Научная статья на тему 'Фашистская пропаганда в войне против СССР'

Фашистская пропаганда в войне против СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7024
758
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / СССР / фашистская пропаганда / идеология / The Great Patriotic War / the Soviet Union / fascist propaganda / ideology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорокина Ольга Леонидовна

Автор на архивных источниках анализирует этапы и механизм фашистской пропаганды против советского государства и народа, показывает основные направления и формы нацистской деятельности, направленной на попытки переориентировать настроения советских людей, провоцировать коллаборационизм и националистические противоречия, использовать религиозность как инструмент разрушения единства общества. Приводятся важнейшие документы, показывающие злободневность разоблачения преступной сущности фашизма в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сорокина Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author, based on archival sources, analyzes the stages and mechanism of fascist propaganda against the Soviet state and its people, shows the main directions and forms of fascist activities aimed at trying to refocus the mood of the Soviet people, to provoke collaboration and nationalist conflicts, using religion as an instrument of social cohesion destruction. The important documents showing actuality of expose of the criminal nature of fascism in modern conditions are provided.

Текст научной работы на тему «Фашистская пропаганда в войне против СССР»

Фашистская пропаганда в войне против СССР

Сорокина О.Л.

Автор на архивных источниках анализирует этапы и механизм фашистской пропаганды против советского государства и народа, показывает основные направления и формы нацистской деятельности, направленной на попытки переориентировать настроения советских людей, провоцировать коллаборационизм и националистические противоречия, использовать религиозность как инструмент разрушения единства общества. Приводятся важнейшие документы, показывающие злободневность разоблачения преступной сущности фашизма в современных условиях.

The author, based on archival sources, analyzes the stages and mechanism of fascist propaganda against the Soviet state and its people, shows the main directions and forms of fascist activities aimed at trying to refocus the mood of the Soviet people, to provoke collaboration and nationalist conflicts, using religion as an instrument of social cohesion destruction. The important documents showing actuality of expose of the criminal nature of fascism in modern conditions are provided.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, СССР, фашистская пропаганда, идеология.

Key words: The Great Patriotic War, the Soviet Union, fascist propaganda, ideology.

В 1941-1945 гг. на советско-германском фронте развернулось ожесточенное военное противоборство. Его исход определялся, прежде всего, соотношением сил и средств, уровнем подготовки войск, профессионализмом генералов и офицеров и другими чисто военными факторами. Но суть этих противоречий была намного глубже и, безусловно, лежала не только в военной области. Немалую роль в столкновении народов и режимов играла и пропаганда. От её воздействия на людей нередко зависел

1

исход сражений; эффективная пропаганда должна была обеспечить «освоение» оккупированной территории и создание массовой социальной опоры для устройства на ней управления.

Основы пропаганды, призванной воздействовать на население Советского Союза, германские идеологи разрабатывали задолго до начала военной агрессии. В Германии и до, и после 1933 года тщательно изучался Советский Союз, его географическое положение, государственное устройство, народонаселение. Многие немецкие научные центры располагались на приграничной с СССР территориях.

В 1920 г. в Риге на базе Немецких курсов по повышению общего образования возникает Гердеровское общество, ставившее своей задачей «дать немецкой молодёжи прибалтийских стран первоначальное научное образование в немецком духе». Для этого регулярно организовывались лекции и семинары для изучающих теологию, историю и немецкую культуру. В 1921 году курсы были объединены и преобразованы в частную немецкую школу под руководством профессора Клумберга, а Гердеровский институт официально признаётся латвийскими властями.

Осенью 1940 года в Кёнигсберге открывается Институт исследований Востока. Цели его деятельности, по определению самих создателей Института, были «более многосторонними и всеобъемлющими и исходили из новых задач империи на Востоке». Их озвучил профессор Клумберг: «Недостаточно исследовать лишь хозяйственные данные Восточной Европы; требуется всесторонний охват всех хозяйственных, географических, естественнонаучных и культурных проблем восточного пространства».

Институт исследований Востока начал свою деятельность с цикла докладов о Советском Союзе. Профессор доктор Иогансен дал физикогеографический обзор страны в целом и отдельных республик в частности; доктор Б. Плечке рассказал о движении народонаселения, миграции внутри страны; доктор статистики Розенберг в двух лекциях нарисовал картину 2

2

индустриализации и развития советского сельского хозяйства. При институте организуются библиотека, архив русских журналов.

Проделанная немецкими обществами в прибалтийских государствах «работа» способствовала формированию здесь пронемецкого элемента. С вхождением Прибалтики в состав Советского Союза на смену фашистской пропаганде пришла марксистско-ленинская идеология со всеми

вытекающими последствиями. Начавшаяся война разделила общество на тех, кто видел в немцах освободителей, и тех, кто остался верен коммунистическим идеалам. Показателен в этой связи протокол допроса, арестованного немцами Яниса Крастиньша, латыша из Риги, беспартийного, имеющего среднее образование, переводчика немецкой полиции

безопасности. На предложенный вопрос: «Как Вы относились к

установлению советской власти в Латвии?», - Крастиньш отвечал:

«Установление советской власти в Латвии я встретил критически-недоверчиво. Я считал, что Советский Союз занимает Латвию не для того, чтобы оказать ей помощь в случае военного нападения на неё, как об этом велась пропаганда, а для того, чтобы лишить Латвию её самостоятельности и превратить её в свой придаток. Я считал неправильным утверждения представителей Советов о том, что с установлением советской власти в Латвии положение рабочего класса улучшилось. На деле цены на товары первой необходимости возросли, а зарплата рабочих хотя и была повышена, но значительно отставала от роста цен.

Представители Советов вели широкую пропаганду об улучшении качества продукции, считая продукцию досоветского производства низкокачественной. В то же время присов(етской) власти качество действительно ухудшилось, борьба велась не за качество, а за количество, в ущерб качеству.

Наконец, я считал неправильными утверждения о том, что сов(етская) власть нам, латышам, принесла культуру. Я считал латышей в культурном 3

3

отношении выше русских, поэтому эти утверждения только оскорбляли моё национальное самолюбие.

Вот в силу этих причин мои настроения по отношению к сов(етской) власти стали враждебными... (но) ни в чём конкретно активном эти настроения при сов(етской) власти в Латвии у меня не проявились. Их я вынашивал сам по себе, частично делился ими с некоторыми своими близкими товарищами. Однако ко времени начала военных действий между Германией и Советским Союзом, в период отхода частей Красной Армии, я готов был выступить на вооружённую борьбу с сов(етской) властью и Красной Армией».

На вопрос: «Как Вы отнеслись к захвату Латвии немцами?», - Янис Крастиньш ответил: «При указанных моих настроениях захват немецкими войсками Латвии я расценивал как освобождение от большевиков и считал своим долгом в этом оказать посильную помощь немцам».

Но пропаганда против Советского Союза становится настоящим оружием только с приходом к власти в Германии А. Гитлера. 13 марта 1933 года создается Министерство национального просвещения и пропаганды, министром становится Й. Геббельс. Строительство министерства он начал с 150 сотрудников, к 1938 году на ниве пропаганды работало уже около 3 тысяч человек. Организационная структура ведомства постоянно

усложняется, в его составе появились пропагандистские роты и батальоны, агенты и атташе по пропаганде, к работе привлекались иностранные специалисты. Министерство разбухало, увеличивалось его финансирование и масштабы, усложнялись сферы деятельности. Весь этот огромный механизм был подчинен созданию аппарата по обработке и влиянию на умы людей, сначала немцев, а затем покоренных народов в целях привлечения их на свою сторону. Созданная нацистами пропаганда основывалась на доктрине расового и национального превосходства немцев над другими народами. Но главным козырем Гитлера стал его антикоммунизм, основной задачей -уничтожение марксизма и воссоздание вермахта. Верхом пропагандистского

4

цинизма (в отношении собственного народа) стало представление вторжения Германии на территорию СССР актом вынужденной самообороны, так как война была навязана Г ерманией противником.

Деятельность немецкой пропаганды активизируется накануне войны: в недрах министерства появляется ряд документов и указаний,

регламентировавших использование пропаганды в войне против СССР.

Документ 1.

Указания

о применении пропаганды по варианту «Барбаросса»

1. Окончательные и полные тенденции для пропаганды против Советского Союза в настоящее время еще указаны быть не могут, так как вполне возможно, что до начала боевых действий политическое развитие предоставит нам новые, особо действенные тенденции для пропаганды. Поэтому сохраняется право дополнить нижеизложенные указания о линиях пропаганды. Однако в основном уже теперь можно сказать следующее:

а) противниками Германии являются не народы Советского Союза, а

исключительно еврейско-большевистское правительство со своими

чиновниками и коммунистическая партия, работающая на мировую революцию;

б) следует особенно ясно указать, мотивируя это тем, что Советы до сих пор проводили в подвластных им местностях по отношению ко всему населению исключительно беззастенчивую политику, что германское военное командование приходит в страну не в качестве врага населения. Более того, оно хочет освободить население от тирании Советов.

Однако если со стороны небольшевистской части населения было бы оказано сопротивление, то немецкие вооруженные силы будут вынуждены подавить его, кем и когда оно бы ни было оказано; <.. .>

5

г) пока не следует вести пропаганды, направленной на расчленение Советского Союза на отдельные государства. В различных частях Советского Союза пропаганда должна пользоваться наиболее распространённым языком. Это, однако, не должно приводить к тому, чтобы характер отдельных пропагандистских текстов преждевременно давал бы повод к заключению о намерениях расчленить Советский Союз; <.. .>

д) в дальнейшем очень важно доказать населению необходимость для каждого оставаться на месте своей работы. Разграбление и разбазаривание продовольствия, уничтожение машин и хозяйств неизбежно приведут к нищете и голоду. Из тех же хозяйственных соображений пока на повестку дня не должны быть поставлены вопросы о разделе земли и роспуске колхозов, хотя такие мероприятия и имеются в виду в будущем. <.>

2. С началом военных действий против Советского Союза все пропагандистские части могут начать давать информацию о войне. Особенно следует выпячивать всякого рода жестокости и нарушения международного права, в которых могла бы провиниться Красная Армия.

3. Пропагандистские пункты связи организуются ВГК Вооруженных сил в Рейхсгофе, Ржошове, Варшаве, Кёнигсберге, Рованиеми.

4. <...> Помимо отдаваемых в отдельных случаях приказов ВГК Вооружённых сил о применении против неприятеля средств активной пропаганды, армиям и танковым группам предоставляется право перед началом боевых действий пускать в ход все имеющиеся в их распоряжении средства пропаганды для достижения. боевого эффекта.

5. Представляется целесообразным, чтобы армии подготовили воззвания к населению для расклейки на стенах домов, которые в основном соответствовали бы указанным в пункте 1 пропагандистским тенденциям и были бы приспособлены по содержанию и языку к различным группам населения, проживающим в отдельных населенных местностях. Кроме того, эти воззвания в самой сжатой форме могут содержать направленные к населению распоряжения военного командования. Эти воззвания должны

6

быть составлены, кроме немецкого, на том языке, который преобладает в данной местности (например, русском, эстонском, латышском и т.п.).

6. Применение громкоговорителя должно иметь место не только как пропагандистское средство борьбы с неприятелем, но и для пропагандистского воздействия на население оккупированных местностей. Определение характера и объема такого применения предоставляется армиям и танковым группам.

7. Поскольку возможно в оккупированных местностях контролировать прессу, желательно продолжать выпуск некоторых больших газет под немецкой цензурой. Это касается в первую очередь Украины и Прибалтики. Главной задачей немедленно вводимой цензуры является обеспечить, чтобы информация и комментирование ни в коей мере не вредили немецким интересам. Пресса должна видеть свою главную задачу в том, чтобы успокаивающе воздействовать на население и удерживать его от всяких актов саботажа. Там, где отсутствует возможность контроля над прессой, следует воспретить появление газет, журналов и информационных бюро.

8. Особое значение имеет овладение весьма широкой советской радиосетью по возможности в неповрежденном виде с тем, чтобы немедленно использовать её для целей немецкой пропаганды. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы передовые части захватывали и брали под охрану крупные радиопередающие станции. Боевые части должны быть предупреждены о необходимости избегать каких бы то ни было повреждений радиопередающих станций.

9. Снабжение немецких частей газетами с родины, информацией для войск и доставка всякого другого информационного материала проводится через... Рейхсгоф (Ржошов) в Варшаву и Кёнигсберг отделом пропаганды ВГК Вооруженных сил, который затем установит связь с отдельными армейскими ротами.

10. Для восполнения радиосети и в особенности для замены крупных радиопередающих станций, разрушение которых удалось бы противнику,

7

следует предусмотреть применение подвижных радиопередающих станций. Необходимый для их организации личный состав будет доставлен ВГК Вооруженных сил (отдел войск пропаганды), который в каждом отдельном случае регулирует введение в действие этих радиопередатчиков [1].

В дальнейшем направления, намеченные в «Указаниях о применении пропаганды по варианту Барбаросса», были уточнены, дополнены, дифференцированы и подчинены тем задачам, которые ставились германским правительством. Эволюция пропаганды во многом определялась основными задачами того или иного периода войны, кругом населения, на которое она была на данном этапе рассчитана.

На первом этапе (1941 г. - начало 1942 г.), когда основной целью являлись уничтожение или выведение из активной борьбы живой силы противника, её деморализация, объектом воздействия нацистской пропаганды становились войска и население фронтовых и прифронтовых областей. Для выполнения поставленной задачи использовались

разнообразные средства: листовки, радиопередачи, «тайные ленинские радиостанции», распространение слухов в тылу, вплоть до организации санкционированных призывов к восстанию против большевистского руководства в крупных городах Советского Союза. Мотивацией нацистской пропаганды стали: для военнослужащих - «Сдавайтесь, с вами ничего плохого не произойдет, вы будете «получать хорошую пищу», вас не будут «мучить или репрессировать». Призывы тайных радиостанций к русским войскам, «замкнутым в котлах», формулировали свои цели в этом вопросе с большей осторожностью: «Сдавайтесь немцам в плен, вы там сможете вести разлагающую пропаганду, этим вы достигнете для всемирной революции больше, чем если вы здесь погибнете»; или «чем больше переходит солдат в плен к немцам, тем больше едоков в Германии, тем продовольственное положение будет хуже». В отношении населения прифронтовых областей прослеживались те же закономерности: от «заблаговременного

предупреждения об ответственности за сжигание своих припасов» до

8

призывов к «организации совещательных и деятельных комитетов», «охране народного имущества» - это для тайных радиостанций.

Пропаганда должна была на этом этапе способствовать «увеличению числа перебежчиков» из Красной Армии, чтобы сохранить жизни немецким солдатам. Для этого предполагалось «распространять среди солдат противника слух об исключительно хорошем обращении, которое встречают у нас (немецкого командования - ред.) дезертировавшие солдаты противника».

«Каждый перебежчик, в том числе и офицер, получает удостоверение, в котором указано, что он является перебежчиком, что с ним следует обращаться согласно изданным по этому поводу особым положением и что ни одна служебная инстанция (войсковая часть - ред.) не имеет права отнять у него это удостоверение, пока не установится его национальная принадлежность... Поскольку это возможно, немедленно дать перебежчику поесть, отделить его от прочих пленных и в отношении обращения и жилья подчеркнуто противопоставить его другим. Эти разъяснения должны проводиться через все радиостанции, путем усиленной пропаганды при помощи листовок. Мы должны объяснить им (советским солдатам - ред.), что с ними - как пленными - будут хорошо обращаться, они будут получать хорошую пищу, их не будут мучить или репрессировать (как уже 25 лет большевизма). Национал-социализм лучше, чем большевизм».

Созданный в Красной Армии институт комиссаров пытался противодействовать немецкой пропаганде. Строго карались те, кто подбирал разбрасываемые противником листовки - пропуска для перехода к немцам. В ответ в своих листовках немцы призывали: «Убивайте комиссаров.

Приходите к нам». Тогда немцами стали использоваться пароли, передаваемые по радио, для перехода к ним. Нацистское Министерство пропаганды 1 августа 1941 года на конференции разъяснило, как это должно работать: «Кто назовет пароль перед советскими линиями, тот будет тотчас взят в плен и с ним будут хорошо обращаться».

9

Передачу призывов и паролей должны были осуществлять радиостанции, размещенные вдоль линии фронта, громкоговорители, с самолётов сбрасывались листовки. К 16 августа 1941 года на позиции Красной Армии было сброшено до 90 млн. таких листовок. Правда, по подсчетам Министерства пропаганды Германии, лишь сотая их часть попадала по назначению.

В отношении советских войск, находившихся в окружении, предполагалось воздействовать, организуя вещание на их позиции тайных радиостанций. Трансляция велась от имени «истинных ленинцев» или «патриотов», выдававших следующие призывы: «Сдавайтесь немцам в плен, вы там сможете вести разлагающую пропаганду; этим вы достигнете для всемирной революции больше, чем если вы здесь погибнете»; «Чем более переходит солдат к немцам, тем более едоков в Германии, тем продовольственное положение будет хуже». Рекомендовалось периодически повторять: «Вот видите, к какой катастрофе привел вас Сталин».

Для пущей убедительности на русские позиции транслировались беседы с пленными, которые рассказывали, что немцы «ничего (плохого -ред.) не сделали даже большевикам, что в плену хорошо кормят. Звучали и сообщения о том, что во многих войсковых частях уже организованы «ленинские исполкомы», высылающие парламентёров к нацистским войскам.

Все перечисленные выше мероприятия - рекомендуемые и осуществленные - должны были способствовать деморализации советских солдат, ослабить сопротивление немецким войскам и обеспечить быстрейшее окончание войны.

В стратегических планах германского командования большое значение отводилось деморализации населения советского тыла. Особая роль в решении этой задачи придавалось радиовещанию. Содержание и методы пропаганды для этой категории во многом зависели от положения на фронте, от соотношения сил на международной арене, от ситуации в немецком и советском тылах. Немцам приходилось учитывать и то, что в такой стране,

10

как СССР, охват населения нацистской пропагандой вначале будет незначительным; только по мере захвата новых территорий можно было рассчитывать на расширение аудитории. И, тем не менее, организаторы пропаганды порой исходили из довольно упрощенных представлений о жителях Советской страны. Так, специалисты ведомства Геббельса утверждали: «Люди, с которыми сегодня сражаются наши солдаты, никогда кроме большевизма ничего не знали - ни царского правительства, ни Церкви, ни христианства, никакой западноевропейской культуры и никакой цивилизации. В отношении вооружения, руководства и их расы они стоят ниже нас, что явствует из снимков кинохроники. Ведь невозможно иметь хорошее руководство, если в течение 25 лет это руководство три или четыре раза ликвидировалось выстрелами в затылок... Русские значительно

уступают нам во всем. Это касается и политической культуры русского народа».

Геббельс на совещании в Министерстве пропаганды 1 июля 1941 года высказался ещё более определённо: «Не следует думать, что каждому в России известно то, что мы называем или о чём говорилось в «Правде». Об этом там информировано лишь несколько тысяч человек. Следует иметь в виду миллионные массы крестьян и рабочих, которые никогда «Правды» и не видели. От русского мелкого крестьянина следует ожидать ещё меньшего, чем от самого мелкого баварского дровосека. Эти русские неграмотны».

Исходя из этих установок, немцы считали вполне приемлемым обращаться к советским людям, используя самые примитивные призывы и лозунги: «Перебейте евреев, перебейте ваших мучителей, комиссаров! Вы снова получите свою землю!», «Трудящиеся массы, теперь настало время! Это правительство вас толкнуло в несчастье. Теперь оно бежит и оставляет вас в нужде. Теперь вам придётся всё расхлёбывать. Поднимайтесь! Организуйте совещательные комитеты! Организуйте комитеты деятельности! Собирайтесь на фабриках! Обсуждайте между собой положение! Оберегайте народное имущество!».

11

Обращаясь к верующим, нацисты заявляли: «Относительно церковного вопроса мы желаем не обещать - мы хотим построить опять церкви..., (провозгласив - ред.) свободу религии.»

Нацистские пропагандисты надеялись воздействовать и на русских интеллигентов, используя «их склонность к дебатам и длинным спорам о вопросах мировой политики». Сотрудники Геббельса считали

целесообразным противопоставить интеллигенцию сталинскому режиму, подчёркивая при этом, что в годы репрессий были убиты и замучены тысячи и тысячи учёных, писателей, людей искусства. При этом предполагалось учитывать и пробольшевистские настроения советского интеллигента, используя антисталинские высказывания коммунистов-оппозиционеров. В частности, рекомендовалось «для пропагандистских передач. поднять письмо Раскольникова».

Другим аргументом в пользу перехода интеллигенции на сторону фашистов стал довод о неизбежности и благотворности победы Третьего рейха для русских. При этом ход рассуждения образованных русских, по мнению геббельсовской пропаганды, должен был выглядеть примерно так: «Если мы заключим сейчас мир, то мы, может быть, сможем угомонить более или менее это кровавое животное - Гитлера, и он нам оставит в этом случае известную территорию, на которой мы сможем сохранить большевизм. Если мы мира не заключим, то большевизм будет вытравлен. По старому опыту, дело обстоит следующим образом: немцы проиграют войну (на Западе -ред.), и, если мы удержимся невредимыми на известной территории, тогда мы сможем, исходя из этого положения, большевизировать Европу».

Предполагалось в этих целях также использовать тайную радиостанцию, выдающую себя за радиостанцию русских эмигрантов. По замыслу геббельсовского руководства эта радиостанция «старых большевиков» всегда была против убийства старых троцкистов: до сих пор они молчали, но теперь их совесть требует того, чтобы они подняли свой голос; сначала Сталин заключал пакты с фашистами, теперь фашизм напал

12

на нас, мы пропали». И далее: коммунистов, недовольных политикой Сталина, следовало призывать «организовывать исполком и политбюро старой гвардии Ленина», «секретно распространять листовки, содержание немецких листовок передавать тайным способом, тайно организовывать солдатские советы в Красной Армии». Именно на них была рассчитана трансляция речей и статей В.И. Ленина о мире, заключённом в Брест-Литовске.

Особые надежды нацистские пропагандисты возлагали и на разжигание националистической розни в СССР. При этом основные тезисы и приёмы пропаганды определялись суждениями, высказанными рейхсляйтером А. Розенбергом на одном из совещаний по проблемам Востока.

Документ 2.

Из выступления А. Розенберга на совещании 20 июня 1941 г.

Россия никогда не была национальным государством, она всегда оставалась государством национальностей. А точнее, выражаясь словами Моммзена: «Русская империя - это бочка с мусором, которая держится благодаря ржавому ободу царизма».

Московский централизм (всюду) разгромил все эти стремления к независимости, за исключением западных государств... Народы Прибалтики никогда не делались русскими, при первой же возможности они поворачивались к Западу. <...> Украинцы вели в течение столетий борьбу против поляков и московитов. <.>

Исходя из этого задача германского руководства заключается в том, чтобы подхватить в умной и целеустремлённой форме стремление к свободе всех этих народов и придать им определённые государственные формы, т.е. органически выкроить из огромной территории Советского Союза государственные образования и направить их против Москвы, освободив тем самым Германскую империю на будущие века от восточной угрозы [2].

13

Лозунги, которые использовались нацистской пропагандой в различных национальных регионах, дифференцировались с учётом исторических и политических особенностей данной области. Так, на Кавказе нацистская печать всюду подчёркивала, что с «кавказскими народами у Гитлера особая дружба. Он прислал свои войска с единственной целью -освободить кавказцев от еврейско-большевистского ига». Поэтому на Кавказе нацисты предполагали отменить колхозы и перейти к единоличному хозяйству.

В одном из документов канцелярии Розенберга были сформулированы основы взаимоотношений немецких оккупационных властей на Кавказе с местным населением.

Документ 3.

Из материалов канцелярии Розенберга по вопросам германской политики в оккупированных районах Кавказа (27 июля 1942 г.)

[Интересы Третьего рейха в регионе - ] создать прочные позиции на всем Кавказе и тем самым обеспечить себе связь с Ближним Востоком. Только эта связь с нефтяными источниками может сделать Германию и всю Европу независимыми от любой коалиции морских держав в будущем. Цели германской политики: господство над Кавказом и над граничащими с юга странами - как в политическом, так и в военном отношении...

[Необходимо] завоевать симпатии кавказских племен, [что] означает получить от них всё, что мы желаем: дополнительный источник питания, возможность широкого использования богатств страны, в частности, нефти...

[Решение этой задачи возможно] только тогда, когда мы предоставим им [народам Кавказа] полную политическую самостоятельность и не позволим себе вмешиваться в их политические дела. если [только] они этого сами не пожелают, чтобы временно, в связи с недостатком в местных кадрах и интеллигенции, выполнять здесь административные функции. Не следует забывать, что мы в 1918 г. гарантировали кавказским племенам

14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственную самостоятельность, а потому надо ожидать, что они и сейчас будут надеяться на эту гарантию со стороны дружелюбной им Германии. <...>

Кавказские племена так разнообразно развивались в смысле расы, традиций и религии, что о едином кавказском народе не может быть речи. Горный характер страны усилил грани между этими народностями, а не помог объединению, которому скорее способствуют большие долины. Ни одна из кавказских народностей не имеет силы, чтобы обеспечить себе самостоятельное существование на продолжительное время. Только защита сильной великой державы может служить предпосылкой для мирной работы и политического спокойствия. Лучше всего это может осуществить великая держава, которая не намерена вмешиваться во внутренние дела отдельных народов, не имеет никаких культурных и религиозных [претензий], а наоборот, намерена охранять и поощрять своеобразие отдельных народов. Это вполне соответствует германским интересам...

Желательно было бы немедленно заверить кавказские племена в том смысле, что им будет предоставлена неограниченная свобода.

Чисто внешняя сторона на Кавказе важнее, чем на Украине. Необходимо, чтобы лица, работавшие здесь в тыловых органах, как на службе, так и вне её, являлись бы достойными носителями немецкой чести. Они должны вести себя не как начальники, а как советники. Было бы целесообразно здесь говорить не о сельскохозяйственных руководителях, а о сельскохозяйственных советниках. <...>

[Учитывая] предполагаемую готовность этих народов сотрудничать с Германией, можно им, в отличие от других народов, разрешить ношение легкого оружия (большой кавказский кинжал и сабля). Надо разрешить кавказским народам: ношение их старинных одеяний и формы, соблюдение старинных обычаев и нравов, пользование своим языком, пение разных песен. Поощрение принятых здесь национальных религий будет основной задачей хозяйственных управлений. В области культуры возможно бы без

15

всяких оговорок обещать кавказским народам автономию, разрешить функционирование средних, ремесленных и высших школ, поскольку это будет необходимо» [3].

***

Сходные пропагандистские приемы использовались на Дону и на Кубани, где немцы обещали «казачью вольность», лампасы и всяческие привилегии. В Чечено-Ингушетии ставка делалась на противопоставление чеченского и русского народа.

В пропаганде, рассчитанной на жителей стран Балтии, перед войной нацисты обещали восстановить независимость Эстонии, Латвии и Литвы. Однако по секретному соглашению государств эти земли должны были отойти к Германии, составив Прибалтийское генерал-губернаторство, куда включались также Ленинградская область и часть Белоруссии. Впрочем, фашистских идеологов это не смущало. Они продолжали апеллировать к национальному самосознанию этих народов, при этом изображая всю историю прибалтов как непрерывную борьбу с русскими, в которой естественными союзниками латышей и эстонцев якобы выступали выходцы из Германии.

Нацистская пропаганда делала всё возможное для того, чтобы разрушить союз национальностей СССР. На одном из собраний чиновников управы в Минске (Белоруссия) по случаю вручения общинам грамот и ликвидации колхозов гауляйтер Кубе заявил: «Русские никогда ничего вам (белорусам - ред.) не давали. Земля, на которой вы стоите, тысячу лет белорусская. На протяжении этой тысячи лет вы находились под чужим сапогом: под господством поляков, литовцев, русских. Над вами господствовали русские. Но вам совсем нечего делать с русскими, они ваши враги, которые эксплуатировали белорусов». И далее он отмечал: «Белорусский народ не нужен на фронте. Его задача заключается только в том, чтобы положить конец партизанскому движению, расстраивающему жизнь в стране». Гауляйтер призывал коллаборационистов «заботиться о том,

16

чтобы фюрер был доволен (их - ред.) работой». Для пущей убедительности он заявлял: «Теперь вы принадлежите фюреру, как и мы сами. Он сделал вас вольными, обеспечил вам жизненные основы. Наградил землею. Теперь вашей обязанностью является охранять эту землю от бандитов и организованных преступников, которые называются партизанами. Подумайте о том, что было бы с вами, если бы вновь смогли вернуться большевики. Никто бы из вас не остался в живых».

В унисон ему нацистские пропагандисты заявляли, что белорусы принадлежат народам Европы, «которые процветают под руководством Адольфа Гитлера». Из этого делался вывод: немецкая администрация должна превратить этот десятимиллионный народ в европейцев, судьба которого теперь неотделима от Германии.

Пропаганда немецких властей на Украине (ей в планах германского командования отводилась особая роль) основывалась на идее о «независимости» украинского государства под «главенством Германии». Эта идея повсеместно муссировалась в периодической печати, издававшейся на оккупированной территории. Например, в газете «Нове життя», выходившей на украинском языке в Ворошиловграде, было помещено несколько статей, в которых доказывалось, что Украине необходимо отделиться от Советского Союза.

В вопросе об Украине пропагандисты Третьего рейха исходили из того, что «по своему уровню развития украинцы выше русских, так как они пережили живительное влияние арийской расы в средние века». Украинцам настойчиво внушалась идея, что «Германия воюет за уничтожение советского строя и тем самым... за освобождение от коллективной (колхозной - ред.) и стахановской системы, за лучшую жизнь народа присоединенной области».

Второй этап деятельности пропаганды в СССР можно датировать 1942-1943 гг., когда немецко-фашистский «новый порядок» установился на оккупированной территории. Носителями национал-социалистических идей

17

становились представители германского военного командования и оккупационной администрации. В этот период основной задачей нацистской пропаганды стало обеспечение стратегических и экономических интересов Третьего рейха в оккупированных областях. На Кавказе интересы Германии состояли в контроле над нефтяными источниками. На Украине - в создании продовольственной базы для Рейха. Исходя из поставленных задач, пропаганда и агитация на оккупированной территории, как указывалось выше, проходила под лозунгом «самостоятельности» и «независимости» украинского государства под главенством Германии. На оккупированной территории Северного Кавказа - «самостоятельность во внутренних делах при сохранении самобытности отдельных народов и племен»,

гарантированная такой «великой державой, как Германия». Эти идеи повсеместно муссировались в периодической печати, издаваемой фашистскими оккупационными властями. Целям вырвать местное население из-под влияния большевистской «принудительной псевдо-культуры и приобщить (а значит расположить) их к настоящей культуре прекрасного» призваны были служить радио, кинотеатры, театры и церкви. Число радиоточек, вещающих для местного населения оккупированных областей, постоянно росло. В сельской местности группами немецкой пропаганды открывались читальни. Функционировали школы, гимназии, в Прибалтике открывались университеты. Были случаи открытия специальных

пропагандистских выставок (г. Ковно, выставка «Красный террор», которую, по подсчетам немцев, посетили 100000 человек). В пропагандистских целях организовывались поездки в Германию. Этим же целям призваны были служить и издаваемые на оккупированной территории газеты, листовки, плакаты и другая пропагандистская литература, выпускаемая в огромных количествах и на разных языках народов России. Эту продукцию бесплатно распространяли через аппарат бургомистров, старост и т.д. Пропаганда велась в церквях, костелах, на сельских сходах и собраниях, по радио.

18

Целями этих пропагандистских усилий стала попытка сломить веру мирных жителей в возможность победы Красной Армии; создание, если не лояльного, то покорного тыла.

Для этого немецкие пропагандисты на Украине не чурались использованием многочисленных свидетельств о злодеяниях здесь большевиков в годы коллективизации и организованного московским правительством голода. Нацисты не забывали упомянуть и о последствиях реализации советскими войсками приказа Сталина - «при отступлении уничтожать всё».

Немецкая пропаганда на оккупированной территории Украины нередко затрагивала тему уничтожения большевиками национальной культуры. Нацистские идеологи подчёркивали: «От политики индивидуального террора с целью уничтожения украинской интеллигенции, проводимой большевиками в 1918-1919 гг., в последующие годы большевики перешли к террору общему, направленному против всего украинского населения. В результате самобытная украинская культура была уничтожена, а на её место введена так называемая советская украинская культура, не имеющая ничего общего с подлинной культурой». А национальным языком «пользовались преимущественно для того, чтобы вдалбливать в украинские мозги большевистские доктрины». Из этих фактов делался вывод: «Долг каждого украинца - принять самое деятельное участие в работе по строительству страны».

Восстановление Украины предполагалось, во-первых, за счет восстановления городов и народного хозяйства. В решении этой задачи германские оккупационные власти и население должны были объединиться. Примеры такого взаимодействия рекомендовалось широко рекламировать в печати и радиопередачах. Во-вторых, нацисты ожидали от жителей оккупированных областей активного участия в обеспечении «нового земельного порядка» и в проведении весенних полевых работ в 1942 году. По этому поводу были сформулированы лозунги: «Все рабочие руки в поле для

19

посева! От этого будет зависеть осенний урожай!» Кроме этого, германские власти обратились к сельскому населению с призывом «удвоить к осени количество птицы».

Органы, занимавшиеся в Третьем рейхе пропагандой, считали, что нужно обязать каждого немецкого солдата обращаться с населением Украины «корректно и не как с врагами». Военнопленные украинцы должны распускаться по домам. Хотя война есть война. Многие освобожденные из плена были по возвращении домой мобилизованы на работу в Германию. А лица, считавшиеся неблагонадежными, заключались в концлагеря или отправлялись на работу с установлением за ними наблюдения.

В пропагандистских целях нацисты занялись на Украине проблемами социального обеспечения. Для инвалидов, стариков, беспризорных детей, слепых и глухонемых в некоторых городах (например, в Харькове) открывались дома призрения и богадельни. В Харькове городское управление приняло решение с 1 октября 1942 года начать выдачу пенсий всем лицам, получавшим её ранее, а также тем, которые приобрели право на её получение. В эту категорию, в первую очередь, входили женщины-вдовы. Пенсии им определялись в размере 75 тысяч рублей. С этого же времени пенсионеры должны были получать продовольственные карточки двух категорий. По первой выдавалось - 100 гр. Мяса, 1 кг хлеба, 2 кг картофеля в неделю. По второй категории - 500 гр. хлеба.

Радио на оккупированных территориях вещало на русском и украинском языках. Регулярно транслировались, например, такие передачи: «Украинская поэзия и проза, песни и арии» (2 раза в неделю); «Русский час» (фрагменты произведений русских поэтов и писателей, фольклор; 1 раз в неделю). По воскресеньям устраивались детские передачи. Число радиоточек, вещавших для местного населения, постоянно росло.

Особую роль в системе пропаганды на оккупированной территории играла пропаганда путём распространения слухов, или, как её называли немцы Flusterpropaqanda (пропаганда шепотом). Её организацией ведал

20

специальный, строго засекреченный сектор (отдел). Он изучал пути и методы распространение слухов среди различных слоёв населения и использовал полученную информацию либо для того, чтобы парализовать распространения нежелательных сообщений, либо для дезинформации. О том, как осуществлялась пропаганда шепотом на Украине, свидетельствует приводимые ниже документы.

Документ 4.

Циркуляр Главного отдела администрации и права Генерал-комиссариата (28 февраля 1943 г.)

Содержание: народное просвещение и пропаганда. Сообщение-Н.

Сообщения-Н должны быть противопоставлены неприятельской

устной пропаганде и распространению неприятелем различных слухов с той целью, чтобы в области устной пропаганды немецкое руководство оказалось не только в состоянии обороны, а показало себя активно действующим.

Сообщение-Н касается:

1) наших аргументов относительно военного положения;

2) слухов, направленных на опровержение создавшегося в результате неприятельской агитации отрицательного настроения среди местного населения;

3) сообщений о положении в лагере большевиков;

4) противодействия пропаганде противника.

Задачей г(оспод) штадт- и гебитскомиссаров является распространение всеми имеющимися в их распоряжении средствами издаваемых нами сообщений-Н среди местного населения. В военное время местное население особенно реагирует на слухи, если они доходят до него так, что не чувствуется специального намерения. Поэтому следует очень осторожно пользоваться всеми путями для распространения сообщений-Н. <.. .>

Сообщения-Н в общем и целом предназначаются не для немцев. О них должны знать только те немцы, которым это необходимо по службе.

21

Распространение сообщений-Н является особо трудной

пропагандистской задачей. При некоторых гебитскомиссарах имеются специальные люди-Н. Этим людям, фольксдейчам или заслуживающим доверия лицам из местного населения, сообщается гебитскомиссаром содержание сообщений-Н, которое они распространяют уже среди местного населения. Во многих местах эти сообщения-Н, под видом «самых свежих и конфиденциальных известий», передаются на собраниях у районных шефов, городских голов или на рынках. Особенно пригодными для распространения сообщений-Н являются также канцелярии местных органов управления, мельницы, раздаточные пункты и тому подобные места, где собирается народ. В некоторых областях особенно полезными проявили себя для этой работы священники.

Существенным во всех случаях является то, чтобы местный житель не догадывался, что немцы пользуются им для распространения слухов.

Опыт показал, что часто с первого раза цель распространения слухов не бывает достигнута. Необходимо давать несколько вариантов с небольшими изменениями. Но всё же при этом (следует) обращать внимание на то, чтобы сущность слуха не менялась, ибо иначе не может быть создано единообразное для всего рейхскомиссариата общественное настроение.

Кроме того, слухи, распространение которых является

целесообразным, не должны исходить из личного усмотрения, а на них должно быть получено моё разрешение по телеграфу или телефону.

Тотчас же прошу представлять мне на рассмотрение предложения и материалы для сообщений-Н.

Опубликование сообщений-Н в печати, по радио или телеграфу воспрещается при всяких обстоятельствах, так как в противном случае будет нарушен принцип, по которому источник слухов должен остаться неизвестным.

От пропагандистского умения привлечённых к делу работников, в особенности же г (оспод) штадт- и гебитскомиссаров, будет зависеть

22

возможность использовать деятельность-Н как активное оружие в руках немецкого управления.

Шлехт,

Старший советник правления [4]

Документ 5.

Перевод с немецкого Сообщения-Н

Только для устной пропаганды; всякое другое применение

воспрещается

1. СТАЛИН бессмысленно приносит в жертву миллионы рабочих и крестьян, подставляя их под огонь германских пулеметов, где они находят себе верную смерть. Уже прошлой зимой он пытался приостановить таким кровопролитным наступлением продвижение немецких войск. Результатом этого явилось великое сражение в котле под Харьковом, где немцам удалось заманить русских в ловушку и там их окружить. Несколько русских армий нашли там свою гибель. То же самое предпринимает СТАЛИН и этой зимой, а на весну русским армиям уготовлена та же участь, что и прошлой весной.

2. Русские отбили Сталинград, это стоило им 6-ти армий и нескольких танковых бригад. В Сталинграде же была только одна немецкая армия.

3. Кто хочет спасти свою жизнь, свою семью и свою родину,

должен способствовать тому, чтобы немцы во время весеннего наступления были настолько сильны, чтобы уничтожить несколько большевистских армий. Только осенью СТАЛИН будет побежден и наступит мир. Германия снабдит тогда население всевозможными товарами, хорошим

продовольствием и одеждой, так как ей не нужна уже будет военная промышленность.

23

4. РУЗВЕЛЬТ прислал СТАЛИНУ телеграмму, в которой он его настоятельно предостерегает от продвижения вперед, так как немцы хотят заманить русских в ловушку. Если СТАЛИН не последует этому Совету, РУЗВЕЛЬТ угрожает приостановить поставки для России и заключить сепаратный мир с Гитлером.

5. ЧЕРЧИЛЛЬ полетел на громадном самолете в Турцию и приглашал туда же и СТАЛИНА, чтобы предостеречь его от дальнейшего наступления, т.к. немцы хотят его заманить в ловушку. СТАЛИН не прилетел в Турцию потому, что он опасается быть сбитым в пути германскими истребителями.

6. СТАЛИН отдал приказ Красной Армии не продвигаться дальше так как иначе она попадет в ловушку. Генералы, получившие теперь снова погоны, не повинуются больше СТАЛИНУ, так как они хотят установить военную диктатуру против СТАЛИНА и продолжают продвигаться вперед, прямо в немецкую ловушку.

7. Генералы русских армий взбунтовались против СТАЛИНА и хотят учредить военную диктатуру. СТАЛИН пытался их успокоить тем, что ввел ношение погон для офицеров. Однако же генералы этим не удовлетворились и большинство их не повинуется приказу СТАЛИНА. Некоторые генералы действуют самостоятельно, на собственный страх и риск. Они желают сделаться великими князьями и затем действовать сообща против СТАЛИНА.

8. Русские генералы потребовали от СТАЛИНА, чтобы он ушел от власти. Все офицеры должны сделаться крупными помещиками и получить от государства в дар огромные поместья. Крестьяне же должны будут работать как крепостные на крупных помещиков и князей.

9. Из Ворошиловской области сообщают следующее: когда туда вступили большевики, агенты им донесли, кто из населения во время немецкой оккупации ходил в церковь. Женщин, у которых неоднократно срывали с тела одежду, несмотря на холод, в течение 24 часов держали

24

привязанными к изгороди против церкви. Некоторых мужчин, известных своей религиозностью, сажали на кол, где они нашли себе мучительную смерть. Попа живым прибили гвоздями к церковным дверям. Одной матери троих детей, у которой нашли в квартире маленький металлический крестик, прижгли этим крестиком, предварительно раскалив его, лоб. С колокольни церкви были сбиты кресты, которые затем тащили по улицам, вымазав их грязью.

10. По случаю годовщины Красной Армии СТАЛИН произнес речь, в которой он назвал украинцев изменниками большевизму. Буквально он сказал следующее: «Это издавна известная украинская низость, за которую мы теперь им отплатим».

Далее он в своей речи сказал, что возмездие коснется не только отдельных лиц, которые были заодно с немцами, а всего села или города в целом.

11. Как теперь стало известно, швейцарский посланник в Кремле решительно высказался против секретного постановления Советов от 23/1-1943 г., ставшего известным только благодаря неосторожности одного дипломата. Это постановление заключается в том, что бедующее время, при распределении хлеба и продуктов, нетрудоспособные старики и старухи не будут приниматься во внимание. Это также относится и к болезненным и хилым лицам, если есть основание думать, что в ближайшее время они не станут трудоспособными.

12. При одном немецком контрнаступлении через новую линию фронта на южном отрезке Восточного фронта было недавно взято 635 пленных. Они единогласно сообщили, что большевики в этих очищенных немцами областях, в первую очередь, занялись крестьянами. Комиссары обыскивают отдельные крестьянские дворы и устанавливают, произведена ли и подготовлена ли весенняя обработка земли. Крестьян, относительно которых установлено, что они не имели никакого намерения засеять весной поле, немедленно ликвидируют, их жен и старших детей принудительно

25

отправлять на Урал, стариков и малых детей уничтожают выстрелом в затылок, истребляя таким образом семью.

В одном селе нашли 23 повешенных крестьянина. Комиссары повесили, чтобы довести до сведения всего населения, доску с надписью:

«Эти саботажники не доверяли нам, они отказались провести весенний сев. Вот им награда».

Подобные же сообщения давали пленные советские солдаты и на других участках Южного фронта.

Шлехт,

Старший советник правления [5]

Как уже указывалось выше, в целях политической обработки населения широко использовалось радио. Транслировались различные доклады, беседы. Например, в Минске в марте 1943 г. немцы организовали выступление советского генерал-майора, якобы сдавшегося в плен; фамилия его, правда, не упоминалась. В своём выступлении он призывал войска РККА сдаваться в плен, критиковал политическое руководство Советского Союза и Красной Армии.

Для удобства осуществления пропагандистских мероприятий на оккупированных нацистами территориях (как, кстати, и по другую сторону фронта) все радиоприемники были изъяты, радиовещание в квартирах не работало; передачи транслировались из рупоров, громкоговорителей, установленных в местах скопления населения, на площадях и базарах. В Витебске, например, радиотранслятор был установлен на городских часах; по нему постоянно передавались военные сообщения, доклады и т.п. Каунасское радио в своих передачах регулярно зачитывало письма, написанные теми, кто был отправлен на работу в Германию. А для пущей убедительности в конце июня в Литву даже привезли в отпуск 800 человек, которых потом возили по всей стране.

26

Идеологической обработке населения оккупированной территории призваны были служить и издававшиеся там газеты, листовки, плакаты и другая пропагандистская литература, которая выпускалась на многих языках: на белорусском, украинском, русском и т.д. В городах газеты бесплатно распространялись через аппарат бургомистров, в деревнях - через старост.

В Смоленске почти каждый житель города получал газету или журнал. В городе издавалось несколько газет, среди них «Новый путь» (8 раз в месяц) и крестьянская газета «Колокол» (2 раза в месяц). Специальным распоряжением немцы обязали старост и чиновников городских управ ежедневно проводить коллективные читки газет.

В газетах широко публиковались сообщения о потерях Красной Армии и о захваченных трофеях - нередко весьма преувеличенные. О своих же потерях немцы, естественно, умалчивали. Подобные сводки должны были убеждать население в том, что Красная Армия разгромлена, что она не оказывает серьезного сопротивления германским войскам, которые продолжают победный марш по территории СССР. Приведём несколько заголовков из газеты «Правда», издававшейся немцами на оккупированной территории: «Германская армия под Петербургом», «Красный Балтийский флот без моря» (11 сентября 1941 г.); «Бои в оборонной зоне Ленинграда», «Советское правительство взывает о помощи», «Боевые трофеи финской армии» (18 сентября); «Разгром красных сил на путях к Москве и у Азовского моря»; «Уже более 3 млн. красноармейцев взяты в плен», «Дни Москвы сочтены» (18 октября).

В пропагандистских целях немцы широко применяли наглядную агитацию - плакаты и листовки. В их распространении оккупантам содействовали добровольцы и специально созданный для этих целей аппарат. В городах постоянно, по сведениям партизан, имелся большой запас плакатов пропагандистского содержания. Эти плакаты расклеивались всюду: на домах, заборах. Регулярно вывешивались также сообщения об успехах немцев в боях против Красной Армии.

27

Многие листовки имели вид советских сводок. Озаглавливались они обычно «Смерть немецким оккупантам», а заканчивались подписью «Политуправление (какого-то) фронта». В середине помещался текст, явно изготовленный в недрах немецкой пропагандистской машины.

Идеологической обработке была призвана служить и устная пропаганда. В селах её вели старосты, офицеры (через переводчика) - чаще всего во время проведения схода. Сотрудники рот пропаганды и старосты в беседах с крестьянами старались убедить последних в том, что «власть немцев прочная и что о возвращении советских порядков и речи не может быть».

Немецкие власти собирали сход редко, от случая к случаю. Как правило, на нём речь шла о поставках для германской армии и о борьбе с партизанами. Чаще всего сход проводили председатели общин или старосты деревни по инструкции начальника милиции и бургомистра. Говорили обычно об успехах немцев, о земле, о том, как живут рабочие и крестьяне в Германии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основном, устная пропаганда, как и другие пропагандистские средства, должна была способствовать ослаблению партизанского движения. Немало образцов такой устной пропаганды воспроизводили партизанские сводки. Так, в марте 1942 года, когда после боёв с партизанами немцы заняли деревню Патцево, были собраны колхозники. Представители властей стали увещевать народ в том, что партизаны грабят население, а вот немцы привозят крестьянам спички, соль, мыло, которые будут менять по справедливости на сельскохозяйственные продукты.

Населению в таких беседах нередко сообщались самые невероятные измышления. Например, в канцелярии колхоза «Коминтерн» немецкие пропагандисты, уничтожая портреты советских руководителей, оставили портрет Молотова, заявив, что изображенный на нём большевистский функционер после войны будет царём. Или: 28 июля 1942 года в лагере в Ермоловичах на митинге военнопленных немецкий офицер, хорошо

28

говоривший по-русски, заявил следующее: «Войне конец, Москва взята без боя. Ленинград разгромили и заняли. В Москве сформировано новое правительство во главе с Молотовым. Сталин бежал за границу». В деревне Корма немецкий солдат, знавший русский язык, разъяснял жителям, что Ворошилов сдал Ленинград немцам, за что получил два немецких креста.

Пропаганда велась и в церквях, костелах при поддержке некоторых пронемецки настроенных ксендзов и православных священников. Нацисты охотно говорили и писали о преследованиях верующих в СССР, приводили данные о закрытии церквей, о высылке и убийстве священнослужителей. Так, в оккупированных Сталинском и Давидгородском районах священник Рагозинский провел собрание, на котором призывал крестьян помочь нацистам вылавливать коммунистов и советских активистов - главных врагов церкви.

Проводимая фашистами пропаганда на захваченной территории СССР должна была, в первую очередь, сломить веру мирных жителей в возможность победы Красной Армии, сделать их послушным орудием немецкой администрации.

Образцы фашистской пропаганды

2Q

На третьем этапе (1943-1945 гг.), в условиях коренного перелома на советско-германском фронте и отступления немецких войск из оккупированных областей акценты в нацистской пропаганде смещаются. Всё чаще практиковались запугивание населения террором НКВД и открытый шантаж тех, кто сотрудничал с немецкими властями. Во многих случаях такая пропаганда достигала своей цели: коллаборационисты уходили вместе с немецкими войсками, оставшиеся дрались с советскими войсками до последнего, покидали насиженные места мирные жители.

С уходом немецких войск с территории Советского Союза была устранена возможность прямого воздействия идей национал-социализма на население, но не исчезли следы этого влияния, о чём свидетельствуют следующие факты:

1. Формирование на захваченной немцами территории так называемого «советского коллаборационизма». В первую очередь он проявился в создании добровольческих батальонов, армий. Туркестанский батальон, Беларуска Крайова Абарона, УПА и УНРА, Латвийский легион, Литовский батальон, РОА, Грузинский батальон, калмыцкие, волжско- и крымско-татарские формирования и т.д. Сюда можно отнести и неучтенные стихийно формировавшиеся подразделения - «прибалтийские партизаны»,

подразделения вне юрисдикции немецких штабов, карательные отряды, гражданские лица, работавшие на немцев в учреждениях гражданской администрации, а также служащие в немецких высших штабах и подчиненных им учреждениях. Значительное количество составляли добровольческие батальоны, например, туркестанский - 20 тыс. человек, занятые на строительстве оборонных укреплений.

Причины, приведшие советских людей к сотрудничеству с германскими властями, были различны, но факт остается фактом: «Немало людей сознательно, в силу националистических или политических соображений, а также из числа просто уверовавших в немецкую победу, в

30

той или иной форме сотрудничало с германскими властями, не говоря уже об откровенных шкурниках» [7].

2. В ряде оккупированных районов СССР наметился всплеск националистических и сепаратистских настроений. Национальные движения, в той или иной степени ориентировавшиеся на Германию, возникли на Украине, в Прибалтике, на Северном Кавказе. В обмен на лояльное отношение к германским войскам и сотрудничество с ними, представители сепаратистского толка требовали предоставить их национальным образованиям государственно-культурной автономии. Судьба этих движений трагична. На последнем этапе войны они сначала подверглись репрессиям со стороны немецких властей, а затем Советской Армии. Борьба их за национальное самоопределение продолжалась и после окончания Второй мировой войны и закончилась полным их поражением.

3. Результатом воздействия нацистской пропаганды на население оккупированных областей стало вовлечение многих людей в экономическую и политическую жизнь. Это происходило, впрочем, только там, где германские власти ставили вполне определённые прагматические цели, стремясь, например, полнее использовать ресурсы того или иного региона. Усилия германской пропаганды в этом случае были направлены на обеспечение в оккупированных областях полевых работ, переработку полезных ископаемых или их транспортировку в Рейх и т.п. Для решения таких задач немцы нередко осуществляли различные пропагандистские мероприятия, целью которых ставилось противопоставление немецкого образа жизни советскому.

4. Самым сложным и неоднозначным результатом воздействия нацистской пропаганды можно считать углубление советского конформизма на базе критики существующего в СССР режима и социалистического образа жизни. В условиях послевоенной фильтрации и чистки населения всех возрастов оккупированных областей, укрепления тоталитарного режима этот процесс стал необратимым для советского общества на долгие десятилетия.

31

Разумеется, пропаганда, сколь бы успешной она ни была, не могла предопределить результаты противостояния двух режимов и подвластных им народов. Исход этого противостояния зависел от иных факторов, но многие события второй мировой войны трудно понять, если не учитывать работу пропагандистской машины Третьего рейха.

Литература и источники:

1. ГА РФ. Ф. 7445. Оп. 1. Д. 1666. Л. 176-179.

2. ГА РФ. Ф. 7445. Оп. 1. Д. 1666. Л. 185-202.

3. Там же.

4. ГА РФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 65. Л. 63-65.

5. ГА РФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 65. Л. 66-68.

6. Багдасарян В.Э. Манифестации «Я - Шарли» как индикатор фашизации. Российские регионы: взгляд в будущее. №1, 2015. http://futureruss.ru/ioumal-archive/nomer-12015.html

7. Поляков Ю. Почему мы победили? // Свободная мысль. 1994. №11. С. 76.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.