Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисаченко Сергей Сергеевич, Ячменев Юрий Васильевич

Данная статья посвящена конституционно правовому регулированию коллизионных правоотношений в условиях федеративного государственного устройства. В работе раскрывается понятие федерального коллизионного права, анализируются конституционный механизм разрешения коллизий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL CONFLICT OF LAWS LAW: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

This article is devoted to the constitutional and legal regulation of conflict of laws relations in the conditions of a federal state structure. The paper reveals the concept of federal conflict of laws, analyzes the constitutional mechanism of conflict resolution.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_21 УДК 342.41

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ FEDERAL CONFLICT OF LAWS LAW: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

ЛИСАЧЕНКО Сергей Сергеевич,

аспирант, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». 196601, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское ш., 2. E-mail: serg040596@yandex.ru;

ЯЧМЕНЕВ Юрий Васильевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры правоведения, Северо-Западный институт управления,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/43. E-mail: turbo-62@mail.ru;

LISACHENKO Sergey Sergeevich,

postgraduate student, St. Petersburg State Agrarian University. 2, St. Petersburg sh., Pushkin, St. Petersburg, 196601, Russia. E-mail: serg040596@yandex.ru;

YACHMENEV Yuri Vasilyevich,

Doctor of law, professor, professor of the department of jurisprudence, Northwest Institute of Management,

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. 57/4 Sredny prospekt V.O., St. Petersburg, 199034, Russia. E-mail: turbo-62@mail.ru

Краткая аннотация: Данная статья посвящена конституционно правовому регулированию коллизионных правоотношений в условиях федеративного государственного устройства. В работе раскрывается понятие федерального коллизионного права, анализируются конституционный механизм разрешения коллизий.

Abstract: This article is devoted to the constitutional and legal regulation of conflict of laws relations in the conditions of a federal state structure. The paper reveals the concept of federal conflict of laws, analyzes the constitutional mechanism of conflict resolution.

Ключевые слова: коллизионное право, Конституция России, конституционный механизм.

Keywords: conflict of laws, Constitution of the Russian Federation, constitutional mechanism.

Для цитирования: Лисаченко С.С., Ячменев Ю.В. Федеральное коллизионное право: теоретические и практические аспекты//Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 21-23. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_21.

For citation: Lisachenko S.S., Yachmenev Yu.V. Federal conflict of laws: theoretical and practical aspects // Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 21-23. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_21.

Статья поступила в редакцию: 01.04.2022

Существование различных конституционно-правовых коллизий в российском законодательстве - это объективная реальность в быстро меняющемся мире. Изменения, происходящие во всех областях жизни, диктуют необходимость изменений в законодательстве РФ. Плодотворная законотворческая деятельность связана с устранением пробелов в законах, но также является одной из причин возникновения коллизий. Понятно, что усложнение любой системы ведёт к большему числу ошибок и несоответствий.

Следует отметить, что разрешение коллизионных вопросов требует много времени и создает трудности в работе судебной системы, а также приводит к задержкам в принятии решений. Перед законодателем встаёт важная задача: не допускать несогласованности различных правовых документов, а также противоречий в правовых нормах. Эффективным средством преодоления правовых коллизий являются решения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. За последние годы увеличилось количество запросов для разрешения конституционно-правовых коллизий. Преследуя цель повышения качества российского законодательства, в статью 125 (п. 5.1) Конституции РФ внесены изменения в рамках конституционной реформы 2020 г. Они связаны с предварительной проверкой Конституционным Судом РФ по запросу Президента РФ проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов на соответствие Конституции РФ, до их

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 6(210)

подписания. Также по запросу Президента РФ Конституционный Суд РФ проверяет конституционность законов субъектов РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ.

Понятие федерального коллизионного права введено в п. «п» ст. 71 Конституции Российской Федерации. Однако следует отметить отсутствие закрепления определения данного понятия в законодательстве Российской Федерации. Исходя из самого названия, очевидно, что данное понятие включает в себя не всё коллизионное право в целом, а только ту часть, которая регулирует коллизионные правоотношения, возникающие в рамках федерации.

Нормы федерального коллизионного права содержаться и в конституциях других стран. В Соединенных Штатах коллизия законов может быть описана как часть конституционного права. Основной механизм координации правовых систем в рамках федерации предусматривает признание и приведение в исполнение решений судов в рамках всей федеральной системы США. Можно сказать, что в Соединенных Штатах коллизия законов находится на пересечении конституционного и процессуального права в спорах частного права, связанных с более чем одной юрисдикцией.

Еще одной страной с федеральной правовой системой является Канада. Несмотря на то, что Канада является федерацией, канадские юристы не рассматривали коллизионное право, как подотрасль конституционного права и до недавнего времени не рассматривали канадский федерализм как устанавливающий какие-либо особые требования к тому, как следует подходить к вопросам коллизионного права. Однако решения Верховного суда Канады свидетельствуют о том, что потребности федеральных систем являются основным стимулом для переоценки традиционных правовых норм для разрешения коллизий.

Таким образом, ранее устоявшийся подход к пониманию коллизионного права как связанного исключительно с международным частным правом, в федеральных правовых системах неприменим.

Невозможно не согласиться с позицией Ю. А. Тихомирова, который считает, что закрепление в Конституции РФ понятия «федерального коллизионного права» можно считать своеобразным юридическим ориентиром и стимулом для формирования данной отрасли[1]. Оно выступает подотраслью коллизионного права и предназначено для предотвращения и устранения юридических противоречий в федеративных отношениях[1]. Особенностью федерации является многоуровневая законодательная, исполнительная и судебная система, объективно нуждающаяся в регулировании со стороны государства. В таком понимании федеральное коллизионное право может рассматриваться и как подотрасль конституционного права.

Предметом данной подотрасли являются общественные отношения, связанные с мерами превентивного урегулирования и разрешения всех возникающих коллизий, конфликтов, противоречий, споров в государстве, которые урегулированы нормами конституционного права на федеральном уровне.

Особый метод правового регулирования подотрасли федерального коллизионного права, обусловлен спецификой используемых коллизионных норм. Метод федерального коллизионного права характеризуется комплексностью: преобладает императивный, используется диспозитивный, дополняется специфическим коллизионным методом регулирования через исполнение коллизионных норм. Коллизионный метод заключается в разработке, закреплении в законодательстве и реализации комплекса коллизионных норм (иерархических, временных, пространственных, содержательных) для разрешения коллизий между нормативными правовыми актами.

В юридической науке уже на протяжении многих лет активно развивается такое научное направление как юридическая конфликтология, которая изучает природу и сущность юридических конфликтов. Именно конфликт, то есть столкновение противоположных интересов, является первоосновой юридических коллизий.

Анализируя федеральные правовые системы, можно прийти к выводу, что коллизионное правовое регулирование является неотъемлемой частью именно внутригосударственного права.

Для возникновения конфликта необходимо два и более участника (субъекта конфликта). Таким образом, федеративное государство по своей природе, состоящее из отдельных субъектов (штаты, кантоны, провинции, республики, области), в большей степени способствует возникновению юридических коллизий, чем унитарные государства.

Федеральное коллизионное право отнесено к ведению Российской Федерации (п. «п» ст. 71 Конституции РФ), а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам (п. «а» ст. 72 Конституции РФ). Разрешение коллизий между нормами федерального законодательства и законодательства субъектов РФ

основано на верховенстве Конституции РФ и федеральных законов.

Отнесение к предметам совместного ведения обеспечения соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам означает, что правовые механизмы достижения непротиворечивости региональных актов федеральным (предотвращение, выявление и разрешение коллизий) регулируются федеральными законами и в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

С момента начала распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации был принят ряд нормативно правовых актов, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции. В месте с тем акты Президента, Правительства, федеральных министерств не могли учесть все особенности эпидемиологической обстановки в отдельных регионах. Наиболее верным и целесообразным в данной ситуации стало решение о введении в каждом конкретном субъекте РФ режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Фактически комплекс законов и норм предполагает для субъектов федерации право принимать свои собственные нормативно правовые акты руководствуясь следующими правилами: во-первых - нормативно правовые акты уровня субъекта РФ не должны противоречить федеральным законам; во-вторых - основой принимаемых актов должно являться федеральное законодательства о введении режима повышенной готовности в соответствии с законом о ЧС. С уверенностью можно сказать, что такой подход в разграничении полномочий субъектов и федерации, то есть в применении федерального коллизионного законодательства, поспособствовал достижению существенного замедления распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, практическое применение федерального коллизионного права направлено на построение непротиворечивой, жизнеспособной правовой системы, позволяющей оперативно разрешать противоречия между нормативно-правовыми актами и предотвращать юридические коллизии.

Библиография:

1. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учеб. и науч.-практ. пособие / Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве РФ - М.: Юринформцентр, 2020, - 393 с.

2. Институты конституционного права / отв. ред. : Л. В. Андриченко, А. Е. Постников. М. : Юриспруденция, 2019, - 496 с.

3. Стародубцева И. А. Коллизии в регулировании организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2017, № 12.

References:

1. Tikhomirov Yu.A. Conflict of laws: studies. and scientific-practical. manual / In-t législation and comparison. Jurisprudence under the Government of the Russian Federation - Moscow: Yurinformcenter, 2020, - 393 p.

2. Institutes of Constitutional law / ed.: L. V. Andrichenko, A. E. Postnikov. M. : Jurisprudence, 2019, - 496 p.

3. Starodubtseva I. A. Collisions in the regulation of the organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation // Constitutional and municipal law, 2017, No. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.