Научная статья на тему 'Спецпропаганда в годы Великой Отечественной войны: листовки, плакаты, брошюры (по материалам Курской области)'

Спецпропаганда в годы Великой Отечественной войны: листовки, плакаты, брошюры (по материалам Курской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2205
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНАЯ ПРОПАГАНДА / АГИТАЦИЯ / КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЛИСТОВКА / БРОШЮРА / ПЛАКАТ / printing propaganda / agitation / Kursk region / leaflet / brochure / poster

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бормотова А. Р.

В предлагаемой статье на основе архивного материала и печатных периодических изданий как центрального, так и местного характера, показано значение специального вида печатной пропаганды и агитации на оккупированной территории Курской области. Раскрыты основные особенности и выявлена специфика таких видов печатной пропагандистской продукции, как листовка, брошюра и плакат. Проанализировано их основное агитационное содержание, текстовое и иллюстрационное наполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIAL PROPAGANDA IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR: LEAFLETS, POSTERS, BROCHURES (ON MATERIALS OF THE KURSK REGION)

In prepositional article on the basis of archival material and printed periodicals as central and local character, shows the importance of the special types of printing propaganda and agitation on the occupied territory of Kursk region. Showed the main features and the specifics of such types of printed promotional products, as the leaflet, brochure and poster. Analyzed their main propaganda content, text and illustration filling.

Текст научной работы на тему «Спецпропаганда в годы Великой Отечественной войны: листовки, плакаты, брошюры (по материалам Курской области)»

УДК 94/99

СПЕЦПРОПАГАНДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ЛИСТОВКИ, ПЛАКАТЫ, БРОШЮРЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2011 А. Р. Бормотова

канд. ист. наук, каф. истории России e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В предлагаемой статье на основе архивного материала и печатных периодических изданий как центрального, так и местного характера, показано значение специального вида печатной пропаганды и агитации на оккупированной территории Курской области. Раскрыты основные особенности и выявлена специфика таких видов печатной пропагандистской продукции, как листовка, брошюра и плакат. Проанализировано их основное агитационное содержание, текстовое и иллюстрационное наполнение.

Ключевые слова: печатная пропаганда, агитация, Курская область, листовка, брошюра, плакат.

В настоящее время исследователи подчеркивают, что война - это не просто вооружённое столкновение, а борьба идеологий. Такая борьба особенно остро развернулась в период Великой Отечественной войны. Большую роль в этом противостоянии играли печатные средства пропаганды, среди которых особо необходимо выделить листовки, плакаты и брошюры.

Широкомасштабная пропагандистская борьба имела место на оккупированных врагом территориях, к числу которых относится и Курская область. В немецкой пропаганде использовались различные методы и приёмы, значимая роль отводилась печатному слову. Особый интерес в связи с этим представляют немецкие пропагандистские плакаты, брошюры и листовки. Подобные издания, в отличие от газет, характеризовались большей красочностью, образностью, обилием иллюстраций. Помимо этого, к специфике плакатов и брошюр можно отнести меньшую привязку к условиям конкретного региона, именно в этих видах печатной пропаганды преобладали отпечатанные до начала войны с Советским Союзом на территории Германии заготовки. Все эти факторы накладывали определённое влияние на специфику листовок, брошюр и плакатов, в силу чего представляется необходимым остановиться подробнее на рассмотрении их как самостоятельного вида спецпропаганды.

На протяжении Великой Отечественной войны листовка сохраняла главное отличие от других печатных изданий - содержала максимально конкретную и сжатую информацию, из которой вырастал призыв к действию. Листовки расклеивали на заборах, распространялись они бесплатно. Естественно, что пропаганда, предназначенная для населения оккупированных территорий, принципиально отличалась как по содержанию, так и по методам подачи материала. В этом контексте можно говорить о «спецпропаганде». Её задача - подорвать боевой дух советских граждан, сломить волю к сопротивлению, обеспечить благоприятные условия для победы немецкой армии. Спецпропаганда превратилась в особый театр военных действий. Листовки являлись оптимальным средством пропаганды. Это объяснялось

рядом факторов, прежде всего, низкой себестоимостью и оперативностью их изготовления, легкостью доставки.

В нацистской Германии существовала мощная пропагандистская машина, которая с началом войны была направлена по новому курсу. И хотя в обеих странах идеология являлась стержнем политического режима, этим сходство и ограничивалось. Характер войны и её цели предопределили принципиальное отличие в содержательных аспектах спецпропаганды по обе стороны линии фронта. Оправдание агрессии столкнулось с разоблачением её преступного характера, тезис о превосходстве германской военной машины - со ставкой на патриотизм защитников своей земли.

Успех пропаганды в листовках во многом определялся знанием адресата, учётом особенностей его менталитета, морального настроя и психического состояния. При подготовке агитационных материалов листовок использовались данные разведки, трофейные письма и боевые документы, протоколы допросов пленных. В задачи спецпропаганды входила работа с гражданским населением страны-противника на оккупированной территории. В этом случае отпадала проблема доставки материалов, наряду с листовками использовались плакаты и брошюры. Основная цель немецкой пропаганды состояла в нейтрализации враждебных настроений со стороны местного населения для того, чтобы свести к минимуму акты саботажа и диверсий, а также для вербовки коллаборационистов. В таком же ключе строилась и пропагандистская деятельность в лагерях для военных.

Зрительные образы в печатной пропаганде прежде всего должны были привлечь внимание к листовке. Решающее значение имело красочное исполнение рисунков, хотя многоцветную печать невозможно было наладить в полевых условиях. Не меньшую роль играли и узнаваемые, привычные для читателя изображения. Поэтому весьма распространенным приёмом спецпропаганды было копирование обложек газет и популярных книг, подача текста с иллюстрациями. Нередко листовки маскировались под денежные знаки, продуктовые карточки, почтовые открытки.

Первое место среди зрительных образов, обращенных к войскам и населению противника, занимали фотографии разбитой техники, руин советских городов или, наоборот, свежих дивизий и колонн новых танков, идущих на подмогу вражеской стороне. Это усиливало эффект правдоподобности информации. Фотографии пленных подтверждали основные лозунги спецпропаганды о якобы лучшей жизни в немецком плену. Еще одним приемом немецкой агитации в листовках стали материалы, освещавшие сотрудничество с немцами бывших руководящих советских работников или родственников членов правительства. В качестве примера могут послужить многочисленные материалы о якобы добровольно сдавшихся немцам сыне И. В. Сталина Якове Джугашвили и сыне В. М. Молотова Георгии Скрябине1. Цели этих материалов - показать, что даже дети известных людей осознают непобедимость немецкой армии и сдаются в плен, из чего должен был следовать вывод о бесполезности любого сопротивления.

Значительное место в зрительном ряде спецпропаганды занимали фоторепортажи из лагерей для военнопленных. Радостные, сытые лица солдат, отдыхавших от военных невзгод, должны были убедить их товарищей на передовой сложить оружие и сдаться в плен.

Зачастую в печатных изданиях спецпропаганды для убеждения противника в достоверности излагаемых сведений использовалось факсимильное воспроизведение трофейных документов, писем погибших или сдавшихся в плен солдат, карты, изображавшие линию фронта или контуры окружения, которые, однако, приукрашивали реальное положение дел в целях агитации.

Рисунки, шаржи и карикатуры также весьма часто использовались в листовках, плакатах и агитационных брошюрах. Подобные изображения высмеивали советских политических лидеров и руководителей государств-союзников. Пропагандистские материалы, обращенные к солдату противника, декларировали стремление помочь ему, дать шанс избежать гибели и увечий войны. При этом использовалось психологическое воздействие на основные эмоции человека, попавшего в экстремальные условия, -страх за свою жизнь и жизнь близких. Сообщения о лишениях родных в тылу, о бездарности командиров, о дефиците продовольствия или тёплой одежды подавались сочувственным тоном, причём их внешняя правдоподобность была важнее их соответствия действительности. Завоевав внимание, а затем и доверие солдата при помощи средств пропаганды, можно было сломить его волю к победе, побудить к сдаче в плен. В немецких агитационных материалах с целью привлечения внимания постоянно использовались новые темы и приёмы подачи материалов.

Наиболее яркие зрительные образы находим в таком виде печатной пропагандистской продукции, как плакат. Особенно активно его использовали немецкие пропагандисты на оккупированных территориях Советского Союза. Главной отличительной чертой плакатов была яркость и красочность, как следствие, он привлекал внимание населения. Наличие цветных фотографий (что для советских людей в то время было редкостью), изображавших сытую жизнь в Германии, карикатуры - всё это служило одной цели - сломить волю к сопротивлению врагу. Однако полиграфически хорошо выполненные цветные плакатные иллюстрации с успокаивающими надписями не могли до конца убедить русского человека и заставить его поверить в миролюбие и благие намерения оккупантов.

Условно оккупационные плакаты можно разделить на несколько тематических направлений:

1) использование образа немецкого солдата, информация о военной мощи Г ермании;

2) борьба с диверсантами и бандитами (под бандитами немецкая пропаганда подразумевала партизан);

3) пропаганда труда и работы в Германии;

4) возвращение русским религии и свободы вероисповедания;

5) карикатуры на партийных лидеров советского государства и первых лиц стран-союзников;

6) пропаганда добровольной сдачи в плен, сотрудничества с оккупантами;

7) плакаты «Иллюстрированная Европа»;

8) плакаты о «еврейском вопросе»2.

К первой тематической группе можно отнести плакаты: «Почему побеждает Европа?», «Наша победа - наша свобода», «Г ерманская армия - ваш защитник и друг», «Почему Германия побеждает?», «Веник не сломаешь...», «Мощь Германии растёт с каждым днём», «Германия - передовой борец за новую Европу». Для этой группы характерно изображение немецкого солдата, иногда в сопровождении картинок из военного быта. Как правило, на подобных плакатах объяснялось, почему Германия должна победить, в чём её превосходство и в чём заключается слабость Советского Союза.

Ко второй группе относятся такие плакаты, как «Диверсанты разрушили фабрики и заводы», «Ловите бандитов.». Значительная часть плакатов изображала партизан бандитами, стремилась дискредитировать партизанское движение в глазах населения, запретить местному населению оказывать им помощь.

Третья группа посвящена труду в Германии. В годы войны с Советским Союзом Германия начала испытывать острую нехватку людских ресурсов, следовательно,

дефицит рабочей силы планировалось ликвидировать за счёт «восточных рабочих». Плакаты всячески пропагандировали комфортные условия труда в Германии, призывали приходить на биржи труда: «Шлём привет из Германии», «Кто работает в Германии, тот приближает конец войны», «Еду завтра! Кто со мной?»3.

Одним из важнейших рычагов общественного сознания и формирования мировоззрения в России всегда была православная религия. Безусловно, чтобы расположить население к себе, оккупанты использовали и этот рычаг воздействия на мнения людей, обещая возвращение религии в плакатах: «Конец сталинскому безбожию!», «Только германский меч служит надёжной защитой нашей веры и нашего светлого будущего!».

Ещё одним видом немецкого оккупационного плаката явились фотоплакаты «Иллюстрированная Европа». Это фотографии, представлявшие события того времени во всех областях военной, мирной или политической жизни, также сопровождавшиеся подписями: «Германские солдаты освободили вас от большевистского террора», «Ваше участие в восстановлении Родины - это лучшая благодарность за дело освобождения» или «Пусть каждый исполнит свой долг», «Дружной работой все трудности будут преодолены, и дорога к счастливой жизни будет открыта»4.

Теме борьбы с еврейством также посвящен достаточно большой массив оккупационной плакатной продукции, в частности, такие плакаты, как «Жиды - наши вечные враги!», «Вон из Европы!».

Наряду с листовками, газетами и плакатами, среди населения оккупированных территорий широко распространялись политические брошюры как средство активного психологического воздействия.

Брошюры как вид печатной пропаганды в период Великой Отечественной войны можно условно разделить на два типа: изобразительные и текстовые.

В изобразительных брошюрах немецкие пропагандисты всю площадь издания отводили под различные иллюстрации и фотоматериалы с подписями. Такой вариант брошюр был адресован малограмотным слоям населения. В них представлены картины комфортной жизни в Германии, приукрашенный быт пленных красноармейцев, картины труда местного населения на благо оккупационных властей: «И мы помогаем строить новую жизнь!», «Что будет после», «За работу! Мы поможем тебе!», «Как живёт немецкий рабочий (пленный красноармеец рассказывает)», «К строительству новой жизни», «День Марины», «Труд в Германии», «Всем женщинам и девушкам», «Маска сорвана», «Современная Германия». Отдельно можно выделить брошюры панегирического характера о Гитлере - «Гитлер - освободитель», «Адольф Гитлер и дети», «Адольф Гитлер и трудящиеся»5. Главная цель таких изданий - показать величие Германии, её успехи в экономическом и культурном плане.

Ряд брошюр («Современная Германия», «Что мы видели в Германии. Пленные красноармейцы рассказывают»)6 посвящен вопросу русских «остарбайтеров», их труду, отдыху, досугу, взаимоотношениям с хозяевами или руководителями. Примечательно, что все эти брошюры оставляли за рамками своих сюжетов войну, рисуя вполне мирные картины жизни, обходя вопрос тяжелого и бесправного положения «восточных рабочих», населения оккупированных территорий.

Второй вид брошюр имел по большей части текстовое наполнение. Содержание материалов сводилось к критике Советского Союза, описанию тяжелых условий жизни русских людей в довоенное время, подчеркивалась преступность советского социализма, которому противопоставлялся германский национал-социализм как более прогрессивная форма идеологического и государственного устройства. Подобные брошюры были ориентированы на грамотного, думающего читателя, преимущественно на интеллигенцию. Как главный аргумент активно использовались примеры довоенных

репрессий, подразумевалось, что, сопоставив факты, читатель должен сделать выбор в пользу сотрудничества с Германией. Отметим, что брошюры, издававшиеся в одном из оккупированных регионов Советского Союза, могли попадать в другие, по каналам немецких оккупационных властей организовывалась их доставка. В силу того что содержание брошюр имело более общий характер и, в отличие от листовок, в меньшей степени отражало местную специфику, такие доставки были оправданы. Перечислим некоторые брошюры, относящиеся ко второму виду:

- «Что такое национал-социализм» ;

- «Совершенно секретно. Дело №18. Спецсообщения и докладные записки»;

- «Евреи и большевизм»8;

- «Под знаменем славы, 1941 год»;

- «Социализм - как Германия его осуществляет»;

- «Строительство новой жизни»;

- «По новому пути»;

- «Ко всем! Открытые письма германского и русского рабочих, обращённые ко всем трудящимся Европы»;

- «Как сталинская шайка угнетала народ»;

- «К новой жизни»;

- «Правда о положении трудящихся в СССР»;

- «Эта английская “социальная” политика»;

- «В чем состоит германское превосходство»;

- «Почему побеждает Европа»;

- «Война и новый порядок»;

- «Каторжный социализм»;

- «Новый порядок землепользования».

Многие из этих брошюр были напечатаны и заготовлены в Германии, другие печатались уже на оккупированных территориях Советского Союза. Вся тяжесть советского довоенного быта, трудности индустриализации, репрессии - все эти факты немецкие пропагандисты активно использовали в брошюрах в свою пользу. На оккупированных территориях распространялись брошюры о Великой Отечественной войне, разъясняющие характер войны с точки зрения вермахта. Приведем цитату из брошюры «Борьба против большевиков - долг каждого патриота»: «За 25 лет своего владычества большевики превратили богатейшую страну в царство голода, нищеты, рабского труда и бесправия. Территория СССР покрылась тюрьмами и концентрационными лагерями. Большевики нигде не скупились на обещания. В 1917 году они захватили власть, обманув народ России. Рабочим они обещали, что они станут полноправными хозяевами в стране, что им будут принадлежать фабрики и заводы, что. они заживут много лучше, чем рабочие другой любой страны. <...> Большевики вырвали русский и другие народы СССР из Европы, отгородив их колючей проволокой от европейских соседей. <...> Борьба против большевизма - дело чести. Борьба против большевизма - долг каждого патриота»9.

Наибольшее распространение на территории Курской области имели следующие брошюры: «Кто такой Гитлер?»10 (краткая биография Адольфа Гитлера), «Для них уже кончилась война»11 (с призывами к воинам Красной армии сдаваться в плен). Отметим, что подобные брошюры, отдельные экземпляры которых сохранились в архиве УФСБ РФ по Курской области, были изданы в хорошем качестве, в них использовались фотографии и цветные иллюстрации.

При издании брошюр, как и листовок, фашисты также активно пользовались подлогом. Они издавали специальные брошюры под видом серии Воениздата

«Библиотечка красноармейца». Разумеется, содержание таких брошюр также несло в себе пропаганду фашистского мировоззрения.

Военно-политическая работа оккупантов была направлена на дезориентацию мирного населения, ему внушалась мысль о неизбежности победы фашистской Германии, бесполезности любого сопротивления нацистам. Немецкие пропагандисты утверждали в своих выступлениях, что война ведется не против русского народа, а с коммунистическим режимом. Советская сторона, разоблачая фашистскую пропаганду, стремилась постоянно информировать население о всех событиях, происходящих на фронтах Великой Отечественной войны, в советском тылу, в тылу вражеских войск и на международной арене.

Фашистские власти заботились о качестве своей печатной продукции, оформление и полиграфическое качество оккупационных плакатов и брошюр находились на достаточно высоком для военного времени уровне.

Язык оккупационных листовок и брошюр несколько отличался от языка советских изданий. Одна категория публикаций была более литературна, лишена политизированности - такие материалы были рассчитаны на интеллигенцию, которую не во всем устраивала советская власть. Другая категория газетных материалов и особенно листовок была полна острых высказываний, ничем не подкрепленных громких заявлений - читателями таких текстов по расчету немецкой пропаганды должны были стать более широкие слои населения.

Если в первые дни Великой Отечественной войны пропаганда вермахта использовала в своих целях доверие советских людей к печатному слову и ситуацию отсутствия у них альтернативных источников информации, то в середине войны красочные плакаты и брошюры о прелестях жизни в Германии сколь активно на оккупированных территориях не распространялись: они не могли вызвать доверия у населения, желания сотрудничать с фашистами, так как реалии «нового порядка» говорили о совершенно противоположном.

Подводя итог, отметим, что оккупационные брошюры, листовки и плакаты обладали рядом характерных особенностей, которые были обусловлены ключевыми направлениями немецкой пропаганды на захваченных территориях. Особенностью антисоветской пропаганды в этих изданиях была агитация против большевиков и стремление внушить населению мысль о непримиримых противоречиях между СССР и союзниками, о скором разрыве антигитлеровской коалиции. Исходя из проведенного анализа печати, можно сделать вывод, что германское командование видело приоритет пропагандистских функций листовок и брошюр над информационными. Немецкие издания, предназначенные для жителей оккупированной Курской области, содержали такую интерпретацию событий прошлого и настоящего, которая позволяла подчеркивать идеи фашистской идеологии и военное превосходство войск вермахта над Красной армией. Широкомасштабное применение немецко-фашистскими захватчиками таких средств печатной пропаганды, как листовки, плакаты и брошюры, практически явилось своеобразной информационной интервенцией, которой нацисты хотели закрепить интервенцию военную. Однако германские оккупационные службы, столкнувшись с активным противодействием советского Сопротивления, в конечном счете не смогли до конца реализовать ни одну свою акцию.

1 Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). Ф. П-2. Оп. 1. Д. 499. Л. 53.

2 Борисов (Ильин) И. В. Оккупационный плакат. М., 2006. С. 12.

3 Архив Управления ФСБ РФ по Курской области (АУФСБ РФ КО). Ф. 4-го отдела УНКВД. Д. 229.Т. 2. Л. 30.

4Там же. Л. 40-50.

5Там же. Л. 1-17.

6 Там же.Т. 1. Л. 15-38.

7 Гессе Роберт. Что такое национал-социализм // Газета «Речь». 1942; Гессе Р. Что такое национал-социализм. Симферополь: изд-во «Крым», 1943.

8 Октан М. Евреи и большевизм. Орёл, 1942.

9 Цит. по: Борисов (Ильин) И. В. Оккупационная брошюра. М., 2006. С. 6.

10 АУФСБ РФ КО. Ф. 4-го отдела УНКВД. Д. 229.Т. 2. Л. 18-25.

"Там же. Л. 15-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.