость учета экологических возможностей относительно потребления энергии.
С позиции государства нет больших различий в том, какой регион предоставляет те или иные ресурсы, однако, истощение их в конкретном регионе отрицательно влияет на его экономический и трудовой потенциал, а также качество жизни населения.
Устойчивое развитие подразумевает качественные усовершенствования в структуре, конструкции и композиции физических объемов и потоков показателей экономического развития. Традиционная экономическая наука обычно оперирует показателями количественного роста (ВРП, средняя зарплата по стране и др.), которые дают общее представление о соотношении возможностей регионов, однако, не учитывают пределов роста. Полагаем, истинные пределы материального роста региона определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического, а также культурного и психологического характера. Именно на этой основе должны разрабатываться стратегии и программы регионального развития, лавная цель которых -создание и реализация портфеля эффективных региональных проектов.
Список литературы
1. "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 309 (ред. от 30.03.2018) [Электронный ресурс] //Справочно-правовая система Консультант Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162127/
2. Артоболевский С. С. Западный опыт реализации региональной политики: возможности и ограничения практического использования // Региональные исследования. 2008. №3. С. 3-16.
3. Батейкин Д.В. Формирование механизма реализации стратегии управления регионом на основе развития социально экономических программ / Д.В. Батейкин // Вестник алтайской науки. - 2015. - №2 (24). - С. 75
4. Богатырева И.А. Проблемы дифференциации регионов России по уровню социально-экономического развития / И.А. Богатырева, М.Н. Криковцова // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края: сборник статей / под ред. В.В. Мищенко. - Вып. 8. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. - С. 13-24.
5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУВШЭ, 2001.
6. Ильин В. А., Поварова А.И. Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления // Экономика региона. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-regionalnogo-razvitiya-kak-otrazhenie-effektivnosti-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 09.11.2018).
7. Клисторин В.И. Федеративные отношения, региональная политика и проблема деформации экономического пространства России [Текст] / В. И. Клисторин // Регион: экономика и социология : всероссийский научный журнал. - 2013. -№ 3. - С. 79-95.
8. КузнецоваО. В. Региональная политика России:дискуссионные вопросы современного этапа развития // Региональныеисследования. — 2016. — № 4. — с. 10-16.
9. Куликова Е. И. Проблема нивелирования негативного воздействия факторов дифференциации на социально-экономическую систему регионов/V Международная научная конференция Евразийского Научного Объединения «Стратегии устойчивого развития мировой науки»// Сборник научных работ V Международной научной конференции Евразийского Научного Объединения (г. Москва, май 2015). — Москва: ЕНО, 2015. — 178 с.
10. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / Под ред. А. В. Кузнецова, О. В. Кузнецовой. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 137 с.
Literature
1. "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of the North Caucasus Federal District "for the period up to 2025" Decree of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 N 309 (as amended on 03.30.2018) [Electronic resource] // Legal Reference System Consultant Plus - Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162127/
2. Artobolevsky S.S. Western experience in the implementation of regional policy: the possibilities and limitations of practical use // Regional Studies. 2008. №3. Pp. 3-16.
3. Bateikin D.V. Formation of a mechanism for implementing a regional management strategy based on the development of socio-economic programs / D.V. Bateikin // Bulletin of Altai science. - 2015. - №2 (24). - p. 75
4. Bogatyreva I.A. Problems of differentiation of Russian regions in terms of socio-economic development / I.A. Bogatyreva, M.N. Krikovtsova // Actual problems of the functioning of the economy of the Altai Territory: a collection of articles / ed. V.V. Mishchenko. - Vol. 8. -Barnaul: Publishing house Alt. University, 2016. - p. 13-24.
5. Granberg A.G. Basics of regional economics: Textbook for universities. - M , 2001.
6. Ilyin V. A., Povarova A.I. Problems of regional development as a reflection of the effectiveness of public administration // Economy of the region. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-regionalnogo-razvitiya-kak-otrazhenie-effektivnosti-gosudarstvennogo-upravleniya (appeal date: 09.11.2018).
7. Klistorin V.I. Federative relations, regional policy and the problem of deformation of the economic space of Russia / V. I. Klistorin // Region: economics and sociology: All-Russian scientific journal. - 2013. -№3. p. 79-95.
8. Kuznetsova OV. Regional Policy of Russia: Debatable Issues of the Modern Stage of Development // Regional Studies. - 2016. - №4. - p. 10-16.
9. Kulikova E. I. The problem of leveling the negative impact of differentiation factors on the socio-economic system of the regions / V International Scientific Conference of the Eurasian Scientific Association "Strategies for Sustainable Development of World Science" // Collection of scientific papers of the V International Scientific Conference of the Eurasian Scientific Association (Moscow May 2015). - Moscow: ESA, 2015. - 178 p.
10. Regional policy: foreign experience and Russian realities / Ed. A.V. Kuznetsova, O.V. Kuznetsova. M., 2015. 137 p.