УЖ 49 П10 I -—v /¡\ /5Л |©2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
|(сс) (JjCs) Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOJ. | (j 57145/27128482 2023 12 02 19 lfcae^K^ehttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)
АНТИКРИМИНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: БЛОК КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
© Автор(ы) 2023
КОНДРАТЮК Сергей Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право и процесс» Института права
Тольяттинский государственный университет 445020, Россия, Тольятти, [email protected]
AuthorlD: 988028
SPIN: 6273-2709
ORCID: 0000-0001-7272-5359
МОИСЕЕВ Александр Михайлович, профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой криминалистики Донбасский государственный университет юстиции 283049, Россия, Донецк, [email protected]
AuthorlD: 860511
SPIN: 1275-9857
ORCID: 0000-0002-2840-6083
ИВАНОВА Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, заведующий кафедрой «Журналистика и социология» Тольяттинский государственный университет 445020, Россия, Тольятти, [email protected]
AuthorlD: 655672 SPIN-код: 1255-7528 ResearcherID: AAZ-8637-2020 ORCID: 0000-0003-3163-8763
ЦВЕТКОВА Ирина Викторовна, доцент, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия» Тольяттинский государственный университет 445020, Россия, Тольятти, aleksandr@[email protected]
AuthorID: 469291 SPIN-код: 4589-0634 ORCID: 0000-0002-3433-328X Scopus ID: 7005860629 Researcher ID: J-7425-2013
Аннотация. Антикриминальная политика государства формируется и развивается усилиями отечественных криминологов, теоретиков в области уголовного права и уголовного процесса, социологов и политологов, а также правоприменителей. Однако остается нерешенным ряд проблем, связанных с противодействием организованной преступности и экстремизму в условиях освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации. В решении данных проблем значение приобретает криминологическая профилактика. Соответственно, криминологический блок включен в структуру антикриминальной политики государства. Его содержание требует конкретизации на основе изучения фактологического материала, полученного в указанных условиях. В этом состоит цель настоящей работы. В качестве материалов исследования использованы современные представления о содержании организованной преступности, о преступлениях экстремистской направленности, о противоправных проявлениях в молодежной среде, о распространении деструктивной идеологии средствами социальных медиа. Применены методы всеобщий, логические, частнонаучные, а также метод включенного наблюдения и социальный эксперимент. В результате проведенных исследований конкретизированы цели, задачи и методы криминологической профилактики преступлений в условиях новых субъектов Российской Федерации. Установлены критерии оптимизации криминологической профилактики в системе антикриминальной политики. Выделены объекты криминологической профилактики (криминальная субкультура, социальные медиа, школьное воспитание и др.), требующие внимания в данных условиях. На основе результатов эмпирических исследований показаны факторы, способствующие распространению идей экстремизма среди детей школьного возраста, проживающих на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации. Предложены меры профилактического воздействия, подлежащие безотлагательной реализации. Антикриминальная политика успешно реализуется в условиях освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации, опираясь на теоретические и методических подходы, предложенные современной политологией.
Ключевые слова: антикриминальная политика, криминологическая профилактика, организованная преступность, экстремизм, криминальная субкультура, социальные медиа.
ANTI-CRIMINAL POLICY OF THE STATE: CRIMINOLOGICAL PREVENTION UNIT
© The Author(s) 2023
KONDRATYUK Sergey Viktorovich, Candidate of law science, Senior lecturer at the Department of Criminal Law and Process Togliatti State University 445020, Russia, Togliatti, [email protected] MOISEEV Alexander Mikhailovich, Doctor of Law, Full Professor, Head of Criminology Department Donbass State University of Justice 283049, Russia, Donetsk, [email protected] IVANOVA Tatiana Nikolaevna, Doctor of Philosophy, Full Professor, Head of Sociology Department Togliatti State University
_445020, Russia, Togliatti, [email protected]_
TSVETKOVA Irina Viktorovna, Doctor of Philosophy, Full Professor of History and Philosophy Department Togliatti State University 445020, Russia, Togliatti, aleksandr@[email protected] Abstract. Criminal justice policy of the state is formed and developed by the efforts of professional criminologists and theorists working on criminal law and procedure in cooperation with sociologists and political scientists as well as law enforcement officers. Yet some key issues on the agenda remain unresolved. They are related to countering organized and extremist crime within new territorial entities of the Russian Federation. When solving these issues, crime prevention becomes quite essential. Thus, crime justice strategy is comprised in crime prevention policy of the state. Some issues of crime justice strategy still need very definite views on this subject. These issues are predominantly based on the study of material obtained within new territorial entities of the Russian Federation. The aim of this study is to make them more transparent. New ideas concerning organized and extremist crimes, adolescent illegal activity, social media impact in terms of destructive ideology are used in this study. General, logical and specific methods of analysis are applied alongside participant observation methods and social experiments. The study examined key goals, objectives and methods of crime prevention within new territorial entities of the Russian Federation. It also made them more transparent and introduced optimization criteria for effective prevention strategies in the system of criminal justice policy. Crime prevention regards criminal subcultures, social media and school education as elements that require attention in terms of modern criminal justice policy. Empirical research shows key factors that contribute to the spread of extremism among pupils living on some new territories of the Russian Federation. Proposed measures to prevent dangerous impact are supposed to be implemented as soon as possible. Criminal justice policy is being successfully implemented within new territorial entities of the Russian Federation. It is based on moder theoretical and methodological approaches proposed by modern political science. Keywords: criminal justice policy, public opinion, extremism, criminal subculture, social media.
ВВЕДЕНИЕ.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В современной России усилиями криминологов, теоретиков в области уголовного права и уголовного процесса, социологов и политологов, а также правоприменителей сформировалась антикриминальная государственная политика [1]. В своей теоретической части она объединяет указанные научные направления, при этом постоянно развиваясь и реагируя на вызовы со стороны криминалитета. Многими отечественными криминологами - учеными и практиками - предлагаются научные идеи и решения, требующие скорейшего внедрения в практику реализации антикриминальной политики [2]. К такому направлению в криминологии относим и противодействие экстремизму в условиях освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации.
Однако отечественная криминология еще не приобрела своего однозначного расположения в системе антикриминальной политики государства [3]. Не рассмотрены и не систематизированы криминологические принципы и понятия в аспекте антикриминальной политики [4]. Не соотнесены цели и задачи криминологической профилактики в указанных условиях. Поэтому исследования по конкретизации места криминологии в системе антикриминальной политики приобретает актуальность.
Задачи современной криминологии определены Конституцией Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, конкретизированы в других законодательных актах [5]. Исходя из содержания указанных документов, встает задача совершенствования криминологической профилактики экстремизма и других угроз обществу и государству в условиях новых субъектов Российской Федерации. Современная криминология выработала значительный арсенал средств антиэкстремистского противодействия [6]. Однако криминологическое противодействие преступности, с учетом ее высокой технической вооруженности и информационной оснащенности, еще не рассмотрено авторами применительно к антикриминальной стратегии государства.
Заявленная проблема всесторонне исследована в публикациях криминологического, уголовно-правового, а также уголовно-процессуального направлений. Сущность и содержание задач антикриминальной политики государства раскрыты в работах В. Н. Арестова, С. А. Воронцова, Е. Н. Гречкиной, И. В. Дементьева, А. С. Киреева, Б. К. Мартыненко, Ю. П. Сентюрина, М. П. Телякавова, Е. В. Ульяновой и других. Криминологическому противодействию преступности в све-
те задач антикриминальной политики посвящены работы П. В. Агапова, Ю. М. Антоняна, И. И. Бикеева, Ю. В. Грачевой, А. И. Долговой, В. С. Комиссарова, С. Я. Лебедева, В. В. Меркурьева, А. Г. Никитина, Э. Ф. Побегайло, М. Л. Прохоровой, В. П. Ревина, В. Е. Эминова и других. Однако на настоящий момент отсутствуют публикации, в которых отображены исследования места современной криминологии в системе антикриминальной политики государства, с учетом условий, сложившихся на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации.
На основании изучения криминологической литературы можно прийти к выводу, что государственные органы, как субъекты антикриминальной политики государства, сталкиваются с проблемами осмысления современной преступности и практики ее криминологического предупреждения [7]. Поэтому можно утверждать, что качество профилактических мероприятий, нацеленных на преодоление современной преступности, зависит от результатов научного рассмотрения указанных вопросов [8]. Проведенные исследования социально-политических условий, сложившихся на указанной территории, выявили ряд проблем, связанных с их исторической спецификой. Такими условиями, выходящими на уровень детерминант преступности, стала насаждаемая десятилетиями ксенофобия и враждебность к русскому миру [9]. Учет негативных тенденций данного содержания необходим при формировании криминологического блока в антикриминальной политике [10]. Перечисленные обстоятельства обосновывают актуальность темы настоящего исследования.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Формирование целей статьи (постановка задания)
Цель статьи - сформировать блок криминологической профилактики в структуре антикриминальной политики государства, применительно к условиям, сложившимся на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить основные задачи: 1) выявить современные причины и условия преступности экстремистского содержания, действующие в указанных условиях; 2) конкретизировать состав криминологического блока в системе антикриминальной политики, определить в его структуре цели и средства, а также механизм антикриминальной профилактики; 3) соответственно выявленным детерминантам преступности предложить пути ее криминологической профилактики в системе антикриминальной политики государства.
В процессе исследования нашли применение методы общенаучный, логические, метод анализа юридических
документов, метод правового исследования криминологической практики. Эмпирическую базу составили результаты наблюдений за учащимися школ на территории новых субъектов Российской Федерации. Методом включенного наблюдения получен ценный материал из социальных медиа (таких как блоги, форумы, социальные сети), популярных среди учащейся молодежи. При этом использовался эксперимент для актуализации ответных действий со стороны пользователей блогов и участников социальных форумов экстремистской направленности. Научная новизна исследования и его практическая значимость состоит в том, что теоретические выводы и полученный эмпирический материал позволили сформировать меры криминологической профилактики экстремизма, применительно к условиям новых субъектов Российской Федерации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Содержание антикриминальной политики государства. В своем развитии антикриминальная политика опирается на исторический опыт противодействия преступности в различных ее видах [11]. События, связанные с образованием новых субъектов Российской Федерации, обостряют криминогенную обстановку под влиянием факторов продолжающегося вооруженного противостояния и идеологического раскола в обществе. Соответственно, потребовалось усовершенствование средств и методов противодействия преступности. Ученые исследуют критерий эффективности антикриминальной политики [12]. На современном этапе исторического развития российского государства антикриминальная политика приобрела черты системности, законодательной регламентации и научной обоснованности [13].
В содержание современной антикриминальной политики авторы включают следующие элементы: 1) объект, предмет и метод правового регулирования, субъекты антикриминальной деятельности; 2) правовые отношения, юридические нормы, политико-правовые идеи; 3) политическую деятельность субъектов, её направления, формы и способы; 4) функции антикриминальной политики - охранительная, законотворческая, предупредительная и др.
Антикриминальная политика призвана противодействовать современной преступности, с учетом ее организованного характера, высокой технической оснащенности, а также возможностями манипулировать информационными ресурсами [14]. Соответственно, признаками антикриминальной политики называют следующие.
1) Признак социальной обусловленности - заключается в связи антикриминальной политики с социальной средой. Меры противодействия преступности, осуществляемые в ходе реализации антикриминальной политики, объединяют усилия государства по направлениям экономическому, политическому, культурному. Эту политику определяют постоянные факторы, такие как географические и климатические, а также исторические, этнографические, антропологические. Изменчивыми факторами реализация антикриминальной политики можно назвать социальные процессы, сложившиеся на текущий момент. При этом, учет постоянных и изменчивых факторов не всегда направлен на удовлетворение текущих потребностей общества. Однако совпадение объективных долгосрочных общественных интересов с текущими направлениями антикриминальной политики определяет ее успешность и эффективность. В этом, по нашему мнению, заключается социальная обусловленность антикриминальной политики государства.
2) Признак научности. Он отображает обоснованность антикриминальной политики современными достижениями криминологии, наук уголовного права и уголовного процесса, а также социологией, социальной психологией и другими [15]. Такая политика базируется ГРНТИ: 110000; ВАК: 5.5.2.; 5.5.4.
на системе методологически выверенных теоретических знаний и приобретает последовательно научный характер.
Конкретизируем понятие объекта антикриминальной политики. Его распределяют в юридической литературе на:
• общий объект - это правовая система общества, в целом;
• частный объект - представляет собой группу однородных элементов антикриминальной практики. Например, таким объектом может выступать правоприменительная деятельность и юридическая практика определенного направления;
• непосредственный - это конкретный элемент политической системы общества.
Общий объект антикриминальной политики определяем через присущие ему признаки:
• юридический характер антикриминальной политики;
• изменение правоотношений и регулирующих их юридических норм в ходе реализации антикриминальной политики;
• оказываемое на непосредственные объекты антикриминальной политики целенаправленное воздействие со стороны субъектов такой политики.
В круг субъектов антикриминальной политики включаем должностных лиц, обладающих властными полномочиями, органы государственной власти, а также организации, осуществляющие общественное воздействие на обстоятельства, способствующие преступности. Так, состав субъектов антикриминальной политики характеризуется множественностью, неоднородностью, государственной и общественной принадлежностью.
Конкретизируем принципы антикриминальной политики государства: принцип объективности - заключается том, что осуществление антикриминальной политики должно строиться на реальных условиях жизни общества и действительной оценке ее возможностей; принцип гласности означает, что цели и результаты антикриминальной политики должны быть доступными для широкой общественности. Для реализации данного принципа субъекты антикриминальной политики задействуют СМИ, Интернет-ресурсы, возможности каналов социальной коммуникации.
В итоге, антикриминальную политику представляем как научную и правовую основу для определения уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, социально-профилактических и иных мер борьбы с криминалом. Антикриминальная политика определяет задачи, методы и средства борьбы с преступностью, учитывая объективные закономерности развития общества и государства. Она призвана адаптировать систему правовых норм и их практическую реализацию к текущему состоянию преступности в государстве [16]. При этом антикриминальная политика выполняет функции законотворческую, правоприменительную, предупредительную.
Профилактическое значение антикриминальной политики. Одним из способов преодоления преступности справедливо считают ее криминологическую профилактику [17]. Профилактика преступлений обеспечивает возможность с наименьшими издержками положительно влиять на лиц, склонных к совершению правонарушений [18]. Из этих соображений признаем необходимым криминологический блок в антикриминальной политике государства. Он охватывает условия, содержание и методы практических действий органов власти по профилактике преступлений.
Ученые подразделяют криминологическую профилактику на общесоциальное и специальное направления [19]. Общесоциальное направление охватывает мероприятия, которые обеспечивают положительное воздействие на социальные процессы. Эти мероприятия становятся необходимым элементом государственной деятельности по устранению недостатков в политической,
социальной, нравственно-психологической и духовной сферах общества. Мероприятия общесоциального направления связаны, как правило, с улучшением материального благосостояния граждан, условий их труда и отдыха, с другими позитивными изменениями в социумах. Этим мероприятиям присущ всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность. По своей направленности указанные мероприятия могут быть экономическими, политическими, социальными, культурно-воспитательными, организационно-управленческими и др. [20].
В криминологический блок антикриминальной политики включены цели общесоциального направления профилактики преступлений. Они распределены на долгосрочные и краткосрочные, а также на ближайшие и перспективные, промежуточные и конечные, общие и частные. Цели указанного направления охватывают сферы экономики, а также культуры, нравственно-духовной сферы общественной жизнедеятельности. Поэтому в структуру антикриминальной политики государства включены профилактические мероприятия по решению таких задач, как повышение материального благосостояния, духовное развитие общества и т. п. [21].
В плане реализации антикриминальной политики задействованы меры, имеющие долговременный характер в различных сферах общественной практики [22]. Например, в сфере экономики к таким мерам антикриминальной политики можно отнести развитие производства на основе современных технологий, укрепление национальной валютно-финансовой системы, обуздание инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений. Конечной целью преобразований в сфере экономики является повышение жизненного уровня граждан [23].
В политической сфере задачами антикриминальной политики становится сохранение политической стабильности, упрочение демократии, укрепление всех ветвей власти. В сфере социальной, антикриминогенное значение приобрели меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований, устранение резкого социального расслоения общества, поддержку малоимущих граждан, укрепление семейных устоев, снижение безработицы и т. п. [24].
Антикриминальное наполнение приобретают также меры по поддержке образования и культуры, сохранению и развитию духовно-нравственных традиций. Криминологи отмечают сильную корреляционную зависимость между образовательным, культурным и морально-нравственным уровнем общества и риском совершения преступлений отдельными его представителями [25]. Немалое значение в этой сфере отводят правовому воспитанию населения [26]. В этом плане авторы акцентируют внимание на преодолении негативного влияния некоторых СМИ, пропагандирующих вседозволенность, потребительский идеал «красивой жизни», жестокость, подменяющих культуру ее суррогатами [27].
Антикриминальная профилактика осуществляется и в правовой сфере. Она сводится, прежде всего, к совершенствованию законодательства, регулирующего гражданские правоотношения.
Таким образом, общесоциальный уровень профилактики базируется на комплексе мероприятий, направленных на позитивное развитие социальных процессов в обществе. Меры криминологической профилактики данного уровня отличаются масштабностью и содержат мероприятия, обеспечивающие прогрессивное развитие общества в экономической, политической, духовной, се-мейно-бытовой и других сферах. Его субъектами выстукают государственные органы, общественные организации, представители общественности.
Обратимся к исследованию уровня специальной профилактики в антикриминальной политике государства. Криминологическая профилактика данного уровня ста-
вит целью выявление и устранение причин, условий, иных детерминант преступности. Также такая профилактика включает предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений. Эти задачи относятся к индивидуальному уровню криминологической профилактики. Профилактические меры в данном случае направлены на ликвидацию возможности выполнять преступные действия на всех этапах совершения преступления.
Субъектами индивидуального уровня криминологической профилактики в антикриминальной политике выступают сотрудники следственных аппаратов правоохранительных органов. Индивидуальную профилактическую работу выполняет и оперативный состав, и иные сотрудники органов внутренних дел, а также судьи в ходе рассмотрения профилактических обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Осуществляемые указанными лицами меры профилактического воздействия направлены на предотвращение и пресечение преступлений. Если преступление оказывается совершенным, то субъекты индивидуального уровня криминологической профилактики прикладывают усилия, чтобы сформировать у правонарушителя чувство раскаяния в содеянном, желание оказать помощь в раскрытии и расследовании преступления.
По мнению авторов, долгосрочные цели антикриминальной политики, в плане криминологической профилактики отображают наступательную позицию государства в указанном направлении [28]. Долгосрочные цели криминологической профилактики состоят в отсечении молодежи от участия в деятельности преступных сообществ и организаций. Поддерживаем позицию ученых, что внимание следует уделять несовершеннолетним, как социальной базе организованной преступности.
Таким образом, профилактическое значение антикриминальной политики выражается в ее направленности на устранение условий и факторов, способствующих распространению преступности в обществе. Соответственно профилактическим задачам антикриминальной политики, в ее структуре можно выделить криминологический блок.
Содержание криминологического блока антикриминальной политики. Исходя из базовых позиций современной криминологии, преступность можно представить как негативное социальное явление. Причины преступности криминология распределяет на экономические, политические и социальные. Как элемент антикриминальной политики, криминологический блок охватывает методы и закономерности предупреждения преступности, а также меры по устранению причин преступности, по нейтрализации её негативных последствий.
Сошлёмся на мнение известного отечественного криминолога А. И. Долговой [29]. Автор трактует предупреждение преступности как целенаправленное воздействие государства на причины и условия возникновения и видоизменения преступности, соответственно с существованием и развитием общества. Субъектами такого воздействия криминологи называют государство и сотрудников правоохранительных и судебных органов, оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов. Криминологическое воздействие на преступность оказывает и общество, в целом, а также отдельные юридические и физические лица. Недопущение вовлечения в преступную деятельность новых лиц, предостережение граждан от совершения ими криминальных деяний, - сформулировано в научной литературе как цель криминологической профилактики [30]. В общем, криминологическая профилактика направлена на предотвращение криминализации общественных отношений.
Проиллюстрируем работу криминологического блока в антикриминальной политике примером из практики противодействия незаконному наркотизму [31]. Так,
распространенность наркотических спайсов обусловлена несложными способами их доставки заказчику (через почтовые посылки, интернет-магазины, закладки), а также сравнительной дешевизной. Этим путем создаются условия для проявления преступной активности в данном направлении. В процессе реализации антикриминальной политики, по результатам выявления криминологических причин, у государства не остается иных средств, кроме войны с наркопреступностью. Государственные органы вынуждены использовать преимущественно репрессивные меры против криминализированной личности наркодельцов и преступных сообществ данной направленности. Из этого примера видно, что причины преступности не вызывают совершение конкретных преступлений. Однако, они создают механизм для реализации преступного поведения. Поэтому причины и условия, способствующие проявлениям преступности, становятся предметом криминологической профилактики, которая, в свою очередь, определяет конкретные механизмы реализации антикриминальной политики государства.
В криминологии, условия преступности трактованы как специфические ее причины [32]. Существование в обществе таких условий и причин открывают возможности для совершения преступлений. Вместе с тем, общественно приемлемый характер указанных условий и причин морально оправдывают преступное поведение для отдельных криминально ориентированных представителей общества. Отсюда следует, что для криминологической профилактики индивидуального уровня значение приобретают личностные качества профилак-тируемого лица. Например, очевидно, что в отношении представителей молодежи, актуальными становятся вопросы качества и содержания образовательного и воспитательного процесса [33]. Поэтому современная криминология исследует дидактические и морально-нравственные аспекты образования и воспитания подрастающего поколения.
В криминологической профилактике значение приобретают причины формирования личности преступника [34]. Исследуются особенности деятельности конкретной личности, которая проявляет противоправное поведение, находясь в криминально ориентированном социуме и в соответствующей обстановке. Так, например, уголовная среда поощряет разрешение возникающих межличностных конфликтов насильственным способам. И иной тип взаимоотношений признается недостойным среди участников преступного сообщества.
Между тем, чтобы готовность к преступному поведению была реализована в конкретных социально-психологических условиях, необходима допускающая это поведение ситуация. Например, если оскорбление нанесено осужденному публично в условиях учреждения исполнения наказания, то это требует от лица, которому адресовано оскорбление, жестких ответных мер [35]. Иначе лицо будет снижено в своем преступном статусе. Подобные традиции и правила закреплены в криминальной субкультуре.
Криминальная субкультура навязывает способы регулирования взаимоотношений в социуме рассматриваемой направленности. В ней создаются и обновляются мифы о монолитности преступных сообществ, действующих на основе братства и взаимопомощи. При этом, жестко соблюдается социальная стратификация преступной среды. Функцию контроля за участниками преступного сообщества криминальная субкультура закрепляет за статусными лидерами. Определены и меры наказания за отступление от действующих в уголовной среде традиций и правил. Посредством криминальной субкультуры статусные лидеры целенаправленно формируют криминально ориентированную личность, которая, в последующем, сама будет внедрять в сознание окружающих правила и стереотипы преступного поведения. Отсюда актуализируется задача криминологиче-
ского блока в антикриминальной политике: устранение криминальной субкультуры из культурного поля современного общества.
Оптимизация криминологической профилактики организованной преступности. Обратим внимание на вопросы оптимизации криминологического блока, задействованного в профилактике преступности организованного характера. Очевидно, что результативность криминологической профилактики зависит от применяемых методик и технологий. В научной литературе отмечена потребность в постоянном расширении и модернизации методической и материально-технической базы, обеспечивающей результативность профилактических мероприятий [36]. В данном контексте следует учитывать эффективность профилактического воздействия, как достижение ожидаемого результата с минимальными затратами имеющихся ресурсов. В общенаучном понимании оптимизация означает поиск наилучшего, наиболее благоприятного из возможных вариантов развития процесса, а также выбор наилучшего из множества возможных действий, условий, средств и т. п. Оптимальность можно рассматривать как максимизацию позитивных характеристик объекта и минимизацию его негативных параметров.
Объектом оптимизации выступает, как правило, модель явления или процесса реальной действительности. В нашем случае - это организованная преступность, как явление, либо преступное сообщество, как ее форма. Субъектом криминологической профилактики назван государственный орган, реализующий антикриминальную политику. В процессе оптимизации профилактического воздействия на указанный объект участвуют следственные органы, суд, общественные организации, действующие в сфере профилактики преступности, средства массовой информации.
Оптимизация производится по выбранному параметру - по продолжительности воздействия, по материальным и финансовым затратам, по расходованию кадрового потенциала и др. Заметим, что оптимизация одновременно по всем указанным параметрам недостижима. На практике, если удается добиться быстрого результата, т.е. профилактическое воздействие оптимизировать по критерию продолжительности, то при этом может быть израсходован значительный материально-финансовый, кадровый ресурс. В таких случаях необходим компромиссный подход, который выражается в достижении оптимальности только по ключевым параметрам.
В рассматриваемом случае оптимизацию необходимо осуществлять с учетом признаков указанного объекта профилактического воздействия. Тогда в отношении, например, преступного сообщества критериями оптимизации становятся показатели материального, финансового, кадрового обеспечения преступной деятельности профилактируемого объекта. Очевидно, что указанные показатели следует минимизировать, если не обнулить. Тогда деятельность преступного сообщества существенно ограничивается либо прекращается, что и составляет цель криминологической профилактики. Однако заметим, что в ответ на профилактические воздействия структура преступного сообщества существенно преобразуется. Если такие изменения приобретают позитивный характер, то они свидетельствуют об эффективности примененных средств криминологической профилактики.
Для оптимизации профилактических мер, проводимых в отношении преступного сообщества, может быть задействован предложенный авторами и проверенный практикой следующий набор стандартных приемов:
- индивидуальное научное планирование и целепо-лагание в ходе профилактического воздействия на конкретный объект;
- конкретизация существенных параметров профи-лактируемого объекта, по которым предполагается осуществлять меры профилактического воздействия;
- распределение обязанностей между субъектами профилактирующего воздействия;
- оперативный учет противодействия проведению профилактических мер со стороны преступного сообщества;
- распределение мер криминологической профилактики, применительно к руководящему составу и функционерам, а также к рядовым участникам преступного сообщества;
- формирование в общественном сознании неприятия по отношению к традициям и правилам криминальной субкультуры, что составляет содержание благоприятных социально-психологических условий для осуществления криминологической профилактики организованной преступной деятельности;
- экономность в использовании материально-финансовых, кадровых и временных ресурсов:
- текущий анализ и оценка результативности профилактического воздействия.
При этом обеспечиваются условия (организационные, социальные, экономические) оптимизации профилактического воздействия и минимизируется количество совершаемых преступным сообществом противоправных деяний. Исходя из вышеизложенного становится очевидным, что процесс криминологической профилактики в данном направлении станет оптимальным, если ожидаемый результат достигнут в короткий срок, с минимальными затратами имеющихся ресурсов (материальных и финансовых, кадровых).
Таким образом, в ходе оптимизации профилактического воздействия на преступное сообщество реализован системный подход, при котором учитываются существенные закономерности и связи между объектом профилактики, ее субъектом, методами, целями, средствами и оптимизирующими параметрами.
Проблемы антиэкстремистских направлений криминологической профилактики. Рассмотрим криминологическую профилактику экстремизма в составе антикриминальной политики государства. Криминологами понятие экстремизма определено как применение крайних, деструктивных, выходящих за рамки общественного миролюбия средств для достижения радикальных религиозных или политических целей [37]. Общими признаками экстремизма в науке выделяют следующие: 1) данное явление относится к наиболее опасным общественным феноменам; 2) многообразие проявлений и многоплановость экстремизма; 3) адаптивность к современным социально-политическим условиям жизни общества; 4) непрекращающаяся модернизация в условиях основных цивилизационных тенденций современности; 5) глобализация и информатизация.
Для адекватного представления о криминогенной обстановке необходимо принять во внимание факт стремительного развития цифровых технологий [38]. Распространение Интернет как средства общественной коммуникации сформировало единое информационное пространство. Действующие в нем технологии приобретают статус главного информационного ресурса. При этом, традиционные информационные явления и процессы существенно трансформируются. Это относится в полной мере и к распространению такого негативного социального явления, как экстремизм. В сетях массовой коммуникации идеи экстремизма приобретают популярность, особенно в молодежной среде и в криминально ориентированных социумах. Можно говорить об экспансии экстремистских идей в общественное сознание. Несложный доступ к информационным ресурсам, новые способы и средства коммуникации позволяют экстремистам эмоционально и информационно воздействовать на многих пользователей, вовлекая их в незаконные акции, пропагандируя деструктивные идеи.
В плане антиэкстремистской профилактики обращаем внимание на то, что некоторые из преступлений рассматриваемого вида посягают на территориальную
целостность Российской Федерации. Напомним, что в 2020 г. ст. 67 Конституции РФ дополнена положением «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности». Отмечаем, что криминализированы публичные призывы к нарушению территориальной целостности России как насильственным, так и ненасильственным путем. В дополнение укажем, что криминологическая характеристика преступлений, связанных с пропагандой экстремизма и оправданием терроризма, объединяет следующие элементы:
- призывы содержат насильственный / ненасильственный способ нарушения территориальной целостности России;
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
- публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации;
- проведение митингов и собраний с публичными призывами к осуществлению экстремистских действий.
Особенностью проявления современного экстремизма становится расширение круга участников экстремистских сообществ за счет учащейся молодежи. Отмечается применение современных телекоммуникационных средств для вербовки новых приверженцев данной идеологии и социальной практики. При этом, информационная деятельность преступных формирований экстремистского толка все более приобретает характер конспиративности, но, вместе с тем, и целенаправленного охвата широких слоев населения. Такие тенденции способствуют образованию новых скрытых угроз и реальных рисков национальной безопасности России, со стороны экстремистских сообществ. Соответственно, от субъектов антикриминальной политики потребуются адекватные меры по выявлению и криминологическому предупреждению указанных тенденций. Можно утверждать, что криминологическая профилактика должна быть нацелена на предотвращение экстремизма в молодежной среде путём осуществления информационного контроля и иных предупредительных мероприятий в отношении нее. Актуальными профилактическими мерами современные криминологи называют обеспечение занятости молодежи, культурного досуга детей и подростков, школьное воспитание в духе человеколюбия, терпимости, недопущения насилия и жестокости в межличностном взаимодействии и межгрупповых отношениях. По данному направлению позитивный эффект может быть достигнут в процессе сотрудничества органов государственной публичной власти с общественностью.
На сегодня, криминологи определяют следующие актуальные направления совершенствования антикриминальной политики антиэкстремистского содержания:
- поиск и внедрение в криминологическую практику новых методов и средств выявления криминогенных факторов экстремизма и криминологического воздействия на них;
- критический анализ результатов практики реализации антикриминальной политики, выявление недостатков и несоответствий полученных результатов криминологической профилактики экстремизма конкретным целям антикриминальной политики;
- выявление внутренних источников развития антикриминальной политики государства в направлении профилактики и преодоления экстремистских проявлений.
Можем признать, что современная криминология обладает необходимой теоретической базой и кадровым потенциалом для дальнейшего развития по направлениям профилактики экстремизма. Однако авторы указывают и на негативные тенденции, препятствующие развитию криминологии в структуре антикриминальной политики государства [39]. В частности, отмечено недостаточное научное фактологические обеспечение криминологических исследований.
Эмпирические исследования. Для расширения фактологической базы криминологической профилактики экстремизма нами произведены исследования его проявлений в социальной группе старшеклассников на территории городов Донецка и Макеевки ДНР Российской Федерации [40]. Экстремизм, в рамках проводимого исследования, мы трактуем как выделение и преследование общественных групп по признакам социальной принадлежности, морально-нравственных предпочтений, а также национальным, этническим, конфессиональным и т. п. В ходе исследования были приняты во внимание следующие факторы социально-политического характера.
Во-первых, обострение гибридного противостояния на территории новых субъектов Российской Федерации, что вызывает в обществе реакцию обоснованной подозрительности к различного рода опросам и интервью. Действительно, их использует противник как форму идеологических диверсий. Поэтому указанные исследовательские методы не могут дать достоверных результатов в указанных условиях.
Во-вторых, непрекращающиеся со стороны ВСУ обстрелы жилых кварталов прифронтовых городов. В молодежной среде это укрепляет чувство страха за свою жизнь. Психологические механизмы преодоления подобных чувств находят проявления в агрессивном поведении, вандализме, а также в закрытости и ограниченности круга общения.
В-третьих, школьное обучение на указанной территории уже в течение продолжительного периода осуществляется в дистанционном режиме. Как результат, утрачивается эмоциональная связь между школьниками и учителями. К тому же, среди учащейся молодежи отмечаются негативизм и недоверие по отношения к старшим, в том числе и к педагогам. Можно наблюдать распределение школьников по закрытым группам общения в социальных сетях. Поэтому наиболее адекватным способом изучения взглядов и настроений лиц указанной возрастной категории мы признали включенное наблюдение, осуществляемое путем проникновения в социальные медиа (блоги, форумы, социальные сети) под прикрытием школьно-возрастных пользователей.
При применении такого способа включенного наблюдения преодолены следующие проблемы, влияющие на достоверность получаемых данных. Так, потребовалось достаточно продолжительное время для того, чтобы завоевать доверие и внедриться в нишу наиболее радикально настроенных блогеров, представляющих вирусный контент экстремистского содержания. Также необходимо было выполнить различного рода проверочные задания, поставленные блогерами или их менеджерами. Чаще всего такими заданиями становилась осведомленность пользователя о событиях, произошедших в той или иной школе или на определенной территории. Затруднение вызывало и понимание языка общения, в частности, терминов и обозначений, применяемых в конкретной группе пользователей блога или участников форума. Нередко блогеры лишали доступа (банили) наблюдателей, в случае подозрения на экспериментальный характер их участия в социальных медиа. В итоге, проведенное нами исследование с применением метода включённого наблюдения заняло достаточно продолжительный период (свыше полугода).
По результатам проведенных исследований удалось сделать следующие обобщения. Во-первых, отмечаем наличие экстремистских настроений среди школьников, проживающих на указанной территории. Причем, такие настроения, по нашему мнению, целенаправленно культивируются блогерами и менеджерами блогов путем размещения на сайтах и в форумах примеров насилия и ксенофобии и обсуждения их. Однако нами не выявлены признаки навязывания пользователям какой-либо атрибутики экстремистских сообществ, получивших распространение в других регионах России. Не выявлены и
лидеры мнений или статусные преступные авторитеты, за которыми бы следовала молодежь, проживающая на указанной территории. Думается, попытки захвата информационного поля такими лидерами будут осуществляться в недалеком будущем.
Во-вторых, контентом указанного содержания возбуждается бравада у приверженцев экстремистских взглядов. Многие из них бравируют участием в драках и в избиениях, а также демонстрацией оружия и других атрибутов экстремизма. Тем самым, по нашему мнению, школьники вовлекаются в идеологию данного содержания под эмоциональной оболочкой самоутверждения.
В-третьих, нам встретились неоднократные проявления показной жестокости по отношению к животным. В подобных случаях подобные видео (челлендж) объясняются пользователями стремлением приобрести качества психологической устойчивости к применению насилия. К тому же, такие сюжеты приобретают массовое одобрение и распространение (становятся вирусными).
В-четвертых, отмечаем владение оружием и взрывными устройствами или возможность доступа к ним у пользователей экстремистской направленности.
По результатам проведенных наблюдений можем констатировать следующее. У части лиц школьного возраста отсутствуют моральные ограничения на применение насилия по отношению к людям и к животным. В переписках на форумах и в комментариях не представлена лексика морально-этического содержания. Проявлениям насилия и жестокости способствует чувство безнаказанности за совершаемые проступки. На попытки вызвать чувство вины у приверженцев экстремизма типичным ответом было утверждение, что за подобные поступки им «ничего не будет». Между тем, можно встретить опасения подвергнуться наказанию за противоправное поведение экстремистского содержания. Осознание опасности выражено сообщениями типа: «все равно не докажут», «по малолетству к ответственности не привлекут».
Сделанные обобщения позволяют наметить пути криминологического предупреждения проявлений экстремизма в среде школьников на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации. Учитывая утрату моральных запретов многими из числа лиц указанной категории на проявления насилия и жестокости, адекватной мерой криминологического предупреждения будут действия репрессивного характера по отношению к блогерам и менеджерам блогов соответствующего содержания. В плане профилактического воздействия на школьников-пользователей указанных социальных медиа, действенной мерой будет выявление приверженцев экстремизма и преследование их за призывы противоправного содержания. Отдельной задачей следует назвать выявление владельцев оружия и взрывных устройств среди указанного контингента социальных медиа. Одновременно, учитывая дистанционный режим школьного обучения, следует создавать интернет-ресурсы позитивного содержания, привлекательные для школьников и учащейся молодежи [41]. Считаем, что по данному направлению успешно могут действовать парламентские партии, открывшие свои представительства и ячейки на освобождённой территории новых субъектов Российской Федерации.
ВЫВОДЫ
Антикриминальная политика государства должна быть адаптирована к условиям, сложившимся на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации. При этом, оптимизации подлежит блок антиэкстремистской криминологической профилактики, входящий в структуру антикриминальной политики.
Блок криминологической профилактики в структуре антикриминальной политики объединяет цели, задачи и методы профилактики преступлений, осуществляемой в соответствии с требованиями научности, достоверности, полноты, конкретности. Криминологическая
профилактика в системе антикриминальной политики оптимизирована по критериям экономного расходования ресурсов временных, материальных и финансовых, кадровых. В плане преодоления преступности организованного характера одной из целей криминологической профилактики определена криминальная субкультура, содержащая традиции и правила функционирования такой преступности. Криминальная субкультура подлежит безусловному вытеснению из общественного культурного поля.
Эмпирическими исследованиями установлено распространение идей экстремизма на освобожденной территории новых субъектов Российской Федерации. Показаны условия и каналы ее распространения. Внимания требуют вопросы пресечения экстремистской идеологии среди детей школьного возраста. Предложено блокировать социальные медиа (блоги, форумы, социальные сети) экстремистского содержания. Считаем безотлагательными меры по выявлению и постановке на учет лиц школьного возраста, допускающих экстремистское поведение, а также по предотвращению оборота оружия и взрывных устройств в среде учащейся молодежи. Свой вклад в разработку социальных медиа позитивного содержания, ориентированных на лиц школьного возраста, могут осуществить парламентские партии, открывшие свои представительства и ячейки на освобождённой территории новых субъектов Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кондратюк С.В. Занятие высшего положения в преступной иерархии и его профилактика / С.В. Кондратюк //Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 2, № 4(100). С. 69-75.
2. Номоконов В.А. Какой быть антикриминальной политике? // Уголовное право в системе межотраслевых связей: проблемы теории и правоприменения: Материалы XIII Российского конгресса уголовного права, Москва, 26-27 мая 2022 года. Москва: Издательство «Юрлитинформ», 2022. С. 393-396.
3. Duyunov V.K. On the concept of positive criminal re-sponsibili-ty in the context of criminal law impact: A critical view / V.K. Duyunov, R.V. Zakomoldin, N. M. Zayed//Journal ofLegal, Ethical andRegulatory Issues. 2021. Vol. 24, No. 4. P. 1-8.
4. Ендольцева А.В. Базовые начала уголовной политики: от теоретических рассуждений к de lege fe^nda / А.В. Ендольцева, Ю.В. Ендольцева, Н.И. Платонова // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 4. С. 641-650.
5. Correlation of Law and Order in Society /H.V. Gabdrakhman, S.V. Kondratyuk, NA. Prodanova [et al.] // CUESTIONES POLÍTICAS. 2020. Vol. 37, No. 64. P. 53-61.
6. Policy in the field of countering the activities of terrorist and extremist organizations / A. Khlebushkin, N. Krainova, N. Radoshnova, P. Agapov // Relacoes Internacionais no Mundo Atual. 2021. Vol. 3, No. 32. P. 216-234.
7. Меркурьев В.В. Прокурорский надзор в сфере противодействия проявлениям экстремизма в условиях радикализации и роста протестной активности населения: вопросы теории и практики (часть 1) /В.В. Меркурьев, П.В. Агапов, Е.С. Стешич, В.Н. Смыслова //Юристъ-Правоведъ. 2021. № 1(96). С. 57-62.
8. Моисеев А.М. Профилактика преступлений в структуре судебно-экспертных технологий / А.М. Моисеев, С.В. Кондратюк, А.П. Налапкин // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 2(31). С. 367-371.
9. Латыпов Р.Ф. Специальная военная операция на Украине: ситуационный анализ // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 2(164). С. 134-137.
10. Власенко Н.А. Методологические проблемы современной теории права //Журнал российского права. 2019. № 4(268). С. 5-19.
11. Шатковская Т.В. Генезис советской антикриминальной политики / Т.В. Шатковская, Т.М. Нинциева // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2020. № 4(40). С. 102-109.
12. КоролеваМ.В. Проблемы борьбы с организованной преступностью / М.В. Королева, И.М. Мацкевич. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2023. 520 с.
13. Конституция и права человека: современная доктрина и практика / И.А. Алешкова, П.Н. Андреева, О.С. Белослудцев [и др.]. Москва: Институт государства и права РАН, 2021. 400 с.
14. Иванова Ю.А. К вопросу о терроризме: актуальные аспекты / Ю.А. Иванова, Т.В. Радченко, К.В. Шевелева, М.В. Саудаханов // Криминологический журнал. 2021. № 3. С. 29-34.
15. Меркурьев В.В. Преступное лидерство: опыт социологического исследования / В.В. Меркурьев, П.В. Агапов, С.В. Кондратюк, В.Ю. Тарасов // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16, № 1. С. 18-29.
16. Третьяков И.Л. Уголовная политика современной России: проблема продолжает оставаться актуальной // Правовое поле совре-
менной экономики. 2015. № 7. С. 140-159.
17. Ларичев В.Д. Общесоциальное предупреждение преступности. Что это, вид криминологического предупреждения преступности или просто поступательное развитие общества? (Постановка вопроса) / В. Д. Ларичев // Общество и право. 2011. № 1(33). С. 130-133.
18. Кондрат И.Н. Уголовная политика государства и нормативное правовое регулирование уголовно-процессуальных отношений / И.Н. Кондрат. Москва: Издательство «Форум», 2014. 200 с.
19. Колесников Р.В. Общесоциальные и специально-криминологические меры профилактики современной преступности несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 4. С. 197-203.
20. Исаев О.Ю. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями, совершаемыми путем криминального установления контроля над управлением и активами предприятия: Монография / О.Ю. Исаев; Под редакцией доктора юридических наук, профессора В.Д. Ларичева. Москва: Издательство «Юрлитинформ», 2014. 352 с.
21. Duyunov, V.K. Criminal Law Impact as A Purposeful Special Activity / V.K. Duyunov, R.V. Zakomoldin, I.A. Podroykina // REVISTA GEINTEC. 2021. Vol. 11, No. 3. P. 1971-1979.
22. The organization of the university educational process in terms of digitalization of education / T.V. Dobudko, S.V. Gorbatov, A.A. Korostelev [et al.] // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7, No. 4. P. 1148-1154.
23. Шиханцов Г.Г. Предупреждение грабежей и разбоев / Г.Г. Шиханцов, И.В. Муха // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2014. № 3(176). С. 66-71.
24. Шиханцов Г.Г. Меры криминологической профилактики преступности // Состояние, проблемы и перспективы развития юридической науки и практики: белорусский и зарубежный опыт: Сборник научных статей / Редколлегия: С.Е. Чебуранова (гл. ред.) [и др.]. -Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2021. - С. 226-230.
25. Global Blockchain Jurisdiction: Prospects and Features of Use in Russian Realities / J.A. Gavrilova, O.Y. Rybakov, E.A. Antonyan, N.V. Sharueva // Scientific and Technical Revolution: Yesterday, Today and Tomorrow, Krasnoyarsk, 05-07 декабря 2019 года. Krasnoyarsk: Springer, 2020. P. 1136-1142.
26. Mathematical Model-Based Study of the Problem of Collective Effect in Philosophical, Social and Economic Theories / O.S. Evchenko, T.N. Ivanova, N. N. Kosheleva [et al.] // Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality, Vladimir, 17-19 апреля 2019 года. Vladimir: Springer Nature, 2020. P. 817-824.
27. Тамаев Р. Проблемы предупреждения преступлений в сфере международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью // Уголовное право. 2006. № 2. С. 107-114.
28. Косарева Л.В. Приоритетные направления предупреждения преступности как основы антикриминальной политики государства / Л.В. Косарева, И.В. Макогон // Мир науки и образования. 2017. № 1(9). С. 6.
29. Долгова А.И. Экстремизм и правовая основа реагирования на него //Военное право. 2018. № 4(50). С. 252-260.
30. Шабанов В. Б. Противодействие преступности: проблемы предупреждения и профилактики / В.Б. Шабанов, В.С. Красиков // Судебная экспертиза Беларуси. 2018. № 1(6). С. 36-43.
31. Третьякова Е.И. Информационные технологии в механизме преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств / Е.И. Третьякова // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2022. № 3(23). С. 142-150.
32. Серебренникова А.В. Криминологическая характеристика причин и условий террористической преступности /А.В. Серебренникова, А.П. Суходолов, Б.А. Спасенников //Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14, № 1. С. 38-48.
33. Preparation of students for pedagogical design of profile training /1. Rudenko, M. Safonova, T. Oparina [et al.] // UNIVERSIDAD Y SOCIEDAD. 2020. Vol. 12, No. 2. P. 287-292.
34. Radicalization-Protest Activity-Extremism: Modern Paradigms and Manifestations /P.V. Agapov, V.N. Smyslova, K.A. Krasnova [et al.] // 2nd 1nternational Conference on Pedagogy, Communication and Sociology: (1CPCS 2020), Bangkok, Thailand, 06-07 января 2020 года. Bangkok, Thailand: DEStech Publications, Inc., 2020. P. 480-484.
35. Антонян Е.А. Проблемы защиты прав осужденных в местах лишения свободы / Е.А. Антонян, Е.Н. Клещина // Юридическое образование и наука. 2022. № 6. С. 28-31.
36. Борисов А.В. О некоторых аспектах объекта мошенничества //Военное право. 2021. № 4(68). С. 264-269.
37. Кобец П.Н. О современных информационных технологиях, используемых экстремистскими и террористическими организованными группами, и необходимости противодействия киберпреступности /П.Н. Кобец, К.А. Краснова //Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2018. № 2(43). С. 75-79.
38. Socio-cultural conditions of educational environment development / E.A. Aleksandrova, I.V. Rudenko, M.A. Kolesnikov [et al.] // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7, No. 4. P. 1137-1142.
39. Кобец П.Н. Основы выработки концептуальной платформы в решении проблемы предотвращения и защиты молодежи от угрозы проникновения в ее среду экстремизма и терроризма / П. Н. Кобец, К. А. Краснова // Философия права. 2018. № 2(85). С. 74-79.
40. Кондратюк С.В. Фашизм: социологическое исследование и детерминирующие факторы в условиях новых субъектов Российской
Федерации // Правопорядок: история, теория, практика. 2023. № 1(36). С. 103-110.
41. Modern Information and Communication Technologies in the Advanced Education of Children / A. A. Korostelev, I. M. Morozova, M. L. Gruzdeva [et al.] // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 8, No. 9. P. 2376-2382.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests
Received date: 10.05.2023 Revised date: 20.05.2023 Accepted date: 27.06.2023