Научная статья на тему 'Федеральное законодательство Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов на ведение традиционного природопользования: анализ и перспективы развития'

Федеральное законодательство Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов на ведение традиционного природопользования: анализ и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
935
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ТЕРРИТОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ СБОРАМИ / РАЗМЕР УЩЕРБА / НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА / РАСХОДЫ НА ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / SMALL-NUMBERED INDIGENOUS PEOPLES / LANDS AND TERRITORIES OF INDIGENOUS PEOPLES / JUST AND FAIR COMPENSATION / SUBJECT TO FEES / AMOUNT OF PREJUDICE / REDRESS / OF RIGHTS TO LAND / INCORPORATED PERSON / INDUSTRIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лалетина А. С.

Статья посвящена рассмотрению законодательного регулирования в РФ прав коренных малочисленных народов на использование территорий их традиционного природопользования. Особое внимание уделено положениям Налогового кодекса РФ, в части льгот, предоставляемым хозяйствующим субъектам и представителям коренных народов. Кроме того, в статье предложен примерный перечень критериев оценки вреда, наносимого территориям традиционного природопользования коренных народов в результате промышленного освоения таких земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лалетина А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Russian Legislation and Laws on Indigenous Population: analysis and perspectives

The article examines Russian legislation and laws on indigenous population in their rights to land. A special focus is concentrated on articles of Tax Code considered to privileges and advantages given to small-numbered indigenous peoples and incorporated person. Besides the article contains approximate list of criterions served for estimate amount of prejudice to lands and territories of indigenous peoples resulting from industrial activities.

Текст научной работы на тему «Федеральное законодательство Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов на ведение традиционного природопользования: анализ и перспективы развития»

2.2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРАВАХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ВЕДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Лалетина А.С., к.ю.н., доцент кафедры теории государства и права, Первый профессиональный университет

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению законодательного регулирования в РФ прав коренных малочисленных народов на использование территорий их традиционного природопользования. Особое внимание уделено положениям Налогового кодекса РФ, в части льгот, предоставляемым хозяйствующим субъектам и представителям коренных народов. Кроме того, в статье предложен примерный перечень критериев оценки вреда, наносимого территориям традиционного природопользования коренных народов в результате промышленного освоения таких земель.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, территории традиционного природопользования, объект обложения сборами, размер ущерба, налогооблагаемая база, расходы на освоение природных ресурсов, хозяйствующий субъект.

Правовые нормы, защищающие права и интересы коренных народов, их традиционный образ жизни и ведение традиционного природопользования или представляющие им определенные льготы, получили закрепление в ряде федеральных законодательных актов Российской Федерации. Фундаментальную базу рассматриваемого вопроса создает Конституция РФ. Она гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ и уполномочивает субъекты РФ защищать исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных этнических общностей (ст.ст. 69, 72).

Во исполнение положений Конституции, правое положение коренных и малочисленных народов детализирует действующее федеральное законодательство Российской Федерации. В данной статье анализируются лишь наиболее важные, с точки зрения автора, законодательные акты по рассматриваемой тематике, оказывающие наибольшее влияние на взаимоотношения хозяйствующих субъектов и коренных малочисленных народов.

Одним из таких законодательных актов является Федеральный закон РФ от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”. Пункт 3 статьи 6 устанавливает, что в отношении расположенного на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных на-

родов участка недр, передаваемого под поиск, разведку и добычу минерального сырья, требуется разрешение законодательного органа субъекта РФ, на территории которого расположен такой участок, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, п.3 ст.7 №222-ФЗ предусматривается, что при выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, инвестор обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Статья 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» определяет, что малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Этой же статьей закрепляются еще немало важных прав малочисленных народов, например, право на участие в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности, а также право на возмещение им убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.

Пункт 2 статьи 8 устанавливает, что лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кроме того, указанная статья предусматривает право малочисленных народов пользоваться необходимыми для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». В соответствии с данным законом (статья 11), земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данная редакция статьи предложена Федеральным законом № 118-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом РФ» от 26.06.2007г. В предыдущей редакции малочисленным народам предоставлялось право безвозмездного пользования территорий традиционного природопользования. Указанная статья содержит норму, позволяющую представителям коренных малочисленных народов и их общинам безвозмездно пользоваться природными ресурсами, однако имущественными правами (вещными либо обязательственными) данный Закон коренные

малочисленные народы не наделяет.

Статья 12 49-ФЗ предусматривает в случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставление равноценных земельных участков и других природных объектов, а также возмещение убытков, причиненных таким изъятием.

Использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов. Лица, относящиеся к малочисленным народам, и общины малочисленных народов вправе безвозмездно пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на территориях традиционного природопользования, для личных нужд. Вместе с тем в законе не прописан сам порядок определения и возмещения таких убытков.

Очевидно, что в анализируемых нормах терминологически разделяются две правовые категории «земля» и «территории». Как видно из содержания приведенных статей, данный законодательный акт не предусматривает передачи земель и полезных ископаемых в собственность коренных народов. Территории традиционного природопользования остаются государственной или муниципальной собственностью. Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 октября 2001г. № 136-ФЗ в статье 3 определяет, что

земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Кроме того, данная статья разграничивает сферу действия земельного и гражданского отраслей законодательства, определяя, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

К категории участников земельных отношений Земельный кодекс относит граждан (физические лица), юридические лица, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В ст. 7 Земельного кодекса определен состав земель в Российской Федерации по целевому назначению, при этом п.3 данной статьи установлено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Статья 82 Земельного кодекса устанавливает условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-

исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов. Данная норма является бланкетной и отсылает к федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г №101-ФЗ. Статья 10 п.5 данного закона также содержит бланкетную норму, отсылающую к статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В ней установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в

государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Статья 34 Земельного кодекса определяет общий порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Пункт 5 статьи 97 Земельного кодекса предусматривает, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Относительно компенсационных мер при изъятии земельных участков, Земельный кодекс в статье 57 определяет, что возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:

1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) временным занятием земельных участков;

4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Вместе с тем п.2 ст. 57 устанавливает, что убытки возмещаются в полном объеме (в том числе упущенная выгода) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; а собственникам земельных участков в случаях ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц; временного занятия земельных участков; ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Данное положение прямо противоречит как п. 3 статьи 57, где говорится об убытках, причиняемых всем указанным лицам, так и основополагающим принципам права. Изъятие земельных участков возможно не только у собственников, но и у иных обладателей прав на земельные участки. Претендовать на выплату компенсации в связи с ухудшением качества земельных участков в результате деятельности других лиц могут не только собственники, но и землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков. В указанную категорию попадают и представителя коренных малочисленных народов. Ввиду казуистичности рассматриваемого п.2 ст. 57 Земельного кодекса, и очевидной необходимости уточнения его правовой формулировки, следует

исходить из того, что убытки могут быть причинены и подлежат возмещению всем обладателям прав на землю (землевладельцам, землепользователям, собственникам и арендаторам земельных участков) по любым основаниям, указанным в п. 1 ст. 57 Земельного кодекса.

Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время порядок возмещения убытков определен в «Правилах возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц», утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 262.

Согласно пункту 5 Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями [1], утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством имущественных отношений РФ.

Помимо вышеуказанных законодательных актов, в 1999-2001 годах были приняты три «специальных» федеральных закона, регулирующих правовое положение и защищающие интересы коренных малочисленных народов:

«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 №81-ФЗ, устанавливающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Статья 8 81-ФЗ устанавливает право малочисленных народов безвозмездно пользоваться землями различных категорий, необходимыми для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Следует обратить внимание, что в предыдущей редакции статьи, действовавшей до введения в действие Земельного кодекса, предусматривалось право малочисленных

народов владеть землями. После вступления в силу Земельного кодекса, Федеральным законом № 118-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом РФ» от 26.06.2007г., формулировка статьи 8 была изменена.

Пункт 8 статьи 8 закрепляет право малочисленных народов на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.

Данный закон относит к ведению федеральных органов государственной власти компетенцию по решению вопросов возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам в результате нанесения ущерба исконной среде их обитания деятельностью организаций, находящихся в федеральной собственности. Кроме того, федеральные органы государственной власти имеют право совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам о малочисленных народах законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование порядка передачи собственности субъектов Российской Федерации общинам малочисленных народов и лицам, относящимся к малочисленным народам.

«Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000 №104-ФЗ, устанавливающий общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяющий правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Отношения, регулируемые Федеральным законом №104-ФЗ - это отношения, возникающие в области организации, деятельности, реорганизации и ликвидации общин малочисленных народов.

«О Территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от . 7 мая 2001 года №49-ФЗ, устанавливающий правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни. Статья 1 определяет территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее -территории традиционного природопользования) как особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочис-

ленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

В статье 2 49-ФЗ нашел закрепление принцип верховенства международного договора над внутренним законодательством Российской Федерации: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о территориях традиционного природопользования, применяются правила международного договора Российской Федерации». Территории традиционного природопользования подразделяются на территории федерального, регионального и местного значения. В зависимости от вида принятие решений об образовании территорий традиционного природопользования относится соответственно к ведению Правительства Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов (статья 6), - по территориям федерального значения; к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - по территориям регионального значения (статья 7); к ведению органов местного самоуправления - территорий традиционного природопользования местного значения. Статья 12 49-ФЗ предусматривает предоставление лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов земельных участков и других природных объектов в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования. Кроме того, данная статья прописывает обязанность возмещения убытков, причиненных таким изъятием.

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что российское законодательство о правах коренных малочисленных народов исходит из того, что земля является отдельным видом природных ресурсов, точно так же, как вода, лес, недра, животный мир и так далее. Что же касается земли как объекта права собственности и иных имущественных прав, то этот вопрос регулируется и должен трактоваться в соответствии с правилами гражданского права. Субъектами гражданских прав являются физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования (статья 124 ГК РФ). Как видно из содержания данной статьи Гражданского кодекса, Российское законодательство в сфере гражданского права не признает в качестве субъекта гражданских прав народы. Земельный кодекс [3, статья 5] признает участниками земельных отношений граждан, юридические лица, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Очевидно, что в данном вопросе позиции Земельного кодекса и Гражданского кодекса совпадают.

В статье 11 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» предусмотрено, что земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных

народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует упоминания предыдущая редакция данной статьи, предусматривающая предоставление земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в границах территорий традиционного природопользования, коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока на праве безвозмездного пользования. После введения в действие Земельного кодекса, соответствующие изменения в редакцию статьи 11 №49-ФЗ были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации» от 26 июня 2007 года №118-ФЗ

Очевидно, что в нынешних правовых реалиях не возможно гарантировать использование природных объектов только представителями коренных малочисленных народов, в случае предоставления земельных участков им в собственность. При отсутствии законодательных ограничений собственник вправе передать возмездно или безвозмездно принадлежащую ему собственность третьим лицам, что применительно к малочисленным народам создает возможность для различного рода злоупотреблений.

Представляется, что в сложившихся условиях законодатель нашел оптимальный вариант решения соответствующей проблемы. Если пока нельзя установить вещные права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на землю, а передать им эту землю на условиях возмездной сделки неприемлемо, то единственным правом на землю может быть только постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование (статья 20 Земельного кодекса РФ).

Налоговое законодательство Российской Федерации в части регулирования отношений хозяйствующих субъектов и коренных народов. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ [2] не оставил без внимания взаимоотношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и коренными малочисленными народами. Нормы, содержащиеся в Налоговом кодексе, регулирующие рассматриваемые отношения, можно условно разделить на две категории: нормы, предоставляющие льготы представителям коренных народов, и нормы, льготирующие природопользователя, заключающего компенсационные договоры.

К первой категории можно отнести статью 395 НК РФ. Данная статья освобождаются от уплаты земельного налога физических лиц, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В соответствии со статьей 333.2. НК РФ не признаются объектами обложения сборами за пользование объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации). Однако такая льгота распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах

традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами

исполнительной власти.

Статья 217 НК РФ к доходам, не подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц, относит доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

Ко второй категории норм относится статья 261 НК РФ. Налоговый кодекс РФ содержит специальную норму, предоставляющую налогоплательщику (хозяйствующему субъекту) возможность уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на суммы денежных средств, перечисленных по компенсационным договорам. Пунктом 1 статьи 261 НК РФ предусмотрены расходы на освоение природных ресурсов, уменьшающие налогооблагаемую базу. К этим расходам, в частности, отнесены расходы [2, абзац 5 п. 1 ст. 261]:

на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений;

компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов.

Какие компенсации могут быть предусмотрены договорами, закон не указывает, тем самым фактически расширяет возможности налогоплательщика по включению в расходы на освоение природных ресурсов всех денежных средств, выплаченных на основании таких договоров.

Следовательно, законодатель исходил из того, что недропользователь, осуществляя освоение природных ресурсов, обоснованно будет нести расходы в виде компенсаций, предусмотренных договорами, заключенными с родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов.

Расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после введения в действие настоящей главы, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с настоящей главой, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.

Перспективы развития российского законодательства в сфере защиты прав коренных малочисленных народов. Несмотря на широкое освещение в российском законодательстве рассматриваемой темы, в отношениях природопользователей/недропользователей и коренных малочисленных народов имеется ряд неурегулированных или не достаточно урегулированных вопросов, вызывающих (или потенциально способных повлечь) проблемы, как в хозяйственной деятельности предприятий, так и в правоприменительной практике.

Так, до настоящего времени остается неурегулированным вопрос методики определении ущерба, наносимого коренным народам в результате промышленного освоения территорий традиционного природо-

пользования. Главной причиной разногласий между природопользователями/недропользователями и

представителями коренных народов является размер ущерба, наносимого промышленной деятельностью территориям традиционного природопользования и, как следствие, коренным народам. В качестве критериев оценки ущерба предлагается использовать ряд ключевых показателей:

• данные о размере территории воздействия (площади земельного участка);

• количество лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, проживающих и ведущих традиционное природопользование на соответствующей территории;

• при строительстве новых промышленных объектов - срок строительства объекта;

• при эксплуатации промышленного объекта - степень отрицательного воздействия на территорию традиционного природопользования. Степень воздействия напрямую зависит от вида деятельности природо-пользователя на соответствующей территории (добывающая деятельность, переработка газа/нефти, транспортировка нефти/газа, электроэнергетика, лесозаготовка, транспортировка электрической энергии;

• категория земли (земли лесного фонда, земли водного фонда, земли промышленности, земли запаса и т.д.) [3, статья 7].

Приведенный примерный перечень критериев оценки ущерба может лечь в основу методики расчета размера компенсационных выплат хозяйствующих субъектов коренным народам за отрицательное воздействие на территории их традиционного проживания.

Следует обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. Как уже было отмечено выше, в соответствии с действующей редакцией статьи 217 главы 23 Налогового кодекса РФ к доходам, не подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц, относятся только доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла. Таким образом, доходы, полученные представителями коренных народов от хозяйствующих субъектов по компенсационным договорам, являются объектом налогообложения по смыслу главы 23 НК РФ. Вместе с тем, на практике, данное налоговое бремя ложится дополнительным грузом на предприятия, производящие компенсационные выплаты. Учитывая компенсационный характер такого рода платежей, представляется целесообразным включить в перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) [2, статья 217], доходы, полученные представителями коренных народов от хозяйствующих субъектов по компенсационным договорам.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что законодательство Российской Федерации широко освещает правоотношения хозяйствующих субъектов и коренных малочисленных народов. Вместе с тем, остается ряд неурегулированных на законодательном уровне вопросов, влекущих возникновение спорных моментов в правоприменительной практике. В частности, действующая редакция главы 23 Налогового кодекса, предусматривающая налогообложение доходов, полученных представителями коренных народов

от хозяйствующих субъектов по компенсационным договорам, диссонирует с общими принципами российского законодательства по анализируемой тематике. Государственная поддержка данных правоотношений, а именно, предоставление налоговых льгот представителям коренных малочисленных народов в части освобождения от налогообложения их доходов, полученных в качестве компенсации за ущерб, нанесенный хозяйствующими субъектами территориям традиционного природопользования, явилось бы логичной последовательностью общей законодательной тенденции Российской Федерации по рассматриваемому вопросу.

Список литературы:

1. «Временные методические рекомендации по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц», от 11 марта 2004 года.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона № 224-ФЗ от 26.11.2008).

3.Земельный кодекс Российской Федерации № 136-ФЗ от 25 октября 2001 года, в редакции №311-ФЗ от 30.12.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.