Мареаи Юсеф Абдо Салех Мутанна
Аспирант 3 курса. Санкт-Петербургский государственный университет.
Федерализм Сомали: будущее единства и угрозы раздела
Введение
После падения государства Сомали в 1991 году произошел переход к другой политической системе, сторонники которого видели в федерализме единственное спасение для сомалийских кланов, а также гарантию политической стабильности и демократическим институтам, которые приведут народ к процветанию и безопасности.
Данные дебаты происходят в местных и региональных кругах после ожесточенной борьбы с военным режимом, которая причинила сомалийцам различные страдания и представляла угрозу политическому будущему соседних с Сомали стран (Эфиопия и Кения). Сомали поддерживало революции и повстанческие движения в Эфиопии с целью возвращения западного Сомали из Эфиопии, что сегодня наоборот больше угрожает Сомали. Это представлено в создании федерального сомалийского государства, окруженного официальными федеральными администрациями, которые получают приказы не от центрального правительства, а скорее, от столиц других стран.
За последние два десятилетия арабский мир стал свидетелем радикальных изменений в своей политической структуре и административной системе. Поэтому для сохранения своей внутренней сплоченности, унификации своей политики и внешнего суверенитета некоторые арабские страны приняли центральную систему, несмотря на тенденцию некоторых арабских стран к федеральному эксперименту, который был успешным в некоторых арабских странах и пострадал от политических и административных провалов и неудач в других странах.
Сомали - одна из арабских стран, которые приняли федеративную систему в своей федеральной конституции в 2002 году. Однако дебаты о федерализме предшествовали появлению переходных правительств, которые последовали за ожесточенными политическими конфликтами с полевыми командирами, которые нанесли ущерб югу Сомали после свержения режима президента Сиада Барре в 1991 году.
Чтобы противостоять освободительным движениям, призывающим к единству в каждой арабской стране и на уровне арабского мира, создание федераций привело к рассеиванию арабских усилий в попытке колониальных держав консолидировать реальность регионального и племенного разделения в форме пустых формальных федераций, не отвечающих интересам арабского мира.
Сомали (сомал. БоотааНуа, араб. 1с!<^^1с![эс-Сумаль), полное официальное название — Федеративная Республика Сомали (сомал. 1атЬиипуаёёа БеёегааХка ее БоотааНуа, араб. восточноаф-
риканское государство. В результате гражданской войны и деятельности сепаратистов Сомали на долгое время фактически прекратило своё существование в качестве государства и распалось на множество частей. Топоним «Сомали», относящийся как к государству, так и к одноимённому полуострову, по имеющимся оценкам, восходит к этнониму «сомали» — названию основной этнической группы населения страны. Этноним происходит, вероятно, от арабского и кушитского этнонимов [11].
История федерализма в Сомали.
Следует начать изучение истории федерализма в Сомали с правительства Абду аль-Рашида Али Шермаки, который был у власти с 12 июля 1960 до 14 июня 1964 гг.
Дипломатическая тенденция Сомали на первом этапе независимости была обусловлена старыми колониальными отношениями, которые сохраняли ее интересы. Эта тенденция была очевидна в программе, которую первое сомалийское правительство представило парламенту, чтобы завоевать доверие [1].
Правительство Абд аль-Рашида Али Шармарке приняло многопартийную систему, а выборы были одним из основных способов передачи власти, обеспечивающих основные свободы общества. Народ избирал свой парламент из 132 членов, а члены парламента избирали президента страны каждые шесть лет. Два президента Демократической Республики, первый из которых - президент: Адам Абдулла Осман (1908-2007) и президент Абдель Рашид Али Шармарке (1919-1969), которые были убиты в Лас-Ануде сомалийским солдатом.
Преемником А. Рашида стал Абду аль-Раззак Хадж Хусейн, который был у власти с 14 июня 1964 до 15 июля 1967 гг.
После того, как правительство Абдула Раззака Хаджа Хусейна не смогло изменить направление внешней политики Сомали и нарисовать черты новой политической карты сомалийского государства, это пра-
вительство пыталось перекроить внешнеполитические черты современного сомалийского государства, но оно также потерпело неудачу и не преуспело [2].
В 1969-1991 гг. была Центральная военная система правительства в Сомали. Некоторые офицеры сомалийской армии воспользовались провалом гражданских правительств после обретения независимости и неспособностью политических партий установить национальную политическую систему вдали от межплеменной конкуренции за власть и, как следствие, широко распространенным общественным недовольством гражданскими правительствами, после чего 16 октября 1969 года произошел военный переворот. Это был переворот белых, который приветствовал сомалийский народ, полагая, что он устранит наследие гражданского правления коррупции и фаворитизма [3].
Негативное вмешательство Запада по разделу Сомали.
Неминуемая опасность для сомалийского кризиса представляет собой мягкую фрагментацию, черты которой отчетливо видны на карте Сомали, разделенной на региональные государства, которые расходятся в разные стороны. Некоторые считают это быстрым скачком из внутреннего политического хаоса к узакониванию политического и административного подчинения соседним странам, особенно Эфиопии и Кении, которые прилагают большие усилия, чтобы сделать Сомали страной с небольшими кантонами этих двух стран.
Запад стал обращать внимание на северную часть Сомали из-за ее стратегического значения. Помимо того, что она является стратегическими воротами, через которые можно контролировать происходящее на международной политической арене в целом, и в частности на Ближнем Востоке, она гарантирует безопасное и надежное будущее для Израиля. За счет арабов этот повышенный интерес связан с политикой США в отношении региона.
В заявлении помощника госсекретаря США по делам Африки Джонни Карсона в октябре 2010 года, в котором он сказал, что Соединенные Штаты не планируют признавать (Батленд и Сомалиленд) в качестве независимых стран. Однако намекнул, что Вашингтон может попытаться признать контактные группы в южно-центральной части Сомали, включая местные органы власти и племена, и в тоже время не связанные официально или напрямую с правительством Могадишо.
Он будет работать над укреплением временного правительства шейха Шарифа Шейха Ахмеда (2009-2012 гг.), которое потеряло контроль над
многими улицами Могадишо, а также большей частью южной и центральной части Сомали в пользу «Аш-Шабааб» [4].
Присутствие США в Сомали происходит в контексте обеспечения своих политических и стратегических интересов на Африканском Роге. Особенно после появления исламских движений, например Движения исламского союза, которое контролирует города (Луук, Тобли и мыс Ка-поне), так как оно взяло под управление регионы Босасо и Бутенланд, а также порт Марка в районе Шабелле на юге Сомали.
В разгар внутренних беспорядков в Сомали администрация США стремилась к сотрудничеству с некоторыми лидерами вооруженных группировок в Сомали, такими как Али Махди, Удай, Мухаммад Абшер и Абдулла Юсуф, для ликвидации некоторых исламских движений, а также в сотрудничестве с ООН в ликвидации этих вооруженных группировок, которые находят поддержку в Судане и Иране [5].
В данном контексте сообщается, что бывший президент Сомали Абд аль-Касим Салад Хасан встретился с делегатом посольства США в Найроби, который прямо сказал ему: «Америка поддерживает хаос в Сомали». Что отражается желанием Соединенных Штатов Америка держать Сомали в ситуации хаоса и противостоянием некоторым усилиям арабов, пытающимся вывести Сомали из политического хаоса и беспорядка в сфере безопасности.
Что касается Европы, то после обретения независимости Сомали и рождения Сомалийской Республики в 1960 году отношения европейских стран с Сомали были напряженными из-за колониального разделения Сомали на британское, итальянское и французское влияние в свете требований Сомали на объединение своих территорий, что негативно отразилось на западно-сомалийских отношениях [6].
Федеральное Сомали: будущее единства и угрозы разделения.
Несмотря на разногласия между сомалийцами по вопросу о федерализме, временная конституция предусматривает, что Сомали является федеративным государством. Традиционно при изучении федеральной системы основное внимание уделялось конституционным и законодательным рамкам, в которых сотрудничают центральные и региональные правительственные ведомства. Однако следует признать, что существует ряд проблем, связанных с федерализмом в Сомали, таких как последствия демаркации границ, клановые интересы и региональные административные практики между штатами. Также важно учитывать будущие отношения между центром и периферией, которые в настоящее время
в значительной степени характеризуются непониманием, и недоверием. Один из парадоксов формы федерального правительства в Сомали заключается в том, что она предусматривает, что федеральное правительство берет на себя обязательства по контролю и стратегии, не вмешиваясь в них. Здесь возникает вопрос: На чем основана легитимность на государственном уровне? Как местные де-факто власти могут улучшить свою легитимность и свои отношения с центральным правительством, и как центральное правительство может поддерживать и организовывать местные органы власти? Существует растущая и острая необходимость в общественных обсуждениях и творческом диалоге между сомалийскими элитами по этим вопросам.
Из вышеизложенного ясно, что не существует единой формулы федерализма в Сомали, подходящей для всех случаев, и что администрация внутри федерации различается в зависимости от того, существует ли президентская система исполнительной, совместной или парламентской. Размер, количество и внутренняя однородность компонентов федеральной единицы. Наконец, существует различная степень административного и законодательного сотрудничества между центром и штатами [7].
Несмотря на эти проблемы и противоречия вокруг Сомалийской федерации, федерация в Сомали не имеет поддержки со стороны достаточного числа людей, чтобы поддерживать ее на местах. Нынешний федерализм в Сомали - это всего лишь результат политического кризиса и социального раскола в регионе. Несмотря на усилия стран региона, и международного сообщества по утверждению федерализма как системы в Сомали, большие слои сомалийского общества не поддерживают проект федерализма. Однако в этом отношении необходимо указать на несколько факторов, которые могут способствовать созданию безопасной среды для молодого федерального государства на Африканском Роге, в дополнение к показателям мониторинга разделения в Большом Сомали.
Первое: возможности для единства
Сомали характеризуется лингвистической, исторической, этнической и географической однородностью, и, несмотря на наличие всех возможностей для однородности и сосуществования между группами общества, существует «племенное сектантство», а также политические конфликты и конфликты в области безопасности, а иногда конфликты между племенными ополченцами возобновляются и развиваются во вмешательство политических субъектов. Это вызывает множество вопросов о причинах
конфликта и межплеменного соперничества сомалийцев. Здесь необходимо искать возможности для единства и возможность создания единой системы для сомалийцев, которые представлены в следующем:
Единство сомалийской системы
Федерализм возникает в разрозненных штатах, особенно в государствах с независимой политической системой, и в Сомали нет независимого государства, которое собирается вместе, чтобы сформировать сомалийское федеративное государство. Скорее, в нынешнем хаосе существуют различные племенные общества, которые управляют собой сами по себе, но они не являются жизнеспособными субъектами для формирования федерации. В случае Сомалиленда некоторые федералисты предлагают следующее. Из северных регионов они предлагают федерацию между Сомали и Сомалилендом, но это не дало никакого прогресса, поэтому то, что сейчас происходит в Сомалиленде, указывает, что регион Сомали-ленд стремится к независимости от Сомалиленда [8].
Этническое, языковое и религиозное единство Сомали
Сомали - одно из обществ, в которых преобладает единство национальностей и этнических групп, а также языковая однородность, а также единство религии. Это обеспечивает безопасную среду для взаимопонимания между группами в сомалийском обществе для создания единой системы на будущее.
Отказ в региональной опеке
Если мы посмотрим на влияние Кении и Эфиопии в Сомали, мы обнаружим, что две страны снова и снова пытались разделить Сомали, но им это не удалось, но, если кодифицированная федеральная система преуспеет в Сомали, тогда надежды на единство и мечта Великого Сомали исчезнет.
Неполный Закон о местном самоуправлении
Хотя Сомали приняла федеральный проект в качестве основы для управления в Сомали, сомалийский парламент еще не принял Закон о местных и региональных органах власти, и этот закон все еще находится на рассмотрении. Федеральный проект может быть обсужден в парламенте и проголосован депутатами. Но этот вопрос требует, чтобы сомалийские лидеры имели национальную тенденцию к изменению государственной системы на федеральную. В дополнение к присутствию соседних с Сомали стран, которые защищают кодифицированный федерализм в Сомали силой оружия и политического вмешательства и вмешательства разведки в эту страну.
отверг разделение:
Хотя в Сомали нет официальной статистики, чтобы знать тенденции общественного мнения в Сомали о федеральной системе как политической системе страны, вполне вероятно, что большинство групп в сомалийском обществе не поддерживают федерализм в его нынешней неоднозначной форме. Потому что это вызвало разногласия в политических и социальных кругах Сомали. Чтобы построить сомалийское государство, федеральное правительство должно нести двойную ответственность - спасти обстановку, что является позитивным шагом на пути к распространению духа национальной гармонии и восстановлению сплоченности между слоями общества с использованием доступных средств, таких как молодежные союзы; обсуждение и участие в политической жизни, но это остается зависимым от необходимости нейтралитета руководства верховного государства перед племенным соперником за власть.
Во-вторых, проблемы разделения в Сомали.
Федерация племен ведет Сомали с ее регионами и городами к внутреннему политическому и географическому разделению. Факторы разделения включают:
Центральная административная коррупция
Многие сомалийцы пострадали от несправедливости, особенно в отношении имиджа управления в Сомали, а также в отношении центрального правительства в столице Могадишо, где страна живет в течение двух десятилетий под диктаторским режимом, и многие сомалийцы опасаются возвращение центральной системы в случае восстановления национального согласия между сомалийцами. Коррумпированная центральная картина в Сомали очевидна в процессе принятия политических решений. Простейшим примером такой коррупции является то, что решение о переводе школьного учителя с одного места на другое было принято из Могадишо, и это самая важная проблема, которая помешала расширению системы благого управления в Сомали. Кроме того, доступ к базовым услугам и справедливое распределение богатства является преобладающим спросом среди сомалийцев, но центральное правительство в Сомали требует доступа к этим услугам при наличии людей в столице Могадишо, в которой расположены государственные службы, а не в других регионах. Например, если человеку нужен паспорт, а ему нужно поехать в Могадишо в, то время, когда такие услуги, как Служба иммиграции
и гражданства, должны были быть доступны в больших городах Сомали. Таким образом, судьба всего народа была связана со столицей Могадишо, для получения основных услуг, таких как поездки и образование, которые могли быть доступны в других городах Сомали. Здесь следует отметить, что, федеральное правительство в составе Управления иммиграции и гражданства, открыла для него отделения в остальных провинциях Сомали для выдачи паспортов и избавила сомалийских граждан от усталости от поездки в столицу Могадишо с целью получения паспортов, что является важным шагом на пути к оказанию услуг сомалийским гражданам [9].
отсутствие доверия
В отсутствие благоприятных условий для взаимного доверия между сомалийцами, неспособности развеять опасения по поводу единой центральной системы и отсутствия сознательного политического руководства, которое могло бы преодолеть трудности и разногласия между сомалийцами, бывший президент Сомали Хасан Шейх Махмуд пытался убедить сомалийские племена и партии в необходимости принятия системы надлежащего управления, но его усилия не увенчались успехом, и после этого его администрация, как правило, утвердила федерализм как систему правления в стране. Но позже стало ясно, что некоторые сомалийские племена были категорически против участия в федеральной государственной системе, что побудило Хасана Шейха Махмуда поехать в регионы, чтобы убедить некоторые стороны, устранить препятствия и вселить доверие в души племенных шейхов и политиков. Сложность федеративных племенных государств решена, но в будущем этот вопрос будет отражать сложность убеждения сторон в Сомали в необходимости единой центральной системы.
Региональное вмешательство (Эфиопия и Кения)
Различные внешние силы поддерживают нынешний проект федерации племен в Сомали, и две страны, Эфиопия и Кения, граничащие с Сомали, являются двумя основными странами, которые поддерживают федерацию племен в Сомали. Эти две страны активно участвовали в разработке и внедрении федерализма по племенному принципу в Сомали с конца 1990-х годов. В 1998 году на Форуме партнеров Межправительственного органа по вопросам развития (МОВР) Эфиопия представила свою позицию в документе, который включал создание пяти или шести регионов в Сомали с чисто племенным критерием. Аддис-Абеба также предложила местные административные структуры, которые станут строительными
блоками мира и государственного строительства в Сомали и сыграют важную роль для гражданского общества, появление и вклад которого должно поощряться международным сообществом. Международное сообщество неохотно приняло предложение Эфиопии, а это означает, что на территориях, созданных по предложению Эфиопии, будут доминировать четыре сомалийских племени в этих областях: Дузауда и Дагла, Мар-вели и Хавия и Исаак [10].
Заключение
Сомали несет в себе все семена власти и обладает потенциалом единства с точки зрения гомогенности расы, языка и религии. Однако факторы разделения на хрупкие и слабые образования сильнее факторов выживания сильного и единого государства из-за того, что региональная и международная политика будет стремиться разделить его на федеральные штаты, которые не подчиняются власти федерального правительства. В настоящее время Сомали испытывает административное разделение из-за политических условий в стране, а также племенных и политических квот, которые мешают продвижению к ощутимым политическим достижениям на местах. Система распределения богатства, квот и министерских портфелей в клановой формуле делает всю политическую работу в руках политической власти племени, которое монополизирует влияние, государственные выгоды и деньги. Это затрудняет разработку проекта современного сомалийского государства, которое имеет свою долю экономического и политического развития в районе Африканского Рога. В этой статье я попытался объяснить природу федеральной системы в Сомали и некоторые факторы, которые привели к расколу в сомалийском обществе. Также негативную роль сыграли страны региона и некоторые международные силы, которые хотят сохранения анархии в Сомали.
Список литературы:
1. Муса, Племя и его влияние на сомалийскую политику 1960-1997 гг., 84 с.
2. Муса, Племя и его влияние на сомалийскую политику 1960-1997 гг., 85 с.
3. Абдулла Хассан Махмуд, Сомалийские фронты: происхождение и развитие, (Дар Аль-Андалус, Каир, 2013 г.) первое издание. 51 с.
4. Аль-Шафей Абедун, Федерализм в Сомали, амбиции разделения и проблемы единства, Центр исследований Аль-Джазира, 2018 г., Доха, первое издание. 94 с.
5. Али Мухаммад Ахмед Шейх, Международное вмешательство в Сомали, цели и результаты, (Судан, Исследовательский центр Аль-Расед, 2005 г.). 67 с.
6. Фахд Ясин, Возвращение сомалийско-российских отношений после десятилетий разрыва: его цели и будущее, Центр исследований Аль-Джазира, июнь 2016 // URL: https://studies.aljazeera.net/ar/reports/2016/06/160629115551093.html (Дата обращения: 01.02.2021)
7. Абд аль-Рахман Абд аль-Шакур, возможно ли объединение Сомали? Центр исследований Аль-Джазира, октябрь 2013 //
URL: https://studies.aljazeera.net/ar/reports/2013/10/201310975423658504.html (Дата обращения: 04.02.2021)
8. Авиари Эльми, Единая децентрализованная система: возможная модель среднего уровня в Сомали, май 2015 г., Арабский центр исследований и политических исследований. // URL: https://siyasatarabiya.dohainstitute.org/ar/issue015/Pages/art02.aspx (Дата обращения: 04.02.2021)
9. Авиари Эльми, Единая децентрализованная система: возможная модель среднего уровня в Сомали, май 2015 г., Арабский центр исследований и политических исследований. // URL: https://siyasatarabiya.dohainstitute.org/ar/issue015/Pages/art02.aspx (Дата обращения: 13.02.2021)
10. Авиари Эльми, Единая децентрализованная система: возможная модель среднего уровня в Сомали, май 2015 г., Арабский центр исследований и политических исследований. // URL: https://siyasatarabiya.dohainstitute.org/ar/issue015/Pages/art02.aspx (Дата обращения: 22.02.2021)
11. Википедия // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8 (Дата обращения: 30.11.2021)
Bibliography
1. Musa, The Tribe and Its Influence on Somali Politics 1960-1997, 84 p.
2. Musa, The Tribe and Its Influence on Somali Politics 1960-1997, 85 p.
3. Abdullah Hassan Mahmoud, Somali Fronts: Origins and Development, (Dar Al-Andalus, Cairo, 2013) first edition. 51 p.
4. Al-Shafei Abedun, Federalism in Somalia, ambitions of division and issues of unity, Al Jazeera Research Center, 2018, Doha, first edition. 94 p.
5. Ali Muhammad Ahmed Sheikh, International Intervention in Somalia, Goals and Results, (Sudan, Al Rased Research Centre, 2005). 67 p.
6. Fahd Yassin, Returning Somali-Russian Relations after Decades of Break: Its Goals and Future, Al Jazeera Research Center, June 2016 // URL: https://studies.aljazeera.net/ar/reports/2016/06/160629115551093 .html (01.02.2021)
7. Abd al-Rahman Abd al-Shakur, is the unification of Somalia possible? Al Jazeera Research Center, October 2013 // URL: https:// studies.aljazeera.net/ar/reports/2013/10/201310975423658504.html (02.04.2021)
8. Aviary Elmi, A Single Decentralized System: A Possible Middle Level Model in Somalia, May 2015, Arab Center for Research and Policy Studies. // URL: https://siyasatarabiya.dohainstitute.org/ar/issue015/Pages/art02.aspx (02.04.2021)
9. Aviari Elmi, A Single Decentralized System: A Possible Mid-Level Model in Somalia, May 2015, Arab Center for Research and Policy Studies. // URL: https://siyasatarabiya.dohainstitute.org/ar/issue015/Pages/art02.aspx (02.13.2021)
10. Aviary Elmi, A Single Decentralized System: A Possible Middle Level Model in Somalia, May 2015, Arab Center for Research and Policy Studies. // URL: https://siyasatarabiya.dohainstitute.org/ar/issue015/Pages/art02.aspx (02.22.2021)
11. Wikipedia // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8 (11.30.2021)