Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА: ИЗУЧЕНИЕ СКЛОННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА: ИЗУЧЕНИЕ СКЛОННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дмитриев Максим Вадимович, Андреев Владислав Андреевич, Дмитриева Елена Владимировна, Крикова Анна Вячеславовна, Кожурина Анна Александровна

Цель. При реализации инновационного проекта «ЗДОРОВЬЕ первокурсника - ЗДОРОВЬЕ врача - ЗДОРОВЬЕ нации!» провести экспресс-диагностику риска употребления алкоголя, психотропных и наркотических веществ, а также разработать программы профилактики вредных привычек для обучающихся в Смоленском государственном медицинском университете. Методика. Тест-опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова, В.А. Корзунина. Опрос проводился в ноябре 2020 г., с использованием https://docs.google.com/forms. В исследовании добровольно приняло участие 381 человек. Статистическая обработка данных включала методы описательной статистики. Статистическая значимость признавалась при вероятности >95% (p<0,05) и 99% (p<0,01). Результаты. Установлено, что из 381 человека 327 входят в группу низкого риска зависимого поведения; 31 человек - в группу умеренного риска зависимого поведения и 23 человека - в группу высокого риска зависимого поведения, выраженные признаки склонности к зависимому поведению. При выкопировки данных установлено, что среди обучающихся на втором и шестом курсах данных лиц нет; на 5 курсе в абсолютных показателях 5 человек, на 4 курсе - 7 человек, на 3 курсе - 7 человек, на 1 курсе - 4 человека. Заключение. Результаты анкетирования обучающихся в медицинском университете позволят выявлять на ранних стадиях проблему склонности к аддиктивному поведению с последующим обучением в разрезе здорового образа жизни в целом. На базе созданной федеральной инновационной образовательной площадки планируется проведение комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с целью выявления причинно-следственных связей развития как болезней зависимости, так и их осложнений, обучение навыкам ранней диагностики нарушений психического функционирования и связанных с ним состояний зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дмитриев Максим Вадимович, Андреев Владислав Андреевич, Дмитриева Елена Владимировна, Крикова Анна Вячеславовна, Кожурина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL INNOVATION PLATFORM: EXAMINATION OF THE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TENDENCY TO ADDICTIVE BEHAVIOR

Objective. To carry out express diagnostics of the alcohol, psychotropic and narcotic substances consumption risks during the implementation of the innovative project "HEALTH of the first year student - HEALTH of the physician - HEALTH of the nation!" and to develop programs to prevent harmful habits for the students of the Smolensk State Medical University (SSMU). Methods. Test-questionnaire "Addictive tendency" was developed by V.V. Yusupov, V.A. Korzunin. The survey was performed in November 2020 using https://docs.google.com/forms/. 381 students participated as volunteers in the survey. Statistical data analysis included the methods of descriptive statistics. Statistical significance was recognized with a probability of >95% (p<0.05) and 99% (p<0.01). Results. It was found that out of 381 students, 327 belong to the low risk group of addictive behavior; 31 - to moderate risk of addictive behavior; 23 - to high risk of addictive behavior (pronounced features of a tendency to addictive behavior). When the data was coped, it was found that there were no such persons among the students of the second and sixth years; but among the 5th year students 5 persons were revealed, among the 4th year - 7, among the 3rd year - 7, and among the 1st year - 4. Conclusions. The results of the medical university students’ survey will identify the problem of tendency to addictive behavior on the early stages with future training in the context of a healthy lifestyle in general. A complex of psychological and pedagogical support of the students to identify the cause-and-effect relationships of the disorders and their complications development (depression, epilepsy, cardiovascular diseases, etc.), training skills of early diagnosis of mental functioning violations and associated states of addiction are planned on the basis of a Federal innovative educational platform.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА: ИЗУЧЕНИЕ СКЛОННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378+159 44.03.01 Педагогическое образование

ВОР. 10.37903/^^.2021.3.23

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА: ИЗУЧЕНИЕ СКЛОННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ © Дмитриев М.В., Андреев В.А., Дмитриева Е.В., Крикова А.В., Кожурина А.А., Козлов Р.С.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме

Цель. При реализации инновационного проекта «ЗДОРОВЬЕ первокурсника - ЗДОРОВЬЕ врача -ЗДОРОВЬЕ нации!» провести экспресс-диагностику риска употребления алкоголя, психотропных и наркотических веществ, а также разработать программы профилактики вредных привычек для обучающихся в Смоленском государственном медицинском университете.

Методика. Тест-опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова, В.А. Корзунина. Опрос проводился в ноябре 2020 г., с использованием https://docs.google.com/forms. В исследовании добровольно приняло участие 381 человек. Статистическая обработка данных включала методы описательной статистики. Статистическая значимость признавалась при вероятности >95% (р<0,05) и 99% (р<0,01).

Результаты. Установлено, что из 381 человека 327 входят в группу низкого риска зависимого поведения; 31 человек - в группу умеренного риска зависимого поведения и 23 человека - в группу высокого риска зависимого поведения, выраженные признаки склонности к зависимому поведению. При выкопировке данных установлено, что среди обучающихся на втором и шестом курсах данных лиц нет; на 5 курсе в абсолютных показателях 5 человек, на 4 курсе - 7 человек, на 3 курсе - 7 человек, на 1 курсе - 4 человека.

Заключение. Результаты анкетирования обучающихся в медицинском университете позволят выявлять на ранних стадиях проблему склонности к аддиктивному поведению с последующим обучением в разрезе здорового образа жизни в целом. На базе созданной федеральной инновационной образовательной площадки планируется проведение комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с целью выявления причинно-следственных связей развития как болезней зависимости, так и их осложнений, обучение навыкам ранней диагностики нарушений психического функционирования и связанных с ним состояний зависимости.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, обучающиеся, профилактика, федеральная инновационная площадка

FEDERAL INNOVATION PLATFORM: EXAMINATION OF THE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TENDENCY TO ADDICTIVE BEHAVIOR

Dmitriev M.V., Andreev V.A., Dmitrieva E.V., Krikova A.V., Kozhurina A.A., Kozlov R.S.

Smolensk State Medical University, 28, Kruoskoy St., 214019, Smolensk, Russia Abstract

Objective. To carry out express diagnostics of the alcohol, psychotropic and narcotic substances consumption risks during the implementation of the innovative project "HEALTH of the first year student

- HEALTH of the physician - HEALTH of the nation!" and to develop programs to prevent harmful habits for the students of the Smolensk State Medical University (SSMU).

Methods. Test-questionnaire "Addictive tendency" was developed by V.V. Yusupov, V.A. Korzunin. The survey was performed in November 2020 using https://docs.google.com/forms/. 381 students participated as volunteers in the survey. Statistical data analysis included the methods of descriptive statistics. Statistical significance was recognized with a probability of >95% (p<0.05) and 99% (p<0.0l).

Results. It was found that out of 381 students, 327 belong to the low risk group of addictive behavior; 31

- to moderate risk of addictive behavior; 23 - to high risk of addictive behavior (pronounced features of a tendency to addictive behavior). When the data was coped, it was found that there were no such persons

179

among the students of the second and sixth years; but among the 5th year students 5 persons were revealed, among the 4th year - 7, among the 3rd year - 7, and among the 1st year - 4.

Conclusions. The results of the medical university students' survey will identify the problem of tendency to addictive behavior on the early stages with future training in the context of a healthy lifestyle in general. A complex of psychological and pedagogical support of the students to identify the cause-and-effect relationships of the disorders and their complications development (depression, epilepsy, cardiovascular diseases, etc.), training skills of early diagnosis of mental functioning violations and associated states of addiction are planned on the basis of a Federal innovative educational platform.

Keywords: addictive behavior, students, prevention, federal innovation platform

Введение

Инновационный проект «ЗДОРОВЬЕ первокурсника - ЗДОРОВЬЕ врача - ЗДОРОВЬЕ нации!», реализуется коллективом Смоленского государственного медицинского университета с сентября 2020 г., а 05 февраля 2021 г. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации опубликовало Приказ от 25 декабря 2020 г. №1580 «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования», в котором Университету присвоен статус «Федеральной инновационной площадки».

При реализации научно-практического проекта «ЗДОРОВЬЕ первокурсника - ЗДОРОВЬЕ врача -ЗДОРОВЬЕ нации!» будут внедрены новые инновационные технологии медицинских осмотров, оценки общего состояния здоровья обучающихся, разработаны новые формы организации образовательного процесса, проведено внедрение моделей индивидуальных подходов к здоровьесбережению, что позволит создать ресурсный Центр, который станет обучающей, научной, экспериментальной инновационной площадкой по совершенствованию профессиональных компетенций. Проект соответствует реализации Национальных проектов «Образование», «Здравоохранение, «Демография», «Наука», принятых Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг., проекту стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 г.

Известно, что употребление алкоголя, психотропных и наркотических веществ с вредными последствиями является глобальной проблемой, ставящей под угрозу не только индивидуальное, но и общественное развитие нации [6]. Пагубные привычки ежегодно приводят к 2,5 млн. случаев смерти, увеличивают риск преждевременной смерти, инвалидности и потери здоровья. Вредное употребление алкоголя, психотропных и наркотических веществ является одной из основных детерминант психоневрологических расстройств. В частности, аддиктивное поведение, при котором человек «уходит» от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояние путем употребления различных веществ [7]. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию. Формы аддиктивного поведения довольно разнообразны [2].

Учитывая большую актуальность данной проблемы, мы поставили перед собой цель - в рамках реализации инновационного проекта «ЗДОРОВЬЕ первокурсника - ЗДОРОВЬЕ врача -ЗДОРОВЬЕ нации!» провести экспресс-диагностику риска употребления алкоголя, психотропных и наркотических веществ, а также разработать программы профилактики вредных привычек для обучающихся в Смоленском государственном медицинском университете.

Методика

Тест-опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова, В. А. Корзунина [1]. Интерпретация полученных результатов: до 13 баллов - группа низкого риска зависимого поведения; от 14 до 16 баллов - группа умеренно риска зависимого поведения; от 17 баллов и более - группа высокого риска зависимого поведения, выраженные признаки склонности к зависимому поведению.

Опрос проводился в ноябре 2020 г., с использованием https://docs.google.com/forms. В исследовании добровольно приняло участие 381 человек, из них: 315 (82,7%) - женщин, 66 (17,3%) - мужчин. Респонденты представляли следующие факультеты Смоленского государственного медицинского университета: лечебный - 120 (31,5%); педиатрический - 121 (31,8%); стоматологический - 27 (7,1%); фармацевтический - 84 (22%); психолого-социальный 12 (3,1%); медико-биологического и гуманитарного образования 13 (3,4%); факультет иностранных учащихся 4 (1%). Разделение по курсам выглядит следующим образом: 1 курс - 189 (49,6%); 2 курс - 33 (8,7%); 3 курс - 39 (10,2%); 4 курс - 58 (15,2%); 5 курс - 52 (13,6%); 6 курс - 10 (2,6%).

Статистическая обработка данных [4, 5] включала методы описательной статистики. Построение доверительного интервала 95% ДИ проводилось по формуле для долей и частот методом Вальда. Достоверность различия изучаемых признаков оценивалась с помощью углового преобразования Фишера. Статистическая значимость признавалась при вероятности >95% (p<0,05) и 99% (p<0,01). Статистический анализ результатов выполнен в Microsoft Excel 16 c использованием надстройки AtteStat 12.0.5.

Результаты исследования

В рамках информационно-просветительской составляющей проекта по профилактике злоупотребления алкоголя, психоактивными и наркотическими веществами мы провели диагностическое исследований молодежи при помощи тест-опросника «Аддиктивная склонность». Результаты отражены в табл. 1.

Таблица 1. Результаты опроса обучающихся в Смоленском государственном медицинском университете

Вопрос, п=381 Да, абс. (отн.%) Нет, абс. (отн.%) ф*эмп

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально 112 (29,4%) 269 (70,6%) 4,514*

Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет 152 (39,9%) 229 (60,1%) 2,178**

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь 87 (22,8%) 294 (77,2%) 6,067*

Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин 93 (24,4%) 288 (75,6%) 5,682*

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях 70 (18,7%) 305 (81,3%) 7,088*

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества 201 (50,8%) 180 (47,2%) 0,390** *

Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно» 62 (16,3%) 319 (83,7%) 7,715*

Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков 38 (10%) 343 (90%) 9,518*

Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а) 58 (15,2%) 323 (84,8%) 8,011*

Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально 110 (28,9%) 271 (71,1%) 4,629*

Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты 55 (14,4%) 326 (85,6%) 8,231*

Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся 268 (70,3%) 113 (29,7%) 4,445*

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место 128 (33,6%) 253 (66,4%) 3,565*

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает 78 (20,5%) 303 (79,5%) 6,633*

Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни 125 (32,8%) 256 (62,7%) 3,310*

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают 34 (8,9%) 347 (91,1%) 9,868*

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест 59 (15,5%) 322 (84,5%) 7,930*

Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания 94 (24,7%) 287 (75,3%) 5,610*

Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др. 112 (24,9%) 269 (76,1%) 5,654*

На самом деле курительные смеси не очень опасны для здоровья 12 (3,1%) 369 (96,9%) 12,098*

Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась 58 (15,2%) 323 (84,8%) 8,011*

Продолжение таблицы 1.

Вопрос, п=381 Да, абс. (отн.%) Нет, абс. (отн.%) ф*эмп

Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно 41 (10,8%) 340 (89,2%) 9,272*

Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего 58 (15,2%) 323 (84,8%) 8,011*

Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя 80 (21%) 301 (79%) 6,509*

Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие 103 (27%) 278 (73%) 5,068*

В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты 41 (10,8%) 340 (89,2%) 9,272*

Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек 109 (28,6%) 272 (71,4%) 4,78*

Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму 22 (5,8%) 359 (94,2%) 10,951*

Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь 172 (45,1%) 209 (54,9%) 2,685*

У меня были неприятности в связи с употреблением алкоголя 28 (7,3%) 353 (92,7%) 10,406*

Примечание: ф*эмп - угловое преобразование Фишера, * - различия статистически достоверны, р<0,01; ** - различия статистически достоверны, р<0,05; *** - различия статистически не достоверны, р>0,05

При анализе ответов обучающихся внимание привлек вопрос, в котором необходимо было ответить «да» или «нет» о том, есть ли среди знакомых люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества. Утвердительно «да» ответил 201 человек из 381, что составило более половины респондентов (50,8%). Сделав по курсам выкопировку ответов, получили следующие данные: из 381 человека обучающиеся 6 курсов дали ответ «да» в 2,4% случаев; 5 курс - в 9,7% случаев; 4 курс - в 10,8% случаев; 3 курс - в 6,6% случаев; 2 курс - 7,6% случаев; 1 курс - в 15,7% случаев. При статистической обработке ответов это утверждение не имело значимых различий, в то же время данный факт настораживает и призывает научно-педагогических работников университета проводить с обучающимися всех курсов и факультетов работу, направленную на профилактику всех видов зависимости. В 70,3% случаев (268 человек) обучающимся нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

В рамках реализации федеральной инновационной площадки «ЗДОРОВЬЕ первокурсника -ЗДОРОВЬЕ врача - ЗДОРОВЬЕ нации!» планируется создать центр психолого-педагогического сопровождения лиц, входящих в группу риска. На наш взгляд, привлечение молодёжи во внеучебное время к мероприятиям, направленным на формирование здорового образа жизни, поможет адаптироваться в социуме.

Таблица 2. Сводные данные средних значений суммарного балла положительных ответов по группам зависимого поведения, полученные в ходе анкетирования обучающихся в медицинском университете

Суммарный балл положительных ответов, п=381 Абсолютный показатель, п Относительный показатель, п[/п, % 95% доверительный интервал

до 13 баллов - группа низкого риска зависимого поведения 327 85,8 84,0-87,6

от 14 до 16 баллов - группа умеренного риска зависимого поведения 31 8,1 6,7-9,5

от 17 баллов и более - группа высокого риска зависимого поведения, выраженные признаки склонности к зависимому поведению 23 6,0 4,8-7,3

При анализе данных, отраженных в табл.2 установлено, что из 381 человека 327 входят в группу низкого риска зависимого поведения; 31 человек - в группу умеренного риска зависимого поведения и 23 человека - в группу высокого риска зависимого поведения, выраженные признаки склонности к зависимому поведению. При выкопировке данных, установлено, что среди обучающихся на втором и шестом курсах лиц с высоким риском зависимости нет; на 5 курсе в абсолютных показателях 5 человек, на 4 курсе - 7 человек, на 3 курсе - 7 человек, на 1 курсе - 4 человека.

Известно, что аддиктивное поведение может быть обусловлено трудностями адаптации и социализации, из чего следует, что успешность перехода обучающихся к новому возрастному этапу, который определяется исследователями как кризисный период, определяет степень проявления и особенности развития у них склонности к аддиктивному поведению и различного вида зависимостям. В ходе реализации инновационного проекта группа сотрудников будет

информировать обучающихся и научно-педагогических работников об аддиктивном поведении, его видах и его опасностях, прививать ценностное отношение к своему здоровью, мотивации к здоровому образу жизни, развивать навыки уверенного поведения и общения, решения проблемных ситуаций, тренировать способы снятия эмоционального напряжения и повышения стрессоустойчивости, в том числе через занятия физической культурой и спортом.

' баллов и более II от 14 до 16 баллов ■ до 13 баллов Рис. 1. Диаграмма распределения средних значений суммарного балла положительных ответов по группам зависимого поведения

Обсуждение результатов исследования

Обучение молодежи современным здоровьесберегающим технологиям позволит повысить общий уровень здоровья молодого поколения за счет наглядного компетентного информирования разных возрастных групп по вопросам профилактики социально-значимых и хронических неинфекционных заболеваний, проведения диагностических исследований сердечно-сосудистой, эндокринной, нервно-психической и репродуктивной систем с использованием современного оборудования, медицинского консультирования высококвалифицированными специалистами (научно-педагогические работники СГМУ).

Пропаганда здорового образа жизни среди молодежи [8] для повышения компетентности и ответственности в вопросах здоровьесбережения улучшит и укрепит репродуктивное здоровье, позволит разработать и внедрить комплекс мероприятий в виде клинико-диагностического исследования состояния репродуктивной системы, информационно-просветительских лекций по вопросам профилактики абортов, бесплодия и других заболеваний, сексуального воспитания, а в дальнейшем повлиять на демографическую ситуацию.

В рамках информационно-просветительской составляющей проекта по профилактике злоупотребления алкоголя [9], психоактивными и наркотическими веществами мы провели диагностическое исследований молодежи, на наш взгляд, могут быть использованы как при последующем медицинском наблюдении, так и при разработке программ профилактики и реабилитации, разработке научных рекомендаций для практического здравоохранения, а также организационной активности образовательных учреждений. Программы должны включать в себя этапы [3]: аналитико-ориентационный, технико-организационный, прогнозно-ретроспективный, прогнозно-диагностический, прогнозно-проектировочный, верификационный, корректировочный.

Заключение

Результаты анкетирования обучающихся в медицинском университете позволит выявлять на ранних стадиях проблему склонности к аддиктивному поведению с последующим обучением в разрезе здорового образа жизни в целом. Пропаганда здорового образа жизни [10] среди молодежи повысит компетентность и ответственность в вопросах здоровьесбережения, позволит разработать и внедрить комплекс мероприятий в виде информационно-просветительских лекций по вопросам профилактики алкоголизации и употребления психотропных и наркотических веществ, что в итоге повлияет на демографическую ситуацию в целом. На базе созданной федеральной инновационной образовательной площадки планируется проведение комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с целью выявления причинно-следственных связей развития, как

болезней зависимости, так и их осложнений (депрессии, эпилепсия, сердечно-сосудистые заболевания и др.), обучение навыкам ранней диагностики нарушений психического функционирования и связанных с ним состояний зависимости.

Благодаря реализации инновационного проекта «ЗДОРОВЬЕ первокурсника - ЗДОРОВЬЕ врача -ЗДОРОВЬЕ нации!» ожидается широкое вовлечение молодежи в решение социально-значимых для страны задач, в частности, улучшению ситуации по злоупотреблению алкоголем и другими психоактивными и наркотическими веществами.

Литература (references)

1. Амбрумова А.Г., Тихоненко, В.А. Диагностика суицидального поведения. - М.: Медицина, 2010. - 148 с. [Ambrumova A.G., Tikhonenko, V.A. Diagnostika suitsidal'nogo povedeniya. - M.: Meditsina, 2010. - 148 p. (in Russian)]

2. Иванишкина Е.В., Диденко В.Н., Крикова А.В. и др. Проблема алкоголизации населения как угроза национальной безопасности российской федерации // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2019. - Т.18, №4. - С. 101-110. [Ivanishkina E.V., Didenko V.N., Krikova A.V. at al. Vestnik Smolenskoi gosudarstvennoi meditsinskoi akademii. Bulletin of the Smolensk State Medical Academy. - 2019. - V.18, N4. - P. 101-110. (in Russian)]

3. Иванишкина Е.В., Бекезин В.В., Диденко В.Н. и др. Проведение оценки и анализа осведомленности населения Смоленской области о метаболическом синдроме // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2018. - Т.17, №2. - С. 119-124. [Ivanishkina E.V., Bekezin V.V., Didenko V.N. at al. Vestnik Smolenskoi gosudarstvennoi meditsinskoi akademii. Bulletin of the Smolensk State Medical Academy. - 2018. - V.17, N2. - P. 119-124. (in Russian)]

4. Ионина О.В. Диагностический портфель для определения склонности к аддиктивному поведению. -Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019. - 39 с. [Ionina O.V. Diagnosticheskii portfel' dlya opredeleniya sklonnosti k addiktivnomu povedeniyu. - Tula: GU TO «Regional'nyi tsentr «Razvitie», 2019. - 39 p. (in Russian)]

5. Крикова А.В., Диденко В.Н., Иванишкина Е.В., Е.В. Дмитриева. Определение уровня информированности населения Смоленской области о здоровом образе жизни и употреблении алкоголя как причины развития алкогольной болезни печени // Вестник современный исследований. - 2018. - Т.20, №5. - С. 72-75. [Krikova A.V., Didenko V.N., Ivanishkina E.V., Dmitrieva E.V. Opredelenie urovnya informirovannosti naseleniya Smolenskoi oblasti o zdorovom obraze zhizni i upotreblenii alkogolya kak prichiny razvitiya alkogol'noi bolezni pecheni // Vestnik sovremennykh issledovanii. Bulletin of the Smolensk State Medical Academy. - 2018. - V.20, N5. - P. 72-75. (in Russian)]

6. Ланг Т.А., Сесик М. Как описытать статистику в медицине. Аннотированное руководство для авторов, редакторов и рецензентов. - М.: Практическая медицина, 2011. - 480 с. [Lang T.A., Sesik M. Kak opisyvat' statistiku v meditsine. Annotirovannoe rukovodstvo dlya avtorov, redaktorov i retsenzentov. - M.: Prakticheskaya meditsina, 2011. - 480 p. (in Russian)]

7. Миронова Т.Л., Шагдурова Л.Д. Профессиональная направленность личности. - Улан-Удэ: Бурятский гос. ун-т, 2013. - 169 с. [Mironova T.L., Shagdurova L.D. Professional'naya napravlennost' lichnosti. - Ulan-Ude: Buryatskii gos. un-t, 2013. - 169 p. (in Russian)]

8. Петри А., Сэбин К. Наглядная медицинская статистика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 216 с. [Petri A., Sebin K. Naglyadnaya meditsinskaya statistika. - M.: GEOTAR-Media, 2015. - 216 p. (in Russian)]

9. Просоциальное поведение. Большая психологическая энциклопедия // Академик.ру: электронный ресурс. 16.05.2021. URL:https://psychology.academic.ru/5631 [Prosotsial'noe povedenie. Bol'shaya psikhologicheskaya entsiklopediya // Akademik.ru: elektronnyi resurs. 16.05.2021. URL:https://psychology.academic.ru/5631. (in Russian)]

10. Султанова Т. А. Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1111-1114. [Sultanova T. A. Molodoi uchenyi. Young scientist. - 2014. - N4. - P. 1111-1114. (in Russian)]

Информация об авторах

Дмитриев Максим Вадимович - студент стоматологического факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: dmitrie.mack@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Андреев Владислав Андреевич - студент лечебного факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: vernulas@mail.ru

Дмитриева Елена Владимировна - старший преподаватель кафедры физики, математики и медицинской информатики, начальник управления по воспитательной и социальной работе ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: vernulas@mail.ru

Крикова Анна Вячеславовна - доктор фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации, декан фармацевтического факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: anna.krikova@mail.ru

Кожурина Анна Александровна - проректор по стратегическому развитию ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: sgmu2020@mail.ru

Козлов Роман Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, ректор ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: adm@smolgmu.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.