Научная статья на тему 'Психологическая «обработка» населения оккупированной территории Брянщины в период с 1941 по 1943 гОДЫ.'

Психологическая «обработка» населения оккупированной территории Брянщины в период с 1941 по 1943 гОДЫ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
690
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА / ПРОПАГАНДА / КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ЛИСТОВКИ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шанцева Е. Н.

В статье описывается применение немецким командованием различных средств пропаганды на оккупированной территории Брянщины в период с 1941 по 1943 годы, анализируются основные цели пропаганды. В зависимости от изменения положения дел на фронте, изменялось содержание немецкой военной пропаганды: в 1941 году немцы видели роль населения России лишь в экономической поддержке оккупантов, в 1942 году стали создаваться охранные отряды, национальные и добровольческие легионы, куда призывались мирные жители и военнопленные. В этот период упор стал делаться на пропаганду вооруженной борьбы с советской властью, то есть появляется идеологическая составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая «обработка» населения оккупированной территории Брянщины в период с 1941 по 1943 гОДЫ.»

УДК - 94.(47)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ «ОБРАБОТКА» НАСЕЛЕНИЯ ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ БРЯНЩИНЫ В ПЕРИОД С 1941 ПО 1943 ГОДЫ.

Е.Н.Шанцева

В статье описывается применение немецким командованием различных средств пропаганды на оккупированной территории Брянщины в период с 1941 по 1943 годы, анализируются основные цели пропаганды. В зависимости от изменения положения дел на фронте, изменялось содержание немецкой военной пропаганды: в 1941 году немцы видели роль населения России лишь в экономической поддержке оккупантов, в 1942 году стали создаваться охранные отряды, национальные и добровольческие легионы, куда призывались мирные жители и военнопленные. В этот период упор стал делаться на пропаганду вооруженной борьбы с советской властью, то есть появляется идеологическая составляющая.

Ключевые слова: психологическая война, пропаганда, коллаборационизм, периодическая печать, листовки, идеологическое противостояние.

История войн наглядно показала необходимость проведения и эффективность умело организованной работы по воздействию на морально-психологический потенциал противника. Начав формироваться в качестве средства устрашения, теория информационно-психологического воздействия в XX веке стала неотъемлемой частью военного искусства.

Пропаганда, как средство завоевания масс, достигла в Третьем рейхе больших результатов. Во многом это было связано с тем, что сфера общественных интересов была подчинена немецкой партии и государству [5]. Опыт, накопленный в области идеологической обработки своего собственного народа и армии, немцы использовали и в подготовке психологической войны против Советского Союза.

В Германии за пропаганду^ в целом отвечало Министерство «народного просвещения и пропаганды», которым руководил Иозеф Пауль Геббельс. К апрелю 1941г. в нем было занято 1902 человека, сотрудники были убеждёнными нацистами, многие имели золотой партийный значок. Средний возраст составлял 40 лет, большинство из них принадлежало к верхнему слою среднего класса, половина имела университетские дипломы. Главная заслуга в пропаганде «ужасов большевизма» принадлежит ближайшему сотруднику Геббельса доктору Тауберту [5].

Параллельно действовала система пропаганды в ведомстве А.Розенберга, имперского министра «восточных территорий». При генеральном штабе немецкой армии также работало специальное управление по ведению пропаганды среди войск противника и населения оккупированных территорий.

В феврале 1941г. в связи с подготовкой вторжения на территорию СССР отдел пропаганды вермахта начал разрабатывать план пропагандистского обеспечения военной кампании. К моменту вторжения на советскую территорию в немецких войсках, предназначенных к войне на Восточном фронте, было сформировано 19 рот пропаганды и 6 взводов военных корреспондентов СС. В их состав входили военные журналисты, переводчики, персонал по обслуживанию пропагандистских радиоавтомобилей, сотрудники полевых типографий, специалисты по изданию и распространению антисоветской литературы, плакатов, листовок.

В 1943г. зарубежное вещание велось на 53 языках. С секретных радиостанций, расположенных на территории Германии против СССР работало три радиостанции. Одна из них носила троцкистский характер, работала, как бы, на «партийно-советскую элиту». Вторая - сепаратистский. Работала на национальные регионы СССР. Третья - выдавала себя за «национально-русскую», работала, якобы, «на русских».

Основными целями немецкого пропагандистского воздействия на красноармейцев и командиров РККА, а также гражданское население в прифронтовой полосе являлось: устрашение противника; усиление пораженческих настроений; создание позитивного представления о плене; подрыв авторитета государственного и военно-политического руководства СССР; побуждение к добровольной сдаче в плен и к дезертирству; подрыв авторитета командиров и начальников, неповиновение им; усиление недовольства гражданского населения положением в стране; побуждение населения к лояльному отношению к военнослужащим вермахта; усиление тревоги за судьбу родных.

Согласно установкам специальной директивы по вопросам пропаганды немецким войскам предписывалось всячески подчеркивать, что противником Германии являются не народы Советского Союза, что немецкие вооруженные силы пришли в страну не как враги, а, напротив, как «освободители», стремящиеся «избавить людей от советской тирании». Пропаганда должна была способствовать распаду Советского Союза на отдельные государства.

Ожесточенное сопротивление Красной армии уже через два месяца после начала войны потребовало от отдела пропаганды вермахта внести коррективы в свою работу. Это были, главным образом, краткие призывы переходить на сторону немцев, уничтожать командиров и комиссаров (в

некоторых листовках за сдачу комиссара обещали 100 рублей) или просто маленькие книжечки с пропусками для сдачи в плен целого подразделения в виде отрывных талонов. Они получили название «Для тебя и твоих друзей».

Были и более сложные материалы, например, многостраничные фотоколлажи, иллюстрировавшие прелести немецкого плена. Такой фотоальбом, отпечатанный тиражом около 2 миллионов экземпляров, был распространен за линией фронта в течение первых недель войны.

В отличие от пропагандистских плакатов, адресованных населению оккупированных территорий, «окопные» листовки, предназначенные для распространения в зоне боевых действий Красной армии, отличались небольшим форматом - размером с почтовую открытку. Такие листовки было удобнее разбрасывать с самолетов над позициями противника, а диверсантам -переносить на себе за линию фронта для распространения в тылу Красной Армии. Наконец, такую листовку любому красноармейцу было проще поднять с земли и незаметно от глаз политкомиссаров положить в карман.

Особые усилия немецкой пропаганды были сосредоточены на фигуре И.Сталина. В одной из листовок привычная аббревиатура СССР расшифровывалась как «Смерть Сталина Спасет Россию». Тут же карикатура: пролетарский молот ударяет Сталина по голове, а крестьянский серп приставлен к его шее. Использовались различные приемы и средства идеологического разложения советских солдат - от примитивных лозунгов типа «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!» до пламенных воззваний начать новую, на этот раз - антибольшевистскую-антиеврейскую революцию: «Бойцы, командиры и политработники! Ваш святой долг начать вторую революцию за счастье Родины, Ваших семей. Знайте, что победа за Вами, так как оружие в Ваших руках. Спасайте Отечество от жидовского хама! Долой предателей России - жидовских пособников! Смерть жидовскому большевизму! Вперед, за свободу, за счастье и жизнь!»

Зная, что основную массу красноармейцев составляли выходцы из крестьян, немецкие пропагандисты сделали одним из главных пунктов своей программы обещание ликвидировать колхозы и вернуть крестьянам единоличные хозяйства. Пропагандисты третьего рейха твердили о том, что немецкий солдат несет в Россию землю и волю.

Правдивость немецкой прессы полностью была связана с положением дел на фронте. В 1941г., до начала Московской битвы, ложь и дезинформация в ней подавалась в весьма умеренных количествах. Оккупационные власти активно использовали плохую осведомленность населения о ходе боевых действий и положений на фронте. В результате разгрома немецких войск под Москвой и, таким образом, срыва плана молниеносной войны объективность оккупационных изданий стала резко падать.

Немецкие пропагандистские службы были вынуждены обратить внимание на зарождающееся партизанское движение. Пропаганда стала важным направлением борьбы с партизанским движением и подпольщиками. Из «Боевого наставления по борьбе с партизанским движением на Востоке» от 11.11. 1942г. начальника Генштаба Вооруженных Сил Иодля: «Пропаганда среди партизанских отрядов должна быть целеустремленна на то, чтобы разъяснить им, что их борьба бессмысленная, так как все попытки Красной Армии прорвать немецкую оборону оказались безуспешными и победа Германии предрешена. Им необходимо сказать, что с перебежчиками хорошо обращаются, тогда, как пленные партизаны расстреливаются» [3, здесь и далее текст из архивных документов представлен без исправлений, какворигинале].

От угрожающей пропаганды 1941г., немецкая пропаганда в конце того же года перешла к решению следующей задачи: привлечь на свою сторону население оккупированных районов для полного сотрудничества с Германией. И. Геббельс в своем дневнике отмечает: «Я пришел к выводу, что мы должны коренным образом изменить нашу восточную политику...Мы можем значительно уменьшить партизанскую опасность, если завоюем доверие населения... будет целесообразно также создать в некоторых регионах марионеточные правительства, которые будут проводить нужные нам непопулярные меры... они будут служить удобным прикрытием для проведения нашей собственной политики» [6].

«Правильная и действенная пропаганда в обращении с населением является вопросом исключительной важности. Поэтому, прежде всего, необходимо убедить население, что победа Германии несомненно обеспечена и возвращение большевиков исключено. Текущая информация должна отражать положение на фронте и успехи Германии.

Позднее населению должно быть показано существенное положение в Германии, особенно жизненный уровень, немецких крестьян и рабочих и разница между большевистскими отношениями и отношениями в Германии» [3].

«Готовность к сотрудничеству должна поощряться оплатой. Оплата может производиться деньгами, натурой (продуктами, табаком, вином). Здесь же необходимо, чтобы все инстанции, руководящие осведомители, выдавали последним дополнительные порции продуктов питания -паек, табак и вино. Во многих случаях, целью защиты осведомителей от партизанской мести, оплату их целесообразно держать в строгой тайне» [3].

В 1941 году немцы видели роль населения России лишь в экономической поддержке оккупантов, в 1942 году стали создаваться охранные отряды, национальные и добровольческие

легионы, куда призывались мирные жители и военнопленные. Изменилась и пропаганда. Упор стал делаться на пропаганду вооруженной борьбы с советской властью.

На всём протяжении оккупации немцы доказывали, что война, которую ведут Красная армия и партизаны, есть борьба не за свободу Отечества, а за сохранение «сталинского режима»

[9].

Из «Боевого наставления по борьбе с партизанским движением на Востоке» от 11.11. 1942г. начальника Генштаба Вооруженных Сил Йодля: «Очень важным для пропаганды является использование противоречий между СТАЛИНЫМ и оппозицией внутри КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ, которая упрекает его в измене ЛЕНИНИЗМУ. Нужно выпятить то обстоятельство, что СТАЛИН вверг русский народ в войну, и что он является виновником всех бедствий, и что ГЕРМАНИЯ освобождает народ от этого режима (подч. авт.).

Для того чтобы приспособиться во всех отраслях духовной деятельности русского народа, и как можно эффективнее, необходимо привлечь на свою сторону интеллигенцию. Особенно эффективно действуют доклады освобожденных военнопленных или перебежчиков из партизанских отрядов и письма русских рабочих из ГЕРМАНИИ» [3].

Центральное место в идеологической борьбе занимала «активная» (печатная) пропаганда, в которой значительное место отводилось пропагандистскому воздействию в периодической печати. Именно пресса была призвана обеспечить комплексное системное воздействие на население, привлечение его на сторону оккупантов, разъяснение новых правил жизни, кроме того, самим своим существованием газеты и журналы подтверждали, что новая власть пришла «всерьез и надолго». Создание широкой сети периодических изданий диктовалось и чисто практической необходимостью: в тот исторический период печать была практически единственным средством массовой коммуникации, информации и обратной связи [5].

В большинстве случаев от момента оккупации города до начала издания в нём коллаборационистских пропагандистских материалов проходило менее месяца. Большую часть печатных изданий пропагандистского характера составляли газеты и листовки. Только в оккупированных районах центральных областей РСФСР немцы издавали на русском языке более 20 журналов и газет. Они печатались тиражами в несколько тысяч, а иногда десятков тысяч экземпляров [7].

Печати верили больше, если в ней работали «свои». В крупных городах и населенных пунктах в зоне оккупации при комендатурах и бургомистерствах действовали отделы пропаганды, сотрудники которых по указанию оккупантов должны были зачитывать перед населением немецкие газеты и листовки, вывешивать в населенных пунктах на видных местах немецкие и коллаборационистские материалы, обеспечивая, таким образом, доведение материалов пропаганды до каждого жителя.

Издание коллаборационистских «своих» печатных материалов, было ориентировано на все группы населения. На территории оккупированной Брянщины немцы распространяли три газеты: «Речь», печатавшуюся в Орле, «Голос народа», издаваемую Локотским окружным «самоуправлением», и «Новый путь», которая издавалась в Клинцах. «Речь» выходила три раза в неделю, «Голос народа» - еженедельно, тиражом в пять тысяч экземпляров, «Новый путь» - два раза в неделю.

Основная газета, издававшаяся в Орле - «Речь» - объявлялась оккупантами наследницей газеты «Орловские известия», что было сделано для повышения её авторитета у читателей. Изначально это было одностраничное издание, постепенно превратившееся в четырёх полосную газету, выходившую два раза в неделю.

Главным редактором газеты на протяжении почти всего периода её существования был журналист Михаил Ильинич, больше известный как Михаил Октан. В своей пропагандистской работе он делал всё, чтобы привлечь на сторону оккупантов как можно больше представителей различных творческих профессий. На страницах коллаборационистской печати регулярно появлялись его статьи под характерными названиями «К интеллигенции!» «Освобожденному народу - народное искусство», «О месте русской интеллигенции в этой войне».

Из брошюры М.Октана «Является ли эта война отечественной для народов России»: «... каждый истинный патриот своей родины должен бороться за свержение большевизма в этой войне, а значит и за возрождение России, за жизнь без страха и насилий, за обеспеченное будущее своих детей. Многие десятки тысяч русских людей уже активно борются против большевизма, новые сотни тысяч вступают на этот путь. И в этом залог светлого будущего новой России. Большевики называют это «изменой родине»! Истинный патриот не может быть партизаном. Наоборот, он должен бороться против партизан за новую, счастливую Россию» [1].

В своих материалах М. Октан делал упор на то, что «усилиями непобедимой немецкой армии большевизм опрокинут, отогнан, наши территории очищены, и для сохранившейся интеллигенции снова открыто широкое поле деятельности». Акцентируя внимание на роли интеллигенции, он отмечал, «что понявшая важность исторического момента, осознавшая свой долг перед своим народом, полная непреклонной воли к установлению новой жизни, уверенная в своих силах и, идя рука об руку со своим народом, принесет ему счастье, заслужит его благодарность и найдет полное удовлетворение в сознании выполненной ею своей исторической задачи».

Немецкие пропагандисты требовали от литераторов, художников, артистов и певцов пересмотра творческих позиций, «навязанных» большевиками. Октан призывал - «... Очистить искусство от всех вредных наслоений, образовавшихся за годы жидовского засилья» [10].

Характерной чертой для этой газеты являлось наличие литературной рубрики, в которой печатались выгодные или удобные нацистам отрывки из произведений русских классиков - A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского и др. Все эти отрывки в обязательном порядке снабжались подробными комментариями, повествующими о том, какие произведения классиков «запрещались» советской властью. В очерке «Повесть непогашенной луны», опубликованном в газете «Речь», говорилось о том, что НКВД, как оружие в руках Сталина повинно в гибели М.В. Фрунзе и Бориса Пильняка - талантливого писателя, не побоявшегося в «Повести непогашенной луны» написать об этом [2].

Также в каждом номере газеты «Речь» публиковались репертуары местного театра и кинотеатра, программа передач Орловского радиоузла. Большую часть вещания занимали различные пропагандистские передачи или передачи пропагандистского характера.

Таким образом, коллаборационистские периодические издания, организуемые повсеместно на оккупированной территории, имели чёткую программу действий. Их основной задачей была популяризация деятельности вермахта и оккупационных властей, призыв к населению о сотрудничестве с оккупационными властями.

Состав периодических изданий, созданных оккупантами на территории областей Центральной России, главным образом, идентичен. Подбор кадров для работы в коллаборационистских изданиях во многом типичен. К этой работе привлекались люди беспринципные, недовольные властью, посчитавшие службу оккупантам выгодной и перспективной.

Руководство Германии надеялось, что с помощью пропагандистских мероприятий удастся, опираясь на антикоммунистические силы СССР, привлечь на свою сторону значительную часть местного населения, ослабить наступательный порыв Красной Армии, разгромить партизанское движение и переломить ход войны в свою пользу.

Необходимо признать, что оккупантам удалось привлечь на свою сторону часть людей, оказавшихся на оккупированной территории. Этому способствовала и эффективная пропаганда [6].

Явной пропагандистской акцией со стороны оккупантов было открытие церквей. Из информационного бюллетеня Брянского штаба партизанского движения при военном совете Брянского фронта за июль 1943 года: «Захватив в октябре 1941 г. г. Орел и часть районов Орловской области, немецкие фашисты начали восстанавливать православные церкви, способствовать и поощрять религиозные отправления, принуждая население к соблюдению религиозных праздников и обрядов. Основная масса церковников сотрудничают с немцами, используют церковь для целей фашистской пропаганды» [4].

В ответ на это, в 1943 году советским руководством было принято решение относительно положения Церкви. От постепенного прекращения гонений в отношении церкви и священнослужителей и молчаливого перемирия между Церковью и государством, начавшегося в конце 30-х годов, был сделан решительный шаг к признанию полноправного положения Русской православной церкви в Советском Союзе [8].

Немецкая пропаганда, столкнувшись с активным сопротивлением советских служб, не смогла до конца реализовать ни одну свою акцию. Советская пропаганда не акцентировала внимание на идеях социализма, коммунизма, а отражала победы Красной армии, успешные военные операции партизанских отрядов. Ее целью было сохранение национального единства, в то время как немецкие службы пытались расколоть советское общество по национальному признаку.

Широкомасштабное применение оккупантами различных средств пропаганды практически явилось своеобразной информационной интервенцией, которой немцы хотели закрепить интервенцию военную.

Опыт ведения пропаганды в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. представляет собой значительный вклад в теорию и практику информационно-психологического воздействия на войска противника и население в условиях боевых действий. Он еще раз подтверждает огромное значение и возможности этой деятельности как эффективного средства подрыва морально-боевого духа войск противника и местного населения.

In article application by German command of various means of propagation on an occupied territory of Bryansk region during the period since 1941 till 1943 years, propagation main objectives are analyzed. Depending on change of a state of affairs at the front, the maintenance of German military propagation changed: in 1941 Germans saw a role of the population of Russia only in economic support of invaders, in 1942 security groups, national and voluntary legions where civilians and prisoners of war were called began to be created. During this period the emphasis began to become on propagation of the armed struggle against the Soviet power, that is there is an ideological component.

The key words: War of nerves, propagation, collaboration, periodicals, leaflets, ideological opposition.

Список литературы

1. ГАБО (Государственный архиеБрянской области). Ф. 2608. Оп. 1. Д. 30. Л. 14-15.

2. ГАБО. Ф. 2608. Оп. 1. Д. 32. Л. 99.

3. ЦНИБО (Центр новейшей историиБрянской области). Ф. 1650. Оп. 1. Д. 65. Л. 139.140.

4. ЦНИБО. Ф. 1650. Оп. 1. Д. 87. Л. 11.

5. Грибков И. Периодическая печать на временно оккупированных территориях // Эхо войны. 2008. №3. С.16.

6. Грибков И. Хозяин Брянских лесов. Бронислав Каминский, Русская освободительная народная армия и Локотское окружное самоуправление. Москва, Московский писатель / Библиотека журнала Эхо войны, вып. 1, 2008. 116 с.

7. Дандыкин Т.К. Страницы подвига. Военно-хозяйственная и политическая деятельность коммунистической партии в партизанских краях и зонах центра России (1941 - 1943 гг.) Тула: Приокское кн. изд-во, 1979. С. 30.

8. ЕмельяновЮ.В. Десять сталинскихударов. Триумф генералиссимуса. М.: Яуза, Эксмо, 2006. 416

с.

9. КовалевБ.Н. Антифашистская борьба: анализ пропагандистского противостояния, 19411944 гг.: (На материалах временно оккупированной территории Северо-запада РСФСР): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. СПб., 1993. 196 c.

10.Речъ. 1942.15 марта.

Об авторе

Шанцева Е.Н. - аспирант Брянского государтвенного технического университета, MJordon@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.