Научная статья С. 103-110
УДК 343.91
DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-10114
ФАШИЗМ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
В УСЛОВИЯХ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сергей Викторович Кондратюк
Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия
© https://orcid.org/0000-0001-7272-5359
Аннотация. Исследованы вопросы криминологической профилактики проявлений фашизма на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации. Актуальность темы определена задачами криминологической теории и практики противодействия фашизму. Теоретическая часть исследования содержит обобщение достижений криминологии. Современный фашизм определен как идеология. Социальная структура фашистского толка обозначена термином «общность». Выделены основные идеи фашизма: превосходства над другими социальными общностями; вождизма; устранения чужих общностей вплоть до их физического уничтожения; идея мессианства. Соответственно основным идеям фашизма выделены его признаки: 1) внешнего облика; 2) смысла формулировок употребляемых высказываний; 3) поведенческих стереотипов; 4) культурного кода. Сформулирована гипотеза о существовании детерминант фашизма на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации. Проверка гипотезы осуществлена социологическим методом. Разработанная анкета учитывает требования взаимоконтроля и взаимного дополнения поставленных вопросов. Анкетированием охвачены представители студенчества, демобилизованные из рядов Народной милиции ДНР. Распределение респондентов по признакам пола и возраста соответствует социальной структуре новых субъектов Российской Федерации. По результатам анкетирования определены следующие детерминанты фашизма, сложившиеся на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации: закрепление признаков фашизма в поведенческих и смысловых атрибутах; приемлемое отношение к проявлениям фашизма; готовность общественных структур, складывающихся на освобожденной территории, к восприятию фашизма. Установлено негативное влияние отдельных лидеров общественного мнения, допускающих высказывания экстремистского содержания. Показано, что структурные признаки и поведенческие стереотипы соответствуют криминальной субкультуре. Обращено внимание на возможность негативного воздействия со стороны идеологических противников, направленного на внедрение фашистского содержания в сложившиеся социальные общности. Сформулированы направления криминологической профилактики фашизма. Рекомендовано охватить молодёжь влиянием политических партий и общественных движений с антифашистской идеологией.
Ключевые слова: идеология экстремизма, фашизм, социологическое исследование, детерминанты фашизма, криминальная субкультура, криминологическая профилактика фашизма
Для цитирования: Кондратюк С. В. Фашизм: социологическое исследование и детерминирующие факторы в условиях новых субъектов Российской Федерации // Правопорядок: история, теория, практика. 2023. № 1 (36). С. 103-110. DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-10114
© С. В. Кондратюк
Research article
FASCISM: A SOCIOLOGICAL STUDY AND DETERMINING FACTORS IN THE CONDITIONS OF THE NEW SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Sergey V. Kondratyuk
Togliatti State University, Togliatti, Russia [email protected] © https://orcid.org/0000-0001-7272-5359
Abstract. The issues of criminological prevention of manifestations of fascism in the liberated territory of the new subjects of the Russian Federation are investigated. The relevance of the topic is determined by the tasks of criminological theory and practice of countering fascism. The theoretical part of the study contains a generalization of the achievements of criminology. Modern fascism is defined as an ideology. The social structure of the fascist sense is designated by the term "community". The main ideas of fascism are highlighted: superiority over other social communities; leadership; elimination of alien communities up to their physical destruction; the idea of messianism. According to the main ideas of fascism, its signs are highlighted: 1) the appearance; 2) the meaning of the wording of the statements used; 3) behavioral stereotypes; 4) the cultural code. The hypothesis of the existence of the determinants of fascism in the liberated territory of the new subjects of the Russian Federation is formulated. The hypothesis was tested using a sociological method. The developed questionnaire takes into account the requirements of mutual control and mutual addition of the questions posed. The survey covered representatives of the student body demobilized from the ranks of the People's Militia of the DPR. The distribution of respondents by gender and age corresponds to the social structure of the new subjects of the Russian Federation. According to the results of the survey, the following determinants of fascism that have developed in the liberated territory of the new subjects of the Russian Federation have been identified: the consolidation of signs of fascism in behavioral and semantic attributes; an acceptable attitude to manifestations of fascism; the readiness of social structures developing in the liberated territory to perceive fascism. The negative influence of individual opinion leaders who allow statements of extremist content has been established. It is shown that structural features and behavioral stereotypes correspond to the criminal subculture. Attention is drawn to the possibility of a negative impact from ideological opponents aimed at introducing fascist content into established social communities. The directions of criminological prevention of fascism are formulated. It is recommended to reach young people with the influence of political parties and social movements with anti-fascist ideology.
Keywords: ideology of extremism, fascism, sociological research, determinants of fascism, criminal subculture, criminological prevention of fascism
For citation: Kondratyuk SV. Fascism: a sociological study and determining factors in the conditions of the new subjects of the Russian Federation. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2023;(1):103-110. DOI: 10.47475/2311-696X-2023-10114 (In Russ.)
Введение
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В связи с проведением СВО в российском обществе наблюдаются кардинальные изменения в общественно-политической сфере [1-3]. Как правило, подобный исторический перелом приводит к радикализмам и взглядов и мировоззренческих позиций. Между тем, на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации молодежь в возрасте до 30 лет воспитывалась в чуждой для российской традиции системе взглядов и ценностей. В настоящее время
внедренные ранее мировоззренческие установки переносятся в новую социальную среду. Поэтому на территории новых субъектов РФ можно ожидать сочетание антагонистических общественных позиций. По мнению криминологов, наблюдается тренд общественного сознания в сторону экстремизма и его проявления фашизма [4]. Ученые предупреждают о «скатывании общества назад», к архаическим формам идеологии, к фашизму.
Детерминантам современного фашизма уделено много внимания в работах современных авторов, как отечественных, так и зарубежных [5-7]. В научной литературе отмечено,
что преступное поведение фашистского содержания проявляется в возникновении социальных общностей, объединенных ненавистью к «чужим» [8; 9]. В общностях фашистского толка чужими считаются социальные группы по признакам антропометрическим, этнографическим, культурологическим и другим [10]. Авторы обращают внимание, что почвой для возникновения данного социального феномена становится ощущение нестабильности, закрепленное в различных, прежде всего в молодежных социальных общностях [11]. Можно видеть, что подобные условия сложились на освобожденной территории в результате многолетнего выталкивания людей из российской многонациональной мировоззренческой системы. Однако подобные детерминанты, сформировавшиеся на освобожденной в ходе СВО территории, еще не рассматривались в научной литературе с позиций противостояния фашизму. Между тем, проблема детерминант фашистской идеологии требует научного анализа, в плане задач криминологической профилактики данного социального феномена.
В связи с вышеизложенным целью исследования является выявление криминологических детерминант фашизма в условиях новых субъектов Российской Федерации.
Методы исследования
Исследование проведено с применением общего и специальных научных методов уголовного права, криминологии и социологии.
Изучена научная литература, в которой фашизм отображен в историческом, культурном, а также уголовно-правовом и криминологическом аспектах. Применен метод анализа исторических факторов и условий укоренения идей фашизма, с последующим сопоставлением их с обстановкой на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации. Сформулирована гипотеза о существовании предпосылок проникновения фашизма в общественное сознание на указанной территории.Гипотеза проведена социологическим исследованием общественного мнения. Результаты получены анкетированием 212 респондентов, основную часть из которых составили студенты вузов ДНР и ЛНР, демобилизованные из Народной милиции ДНР. При составлении анкеты учтены рекомендации социологов по реализации принципа взаимного дополнения вопросов, поставленных респонденту [12]. Ввиду ограниченного количества респондентов, статистическая погрешность составляет ±5 %, поэтому результаты анкетирования округлены до десятков
процентов. Неожиданным для нас оказалось превышение количества лиц женского пола (свыше 60 %) над количеством участников противоположного пола. Данный факт можем объяснить запретом для военнослужащих (между тем, значительное их количество смогло принять участие в анкетировании) пользоваться смартфонами на территории СВО. По возрастным категориям мы получили следующее распределение участников анкетирования: в возрасте 18-25 лет — 40 % респондентов, 26-35 лет — 30 %, 36-45 лет — 20 %, свыше 45 лет —10 %.
Результаты исследования
В научной литературе криминологического направления феномену фашизма уделяют внимание многие ученые (Ш. Б. Магомедов, И. М. Мацкевич, В. В. Меркурьев, С. Ф. Милюков, П. С. Рыжов Н. Е. Фокин и др.). Исследованы закономерности его возникновения [13-15] и внедрения в общественное сознание российского общества [16-18]. Рассматриваются вопросы идейного содержания [19-21], а также направления криминологического противодействия ему [22-24]. Между тем, на настоящий момент отсутствует достаточное количество работ по заявленной теме, охватывающих проблему социума на освобождённой территории новых субъектов Российской Федерации.
Применительно к нашему исследованию фашизм рассматриваем как вид экстремизма. Экстремизм трактован в научной литературе как идеология и политическая практика выделения и преследования социальных групп по признаку национальному, расовому, антропологическому, этнокультурному и другим [25]. Такую группу лиц, солидарно следующих за подобной идеей, обозначаем как «социальную общность». Отсюда можно видеть, что фашизм отличается идеей солидаризма, т. е. стремлением к объединению социальной общности по признаку принадлежности к «своим». Также можно рассматривать фашизм как гипертрофированное проявление конкуренции, присущей современному обществу. Следует заметить, что если, например, в экономике или в науке конкурируют отдельные индивиды или их группы, то согласно идеологии фашизма конкуренция осуществляется между социальными общностями. При этом, в конкурентной борьбе по отношению к чужим допускаются радикальные действия, вплоть до изгнания их с территории или физического устранения. К тому же, социальную общность фашистского толка объединяет идея избранности, предназначенности для построения
эталонного общественного порядка. В этом ученые видят проявление идеалистических взглядов на общество. Приверженцы фашистской идеи оторваны от понимания экономических, социальных, правовых и т. п. научных закономерностей прогресса. Также авторы обращают внимание на архаизацию общностей фашистского толка. Их представители объединены стремлением к патриархальности, что проявляется в идее вождизма, в признании за лидером права доминировать над общностью указанного толка. Также в научной литературе отмечено, что идеология фашизма приобретает форму культового вероучения. Еще следует обратить внимание на деструктивную направленность фашизма, в отличие от других солидаристских идеологий современности. Вместо сотрудничества с другими социальными объединениями, общность фашистского толка допускает их устранение, вплоть до физического уничтожения.
Таким образом, фашизм можно представить как солидаризм, доведенный до крайности. Идеологически оправдывается применение радикальных средств в конкурентной борьбе между социальными общностями.
Так, по мнению, ученых, в современных условиях фашизм приобрел форму идеологии. В ней выделяем следующие основные идеи.
1. Идея превосходства данной социальной общности над другими, определяемыми как «чужие».
2. Вождизм. Носители идеологии фашизма признают ведущую роль вождя для социальной общности и для каждой отдельной личности. Авторитет вождя признается непререкаемым, такой лидер становится выразителем и защитником интересов социальной общности.
3. Идея устранения чужих путем изгнания с территории, которую занимает социальная общность фашистского толка, вплоть до их физического уничтожения.
4. Идея мессианства, что означает признание за данной общностью права устанавливать эталонный социальный порядок.
По нашим наблюдениям, идеология фашизма может проявляться в следующих признаках, присущих приверженцам данной социальной общности: 1) во внешнем облике; 2) в формулировках и смысле употребляемых высказываний; 3) в поведенческих стереотипах; 4) в проявлениях культуры.
Соответственно перечисленным выше основным идеям, составляющим идеологию фашизма, и указанным его признакам сформирован вопросник для анкетирования респондентов, проживающих на освобожденной
территории новых субъектов Российской Федерации.
В предлагаемой анкете источник проникновения идей фашизма в общественное сознание выражен в вопросе с такой формулировкой: «Ряд лидеров общественного мнения выступают с призывами к репрессиям по отношению к отдельным нациям, религиям, а также социальным группам (спортивных фанатов, скин-хедов, дог-хантеров, нетрадиционных ориенталистов и т. п.). А Вы лично замечали случаи провозглашения подобных призывов?».
На этот вопрос категорично ответили всего 10 % респондентов; лишь иногда замечали подобные высказывания до 40 % из участников анкетирования. Так, почти половина участников отметили наличие в общественном дискурсе экстремистских проявлений. Всего 20 % не замечают данного явления. Остальные анкетируемые затруднились ответить на этот вопрос. Интересно, что в комментариях отдельные респонденты указали на конкретных телеведущих и общественных деятелей, которые позволяют себе в публичной сфере одобрять подобные идеи.
Следующий вопрос «Поддерживаете ли Вы идеи устранения из общества представителей наций, религий, либо нежелательных социальных групп (спортивных фанатов, скин-хедов, дог-хантеров, нетрадиционных ориенталистов и т. п.)?» фактически дополняет предыдущий и служит для него проверочным параметром.
Категорически поддерживают указанную идею до 30 % респондентов, против — до 50 %. На этот вопрос анкеты мы получили свыше 10 % иных ответов, в которых участники анкетирования уточняли формулировку вопроса и высказались за устранение из общества представителей конкретных общностей (в основном, нетрадиционных ориенталистов). Так, в итоге значительная часть респондентов допускает «насильственную зачистку общества от нежелательных элементов». Ожидаемо, данный результат корреспондирует с ответами на предыдущий вопрос анкеты.
На выявление убежденности в личном превосходстве над чужими ориентирован вопрос «Употребляете ли Вы в повседневном общении унизительные наименования отдельный наций (хохлы, кацапы, чурки, негры и т. п.)?». Данный вопрос направлен на выявление признаков формы и смысла употребляемых высказываний, если они отображают идею превосходства над чужими.
На этот вопрос категорически ответили свыше 30 % из участвующих в анкетировании. Однако, в комментариях, многие, как бы
оправдываясь, указали на «шуточный характер» употребления унизительных наименований отдельных наций.
На выявление степени укоренения чувства принадлежности к социальной общности направлены вопросы, взаимно дополняющие друг друга: «Состоите ли Вы в зарегистрированной политической партии (общественном движении)?» и «Участвуете ли Вы в деятельности неформальных объединений (волонтерских, спортивных, культурных, по интересам)?».
На эти вопросы положительно ответили только до 10 % из респондентов, а значительная их часть (до 80 %) не состоят ни в политических партиях, ни в неформальных общественных объединениях. Анализируя поступившие от респондентов комментарии, можно констатировать отсутствие сформированных общественных структур на недавно освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации.
Наличие культурного кода, соответствующего фашистской идеологии отображено вопросами: «Используете ли Вы в группе сверстников обращение по псевдониму (позывной, кличка, погоняло), ритуальное приветствие (Слава!, Братья!, Пацаны! и т. п.), особые жесты (удар ладонями, поднятая вертикально вверх рука, плечевое рукопожатие и т. п.), ритуалы (омовение в фонтане, танец, хоровое пение, декламация речевки и т. п.)?» и «Считаете ли Вы приемлемыми татуировки символического содержания: солнцеворот, руны, мальтийский крест, распятая девушка, христианская икона, мусульманские суры, изречения мудрецов, цифровые символы?». В содержание последнего вопроса включен признак отличительного внешнего облика и специфического культурного кода приверженцев фашистской идеологии.
На последние два вопроса ответы респондентов распределились поровну (с учетом статистической погрешности). Так, обращения по псевдониму используют свыше 20 % из анкетируемых. Примерно столько же (до 30 %) считают приемлемыми татуировки указанного смысла. Однако 10-20 % затруднились ответить на поставленные вопросы, и свыше 10 % написали в комментариях, что не считают атрибуты приветствия и татуированные изображения указанного типа опасными для общества. Категорически не используют указанные поведенческие стереотипы и выступают против татуировок экстремистского содержания до 60 % респондентов. Вместе с тем, только 10-20 % опрошенных испытали затруднения с ответом. Некоторые указали в комментариях наличие у себя таких
татуировок. Итого, свыше 40 % из числа наших респондентов применяют элементы ритуального поведения и считают допустимыми экстремистские по форме речевки, жесты, татуировки.
На выявление степени проникновения в общественное сознание идеи собственной социальной исключительности направлен вопрос «Поддерживаете ли идеи устранения из общества представителей наций, религий, либо нежелательных социальных групп (спортивных фанатов, скин-хедов, дог-хантеров, нетрадиционных ориенталистов и т. п.)?». С этим вопросом корреспондирует следующий: «Ощущаете ли Вы собственную принадлежность к какой-либо социальной группе (например: ветераны, опричники, волонтеры, фанаты, байкеры, скин-хеды, дог-хантеры, АУЕ)?». Оба этих вопроса являются взаимоисключающими по смыслу, однако, их постановка позволяет выявить у анкетируемых степень понимания признаков фашизма.
Ожидаемо на эти вопросы мы получили от большинства респондентов категорическое «нет» (до 70 % от числа участников анкетирования). Однако в комментариях многие из респондентов не удержались от критических высказываний в адрес определенных социальных общностей, в основном, неформальных ориенталистов. Также в комментариях многие уточнили смысл своего отрицательного ответа — они бы поддержали, но только законное устранение из общества нежелательных элементов.
В анкете был поставлен и прямой вопрос: «Допускаете ли Вы политику репрессий к отдельным социальным группам на территории новых субъектов Российской Федерации?», в содержание которого вложена возможность политической реализации фашизма.
Категорично против высказались свыше 60 % из участников анкетирования, но до 20 % затруднились ответить. В комментариях наши респонденты высказались за уважительное отношение к чуждым социальным общностям: «лишь бы они не нарушали закон». Многие из тех, кто прокомментировал свой ответ на данный вопрос, считают достижимыми мир и согласие между социальными общностями, сложившимися на освобожденной территории.
Обсуждение полученных
результатов исследования
Таким образом, по результатам анкетирования отмечаем попытки влияния, в плане радикализации общественного сознания, со стороны лидеров общественного мнения.
Можно признать привычным применение символики, поведенческих стереотипов, речевых высказываний, экстремистских по форме, но еще не наполненных фашистским содержанием. Констатируем процесс возникновения социальных общностей на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации. Следует признать важной тенденцию к образованию общественных структур, по форме соответствующих фашизму как общественной идеологии и политической практике. Вместе с тем, анкетирование выявило шутливое отношение респондентов к проявлениям фашизма в повседневном общении. Такое можно объяснить традиционной терпимостью и добротой российского общества к чужим, к тем, кто не разделяет твоих общественно-политических взглядов. Многие из респондентов исключают возможность репрессий в политической практике.
Также по результатам анкетирования можно выделить слабые звенья в общественном сознании на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации, детерминирующих распространение фашизма.
Во-первых, это закрепление признаков фашизма в культурном коде приверженцев радикальных идей. Культурное оформление поведенческих стереотипов и смысловых атрибутов фашизма происходит через криминальную субкультуру, содержащую поведенческие признаки и смысловые атрибуты фашизма. Так, криминальная субкультура представляет опасность для общественного сознания и в плане фашизации общества. Поэтому противодействие ей средствами криминологической профилактики актуализировано для новых субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, слабым звеном в общественном сознании на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации можно назвать облегченное отношение к проявлениям фашизма. В связи с этим можно ожидать действий со стороны идеологических противников, направленных на радикализацию общественного сознания. Противостояние такому идеологическому проникновению видится средствами криминологической профилактики экстремизма.
В-третьих, складывающиеся на освобожденной территории общественные структуры подготовлены к наполнению их антиобщественным, в том числе и фашистским содержанием. Поэтому обращаем внимание на необходимость охвата освобожденной территории политическими партиями, общественными организациями и движениями с позитивной основной идеей.
Выводы
1. Детерминанты экстремизма фашистского направления связаны с устойчивыми признаками группового поведения представителей социума. На освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации к таким признакам поведения отнесены материальные и поведенческие атрибуты — символика, речевые выражения, особенности поведения в группе. Признаки идеологии фашизма проявляются в ритуале приветствия и закрепились в криминальной субкультуре.
К детерминирующим факторам также отнесены высказывания некоторых лидеров общественного мнения, воспринимаемые как призывы экстремистского содержания на территории новых субъектов Российской Федерации.
2. Подтверждена гипотеза о готовности социума новых субъектов Российской Федерации к восприятию идей и политической практики фашизма.
Структуры внутригруппового общения и поведенческие стереотипы социальных общностей пока еще не наполнены фашистской идеологией. Поведенческие и атрибутивные признаки фашизма совпадают с распространяемой в обществе криминальной субкультурой. Можно прогнозировать попытки воздействия со стороны идеологических противников, направленные на внедрения фашистского содержанияв сложившиеся социальные общности.
3. Криминологическая профилактика фашизма и других проявлений экстремизма состоит в наполнении общественных движений антифашистским содержанием, а также в противодействии распространению криминальной субкультуры на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации.
Список источников
1. Выходец Р. С. «Информационные доминанты» как инструмент информационно-психологических войн // Общественные науки и современность. 2022. № 4. С. 93-104.
2. Как живешь, Россия? : Бюллетень : Экспресс-информация. 52 этап социологического мониторинга, май 2022 года / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.] ; отв. редактор В. К. Левашов. Москва : Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, 2022. 91 с.
3. Евстафьев Д. Кризис вокруг Украины как фокусная точка глобальных трансформаций // Свободная мысль. 2022. № 5. С. 45-60.
4. Моисеев А. М. Криминалистический подход к документированию военных преступлений // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 1 (74). С. 55-60.
5. Меркурьев В. В., Рубцов Д. И., Сальников Н. В. Проблемы уголовной ответственности за преступления, не имеющие срока давности: актуальность исследования // Вестник Владимирского юридического института. 2021. № 3 (60). С. 82-86.
6. Шевелева К. В. О нормативно-правовом закреплении понятий «нацизм» и «фашизм» в отечественном законодательстве // Вестник Академии права и управления. 2021. №2 (63). С. 78-83.
7. Шамсунов С. Х., Меркурьев В. В., Агапов П. В. Уголовно-правовая охрана исторической памяти народов Российской Федерации о событиях Второй мировой и Великой отечественной войн: опыт социологического исследования // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, №2 (58). С. 127-145.
8. Агапов П. В. Конституционный запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (уголовно-правовой аспект) // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 6 (68). С. 78-84.
9. Рубцов Д. И. Противодействие проявлениям фашизма и нацизма в контексте итогов Токийского и Хабаровского процессов // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2022. №4 (34). С. 125-131.
10. Кондратюк С. В., Румянцев П. А. Система и системность использования квалифицирующих признаков преступления // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3, №3. С. 112-115.
11. Шевелева К. В. Повышение эффективности применения норм об ответственности за реабилитацию нацизма // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022. №2 (88). С. 91-93.
12. Моисеев А. М., Жигулин А. М. Понятие технологии документирования и научный подход к формированию ее структуры // Сибирский юридический вестник. 2016. № 3 (74). С. 120-126.
13. Манн М. Объяснение межвоенного подъема авторитаризма и фашизма (из книги) // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2019. № 2 (17). С. 6-31.
14. Галкин А. А. Германский фашизм. Издание 2-е, дополненное и переработанное. Москва : Наука, 1989. 352 с.
15. Шевелева К. В. Историческая память о Великой Отечественной войне как объект уголовно-правовой охраны // Правовое государство: теория и практика. 2022. №2 (68). С. 152-159.
16. Клименок Д. Г., Тлепшев А. Х. Становление русского фашизма в 20-30-х годах XX века // Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ : материалы XV сероссийской науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых (Барнаул, (28-29 апреля 2022 года). Барнаул, 2022. С. 305-308.
17. Ваторопин А. С. Русский фашизм в современной России: социологический анализ // Социум и власть. 2011. № 1 (29). С. 28-32.
18. Рокки Т. Русское черносотенство и фашизм: элементы сходства и различия // История. Историки. Источники : электронный научный журнал. 2022. № 3. С. 87-96.
19. Дергунов Ю. В. Концепция периферийного фашизма в политико-социологической мысли // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий : материалы V Международной науч.-практич. конф. (Донецк, 03-04 июня 2021 года). Донецк, 2021. С. 26-28.
20. Эли Д. Теории фашизма: проблема интерпретации // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2014. №4 (23). С. 22-40.
21. Любин В. П. 2017.03.038-039. Фашизм и правый радикализм: подходы российских и зарубежных ученых на страницах журнала «Берегиня-Сова-777». (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. 2017. № 3. С. 192-203.
22. Мелихова Л. И. Реабилитация нацизма: спорные вопросы толкования // Юриспруденция в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты : сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 15 апреля 2022 г.). Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. С. 69-73.
23. Меркурьев В. В., Рубцов Д. И. Совершенствование уголовно-правовых средств. Противодействие фашизму и нацизму при нарастании угроз национальной безопасности России // Обозреватель. 2022. №5-6 (388-389). С. 89-103.
24. Болдырева О. М. Уголовно-правовая характеристика нацизма и фашизма // Человечество против фашизма: люди, народы, государства : материалы IV междунар. науч.-практ. конф., посвященной 77-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне (Омск, 29 апреля 2022 г.). Омск : Военная академия материально-технического обеспечения им. А. В. Хрулева, 2022. С. 8-14.
25. Закомолдин Р. В., Кондратюк С. В. Критерии выбора обстоятельств, используемых в качестве квалифицирующих преступление признаков // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3, № 3. С. 116-120.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTEREST
Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interest.
Дата поступления статьи / Received: 16.01.2023. Дата рецензирования статьи / Revised: 17.01.2023. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 30.01.2023.